Музыкально-дидактическое пособие – сторисек «Щелкунчик» для детей старшего дошкольного возраста
Это пособие заняло 2 место в Выставке - конкурсе игр и пособий "В мире игр" нашего детского сада.
В пособии использованы материалы сайта muz-rukdou.ru и музыкального руководителя Ларисы Ставенко
Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» заслужено считается классикой детской литературы, чьи персонажи знакомы каждому ребенку. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями.
Увлекательный сюжет «Щелкунчика» лег в основу произведений других видов искусства. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана. По мотивам этой сказки, великим русским композитором П.Чайковским был создан балет, который уже более столетия считается классическим произведением.
Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки, знания детей о сюжете, героях сказки «Щелкунчик» и для развития эмоциональной отзывчивости детей на классические произведения (музыка и хореография), я решила создать сторисек.
Музыкально-дидактическое пособие – сторисек «Щелкунчик» представляет собой пластиковый контейнер с набором игр, пособий и различного материала для педагогов и детей. Так же прилагаются диски с музыкальными отрывками из балета (14 треков), мультфильмами по сказке, видео балета.
Сторисек предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Данное пособие поможет детям по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять, прочувствовать и запомнить материал.
Осваиваемое детьми содержание сторисека соответствует основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ ДС № 1 (образовательная область художественно-эстетическое развитие).
Цель: Развитие творческого потенциала старших дошкольников, эмоциональной отзывчивости посредством слушания классической музыки и различных видов игровой деятельности.
Задачи:
- Развивать знания детей о балете П.И. Чайковского «Щелкунчик», который был написан по сюжету сказки Э. Гофмана
- Развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение, выражать свои эмоции о прослушанном произведении.
- Воспитывать любовь к классической музыке.
Эта замечательная музыкальная книга с отрывками из балета П. И. Чайковского так же была приобретена мною для данного пособия. Видео https://youtu.be/79PEtXt4pC8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
storisek_shchelkunchik_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.33 КБ |
volshebstvo_novogodney_nochi.docx | 1.84 МБ |
p._chaykovskiy_shchelkunchik.docx | 671.3 КБ |
kompozitory_detyam.docx | 208.55 КБ |
balet_shchelkunchik.pdf | 859.24 КБ |
prezentatsiya-viktorina-po-skazke-gofmana-schelkunchik.pdf | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Музыкально-дидактическое пособие – сторисек «Щелкунчик»
для детей старшего дошкольного возраста
Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» заслужено считается классикой детской литературы, чьи персонажи знакомы каждому ребенку. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями.
Увлекательный сюжет «Щелкунчика» лег в основу произведений других видов искусства. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана. По мотивам этой сказки, великим русским композитором П.Чайковским был создан балет, который уже более столетия считается классическим произведением.
Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки, знания детей о сюжете, героях сказки «Щелкунчик» и для развития эмоциональной отзывчивости детей на классические произведения (музыка и хореография), я решила создать сторисек.
Музыкально-дидактическое пособие – сторисек «Щелкунчик» представляет собой пластиковый контейнер с набором игр, пособий и различного материала для педагогов и детей. Так же прилагаются диски с музыкальными отрывками из балета (14 треков), мультфильмами по сказке, видео балета.
Сторисек предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Данное пособие поможет детям по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять, прочувствовать и запомнить материал.
Осваиваемое детьми содержание сторисека соответствует основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ ДС № 1 (образовательная область художественно-эстетическое развитие).
Цель: Развитие творческого потенциала старших дошкольников, эмоциональной отзывчивости посредством слушания классической музыки и различных видов игровой деятельности.
Задачи:
- Развивать знания детей о балете П.И. Чайковского «Щелкунчик», который был написан по сюжету сказки Э. Гофмана
- Развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение, выражать свои эмоции о прослушанном произведении.
- Воспитывать любовь к классической музыке.
Актуальность: В связи с введением ФГОС ДО каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Формирование основ художественно - эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.
Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками, развитии их эмоциональной отзывчивости на произведения нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога.
Таким образом, анализ педагогического опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования эмоционального опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования его у дошкольников. Это убедило меня в необходимости разработки данного пособия «Щелкунчик».
Эффективно использовать данное пособие можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Работа со сторисеком «Щелкунчик» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми.
Сторисек включает в себя следующие рубрики:
1. Краткое содержание балета «ЩЕЛКУНЧИК»
Книжка коротко рассказывает о действии в балете.
2. Музыкально-дидактическая игра «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЕЛОЧКА»
Цель: Развитие мышления детей. Знать и назвать инструменты симфонического оркестра.
Материал: Изображение елки с елочными шарами (шары приклеены к елке наполовину). На задней стороне – загадки о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Рядом с елкой расположен конверт, в котором находятся картинки с изображением инструментов.
Задание: Отгадать загадки о музыкальных инструментах, назвать и показать каждый инструмент.
3. Дидактическая игра «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»
Цель: Формирование у детей представлений о целостном образе предмета, умение соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.
Материал: конверт с набором фигурок музыкальных инструментов оркестра. В нем – разрезные картинки музыкальных инструментов из коробки.
Задание: Собрать картинки по образцу.
4. Музыкально-дидактическая игра «УЗНАЙ И НАЗОВИ»
Цель: Умение узнавать по картинке действия и сцены из сказки-балета.
Материал: Сюжетные картинки из сказки «Щелкунчик».
Задание: Определить и назвать отрывок из сказки, изображенный на картинке.
5. Музыкально-дидактическая игра «ПОДБЕРИ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: Умение самостоятельно определять настроение музыкального отрывка из балета, характерное для каждой картинки.
Материал: Сюжетные картинки из сказки «Щелкунчик», смайлики – настроения.
Задание: Подобрать смайлики – настроение к каждой картинке.
6. Мини-альбом «БАЛЕТ В КАРТИНКАХ» с иллюстрациями из балета «Щелкунчик»
Цель: Обогащение знаний детей о балете «Щелкунчик». Расширение музыкальных впечатлений старших дошкольников.
Материал: Книжка с фотографиями из балета «Щелкунчик».
7. Музыкально-дидактическая игра «РИТМИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК»
Цель: Развитие чувство ритма, мышления.
Материал: Карточки с изображением фигур - героев сказки большого и маленького размеров.
Задание: Прохлопать ритмический рисунок, заданный на карточках.
8. Музыкально-дидактическая игра «СКАЗОЧНОЕ ДОМИНО»
Цель: Развитие внимания, памяти, усидчивости, наблюдательности, мелкой моторики.
Материал: Набор пластинок, разделенных на две половины, с изображением героев из сказки «Щелкунчик».
Задание: Подобрать подходящие пластинки (по картинкам), выложить их в ряд.
9. Дидактическая игра – последовательные картинки «РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»
Цель: Развитие умения располагать в правильной последовательности картинки, развитие внимания, усидчивости, мышления, памяти. Формирование умения пересказывать знакомую сказку.
Материал: Карточки с иллюстрациями к сказке «Щелкунчик».
Задание: Рассмотреть картинки, разложить их в правильной последовательности и составить логически связный рассказ.
10. Музыкально-дидактическая игра «Подумай и отгадай»
Цель: Развитие мышления, речи, умения узнавать знакомые музыкальные произведения из балета «Щелкунчик».
Материал: Фигурки героев из сказки «Щелкунчик».
Задание:
1 вариант: Послушать знакомые отрывки из балета и отгадать, чья музыка звучит.
