Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 6 класса.
В Концепции модернизации Российского образования определена идея формирования личности: «Развивающемуся обществу нужны современныеобразованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельнопринимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаютсямобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством
ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_o_matematike_uvlekatelno._6_klass.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В Концепции модернизации Российского образования определена идея формирования личности: «Развивающемуся обществу нужны современныеобразованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельнопринимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаютсямобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством
ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий
по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.
При организации занятий надо обращать внимание на такую психологическуюособенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если учитель будет создавать нестандартные ситуации,ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является егокритичность. У ребят появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе. Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Для того, чтобы ученик начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве.
Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, дети учатся думать.
Данная программа внеурочной деятельности школьников составлена
на основе:
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение,
2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения);
-«Задачи на смекалку 5-6 классы»/И.Ф. Шарыгин, А.В.Шевкин.-М.: Просвещение,2010
-«Математические олимпиады 5-6 классы. Методическое пособие»/автор-составитель А.В.Фарков .-М.:Экзамен 2017 г.
- Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5—6 классов;
- Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения
учащихся 5-6 классов.
Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены
тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями
программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительномматериале по математике и применении полученных знаний
на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как:целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала иразвития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельнойдеятельности.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 34
часов.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с программой по
предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы
6 класса. Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышениюинтереса к математике. Этот интерес следует
поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу.
Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии
общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого
человека. Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить всправочниках и применять нужные формулы, владеть
практическими приемами геометрических измерений и построений, читать
информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать
вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятиюгеометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Подобранный материал программы развивает воображение, пространственные представления. Историяразвития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике какчасти общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехамивозникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Таким образом, значимость содержания программы в общем образовании школьников повлияла на определение следующих целей:
1. в направлении личностного развития: формирование представлений о математикекак части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитиицивилизации и современного общества;
развитие интереса к математическому творчеству и математическихспособностей;
2. в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3. в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
- формировать у учащихся навыки решения нестандартных задач;
- знакомить с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения;
- организовывать деятельность для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;
- создавать условия для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и
компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Организация учебного процесса
Единицей учебного процесса является учебное занятие.
Первая часть которого – это вводная беседа, при которой ставятся цели и намечаются пути их достижения. При этом учитель знакомит ученика с необходимым фундаментом теоретических знаний. Новый материал излагается кратко, с записью необходимых формул и правил. Практическая часть – это решение задач, иногда практическая работа. В конце занятия планируется вывод о полученных знаниях и умениях. Предполагается получение домашних заданий исследовательского характера. Занятия необходимо проводить с использованием частично – поискового или исследовательского метода. По возможности использовать информационно – коммуникационные технологии.
Во многие занятия включены математические игры, которые, кроме развлекательности, преследуют ряд воспитательных целей.
Посредством этих игр развиваются любознательность, интуиция, сообразительность, наблюдательность, настойчивость.
Проведение математической игры (или фокуса) состоит из трех частей:
1) показ игры (фокуса);
2) попытка учащихся угадать суть фокуса (игры);
3) математическое объяснение фокуса (игры).
Игры проводятся в середине или в конце занятия, так как к этому времени учащиеся устают и им легче играть, чем решать задачу.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности, в том числе и проектная деятельность. Учитывая возраст учащихся, смотры знаний можно проводить в форме игры, викторин, конкурсов, защиты творческих проектов, участие в математическом вечере, олимпиадах.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребёнка.
По продолжительности занятие составляет 30-45 минут.
Виды деятельности
1. Устный счёт.
2. Проверка наблюдательности.
3. Игровая деятельность.
4. Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и
перекраивание.
5. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов,
викторин.
6. Проектная деятельность.
7. Составление математических ребусов, кроссвордов.
8. Показ математических фокусов.
9. Участие в вечере занимательной математики.
10. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
11. Исследовательская деятельность.
12. Составление презентаций.
13.Поисковая деятельность (поиск информации).
Формы контроля
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности
должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках.
Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов - творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля
Самооценка
низкий
средний
высокий
В конце года все участники готовят и защищают исследовательские работы. Это может быть индивидуальной работой, а может быть групповой – по желанию учащихся.
Эффективность и результативность данной программы внеурочной
деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя;
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных
мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность
участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования
активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и
Тематическое планирование
занятий по математике
№ | Тема | Количество часов | из них теория | из них практика |
1. | Математические игры. | 5 | 1 | 4 |
2. | Числовые задачи. | 4 | 1 | 3 |
3. | Задачи на четность. | 4 | 1 | 3 |
4. | Логические задачи. | 5 | 2 | 3 |
5. | Задачи на делимость чисел. | 4 | 1 | 3 |
6. | Геометрия в пространстве. | 4 | 1 | 3 |
7. | Текстовые задачи. | 5 | 2 | 3 |
8 | Старинные задачи | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Содержание программы
1. Математические игры (5 часа).
Разгадывание ребусов. Составление и расшифровка шифров. Задачи «сказочного» содержания. Задачи на перебор (с практическим содержанием).
2. Числовые задачи (4 часа).
Задачи на целое и его части. Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?». Числовые выражения.
