Методические разработки
В данном разделе представлены разработки уроков и коррекционно-развивающих занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экзамен Любой экзамен, проверка знаний — серьезное испытание. А экзамен в форме ЕГЭ — это еще и малознакомая форма проведения итогового испытания, имеющая свои плюсы и минусы. Кроме того, сдача ЕГЭ предполагает дополнительную высокую ответственность, ведь это не только выпускной экзамен, но и пропуск в вуз, от поступления или не поступления в который в жизни юноши или девушки зависит очень многое.
Итак, почему ребенок волнуется? Сомневается в своих знаниях, не уверен, что достаточно подготовлен. Сомневается в собственных способностях: памяти, умении анализировать , концентрироваться на задании. Испытывает страх перед экзаменом в силу личностных особенностей (тревожности, неуверенности в себе). Боится незнакомой ситуации. Испытывает повышенную ответственность перед родителями и педагогами.
Чем могут помочь родители в этот сложный период? Собрать полную информацию о процедуре проведения ЕГЭ, его особенностях и «подводных камнях», заранее обсудить всю имеющуюся информацию с ребенком. Помочь сформировать правильное отношение к экзаменам — как к важному и ответственному делу, но лишь части учебного процесса школьника, а не чему-то особенному. Обстановка при подготовке должна быть, прежде всего, рабочей. Позволить школьнику самому выбрать удобный ему режим подготовки, не навязывать свои представления, если в этом нет потребности (некоторым ребятам комфортно готовиться под музыку, некоторым лучше дается материал при изучении поздно вечером, а некоторым рано утром).
• Помочь ребенку систематизировать информацию, выделить сильные и слабые места в подготовке, можно составить план подготовки с учетом оставшегося до экзамена времени. • Следить, чтобы у школьника было достаточно времени на пассивный и активный отдых. Физиологический и нервный срыв — не лучший помощник на экзамене. Старшеклассники, готовясь к экзаменам, иногда просто забывают отдыхать или считают, что не стоит тратить на это драгоценное время.
• Будет полезным провести репетицию письменного экзамена с помощью вариантов прошлых лет, создав обстановку, максимально близкую к реальной ситуации ЕГЭ. После «экзамена» разобрать ошибки. • Важно поддерживать, воодушевлять ребенка, верить в его силы, не нагнетать обстановку, в том числе невольно. • Если сын или дочь сильно волнуется, заранее расскажите о возможных вариантах пересдачи, вариантах развития событий в случае не самого лучшего исхода. Да, итоговый экзамен очень важен, но при неудачной сдаче жизнь не остановится. • Желательно договориться с ребенком, чтобы вечером накануне экзамена он раньше прекратил подготовку, отдохнул и лег спать, чтобы организм тоже успел приготовиться к экзаменационному испытанию. Удачи на экзаменах!
Диагностика Знакомство с процедурой:
Уровень тревоги
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации
Изучение общей самооценки
Психологическая готовности выпускника к сдаче экзаменов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Данилина Н.С.
Дата: 14.09.2023
Занятие: «Мой внутренний мир»
Класс: 1
Цель: повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
Задачи:
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- обучать произвольной саморегуляции;
- укреплять уверенность в себе и своих силах.
Используемая технология: личностно - ориентированное обучение
Материалы: магнитофон, аудиозапись спокойной музыки; бумага для рисования, карандаши синего, красного, желтого, зелёного, черного, коричневого цветов.
Ход занятия
-Организационный этап
Ритуал приветствия: упражнение «Улыбка»
Встаньте в круг. Сейчас мы будем создавать себе и своим друзьям хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Поочередно поворачивайте голову к стоящему рядом ребёнку и улыбайтесь ему. Игра заканчивается тогда, когда улыбка вернётся к тому, с кого игра началась, и все будут улыбаться.
-Мотивационный этап
Ребята, как вы думаете, есть на свете человек, полностью похожий на вас?
Может мы все-таки, чем-то похожи? Проверим!
1. Игра «Встаньте те, у кого…»
- Встаньте те, у кого темные волосы…
- Встаньте те, у кого есть сестра…
- Помашите рукой те, чье имя Даша…
- Покивайте головой те, кто мальчики… /можно задавать любые подобные вопросы/
Что мы с вами проверяли?
Все это все внешние признаки похожести.
Что кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других?
Если дети не могут предположить, то необходимо их навести на мысль о внутреннем мире человека.
