Главные вкладки
Рабочие программы
На странице размещены рабочие программы коррекционно-развивающих и элективных курсов по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие психомоторики и сенсорных процессов | 105 КБ |
Сенсорное развитие | 178 КБ |
Психология | 74 КБ |
Психология АООП вариант 1 | 81.5 КБ |
psihologiya_aoop_zpr.doc | 92 КБ |
vzrastnaya_psihologiya_1_god_obucheniya.doc | 44.5 КБ |
vozrastnaya_psihologiya_2_god_obucheniya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1
Первый этап освоения
Разработана Данилиной Н.С.,
педагогом-психологом
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Цель: Расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции обучающихся, через обогащение и развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Задачи:
- Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
- Совершенствовать общую и ручную моторику.
- Развивать личность ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, через двигательную, познавательную и волевую сферы.
2. Общая характеристика курса
Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а также «живые» движения человека, составляющие некое единство с мышечным чувством. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации. Сенсомоторная сфера лежит в основе развития познавательный функций, восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального опыта. Поэтому сенсомоторная сфера является важнейшим механизмом, с помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с ней и становится частью её.
Курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для младших школьников, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (вариант 1), так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.
3. Место предмета в учебном плане
Программа является коррекционно-развивающей, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения, и рассчитана исходя из 68 часов по 2 часу в неделю.
4. Планируемые результаты освоения программы
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- опосредовать свою деятельность речью.
5. Содержание программы.
Исследование психомоторики и сенсорных процессов (2 часа)
Раздел 1. Тактильно-двигательное восприятие (13 часов)
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином. Аппликация из бумаги. Игры с мелкой мозаикой, пазлами.
Раздел 2. Развитие зрительного восприятия (12 часа)
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения.
Раздел 3. Развитие слухового восприятия (6 часа)
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Раздел 4. Развитие моторики, графомоторных навыков (11 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Раздел 5. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (14 часа)
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию.
Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (12 часов)
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).
Раздел 7. Восприятие времени (7 часов)
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Исследование психомоторики и сенсорных процессов (2часа)
6. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Обследование уровень развития сенсорных и психомоторных процессов учащегося | 2 |
2. | Тактильно-двигательное восприятие часов | 13 |
3. | Развитие зрительного восприятия | 12 |
4. | Развитие слухового восприятия | 6 |
5. | Развитие моторики, графомоторных навыков | 14 |
6. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 12 |
7. | Восприятие особых свойств предметов | 7 |
8. | диагностика | 2 |
Итого: | 68 |
7. Материально техническое обеспечение
Необходимо:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;
- оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью;
- разнообразный арсенал техники арттерапии.
8. Используемая литература
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;
2. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
3. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г.;
5. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);
6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;
7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);
8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД.
Приложение №1 к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование
Название раздела, тематика занятий | Количество | Оборудование Информационное обеспечение | Дата проведения По плану | ||
1 | Обследование уровень развития сенсорных и психомоторных процессов учащегося | 2 | Диагностический пакет методик | ||
Тактильно-двигательное восприятие часов 13 | |||||
2-3 | Лепка из пластилина | 2 | Пластилин | ||
4-5 | Аппликация из бумаги; | 2 | Цветная бумага, ножницы | ||
6-7 | Игры с мозаикой, конструктором (деревянным, пластмассовым, кнопочным); | 2 | Мазайка, конструктор | ||
8-9 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | 2 | Набор разнообразных предметов | ||
10-11 | Сортировка мелких предметов. | 2 | Пуговицы, бусинки, фишки, ракушки разных по величине, форме, материалу. | ||
12-13 | Игры и упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками с разрезными и сюжетными картинками различной формы | 2 | Разрезные, сюжетные картинки | ||
14-15 | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) | 2 | |||
Развитие зрительного восприятия 12 часа | |||||
16-17 | Нахождение нелепиц на картинках | 2 | Предметные картинки | ||
18-19-20 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | 3 | Картинки | ||
21-22 | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | 2 | Предметные картинки | ||
23-24 | Дидактическая игра «Что изменилось?» (5—6 предметов) | 2 | Предметные картинки | ||
25-26 | Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») | 2 | Занятие - игра | ||
27 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 | |||
