Отчет по теме самообразования «Музыкотерапия в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
Маленького ребенка можно научить только тому, что любишь сам, причем путем ненасильственного вовлечения. Если хочешь чтобы дети научились петь, нужно петь самому, чтобы дети слышали именно твой голос.
Я думаю, что занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Думаю, что это метод будущего
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст выступления на итоговом педагогическом совете | 28.21 КБ |
Презентация к выступлению | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Текст для выступления на педсовете.
Сообщение по теме самообразования
«Музыкотерапия в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
Подготовила
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 10
Вдовкина М.Ф.
Слайд №1.
В настоящее время для педагогов остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.
Слайд №2.
Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
Музыкальная терапия (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.
Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов!
Слайд №3.
Каким же образом музыка воздействует на организм человека?
Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм.
Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя.
Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний.
Музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность).
Согласно другой теории, основным целебным фактором в музыке является ритм. Ритм - сердце музыки, и, по мнению ряда специалистов по музыкотерапии, именно он лежит в основе ее лечебных свойств. В природе все подчинено определенным ритмам, и человеческий организм не исключение. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на нем музыку, ритмы "исцеляющего" инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее "звучание".
Слайд №4.
Итак, какой инструмент за что "отвечает"? Считается, что:
скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
орган приводит в порядок ум;
пианино очищает щитовидную железу;
барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
флейта очищает и расширяет легкие;
арфа гармонизирует работу сердца;
виолончель благотворно действует на почки;
баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;
Слайд №5
Лечебное воздействие оказывают не только инструменты, но и музыкальные произведения.
Так, при бессоннице рекомендуется подбирать музыку, ритм которой чуть медленнее частоты сердечных сокращений (подойдут произведения в стиле барокко или блюзы).
При гипертонии очень эффективно прослушивание фуг Баха.
А свадебный марш Мендельсона хорош не только для новобрачных, но и для людей с больным сердцем. Сердечникам также подходит Пятая симфония Бетховена.
Универсальным действием обладает музыка Моцарта - и в этом единодушны все специалисты. Она оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении.
Отлично разгоняют утреннюю сонливость сонаты и концерты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта.
Если у вас нет времени или желания совершать утреннюю пробежку, включите "Путешествие пешком" Гуго Вольфа.
Чашку крепкого кофе в середине дня заменят Гендель и Моцарт, а для профилактики утомляемости можно включить в звуковой рацион "Музыкальное утро" Грига или "Времена года" Чайковского.
Слайд № 6
Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом ее проявлении (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.)
Важнейшей задачей музыкального воспитания детей с раннего возраста является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции выразить они способны. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Слайд № 7
Музыкотерапия существует в нескольких формах:
- Рецептивная музыкотерапия (т.е. пассивная), такая форма, где дети в процессе слушания музыки не принимают в нем активного участия, а занимают позицию простого слушателя.
Это беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
Специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного
- Активная музыкотерапия, где дети являются непосредственными участниками процесса основанного на активной работе с музыкальным материалом.
Это игра на музыкальных инструментах, терапия пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).
- Интегративная музыкотерапия, когда наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства.
Это рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
В этом году я только начала знакомиться с опытом других педагогов по музыкотерапии, а так же начала подбирать музыкальный материал для детей разных возрастов по данной теме.
Для реализации поставленной мною цели, необходима тесная взаимосвязь с воспитателями детского сада. Ведь материал, полученный на музыкальных занятиях, дети закрепляют в совместной с педагогом деятельности, а здесь ведущая роль отводится не только музыкальному руководителю, но и воспитателю. Вот почему успех моей работы во многом зависит от заинтересованности воспитателя, его творчества, педагогического такта, его умений и знаний.
Регулярно занимаясь с детьми, я старалась пробудить интерес к музыке, желание слушать, подпевать мелодии, выполнять простейшие танцевальные движения. Дети научились слушать спокойные и бодрые песни, мелодии, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание. Музыкотерапия помогла расширить эмоциональность и образность восприятия музыки через движение.
Во 2 половине года, я начала более близкое знакомство детей с музыкальными инструментами и музыкальным материалом, попыталась научить детей выражать свои эмоции и чувства средствами музыки. В этом нам помогала и сказка, которую мы изображали с помощью музыкальных инструментов.
Слайд № 8
Хотелось бы вам представить рекомендации по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского сада, которые были предложены педагогами, работающими по данной теме. На данном слайде вы видите рекомендации для утреннего приема детей.
Утренний прием в детском саду, по моему мнению, следует начинать под музыку Моцарта, т.к. она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения (на слайде)
Слайд № 9
Дневной сон рекомендуется проводить под тихую, спокойную музыку. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями (на слайде)
Так же можно использовать музыку для пробуждения детей, которая бы способствовала плавному и спокойному пробуждению после дневного сна.
Хотелось бы отметить, что музыка для засыпания и пробуждения не должна меняться в течение хотя бы 1 месяца, чтобы дети научились по нее засыпать и при первых звуках пробуждающей музыки просыпаться.
Слайд № 10
Музыка для вечернего времени способствует снятию
накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии (на слайде)
Слайд №11
Особенности использования музыкотерапии для детей ( вы видите на слайде):
-громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
-использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;
-лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
-продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Слайд №12
Маленького ребенка можно научить только тому, что любишь сам, причем путем ненасильственного вовлечения. Если хочешь чтобы дети научились петь, нужно петь самому, чтобы дети слышали именно твой голос.
Я думаю, что занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Думаю, что это метод будущего. Со своей стороны я буду продолжать изучение научно-методической литературы и подбор музыкального материала для детей раннего возраста. В следующем году я планирую создать картотеку игр и оформить фонотеку по музыкотерапии детей раннего возраста.
А для желающих я подготовила памятку «Музыка лечит», для того, чтобы на себе попробовать лечебное влияние музыки