Мы можем увидеть, о чем мечтает … (назвать имя ребенка, например Вероника?)
- А почему?
- Что мы еще не можем увидеть? … (наши мысли, наши чувства, наши надежды)
Предлагаю вашему вниманию рассказ «Волшебные очки». Внимательно послушайте его.
Нашёл Павлик на дороге необычные очки. Одно стёклышко показалось ему светлым, а другое – тёмным. Недолго думая, он надел их, закрыл один глаз и посмотрел на мир через тёмное стекло. Вокруг него по серым улицам куда-то спешили угрюмые и недовольные прохожие. Мальчик закрыл другой глаз – и словно выглянуло солнце: лица людей стали радостными, а их взгляды приветливыми. Он попробовал ещё раз – результат был тот же. Павлик принёс домой свою находку, рассказал маме о чуде преображения и показал ей волшебные очки. Мама ничего странного в них не нашла и сказала:
- Это обычные очки. Вечно ты что-нибудь выдумаешь.
Павлик ещё раз проверил: действительно, очки как очки. Без всяких чудесных превращений.
- Но я точно видел, как люди менялись. Что же с ними происходило?
- Это не с ними происходило, а с тобой. Если твоя душа добрая, ты и других будешь видеть добрыми.
Ребята, что значит посмотреть на мир глазами любви? (ответы детей)
Если в наших душах больше светлого и теплого, то и мир нам кажется уютным и тёплым местом.
Следующее упражнение «Солнечный зайчик»
А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза и поделиться с нами своими мыслями, чувствами. (Дети выполняют задание.)
Молодцы, а теперь давайте выполним рисунок «Какой я»
Дети выбирают любое удобное для рисования место.
Психолог раздаёт им по шесть карандашей разного цвета и по одному сложенному пополам листу бумаги для рисования, а затем предлагает выбрать три карандаша для изображения плохого мальчика или девочки (в зависимости от пола ребёнка) и нарисовать его (её) на первой странице разворота листа.
На второй странице детям предлагается нарисовать оставшимися тремя карандашами хорошего мальчика или девочку.
На последней страничке дети рисуют себя, используя любые из шести карандашей.
По окончании рисования все рассматривают и обсуждают работы друг друга.
-Рефлексивный этап
Рефлексия, ритуал прощания
- О каких качествах человека вы сегодня узнали?
- Кто-то о себе узнал что-то новое?
Упражнение «Цветок»
Дети встают в круг, соединяют в центре руки, а затем под музыку, медленно поднимают руки вверх, наклоняя тело назад, изображая раскрытие цветка/, возвращаются в исходное положение, улыбаются друг другу, аплодисменты.
Предварительный просмотр:
Занятие сенсорного развития
Класс: 3 АООП, вариант 2
Тема: Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов
Цель: Формировать представления детей о геометрических фигур.
Задачи:
- Обучение выбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Активизация в речи слов, обозначающих форму предметов: круглый, квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный..
Оборудование: «волшебный мешочек» с деревянными геометрическими фигурами основных цветов; шелковый платок.
Используемая технология: личностно – ориентированное обучение
Ход занятия:
1.Организационный момент.(Эмоциональный настрой)
- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.
Прозвенел звонок ,начинается урок.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Ребята к нам сегодня на урок пришли гости, давайте посмотрим на доску (на доске три медведя). Скажите, кто к нам пришел? (медведь, медведица и медвежонок-это семья).
Они пришли не с пустыми руками, а принесли волшебный мешочек .
Игра «Волшебный мешочек» Дети по очереди опускают руку в мешочек с геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру ( а кого она цвета)
- Скажите, как можно назвать одним словом те предметы, которые вы доставали из мешочка. (Это геометрические фигуры. Если ребята затрудняются ответить учитель сам дает обобщающие понятие ребятам и просит их повторить.)
- Тема нашего занятия геометрические фигуры.
Молодцы!
Наши гости (медведи) очень любят играть с геометрическими фигурами, и они принесли вам интересные задания. Сегодня на занятие мы будем продолжать знакомиться с геометрическими фигурами.
Ребята, давайте посмотрим, у каких фигур есть углы, а какой фигуры нет углов?
А сейчас построим домики для наших фигур, но их домики должны быть такой же формы ( раздает счет. палочки и шнурки), например я сделаю домик для овала (показывает и делает из шнурка) Пед. раздает набор геометрических фигур, счетные палочки и шнурок. Пед. помогает тем ребятам, которые не могут справиться.