3. Задачи на четность (4 часа). Задачи на свойства делимости. Четность и нечетность чисел. Задачи на доказательство.
4. Логические задачи (5 часов). Решение различных логических задач (в том числе - геометрического типа, с практическим содержанием).
5. Задачи на делимость чисел (4часа). Использование признаков делимости для решения задач. Простые и составные числа. Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги.
6. Геометрия в пространстве (4 часа). Задачи со спичками. Задачи на разрезание и склеивание. Задачи типа: «Как сделать?». Задачи на кубы.
7. Текстовые задачи (5 часов).
Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения, поиск наиболее рациональных способов решения).
8. Старинные задачи (3 часа). Решение старинных задач. Старинные меры веса и длины.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
1. Авторские методики, разработки:
разработка тем программы;
описание отдельных занятий.
2.Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
набор геометрических фигур;
геометрический конструктор;
иллюстративный и дидактический материал по темам.
3.Методические материалы:
методическая литература для учителя;
литература для обучающихся;
подборка журналов, газет.
4.Материалы по результатам освоения программы:
перечень творческих достижений;
творческие проекты, математические газеты;
фотографии мероприятий.
5. Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (набор геометрических фигур, цветной
и белой бумаги, картона, цветные карандаши, фломастеры,
ножницы);
персональный компьютер;
мультимедийная установка, экран;
Литература для учителя
1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.:
ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –
М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения) 5-6 классы.
3.Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы (Как сделать уроки математики нескучными)/Гаврилова Т,Д.-Волгоград: Учитель,2005. – 96 с
4. Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиаде по математике. Методическое пособие/Г.И.Григорьева.М.: Глобус, 2009.- 152 с.
5. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения
учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,
1998. – 112 с.
6. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.:
Просвещение, 2009. – 287 с.
7.Заболотнева Н.В. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы.500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся./Заболотнева Н.В.- Волгоград: Учитель, 2005,-99с.
8. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.
7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для
учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.
8. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем.
головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1996. – 144 с.
9. Онучкова Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб.
пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.
10. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения
логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.-
66с.
11. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн.
для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001. -77с.
12. Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы.- М.: Экзамен, 2017. –1 91 с.
13. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного
кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.- 106с.
14. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6
классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.
15. http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Литература для учащихся
1. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения
учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,
1998. – 112 с.
2. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.:
Просвещение, 2009. – 287 с.
3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем.
головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1996. – 144 с.
4. Крысин А.Я. и др. Поисковые задачи по математике (5- 6 классы). -
М.: Просвещение, 1999. – 95 с.
5. Онучкова Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб.
пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.
6. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения
логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.-
66с.
7. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного
кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.- 106с.
8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6
классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с.
9. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика/Глав. ред.М.Д. Аксёнова. –
М.: Аванта+, 1998.-688 с.
10. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е
изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 с.
Календарно – тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «О математике увлекательно»
в 6 классах по ФГОС ООО (34 часа)
№ урока | Тема | Кол-во часов | Предметные результаты | Метапредметные результаты | план | факт |
«Математические игры» | 5 | |||||
1 | Математические развлечения. Математический ребус. | 1 | Познакомятся историей возникновения занимательных задач. С понятием математического ребуса. | Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи | ||
2 | Составление и разгадывание шифровок математического содержания Составление числовых закономерностей | 1 | Повторить свойства сложения и умножения натуральных чисел. Записывать последующие и предыдущие элементы натурального ряда. | Познавательные УУД осуществлять сравнение, сериализацию и классификацию | ||
3 | Задачи «Сказочного содержания» | 1 | Ввести задачи с интересной фабулой и использование старинных мер длины. | Познавательные УУД Научиться строить схемы Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения | ||
5 | Итоговое занятие по теме «Математические игры» | 1 | Решение занимательных задач Комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач | Познавательные УУД Выделять характерные причинно-следственные связи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | ||
«Числовые задачи» | 4 | |||||
6 | Задачи на целое и части | 1 | Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части. При решении задач использовать математическую модель – неравенство | Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач основам реализации исследовательской деятельности | ||
7 | Задачи про цифры Применение законов сложения, вычитания и умножения для решения задач | 1 | Выполнять вычитание с помощью натурального ряда; вычитать натуральные числа. комбинировать известные алгоритмы | Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения | ||
8 | Задачи типа «Что больше» «Сколько же» | 1 | Решение нестандартных задач на сравнение | Познавательные УУД использовать другие источники информации интернет, строить схемы и модели для решения задач Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им Коммуникативные УУД Сотрудничать с другими учащимися для решения общих задач | ||
9 | Числовые выражения | 1 | Используя свойства арифметических действий, решать задачи связанные с числовыми выражениями. применять закон при устных вычислениях; раскрывать скобки; выносить множитель за скобки; | Регулятивные УУД адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью | ||
