Инновационно-экспериментальная деятельность

Инновационно-экспериментальная деятельность

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: «Уход за зубами» Виды зубов: Резцы – откусывать пищу Коренные зубы- пережёвывать Клыки – кусать жёсткую пищу

Слайд 3

Резцы Клыки Коренные зубы

Слайд 7

Правила ухода за зубами Чистить зубы надо ___________ в день _________________________ После еды нужно ____________________ рот водой Нельзя есть много ________________________ Обязательно посещать _________________________ После чистки зубов зубную щётку надо _________________________ Передние зубы чистят ____________________ В самом конце чистки зубов обязательно нужно почистить __________ Чтобы зубы были здоровыми надо есть__________________________

Слайд 8

А вот и бабушка Яга – беззубая старушка. Костяная нога – детишкам всем подружка. Зубки изучаете? А зачем – не знаете. А я люблю погрызть орешки, Чупа-чупс и кириешки. Я сухарики кусала, Предпоследний зуб сломала. И теперь один лишь зуб. С ним хлопот не знаю. Да я и одним зубом всех перекусаю. Как поел, не чисти зубки. Делай так 3 раза в сутки! Ешь конфеты, а не фрукты. Во! Отличные продукты! Если зуб забеспокоил, Помни правило такое: К стоматологу – ни шагу! Получишь орден за отвагу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учащаяся 2 «Б» класса Доржиева Айлана Руководитель: Урбаева И.И. История школьного дневника

Слайд 2

Что означает слово «дневник»? Дневник (фр. – journal ) – ежедневный . Дневник : 1. Записи о каждодневных делах, текущих событиях , ведущиеся изо дня в день. 2.Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для метки об успеваемости и поведении. Толковый словарь русского языка Дневник – основной документ школьника на время обучения Википендия

Слайд 3

Школьные дневники дореволюционной России содержали страницы запретов, где указывалось: - до какого времени можно находиться на катке; - в каком платье (форме) приходить в школу; - какие места занимать в театре; - что нельзя посещать рестораны, клубы, танцевальные вечера; - что нельзя собираться и ходить по улицам группами.

Слайд 4

Предметы, преподававшиеся ученикам 1-х классов в 50-х годах: чтение, письмо, чистописание, развитие речи, арифметика и т.д. Кроме поведения оценивалось еще и прилежание к учебе! Успешное окончание учебного года было отмечено благодарностью, которая объявлялась приказом по мужской средней школе № 20

Слайд 5

В 1954 г. в Советском Союзе повсеместно было введено совместное обучение Немного видоизменятся итоговый документ оценки знаний и поведения учеников. Он называется «Ведомость оценки знаний и поведения» Предмет «Русский язык» делился на письменный и устный. Математика называлась арифметикой . Присутствовал предмет «чистописание», а «окружающий мир» (природоведение) отсутствовал .

Слайд 6

Ученик 3 «А» класса внимательно слушает педагога Ведомость печатается в типографии, на бланке появилось место для печати.

Слайд 7

Современные школьные дневники сильно видоизменились . Существует большое разнообразие школьных дневников, отпечатанных на высококачественной бумаге Так выглядела обложка дневника в 70-80 годы. Она была из сероватого, реже белого картона

Слайд 8

На первой странице дневника помещались указания по ведению дневника. Первая страница дневника содержит сведения об ученике, даже есть место для его фотографии

Слайд 9

Выводы Дневники отражают время. Изучая историю дневника, можно многое узнать об истории нашей страны и образования в ней. Во времена царской России дневники играли роль правового акта, регулирующего поведение школьника. *** 2. В советское время дневники выглядели однообразно, но отношение к ним было как к документу. *** 3. Современные дневники яркие и многоцветные, содержат много информации, но отношение школьников к ним изменилось. *** 4. Возможно, бумажные дневники отживают свое время, но именно они могут «рассказать много интересного» . В некоторых семьях дневники являются семейными реликвиями. Ведь так интересно узнать, как учились твои родители, бабушки, дедушки, а если повезет, то можно узнать о школьной жизни более старших поколений.



Предварительный просмотр:

Инновационно-экспериментальная деятельность по теме:
«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД».