Следующие задание которое приготовили для нас медведи это игра Прятки
Игра «Прятки» Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) учитель ставит к себе на стол (или на наборное полотно), сначала сам пед. показывает, а за тем просит обучающихся запомнить их расположение, накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого ученики должны определить, какая фигура «спряталась».
Молодцы, а теперь мы с вами отдохнем:
Динамическая пауза.
Речь с движениями:
Мы со стульев тихо встали
И зарядку делать стали.
Руки – вверх, руки – вниз,
Вправо, влево повернись,
Руки в стороны пошире:
Раз, два, три, четыре.
Ты пониже наклонись
И тихонько распрямись.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
Наши гости приготовили для вас еще задание, но разные, они в конвертиках подписанные.
Для Толи «Собираем пазлы».
Толя тебе нужно собрать пазлы.
Для Жени Раскрасьте геометрические фигуры по образцу.
Ребята, как вы думаете, мы все задания выполнили правильно, которые для нс приготовили медведи? Обсуждение, затем вы работали на славу и медведи для вас приготовили небольшие подарки, такие смайлики –ручки. Но им пора возвращаться домой в лес. На этом наше занятие закончилось, до свидания!
Итог урока.
Заключительное слово учителя о том, что всем ребятам необходимо стараться и хорошо учится.
Оценка учащихся.
В форме поощрения, похвала каждого участника занятия за любые, даже минимальные достижения в процессе выполнения заданий.
- Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности, спасибо.
Приложение 1.
Предварительный просмотр:
Данилина Наталья Сергеевна,
педагог-психолог МКОУ СОШ №2 п. Жигалово
Номинация 1. «Лучший открытый урок, направленный на раннюю профориентацию учащихся начальных классов»
Внеклассное занятие в 4 классе по теме:
«Я бы в мастера пошёл, пусть меня научат…»
Направление занятия: «Мир профессий»
Целевая аудитория: обучающиеся 4 класса
Обоснование выбора темы занятия: знакомство с миром профессий осуществляется на внеурочных занятиях педагога-психолога, которые проводятся 1 раз в месяц. Если в 1 и 2 классах это был разговор о профессиях родителей и членов семьи, то в 3 и 4 классах круг профессий расширяется. Первоначально знакомлю обучающихся с наиболее распространенными профессиями в игровой форме и диалоге с детьми, а также мы проговариваем на основе опыта детей о качествах, необходимых представителям той или иной профессии.
В 4 классе это было первое занятие, поэтому его целью является обобщение знаний ребят в данной сфере и постепенное включение новой информации (о малоизвестных профессиях). Основная информация о новых профессиях начнет рассматриваться со следующего занятия с использованием нерешенных всеми детьми предложенных заданий (расшифровка профессии маркшейдера и кибердворника, а также начало прочтения Атласа профессий).
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование познавательного интереса к осознанному профессиональному самоопределению;
- развитие личной заинтересованности и организованности к самостоятельной работе;
Предметные:
- расширение знаний и представлений обучающихся о многообразном мире профессий;
- изучение своих интересов, склонностей и возможностей при выборе профессии;
- предоставление возможности обучающимся познакомиться с различными профессиями через игровые ситуации;
- подготовить обучающихся к дальнейшему знакомству с миром новых и малоизвестных профессий;
Регулятивные:
- уметь анализировать условия достижения цели, ставить перед собой новые задачи;
- уметь оценивать свои возможности для достижения определенной цели;
Коммуникативные:
- умение работать в группе, выражать свои мысли и аргументировать их.
Технологии и приемы: проблемно-диалогическое обучение, игровой метод.
Виды деятельности обучающихся: работа в группах.
Характер взаимодействия учителя с обучающимися: учебный диалог.
Оборудование занятия: конверты с заданиями, жетоны, толковые словари (один на группу), презентация.
Ход занятия:
- Организационный момент. Создание благоприятного психологического настроя.
Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии. Чтобы нам настроиться на плодотворную работу и для приветствия друг друга я приглашаю вас в круг.
Мотивация детей на занятие
Упражнение «Здравствуйте»
Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу.
Участники игры становятся в круг. Учитель предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия:
в России принято пожимать друг другу руку;
в Италии – горячо обниматься;
в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
Упражнение «Загадки» - мы готовы к работе и я предлагаю вам несколько загадок:
Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(Доктор, врач)
Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И с юных лет страну свою любить.
