Я люблю жизнь!
В разделе представлены материалы школьных Недель психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_suitsida.doc | 63 КБ |
nedelya_psihologii.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговые занятия «Я люблю жизнь!»
(профилактика суицида)
Цель: Формирование позитивных жизненных целей у учащихся и развитие
мотивации к их достижению.
Задачи:
1.Сформировать адаптивное отношение к жизни, стрессоустойчивость, осознавать ценность жизни.
2. Развить навыки взаимодействия, общения, сплочение коллектива.
3. Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.
4.Любить здоровый образ жизни
1 день
Беседа с учащимися «Люблю жизнь»! (обсуждение)
2 день
Творчество, выражение любви к жизни через рисунки (выставка рисунков)
3 день
Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы попробовать вместе избавиться от своих неприятностей, стать лучше, терпимей, научиться относиться друг к другу с пониманием и уважением.
Кто стеснителен и нерешителен, после наших занятий пусть станет смелым и отважным, кто не может и минуты усидеть на месте, пусть станет спокойным и сосредоточенным. Пусть пройдут ваши тревоги – мы будем вместе улучшать себя и добьемся этого! Жизнь одна и ей надо дорожить!
1.Упр. «Приветствие»
По кругу передаем мяч, называем свое имя и качество, начинающее на первую букву своего имени.
2. Упражнение «Удача»
Цель: улучшение самооценки, развитие позитивного мышления.
Материал: листы бумаги, карандаши (простые, цветные) можно фломастеры.
Попросить участников тренинга нарисовать себя на листе, затем попросить нарисовать на другом листе красивую высокую Госпожу удачу в красивом одеянии все полюбуются своим творением затем рядом с Госпожой удачей дорисуют себя, но обязательное условие с улыбкой как они видели себя в зеркале улыбающегося и возьмутся за руки с Госпожой удачей. Обязательно проговорить что отныне с ними за руку идет удача, которая им будет помогать и сопутствовать удачному настроению, что отныне все у них будет получаться с легкостью, и все самое заветное будет осуществляться , главное верить в это.
3. Игра “Капкан или замкнутый круг»
Все учащиеся становятся в круг и сцепляют руки, несколько учеников – в середину.
Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Задача учащихся – выбраться из капкана приемлемыми способами. Задача капкана – держать учащихся и выпустить только при определенных обстоятельствах. Капкан принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение и объятия. Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга.
- Что чувствовали ребята, которые находились в капкане? Легко ли было вам освободиться из него?
- О чем думал ребята, которые играли роль капкана? Почему решили выпустить ребят, когда не хотелось выпускать?
- С чем можно сравнить эту игру? Происходят ли в нашей жизни подобные ситуации?
Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами.
3. Упражнение «Ценности жизни» (листочки, каждому по 5)
- Когда-нибудь вы задумывались, имеет ли жизнь свои ценности?
- Что больше всего вы цените в жизни?
Я предлагаю вам написать 5 ценностей.
А теперь давайте оправимся в путешествие.
Представьте себе, что вы решили отправиться со своими друзьями в поход в лес. На пути вам встречаются препятствия, которые нужно преодолеть, чтобы узнать, что будет дальше вы должны отдать одну ценность.
- Вы заходите в лес, идете и видите, на дороге лежит огромное дерево, которое мешает вам пройти, чтобы через него пройти вам необходимо отдать ценность.
- Вы перешагиваете через дерево и идете дальше, по пути вам встречается бешенный медведь, чтобы убежать от него вам необходимо отдать одну ценность.
- Вы убежали от медведя, еще прошли немного и устали, хотите отдохнуть, но не можете разжечь костер. Чтобы добыть огонь, для этого отдайте еще одну ценность.
- Хотите знать, чем закончился ваш поход, отдайте последнюю ценность.
- Вы добыли огонь, разожгли костер, покушали, поиграли в волейбол и благополучно вернулись домой.
- У кого какие ценности остались? Почему осталась именно эта ценность?
