Педагогические технологии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проблемно-диалогическое обучение | 79 КБ |
Проектная технология | 49 КБ |
Урок с использованием проблемно-диалогического обучения | 118 КБ |
кейс технология | 27.8 КБ |
здоровьсберегающая технология | 360.48 КБ |
технологическая карта по литературному чтению | 22.68 КБ |
игровые технологии презентация | 1.94 МБ |
кейс технология в начальной школе | 179.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалогическая технология
Проблемно-диалогическое обучение – фундамент успешной личности обучающегося»
Основное требование ФГОС НОО – формирование у обучающихся «умения учиться». С введением Стандарта нового поколения перед нами, учителями, остро встал вопрос: «Как же сформировать эти умения?», «Как дать новые знания так, чтобы превратить процесс познания в «деятельность по получению нового знания»? «Как повысить мотивацию к обучению?»
Задача современного учителя - используя современные образовательные технологии, не объяснять знания, а открывать их вместе с детьми, включить всех учащихся в активный процесс познания, так как на первом плане в системе ценностей - не предметные образовательные результаты, а развитие личности.
Данное противоречие побудило меня обратиться к применению технологии проблемного обучения. Проблемно-диалогическая технология основана на активной совместной деятельности учителя и ученика, отвечает одной из заповедей педагогики сотрудничества: «Не с предметом к детям, а вместе с детьми к предмету и к себе».
Ведущая идея опыта заключается в том, что стремление к познанию появляется у обучающихся только в том случае, если они сталкиваются с какой-либо проблемой, которую не могут решить известными им способами. Решая проблему, они учатся. С помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:
- Развитие личностных качеств обучающихся.
- Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
- Создание интересных, понятных, творческих уроков.
- Прочность усвоения знаний.
- Включенность в деятельность всех обучающихся.
- Активизация мыслительной деятельности и повышение мотивации.
Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.
Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
- более качественное усвоение знаний;
- мощное развитие интеллекта, творческих способностей;
- воспитание активной личности.
Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит 4 звена научного творчества:
- постановка проблемы;
- поиск решения;
- выражение решения;
- реализация продукта.
Модель организации учебного процесса называют
«ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ»
Исходя из основных задач проблемного обучения, я поставила перед собой
Цель: выявление и создание на уроках условий, способствующих формированию у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
- Изучить и проанализировать существующие в педагогической теории и практике подходы к организации проблемно- диалогического обучения.
- Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс.
- Адаптировать технологию проблемного обучения к условиям своей практической деятельности.
- Обеспечить формирование продуктивного мышления, самостоятельности, способов действий, необходимых при решении жизненных ситуаций.
Свою работу начала с изучения и анализа научно-методической литературы по теме. В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них И.Я. Лернер. Он классифицировал методы проблемного обучения. А.Н. Матюшкин разработал положение о роли проблемных ситуаций. М.И. Махмутов определил этапы проблемного обучения и способы активизации познавательной деятельности.
Решая задачу по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс, я обратилась к опыту Е.Л. Мельниковой, современного российского исследователя, практика в области проблемного обучения.
Классификация проблемно-диалогических методов по Мельниковой выделяет два вида проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Оба диалога в своей структуре имеют два основных этапа: постановка проблемы и поиск решения. Побуждающий диалог развивает творческие способности детей. Диалог же подводящий ведет ученика по практически безошибочной дороге, развивая его логическое мышление.
Приведу примеры проблемно-диалогические методы обучения.
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Примеры:
Урок окр. мира во 2-м классе по теме «Планеты».
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы | Предъявление противоречивых мнений | -Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним | Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птолемею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) |
Побуждение к осознанию | -Что вас удивило? Что интересного заметили? | Птолемей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ) | |
Побуждение к проблеме | -Какой возникает вопрос? | -Кто из ученых прав? (ВОПРОС) | |
Вопрос | Фиксирует на доске |
Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы | Актуализация знаний | -Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 3 см. (Работа в тетради) | Легко выполняют задание. |
Задание на новый материал. | На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см. | Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация) | |
Побуждение к осознанию проблемы | -Смогли выполнить задание? | -Нет, не смогли. | |
-В чем затруднение? | -Это новое умножение. | ||
-Чем это задание не похоже на предыдущее? | -Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы). | ||
Побуждение к проблеме | -Какова сегодня тема урока? | Умножение на двузначное число (Тема). | |
Фиксирует тему на доске |
ПРИМЕР, на уроке математики в 1 классе при изучении темы: «Масса. Единицы измерения массы» я использовала приём «На ошибку».
Демонстрирую детям гирю весом 1 кг и пуховую подушку весом 1 кг
и задаю вопрос: «Что тяжелее?»
Дети: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
-Давайте проверим (взвешивание на весах - предъявление факта)
Дети испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
-Что вы сказали сначала?
-А как оказалось на самом деле?