(Воспитатель)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ...
(Артист)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас.
(Фотограф)
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель)
Ребята, как вы думаете, чему сегодня будет посвящено наше занятия?
ребята высказывают свои версии темы занятия, учитель обобщает сказанное детьми
Слайд 1. - Верно, миру профессий или я его назвала «Я бы в мастера пошёл, пусть меня научат…»
- Актуализация знаний
Слово «профессия», я думаю, каждый из вас слышал не один раз, а что же оно означает? – ребята высказывают свои варианты.
Давайте для закрепления данного понятия обратимся к толковому словарю:
Ребята проговаривают полученные и записанные на листах определения. Итог учителя представляется на слайде.
Слайд 2. Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности человека. Это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
В мире насчитывается более 100 тысяч разных профессий. Выбрать профессию – право каждого человека. Любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Путь к любой профессии начинается с детства. Как можно раньше мы должны узнать, какие профессии бывают, определить ту, к которой у нас есть интерес, способности и склонности. Чтобы впоследствии овладеть «своей» профессией, уже сейчас, на лучше учиться, развивать свои умственные, творческие способности.
Слайд 3. Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
- Этап открытия нового знания
Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Для правильного выбора профессии необходимо сочетание трех условий: Надо – могу – хочу. Давайте по рассуждаем:
Ребята высказывают свои варианты, учитель обобщает.
Слайд 4.
1. Профессия должна быть нужна обществу или быть востребована на рынке труда (НАДО);
2. У человека должны быть способности и знания в данном направлении деятельности, МОГУ - это все, что нужно для общества, страны;
3. Профессия должна приносить удовлетворение, радость и доход, ХОЧУ - это все, что мне нравится, к чему лежит душа, хочу получать за это достойную зарплату.
И сейчас мы проведём небольшую игру. Она поможет ориентироваться в мире профессий. При входе в класс каждый из вас получил жетон разного цвета, с помощью которого вы разделитесь на команды.
Обучающиеся пересаживаются согласно цвету жетона, обсуждают название команды.
Слайд 5. И так первое задание:
Алфавит профессий
Задание: команда вытягивает карточку с буквой (В, К, М, Д, П, Р) и называет 3 профессии на эту букву (1балл за каждое верное название).
ребята работают в группе, высказывают свои мысли, обсуждают готовый ответ.
Со сколькими карточками справилась каждая команда, столько баллов получила?
Слайд 6. Собери пазлы
Задание: собрать из разрезанных кусочков картинку и назвать профессию человека (2балла), также необходимо назвать 3 главных качества, необходимых представителю этой профессии (1балл за каждое обоснованное качество).
ребята работают в группе, высказывают свои мысли, обсуждают готовый ответ.
Слайд 7. Что спрятано?
Задание: команда берёт 1 карточку и разгадывает профессию, зашифрованную на ней (1балл). Сколько профессий расшифровали, столько баллов и получили.
РИНАТЕРЕВ (ветеринар), ЧЕРАГОК (кочегар), ЛКИЧТЁ (лётчик), КАРЕПЬ (пекарь), ТООФРФАГ (фотограф), ЖУНДИХОК (художник), ЛЕРЬСАС (слесарь), НУКОЛ (клоун), ЕЦЕВП (певец), ТИРЮС (юрист), ДЕЕЛМОРЬ (модельер), МИНОКОСЭТ (экономист), РИЕЛНААБ (балерина), ДЕШКРАЙМЕР (маркшейдер).
Ребята работают в группе, высказывают свои мысли, обсуждают готовый ответ. Учитель выслушивает ответы, анализирует их, делает акцент на сложности некоторых слов. Последняя профессия мало известна обучающимся, учитель интересуется, смогли ли назвать ее ребята. Говорит о загадочности фишровки.
Слайд 8. Группы профессий
Задание: Все профессии (а их более 100 тысяч!) можно разделить на 5 больших групп потому, с кем или с чем человек общается в своей работе. Каждой группе необходимо распределить карточки с названием профессий в 5 групп, объяснив затем свой выбор. За каждую правильно собранную группу команда получит 5баллов. Вспомните при этом профессии своих родителей, может быть это поможет вам правильно определиться.
Учитель перед началом работы поясняет особенность каждой из представленных на слайде групп профессий, направляет ребят.
