ДОП образование

Бейбалаева Сабина Ражидиновна

В нашем учреждении проводятся дополнительные платные услуги:

 

По развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам подготовки детей к обучению в школе "Познавай-Ка".Услуга предоставляется 2 раза в неделю продолжительностью 30 мин. с детьми дошкольного возраста 6-7 лет вне образовательной деятельности.Количество детей-8

занятие проводит воспитатель Бейбалаева Сабина Ражидиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_raduga_krasok_11_gr.docx76.93 КБ
Файл programma_kvilling.docx483.39 КБ
Файл programma_poznavayka.docx307.35 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена\Desktop\Мои документы\логотип.jpeg

Муниципальное автономное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад № 5

«Мечта»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС №5 «Мечта»

___________________ Е.В.Радзевика

Приказ № _____ от __________2017г.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления

«Радуга красок»

  группы общеобразовательной направленности для детей дошкольного возраста  от 5 до 6 лет

2021-2022 учебный год

Составитель:

Бейбалаева С.Р.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………...       3

Направленность программы……………………………………………………………………..   4

Актуальность программы.

Новизна программы.

Используемые методы.

Цель программы.

Задачи программы.

Возраст детей.

Сроки реализации.

Методическое обеспечение.

Форма организации занятий………………………………………..  ………………………...      5

Количество учебных часов в неделю.

Количество детей в группе.

Планируемые результаты.

Материал.

Форма отчетности.

  1. Календарный  график……………………………………………………………………….         6
  2. Учебный план…………………………………………………………………………………...    7
  3. Тематический план…………………………………………………………………………….    8
  4. Содержание работы программа художественно –

эстетической направленности «Радуга»………………………………………………..        10

  1. Оценочный материал………………………………………….. …………………………        12

Диагностика и критерии результативности

Анализ продукта деятельности.

Анализ процесса деятельности……………………………………..    ……………………..      12

Список литературы………………………………................................................................         14

     

Пояснительная записка.

    Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

   Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Наше творчество». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

   В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Направленность программы.

Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.  

Актуальность программы.

Разработана для детей 5-6 лет. Актуальность программы состоит в том, что изобразительная деятельность вызывает большой интерес у ребенка старшего дошкольного возраста. В этот период совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно-творческие способности.  

Новизна программы.

Новизной и отличительной особенностью программы художественно-эстетической направленности  «Радуга» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.  

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изодеятельности;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель программы.

   Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной  деятельности.

Задачи программы.

1. Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

2. Развивать художественно –  творческие способности детей.

3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

 

4. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами.

Возраст детей. 4 – 5 лет.

Сроки реализации. 1 год.

 

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

Пластилинография, кляксография с трубочкой, пальцами, ладошкой, акварель и восковые мелки, набрызг, свеча + акварель, скатывание бумаги, оттиск печатками из ластика, тычком.

Форма организации занятий.

Занятия проводятся с детьми старшей группы. На занятиях дети знакомятся с разнообразными изобразительными материалами (бумага, акварель, гуашь, воск, мел, бросовый материал, природный материал). Каждое занятие проводится эмоционально. На занятиях используется музыкальное сопровождение (пение птиц, шелест леса…).

Количество учебных часов в неделю. 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут. Всего 36 часов.

Количество детей в группе. 9 человек.

Планируемые результаты.

 Дети сравнивают  предметы,  выделяя  их  особенности  в  художественно-изобразительных  целях; плавно  и  ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для  создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

Материал:

o акварельные краски, гуашь;

o восковые мелки, свеча;

o ватные палочки;

o поролоновые печатки;

o коктейльные трубочки;

o бумажные салфетки;

o матерчатые салфетки;

o стаканы для воды;

o подставки под кисти;

o кисти.

 

Форма отчетности:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.      