Развитие слухового восприятия 6 часа | |||||
28-29 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. | 2 | Дидактическая игра «Угадай что звенит» | ||
30-31 | Дидактическая игра «Угадай по голосу» | 2 | Аудио и медиафайлы | ||
32-33 | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). | 2 | Аудио и медиафайлы, картинки | ||
Развитие моторики, графомоторных навыков 14 часов | |||||
34-35 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок – бег вперед, два хлопка – бег назад и т.д.) | 2 | Занятие – игра в зале | ||
36-37-38 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | 3 | Занятие - практикум | ||
39-40 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) | 2 | Внутренние и внешние трафареты | ||
41-42 | Дорисовывание симметричной половины изображения | 2 | Рисунки | ||
43 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 | Занятие-игра | ||
44 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) | 1 | Материалы для вырезаний | ||
45 | Работа в технике объемной и рваной аппликации | 1 | Материалы для аппликации | ||
46-47 | Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету | 2 | Трафареты | ||
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 12 часа | |||||
48-49 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету | 2 | Предметы разнообразные по форме | ||
50-51 | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | 2 | Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» | ||
52-53 | Определение постоянных цветов. | 2 | Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» | ||
54-55 | Работа с геометричес-ким конструктором. | 2 | Геометрический конструктор | ||
56-57 | Группировка предметов по нескольким признакам (по форме и величине, по цвету и форме). | 2 | Предметы разнообразные по форме | ||
58 | Узнавание предмета по его отдельным частям. | 1 | Предметы | ||
59 | Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | 1 | Картинки | ||
Восприятие особых свойств предметов 7 | |||||
60 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение | 1 | Сюжетные картинки | ||
61 | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) | 1 | Сюжетные картинки | ||
62-63 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение | 2 | Предметные картинки; натуральные предметы | ||
64-65 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) | 2 | Предметные картинки; натуральные предметы | ||
66 | Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) | 2 | Диагностический пакет методик | ||
67-68 | Диагностика | 2 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса «Сенсорное развитие»
6 класс
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 2
Разработана Данилиной Н.С.,
педагогом-психологом
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи:
1. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия
2. Восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
2. Общая характеристика предмета
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений развитию.
3. Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 6 класса (умеренная умственная отсталость). Программа разработана на 1 год обучения (102 часа). На класс выделено 3 часа в неделю, продолжительность занятий 20 -25 минут.
4. Планируемые результаты освоения программы
При реализации коррекционного курса ожидаются следующие результаты:
- Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека.
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.
- Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
- Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
- Восприятие формы величины, цвета; конструирования (формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов, сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины, группировка предметов по одному – двум признакам)
5. Содержание программы
Раздел 1. Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий (3 часа)
Раздел 2. Развитие моторики, графомоторных навыков (16 часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 3. Тактильно-двигательное восприятие (8 часов)
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Раздел 4. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (8 часов)
Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Раздел 5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (22 часа)
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
Раздел 6. Восприятие пространства (10 часов)
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти (10 часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (4—5 изображений). Запоминание 4—5 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 8. Развитие слухового восприятия (12 часов)
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 9. Восприятие времени (10часов)
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам.
Раздел 10. Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов (3 часа)
6. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Исследование психомоторики и сенсорных процессов. | 3 |
2. | Развитие моторики, графомоторных навыков | 16 |
3. | Тактильно-двигательное восприятие | 8 |
4. | Восприятие особых свойств предметов | 8 |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 22 |
6. | Восприятие пространства | 10 |
7. | Развитие зрительного восприятия | 10 |
8. | Развитие слухового восприятия | 12 |
9. | Восприятие времени | 10 |
10. | Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов | 3 |
Итого: | 102 |
7. Материально техническое обеспечение
-Мозаики (крупные и мелкие), пазлы, конструктор
-Дидактические игры
- Компьютер, магнитофон
Для реализации курса подобрано специальное материально-техническое оснащение: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек. На каждом занятии используются конструкторы, мозаики, пирамидки, игрушки, фигуры геометрических форм.