2 вариант: Отгадать загадки о сказочных героях и дать небольшой рассказ о них:
Этот персонаж из сказки Отгадаешь без подсказки. Только зло творить умеет, Огромная крыса, она… Злая фея Деревянная игрушка Не машинка, не зверюшка. Одет в солдатские доспехи, Ловко щелкает орехи... Щелкунчик Подружка щелкунчика, девочка эта Служанка с метлой, очень бедно одета. Танцует у елки она до зари, Зовут эту девочку просто… Мари | Маленький принц появился на свет Всех пригласили на званый обед. Крестная души не чает в малыше, Зовут эту добрую фею… Драже Эта с ручкой борода, в уголке стоит всегда. Труд её хоть и нескор, подмести поможет сор. Мари прибраться помогла - бородатая… Метла В Рождество она пришла, вкусный запах принесла И колючие иголки, это же подарки… Елки |
11. ДИСК С МУЗЫКОЙ:
1. «Рождественская елка»
2. «Детский танец и прибытие гостей»
3. «Марш»
4. «Трепак» (русский танец)
5. «Кофе» (арабский танец)
6. «Чай» (китайский танец)
7. «Шоколад» (испанский танец)
8. «Танец пастушков» (датский марципан)
9. «Танец феи Драже»
10. «Адажио»
11. «Битва Щелкунчика и короля мышей»
12. «Вальс снежных хлопьев»
13. «Вальс цветов»
14. «Финальный вальс»
12. Шнуровки «ГЕРОИ СКАЗКИ»
Цель: Воспитание у детей способности контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям).
Материал: Фигурки сказочных героев с проколотыми дыроколом отверстиями и шнуровкой по краям.
Задание: Продевать шнурки разными способами и завязывать бантом.
13. Дидактическая игра «Логические цепочки»
Цель: Развитие логического мышления, внимания.
Материал: Игровые поля с изображением персонажей сказки «Щелкунчик», карточки с изображением персонажей.
Задание: Подобрать и вставить соответствующую картинку в пустое поле, установив закономерность в порядке расположения предметов в клетках.
14. Дидактическая игра «Сложи пазлы»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики пальцев.
Материал: Иллюстрация к сказке, разрезанная на разное частей от 4 до 12 с цифрами на оборотной стороне, обозначающими номер собираемой картинки.
Задание: Составить пазлы по порядку, затем перевернуть.
15. Дидактическая игра «Сложи пазлы по счету (от 1 до 10)»
Цель: Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики пальцев.
Материал: Иллюстрация к сказке, разрезанная на 10 частей по вертикали с цифрами от 1 до 10 на оборотной стороне.
Задание: Составить пазлы по порядку, затем перевернуть.
16. Круги Луллия «ПОДБЕРИ ЦВЕТ К НАСТРОЕНИЮ»
Цель: Формирование эмоционального восприятия к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.
Материал: Круги Луллия из двух дисков. На 1-ом диске изображение цветных карандашей, на 2-ом – героев сказки «Щелкунчик».
Задание: «Раскрасить» героев сказки разными цветами, в соответствии с настроением каждого героя (подобрать настроение героя сказки по цвету).
17. Игровое пособие «Музыка из шкатулки» ( с музыкой из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
18. Книга Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
19. Книга «Щелкунчик» из серии «Сказка в стихах»
20. Мультфильмы «Щелкунчик», 1973 и 2004 гг.
21. Мультфильм «Барби и щелкунчик», 2001 г. (по балету «Щелкунчик» с музыкой П.И. Чайковского)
22. Диск с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик».
23. Иллюстрации к сказке Э.Т.А. Гофмана и из балета «Щелкунчик»
24. Раскраски для детей по сказке и балету
25. Кроссворд по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»
26. Набор игр на логику по сказке
27. Перескажи сказку по картинкам (иллюстрации Н. Гольц и Н. Кузнецовой)
28. Игрушка Щелкунчик
29. Игрушки на прищепках с героями произведения
30. Набор игрушек на прищепках «Балерины»
31. Материал для педагогов по сказке для работы с детьми
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»
Самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского, известное по всему миру – балет «Щелкунчик». Зачастую в классических операх или балетах есть один или несколько известных номеров, которые становятся знаковыми для произведения и горячо любимыми публикой. О «Щелкунчике» этого не скажешь, потому что весь балет состоит из таких «хитов»! Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем мире. Чего только стоит завораживающий Танец феи Драже, нежнейший Вальс Цветов, череда танцев: Шоколад, Кофе, Чай и многие другие. Да и кто из детей, в конце концов, не мечтал оказаться на месте Мари и Щелкунчика в этом сказочном месте из шоколада, карамели, зефира и прочих вкусностей?!
