Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике.
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Математика вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_5_klassa_po_matematike.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике
«Математика вокруг нас».
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Математика вокруг нас» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.
Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Математика вокруг нас» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цели изучения программы:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
развитие математических способностей и логического мышления;
развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи изучения программы:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики
осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
Место курса в учебном плане
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.
Планируемые результаты
Личностные
осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.
осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
умение решать логические задачи
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Основное содержание учебного курса (34 часа,1 ч в неделю)
1) Введение в «Удивительный мир математики»(2 ч.).
История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
2) Магия чисел. (10ч.).
Приемы устного счета:
умножение на 5(50)
деление на 5(50),25(250)
признаки делимости
умножение двузначных чисел на11
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
способ сложения многозначных чисел
умножение на 9,99,999
умножение на 111, умножение «крестиком»
быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
умножение однозначного или двузначного числа на 37
Простые числа. Интересные свойства чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
3) Математическая логика.(6 ч.)
Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
4) Первые шаги в геометрии (10 ч.)
Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами. Геометрические головоломки (танграм) Уникурсальные кривые (фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
5) Математические игры.(6 ч.)
Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Предметные результаты | Характеристика учебной деятельности | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
1 | Введение в «Удивительный мир математики» История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед. | Устойчивый познавательный интерес к математике и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | Регулятивные УД умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели Познавательные УД Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач. Коммуникативные УД Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Ученик узнает историю возникновения науки, познакомится с биографией и открытиями древнейших математиков | Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями. |
2 | Магия чисел Приемы устного счета. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач. Могут устно прикидывать и оценивать результаты | Ученик научится быстро считать устно используя изученные приемы | Объясняет выбор нужного приема устного счета Математический диктант |
Простые числа. Интересные свойства чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
| Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду
| умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.); умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; | Узнают интересные свойства чисел, познакомятся с названием чисел, класс которых больше миллиарда, расширят понятие степени числа, познакомятся с методом проектов | Используют свойства степени, разрабатывают собственные проекты, занимаются исследовательской работой | |
3 | Математическая логика. Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер. | Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных логических задач; Формирование эстетических потребностей, ценностей. | Умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. | Находят наиболее рациональные способы решения логических задач | Могут устно прикидывать и оценивать результаты |
4 | Первые шаги в геометрии Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки (танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики | Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных логических задач; Формирование эстетических потребностей, ценностей. | Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах; Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами; Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач; Решают текстовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»; Решение логических задач матричным способом. | Осознают отличие плоскости от пространства, плоскостных геометрических фигур от пространственных. Решают нестандартные задачи разрезание. Решают танграмы. Решая задачи, анализируют и осмысливают текст задачи, умеют переформулировать условие, извлекают необходимую информацию | Изготавливают модели многогранников, решают задачи на разрезание, решают шуточные геометрические задачи. Выполняют исследовательскую работу. |
5 | Математические игры. Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой». | Формирование устойчивого познавательного интереса к результатам ,полученным при соревновании со сверстниками. Понимание причины успеха в учебной деятельности, формирование мотивации и стремления к победе. | Умение ставить цели, самостоятельно оценивать условия их достижения. Принимать и сохранять учебную задачу, уметь работать в группах, командах, отстаивать собственную точку зрения, правильно и грамотно излагать свои мысли. | Применяют вычислительные навыки; геометрические навыки; анализируют и осмысливаюттекст задачи; моделируют условие с помощью схем, рисунков; строят логическую цепочку рассуждений; критически оценивают полученный ответ | Знакомятся с основными видами математичеких игр и на практике знакомятся с их условиями. |
Учебно-методический комплект
1. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012
2. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
3. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
4. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
5. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
6. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
7. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
8. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
9. 16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
10. 17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
11. 18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
12. 19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
Календарно тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Введение в «Удивительный мир математики» | 2 | |||
1 | История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. | 1 | ||
2 | Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед | 1 | ||
Магия чисел. | 10 | |||
3 | Приемы устного счета: умножение на 5(50) деление на 5(50),25(250) | 1 | ||
4 | Признаки делимости умножение двузначных чисел на11. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 | 1 | ||
5 | Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел. Умножение однозначного или двузначного числа на 37. Биографические миниатюры (Блез Паскаль) | 1 | ||
6 | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографические миниатюры (Пьер Ферма). Способ сложения многозначных чисел. | 1 | ||
7 | Умножение на 9,99,999 Умножение на 111, умножение «крестиком». | 1 | ||
8 | Простые числа. Интересные свойства чисел. | 1 | ||
9 | Мир больших чисел (степени). | 1 | ||
10-12 | Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) | 3 | ||
Математическая логика | 6 | |||
13 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. | 1 | ||
14 | Решение логических задач матричным способом. | 1 | ||
15-16 | Решение олимпиадных задач. | 2 | ||
17 | Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика». | 1 | ||
18 | Задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер. | 1 | ||
Первые шаги в геометрии. | 10 | |||
19 | Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. | 1 | ||
20-21 | Разрезание и складывание фигур. | 2 | ||
22-23 | Изготовление многогранников. | 2 | ||
24-25 | Искусство оригами. | 2 | ||
26-27 | Геометрические головоломки (танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). | 2 | ||
28 | Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики. | 1 | ||
Математические игры | 6 | |||
29 | Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки. | 1 | ||
30 | Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». | 1 | ||
31-32 | Игра «Математическая Абака». | 2 | ||
33-34 | Игра «Математический бой». | 2 |
Итого 34 часа