Программа. Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы. Предмет – «математика».

Ульянова Алла Зигмундовна

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки выпускников, способных быстро адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути их решения

- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены

- работать с информацией, быть коммуникабельными в различных социальных группах;

- самостоятельно работать над расширением собственного интеллекта,

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Андрей\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0376.jpg

Пояснительная записка

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки выпускников, способных быстро адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути их решения

- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены

- работать с информацией, быть коммуникабельными в различных социальных группах;

- самостоятельно работать над расширением собственного интеллекта,

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно – деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Задача каждого современного педагога – превратить традиционное обучение, направленное на

накопление знаний, умений, навыков, в увлекательный и результативный процесс развития личности школьников.

Уход от традиционного урока через использование новых технологий позволяет создавать

условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы.

Однако, нет одинаковых школ, одинаковых классов и одинаковых учеников. Поэтому одного знания современных образовательных технологий педагогу недостаточно.

Для реализации основной цели образования: создание условий для повышения качества образования, воспитания личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни - педагогу необходимо не только знать современные базовые педагогические технологии, но уметь применять их на уроках с учетом особенностей предлагаемых условий (количество обучающихся, их стартовые возможности, особенности учебного заведения и т.п.) Поэтому на протяжении аттестационного периода строила свою педагогическую деятельность, стараясь отходить от традиционных форм работы и заменять их современными педагогическими технологиями в преломлении к условиям конкретного коллектива обучающихся и конкретного образовательного учреждения.

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета «математика» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретной школы.

Эффективные образовательные технологии на уроках математики

и возможности их совершенствования.

Среди современных образовательных технологий наиболее актуальными для образовательного поля предмета математика - являются следующие:

Инфомационно - коммуникационные технологии

Цель: повышение мотивации к учению, повышению эффективности образовательного

процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно - образного, информационного мышления, навыков самообразования и самоконтроля, повышению активности и


инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения. активизация познавательной деятельности обучающихся; высокая степень дифференциации обучения; рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; усовершенствование контроля знаний; рациональная организация учебного процесса, повышение эффективности урока

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

В рамках данной технологии возможно более активное привлечение учащихся к использованию интернет ресурсов (потенциала ю-тьюба) для подготовки проектов или применения креативного подхода к выполнению домашних заданий.

Проектная технология — развивает творческие способности, навыки самостоятельной работы в рамках предмета.

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

Совершенствование технологии проектного обучения происходит, прежде всего, через ее систематизацию, особенности которой отражены в Программе «Организация проектной деятельности на уроках основного (5-9 классы) общего образования на уроках математики».

Результаты:

- реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности;

- формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

- усиление мотивации к изучению математики;

- создание благоприятной атмосферы на уроке;

- исключение монологического преподнесения учебного материала.

Игровые технологии

Деловая игра - в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках

которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Деловая игра – это моделирование систем отношений.

Актуальность педагогической игры в том, что она позволяет достигать личностных,

метапредметных и предметных результатов обучения математики, способствует формированию необходимых универсальных учебных действий у школьников, позволяет спроектировать и провести урок на основе системно- деятельностного подхода в обучении.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические

- формируют устойчивую мотивацию учения;

- формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

Совершенствование игровых методов и приемов происходит через использование огромного потенциала современных интернет-ресурсов, в том числе активно применяется на уроках и во внеурочной деятельности обучение средствами современного песенного аутентичного материала и обучающих видео u-tube


Результат: В процессе использования всех видов дидактических игр на уроках математики успешно реализуются задачи достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования, которые решаются в комплексе.

Технология проблемного обучения.

Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1) сложность, выступающая в форме противоречия;

2) ёмкое содержание;

3) увлекательная форма;

4) доступный для ученика уровень сложности.

Цель технологии - помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Результат: использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

Возможность использования элементов проблемного обучения на начальных стадиях обучения (с 5 класса) приводит к развитию у навыков самостоятельного выбора решений из предлагаемых вариантов.

Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа)

Цель технологии - развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать.