Краткое содержание балета Чайковского «Щелкунчик» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Описание |
Штальбаум | советник медицины, именно в его доме разворачиваются все события |
Мари | дочка Штальбаума, получившая в подарок Щелкунчика |
Фриц | брат Мари, сломавший Щелкунчика на празднике |
Дроссельмейер | крестный Мари, подаривший ей Щелкунчика и рассказавший о чудесном городе |
Щелкунчик | заколдованный принц |
Фея Драже | правительница в волшебном городе Конфитюренбурге |
Принц Коклюш | принц из сказочного города, встречающий девочку и Щелкунчика |
Король мышей | злой повелитель враждебной армии мышей, напавший на Щелкунчика |
Краткое содержание «Щелкунчика»
Основные события в балете разворачиваются накануне большого и светлого праздника - Рождества.
В доме Штальбаума собрались гости и крестный Мари, который пришел с кучей подарков для детей. Среди них заметно выделяется кукла, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик. Довольно неуклюжая игрушка с широкой улыбкой сразу понравилась девочке Мари. Уже все дети ушли спать, а она все не могла расстаться с Щелкунчиком.
Девочка так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Елка стала огромных размеров и послышался странный шорох. В комнате появилась армия мышей, а сам Щелкунчик внезапно ожил, превратившись в прекрасного юношу. Он тут же собрал себе армию из солдатиков и отправился на врага, но их силы были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и кинула своим башмачком в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.
Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный – Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который достаточно непросто попасть, преодолевая снежную бурю. Но Мари вместе с Щелкунчиком отправляются в эту страну. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге, где кругом много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал, как она спасла его. Когда торжество заканчивается, волшебник помогает Мари вернуться домой из своего чудесного путешествия.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
50 мин. | 50 мин. |
Фото:
Интересные факты о Щелкунчике
- Сохранились сведения, что на первом представлении балета в Мариинском театре (декабрь 1892 года) публика была необычайно удивлена именно силой звучания оркестра. В особенности привлек их внимание музыкальный инструмент челеста.
- Начиная с постановок «Щелкунчика», появилась традиция отдавать второстепенные роли ученикам хореографических училищ.
- Танец «Кофе» основан на народной грузинской колыбельной.
- Согласно содержанию немецкой легенды, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом. Поэтому эти деревянные механические куклы были популярны как рождественские подарки для детей.
- Елка, которую устанавливают обычно на сцене в первом акте, весит около тонны.
- Во время нежного танца снежинок на сцену падает конфетти, общая масса которого около 20 кг.
- За весь спектакль на сцене демонстрируется около 150 различных костюмов.
- Для полноценной работы всего оборудования, нанесения грима и смены костюмов за кулисами во время выступления должно находится около 60 человек.
- Для освещения балета применяется обычно до 700 осветительных приборов.
- На одну пачку Феи Драже уходит 7 слоев тюля.
- Существует некая путаница в именах девочки (Мари, Маша или Клара). На самом деле, как указано в первоисточнике, Клара – это всего лишь кукла девочки, которую зовут Марихен. На французский манер ее имя звучит как Мари, именно такая версия досталась директору Императорских театров Всеволжскому. В советских постановках, начиная с 1930 года, балет русифицировался и девочка Мари получила имя Мария, а ее брат стал Мишей. Также праздник Рождество заменили на Новый Год.
- Перед тем как приступить к написанию балета, Чайковский сначала полностью написал сюжет со слов Всеволжского и уже после принялся сочинять музыку.
- Волшебный город Конфитюренберг из второго акта так же придумал Всеволжский.
