Проекты
Проекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_novogodnyaya_skazka.pdf | 255.44 КБ |
proekt_ekologi.docx | 60.65 КБ |
proekt_kosmos.doc | 578 КБ |
proekt_pravila_druzhelyubnoy_dorogi.docx | 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта» |
Проект « Юные защитники природы»
Подготовила воспитатель:
Бейбалаева Сабина Ражидиновна
Г. Нижневартовск 2020 г
В природе столько красоты-
Вглядись, и ты поймёшь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла.
О чём под вечер, в поле ржи
Поют перепела…
В.Чижов
Актуальность проекта. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Поэтому дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней.
Участие детей в проекте « Юные защитники природы» позволит максимально обогатить знания и представления детей о бережном отношении к нашему « Зелёному дому», развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель проекта: Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы
Задачи проекта
• создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
• формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; • развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
• развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
• развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности; воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
Тип проекта: познавательно – экспериментальный, исследовательно – практический.
Продолжительность:1 год
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Новизна проекта Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим, экология, ОБЖ, развитие речи, ручной труд, изобразительную деятельность. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Ожидаемые результаты Дети: У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Сформируются знания о взаимосвязи в природе. Разовьется интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги: Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнится развивающая среда в группе. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители: Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Гипотеза: Если в ДОУ будут обеспечены максимально – благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.
Формы работы по реализации проекта:
- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
- создание презентаций, слайд шоу;
- конкурсы и викторины , КВН;
- продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- инсценировки и театрализации;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- эколого-познавательные праздники и развлечения.
1 этап - организационный:
планирование и прогнозирование предстоящей работы ( сентябрь) .
Задачи этапа:
экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников;
создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
2 этап – практическая деятельность (октябрь-апрель)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – итоговый, диагностический (май)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Рабочий план реализации проекта
АКЦИЯ « Живая планета»
Задачи: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности .
Содержание деятельности | Участники | Сроки реализации |
НОД «Земля – живая планета» | Воспитатель | Октябрь 1,2 -неделя |
НОД – художественное творчество «Животные жарких стран» | Воспитатель, дети | Октябрь 3-неделя |
НОД – художественное творчество – рисование экологических знаков | Воспитатель, дети | Октябрь 4-неделя |
Просмотр презентации « Красная книга России». | Воспитатель, дети | Октябрь 4-неделя |
Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев на территории детского сада» | Воспитатель, дети, родители | Октябрь 4-неделя |
Просмотр и обсуждение презентации «Экологические ситуации» | Воспитатель, дети, | Ноябрь 1-неделя |
Информационная ширма для родителей | Воспитатель, дети, | Ноябрь 2-3-неделя |
АКЦИЯ «Друзья птиц».
Задачи: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность
Содержание деятельности | Кто примет участие | Сроки реализации |
Трудовой десант «Наполним кормушки кормом» | Воспитатель, дети | Ноябрь 4-неделя |
Распространение памяток «Покормите птиц зимой» | Воспитатель, дети | Декабрь 1-неделя |
Изготовление стенгазеты «Как помочь зимой птицам?» | Воспитатель, дети | Декабрь 2-неделя |
Просмотр и обсуждение презентации «Где зимуют птицы» | Воспитатель, дети | Декабрь 3-неделя |
Художественное творчество Рисование «Птичья столовая» Лепка «Птицы на кормушке» | Воспитатель, дети | Декабрь 4-неделя |
АКЦИЯ: «Ёлочка – хозяйка леса»
Задачи: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
Содержание деятельности | Кто примет участие | Сроки реализации |
Трудовой десант «Укроем елочку снегом» | Воспитатель, дети | Январь 2-неделя |
Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации «С кем дружит ель?» | Воспитатель, дети | Январь 3-неделя |
Распространение листовок «Берегите ели!» | Воспитатель, дети | Январь 4-неделя |
Рисование запрещающего знака «Не рубите ели!» | Воспитатель, дети | Февраль-1-неделя |
Коллективная аппликация «Не оставим лес без елей» | Воспитатель, дети | Февраль-2-неделя |
АКЦИЯ: «Жизнь в капле воды»
Задачи: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, её надо беречь.