«Задачи на четность» | 4 | |||||
10 | Задачи на свойства делимости чисел Свойства делимости и признаки. | 1 | Научаться применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений. | Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить. | ||
11 | Четность и нечетность чисел | 1 | Сумма двух четных чисел. Четного и нечетного. Двух нечетных. | Познавательные УУД делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации, осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | ||
12 | Задачи на доказательства | 1 | Применение законов четности для доказательства равенств | Познавательные УУД делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации, приводить примеры использования математических знаний Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, строить монологическое контекстное высказывание. | ||
13 | Брейн -ринг | 1 | Обобщить знания делимости чисел, свойств арифметических чисел. Применять закон при устных вычислениях; раскрывать скобки; выносить множитель за скобки; свойства делимости. | Регулятивные УУД адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. | ||
«Логические задачи» | 5 | |||||
14 | Способы оформления решений логических задач Схемы –рисунки и таблицы перебора вариантов. | 1 | Методы решения логических задач | Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач устанавливать причинно-следственные связи; использовать схемы и таблицы. | ||
15 | Задачи на верные и неверные утверждения | 1 | Ввести способ решения задач от обратного Комбинировать известные алгоритмы | Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач Коммуникативные УУД строить монологическое контекстное высказывание | ||
16 | Графы и их помощь для решения задач. Построение графов | 1 | Применение графов для решения логических задач Владеть совместными действиями | Регулятивные УУД Основы самоконтроля Познавательные УУД приводить примеры использования математических знаний | ||
17 | Метод упорядоченного перебора Решение геометрических задач методом упорядоченного перебора | 1 | Выявлять особенности различных геометрических фигур | Познавательные УУД основам исследовательской деятельности осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | ||
18 | Логические задачи. Малая олимпиада. | 1 | Обобщить изученные методы решения логических задач. Применять полученные знания при решении различного вида задач | Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | ||
«Задачи на делимость чисел» | 4 | |||||
19 | Признаки делимости натуральных чисел. | 1 | Рассмотреть признаки делимости на 3, 9, 4, 6, 18 и др. Познакомятся с признаками делимости на 4. 6, 18, 15 Комбинировать известные алгоритмы | Познавательные УУД Научиться устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД строить монологическое контекстное высказывание | ||
20 | Решение задач на применение признаков делимости. Решение задач, с использованием признаков делимости. | 1 | научиться применять признаки делимости для решения задач практического содержания | Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач деление Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | ||
21 | Простые и составные числа | 1 | Отработать понятие простого и составного числа. Умение пользоваться таблицей простых чисел. Применять данные понятия для доказательств высказываний. отработать понятия простого и составного числа. Определять структуру числа, приводить примеры простых и составных чисел. | Познавательные УУД Научиться устанавливать причинно-следственные связи. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | ||
22 | Изображение фигур с секретом | 1 | Задачи на изображение фигур не отрывая руки от листа. использовать делимость чисел при решении практических задач, в том числе и геометрических | Познавательные УУД осуществлять сравнение, классификацию | ||
«Геометрия в пространстве» | 4 | |||||
23 | Понятия плоскости и пространства | 1 | Дать представления о плоскости и нахождения фигур в одной плоскости. Ввести практическим путем понятия «лежать в одной плоскости». Решать задачи повышенной сложности по теме Параллелепипед | Познавательные УУД Развивать пространственное видение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | ||
24 | Задачи с развертками | 1 | Решение задач, с использованием практических моделей | Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач устанавливать причинно-следственные связи | ||
25 | Задачи на разрезание и склеивание | 1 | Практические применения знаний на рисование не отрывая руки от бумаги. | Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им Познавательные УУД осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью | ||
26 | Задачи со спичками. Геометрические фокусы. | 1 | Различные системы счисления (нумерации). Решение занимательных задач. Различные системы исчисления, различные методы решения задач. Комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач | Познавательные УУД выделять характерные причинно-следственные связи, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | ||
«Текстовые задачи» | 5 | |||||
27 | Решение задач «на части». | 1 | Методы решения задач на части. Решать задачи на части с помощь схем и рассуждений | Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им Коммуникативные УУД основам коммуникативной рефлексии | ||
28 | Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности. | 1 | Решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности с помощь схем и рассуждений | Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | ||
29 | Несколько способов решения задач. | 1 | Рассмотреть варианты решений одной и той же задачи . Понимание, что одна задача может решаться несколькими различными способами | Познавательные УУД составлять схемы и математические модели при решении задач осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве | ||
30 | Задачи, решаемые с конца | 1 | решать задачи с конца. | Познавательные УУД Приводить примеры математических моделей создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач Коммуникативные УУД работать в группе — устанавливать рабочие отношения | ||
31 | Математическая регата | 1 | Решать задачи различных видов и применять для этого разные способы. | Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью, организовывать способы взаимодействия Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | ||
«Старинные задачи» | 3 | |||||
32 | Решение старинных задач и задач в стихах, использование алгебраического метода | 1 | познакомятся с понятиями старинных задач .Некоторыми старинными единицами длины Решать задачи по теме с использованием схем и графов | Познавательные УУД Приводить примеры математических моделей Коммуникативные УУД сотрудничать с одноклассниками при решении задач; уметь выслушать оппонента. структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста | ||
34 | Старинные задачи - шутки | 1 | Решение нестандартных старинных задач Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Познакомиться со старинными мерами веса. | Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им Познавательные УУД Проводить исследование, устанавливать причинно – следственные связи |