 

Годовой календарный график

Начало учебного года: - 1 сентября

Окончание учебного года: - 31 мая

Кружковая работа: 2 раза в неделю, вторая половина дня

Продолжительность занятий: 25 минут

Срок реализации программы: 1 год

Расписание занятий по дополнительному занятию « Радуга красок»

Количество/продолжительность занятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

I половина дня

-

-

-

-

-

II половина дня

16:00

-

16:00

-

-

Расписание непосредственно -организованной деятельности

в группе  общеразвивающей направленности

для детей дошкольного возраста  4-5 лет

понедельник

10.10-10.30

10.40-11.00

11.10-11.30

16.00-16.25

Физ. развитие

Худ.-эстет.развитие(лепка 1\аппликац.3\конструкт.2\4)

Радуга красок

вторник

10.10-10.30

10.40-11.00

 11.10-11.30

Речевое развитие

Физ. развитие

среда

10.10-10.30

10.40-11.00

11.10-11.30

16.00-16.25

Худ.-эстет.развитие(музыка)

Познавательное развитие(мир природы 1\3)

Соц.коммуникат.(социокультурные истоки 2\4)

Радуга красок

четверг                    

9.00-9.20

9.30-9.50

11.40-12.00

Познавательное развитие (математика)

Физ.развитие (У)

пятница

9.00-9.20

9.30-9.50

10.10-10-30

Худ.-эстет.разв. ( рисование)

Худ.-эстет.разв. (музыкальное)

Тематический план

Месяц

Неделя

 

Тема

 занятия

Программное

содержание

Сентябрь

1.

 

Техника

«Пластилинографии».

Познакомить с техникой «Пластилинографии». Развивать мелкую моторику рук.

2

«Бабочки».

Расширять представления детей об окружающем мире.

3

«Фруктовый натюрморт».

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей.

4

«Желтые листья летят»

 Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать  координацию движений рук, глазомер.

Октябрь

1

«Техника «Кляксография с трубочкой».

Познакомить с техникой «Кляксография с трубочкой». Учить отражать особенности изображаемого предмета.

2

«Осенний лес».

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение.  

3

«Горы».

 Закрепить умение рисовать в технике «Кляксография». Развивать чувство цвета и ритма.

4

«Удивительные деревья».

 Учить отражать особенности изображаемого предмета.

Ноябрь

1

Техника рисования    «Пальцами».

Развивать у детей чувство ритма и цвета; познакомить детей с новой нетрадиционной техникой.  

2

«Кисть рябинки, гроздь калины»

Развивать у детей чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к рисованию пальчиками.

3

Техника рисования

«Ладошкой».

Познакомить детей с техникой рисования ладошкой; учить создавать композицию.

4

«Перчатки»

Продолжать учить изображать перчатки с помощью рисования ладошкой.

Декабрь

1

Техника «Акварель и восковые мелки».

Познакомить с техникой рисованиея «Акварель и восковые мелки».  

2

«Зимние деревья»

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции.

3

«Загадочные снежинки».

Закрепить умение рисовать  восковыми мелками. Воспитывать аккуратность.

4

«Ёлочка пушистая, нарядная»

Закрепить умение рисовать акварелью.  Развивать чувство цвета и ритма.

Январь

        

1

Техника «Набрызг».

Познакомить с техникой «Набрызг». Совершенствовать умение в данной технике.  

2

«Конфетти».

Закрепить технику «Набрызг»; учить создавать композицию, планировать свои действия.  

3

«Праздничный салют».

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма.  

4

«Звездное небо».

Совершенствовать умение в данной технике. Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг.

Февраль

1

Техника рисование «Свеча + акварель».

Познакомить с техникой рисования «Свеча + акварель».                              

2

«Веселый снеговик».

Учить создавать композицию, планировать свои действия.  

3

«Зимушка-зима».

Закрепить технику рисования свечой. Учить выражать в рисунке приметы зимы.

4

«Морозные узоры»

Развивать фантазию. Совершенствовать умение в данной технике.

Март

1

Техника «Скатывание бумаги».

Познакомить с техникой «Скатывание бумаги». Совершенствовать умение в данной технике.  

2

«Волшебные цветочки».

Учить создавать композицию, планировать свои действия.

3

«Ветка мимозы».