-Какой же будет тема занятия? «Масса. Единицы измерения массы»
Подводящий к теме диалог
Пример:урок русского языка в 3-ом классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ | УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы | Подводящий к теме диалог. | -Посмотрите на два столбика слов на доске | На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь |
-Что заметили общего? | -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. | ||
-В чем различие? | В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. | ||
Тема | -Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). | Мягкий знак после шипящих на конце существительных . |
ПРИМЕР урока окружающего мира в 1 классе тема: «Вода».
Учитель:
- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.
И самое интересное, что это был правдивый рассказ.
(У некоторых ребят при этом «глаза на лоб лезут»)
Тип проблемной ситуации: с удивлением.
Тип противоречия: между житейским представлением учащихся и научным фактом.
Если дети затрудняются, говорю:
- А теперь посмотрите в окно!
Разве мы с вами не ходим по воде?
(Дело происходило зимой, за окном снег)
- Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.
Приём создания проблемной ситуации: предъявлен научный факт наглядностью.
Еще несколько примеров
Пример. Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)
Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Отмечаю повышение уровня познавательной активности, глубину и осознанность усвоения учебного материла. Анализ процесса и результатов учебной деятельности учащихся (на основе наблюдения, анализа их продуктов деятельности, самооценки и оценки универсальных учебных действий и т.д.) свидетельствует о том, что большая часть детей способна самостоятельно обозначить проблему, предложить способы ее решения, реализовать эти способы и выйти на результат:
Технология проблемного диалога – это совершенно особая педагогическая технология. Она может быть реализована на любом предметном содержании любой образовательной системы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает учащихся к умственному напряжению, способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Предварительный просмотр:
Проектная технология на уроках в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Проектная деятельность внедрялась в практику школы с конца 90-х годов.
В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.
Главными целями введения проектной технологии в начальной школе являются:
- Развитие интереса к предмету;
- Приобретение исследовательского опыта;
- Развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в
классе, на большую аудиторию;
- Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
- Получение дополнительных знаний по теме;
- Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая, знакомая для детей с ограниченными возможностями здоровья тема.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком, затем сдвоенными уроками или одной-двумя неделями и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские;
- социального взаимодействия
- оценочные
- информационные
- презентационные
- рефлексивные
Моя система работы над проектами строится на следующих основных образовательных технологиях:
1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.
2) Технология проблемного обучения. В ходе решение проблемы ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.
3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся с ограниченными возможностями здоровья, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.
4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.
В проектной деятельности младших школьников выделяю следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект или подготовительный этап..
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в разнообразной форме в виде не большого выступления, ролевой игры, инсценировки и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.
Типы проектов отличаются разнообразием.
- По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка.
- По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группы. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
- По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые (приключенческие), практико-ориентированные.
Остановимся подробно на отдельных видах проектов по доминирующему методу.
Исследовательские проекты
Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных, коррекционных школ, учреждений дополнительного образования и даже дошкольные образовательные учреждения.
Информационные проекты
Целью данных проектов является сбор информации о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентации.
Творческие проекты
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, фильма, программы концерта.
Практико-ориентированные проекты
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Индивидуальные и коллективные проекты
Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.
По продолжительности:
Краткосрочные проекты. Они направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных уроках, в рамках совместной с взрослыми или самостоятельной детской деятельности.
Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки принцесса на горошине).
Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, «Читайте – это интересно!).
На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Моя первая книга».
В дальнейшем мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Покормите птиц зимой», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Так, в работе по теме «Покормите птиц зимой» была поставлена проблема: чем питаются птицы зимой. Учащимся было предложено в течение месяца провести наблюдения и сделать вывод о том, какие птицы прилетают на кормушку, чем питаются.. Результаты заносились в лист наблюдений. По результатам наблюдения были сформулированы выводы и выдвинуты предложения,
Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли.
Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников, создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развивает творческие способности.
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
– готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей;
– готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;
– владение коммуникативными навыками, толерантностью;
– умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Учащиеся с интересом ведут работу над проектами в разных областях. Подтверждением тому являются результаты участия в конференциях начиная с уровня школы, района.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение, 1 класс Тема урока: Звуки [б], [б’], буквы Б, б. | ||
Цель урока: Создать условия для формирования новых знаний о звуках [б ,б,] и букве «бэ». Задачи: Предметные: - познакомить учащихся со звуками [б], [б’]; буквами Б, б.; -Вычленять новые звуки из потока речи, читать слоги, слова, тексты с буквами Б, б. Метапредметные: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: -формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися; -способствовать расширению познавательной сферы: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии; -формировать культуру общения, первичные навыки коллективного творчества; Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма урока: урок-сказка Технология: проблемно-диалогического обучения Методы урока: метод микрооткрытий, частично-поисковый. Оборудование: мультимедиа-проектор, , демонстрационные буквы, схемы, сигнальные карточки, лента букв, кассы букв, картинки-перевёртыши, учебник , электронное приложение к учебнику. | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап Организационный
2 этап Мотивация учебной деятельности учащихся | Общая эмоциональная установка на урок, проверка готовности. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Вы проверьте, всё в порядке: Учебник, кассы и закладки? Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать И учиться лучше всех! Организация внимания учащихся. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. -Давайте расскажем, какие мы школьники? | Психологический настрой. Самоконтроль готовности Мы дружные, мы умные, Внимательны, старательны. Мы в первом классе учимся И всё у нас получится! |
3 этап Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию
4 Этап локализации индивидуальных затруднений. Постановка учебной задачи (цели урока).