- Как вы думаете, правильно ли сделали те учащиеся, которые остановились на пол пути и не отдали свои ценности? А те, кто дошел до конца?
4. Упражнение «Плохо – хорошо». Работа в группах.
Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.
Ход упражнения:
Учащимся предлагается любая малоприятная ситуация: например, 1)ссора с любимым человеком; 2)конфликт с родителями. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации.
Результаты работы каждой группы зачитываются, сравниваются и дополняются.
Психолог: но если вы не нашли хорошего мудрого решения сами, то это не значит, что его не знает никто.
Пословицы о добре.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Добро творить- себя веселить.
Кто добро творит, тому зло не вредит.
Сделав добро, не попрекай.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости
Худо жить без ласкового слова.
За добро добром платят.
Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
Добро помни, а зло забывай.
Добро ходит по свету тихо.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело дороже богатства.
Психолог. Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Закончить его я хочу мудрым изречением, которое я предлагаю вам послушать:
Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Сказано - сделано. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает: - Скажи, что у меня в руках? Мудрец отвечает: - Бабочка. - Правильно. А какая бабочка - живая или мёртвая? - спрашивает завистник, а сам думает: "Если ответит - "мёртвая", я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет - "живая", я сожму ладони и раздавлю её". Мудрец помедлил немного и ответил: - Всё в твоих руках.
4 день
1 Упражнение «Приветствие».
Цель: создание позитивного настроения и настроя на работу в группе.
Участники садятся в круг. Ведущий: - Давайте начнём с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Первый встаёт подходит к любому и, поздоровавшись, высказывает своё пожелание на день. Тот, к кому подошёл первый участник, подойдёт к следующему и т.д., пока каждый не получит пожелание.
Психолог:
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь — улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть Жизнь прекрасна и ярка,
— дети и любовь!
Мы продолжаем тему наших занятий ….(Я люблю жизнь)
2 Упражнение Игра-аукцион ценностей, работа с ценностными ориентациями учащихся.
Объявляется аукцион, на котором распродаются жизненные ценности. Задача участника – приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него наибольшее значение. Проводится по правилам открытого Аукциона. Каждый участник аукциона имеет фишки на общую сумму 1000 условных единиц. Шаг, с которым совершаются торги, равен 100 условных единиц. Психолог объявляет игровой «лот»: наименование и начальную стоимость ценности. Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену «лота».
Лот № 1 Полет в космос
Лот № 2 Стать президентом.
Лот № 3 Хорошие и верные друзья.
Лот № 4 Домик на берегу моря.
Лот № 5 Написать книгу.
Лот № 6 Получить «Оскара»
Лот № 7 Хорошая карьера
Лот № 8. Счастливая семья
Лот № 9. Сняться в кино
Лот №10. Получить высшее образование
Лот № 11. Любовь
Лот № 12.Активная деятельная жизнь
Лот № 13. Возможность развлекаться
Лот № 14. Выгодные связи
Лот № 15. Здоровье близких
Лот №16. Финансовая стабильность
Лот № 17. Общественное призвание
Лот № 18. Благополучие родных
Лот № 19. Жизненная мудрость
Лот № 20. Жизнь.
3 Упражнение «Дерево жизни».
Перед нами символическое Дерево жизни. Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи! А что, по-вашему, жизнь? Определите это понятие одним словом!!!
Я тоже отвечу на этот вопрос словами известного философа О.Хаяма.
От безбожия до Бога – мгновенье одно,
От нуля до итога – мгновенье одно,
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.
Психолог:
Сейчас Вам предлагаю составить свое собственное дерево, раскрасить яркими листочками.
Посмотрите на это деревья, какие они удивительно красивые. Вот и жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная! А теперь подпишите под листочками цели и пожелания себе на свою дальнейшую жизнь!
4 «Упражнение «КАПЛЯ»
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения:
Психолог каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
Психолог:
Жизнь состоит из черных и белых полос. Бывают трудные жизненные ситуация, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах, а также пример, когда Робинзон Крузо остался на необитаемом острове).