Закрепить умение создавать рисунок

скомканной бумагой.

4

«Мишка косолапый».

 Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма.

Апрель

1

Техника «Оттиск печатками из ластика».

 Познакомить с новой техникой рисования.

2

«Барбарис».

Вызвать интерес к новой технике «Оттиск печатками из ластика».

3

«Украсим посуду».

Развивать чувство цвета и ритма. Учить создавать композицию, планировать свои действия.

4

«Весеннее деревце».

Совершенствовать данную технику.

Развивать воображение.

Май

1

Техника «Рисование тычком».

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники - тычок;

2

«Цветы».

Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью.

3

«Цветущая яблоня».

Учить набирать краску на кисть, при рисовании держать кисть вертикально.

4

«Шишки на ветках».

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение.  

 

 

Содержание работы :

Раздел 1.«Пластилинография».                                                                           Средства выразительности: фактура, цвет

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона  по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать  большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

Раздел 2. « Кляксография с трубочкой».

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется .Недостающие детали дорисовываются.                                                                                                    

Раздел 3. «Рисование ладошкой».                                                                   

 

Средства выразительности: пятно, цвет,

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Раздел 4. «Рисование пальцами».

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Раздел 5. «Акварель и восковые мелки».

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Раздел 6. «Набрызг».

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.    

Раздел 7.  Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Раздел 8. «Скатывание бумаги».

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя   бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей  и приклеивается на основу.

Раздел 9.  «Оттиск печатками из ластика».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.                                          Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага

любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения:  ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.                                                                                                                                 Раздел 10. « Рисование тычком».

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь  тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

Список литературы

1. Т.В. Антонова, Алиева Т.И. Истоки. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования».  М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

Список использованных источников

1. Г.Н. Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.». «Издательство Скрипторий 2003» Москва 2008 год.
2. Хейзл Гаррисон «Рисунок и живопись». Полный курс:— Санкт-Петербург, Эксмо, 2005 г.- 256 с.

3. Т.А. Цквитария Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.  М.: ТЦ Сфера, 2011.

4. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». – Мозаика-Синтез Москва 2010.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Сиграт\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20230515_182916.jpg

 

Срок реализации дополнительной образовательной

программы- 1 год

 

                                            Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель программы
  4. Задачи программы
  5. Режим работы
  6. Технология реализации программы
  7. Основные условия реализации программы
  8. Ожидаемые результаты программы
  9. Рекомендации к проведению занятий по квиллингу
  10. Тематический план
  11. Литература

Пояснительная записка

Программа  имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Данная программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Актуальность

       Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

       Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

              В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

       Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

       «Удивительный  квиллинг» -  так называется программа дополнительного образования. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данного кружка — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

 Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.    

       Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания данной программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.  В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Цель - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  •  Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Режим работы:

 Возраст воспитанников- 6-7 лет;

Сроки реализации программы -  1 год;

Режим занятий: 36 часов, 1раз в неделю;

Длительность занятий:  30 минут для детей 6-7 лет.

Технология реализации программы

Для реализации программы используются следующие формы работы:

  • Групповая
  • Подгрупповая
  • Индивидуальная

Методы и приёмы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
  • наглядный  (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  •  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Основные педагогические принципы:

  • От простого к сложному;
  • Развивающего обучения;
  • Наглядности;
  • Самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
  • Доступности;
  • Творческой активности;
  • Рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм обучения;

Условия реализации программы:

  • Наличие материально-технического обеспечения;
  • Систематичность посещения кружка «Волшебный квиллинг»;
  • Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
  • Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.

Направления работы:

  • изготовление поделок в технике квиллинг;
  • изготовление сувениров  и открыток к праздникам.

Технология реализации программы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  •  коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  •  познакомятся с искусством бумагокручения;
  •  овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Инструменты:

  • цветную бумагу,
  • гофрированный картон,
  • картон белый и цветной,
  • клей (наилучшим является клей ПВА),
  • зубочистки,
  • спички длинные,
  • бумажные полоски шириной 5-7 мм,
  • ножницы,
  • карандаши простые,
  • линейка,
  • кисточки для клея,
  • салфетки,
  • клеенка.