5 этап «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Первичное усвоение новых знаний Первичная проверка понимания 6 этап Первичное закрепление Электронное приложение к просмотру мультфильма 7 этап Включение нового знания в систему знаний. Закрепление. Электронное приложение к учебнику «Букварь»
8 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9 этап Подведение итогов. Рефлексия. | Мотивация учащихся к выполнению учебного действия Сейчас у нас урок чтения Чтобы книги читать, (На экране - две волшебницы, одна в синем платье, другая в зелёном) Знакомство с волшебницами: - К нам в гости пришли сказочные волшебницы. Рассмотрите их красивые платья. Проблемная ситуация, с целью актуализации изученных знаний и способов действий, достаточных для построения нового знания. Игра «Гласные - согласные» -Волшебницы рассыпали буквы. Давайте поможем их собрать. Работа в парах. -Договоритесь, кто будет собирать буквы в красный конвертик, а кто в сине-зелёный. -Какие буквы вы спрятали в красный конвертик? А какие в сине-зелёный? -Закончим высказывания: Гласные буквы обозначают…звуки. Согласные буквы обозначают…звуки. -Сказочные волшебницы спорят. Они просят разделить поровну и вернуть им все согласные из сине-зелёного конвертика. -Что мы знаем про согласные буквы? -Какие согласные отдадим волшебнице в синем платье, а какие волшебнице в зелёном платье? Работа в парах -Договоритесь, кто будет собирать твёрдые согласные звуки, а кто мягкие. У учителя в руках буква Л. - Какой твёрдый согласный звук, обозначает буква Л? - Какой мягкий согласный звук, обозначает буква Л? Подобная работа проводится с буквами и звуками [н], [н’],[т], [т’],[р], [р’],[к], [к’], [с], [с’]. -Волшебницы очень любят звук, который встречается в начале каждого слова в предложении: Волшебницы варили вкусное варенье. Вопросы, создающие проблемную ситуацию личностно значимую для ученика, формирующую у него потребность осознания нового понятия -Как вы думаете, с чем хотят познакомить вас сказочные волшебницы? - Что мы узнаем на уроке? - Чему научимся? Включение учащихся в исследовательскую деятельность. Работа с учебником. -Волшебницы просят вас: 1.Отгадать слово в схеме 2. Разделить слово на слоги 3.Назвать первый слог 4.Назвать первый звук в слоге. -Это звук гласный или согласный, почему? -Произнесём эти звуки, чем они отличаются? - А теперь сделаем вывод. С какими звуками познакомили нас сказочные волшебницы? - Что вы можете рассказать про эти звуки? -Согласные звуки [б][б′] обозначаются какой-то буквой? Сказочные волшебницы предлагают вами тоже стать волшебниками. На прошлом уроке мы смастерили из проволоки букву Р. Превратите букву Р в букву, обозначающую звуки [б][б′] -Определение места новой буквы в ленте букв с характеристикой звуков. Развитие фонематического слуха. Выделение звука из слова, характеристика новых звуков - Сейчас, вместе с нашими волшебницами, мы побываем в сказке. Послушаем, запомним слова с новыми звуками, потом назовём их, дадим характеристику. -Какие слова с новыми звуками вы услышали? -Какой буквой обозначают эти звуки? Физ. минутка под песню «Где водятся волшебники» Слова: Юрий Энтин Музыка: Марк Минков Вопросы, создающие проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность осознания нового понятия - Почему печатных букв две? -Для чего нужна заглавная буква? - На что похожа буква Б? Задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий: -Волшебницы спрашивают: Если вы увидите буквы Б, б, то какие звуки будете произносить при чтении, от чего это зависит? Чтение слогов с новой буквой. - 1.Чтение с плаката хором, цепочкой 2.Добавление слогов до целого слова 3.Составление слогов для волшебницы в синем платье, в зелёном платье. -Почему у волшебницы в синем платье больше слогов? Чтение слов с буквой Б, б. Учебник, стр… - Прочитаем слова по пометам. -1 вариант читает второму первую строчку слов -2 вариант читает первому вторую строчку слов -Какие слова написаны с заглавной буквы, почему? -Среди данных найдите слова со звуком [б], слова со звуком [б′]. -Подарите эти слова волшебницам. Работа с текстом. (учебник «Букварь» стр…) -Прочитав текст, мы узнаем, какой вид спорта нравится волшебницам. Первичное чтение Чтение текста хорошо читающим учеником (или учителем). - Какой вид спорта нравится волшебницам? (Картинный ряд) Словарная работа. -Кто такие вратари? -Какой первый звук в слове воро́та? -Найдите в тексте слово со звуком [б′]. Вторичное чтение Вопросы к тексту: -Кто мог кричать вратарям «лови, лови»? -Как зовут вратарей?