Автор:

Урбаева Ирина Иннокентьевна

учитель высшей категории

МАОУ СОШ № 64

2016-2020год

Актуальность темы:

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»

В. А. Сухомлинский.

   Обучая  в начальной школе, понимаю, чтобы работать с детьми, нужно быть человеком интересным, неравнодушным и шагать в ногу со временем.

   Да, это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, не бояться двигаться вперёд.  Наблюдая за людьми успешными в окружении , по телевидению, видишь, что  человек организует свою жизнь как проект: определяет дальнюю и ближайшую перспективу, находит и привлекает необходимые ресурсы, намечает план действий и, осуществив его, оценивает, удалось ли достичь поставленных целей. Широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

   Проектно- исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

   Таким образом, актуальность моей темы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений проектно-исследовательской деятельности у младших школьников.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.

«Образован не тот, кто много знает, а тот ,

кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания» .П.Вахтеров.

   Дети - прирожденные исследователи. Только нужно по- настоящему заинтересовать их. Я предоставляю возможность детям самим выбрать предмет исследования, незаметно направив их в нужное  направление. Стараюсь изучить характер, поведение, увлечение ребёнка, только потом ему предлагать тему работы.

Я, как и любой учитель, постоянно задаю себе вопросы:        

-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?

-Как создать ситуацию успеха и веру в их силы?

   Один из путей - включение учащихся в творческую, поисковую и исследовательскую деятельность. Стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.

   Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

   Проектная деятельность младших школьников способствует:

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

- формированию познавательных мотивов учения.

   Учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. Они проявляют заинтересованность, помогают советом, участвуют на разных этапах проектной деятельности.

Целью данной работы является обобщение опыта по созданию условий, способствующих формированию и развитию исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:         

  • Составить профессиональную карту деятельности учителя по созданию условий развития интереса к проектно- исследовательской деятельности
  • Определить направления, способствующие созданию условий для формирования у учащихся исследовательской деятельности, как основы формирования ключевых компетентностей.

Выдвинутая цель моей деятельности позволила мне предположить,  создавая условия для формирования у детей первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, я сформирую основы ключевых компетенций младших школьников.

Задача формирования ключевых компетентностей моих учащихся является приоритетным направлением работы для меня на данном этапе.

Этапы реализации:

Работа проводилась в течение 4 лет.

I. этап 2016– 2017учебный год:

       - изучение литературы по теме опыта;

       - создание рабочих программ по предметам начальной школы

       - диагностика возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

       - диагностика уровня самостоятельности получения знаний в процессе обучения младших школьников.

II. этап 2017 – 2018учебный год:

        - разработка системы использования средств, форм и методов  проектно-исследовательской деятельности обучения  младших школьников;

       - применение проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе;

        - изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.

III. этап 2018 – 2019 учебный год:

         - опытная работа по внедрению форм и методов проектно-исследовательской деятельности  к организации образовательного процесса ;

        - проведение в учебном процессе уроков нового типа, новой структуры;

        - изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.

IV. этап 2019-2020 учебный год:

        - диагностика уровня эффективности применения проектно-исследовательской деятельности в обучении и воспитании;

        - обобщение опыта работы по теме самообразования;

        - распространение опыта: выступления на МО учителей школы;

        -разработка рекомендаций для учителей начальных классов по применению проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе младших школьников

        Предполагаемые результаты

  1. Повышение уровня  формирования учебной деятельности учащихся (оценки.Самооценки, контроля, целеполагание, мотивации)

2 Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной  и исследовательской деятельности.  

3.        Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.

В своей работе я основываюсь на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, на Стратегию развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025г.г. Одно из направлений Стратегии - система поддержки талантливых детей. В ней сказано: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения… Целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы …» Моя работа строится именно в этом направлении.

        

Необходимые знания основ методики преподавания по основным принципам деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий получил  на курсах  «Обновление деятельности учителя начальных классов в соответствии с ФГОС», вебинарах и мастер-классах.  Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности использую рекомендованную А.И. Савенковым систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.

Программа «Перспектива»основана на принципах:

Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.

Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается как на свое основание на достижения естественного созревания (Л.Г. Выготский).

Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).

