самообразование
Самообразование на тему "Приобщение к художественной литературе как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по самообразованию | 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск»
«Детский сад общеразвивающего вида № 147 «Рябинушка»
План самообразования
на 2022-2023учебный год
воспитатель, первой квалификации, Боброва Ирина Сергеевна
Тема:
«Приобщение к художественной литературе, как средство духовно-нравственного воспитания»
Планируемый срок работы над темой: октябрь 2022-апрель 2023г.
Цель: Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Источники самообразования, информационные ресурсы:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
6. «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,
Т. С. Комаровой.
7. Интернет источник.
Актуальность выбранной темы:
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Приемы:
Словесные:
Беседы;
Игры-беседы;
Рассказ;
Чтение художественной литературы;
Использование игровых ситуаций;
Игры - беседы с персонажами сказок;
Сочинение историй.
Наглядные:
● Групповые выставки;
● Рассматривание иллюстраций;
● Постер достижений
Практические:
Игры – драматизации;
Игры – инсценировки;
Игры – забавы;
Подвижные игры;
Пальчиковые игры;
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
Моделирование и анализ заданных ситуаций;
Рисование;
Формы организации:
Занятие по художественной литературе;
Индивидуальная работа с ребенком;
Коллективные работы;
Тематические занятия;
Пальчиковая гимнастика;
Дидактические игры;
Физкультминутки;
Драматизация.
Наставничество над младшими дошкольниками.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя.
3.Инсценирование.
4.Заучивание наизусть.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
План работы по самообразованию:
№ п/п | Содержание работы (методическая (изучение метод., выступление с опытом работы /педсоветы, семинары, открытая ООД/, обновление, обогащение РППС и тд), работа с детьми, родителями) | Форма отчёта (открытая ООД, мастер-класс…) / Результат работы (картотека, буклет, статья….) | Сроки |
1 | Работа с детьми | - Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок». - Дидактическая игра: «Угадай сказку». | октябрь |
Работа с родителями | - Консультации для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». - Анкетирование: «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка» | октябрь | |
Мое самообразование | -Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. - Создание картотеки сказок для работы с детьми. - Применять цитаты из сказок в режимных моментах. | октябрь | |
2 | Работа с детьми | - Чтение русских народных сказок. -Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». - Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). - Поход в библиотеку. | ноябрь |
Работа с родителями | - Консультации для родителей: «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!» - Показ семейного театра. | ноябрь | |
Мое самообразование | - Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. - Оформление в группе книжного уголка. | ноябрь | |
3 | Работа с детьми | - Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. - Показ для младших дошкольников игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. - Поход в библиотеку | декабрь |
Работа с родителями | Консультации для родителей: «Что читать детям» | декабрь | |
Мое самообразование | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях. | декабрь | |
4 | Работа с детьми | - Чтение сказок по желанию детей. - Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. | январь |
Работа с родителями | Консультации для родителей: «Что читать детям» | январь | |
Мое самообразование | Оформление выставки работ (дети и родители) «Зимние сказки». | январь | |
5 | Работа с детьми | Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят» | февраль |
Работа с родителями | - Показ семейного театра - Советы родителям: « О пользе чтения книг или что и как читать детям 5 – 6 лет | февраль | |
Мое самообразование | Организация конкурса рисунков «Вот и сказочке конец» | февраль | |
6 | Работа с детьми | Чтение произведений о женщинах, мамах | март |
Работа с родителями | Консультации для родителей: «Особенности чтения сказок о животных» | март | |
Мое самообразование | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. | март | |
7 | Работа с детьми | Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок. | апрель |
Работа с родителями | Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием». | апрель | |
Мое самообразование | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. | апрель |