Озаглавить текст. -У вратарей есть имена. Пора узнать имена наших волшебниц. - Вспомните тему урока, цели. Предположите, какие имена могут быть у волшебниц? Старые волшебницы превращаются в молодых красавиц (картинки-перевёртыши), благодарят детей за работу на уроке. Физ. минутка Развитие речи Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников. Тема: «Если бы я был(а) волшебницей (ком)»… Обязательное условие: в тексте должны быть использованы слова в буквой Б, б. Домашние задания в первом классе отсутствуют. Но, можно предложить учащимся рассказать дома о том, что запомнилось, понравилось на уроке. Нарисовать новую букву. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся - Наш урок подошёл к концу. С какой буквой вас познакомили волшебницы? - Какие звуки обозначает буква Б? - Что узнали о звуках [б][б′]? - Чему научил урок? - Какие задания были для вас интересными? Какие сложными? - Оцените свои достижения с помощью смайликов. - Жёлтый: Всё получилось, все задания были посильны. -Зелёный: Встретились задания, которые не удалось выполнить. -Красный: Все задания были сложными. | Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов Договариваются, сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы. Распределяют буквы, обозначающие гласные звуки в красный конверт (а, о, ы, и, у), а согласные – в синий ( л, н, т, р, к, с). Доказывают, почему именно так выполнили задание. Проверка выполненного задания у доски с использованием сигнальных карточек Соотносят свои действия с алгоритмом определения гласных и согласных звуков -гласные -согласные Интеллектуальное исследование. Индивидуальные затруднения. -Согласные буквы обозначают твёрдые и мягкие согласные звуки. Проблемный диалог (гипотеза-аргумент). Путём проб и ошибок совершают микрооткрытие: буквы отдать волшебницам не получится. Можно отдать только звуки! Работа в парах. (решение коммуникативных задач) Дети называют твёрдый и мягкий согласный звук в парах (артикуляционная разминка). Распределяют звуки в две группы. Отдают волшебницам (крепят на доску). Выполняют задание, актуализирующее знания. Произносят звук. Побуждающий к гипотезам диалог. Учащиеся самостоятельно определяют тему и задачи урока. -Волшебницы познакомят нас с новыми звуками и новой буквой. -Узнаем, какие звуки обозначает новая буква, гласные или согласные, мягкие или твёрдые. - Научимся читать слоги, слова, предложения с новой буквой. Интеллектуальное исследование В процессе исследовательской деятельности отвечают на вопросы и делают выводы. -[б][б′] -Звук [б] – согл., твёрдый -Звук [б,] – согл., мягкий. Мини проект-создание буквы. План-рассуждение. Создание проекта. Презентация-выставка букв. Микрооткрытие: получилась новая буква! Её имя буква «вэ». Определяют место буквы «бэ» в ленте букв, характеризуют звуки. После просмотра мультфильма называют слова с новыми звуками, выделяют их из слов, дают характеристику, называют букву для их обозначения. Взаимоконтроль Дети выполняют танцевальные движения «Вверх-вниз» Побуждение к гипотезам, диалог Варианты ответов. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работа с кассами букв Проблемный диалог в форме коммуникации в парах. Взаимоконтроль. Самостоятельная работа по распознаванию в словах новых звуков. Самоконтроль и коррекция затруднений. Работа в паре Взаимоконтроль, коррекция. В процессе эвристической беседы-диалога учащиеся находят верное решение. Микрооткрытие. Сигнальные карточки Работа со словарём. Используют частично-поисковый метод Чтение текста учащимися Обратная связь. Сигнальные карточки. Предлагают варианты названия текста. Анализ. Сигнальные карточки. Проблемный диалог. Микрооткрытие (предположительно: волшебница [В]и волшебница [В′], возможны имена: Валя и Вера, Варвара и Виктория и т.п.) Интенсификация «Вместе веселее» Составляют рассказ, опираясь на свой жизненный опыт с включением нового знания в систему знаний Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности в устной форме и с помощью сигнальных карточек (смайликов) Прощание с волшебницами |
Предварительный просмотр:
Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно – ситуативное обучение с использованием кейсов. В настоящее время внедрение учебных кейсов в российском образовании является актуальным. Само понятие «КЕЙС –технология» зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс- технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В переводе «Case» - портфель, чемоданчик. Кейс- технология – это система методов и приёмов, основанная на решении конкретных проблем, задач- ситуаций (кейсов). Как правило, кейс состоит из трёх частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации, задания к кейсу.
Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя – это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Виды кейсов: печатный кейс ( может содержать графики, таблицы, диагарммы, иллюстрации, что делает его более наглядным); мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее время, он зависит от технического оснащения школы), видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видео –материалы).
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. В последнее время активно используется мультимедийное представление результатов. Знакомство с кейсами может происходить на уроке и заранее в виде домашнего задания. ( Учитель может создавать собственные кейсы и использовать готовые кейсы). Кейсы можно представлять в различной форме: от одной страницы до нескольких.
