Программа. Организация проектной деятельности на уроках математики на уровне основного общего образования.
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки выпускников, способных быстро адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути их решения
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены
- работать с информацией, быть коммуникабельными в различных социальных группах;
- самостоятельно работать над расширением собственного интеллекта,
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки выпускников, способных быстро адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем; - самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути их решения - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены - работать с информацией, быть коммуникабельными в различных социальных группах; - самостоятельно работать над расширением собственного интеллекта, Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик. Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно – деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Задача каждого современного педагога – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в увлекательный и результативный процесс развития личности школьников. Уход от традиционного урока через использование новых технологий позволяет создавать условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы. Однако, нет одинаковых школ, одинаковых классов и одинаковых учеников. Поэтому одного знания современных образовательных технологий педагогу недостаточно. Для реализации основной цели образования: создание условий для повышения качества образования, воспитания личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни - педагогу необходимо не только знать современные базовые педагогические технологии, но уметь применять их на уроках с учетом особенностей предлагаемых условий (количество обучающихся, их стартовые возможности, особенности учебного заведения и т.п.) Поэтому на протяжении аттестационного периода строила свою педагогическую деятельность, стараясь отходить от традиционных форм работы и заменять их современными педагогическими технологиями в преломлении к условиям конкретного коллектива обучающихся и конкретного образовательного учреждения. Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета «математика» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретной школы. Эффективные образовательные технологии на уроках математики и возможности их совершенствования. Среди современных образовательных технологий наиболее актуальными для образовательного поля предмета математика - являются следующие: Инфомационно - коммуникационные технологии Цель: повышение мотивации к учению, повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно - образного, информационного мышления, навыков самообразования и самоконтроля, повышению активности и инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения. активизация познавательной деятельности обучающихся; высокая степень дифференциации обучения; рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; усовершенствование контроля знаний; рациональная организация учебного процесса, повышение эффективности урока Изменение (совершенствование) базовой технологии: В рамках данной технологии возможно более активное привлечение учащихся к использованию интернет ресурсов (потенциала ю-тьюба) для подготовки проектов или применения креативного подхода к выполнению домашних заданий. Проектная технология — развивает творческие способности, навыки самостоятельной работы в рамках предмета. Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; - развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); - развивают системное мышление. Изменение (совершенствование) базовой технологии: Совершенствование технологии проектного обучения происходит, прежде всего, через ее систематизацию, особенности которой отражены в Программе «Организация проектной деятельности на уроках основного (5-9 классы) общего образования на уроках математики». Результаты: - реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности; - формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся; - усиление мотивации к изучению математики; - создание благоприятной атмосферы на уроке; - исключение монологического преподнесения учебного материала. Игровые технологии Деловая игра - в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловая игра – это моделирование систем отношений. Актуальность педагогической игры в том, что она позволяет достигать личностных, метапредметных и предметных результатов обучения математики, способствует формированию необходимых универсальных учебных действий у школьников, позволяет спроектировать и провести урок на основе системно- деятельностного подхода в обучении. Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические - формируют устойчивую мотивацию учения; - формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции. Изменение (совершенствование) базовой технологии: Совершенствование игровых методов и приемов происходит через использование огромного потенциала современных интернет-ресурсов, в том числе активно применяется на уроках и во внеурочной деятельности обучение средствами современного песенного аутентичного материала и обучающих видео u-tube Результат: В процессе использования всех видов дидактических игр на уроках математики успешно реализуются задачи достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования, которые решаются в комплексе. Технология проблемного обучения. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности. Цель технологии - помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Результат: использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Изменение (совершенствование) базовой технологии: Возможность использования элементов проблемного обучения на начальных стадиях обучения (с 5 класса) приводит к развитию у навыков самостоятельного выбора решений из предлагаемых вариантов. Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа) Цель технологии - развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: - возрастает объём учебного материала и глубина его понимания; - ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; - возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность); - растёт самокритичность - ученик более точно оценивает свои возможности; - учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам дифференцированные задания). Результат: групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество образования. Изменение (совершенствование) базовой технологии: В практическом применении данной технологии очень важным является создание благоприятного микроклимата в группах, поэтому в практической деятельности формирование групп необходимо проводить, в первую очередь, с учетом психологической совместимости Здоровьесберегающие технологии. Цель: способствовать предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, профилактика заболеваний, предупреждение вредных и формирование полезных привычек, повышение качества образовательных услуг. Результаты: -сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них культуры здорового образа жизни; - построение урока с учетом работоспособности учащихся, снижение утомляемости; -благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно- гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности. Изменение (совершенствование) базовой технологии: В практической деятельности важно провести анализ и отбор наиболее оптимальных форм подвижной дидактической игровой деятельности для классов с большой наполняемостью (более 25 человек) Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по предмету «математика». Интернет-ресурсы: 1) Проблемное обучение- педагогика Studme.ru 2) Использование игровых методов на уроках математики Kopilkaurokov.ru 3) Метод проектов как современная педагогическая технология Infourok&ru 4) Здоровьесберегающие технологии в современной школе Maam.ru 5) Личностно-ориентированный подход в образовании studme.org 6) Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики Nsportal.ru 7) Обучение в сотрудничестве на уроках математики metod-kopilka.ru |
Результаты использования и совершенствования современных образовательных технологий на уроках математики.
Технология | Личный вклад в совершенствование технологий | Практические результаты |
Личностно-ориентированное обучение | Усовершенствовании объяснительно-иллюстративного метода в рамках личностно-ориентированного метода (через использование современных интернет -ресурсов и выбора учебного материала с учетом уровня обучаемости детей конкретного класса). | -Стабильна успеваемость (100%), -Повышение качества знаний -Всестороннее развитие личности |
Здоровьесберегающие технологии | Отбор оптимальных способов применения подвижных динамических игр в классах с большой наполняемостью (более 25 человек) | -Отсутствие у учащихся вредных привычек -Малое количество пропусков уроков по болезни |
Информационно-коммуникативные технологии | Обучение учащихся самостоятельному поиску и отбору учебного материала, предоставляемого интернет-ресурсами, в т.ч. ю-тьюб каналом (в рамках работы над проектом или выполнения креативного домашнего задания) | -Обновление дидактического материала -Создание и грамотное оформление учащимися творческих работ -Подготовка и использование компьютерных презентаций -использование электронных источников информации -Повышение интереса к урокам математики |
Технология проектного обучения | Совершенствование технологии проектного обучения - в систематизации форм работы, что отражено в моей Программе «Организация проектной деятельности на уроках основного (5-9 классы) общего образования на уроках математики» | -Умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и искать решения проблемы, -выход содержания проектов за рамки предмета |
Игровые технологии | Совершенствование игровых методов и приемов через использование огромного потенциала современных интернет-ресурсов, в том числе, благодаря активному применению на уроках и во внеурочной деятельности средств современного материала и обучающих видео u-tube | -Повышение интереса к предмету «математика» -Активизация мыслительной деятельности в процессе игры -Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс |
Технология проблемного обучения | Использование элементов проблемного обучения на начальных стадиях обучения (с 5 класса) с целью развития у школьников навыков самостоятельного выбора решений из предлагаемых вариантов | -Развитие у школьников познавательного интереса -Активное участие школьников в конкурсах по предмету и олимпиадах -Рост качества знаний при 100% успеваемости |
Обучение в сотрудничестве (групповая и парная работа) | Создание благоприятного микроклимата в группах через формирование речевых групп по психологической совместимости | -На формирование УУД тратится меньше времени, чем при фронтальной форме работы - Получение учащимися удовольствия от процесса работы на уроке, что ведет и к повышению интереса к предмету в целом -Рост познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся -Рост качества знаний при 100% успеваемости |