- Самый большой шелкунчик был сделан в Германии и имел высоту более 10 метров.
- Франк Рассел Гэли исполнил партию Щелкунчика в рекордном возрасте, на тот момент ему было 74 года и 101 день.
- Первоисточником знаменитого спектакля стала немецкая сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», вышедшая в свет в 1816 году.
Популярные номера «Щелкунчика»
Вальс цветов (слушать)
Марш из I действия (слушать)
Танец Феи Драже (слушать)
Вальс снежных хлопьев (слушать)
Па-де-де Феи Драже и Принца Оршада-Коклюша - адажио (слушать)
Музыка
Петр Ильич воплощает уже известную ему тематику в балете – преодоление враждебных сил благодаря силе любви. Музыка насыщается новыми выразительными образами. Интересно наблюдать за тем, как совмещается здесь выразительность с изобразительностью, яркая театральность и глубочайший психологизм.
Музыкальная ткань балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Так, перед сценой роста елки из первого акта звучит необычайная по выразительности музыка. Начинается она призрачно, передавая мышиную суету. Постепенно она приобретает более широкий размах, трансформируясь в разворачивающуюся мелодию.
Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это и яркий испанский танец – Шоколад, волнующий восточный – Кофе, характерный китайский – Чай, а также необычайно яркий и живой – Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента – Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.
История создания «Щелкунчика»
В 1890 году Петру Ильичу Чайковскому предложили сочинить оперу, состоящую из одного акта и балет. По замыслу эти произведения должны были исполняться в один вечер. Работать над балетом он начал вместе с Мариусом Петипа. Примечательно, что при написании партитуры Чайковский постоянно советовался с ним, даже по поводу музыки. Работа протекала достаточно быстро, однако, весной 1891 года, Петр Ильич вынужден был сделать паузу. Причина была уважительной – он отправился в США, где проходило долгожданное открытие знаменитого Карнеги-холла. Сохранились сведения, что Чайковский умудрялся сочинять даже в дороге на пароходе, так как боялся не успеть к сроку.
Несмотря на все свои старания, композитор был вынужден послать Всеволжскому письмо из Парижа и попросить немного перенести премьеру. Как только Чайковский вернулся, работа пошла гораздо продуктивнее. Так, к февралю 1892 года он полностью закончил свой спектакль. Премьера сюиты из «Щелкунчика» состоялась в Русском музыкальном обществе под управлением автора. Публика восторженно встретила новое произведение композитора. В этом время Петипа тяжело заболевает и роль балетмейстера теперь уже исполняет Л. Иванов, который как раз заканчивал свою карьеру танцовщика и ранее попробовал себя в роли хореографа. Так как Петипа не мог уже работать над либретто, его созданием продолжил заниматься брат композитора Модест Чайковский. Работа в театре над постановкой началась осенью 1892 года, премьера же была назначена на декабрь этого же года.
Литературная основа балета «Щелкунчик»
Первоисточником знаменитого спектакля стала немецкая сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», вышедшая в свет в 1861 году. По сюжету Марихен Штальбаум получает от своего крестного в подарок на Рождество небольшую куклу, предназначенную для колки орешков. Этой же ночью Щелкунчик чудесным образом оживает и вступает в сильнейшую и неравную борьбу с отрядом коварных мышей. Утром крестный Дроссельмейер поведал девочке одну интересную историю про своего племянника, заколдованного злобным королем мышей. И ночью Марихен, вместе со своей куклой Кларой и Щелкунчиком снова были атакованы врагами. Сумев одолеть коварное войско, они все вместе направились в сказочное царство, где девочку избрали принцессой.
Эта сказка была переведена литератором Эмилем Лабедолльером на французский язык в 1838 году. Именно этот перевод и достался знаменитому писателю Александру Дюма. Любопытно, что он решил создать уже свой вариант произведения. Эта немного измененная версия сказки с некоторыми отступлениями и попалась И.А. Всеволжскому, решившему создать балет.