Принцип субъективности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.

Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).

Совместный творческий поиск позволяет делать открытия, создавать новое, делать выводы и идти дальше, что, несомненно, повышает познавательную активность обучающихся. Я активно использую элементы исследовательской деятельности, как в структуре уроков, так и во внеурочных занятиях. В своей практике провожу уроки-исследования «Свойства воздуха», «Свойства воды» и уроки с элементами исследования «Ориентирование по компасу». Некоторые уроки окружающего  мира, математики, русского языка построены   с использованием исследовательского метода. Это многообразие позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в начальной школе. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Таблица 2. Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

В урочной деятельности

        Во внеурочной деятельности        

урок-исследование,

урок-лаборатория,

урок — творческий отчёт,

 урок изобретательства,

урок «Удивительное рядом»,

 урок — защита

урок-открытий

урок- решение проектных задач.

исследовательских проектов;

учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени (проращивание семян, создание компаса из иглы, определение сторон горизонта).

Решение проектных задач

• исследовательская практика обучающихся занятия исследовательского клуба «Мудрая сова»;

• образовательные экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля (экскурсия  по определенному маршруту  , на водоём,  на метеостанцию),

• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию публичных защит, конференций и др.;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

На уроках исследования использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную. Предпочтение отдаю групповой, так как именно она, в большей степени, чем остальные способствуют формированию исследовательской деятельности. Предлагаю учащимся использовать компьютерные программы MicrosoftPowerPoint,  при подготовке выступлений, докладов, творческих работ, что они с удовольствием и делают.

Исследовательские компетенции в рамках проекта, я формирую на уроке, классных часах, во внеурочной деятельности и конечно эта компетенция продолжает формироваться в учреждениях дополнительного образования кружок «Робототехника», «Краеведение » .С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, предполагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, математики, русского языка.

Начиная уже с 1 класса, ввожу элементы исследовательской деятельности в структуру уроков. Я ориентировалась на мнение А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитиюинформационно-аналитических умений ;информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть основами  исследовательского поиска. В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.

1) Развитие умений видеть проблемы(формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;

Задание «Чья точка зрения»

 « Я тихо сидел на высоком заборе и наблюдал, как мимо меня проходят люди. Они спешат, торопятся,  не замечая меня. И только дети обращают на меня внимание. Девочки стараются погладить меня, что мне очень нравиться, а вот некоторые мальчишки- забияки, обычно кинут в меня камнем, что я очень не люблю. А особенно я боюсь больших собак»

Задание: Определите, кто может так размышлять, о чем еще может размышлять этот герой.

Задание “Тема одна – сюжетов много”.

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”

“…Так я и не выучил стихотворение”.

“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.

2) Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

Задание “Давайте вместе подумаем”

Почему у белого медведя нос чёрный?

Гипотезы (предложенные детьми):

1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

3. Предположим, чтобы медвежата его видели.

Упражнения на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон

Задания типа “Найди возможную причину события”

Машина резко затормозила.

Молоко прокисло.

3). Развитие умений задавать вопросы

Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

Игра “Угадай, о чем спросили”

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

4) Подбор литературы по заданной теме

Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

об использовании человеком науки и техники

об истории человечества

об исследователях и учёных

5) Ориентировка в словаре, справочной литературе

возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о _

найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________

какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица ___________________

6) Ориентировка в тексте, ключевые слова

В книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________

7) Ответы на вопросы к тексту

найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить ________________________________________________________________

найди статью “Вода и её свойства” В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.

в разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”

О чём рассказывает эта статья? Определи тему ________________________________________

удовольствием и делают.

Внеурочная деятельность является важным звеном образовательного процесса. Мною была составлена программа проектно- исследовательской деятельности «Эрудит». Программа интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной   обучения, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. На занятиях, в ходе учебного исследования, я учу детейставить цель, проводить эксперимент, выдвигать гипотезу, доказывать гипотезу, работать с различными источниками информации, работать в паре, группе, задавать вопросы, давать определения понятиям, обобщать, определить последовательность работы, умею представлять себя разными способами: доклад, презентация, проект, видеоролик-мастер-класс

Согласно своим умениям и знаниям составила таблицу «Формирования УУД в проектно-исследовательской деятельности» по классам:

Формирования УУД в проектно-исследовательской деятельности

Направление

1 класс

2 класс

3 -4 класс

Погружение в пространство проектно-исследовательской деятельности.

