Программа работы с одарёнными детьми.

Ульянова Алла Зигмундовна

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально -творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе. Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого -педагогической службы школы, администрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_odaryonnymi_detmi.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Андрей\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0379.jpg

Введение

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально -творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе. Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого -педагогической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не рассматривается как догматическая конструкция.

Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема –ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но, существует возможность и другого решения –не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Способный, одаренный ученик –это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую. Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и


талантливыми детьми. Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность –основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель программы:

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей в области «математика»;

создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи:

выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей,


личностные качества, а также интересы и способности ученика в области «математика»;

разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в школе;

определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей; проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;

произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;

интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления;

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости этих предметов для общественного прогресса;

воспитание целеустремленности, активности учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивости и последовательности в их воплощении;

поддерживание талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, концерты, праздники).

Этапы реализации

Реализация программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 5 лет: с 2017 по 2022 годы.

Первый этап –диагностико -организационный –предполагается реализовать в 2017-2018 учебном году. Он включает в себя:

-создание и организацию деятельности координационного совета;

-создание нормативно-правовой базы;

-обеспечение материально-технической базы;

-создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

-изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

-отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

-организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;

-разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этап –организационно-практический, этап реализации (2018 -2022 гг.) –связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях.


На этом этапе планируется:

-отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

-отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

-углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

-обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства;

-отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

-систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

-пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;

-психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей;

-апробация экспериментальных авторских программ.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2022 году (рефлексивно -обобщающий или итогово-аналитический, этап).

На этом этапе предполагается:

-сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

-мониторинг личных достижений учащихся;

анализ деятельности по организации работы с одаренными детьми;

-создание системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы;

-определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Формы работы с одаренными детьми:

-индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, использованием системы заданий повышенной сложности, проведение нестандартных форм уроков;

-дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, консультации по возникшим проблемам;

-участие в школьном, муниципальном, региональном этапах всероссийской олимпиады школьников по математике;

-психологические консультации, тренинги, тестирование;

-конкурсы, интеллектуальные игры,

-посещение предметных и творческих кружков по способностям;

-организация временных групп;

-исследовательская деятельность.

-свободное самообразование;

-создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:


-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей.

3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной и исследовательской деятельности.

5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:

1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.

Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9.Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10.Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.


Структура работы с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:

1. Выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время.

2. Ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.

3. Переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.

Работа с родителями:

Родители, семья в системе реализации программы:

-учитывать одаренность как сложное явление;

-учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;

-создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;

-оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;

-формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов).

Семейные аспекты развития одаренных детей в реализации программы:

-организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;

-привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

Методы психологических воздействий, используемые при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):

1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже —хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются —с точки зрения их реализации.

2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:

-групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

-соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.

-команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников;

-критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.


3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

4. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

В своей работе на уроке можно использовать:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно -образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно –историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта -совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

« Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

Критерии эффективности:

1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

2. Отсутствие неуспевающих по предмету.

3. Увеличение количества обучающихся, успешно сдавших экзамен по


математике.

4. Подготовка и участие в школьных олимпиадах.

5. Подготовка и участие в муниципальных, региональных, всероссийских предметных олимпиадах.

6. Подготовка и участие в предметных неделях

7. Изучение по учебным пособиям глав для дополнительного чтения.

8. Решение заданий повышенного уровня.

План мероприятий по выполнению программы работы с одарёнными детьми на 2017 -2022гг.

№ п\п

Мероприятия

Сроки

1

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

Август, ежегодно

2

1Диагностика одаренных детей

Сентябрь ежегодно

3

Составление индивидуальной программы обучения;

разработка планов индивидуальной работы с детьми;

проведения занятий с детьми;

отработка форм, методов, приёмов работы;

создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

4

Организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

Октябрь, ежегодно

5

Подготовка и участие в муниципальном, региональном этапе олимпиады школьников

Ноябрь, декабрь ,ежегодно

6

Участие в муниципальных, региональных, всероссийских и международных интеллектуальных играх и конкурсах.

Ежегодно

7

Подготовка к школьному конкурсу «День Науки». Участие в школьном конкурсе

Январь февраль

8

Подготовка и участие в предметных неделях.

Январь -февраль

9

Оформление и обновление предметных уголков.

В течение года

10

Подготовка презентаций, творческих проектов, рефератов, докладов к мероприятиям и конкурсам различного уровня.

В течение года

11

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы работы с одарёнными детьми.

Май, ежегодно

12

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми.

Ежегодно, май

Литература

1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. –М, 1991.

2. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. –1999.–№ 9.

3. Вьюжек Т. Логические тесты, игра и упражнения. –М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001

4. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. –М.: «Прогресс», 1991

5. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. –М., 1991.

6.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. –М., 2000.

7. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. -М., 1997.