Постановки «Щелкунчика»
Впервые постановка «Щелкунчик» вместе с оперой «Иоланта» состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре. Разработкой костюмов занимался сам Всеволжский, за дирижерским пультом стоял Р. Дриго. Успех был широчайшим, хотя и сохранились сведения о том, что опера публике понравилась поначалу больше. Несмотря на то, что единого действа не получилось, как планировал директор театров, по отдельности это были замечательные спектакли и в одной программе они больше не использовались. Работу Л. Иванова признали великолепной, особенно критики отметили созданный им танец воздушных снежинок. После своей премьеры балет оставался в репертуаре театра еще на протяжении 30 лет. В 1923 году балетмейстер Ф. Лопухов вновь обратился к спектаклю Чайковского, и в 1929 вышла обновленная версия «Щелкунчика». После этого балет еще неоднократно был поставлен на разных мировых сценах. Среди наиболее ярких постановок можно отметить версию балетмейстера Джорджа Баланчина, осуществленную в 1954 году в Нью-Йорке. Причем эта постановка вот уже более 50 лет ежегодно собирает все больше восторженных зрителей. Наряду с театральными постановками, балет также неоднократно был экранизирован.
На музыку «Щелкунчика» обратили внимание и многие мультипликаторы. В 1940 году на студии Уолта Диснея вышел мультфильм «Фантазия», в котором представлены некоторые фрагменты из балета. В советское время Борис Степанцев создал свой знаменитый мультфильм по сказке Гофмана, также с музыкой Чайковского. Подробнее познакомиться с этими версиями, можно в специальном разделе «Музыка из мультфильмов».
К необычным постановкам можно отнести версию Мэтью Боурна – британского хореографа. Она не имеет ничего общего с классической версией балета, тем не менее, хорошо отражает музыку. В частности, он дал другую интерпретацию Па-де-де из второго акта. События перенесены в приют для беспризорных детей, где за ними присматривает доктор Дросс. Сон главной героини оказывается совсем не таким, как в первоначальной версии. В нем все неустойчиво и любые объекты внезапно превращаются в различные вещи, иногда даже зловещие. А сами герои разлучаются из-за соперницы Мари, причем сам Щелкунчик и вовсе теряет память.
Предварительный просмотр:
Композиторы детям: балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского
Вот уже в нескольких поколениях для многих детей и взрослых неизменна мечта попасть на балет «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. Если вслушаться в это слово — «Щелкунчик» — перед каждым из нас всплывает что-то очень близкое и родное. Не раз приходил к нам в гости этот добрый и любимый друг. Но у каждого свой Щелкунчик.
Кому-то вспоминается чудесный советский мультфильм «Щелкунчик» (1973), а в 2004 году вышел другой, русско-немецкий мультфильм «Щелкунчик», также по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана и с использованием музыки из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Любители художественных фильмов могли видеть новогодний фильм в формате 3D «Щелкунчик и Крысиный Король», снятый Андреем Кончаловским.
Кто-то помнит и любит этого героя просто по одноимённой сказке Эрнста Гофмана. Ну и, в конце концов, есть те, кому посчастливилось видеть вживую балет «Щелкунчик» на сцене, в который влюбились всем сердцем уже после первого просмотра. Сначала они посещали его в детстве с родителями, а теперь с удовольствием, самостоятельно, раз за разом приходят посмотреть «Щелкунчика» уже со своими детьми.
Это сказка с великолепной музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Щелкунчик стал символом новогоднего праздника не только потому, что сама история происходит в Рождество, но и потому, что в ней много волшебства, чудесных превращений и таинственных приключений. Именно поэтому, по традиции, очень многие театры добавляют в свой репертуар в новогодние дни балет «Щелкунчик».
Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».