Оборудование:

  • столы,
  • стулья,
  • мольберт,
  • доска,
  • наглядный материал,
  • инструкционные карты.

Содержание образовательной программы

Работа по данной программе осуществляется в 3 этапа:

  1. Аналитико-диагностический этап: изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
  2. Практический этап: составление перспективных планов работы, разработка конспектов занятий, организация выставок детских работ.
  3. Обобщающий этап: анализ результатов.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Часы

Теория

Практика

1.Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников

1

1

0

2.История возникновения технологии бумагокручения-квиллинга. Вырезание полосок для квиллинга  

2

1

1

3.Основные формы «рулончик», “капля”, “треугольник”, “долька”

2

0,5

1,5

4.Основные формы “квадрат”, “прямоугольник

2

0,5

1,5

5. Основные формы “завитки”

1

0,5

0,5

6.Основные формы  “спирали в виде стружки”

1

0,5

0,5

7.Основные формы «глаз», «лист», «миндальный орех».

1

0,5

0,5

8.Основные формы «полукруг», «стрела»

1

0,5

0,5

9. Коллективная работа.

Новогодняя открытка «Ёлка»

из элементов «капля», «глаз»

1

0,5

0,5

10. Снежинка из элементов «капля»

3

0,5

2,5

11.Звезда для папы из элементов «миндальный орех» и «рулончик»

3

0,5

2,5

12. Ромашки для мамы из элементов «капля», «рулончик»

3

0,5

2,5

13.Групповая работа. Прилетели птицы из элементов «капля», «рулончик», «миндальный орех»

2

0,5

1,5

  1. Коллективная работа.

Ракета  из элементов «рулончик», «долька», «треугольник», «капля»

2

0,5

1,5

15. Индивидуальная работа.

Пасхальное яйцо

3

0,5

2,5

16. Коллективная работа.

Открытка к Дню Победы (А4) из знакомых элементов.

2

0,5

1,5

17. Коллективная  работа «Насекомые»

1

0,5

0,5

18.Организация выставки

1

0,5

0,5

Всего

32

10

22

Содержание работы

Месяц

Тема

Теория

Практика

Октябрь

Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага.

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников

Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Познакомить детей как родилась бумага, историю ее  возникновения, и её свойствах.

Разнообразие бумаги, ее виды.

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки

Знакомство с правилами техники безопасности.

Дети на практике знакомятся с видами бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная) и её

свойствами (прочность, водопроницаемость

Октябрь

История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

Вырезание полосок для квиллинга.  

(1 занятие)

Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.

Октябрь.

Вырезание полосок для квиллинга.  

(2 занятие)

Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания.

Дети с помощью педагога размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

Октябрь

Основные формы

«рулончик», “капля”, “треугольник”, “долька”(1 занятие)

Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм

«рулончик»,

“капля”,“треугольник”, “долька”.

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Ноябрь.

Основные формы

«рулончик», “капля”, “треугольник”, “долька”(2 занятие)

Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм

«рулончик»,

“капля”,“треугольник”, “долька”.

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Ноябрь

Основные формы “квадрат”, “прямоугольник(1 занятие)

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

Познакомить  с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Ноябрь.

Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”.

(2 занятие)

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

Познакомить  с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Ноябрь.

Основные формы “завитки”,

Учить детей правильно выполнять  форма «завиток».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью педагога, а затем  самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.

Декабрь.

Основные формы  “спирали в виде стружки”.

Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

Дети  с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы.

Декабрь.

Основные формы «глаз», «лист», «миндальный орех».

                   

Учить детей правильному выполнению  формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют формы «глаз», «лист», «миндальный орех». Конструируют из этих форм.

Декабрь.

Основные формы «полукруг», «стрела».

Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.

Декабрь.

Коллективная работа.

Новогодняя открытка «Ёлка»

из элементов «капля», «глаз».

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.

Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

Январь.

Снежинка из элементов «капля»

(1 занятие)

Педагог  знакомит с технологической картой изготовления поделки «Снежинка». Показывает примеры работ.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Январь.

Снежинка из элементов «капля»

(2 занятие).

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм.

Развивать самостоятельность, терпение, трудолюбие. Развивать мелкую моторику рук.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Январь.

Снежинка из элементов «капля»

(3 занятие).

Учить детей доводить начатое до конца.  Развивать интерес к конструированию из бумаги, творческие способности, эстетический вкус.

Собирает поделку в единую композицию.

Январь

Звезда для папы из элементов «миндальный орех» и «рулончик»

(1 занятие)

Педагог  знакомит с технологической картой изготовления поделки «Звезда». Показывает примеры работ.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки. Выполняет заготовки из базовых форм.

Февраль.

Звезда для папы из элементов «миндальный орех» и «рулончик»

(2 занятие)

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Дети выполняет заготовки из базовых форм.

Февраль.

Звезда для папы из элементов «миндальный орех» и «рулончик»

(3занятие)

Учить детей доводить начатое до конца.  Развивать интерес к конструированию из бумаги, творческие способности, эстетический вкус.

Собирает поделку в единую композицию.

Февраль.

Ромашки для мамы из элементов «капля», «рулончик»

(1 занятие).

Познакомить детей   с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы».

Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.

Февраль.

Ромашки для мамы из элементов «капля», «рулончик»

(2 занятие).

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки.

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

Дети самостоятельно выполняют необходимые заготовки.

Март.

Ромашки для мамы из элементов «капля», «рулончик»

(3 занятие).

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Дети собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.

Март.

Групповая работа.

Прилетели птицы из элементов «капля», «рулончик», «миндальный орех»(1занятие).

Педагог  знакомит с технологической картой изготовления поделки «Птицы». Показывает примеры работ.

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Март.

Групповая работа.

Прилетели птицы из элементов «капля», «рулончик», «миндальный орех»(2 занятие)

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Помочь группам детей в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Группы детей собирают поделку в единую композицию.

Март.

Коллективная работа.

Ракета  из элементов «рулончик», «долька», «треугольник», «капля»

(1 занятие)

Педагог  знакомит с технологической картой изготовления поделки «Ракета». Показывает примеры работ.

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Апрель.

Коллективная работа.

Ракета  из элементов «рулончик», «долька», «треугольник», «капля»

(2 занятие)

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Помочь группам детей в сборке всех элементов в единую законченную работу

Коллективная работа.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Группы детей собирают поделку в единую композицию.

Апрель.

Индивидуальная работа.

Пасхальное яйцо.

(1 занятие)

Познакомить детей с технологией  выполнения поделки «Пасхальное яйцо».

Помочь детям разработать дизайн поделки.

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Апрель.

Индивидуальная работа.

Пасхальное яйцо.

(2 занятие)

Помочь в сборке  изделия. Развивать эстетические вкус.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности

Изготовление базовых форм. Сборка поделки.

Апрель.

Индивидуальная работа.

Пасхальное яйцо.

(3 занятие)

Помочь в сборке  изделия. Развивать эстетические вкус.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности

Изготовление базовых форм. Сборка поделки.

Май.

Коллективная работа.

Открытка к Дню Победы (А4) из знакомых элементов.

(1 занятие)

Познакомить детей с технологией  выполнения поделки «Открытка к Дню Победы».

Помочь детям разработать дизайн поделки.

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Май

Коллективная работа.

Открытка к Дню Победы (А4) из знакомых элементов.

(2 занятие)

Помочь группам детей в сборке всех элементов в единую законченную работу

Группы детей собирают поделку в единую композицию.

Май

Коллективная

работа.

«Насекомые»

Помочь детям разработать дизайн поделки.

Контролировать выполнение заготовок из базовых форм , сборке всех элементов в единую законченную работу.

Дети с помощью педагога, а затем самостоятельно разрабатывает схему поделки.

Выполняет заготовки из базовых форм.