И вот сейчас у вас на столах лежат листочки с надписями, составленные Робинзоном Крузо, в ней описаны варианты того, как человек рассматривает непредвиденную ситуацию в жизни( попал на необитаемый остров).
Давайте ознакомимся с ней. Здесь описывается зло и добро. А ведь мы обычно в подобных ситуациях видим лишь негативный фон, а увидеть положительные моменты порой не можем.
Приложение1. Таблица, составленная Робинзоном Крузо.
Зло | Добро |
Я заброшен судьбой на мрачный необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. | Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам. |
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. | Но зато я выделен из всего нашего экипажа: смерть пощадила оного меня, и тот, кто столь чудесным образом спас меня от смерти. Может спасти меня и от моего безотрадного положения. |
Я отдален от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей | Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться. |
Я беззащитен против нападения людей и зверей. | Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило на Африканский берег? |
Мне не с кем перемолвиться, словом и некому утешить меня. | Но бог чудесно пригнал наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих текущих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней. |
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело. | Ноя живу в жарком климате, где можно обойтись и без одежды. |
Я Вам предлагаю из этих листочков сделать таблицу и распределить добро и зло. (работают в группе)
Ритуал завершения.
Действительно, жизнь удивительна и прекрасна! Нужно ещё так много успеть! Мир удивителен и полон возможностей! Возможно, поменялось и ваше настроение.
Помните, что возможно в этом мире вы всего лишь человек, но для кого-то вы всё!
Каждому ученику дается буква .Ученики открывают по одной букве и говорят позитивные утверждения о жизни.
М Жизнь – это тайна, познай ее!
Ы Жизнь – это мечта осуществи ее!
Л Жизнь – это вызов прими его!
Ю Жизнь – это случай, воспользуйтесь им!
Б Жизнь – это обещание, сдержите его!
И Жизнь – это печаль, так преодолейте её!
М Жизнь – это дар, так пользуйтесь им!
Ж Жизнь – это красота восхитись ею!
И Жизнь – это любовь насладись ею!
З Жизнь – это борьба так восславьте ее!
Н Жизнь – это цель так достигните её!
Ь Жизнь – это удача, не упусти ее!
! Жизнь так прекрасна, не загуби ее!
Теперь ребята из этих букв составьте фразу. (мы любим жизнь!)
- Наше занятие мне хочется закончить притчей:
Притча об отношении к жизни.
Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.
Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»
Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»
Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!
Размышляйте о жизни, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.
А сегодняшнее занятие, может стало для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь»..
Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить.
Предварительный просмотр:
Неделя психологии
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся школы, расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.
Задачи:
• Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.
• Развитие рефлексии.
• Развитие мотивационной сферы.
• Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов.
• Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.
• Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну».
• Стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога.
• Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях.
План недели психологии
№ | Мероприятие | День | Классы | Примечание |
1 | - Акция «Мое настроение», «Корзина добрых пожеланий друг другу», «Дерево пожеланий» (для родителей) - «Психологический портрет школы «Самые-самые…» | Вторник -23.04 | 1-11 1-4 5-11 | |
2 | -Психологический забор -Игра «Следопыт» -Акция, что такое радость | Четверг – 25.04 | 1-11 Педагоги 5-8 1-11 | |
3 | -Игры на переменах -Интервью с великими психологами «Твое мнение» -Тренинг позитивного мироощущения | Пятница -26.04 | 1-4 классы 10 классы | |
4 | - Информационная галерея «Это интересно» - Ларец радости, или Предсказания черно-белого ослика» - Классная ромашка. | Понедельник -29.04 | 5-11 классы 1-11 классы 2 в | |
5 | -Игра «Мандала» -Тренинг позитивного мироощущения -Улыбнись Миру и он улыбнется тебе» -Подведение итогов | Вторник -30.04 | Педагоги 5-11 классы 8 класс 1-4 классы |