Содержание деятельности | Кто примет участие | Сроки реализации |
Опытно – исследовательская деятельность «Изучаем свойства и различные состояния воды» | Воспитатель, дети | Март 1,2,3-неделя |
НОД – познание «Какая она – вода?» | Воспитатель, дети | Март 4 –неделя Апрель 1-неделя |
Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций | Воспитатель, дети | Апрель 2-неделя |
НОД – художественное творчество «Веселая капелька» | Воспитатель, дети | Апрель 3-неделя |
Распространение бюллетеней «Берегите воду!» | Воспитатель, дети | Апрель 4-неделя |
Развлечение «Юные защитники природы» | Воспитатель, дети | Май 2-неделя |
Результаты реализации проекта
Информационная ширма для родителей.
Изготовление стенгазеты «Как помочь зимой птицам?».
Распространение памяток «Покормите птиц зимой».
Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации «С кем дружит ель?».
Распространение листовок.
Рисование запрещающего знака «Не рубите ели!».
Художественное творчество- Рисование «Птичья столовая».
Оценка эффективности проекта В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты:
-сформированы начала экологической культуры у детей;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы;
-дети научились практическим действиям по охране природы;
-развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы
Результаты диагностики в старшей и подготовительной группе
Список используемой литературы:
1. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
2. Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008
4. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
6. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005
7. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
8. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011
9. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
10. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
11. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
тема : «Космос»
Тип проекта: познавательный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети 3-4 года, родители воспитанников.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- расширять представление детей о многообразии космоса;
- рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса;
- продолжать познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми летчиками-космонавтами;
- повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с космосом;
- привлечь родителей к совместной деятельности.
- развивать творческое воображение, комбинаторные способности, фантазию.
- воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу,
- воспитывать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса;
Актуальность проекта:
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, планетах. Эта тема вызывает у детей интерес и дает возможность многосторонне развивать личность ребенка. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, игры расширяют кругозор, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, развивают интеллект.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- повышение уровня компетентности детей по теме «Космос».
- формирование умения экспериментировать, синтезировать полученные знания,
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков
- желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Для родителей: укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Этапы реализации проекта
1 этап
1. Информация родителей о предстоящей деятельности.
2. Подбор литературы о космосе, энциклопедий, презентаций, фотографий, плакатов.
2 этап
1. Работа с родителями по заданной теме.
2. Организация конструктивных, дидактических и подвижных игр.
3. беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций использование раскрасок, разрезных картинок;
- выкладывание мозаики;
- конструирование из бумаги, строительного материала;
3 Этап
1. Выставка рисунков «Солнечная система»
2. Конкурс поделок «Космическое путешествие»
Предварительная работа:
1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Содержание проекта.
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Что такое космос».
Цель: расширять представление детей о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса. Расширять знания детей о планете земля
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы.
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; продолжать знакомить детей с понятием «Солнечная система». Закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях, понятиях: «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», названия планет.
6. Беседа «Знаменитые космонавты»
Цель: уточнить знания детей о первом космонавте Ю.А.Гагарине, рассказать о других космонавтах. Дать представление о пользе инженеров в освоении космоса, познакомить детей с конструктором С. Королёвым. Продолжать учить детей создавать разные космические аппараты конструктивным и комбинированным способами.
7. Беседа «Покорение космоса»
Цель: объяснить детям, что такое космос, космическое пространство. Познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Художественно - эстетическое развитие:
аппликация «Космическое путешествие».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
Лепка «Лети ракета к звездам»
Цель: Продолжать освоение рельефной лепки: предложить детям вместе создать рельефную картину, включающую разные космические объекты (Солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы).
Рисование «Летающие тарелки пришельцы из космоса»
Цель: Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов.
Конструирование из бумаги по типу оригами «Ракета»
Цель: упражнять в складывании бумаги в разных направлениях, используя пооперационные карты или видео.
Подвижные игры:
Игра «Кто быстрее до Луны»
Ход игры: В игре принимают участие 2 ребенка, становятся напротив друг друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл. Проводится с 3-4 игроками.
«Космонавты»
Мы сейчас все космонавты,
Как Гагарин, как Титов
Экипаж ракеты нашей
В космос вылететь готов. Старт.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука «У».
Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса.
Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом.
Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Пальчиковая игра
«Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят ( Сжимаем и разжимаем кулаки)
Космонавт летит в ракете (Потираем ладонь о ладонь)
День летит и ночь летит (Сжимаем и разжимаем кулаки)
И на Землю вниз глядит (Имитируем «бинокль»)
Видит сверху он поля (Разводим руки в стороны ладонями вниз)
Горы, реки и моря (Руки вверх имитируя горы, делаем волнообразные движения, сложенными вместе ладонями имитируя реки, разводим руки в стороны ладонями вверх имитируя моря)
Видит он весь шар земной ( Соединяем руки в шар над головой)
Шар земной – наш дом родной! (Попеременно пожимаем руки)
Дидактические игры:
«Ракеты. Найди тень. Найди пару»
«Найди лишнее»
Цель: воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения.
«Разложи планеты на орбитах»
-расширять знания детей о космосе, о строении Солнечной системы;
-развивать навыки ориентировки и пространственные представления;
-называть по памяти планеты Солнечной системы;
-упражнять в счете планет;
-развивать у детей коммуникативные навыки.
ИГРА-ЛОТО «УГАДАЙ СОЗВЕЗДИЕ»
-познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен;
-развивать познавательный интерес.
ИГРА «ИЗОБРАЗИ СОЗВЕЗДИЕ»
-учить детей изображать созвездие на плоскости;
-развивать мышление, творческое воображение, память;
-развивать мелкую моторику пальцев рук.
ИГРА «КОСМОС»
-учить детей плоскостному конструированию по образцу;
-развивать мышление, творческое воображение, память;
-развивать мелкую моторику пальцев рук.
ИГРА «СОБЕРИ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
-закреплять знания детей о геометрических фигурах;
-учить детей конструировать по образцу и по памяти;
-развивать мышление, воображение, память;
-развивать мелкую моторику пальцев рук.
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»,
Загадки о космосе. Цепочка загадок: Чтобы глаз вооружить И со звёздами дружить Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный … Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет Вам расскажет обо всём Добрый дядя … Астроном – он звездочёт Знает всё наперечёт Только лучше звёзд видна В небе полная … До Луны не может птица Долететь и прилуниться Но зато умеет это Делать быстрая … У ракеты есть водитель Невесомости любитель По-английски «астронавт», А по-русски … Космонавт сидит в ракете Изучает всё на свете На орбите, как назло Появилось … | НЛО летит к соседу Из созвездья Андромеды В нём от скуки громко воет Злой зелёный … Гуманоид с курса сбился В трёх планетах заблудился Если звёздной карты нету Не поможет скорость … Свет быстрее всех летает Километры не считает Дарит Солнце жизнь планетам Нам – тепло, хвосты - … Всё комета облетела Всё на небе осмотрела Видит в космосе нора Это чёрная … В чёрных дырах темнота Чем-то чёрным занята Там окончил свой полёт Межпланетный … Звездолёт – стальная птица Он быстрее света мчится Познаёт на практике звёздные … А галактики летят В рассыпную, как хотят, Очень здоровенная Эта вся ……….. Вселенная. |
В небе виден жёлтый круг И лучи, как нити, Вертится Земля вокруг, Словно на магните, Хоть пока я и не стар, Но уже учёный Знаю – то не круг, а шар Сильно раскалённый. Солнце | Высоко-превысоко Где-то очень далеко Солнца звёздами мерцают, Метеоров рой летает. Вечный мрак там, вечный холод, Притяженья нет земного И много разных там планет, Только воздуха там нет. Космос |
По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. Звёзды | В. Степанов В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель. Навеки будут вместе Гагарин и апрель. |
Итог:
Выставка рисунков «Солнечная система»
Выставка поделок «Космическое путешествие»
Предварительный просмотр:
Проект
по правилам дорожного движения
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Правила дружелюбной дороги».
Проект по ПДД для детей старшего дошкольного возраста
«Правила дружелюбной дороги».
Вид проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).
Срок реализации проекта: 20. 09. – 24.09.2022г.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Проблема: недостаточные знания детей о правилах дорожного движения.
Актуальность темы: Дорога! Это понятие входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Вот малыш топает по дорожке. Вот он садится за руль своего первого велосипеда, отправляется с родителями на автомобильную прогулку или в необыкновенное воздушное путешествие. Он становится то пешеходом, то пассажиром, то
«водителем». И время от времени оказывается в ситуациях, опасных для его здоровья. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная изучению Правил дорожного движения.
Перед педагогами встает вопрос «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?»
Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Создание условий:
*включение детей в познавательно-практическую деятельность по выполнению правил дорожного движения;
*организация уголка по ПДД в группе, информация для детей и родителей, художественная литература;
*оснащение рабочей зоны для детей: лото, раскраски;
*включение родителей в совместный образовательный процесс;
*целевые прогулки-ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, наблюдением за пешеходами, за движением разных видов транспорта;
*беседы-выявление у детей уже имеющихся знаний и представлений, определение тех направлений, по которым необходимо провести специальное обучение;
*игра – закрепление детьми знаний, полученных во время бесед или организованной деятельности;
*педагогические ситуации – выявление представлений детей о типичных опасных ситуациях и действиях в них.
Взаимодействие с родителями:
-информировать родителей о теме проекта;
-привлечь родителей к оснащению группы игровым материалом;
-привлечь родителей к созданию, совместно с детьми, схематического изображения
«Моя улица»;
-привлечь родителей к проявлению интереса к правилам поведения на дороге: рассказ-беседа родителей «Как я учился переходить дорогу»;
-оформить информационный стенд для родителей «Безопасного дорожного движения»;
-участие в конкурсе рисунков «Светофор-мой лучший друг!»
Предполагаемый результат:
*Дети умеют ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, находить пути решения и выхода из них.
*Умеют правильно вести себя в незнакомом и людном месте.
*Знают: назначение светофора и каждого его цвета; правила поведения на проезжей части, в транспорте; как правильно переходить улицу; кто такие пешеходы.
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Возможные риски проекта: усвоение материала зависит от индивидуальных особенностей детей.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно– транспортного травматизма. Мероприятия проводятся в свободное от образовательной деятельности время в виде бесед познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных и подвижных игр; пополнения уголка по Правилам дорожного движения.
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения
Проблемные вопросы:
- Зачем надо формировать у детей знание ПДД?
- Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
- Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
- Как научить ребенка полученные теоретические знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни?
- Какая опасность может возникнуть на улице. Если ребенок не умеет правильно оценивать ситуацию.
Гипотеза исследования:
Положительная эффективность у детей младшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение условий для организации деятельности МБДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
- упрочение совместного сотрудничества МБДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- разработка краткосрочного плана работы с детьми второй младшей группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;
- формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Методы исследования:
- Непосредственно-образовательная деятельность.
- Художественное творчество.
- Ситуационно-имитационное моделирование.
- Чтение художественной литературы.
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
- Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
- Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
- Проведение викторины по теме проекта.
- Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
- Тематические погружения по теме проекта.
- Работа с родителями.
- Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Этапы проекта:
- этап (постановка проблемы):
- постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
- определить продукт проекта:
а) знание правил дорожного движения;
б) проведение игрового тренинга по теме проекта.
этап (обсуждение проблемы, принятие задач):
- довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
- подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
- составить перспективный план работы по проекту;
- изучить методическую литературу.
- провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!»,
«Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- провести с родителями анкетирование, тестирование.
этап (работа над проектом):
- организовать работу по решению задач проекта через:
- Непосредственно-образовательную деятельность:
- «Знаки дорожные помни всегда»;
- «О работе ГИБДД»;
- «Осторожно, дорога!»;
- «Правила для пассажиров»;
- «Транспорт на улицах города».
- Художественное творчество:
- рисование: «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
- Ситуационно-имитационное моделирование.
- Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа»,
«Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
- Рассматривание иллюстраций, картинок.
- Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: «Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.
- Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
- Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков»,
«Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили»,
«Светофор» и другие.
- Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу».
- Отгадывание загадок.
- Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».
- Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
Проведение с родителями:
- консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожногодвижения»,
«ПДД – знать каждому положено».
- практикума «Как поступить в данной ситуации?»
- размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».
этап (презентация):
- провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного движения»;
- представить продукт проекта – макет улицы.
Полученные результаты:
- Условия для организации деятельности по охране и безопасности жизни ребенка в группе созданы, оценены положительно воспитателями и родителями и выставлены на оценку педагогического коллектива МБДОУ г.Нижневартовска «Детский сад №5 «Мечта», и инспектора ГИБДД;
- Разработанный краткосрочный план работы с детьми младшей группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
- По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей младшего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Список использованной литературы и источников: Методическая литература:
- Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасностидетей дошкольного возраста»;
- Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
- Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
- Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортноготравматизма»;
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Дорожная азбука»;
- Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
- Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»;
- Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «Мы по улице идем»;
- Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожногодвижения»;
- Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.;
- Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003;
- Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения»;
- Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 2003;
- Поддубная Л. «Правила дорожного движения для средней группы»;
- Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко.
— М.: Просвещение, 2007;
- Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. — М.: Детская литература, 2002.