Эта сказка Эрнеста Теодора Амадея Гофмана была опубликована в 1816 году. Ее главные герои — девочка по имени Марихен (в разных редакциях девочку зовут Кларой или Мари) Штальбаум и странная игрушка — щипцы для колки орехов в форме солдатика, тот самый легендарный Щелкунчик, которого подарил Марихен ее крестный, сказочник Дроссельмейер. Только он знал, что Щелкунчик – это не безобразная игрушка, а прекрасный принц, которого заколдовала злая королева Мышильда.
В рождественскую ночь начинаются сказочные превращения, благодаря которым Щелкунчик оживает и вступает в схватку с мышами. В этой битве ему помогают тоже ожившие игрушки Марихен. И вот счастливый финал – Щелкунчик убивает Мышиного короля, тем самым рассеивая злые чары. И Марихен, полюбившая уродливую игрушку, видит перед собой расколдованного принца. Он приглашает её в свою страну, где объявляет Марихен своей принцессой.
Впервые балет «Щелкунчик» был показан в Санкт-Петербурге в декабре 1892 года, на сцене Мариинского театра. Постановка этой волшебной сказки, рассказанной на Рождество, стала традиционной в предновогодние дни. Этот спектакль нравится всем без исключения, и его посещают с удовольствием и дети, и взрослые.
Спектакль «Щелкунчик», показанный впервые в декабре 1892 года, сразу же покорил сердца зрителей. Ведь в этой постановке были заняты известнейшие артисты. Кроме того, именно тогда возникла традиция распределять малые партии в балете между студентами хореографических училищ. Эта традиция сохранилась и по сей день, причем отнюдь не только в Мариинке. Именно поэтому среди тех, кто бывает на спектакле, всегда оказываются друзья и родители юных дебютантов.
Вполне объясним успех этой сказки. Ведь это не просто сказочная история. Она учит нас самоотверженности и чести, умению стоять за себя, бороться с несправедливостью и злом, пусть даже оно будет сильнее тебя и на его стороне будут магические силы. Не боясь проиграть эту битву, смело бросаясь в бой — только так мы сумеем победить. Этому учит детей героический Щелкунчик. Эта бессмертная история, рассказанная нам Эрнстом Амадеем Гофманом и бережно перенесённая в музыкальное измерение Петром Ильичом Чайковским, напоминает взрослым о том, что не всё в мире можно купить. Есть ещё и настоящие неподдельные чувства!
История создания балета
Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 год; в основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом), однако Театральная энциклопедия ошибочно называет автором переложения Дюма-сына.
Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году. Партию Клары исполнила Станислава Белинская, Фрица — Василий Стуколкин. Другие исполнители: Щелкунчик — С. Легат, фея Драже — А. Дель-Эра, принц Коклюш — П. Гердт, Дроссельмейер — Т. Стуколкин, племянница Марианна — Л. Рубцова; балетмейстер Л. Иванов, дирижёр Р. Дриго, художники М. Бочаров и К. Иванов, костюмы — И. Всеволожский и Е. Пономарев.
Действующие лица:
- Штальбаум
- Его жена
- Клара и Фриц — их дети
- Дроссельмейер — крестный Клары
- Бабушка
- Дедушка
- Няня
- Щелкунчик
- Щелкунчик-принц
- Клара-принцесса
- Фея Драже
- Принц Коклюш
- Мажордом
- Куколка
- Негр
- Паяц
- Мышиный король
- Феи
Некоторые интересные факты, связанные с этим балетом:
- за кулисами в общей сложности работает 57 человек — для установки декораций и смены костюмов во время всего спектакля;
- во время каждого показа спектакля на сцене происходит показ 150 различных костюмов;
- для освещения спектакля используется от 600 до 700 осветительных приборов;
- пачка исполнительницы Феи Драже содержит 7 слоев тюля;
- елка на сцене имеет высоту 16,4 метра и весит 1 тонну;
- костюм Росинки украшен 65 кристаллами «росы»;
- оркестр состоит из 62 музыкантов;
- музыка «кофейного танца» основана на грузинской колыбельной мелодии;
- во время спектакля в танце снежинок на сцену высыпается около 20 кг конфетти;
- оркестр состоит из 62 музыкантов.