  • Учимся быть «следопытами» - кто такие следопыты, как совершались первые открытия.

  • Знакомство и присвоение умения передавать информационный текст разными способами (графически, опорными словами);
  • Через постановку проблемных вопросов на уроке, дискуссии включение в исследовательскую деятельность, коллективное планирование совместных наблюдений.
  • Пробуждение исследовательского интереса через выполнение домашних опытом самостоятельно или с родителями по подробной инструкции;
  • Расширение терминологии исследователя (этапы исследования, опыт, его описание);
  • Обучение составлению сообщений в группах, отработка ролевых позиций (оформитель, наблюдатель, эксперт, оформитель)

Развитие познавательных умений:

  • Учимся наблюдать и сравнивать;
  • Учимся задавать вопросы и находить ответы;
  • Умение давать определение  понятиям;
  • Умение классифицировать предметы;
  • Умение наблюдать сравнивать и высказывать свое предположение;
  • Умение доказательно объяснять свою точку зрения
  • Умение формулировать собственный образовательный интерес;
  • Умение сравнивать информацию из разных источников;
  • Умение проводить опыты и эксперименты по рекомендации взрослого;
  • Умение определять назначение подготовленного материала (на каком учебном предмете может быть полезен)

Развитие текстовой деятельности:

  • Учимся быть «умелыми» читателями (работа с планом текста, деформированным текстом, знакомство со структурой текста);
  • Учимся составлять разные виды плана («кадрирование», «план – цепочка»);
  • Учимся конструировать текст;
  • Пополняем знания о значении слов в тексте (лексическая работа);
  • Учимся вчитываться в текст (тексты с «ловушками»);
  • Учимся находить ключевые слова в тексте;
  • Развиваем навык чтения.
  • Умение составлять план по тексту, разбивать текст на части по готовому плану;
  • Умение выбирать информацию из нескольких познавательных статей к заранее составленному плану;

  • Умение вычленять главное в тексте, выделять ключевые слова, сжимать текст.
  • Составлять текст, пользуясь несколькими информационными источниками;
  • Умение толковать значение малознакомых слов, составление подстрочного словаря для толкования;
  • Умение составлять свои тексты, с использованием нескольких источников;

Деятельностные умения

(организационные, исследовательские)

  • Умение работать в группе, осознано работать в группе, использовать при работе роль руководителя;
  • Умение работать в группе по алгоритму;
  • Находить информацию, используя разные источники (библиотека, интернет) с помощью взрослого
  • Умение распределять работ в группе через расширение ролевых позиций;
  • Умение работать с 1 – 2 познавательными текстами в группе длясоставление группового доклада по вопросам;
  • Умение готовить мини-доклады через пошаговые действия
  • Формирование экспериментальных умений (планировать эксперимент, анализировать результаты самостоятельно, либо совместно со взрослым, оформлять описание и результаты по алгоритму).
  • Формулировать свой интерес, оформлять его в виде разных текстов (информационный, информационно-исследовательский;
  • умение оформлять свое рабочее пространство;
  • Анализ выполненной работы, через совместно выработанные критерии оценивания качества работы;
  • Знакомство с презентационными умениями: оформление работы, наглядное представление;
  • Знакомство с планированием и выполнение работы по коллективно-составленному плану.
  • Отслеживания этапности работы над темой с помощью «исследовательского фартука» и формирование умения доводить начатое дело до конца;
  • Формирование умения распределять время для подготовки доклада.

Как в урочное, так и во внеурочное время, на занятиях, знакомлю учащихся с видами и формами  учебных  проектов, исследований, с этапами их выполнения.

 Этапы  работы над  проектом  или  исследованием

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1  Этап:  подготовка

Проведение  вводной беседы с целью:

-формирования первичного представления об изучаемом объекте

-формирования интереса к данной теме

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2Этап:  организация проектной и исследовательской деятельности

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.

2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п.  для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2.Планирование способов сбора и анализа информации.