Приложение к рабочей программе по сенсорному развитию
Календарно – тематическое планирование
N п/п | Тема | Кол часов | Дата |
1. | Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий | 3 | |
Развитие моторики, графомоторных навыков | 16 часов | ||
2. | Развитие точности движений. | 1 | |
3. | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. | 1 | |
4. | Формирование чувства равновесия. | 1 | |
5. | Развитие согласованности движений и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, и т.д.). | 1 | |
6. | Координация движений (игры с мячом, обручем). | 1 | |
7. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | |
8. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | |
9. | Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога). | 1 | |
10. | Развитие быстроты, ловкости и точности движений. | 1 | |
11. | Развитие умения контролировать сменяемость действий. | 1 | |
Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | |||
12. | Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету | 1 | |
13. | Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету | 1 | |
15. | Штриховка в разных направлениях. | 1 | |
16 | Работа с ножницами. Аппликация. | 1 | |
16. | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. | 1 | |
17. | Работа в технике объемной аппликации. | 1 | |
18. | Графический диктант по показу. | 1 | |
19. | Графический диктант по показу. | 1 | |
Тактильно-двигательное восприятие | 8 часов | ||
20. | Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). | 1 | |
21. | Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). | 1 | |
22. | Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. | 1 | |
23. | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). | 1 | |
24. | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). | 1 | |
25.. | Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. | 1 | |
26. | Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | 1 | |
27. | Игры со средней мозаикой. | 1 | |
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | 8 часов | ||
28. | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). | 1 | |
29. | Вкусовые качества - сладкое — горькое | 1 | |
30. | Вкусовые качества - сырое — вареное. | 1 | |
31. | Обозначение словом вкусовых ощущений. | 1 | |
32. | Восприятие чувства тяжести от разных предметов. | 1 | |
33. | Сравнение четырех предметов по весу -тяжелый — средний — легкий. | 1 | |
34. | Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами. | 1 | |
35. | Приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком. | 1 | |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 22 | ||
36. | Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. | 1 | |
37. | Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. | 1 | |
38. | Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. | 1 | |
39. | Составление орнаментов из геометрических фигур по образцу. | 1 | |
40. | Сравнение четырех-пяти предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. | 1 | |
41. | Сравнение четырех-пяти предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. | 1 | |
42. | Группировка предметов по двум-трем признакам (по форме и величине, по цвету и форме). | 1 | |
43. | Группировка предметов по двум-трем признакам (по форме и величине, по цвету и форме). | 1 | |
44. | Составление рядов из четырех-пяти предметов по заданному признаку. | 1 | |
45. | Составление рядов из четырех-пяти предметов по заданному признаку. | 1 | |
46. | Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета». | 1 | |
47. | Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета». | 1 | |
48. | Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | 1 | |
49. | Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (четырех - пять детали — машина, дом и т. д.). | 1 | |
50. | Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (четырех - пяти детали — машина, дом и т. д.). | 1 | |
51. | Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (четырех-пяти детали — машина, дом и т. д.). | 1 | |
52. | Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (четыри-пять детали с разрезами по диагонали). | 1 | |
53. | Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (четыри-пять детали с разрезами по диагонали). | 1 | |
54. | Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (четыри-пять детали с разрезами по диагонали). | 1 | |
55. | Предметно – практическое повторение. | 1 | |
56. | Предметно – практическое повторение. | 1 | |
57. | Предметно – практическое повторение. | 1 | |
Восприятие пространства | 10 | ||
58. | Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. | 1 | |
59. | Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; | 1 | |
60. | Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; | 1 | |
61. | Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. | 1 | |
62. | Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. | 1 | |
63. | Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. | 1 | |
64. | Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. | 1 | |
65. | Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. | 1 | |
66. | Пространственная ориентировка на поверхности парты. | 1 | |
67. | Предметно – практическое повторение. | 1 | |
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти | 10 | ||
68. | Развитие зрительной концентрации. | 1 | |
69. | Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. | 1 | |
70. | Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. | 1 | |
71. | Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. | 1 | |
72. | Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. | 1 | |
73. | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов) | 1 | |
74. | Запоминание 4—5 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. | 1 | |
75. | Запоминание 4—5 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. | 1 | |
76. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | |
77. | Предметно – практическое повторение. | 1 | |
Развитие слухового восприятия | 12 часов | ||
78. | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). | 1 | |
79. | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). | 1 | |
80. | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). | 1 | |
81. | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | 1 | |
82. | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | 1 | |
83. | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | 1 | |
84. | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). | 1 | |
85. | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). | 1 | |
86. | Различение по голосу знакомых людей. | 1 | |
87. | Различение по голосу знакомых людей. | 1 | |
88. | Подражание звукам окружающей среды. | 1 | |
89. | Предметно – практическое повторение. | 1 | |
Восприятие времени | 10 | ||
90 | Порядок месяцев в году. | 1 | |
91. | Порядок месяцев в году | 1 | |
92. | Времена года. | 1 | |
93. | Времена года. | 1 | |
94. | Работа с графической моделью «Времена года». | 1 | |
95. | Работа с графической моделью «Времена года». | 1 | |
96. | Измерение времени (сутки, неделя, месяц). | 1 | |
97. | Измерение времени (сутки, неделя, месяц). | 1 | |
98. | Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). | 1 | |
99. | Определение времени по часам. | 1 | |
100. | Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов | 1 | |
101. | Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов | 1 | |
102. | Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов | 1 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса «Психология»
7 класс
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития, вариант 7.1
Разработана Данилиной Н.С.,
педагогом-психологом
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе курса "Психологический практикум" для учащихся 5-11 кл.
Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:
1)принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка;
2) принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.
При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать группы нарушений познавательной сферы. Были использованы следующие методы:
МЕТОД коррекции аналитико-синтетической деятельности.
МЕТОД коррекции концентрации внимания
МЕТОД коррекции восприятия
Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности, тем самым регулирует его поведение. ЗПР характеризуется глубокими изменениями в структуре и качественных характеристиках эмоциональных реакций и состояний ребенка, что предполагает включение в систему коррекционной работы программы занятий по оптимизации изменений его эмоциональной сферы.
Структура коррекционной работы включает в себя:
1) первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;
2) направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей
3) заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.
Коррекционное воздействие включает в себя групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизаци
2. Общая характеристика учебного курса
При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать группы нарушений познавательной сферы. Были использованы следующие методы:
МЕТОД коррекции аналитико-синтетической деятельности.
МЕТОД коррекции концентрации внимания
МЕТОД коррекции восприятия
Коррекционное воздействие должно строиться с учетом психологических особенностей детей с ЗПР определенной возрастной группы. При работе необходимо учитывать следующие особенности:
1) нестойкость и незрелость эмоциональной сферы;
2) истощаемость и, как следствие, низкую работоспособность;
3) изменения в темпе формирования высших психических функций ( опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления.
3. Место в учебном плане
Программа разработана на 1 год обучения для индивидуальных занятий с обучающимся 7 класса, учебный план отводит на изучение данного коррекционно–развивающего курса 1 час в неделю, всего 34 часа.
4. Планируемые результаты освоения программы
При реализации коррекционного курса ожидаются результаты:
- развитие познавательных процессов
- анализировать особенности своего характера
- уметь регулировать свое поведение и поступки
- уметь предупреждать и разрешать конфликты
- уметь анализировать отношение других людей к самому себе
5. Содержание программы
Диагностика (первичная диагностика)-2 ч.
Цель данного этапа – выявить уровень познавательных процессов.
Раздел 1.Активизация мыслительной деятельности обучающихся -13 ч.
Занятия и упражнения направленные на развитие внимания и мышления и опосредованного запоминания.
Раздел 2.Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы – 17 ч.
Данный раздел направлен на коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний обучающихся.
Психодиагностическое обследование-1ч
6.Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Первичная диагностика | 2 |
2. | Активизация мыслительной деятельности обучающихся | 13 |
3. | Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы. | 17 |
4. | Психодиагностическое обследование | 2 ч. |
Итого: | 34 |
7.Материально техническое обеспечение
-Ноутбук
-Доска
-Дидактический материал
-Принадлежности для творчества
8. Используемая литература
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб.: Питер, 2004.
- Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1. 1998.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб. Речь. 2001.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. Питер. 2000.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб.: Питер, 2000.
- Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб. Питер. 2000.
- Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – М.: Генезис, 2006
Приложение к рабочей программе по психологии
Календарно – тематическое планирование
N п/п | Тема | Кол часов | Дата | |
1. | Первичная диагностика | 2 | ||
Активизация мыслительной деятельности обучающихся | 13 часов | |||
2. | Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом. | 3 | ||
3. | Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом. | 3 | ||
4. | Исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий. | 1 | ||
5. | Развитие способностей сравнения и обобщения. | 3 | ||
6. | Активизация самостоятельной познавательной активности детей. | 2 | ||
7. | Психодиагностическое исследование уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосредованного-непосредственного запоминания. | 1 | ||
Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы. | 17 | |||
8. | Психодиагностическое исследование. Темперамент. | 1 | ||
9. | Уровень тревожности. | 1 | ||
10. | Взаимосвязь уровня тревожности ребенка на уровень агрессивного поведения. | 2 | ||
11. | Как видит себя ребенок в окружающем мире. | 3 | ||
12. | Умею ли я слушать другого человека. | 2 2 | ||
13. | Хочу сказать приятное другому человеку. | 2 | ||
14. | Роли, которые играют люди. | 2 | ||
15. | Мы все люди и мы понимаем и принимаем друг друга. | 2 | ||
16. | Мы все имеем право на сочувствие. | 2 | ||
17. | Психодиагностическое обследование | 2 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса «Психология»
адаптированная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1
Разработана: Данилиной Н.С.,
педагогом-психологом
1.Поясеительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Рабок А.В. «Психологический практикум». Программы коррекционно-развивающих занятий по оптимизации психического развития обучающегося с ОВЗ и более эффективной социализации в образовательной среде у старших школьников.
2.Общая характеристика предмета
В основе нарушения интеллектуального развития лежит органические поражения головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребенка возможности своевременно и полноценно развивается, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определенными побуждениями ребенка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией. Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи.
Для данного возраста характерны эмоциональные переживания, которые характеризуются напряженностью, беспокойством. Задача психолога- научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, уметь управлять своими эмоциями.
Занятия коррекционно-развивающего курса «Психология» проводятся как психологический практикум для обучающихся 7-9 классов с легкой умственной отсталостью. Формами проведения занятий является работа в группе.
3.Место предмета в учебном плане
Уроки по психологическому практикуму проводятся 8б классе-комплекте с недельной нагрузкой 1 час, в год 34 часа. Занятие рассчитаны на обучение в группе.
4.Планируемые результаты
- В ходе реализации коррекционно-развивающих занятий у учащихся улучшатся умения и навыки в направлениях: формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- развитие творческого потенциала личности, создание позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми.
- развитие познавательной активности; памяти, мышления, речи, воображения.
5.Содержание программы
Диагностика - 2 часа
Развитие интеллектуальной сферы - 6 часов
«Развиваем внимание», «Воображение», «Развиваем воображение», «Мышление», «Развиваем логическое мышление», «Развиваем быстроту мышления», «Обобщение и ограничение понятий», «Существенные и несущественные признаки понятия», «Определение понятий», «Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации».
Упражнения. Упражнения на развитие переключения и распределения внимания. Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти. Упражнения на развитие устойчивости и распределения внимания. Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой. Упражнения на развитие умения находить сходство не только в самих объектах, но и в отношениях между ними. Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий. Упражнения на развитие умений находить новые свойства предметов, развитие творческого мышления. Упражнения на развитие ассоциативного мышления. Упражнения на развитие памяти. Упражнения на развитие активного словаря.
Развитие навыков конструктивного общения - 13 часов
Беседы. «Мои проблемы», «Обиды», «Критика», «Комплименты или лесть», «Груз привычек», «Азбука перемен», «Что значит быть вежливым?».
Упражнения. «Геометрические обиды», «Письмо обидчику», «Сказка», «Комплимент», «Мои проблемы», «Список претензий», «Гора с плеч».
Игры. «Марионетки», «Отказ», «Чехарда», «Трудно быть богом».
Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы - 15 часов
Диагностика. Диагностика изучения школьной мотивации учеников. Диагностика школьной тревожности Филипса.
Беседы. «Что такое ответственность», «За что уважают человека», «Самоуважение», «Чувства «полезные» и «вредные»», «Что значит общение в моей жизни?», «Что значит общение в моей жизни?», «Нужно ли управлять эмоциями?», «Стресс в жизни человека», «Способы борьбы со стрессом», «Злость и агрессия», «Как справиться с собственной агрессивностью?», «Искусство контакта», «Как найти общий язык с людьми?», «Что такое эмпатия?».
Сказки. «Емелино настроение» В. Симонова, «Страна чувств» Т. Зинкевич-Евстигнеева, «Легкое лечение» Н. Пезяшина, «Тонино-неведимка», «Медведь – липовая нога» А. Кожевникова.
Игры. «Групповая картина», «Групповая картина-2», «Монета», «Шеренга», «Стена», «Слалом», «На страже», «Дискуссия», «Понимаем с первого слова», «Угадайка», «Угадай по рисунку», «Решение психологических задач», «Бумажное зеркало», «Маска», «Копилка эмоций».
6.Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Первичная диагностика | 2 |
2 | Развитие интеллектуальной сферы | 6 |
3 | Развитие навыков конструктивного общения | 13 |
4 | Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы | 14 |
5 | Диагностика | 2 |
Итого: | 34 |
7.Материально техническое обеспечение
-Доска
-Ноутбук
-Дидактические игры
-Дидактический материал
8. Используемая литература
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
5. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000.
6. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
7. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
8. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону, 2000.
9. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.
10. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
11. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
12. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.
Приложение к рабочей программе по психологии
Календарно-тематическое планирование
Название раздела, тематика занятий | Количество | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | ||
1 | Первичная диагностика | 2 | |||
Развитие интеллектуальной сферы 6 часов | |||||
Развитие памяти, внимания | 2 | ||||
4 | Развитие мышления и воображения | 2 | |||
5 | Развития речи | 2 | |||
Развитие навыков конструктивного общения 13 | |||||
7 | Общение. Как мы общаемся. | 1 | |||
8 | Учимся строить взаимоотношения. | 2 | |||
9 | Терпение и терпимость как свойства личности. | 1 | |||
Правила разрешения конфликтных ситуаций. | 2 | ||||
Мое настроение. Как справиться с плохим настроением. | 1 | ||||
Умей владеть собой. | 1 | ||||
Учись слушать и слышать. | 1 | ||||
Межличностные отношения. | 1 | ||||
Речь как средство общения. | 1 | ||||
Приемы общения. | 1 | ||||
Поведение и поступки. Мои плюсы и минусы. | 1 | ||||
Коррекция мотивационно - эмоциональной сферы 14 | |||||
Я расту, я меняюсь. | 1 | ||||
Мои увлечения и интересы | 1 | ||||
Мои достоинства и недостатки | 1 | ||||
За что уважают человека | 1 | ||||
Мои мечты и цели. | 1 | ||||
Я в мире профессий. Кем быть? | 1 | ||||
В мире эмоций. | 2 | ||||
Нужно ли управлять эмоциями. | 2 | ||||
Счастье -как настроение. | 1 | ||||
Диагностика | 2 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса «Психология»
(адаптированная основная общеобразовательная программа на уровне начального общего образования для детей с задержкой психического развития, вариант 7.1)
Разработана: Данилиной Н.С.,
педагогом-психологом
1.Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
- Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;
- нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования.
2.Общая характеристика
Коррекционно-развивающая программа разработана по авторскому учебно-методическому комплекту Е.В. Языкановой «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс» и программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР, обучающихся по АООП НОО, вариант 7.1.
3.Место курса в учебном плане
Программа является коррекционно-развивающей, направлена на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проходят по 1 часу в неделю. Занятие проходят в группе продленного дня с применением разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
4.Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся могут научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
5. Содержание программы учебного курса
Диагностика - 2часа
1 раздел. Признаки и свойства предметов Пространственные и временные представления
2 раздел. Количество, счет, вычислительные навыки
3 раздел. Пространственные и временные представления
4 раздел. Животный мир
5 раздел. Растительный мир.