Данная технология помогает повысить интерес учащихся к изученному предмету, развивает у школьников социальную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Кейс-метод позволяет учащимся применить к практической ситуации полученные теоретические знания. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания. Также в процессе разбора кейса, развиваются аналитические, творческие коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.
Работа над кейсом начинается с выделения отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий.
При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы учащихся. Ученики могут смоделировать и проиграть поведение участников, описать перечень отдельных факторов, признаков, содержания элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов данного события.
При подготовке к уроку учитель исходит как из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей.
Пример урока окружающего мира с использованием кейс-технологии
Тема урока «Природные зоны России. Степь".
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
Задачи урока: познакомить со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения.
Оборудование: карта природных зон, иллюстрации с изображением арктической зоны, тундры, леса, кейсы с материалами и заданиями, гербарий растений степи, атласы-определители «От земли до неба».
Ход урока
1. Организационный момент.
“Невозможно без вниманьяПолучить образованье!”
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по просторам нашей родины. В ходе наших исследований мы познакомились с тремя зонами России. Назовите зоны в порядке, их изучения. (Арктическая зона, тундра, лесная зона.)
- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (Возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)
- Узнайте по описанию изученные зоны и соотнесите с соответствующими фото.
Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.
Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования.
Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный. Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.
Летом - полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя.
3. Создание проблемной ситуации.
- Послушайте ещё одно описание.
- Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете – и будут только подниматься перед тобой все новые и новые просторы.
- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?
- А есть ли общее? (Арктика)
- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.
5. Постановка цели урока.
На какие вопросы нужно ответить? ( Климат, почвы, растительный и животный мир, экологические проблемы зоны)
6. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.
Работа по группам. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
Разделимся на 4 группы : географы, ботаники, зоологи и экологи.(обучающиеся получают кейсы с материалами и вопросами и приступают к изучению новой природной зоны).
Кейс № 1 для географов
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка - опора с вопросами:
1) Где протянулась зона степей?
2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.
3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
4) Какая там почва? Почему?
Источник 1.
Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.114).
Источник 2.
Иллюстрации с изображением степи.
Источник 3.
Карта природных зон.
Источник 4.
Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. по площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно - Сибирской равнине.Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. показ картины. Зима короткая. Для - этого сурового времени года характерны снежные метели-бураны.
Почва степей не везде одинакова. Во многих местах богата перегноем, имеет черную окраску - чернозёмы. В других местах почва менее богата перегноем, имеет бурый цвет и не так плодородна.
Источник 5.
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.
Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.
Шагом , с важностью спокойной
Тащат тяжести волы.
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
Все вы – матушка Россия,
Какова она ни есть! (П. Вяземский)
Кейс №2 для ботаников:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка- опора с вопросами:
1) Как выглядит степь в разное время года? Почему?
2) Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?
3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о корнях, стеблях листьях.
4) Почему летом в степи так пахнет травами?
Источник 1.
Учебник А.Плешаков "Окружающий мир"
Источник 2.
Тексты с описанием степи.
Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковер.
Как будто вдруг свершилось чудо:Кругом куда ни бросишь взгляд, –Цветы, цветы, цветы – повсюдуВеселым пламенем горят.
Степь выглядит безжизненной, на ней только одна сухая трава. Кажется, что на земле сплошным слоем лежит старое сено.
Как мало здесь снега! Какой резкий ветер! Огромная снеговая туча заволакивает небо. Ветер усиливается. Начинается буран: ветер уже ревет, воет, смешивает землю и снег.
– В какое время года степь особенно прекрасна? Почему?
Источник 3.
Гербарий растений степи.
Источник 4.
Атлас "От земли до неба"
Источник 5.
Пион по своей красоте не уступает садовым пионам. Но встретить этот яркий цветок в степи – большая редкость. И виной всему человек. Сейчас пион взят под охрану.
Ковыль образует плотную кочковатую дернину. Его отмершие листья плотным ковром прикрывают землю. Это препятствует испарению воды, но мешает прорастать другим травам. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Когда ковыль цветет, степь похожа на серебристо-седое море. Многие ковыли – ценное кормовое растение, некоторые - сырьё для бумажной промышленности.
Тюльпаны появляются в степи весной. Для того чтобы выжить в условиях летней жары, растение имеет особое хранилище питательных веществ - луковицу.
Полынь. С помощью полыни русские крестьяне издавна боролись с тараканами и клопами. Орлы натаскивают к себе стебли полыни, чтобы вывести блох и клещей, а сорокопуты даже вьют себе гнезда целиком из её стеблей .
В степи встречаются: ветреница, гусиный лук, шалфей, полынь, пахучий тимьян, лапчатка, перекати-поле. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие корневища или луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.
Кейс №3 для зоологов:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка- опора с вопросами:
1) Какие группы животных обитают степи? Почему среди них нет земноводных?
2) Как они приспособились к жизни?