3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

-фильм, макет, сборник и т.д.

-конференция, праздник  и  т.д.

4.Выработка критериев оценки результатов работы.

5.Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах

-посмотреть по телевизору  и т.д.

Формулировка задач (для чего?)

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы,  ее этапов.

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты,  изучение научных и литературных источников  и  т.д.  Организация  экскурсий, проведение экспериментов  и  т

Проведение  исследований,  решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы

Наблюдение, советы, косвенное руководство  деятельностью, организация  и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты  и  выводы

Анализ информации.  Формулировка выводов. Оформление результатов.

Анализ информации.  Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

3 Этап:  представление готового продукта  (презентация).

Представление  результата  работы  в разнообразных формах.

Отчет,  ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой  работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

4 Этап:  оценка процессов  и  результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

В этой работе нам помогает лист продвижения, который есть у каждого обучающегося. Он позволяет определять границы знания-незнания, определять затруднения, формулировать цели, контролировать, какие умения, действия отрабатывали на данном этапе деятельности.

 Лист продвижения по проекту исследованию

Ученик научится

ФИ учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Умение видеть проблему

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Умение ставить цели и определять задачи исследования

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Умение ставить  вопросы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Умение  выдвигать гипотезы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Умение структурировать тексты

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Умение давать определение понятиям

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Умение выделять материал, который будет использован в исследовании

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Умение  наблюдать

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Умения и навыки проведения экспериментов

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Умение делать выводы и умозаключения.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Умение планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Умение обсуждать и давать оценку полученным результатам и применение их к новым ситуациям

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13

Умение делать выводы и заключения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

14

Умение классифицировать

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

15

Умение использовать разные источники информации

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

16

Умение структурировать материал

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17

Умение планировать сообщения о проведении исследования, его результатах и  его защита

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

18

Умение обсуждать, объяснять, доказывать

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик получит возможность научиться

1

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

На мой взгляд, очень важно уметь презентовать свою деятельность, результат своего труда. Учащиеся знакомятся с разными видами презентаций результатов, овладевали умениями аргументировать собственные суждения. Все работы обучающиеся представляют на уровне класса- это сообщение-презентация. Наиболее интересные и удачные работы завоёвывают внимание слушателей на более высоком уровне. На уровне начальной школы это конференция, а на уровне гимназии и района-научно- исследовательские работы и проекты. Так появились следующие работы: коллективные «Моя родословная», «Уход за зубами».; индивидуальные исследовательские работы «Температура тела», «Качество меда», «История школьного дневника» и др. Целенаправленная и систематическая работа позволяет   формировать основы ключевых компетенций младших школьников. Важная составляющая часть моей деятельности по формированию у учащихся исследовательских компетенций – это работа с родителями. В ходе выполнения проекта, исследования родители выступают одновременно в нескольких   ролях: консультируют, отслеживает выполнение плана, решают оперативные вопросы, помогают в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Оценка уровня сформированности ключевых компетентностей в процессе выполнения проектной или учебно-исследовательской деятельности осуществляется на основе критериев, которые изложены в следующей таблице:

Критерии мониторинга достижений учащихся в формировании и развитии навыков проектно- исследовательской деятельности

Ф.И. обучающегося

Умение осуществлять поиск и отбор информации из различных источников

Умение к конспектировать, создавать тезисы и библиографию

Умение ставить цели и определять задачи исследования

 Умеет работать в программах Word,Excel

Умеет создавать мультимедийную презентацию

Владеет техникой публичной защиты результатов собственного исследования

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

1

4

1

1

2

1

2

1

5

2

2

2

2

2

2

6

2

2

2

2

2

2

7

1

2

2

1

2

1

8

0

1

1

0

0

1

9

2

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

2

11

1

1

1

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

13

1

2

2

2

2

2

14

0

1

0

0

1

0

15

0

1

1

1

1

1

16

0

1

1

1

1

1

17

1

1

1

1

1

1

18

1

1

1

1

1

1

19

1

1

0

0

0

1

20

2

1

1

1

0

1

21

1

0

0

1

1

1

22

2

0

0

2

1

1

23

0

0

1

1

1

1

24

1

1

2

1

1

1

25

1

1

1

2

1

0

26

2

1

0

1

1

2

27

1

1

2

1

1

1

 Показатели оценки:

 0 баллов - ученик не владеет УУД, необходимыми для проведения исследования;

1 балл - ученик умеет использовать полученные знания при выполнении практических работ, владеет элементами или методами научного исследования.