6 раздел. Объекты ближайшего открытия
Данные разделы направлены на развитие мыслительной деятельности, развития внимания, развития памяти, воображения и восприятия.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
При проведении занятий по данной программе используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, художественное творчество, слушание, письмо, запоминание, выполнение инструкций, фантазирование.
- Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Первичная диагностика | 2 |
2 | Признаки и свойства предметов Пространственные и временные представления | 7 |
3 | Количество, счет, вычислительные навыки | 3 |
4 | Пространственные и временные представления | 6 |
5 | Животный мир | 6 |
6 | Растительный мир | 3 |
6 | Объекты ближайшего окружения | 5 |
7 | Диагностика | 2 |
Итого: | 34 |
7.Материально техническое обеспечение
-Доска
-Дидактический материал
-компьютер
-наглядный материал
-набор для творчества
Приложение к рабочей программе по психологии
Календарно – тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Диагностика | 2 | ||
Признаки и свойства предметов Пространственные и временные представления | 7 | |||
2 | Цвет (основные, некоторые оттенки), форма (геометрические фигуры); сравнение предметов; классификация, обобщение по заданному признаку. | 2 | ||
3 | Сравни предметы (4й лишний); Чей домик? (найди одинаковые картинки) | 1 | ||
4 | Величина (длина, ширина, высота, толщина), сравнение по размеру | 1 | ||
5 | Подбери по размеру», «Найди пару», «Скажи наоборот», «Сравни предметы» | 1 | ||
6 | Сравнение множеств (больше, меньше, одинаково, поровну), уравниваниегрупп предметов. | 2 | ||
Количество, счет, вычислительные навыки | 3 | |||
7 | Прямой счет и обратный; сравнение и уравнивание множеств | 1 | ||
8 | «Какая цифра потерялась?», «Числовая улица», «Проверь соседа» | 1 | ||
9 | «Угадай число», «Сравни числа», «Исправь ошибки» | 1 | ||
Пространственные и временные представления | 6 | |||
10 | Система ориентировки в пространстве (на себе, от себя, от объекта). | 1 | ||
11 | «Что справа, что слева?», «Сзади - спереди», «Пол - потолок» | 1 | ||
12 | Времена года, части суток, дни недели | 1 | ||
13 | «Назови по порядку» (части суток, времена года, дни недели), «Что пропущено?» «Исправь ошибки», «Угадай-ка», «Что перед, что после?» | 1 | ||
14 | «Назови по порядку» (части суток, времена года, дни недели), «Что пропущено?» | 1 | ||
15 | «Исправь ошибки», «Угадай-ка», «Что перед, что после?» | 1 | ||
Животный мир | 6 | |||
16 | Животные (домашние, дикие –средней полосы, холодных и жарких стран): внешний вид, повадки, детеныши, пища, жилище. | 1 | ||
17 | Составление рассказов. Сравнение, дифференциация, классификация. | 1 | ||
18 | «Кто живет в лесу, кто живет на ферме?», «Лото» | 1 | ||
19 | «Кто гдеживет?», «Составь рассказ», «Загадай загадку», «Что неправильно?». | 1 | ||
20 | Птицы (домашние, дикие - перелетные и зимующие) | 1 | ||
21 | Насекомые. Рыбы | 1 | ||
Растительный мир. | 3 | |||
22 | Овощи. Фрукты. Ягоды. Общие и существенные признаки. | 1 | ||
23 | Что растет на огороде, что растет в саду?» «Сходства и отличия» | 1 | ||
24 | Деревья. Цветы. Грибы. Общие и существенные признаки. | 1 | ||
Объекты ближайшего окружения | 5 | |||
25 | Семья. Дом и его части. Мебель. Посуда. | 2 | ||
26 | Одежда. Обувь. Головные уборы. Профессии. Транспорт. Обобщение и сравнение. | 2 | ||
27 | «Магазин», «Что для чего?», «Назови одним словом» | 1 | ||
27 | Диагностика | 2 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса «Возрастная психология»
уровень среднего общего образования
Составитель: Данилина Наталья Сергеевна,
педагог-психолог
Рабочая программа разработана с использованием типовой программы, утвержденной в 2001г. руководителем департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Л.С.Гребневым.