1) «Человек - природа»: метеоролог, пекарь, геолог, лесник, ветеринар, зоотехник, садовод, взрывник, кинолог, мастер-сыродел…
2) «Человек - техника»: машинист, строитель, столяр, пилот, электрик, слесарь, каменщик, монтажник, кибердворник, водитель…
3) «Человек - человек»: официант, учитель, врач, адвокат, переводчик, парикмахер, полицейский, кассир, продавец, проводник, менеджер, секретарь…
4) «Человек – художественный образ»: скульптор, портной, художник, пианист, кружевница, артист, фотограф, искусствовед, дирижёр …
5) «Человек – знаковая система»: программист, штурман, картограф, чертёжник, экономист, бухгалтер, астроном, химик, фармацевт…
Ребята работают в группе, высказывают свои мысли, обсуждают готовый ответ.
Учитель выслушивает ответы групп, обобщает, при необходимости поправляет.
Слайд 9. Народная мудрость или Собери пословицу
Дерево смотри в плодах, а руки делают.
Глазам страшно, а людей смотри в делах
Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
Обсуждение смысла пословиц.
Подведение итогов работы в группах - Подсчет балов, подведение итогов.
Рефлексия
Сегодня мы говорили о разных профессиях. Скажите мне, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)
А какой труд сейчас важен для вас? (Учиться)
Правильно, ваш труд – это учёба. Но уже сейчас многие из вас задумались о том, чем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего, к чему есть способности.
У каждого из вас есть смайлик с разными эмоциями. Если вы считаете, что занятие были интересным и познавательным, поднимите весёлого смайлика, если вы испытываете другие эмоции, поднимите задумчивого или расстроенного смайлика.
Спасибо, вам, ребята. Играя, мы освежили свою память и вспомнили многообразие профессий, а так же узнали новое. Кроме достаточно распространенных и традиционных профессий нам сегодня встретились малознакомые, с ними мы продолжим знакомство на дальнейших занятиях. На нашем следующем занятии мы поработаем с Атласом новых профессий Слайд 10. и посмотрим, какие профессии через 10-15 лет устареют, а какие наоборот станут актуальными в нашем обществе.
Использованные источники:
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: рабочая тетрадь учащегося – М., 2005
- Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии//Школьный психолог/ №13, 2006
- Резапкина Г.В. Профессия и карьера//Школьный психолог/ №2, 2009
- Вострикова Е. Дорога в страну профессий// Школьный психолог/ №2,2009
- Родионов В., Ступницкая М. Мотивационный профориентационный тренинг//Школьный психолог/ №5,6,7,9,2011
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Легенды Батюшки Байкала»
Легенды и сказания – это, конечно, не документальные повести.
Но сколько в них ценного, особенно если научиться читать между строк!
Олег Рой
Цель: сформировать представление об озере Байкал как уникальном природном водоеме.
Внеклассное мероприятие «Легенды Батюшки Байкала» разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкая и умеренная умственная отсталость) педагогами ШМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ, МКОУ СОШ №2 п.Жигалово. Обучающиеся данной категории практически не покидают место своего постоянного проживания в своем большинстве, имеют кроме специфических отклонений в развитии достаточно узкий кругозор, однако часть ребят проявляют большое желание учиться, увлекаются интересными и яркими формами работы. В то же время специальная коррекционная школа во многих образовательных организациях обеспечена в полном объеме только специальными учебниками, разнообразные наглядные пособия отсутствуют, так как их либо не издано, либо они имеют значительную стоимость. Однообразные формы работы делают образовательный процесс скучным и непривлекательным, поэтому разработка и реализация хотя бы одного яркого события в четверти позволяет заинтересовать ребят не на одно разовое занятие, активизировать некоторые познавательные функции, а значит, становится не только обучающим, но и коррекционно-развивающим действием. Вносит в повседневную жизнь наших детей некую событийность и необходимость продолжать познание и расти дальше.
Внеклассное мероприятие «Легенды Батюшки Байкала» относится к категории таких ярких событий. Оно разработано и реализовано в связи с объявленным в нашей стране Годом Байкала, а значит, является тематическим. Оно объединяет обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью, так как в нашей образовательной организации эта категория детей образует единый дружный коллектив во внеурочное время, на переменах. Ребята и педагоги вместе отдыхают, совместно проводят праздники и мероприятия, также сложился единый коллектив родителей и педагогов, работающий в 4 классах с 12 обучающимися.