3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?
4) Почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?
Источник 1.
Учебник А.Плешаков "Окружающий мир"
Источник 2.
Картинки с изображением животных степной зоны.
Источник 3.
Дрофа - самая крупная птица в России. Тяжелая, длинноногая, но быстрая в полете. Небольшими стаями или поодиночке дрофы прилетают на свои кормовые участки - ковыльные и полынные степи. Там есть муравейники, а в них - корм для птенцов - «муравьиные яйца». Здесь же можно найти множество насекомых. Водится и пища покрупнее: ящерицы, лягушки, грызуны. А уж молодых сочных побегов и семян - видимо-невидимо! На земле, в высокой траве, самка выводит птенцов. Дрофа-мать заботлива и осторожна. Если грозит опасность, птица притворяется раненой и, хромая, убегает - отвлекает внимание от выводка.
Сайгаки - степные антилопы - тонконогие, быстрые. Их стада мчатся со скоростью 70-80 километров в час, поднимая тучи пыли, но животные не задыхаются, ведь у них есть устройство для очистки воздуха - короткий нос, нависающий над ртом. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках корни проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов.
Пустельга - мелкий сокол величиной с галку. Он легок и быстр в полете, но добычу высматривает, медленно паря в воздухе, распластав широкие крылья. Часто можно видеть, как пустельга зависает над землей, будто останавливается, а потом, камнем бросаясь вниз, через мгновение взлетает с мышью, ящерицей или змеей в лапах. Охотится она и на саранчу. Зимой, когда корма мало, добывает и мелких птиц.
А знаете ли вы?
Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.
Кейс №4 для экологов:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка - опора с вопросами:
1) Какие основные занятия населения зоны степей?
2) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?
3) Что делается для охраны природы?
Источник 1.
Учебник А.Плешаков "Окружающий мир"
Источник 2.
– К нам поступили жалобы. Разберитесь, кто жалуется, чем помочь.
Я живу в тропической степи, не умею летать, хотя и птица, зато я умею быстро бегать. Длина моего шага 2 метра, но все равно нас догоняют и истребляют. Всему виной наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста.
Летом мы любим греться на солнышке. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью – оставляем свой хвост в руках “ напавшего” на нас. Интересно? А они нас палкой по голове
Мы всем мешаем. Вот я – всего 16 кг зерна припас в норку и сплю, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо!
– На кого жалуются эти животные? Как следует называть таких людей?
Источник 3.
Растения и животные степей, занесенные в Красную книгу.
Рефлексия. Итог урока.
- Послушайте описание. О чем идет речь?
- Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете – и будут только подниматься перед тобой все новые и новые просторы.
Игра «да», «нет». Если согласны с утверждением, то ставите +, если «нет», то -
Зона степей протянулась с запада на восток России.
В степи холодное лето и жаркая зима.
В степи зимой полярная ночь, летом - полярный день.
Растения степи только травянистые растения.
У растений степи корень представлен корнями-луковицами , длинным корневищем, корнями пучками.
Окраска животных степей яркая, броская, заметная издали.
Жаворонок степная птица.
В Красную книгу занесены: степной орел, дрофа, кузнечик.
В степи нет экологических проблем.
Итог урока. Рефлексия. Зона степей находится южнее лесной зоны, на карте окрашена в жёлтый цвет, климат жаркий, мало влаги, частые ветра, растительность травянистая, животные в основном небольшие это грызуны которые живут в норах, птицы вьют гнёзда на земле.
Синквейн. Выполняется на отдельных листах, при наличии времени можно озвучить.
Синквейн Природная зона тундра.
1 строка: существительное, обозначающее тему;
2 строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления;
3 строка: три глагола, раскрывающие действия, свойственные явлению;
4 строка: фраза, раскрывающая суть явления;
5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения МАОУ СОШ №64
Учитель: Урбаева И.И.