Данный курс направлен на формирование базовых знаний об особенностях психического развития ребенка на различных этапах его взросления, а также базирующихся на них представлений о конкретных способах работы специалистов (педагогов, психологов, социальных педагогов) и родителей с детьми разных возрастов.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 10-11 классов, разработана на 1 год обучения (34 часа), 1 час в неделю, продолжительность занятий 40 минут.
Содержание программы
Раздел 1. Теоретические основы возрастной психологии
Предпосылки возникновения возрастной психологии как науки. История развития. Предмет и методы возрастной психологии. Основные понятия: рост, развитие, психологический возраст. Критерии возрастных периодизаций. Роль биологических, социальных и психологических факторов в развитии человека
Раздел 2. Характеристика развития человека в разных возрастах
В этот раздел этапы взросления. Характеристика психического развития ребенка первого года жизни. Ранний возраст (1-3 года) . Дошкольный возраст. Младший школьный. Психология подросткового возраста. Психология юношеского возраста. Психология зрелых возрастов.
Календарно – тематическое планирование
N п/п | Тема | Кол часов |
Теоретические основы возрастной психологии | 4 часа | |
1 | Возрастная психология как наука | 2 |
2 | Периодизация возрастного развития | 2 |
Характеристика развития человека в разных возрастах | 10 | |
1 | Характеристика психического развития ребенка первого года жизни | 2 |
2 | Ранний возраст (1-3 года) П/З | 2 1 |
3 | Дошкольный возраст П/З | 3 1 |
4 | Младший школьный возраст П/З | 3 3 |
5 | Психология подросткового возраста. П/З | 3 3 |
6 | Психология юношеского возраста П/З | 2 2 |
7 | Психология зрелых возрастов. П/З | 2 1 |
8 | Зачет. Творческая работа | 2 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса «Возрастная психология»
уровень среднего общего образования
Разработана: Данилиной Н.С.,
педагогом-психологом
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 11 классов, планирующих в будущем занятия педагогической деятельностью, разработана на 1 год обучения (34 часа), 1 час в неделю, продолжительность занятий 40 минут.
Содержание программы учебного курса
Раздел 1. Теоретические основы возрастной психологии
Повторение основных понятий: рост, развитие, психологический возраст. Критерии возрастных периодизаций. Роль биологических, социальных и психологических факторов в развитии человека
Раздел 2. Характеристика развития человека в разных возрастах
В этот раздел этапы взросления. Младший школьный. Психология подросткового возраста. Психология юношеского возраста. Психология зрелых возрастов. После изучения каждого возраста идет практика.
Планируемые результаты освоения учебного курса
- Освоение психологических механизмов возрастной психологии
- Знание развития человека в разных возрастах
- Умение продуктивно взаимодействовать с окружающими
- Применение полученных знаний на практических занятиях
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Повторение | 4 |
2 | Характеристика развития человека в разных возрастах | 11 |
3 | Практические занятия | 17 |
4 | Зачет. Творческая работа | 2 |
5 | Итого: | 34 |
Приложение рабочей программе по возрастной психологии
Календарно – тематическое планирование
N п/п | Тема | Кол часов | Дата |
Теоретические основы возрастной психологии | 4часа | ||
1 | Возрастная психология как наука | 2 | |
2 | Периодизация возрастного развития | 2 | |
3 | Характеристика развития человека в разных возрастах. Практические занятия | 28 часов | |
4 | Особенности младшего школьного возраста. Практические занятия «Игры и упражнение» в начальном звене | 3 7 | |
5 | Психология подросткового возраста. Практические занятия «Тренинги на развитие личностного роста» в среднем звене | 3 5 | |
6 | Психология юношеского возраста Практические занятие «Тренинги на снятия тревожности в период сдачи экзаменов» в старшем звене | 3 4 | |
7 | Психология зрелых возрастов. Практическое занятие «Презинтация» | 2 1 | |
8 | Зачет. Творческая работа | 2 часа |