При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

- возрастает объём учебного материала и глубина его понимания;

- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

- растёт самокритичность - ученик более точно оценивает свои возможности;

- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам дифференцированные задания).

Результат: групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество образования.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

В практическом применении данной технологии очень важным является создание благоприятного микроклимата в группах, поэтому в практической деятельности формирование групп необходимо проводить, в первую очередь, с учетом психологической совместимости

Здоровьесберегающие технологии.

Цель: способствовать предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, профилактика заболеваний, предупреждение вредных и формирование полезных привычек, повышение качества образовательных услуг.

Результаты:

-сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них культуры здорового образа жизни;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся, снижение утомляемости;


-благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую

различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно- гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

В практической деятельности важно провести анализ и отбор наиболее оптимальных форм подвижной дидактической игровой деятельности для классов с большой наполняемостью (более 25 человек)

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в

дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по предмету «математика».

Результаты использования и совершенствования современных образовательных технологий на уроках математики.

Технология

Личный вклад в совершенствование технологий

Практические результаты

Личностно-ориентированное обучение

Усовершенствовании объяснительно-иллюстративного метода в рамках личностно-ориентированного метода (через использование современных интернет -ресурсов и выбора учебного материала с учетом уровня обучаемости детей конкретного класса).

-Стабильна успеваемость (100%),

-Повышение качества знаний

-Всестороннее развитие личности

Здоровьесберегающие технологии

Отбор оптимальных способов применения подвижных динамических игр в классах с большой наполняемостью

(более 25 человек)

-Отсутствие у учащихся вредных привычек

-Малое количество пропусков уроков по болезни

Информационно-коммуникативные технологии

Обучение учащихся самостоятельному поиску и отбору учебного материала, предоставляемого интернет-ресурсами, в т.ч. ю-тьюб каналом (в рамках работы над проектом или выполнения креативного домашнего задания)

-Обновление дидактического материала

-Создание и грамотное оформление учащимися творческих работ

-Подготовка и использование компьютерных презентаций

-использование электронных источников информации

-Повышение интереса к урокам математики

Технология проектного обучения

Совершенствование технологии проектного обучения - в систематизации форм работы, что отражено в моей Программе

«Организация проектной деятельности на уроках основного (5-9 классы) общего образования на уроках математики»

-Умение ориентироваться в информационном пространстве,

самостоятельно конструировать свои знания и искать решения проблемы,

-выход содержания проектов за рамки

предмета

Игровые технологии

Совершенствование игровых методов и приемов через использование огромного потенциала современных интернет-ресурсов, в том числе, благодаря активному применению на уроках и во внеурочной деятельности средств современного материала и обучающих видео u-tube

-Повышение интереса к предмету «математика»

-Активизация мыслительной деятельности в процессе игры

-Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс

Технология проблемного обучения

Использование элементов проблемного обучения на начальных стадиях обучения (с 5 класса) с целью развития у школьников навыков самостоятельного выбора решений из предлагаемых вариантов

-Развитие у школьников познавательного интереса

-Активное участие школьников в конкурсах по предмету и олимпиадах

-Рост качества знаний при 100% успеваемости

Обучение в сотрудничестве

(групповая и парная работа)

Создание благоприятного микроклимата в группах через формирование речевых групп по психологической совместимости

-На формирование УУД тратится меньше времени, чем при фронтальной форме работы

- Получение учащимися удовольствия от процесса работы на уроке, что ведет и к повышению интереса к предмету в целом

-Рост познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся

-Рост качества знаний при 100% успеваемости

Интернет-ресурсы:

1) Проблемное обучение- педагогика Studme.ru

2) Использование игровых методов на уроках математики Kopilkaurokov.ru

3) Метод проектов как современная педагогическая технология Infourok&ru

4) Здоровьесберегающие технологии в современной школе Maam.ru

5) Личностно-ориентированный подход в образовании studme.org

6) Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики

Nsportal.ru

7) Обучение в сотрудничестве на уроках математики metod-kopilka.ru