Класс: 4б
Тема урока | Ш.Перро «Мальчик -с -пальчик» | |||
Место урока | Урок раздела «Литературная сказка» | |||
Тип урока | Урок изучения нового материала | |||
Цель | Познакомить учащихся с волшебной сказкой Ш.Перро « Мальчик -с -пальчик». | |||
Задачи | -создать условия для знакомства со сказкой «Мальчик-с-пальчик»; -учить различать положительных и отрицательных героев сказки; -формировать нравственные позиции: понимание, что значит быть верным, преданным; - совершенствование навыка беглого, правильного, выразительного, осознанного чтения; -развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; -воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к ближнему. | |||
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) | ||
-прогнозирование урока; -достижение необходимого уровня читательской компетентности ( овладение техникой чтения вслух и про себя) -ориентироваться в содержании сказки; -составлять план и пересказывать по плану;
| Познавательные: Находить необходимую информацию в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, создавать высказывание. Регулятивные: Корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками; Коммуникативные: Развивать умение высказывать свои мысли, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения; Формулировать собственное мнение, свою позицию. Личностные: способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев. | |||
Оборудование урока | Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина Творческая тетрадь Коти Т.С., портрет Ш.Перро, аудиозапись сказки, тест. | |||
Карта урока | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | |
1.Мотивация Цель: Мотивировать на изучение новой сказки. | Прозвенел и смолк звонок- Начинаем наш урок! Слушаем внимательно, Работаем старательно! Урок литературного чтения - Чего вы ждете от сегодняшнего урока? -Вам бы хотелось…. *слушать *читать *узнавать новое *рассуждать *играть | Психологический настрой на урок, проговаривают стихотворение. Выбирают из предложенных учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке. - не можем, потому что не знаем тему урока. | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, настойчивость в достижении цели. Коммуникативные: деление обязанностей в группе, планирование сотрудничества с одноклассниками. | |
2.Актуализация знаний Цель: Стимулировать: эмоционально- ценностное отношение к герою | - Прежде чем мы приступим к уроку, проведём небольшую речевую разминку. Речевая разминка на слайде: 1.Прочитайте про себя, хором. По следам от крошек Не выбраться из леса. Но малыш не унывает, Братьев снова он спасает! Ростом с палец лишь всего. Как же все зовут его? Читаем с разной интонацией : *с грустью *удивленно *радостно *выразительно. Отгадайте загадку, отгадка и будет названием темы урока. (Мальчик-с-пальчик) Прочитайте тему урока. | Работают над интонацией, выразительностью речи. «Мальчик-с-пальчик» | Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с точностью и с достаточной полнотой; умение слушать, слышать и понимать речь других. Предметные: овладение техникой чтения вслух и про себя. | |
3.Самоопределение к деятельности Цель: поставить цель перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока. | Да, эта сказка французского писателя Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик». Герои сказки. | Стр. 24-28-прослушивание аудиозаписи, Стр.29-31чтение цепочкой. | Совершенствование связной речи, навыков беглого выразительного чтения.
| |
4.Работа по теме урока Цель: формировать понятия ( предисловие, зачин, структура сказки, характеристика героев сказки) | У нас 3 группы, каждая группа готовит свои вопросы по содержанию текста: -Что вы узнали о Мальчике-с-пальчике и его братьях? -Как они жили? -Когда и почему случилась с мальчиком беда? -Как вели себя братья, оказавшись в лесу? Сравните. -Что помогло мальчикам вернуться домой? -Какие качества помогли Мальчику-с-пальчику спасти себя и братьев? -Кому вы больше всего сочувствовали? -За кого переживали? Почему? -Хорошо ли поступил главный герой с Людоедом и его дочерьми? -Какой конец у сказки? Определяем самую активную группу. | Мальчик-с-пальчик очень хотел спасти своих братьев и вернуться с ними домой. Другого выхода у него не было, иначе Людоед съел бы их всех. Смелость, находчивость, сообразительность, хитрость. | Использование литературоведческих понятий. Коммуникативные: ответы на вопросы на основе волшебной сказки. П.: - размышление о нравственных ценностях (терпение, забота о ближнем) в литературных сказок зарубежных писателей. -определение главной мысли Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить. | |
5.Физкультминутка Цель: Снятие усталости и напряжения | А сейчас все дружно встанем, проведем физкультминутку с движениями | В понедельник я купался, Во вторник -рисовал, В среду долго умывался, А в четверг-футбол играл, В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал, А в субботу, в воскресенье Целый день я отдыхал! | Личностные: проявление доброжелательного отношения друг другу. | |
6.Продолжение работы по теме | Характеристика героев. -Перечислите героев сказки. Разделите на 2 группы: положительные отрицательные. -Распределитесь по группам и подготовьте характеристику одного из героев. | Представление характеристик………….. | Коммуникативные: -развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |
7.Рефлексия | А сейчас давайте проверим насколько внимательными слушателями и читателями вы были на уроке? -Для этого ответьте на вопросы теста. Работаем в паре, всего 5 вопросов и 3 варианта ответа. Обведите правильный вариант ответа. Успехов вам! -Теперь проверим ваши ответы | ТЕСТ 1.Сколько братьев было у Мальчика-с-пальчика? А.три Б.шесть В.семь 2.Кем был его отец? А.дровосеком Б.лесником В.сторожем. 3.Куда залез Мальчик-с-пальчик, подслушивая разговор отца с матерью? А.под стул Б.под скамейку В. под стол 4.Как Мальчик-с- пальчик сумел привести из тёмного леса своих братьев обратно домой? А.с помощью волшебства Б.с помощью белых камешек В.с помощью ниточки 5.Почему дети не смогли вернуться домой по меткам оставленным Мальчиком-с- пальчик? А.их склевали птицы Б.потому что родители увидели метки и собрали их В.потому что Людоед съел все хлебные крошки 1. В 2.А 3.Б 4.Б 5.А | К: обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. | |
8.Итог урока. Цель: подвести итог о проделанной работе на уроке |
Выберите и продолжите любое предложение. -Чему учит нас эта сказка? | *Сегодня на уроке я узнал…. *На этом уроке я похвалил бы себя за……. *После урока мне захотелось……. *Сегодня я сумел……… | Личностные: - формировать чувство сопереживания героям, уметь сравнивать поступки героев своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. -формировать умение адекватно оценивать свою работу, работу своих одноклассников. - вариант 1- оценивание своей работы на уроке, вариант 2- ответственный в группе оценивает работу ребят. | |
9.Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнее задание- Составление плана сказки (разделить текст на части и озаглавить) | Запись в дневниках |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» А.С. Макаренко
ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению
«Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.» К.Д. Ушинский
РЕЗУЛЬТАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; способствует преодолению пассивности учеников; способствует усилению работоспособности учащихся.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ математики
Расставьте карточки, начиная с самой большой. Постройте пирамидку.