Группы детей собирают поделку в единую композицию.

Май.

Организация выставки

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Подготовка работ для выставки. Оформление выставки.

                   

Результативность

Для планирования, организации деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста технике «квиллинг», а также для выявления эффективности работы была необходима диагностика.

Критерии для оценки базовых умений старших дошкольников в технике «квиллинг», я разработала самостоятельно

Литература

  1. Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». -

Изд.:  Мой мир, 2008.

  1. Зайцева А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.

Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», Изд.: «Ниола - Пресс», Москва 2008.

  1. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». - Изд.: Мир книги, Москва 2008.
  2. Материалы интернета: www.maam.ru;  www.nsportal.ru



Предварительный просмотр:

C:\Users\PC\Desktop\ПОЗНАВАЙКА.jpg                       

                         

             

  Пояснительная записка

Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.

Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детском саду. В последние годы деятельность дошкольных учреждений в основном была направлена на разработку и внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно - практический потенциал. Поэтому наряду с образовательными программами в ДОУ важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является новым и актуальным направлением развития дошкольного учреждения, и основывается на нормативных документах.

Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

Рабочая Программа «Познавайка» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 6-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Новизна программы состоит в следующем:

  • Направлена на конкретные виды кружковой работы, которые пользуются спросом. Программа дополняет реализацию временных образовательных стандартов по объему учебного материала и по предполагаемым результатам развития дошкольников;
  • Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе;
  • Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;
  • Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра — с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
  • Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.

Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.

Концепция программы рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.

Цели и задачи реализации Программы

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель Программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Эта цель реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы

Общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра, продуктивная, творческая деятельность, конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Особенности структуры Программы

Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Концепция программы дополнительного образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Организация работы по детей строится на основе концепции развития способностей, принятой в отечественной психологии. Психологи выделяют три типа познавательных способностей:

сенсорные способности к наглядному моделированию, которые позволяют детям решать не только образные, но и логические задачи (классифицировать объекты, устанавливать математические отношения, выстраивать причинно-следственные связи);

способности которые помогают ребенку выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувствам, а к концу дошкольного возраста дети начинают использовать традиционно принятую символику для выражения своего отношения к самому себе, к жизненным ситуациям;

способности к преобразованию, которые позволяют детям создавать новые образы путем преобразования имеющихся у них представлено о знакомых, обычных предметах и объектах действительности.

Содержание программы базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по следующим направлениям:

  1. Блок «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Блок ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Блок помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
  2. Блок «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
  3. Блок «Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

  • физически развит,
  • владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается;
  • ухаживает за одеждой и обувью;
  • соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
  • ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
  • знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • использует вербальные и невербальные способы общения;
  • владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Место занятий в учебном плане

Программа «Познавайка» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих блоков: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «Зелёная тропинка». Адаптационные занятия организуются на базе детского сада и имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 5-минутным перерывом. Программа рассчитана на 36 недель. Общее количество занятий – 68.

Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

Представлен блоком «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»

Пояснительная записка

Блок «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание блока позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
      При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
      Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Используется учебно-методический комплект: Федосова Н. А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.: Просвещение, 2013.

Содержание блока «От слова к букве»

Основные разделы блока

1.

Развитие речи

Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Диалог, монолог, косвенная речь.

2.

Знакомство с буквами.

Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

3.

Художественная литература

Сказка:

*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.

Рассказ:

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

Предмет «Формирование элементарных математических представлений»

представлен блоком «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
      В блоке реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
      Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
      Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Используется учебно-методический комплект: С. И. Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013.

Содержание блока «Математические ступеньки»

Основные разделы блока

1.

Арифметический

Числа от 0 до 10.

Счёт предметов.

Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.

Сравнение чисел первого десятка.

Свойства натурального ряда чисел.

Цифры и числа.

Решение задач с помощью рисунков.

Чтение чисел.

2.

Геометрический

Сравнение :

- по форме;

-по размеру;

-по расположению на плоскости, в пространстве;

-по назначению;

-по цвету.

