самообразование на один учебный год
ТЕМА "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_plan_na_god.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск»
«Детский сад общеразвивающего вида № 147 «Рябинушка»
План самообразования
на 2023-2024учебный год
воспитатель, первой квалификации, Боброва Ирина Сергеевна
воспитатель, Касаткина Мария Константиновна
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Планируемый срок работы над темой: октябрь 2023-апрель 2024г.
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе.
-Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, поселке), о взаимодействии человека и природы.
- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.
-Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
- Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
2..Развивающие:
-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
3. Воспитательные:
-Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Источники самообразования, информационные ресурсы:
1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
3. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»
4. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС
5. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»
6. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
7. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.
8. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.
9 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»
10. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»
11. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru
Интернет источник.
Актуальность выбранной темы:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Приемы:
Словесные:
Беседы;
Игры-беседы;
-образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
- моделирование ситуаций;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов; видеопрезентаций
- инсценирование сказок;
- досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
- участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
- беседы
- чтение художественной литературы
- экологические проекты, акции
- организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
- организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей посредством экологии через ознакомление с природой родного края является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
План работы по самообразованию:
№ п/п | Содержание работы (методическая (изучение метод., выступление с опытом работы /педсоветы, семинары, открытая ООД/, обновление, обогащение РППС и тд), работа с детьми, родителями) | Форма отчёта (открытая ООД, мастер-класс…) / Результат работы (картотека, буклет, статья….) | Сроки |
1 | Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Экологическая акция по сбору макулатуры. | -Создание мини музея по красной книги Архангельской области для работы с детьми -Печать буклета для родителей -пост для странички vk | Сентябрь Октябрь Ноябрь |
2 | Создание предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр по экологии. Подбор материала для оформления картотеки по экспериментальной деятельности детей в группе Просмотр познавательных мультфильмов. Просмотр слайдов об уходе за животными в домашних условиях. ООД «Всемирный день защиты животных» | -Картотека дидактических игр по экологии и их использование в работе с детьми. Экологическая игра «Фотограф» -Картотека экспериментов с воздухом, с водой, с песком. Применение картотеки в практической работе. -ООД показ «День животных» в старшей группе (наставничество) -Фотоотчет с мероприятия «День животных» -Аппликация «Домашние животные» | Октябрь, Ноябрь |
3 | Родительское собрание «Дошкольник и экология». | -Анкетирование: «Экологическое воспитание детей» -Оформление выставки работ (дети и родители) «Сокровища леса» Консультации для родителей: «Не причиняя вреда природе» | Декабрь Апрель |
4 | Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. Акция | -Консультации для родителей: «Экологическое образование в семье» -Мастер-класс: Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) | Декабрь, январь |
5 | Тематические экскурсии в Малые Карелы «Природа севера» | Фотоотчет | Ноябрь, январь, апрель |
6 | «Какую метеостанцию построили бы дети?» | -Выставка рисунков -Стройка метеостанции (преемственность родителей) | Ноябрь, февраль, апрель |
7 | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях. | -Мастер-класс для детей | Январь |
8 | Чтение рассказа В.В. Бианки «Снегирушка-милушка» «Берегите природу» Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима в лесу» (Иней) Разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубки. | -Оформление в группе книжного уголка. -Буккроссинг (перекрестный обмен книгами) - Выступление на конкурсах -Буклет «Береги лес» | Декабрь Январь Февраль, Март |
9 | Игра - драматизации детей по экологическому воспитанию. | -Демонстрация успехов воспитанников перед родителями «Постеры достижений» -Открытое ООД | Март |
10 | Проведение мероприятия «Пусть наш город будет чистым!». Здравствуй, весна! | - Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн -Организация конкурса рисунков | Апрель |
Исследовательская деятельность Выставки | -Работа в календаре наблюдения Семейных творческих газет «Наш здоровый образ жизни»; «Здоровячок» Фотовыставки: «Наши добрые дела», «Наши лучшие места отдыха в нашем селе», «Вот оно какое-наше лето!» | С октября по апрель | |
11 | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. | Круглый стол. | Апрель |
Проекты:
«Огород на подоконнике»
Выставка поделок из природного материала.
«Вторая жизнь упаковки» (работы из бросового материала)