Игра «Домино»
Игровое упражнение «Реши правильно и прочти» 6 – 1 5 + 2 10 – 8 5 + 2 7 – 4 6 + 3 5 + 5 М О Л О Д Е Ц 1 И 2 Л 3 Д 4 А 5 М 6 К 7 О 8 Р 9 Е 10 Ц
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ р усского языка
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ окружающего мира
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ л итературного чтения
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗА ПРОТИВ является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления; несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; идет передача опыта старших поколений младшим; способствует использованию знаний в новой ситуации; -способствует объединению коллектива и формированию ответственности -сложность в организации и проблемы с дисциплиной; - подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; -увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание - невозможность использования на любом материале; -сложность в оценке учащихся
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности — смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».
«Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде» Э . Ловелл
Педагогическая технология В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающая в себя проектирование, организацию и Проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер». В.В. Гузеев «Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса». В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели». ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методических средств, используемых для достижения педагогических целей».
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: - ИКТ - Технология развития критического мышления - Проектная технология - Технология развивающего обучения - Здоровьесберегающие технологии - Технология проблемного обучения - Игровые технологии - Модульная технология - Технология мастерских - Кейс – технология - Технология интегрированного обучения - Педагогика сотрудничества.
Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. casus (лат.)– запутанный необычный случай; case ( анг .) – портфель, чемоданчик
Кейс-технология -это методы и приёмы обучения, основанные на решении конкретных проблем, задач-ситуаций (кейсов ) Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация , необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
- традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого; - интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим; - кейс-метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него В.Н. Птицын
Виды кейсов Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным ). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Классификация кейсов: - практические кейсы - обучающие кейсы - научно-исследовательские кейсы
Э тапы реализации кейс-технологии. - Подготовительный этап. - Основной этап. - Заключительный этап.
---Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым . --- Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов . --- Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). ----Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.
Алгоритм работы с кейсом Обучение при помощи кейс-технологии является сложным процессом, который не поддается полной алгоритмизации. В связи с этим предложенная ниже схема описывает только лишь те операции, которые «формально представимы». Творческие же действия алгоритмизировать достаточно сложно. Ознакомление с текстом кейса (ознакомление с текстом кейса может происходить на предыдущем уроке или же дома). Организация обсуждения кейса (организация обсуждения кейса предполагает формулирование вопросов, акцентирование внимания учащихся на обсуждение кейса, включение их в дискуссию). Управление дискуссией (управление дискуссией предполагает активизацию тех учащихся, которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен; также необходимо поддержание эмоционального тонуса обсуждения и недопущение конфликтов). Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений отдельных учащихся). Подведение итогов дискуссии (анализ хода дискуссии и оценивание ее участников).
Методы кейс-технологии
Метод инцидентов Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”: На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровёнка нужна, Но, видно, не нравилась людям она. - Хозяин, продашь нам корову свою? - Продам. Я с утра с ней на рынке стою! - Не много ли просишь, старик, за неё? - Да где наживаться! Вернуть бы своё! - Уж больно твоя коровёнка худа! - Болеет, проклятая. Прямо беда! - А много ль корова даёт молока? - Да мы молока не видали пока... Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал. Вопросы к тексту: • В чем заключается проблема? • Какие способы решения проблемы вы можете предложили?
Метод разбора деловой корреспонденции (« баскетметод ») Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. 1ситуация :«Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» 2 ситуация: Является ли Маугли , живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? 3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным ? 4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?
При использовании кейс–технологии в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данной технологии: – предназначена для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна; – в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку; – результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. – важным достоинством кейс–технологии является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.
Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ: ---У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде . ---В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение . ---Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности
При использовании кейс – технологии в начальной школе у детей происходит: Развитие навыков анализа и критического мышления Соединение теории и практики Представление примеров принимаемых решений Демонстрация различных позиций и точек зрения Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности
Наличие у учащихся Профессиональная готовность преподавателя Базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования научных и производственных процессов и явлений ; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса; предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению кейс-технологии К формированию интегрирован ного межпредметного знания ; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления ; постоянному удержанию класса на пике напряженности, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения У словия эффективного применения кейс-технологии
Конечно , использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся . Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и я научусь". Конфуций
« Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А . Дистервег
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