Изготовление моделей фигур из бумаги.

3.

Содержательно-логический

Развитие :

-внимания;

-памяти;

-воображения;

-мышления.

Диктанты:

-зрительные;

-слуховые.

Выполнение заданий:

-выделение существенных признаков;

-выявление закономерностей;

-проведение анализа;

-синтеза;

-сравнения.

Предмет «Ознакомление с окружающим миром»

Представлен блоком «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»

Пояснительная записка

      Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный блок представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
      В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Используется учебно-методический комплекс: Плешаков А. А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013.

Содержание блока «Зелёная тропинка»

Основные разделы блока

1.

Наши друзья – животные

Обитатели живого уголка.

Домашние животные.

Животные нашей местности.

Наблюдение за поведением животных.

Сравнение животных.

Распознавание животных на рисунках и в природе.

2.

Зеленое чудо — растение

Растения нашей местности.

-выращивание

-рисование

Декоративные растения.

-лепка

-аппликация

Овощи и фрукты.

-лепка

-аппликация

-рисование

3.

Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года:

-осень

-зима

-весна

-лето

Календарно-тематическое планирование по:

 «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»;

«Формирование математических представлений»;

«Ознакомление с окружающим миром».

Месяц

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Сентябрь

  1. Устная речь. Предложение. Слово.
  2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». «Шире», «уже». «Справа», «слева».

1

2

  1. Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.
  2. Столько же. Больше, меньше.
  3. Человек и природа.

1

3

  1. Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. Знакомство с мнемотаблицей.
  2. Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.
  3. Растительный мир осенью.

1

4

  1. Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».
  2. Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.
  3. Неживая природа осенью.

1

5

Октябрь

  1. Выделение первого звука в словах. Рассказы М. Пришвина и В. Бианки.
  2. Число и цифра 1.
  3. Съедобные и несъедобные ягоды.

1

6

  1. Звуки [а], [у]. Буквы А, У. Схема предложения.
  2. Длиннее, короче. Сравнение предметов.
  3. Овощи и фрукты.

1

7

  1. Звук [ы], [о]. Буквы Ы, О. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на мнемотаблицу. Схема предложения.
  2. Грибы.

1

8

  1. Звук [и]. Рассказ В. Ю. Драгунского «Учительница».
  2. Число и цифра 2. Пара.
  3. Опыты.

1

9

Ноябрь

  1. Звук [э]. Буква Э. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.
  2. Число и цифра 3.
  3. Животный мир осенью.

1

10

  1. Звук [я]. Буква Я. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.
  2. Равенство.
  3. Домашние животные.

1

11

  1. Звук [ю]. Буква Ю. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.
  2. Число и цифра 4. Вверху. Внизу.
  3. Птицы нашего двора.

1

12

  1. Звуки [е], [ё]. Буквы Е, Ё. Рассказы о животных. Составление предложений по схеме.
  2. Наши друзья-животные.

1

13

Декабрь

  1. Звук [л, л’]. Буква Л. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.
  2. Число и цифра 0.
  3. Неживая природа зимой.

1

14

  1. Звук [м, м’]. Буква М. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».
  2. Сложение.
  3. Растения зимой.

1

15

  1. Звук [н, н']. Буква Н. Драматизация сказки «Теремок».
  2. Число и цифра 5.
  3. Животный мир зимой.

1

16

  1. Дидактические игры по пройденному материалу. Составление рассказа по мнемотаблице.
  2. Вычитание.
  3. Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.

1

17

Январь

  1. Звуки [в, в’], [ф, ф’]. Буквы В, Ф. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.
  2. Запись выражений на вычитание и сложение.
  3. Мой город. Мой адрес.

1

18

  1. Звуки [з, з’]. Буква З. Гласные и согласные звуки.
  2. Запись и решение равенств.
  3. Зелёное чудо - растения. Части растений.

1

19

  1. Звуки [с, c’]. Буква С.
  2. Число и цифра 6.
  3. Насекомые.

1

20

1. Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. Работа с мнемотаблицей.

2. Запись выражений на вычитание и сложение.

