Играем на клависах или "музыкальных палочках"
Мы привычно используем в играх с малышами покупные игрушки. Но, оказывается, даже самые простые и привычные вещи могут быть не менее полезными и развивающими. Нужно только посмотреть на них чуть-чуть иначе. Речь пойдет о всевозможных палочках, карандашах или фломастерах которые отыщутся в каждом доме.
Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется клавесы.
Работу с клависами я начала еще с детьми 1,5 - лет два года назад. Благодаря логоритмике и игре на клависах у детей стала более четкая речь и к трем годам и дети начинали петь тексты песен со мною вместе. В этом году я начала работу с детьми 3-5 лет. О результатах пока еще говорить рано, но я надеюсь, что малыши будут не только с интересом заниматься но красиво петь и танцевать.
Клавесы (исп. clave[1], дословно — «ключ») — простейший кубинский народный ударный инструмент (идиофон) африканского происхождения: две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Были изобретены Карлом Орфом. Начинать знакомство детей с ними можно уже с 1.5 лет.
Об этой методике, возможно и не новой, я узнала из книги И.Г. Галянт «Палочки – стукалочки и веселые палочки», теперь ее пособие я активно использую в работе с детьми. Замечательно, что в пособии Ирины Геннадьевны можно найти картинки-подсказки, которые используются в работе с детьми.
Другое пособие, которое я использую в своей работе - это «Палочки – скакалочки». Технологию, методические разработки и музыкальный материал создала уральский композитор Елена Поплянова. К тому же к ее пособию есть аудиоприложение с песенками для игры на палочках, которые дети проговаривают и выполняют движения с палочками.
К данной методике подходят любые инструменты, которыми можно выстукивать ритм. Но лучше всего подходят деревянные палочки. Их должно быть две – для каждой руки.
Цель моей работы с детьми: Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр.
С помощью палочек можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Играя на клавесах, дети учатся:
- манипулировать палочками, развивают координацию рук;
- находить различные приёмы звукоизвлечения;
- ритмично передавать метр и ритм стиха;
- развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;
- развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.
Предлагаю вам несколько игр, которые я использую на своих занятиях с детьми, а радостные лица детей на фотографиях, покажут вам с каким интересом они занимаются с палочками на музыкальных занятиях.
ИГРА С ПАЛОЧКАМИ «МЫ ИГРАЕМ»
Дети сидят в кругу, говорят:
- Мы играем, как хотим (играют, кто как может)
Затем воспитатель говорит: - Играем, как я.
Дети переключаются на игру воспитателя. Игра повторяется, но воспитатель изменяет ритм
ИГРА С ПАЛОЧКАМИ «СТРАШИЛКА ДЛЯ РЕВУШКИ»
Под горой стоит медведь, / Стучат поочередно палочками по полу
Если будешь ты реветь, / Грозят палочкой, как пальчиком
Унесет в свою берлогу, / Вращают палочками перед собой
Не найти туда дорогу. / ……//....
Вьюга, вьюга, завывай, / Стучат палочкой о палочку
Дождик, дождик, поливай / ……//….. И медведя прогоняй! / ……//…..
ИГРА С ПАЛОЧКАМИ «ДОЖДИК»
Дождик, дождик (стучим палочками)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
На животик (кладем палочки на животик)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
На макушку (кладем палочки на голову)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
И на ушки (кладем палочки на на ушки)
Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)
Дождик, дождик
Поливай! (стучим палочками)
Наш малышка вырастай! (тянем вверх ручки с палочками)