2 балла - ученик выполнил работу качественно, проявил творчество и любознательность.

Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. Ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности.

Диагностику, анкетирование учащихся, родителей провожу регулярно. Проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству.

Оказалось, что:

67% родителей, разделяют мнение о необходимости формирования в начальной школе основ исследовательской деятельности учащихся и выступают “за проектно-исследовательскую деятельность”,

11% родителей придерживаются мнения “мне всё равно, лишь бы не были перегружены дети”,

15 % считают, что «это не для моего ребёнка»,

7% ответили, что «мы – за, только чтобы инициатива шла от ребёнка, а не от учителя или родителя»

27% настойчиво рекомендовали «привлечь к проектно-исследовательской деятельности их детей».

Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования основ исследовательской деятельности учащихся. Значит, я могу рассчитывать на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.

Далее было проведено анкетирование учащихся с целью выявления  уровня:                                                                                                  

  • Информационной грамотности
  • Навыков самостоятельной работы (учебно-познавательные)
  • Навыки работы в группах, коллективе (коммуникативные);
  • интереса детей к этому виду работы и деятельности.

Результаты диагностики, анкетирования таковы:

Хотят заниматься исследовательской деятельностью  72% обучающихся, не знают –20% , не хотят – 12%

Уровень сформированности самостоятельной работы учащихся - на среднем уровне.

Коммуникативные компетенции, то есть умение работать в коллективе, договариваться - на среднем уровне.

Уровень информационной грамотности - выше среднего.

Что приобретают учащиеся при работе над проектами в результате исследовательской работы? Во-первых, основы ключевых компетенций, во- вторых, деятельность. Каждый что-то обдумывает, предлагает, т.е.  осуществляется мыслительная деятельность. Конечно, развивается и коммуникативная деятельность – все делятся своими мыслями, идеями. Самое главное место занимает практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. Исследование было и групповым и индивидуальным. Такая работа   позволяет выработать и развить ценностно-смысловые  компетенции, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве (информационные компетенции), умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.

Я вижу, как мои ученики успешно набираются опыта в проектно- исследовательской деятельности, повышается мотивация обучения, самостоятельность .При организации работы над проектом, исследованием я опираюсь на:

  •  психолого-педагогические принципы: интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
  • сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание

помнить, что проектно- исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только        на добровольной основе;

  • что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях работы по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения  становится все более важным формирование ключевых компетентностей младшего школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.

Результативность определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать. Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. “Детей не нужно учить любопытству.” (А. Маслоу) Умения и навыки исследования,  полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем на все виды деятельности, в том числе и в неодобряемые обществом. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Я считаю, что цель моей работы достигнута. Я постаралась обобщить свой опыт по созданию условий, способствующих формированию и развитию исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную проектно-исследовательскую деятельность. Я уверена, что, создавая условия для формирования у детей первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, я сформирую основы ключевых компетенций младших школьников и, конечно, на этом моя деятельность не закончена.  Я продолжаю работать с своими учащимися, которые переходят в среднее звено.Впереди у нас с ребятами ещё очень много открытий.

 Заключение.

   Проектно- исследовательская деятельность указывает на преимущества применения данного метода в образовательном и воспитательном процессе:

1. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие способности. Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, заинтересовавшись какой-то проблемой, и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях, часто повышают самооценку, на деле почувствовав себя нужными и значимыми.

2. Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.

   Главный результат – не просто подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенная из бумаги мебель. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения. Организуя проектную деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.

Это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

   Если с раннего возраста детей включать в проектную деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Список литературы

  1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
  2. А.В.Хуторской «Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования». «Народное образование» - 2003г. с.58-64.
  3. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.
  4. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
  5. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ,2005.- 112 с.
  7. 1.Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа.№2.2007.- с.45
  8. 2. Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении./ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей". - 112 с.