3. Рыбы.

1

21

Февраль

  1. Звук [р, р’]. Буква Р. Рассказ «Моя семья».
  2. Число и цифра 7.
  3. Опыты.

1

22

  1. Звуки [б, б’]. Буква Б. Составление рассказа-описания.
  2. Число и цифра 8. Весёлый счёт.
  3. Опыты.

1

23

  1. Звуки [п, п’]. Буква П. Составление рассказа-описания.
  2. Число и цифра 9. Найди общие элементы.
  3. Опыты.

1

24

  1. Схема предложения. Дидактические игры по пройденному материалу.
  2. Решение задач с помощью рисунков.
  3. Травянистые растения.

1

25

Март

  1. Звуки [г, г’]. Буква Г. Составление рассказа-описания.
  2. Число 10.
  3. Кустарники.

1

26

  1. Звуки [к, к’]. Буква К. Составление рассказа-описания.
  2. Счёт предметов в прямом и обратном порядке.
  3. Неживая природа весной.

1

27

  1. Звук [ш]. Буква Ш. Стихи о весне.
  2. Счёт двойками.
  3. Разнообразие деревьев.

1

28

  1. Звук [ж]. Буква Ж.
  2. Части суток, их последовательность.
  3. Растения весной.

1

29

Апрель

  1. Звуки [д, д’], [т, т’]. Буквы Д, Т. Составление рассказа на заданную тему.
  2. Значение понятий вчера, сегодня, завтра.
  3. Звёзды, солнце и луна.

1

30

  1. Звуки [х, х’], [ц ]. Буквы Х, Ц.
  2. Счёт предметов в прямом и обратном порядке.
  3. Мхи и Папоротники.

1

31

  1. Звуки [щ’], [ч’], [й]. Буквы Щ, Ч,  Й. Рассказы о весне.
  2. Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.

1

32

  1. Звуки [щ’], [ч’], [й]. Буквы Щ, Ч,  Й.
  2. Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.
  3. Животный мир летом.

1

33

Май

  1. Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок».
  2. Составление и решение задач. Счёт тройками.
  3. Растения летом.

1

34

  1. Сочинение сказки. Устное творчество.
  2. Составление задач.
  3. Неживая природа летом.

1

35

  1. Драматизация любимой сказки.
  2. Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.
  3. Животный мир весной.

1

36

  1. Повторение по теме: «Алфавит».
  2. Весёлая математика.
  3. Откуда взялась радуга?

1

Планируемые результаты

 

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

      — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
      — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
      — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

- правильно произносить все звуки;

-отчётливо и ясно произносить все слова;

-выделять из слов звуки;

-находить слова с определённым звуком;

-определять место звука в слове;

-соблюдать орфоэпические нормы произношения;

-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

-соблюдать элементарные гигиенические правила;

-ориентироваться на странице в тетради.

«Формирование математических представлений»

— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
      — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
      — проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

 «Ознакомление с окружающим миром»

Неживая природа:

Дети должны:

-иметь представление о сезонных изменениях в природе;

-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа:

Дети должны иметь представление:

-о домашних животных;

-о перелётных и зимующих птицах;

-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир:

Дети должны иметь представление:

-об условиях необходимых для роста растений;

-о лесных ягодах и грибах;

-об овощах и фруктах;

- о деревьях, кустарниках и цветах.

-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Средства, необходимые для реализации программы

  • учебно-тематическое планирование;
  • азбука;
  • рабочие тетради;
  • прописи;
  • наглядные пособия;
  • счетный материал.

Условия для реализации программы

1. Проходят в оборудованном помещении.

2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для деятельности детей.

3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.

4. Изготовление разнообразных театров, игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей, (хороводы, песенный репертуар в соответствии с разработанными темами).

6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы кружков и секций.

7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками.

В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по результативности работы кружка, по уровням развития ребенка;

Результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, содержанию, формам организации деятельности и обеспечен необходимым оборудованием и пособиями.

ЛИТЕРАТУРА:

Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008

Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.