Ребята с ОВЗ активно включены в образовательный процесс школы, являются участниками всех школьных мероприятий, однако специальной программы для них никогда не разрабатывали, они участвовали в школьных событиях на общих основаниях, поэтому и особого учета их индивидуальных особенностей не было. Главным аспектом школьной работы с детьми с ОВЗ является их успешная социализация. Данное внеклассное мероприятие полностью посвящено ребятам с нарушениями интеллекта.
Внеклассное мероприятие начинается с видеозанятия (Приложение 1), который разработали и записали педагоги адаптированных классов. При этом подготовительный этап работы не обошелся без самих воспитанников, которые в рамках профессионально-трудового обучения и кружковой работы приняли участие в изготовлении реквизита для будущих съемок. В ходе данной работы начинается проговаривание отдельных моментов будущего занятия, погружение в тему проекта, что позже позволит еще раз повторить и закрепить материал, что важно для данной категории детей. Таким образом, подготовка в видеозаписи занятия способствовала изготовлению образного макета озера Байкал, где присутствовали куклы Батюшки Байкала, его красавицы-дочери Ангары, образы Енисея, Иркута, острова Ольхон, гористые берега озера, а также его знаменитые обитатели (омуль и омулевая бочка, рыбка голомянка, нерпа и ее детеныши, рачок эпишура, байкальская губка).
После просмотра видеозанятия ребятам предложено выполнить контрольно-закрепительные задания с учетом организации работы в разновозрастных группах. Старшие ребята разгадывают кроссворд «Байкал» (Приложение 2), младшие школьники собирают пазлы с эндемиками Байкала (Приложение 3) и по окончании работы каждой картинке подбирают название, что является первичным закреплением материала. При этом при разгадывании кроссворда старшеклассники встречают некоторые вопросы, ответов на которые на видеозанятии не было, что требует дополнительной работы и поиска информации у педагогов и в библиотеке.
Следующим этапом стало сотрудничество с центральной детской библиотекой поселка (руководитель Климова Надежда Валерьевна), где проведена выездная экскурсия с включением в нее постановки кукольного театра «Омулевая бочка», тематических игр для ребят, например, байкальские ветры соперничают и показывают свою силу при передвижении воздушного шарика. По возвращении в школу мы возвращаемся к нашему макету и просим ребят с помощью имеющегося реквизита проиграть легенду об омулевой бочке, которую нам представили в библиотеке.
Далее возвращаемся к макетам обитателей Байкала и еще раз работаем с ними, после чего ребята вновь работают в разновозрастных группах и получают карточки (Приложение 4) с описанием некоторых отличительных моментов Байкала (нерпа, Ольхон, голомянка). Каждому описанию необходимо найти свой ответ, правильность которого проверяем на обороте карточки по сложившейся фотографии Байкала (заставки нашего видеозанятия).
На следующем этапе предлагаем ребятам более сложный пазл «Достопримечательности Байкала» (Приложение 5), при этом делаем акцент на то, что материалы содержат лишние элементы. Данными элементами являются достопримечательности нашего края (Шишкинские писаницы, Ботовская пещера). Наличие разнообразных достопримечательностей на берегах озера Байкал привлекает большое количество туристов, что вызывает экологические проблемы озера. Это тема нашего следующего занятия, а лишние детали пазла (Приложение 6) являются поводом для проведения еще одной встречи по знакомству с достопримечательностями нашего края, которое проводим в форме заочной экскурсии (Приложение 7).
Таким образом, данное внеклассное мероприятие получилось не разовым, каждое новое занятие углубляет и закрепляет знания об озере Байкал и нашем крае, а изготовленный реквизит еще долгое время позволит проигрывать с ребятами различные легенды и образы.
Реализация внеклассное мероприятия показала, что данный материал можно использовать не только с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, но и учащимися начальной школы. Также можем говорить о том, что данное внеклассное мероприятие объединил всех педагогов ШМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ в нашей школе, и показал, что общими усилиями можно реализовать полноценное образовательное мероприятие, превратив его в настоящее Со-Бытие как для детей, так и для педагогов. При этом мы можем говорить о единении и плодотворном педагогическом сотрудничестве, в котором каждый учитель выполнил свою роль (сценариста, постановщика, декоратора, музыкального редактора), а вместе мы все работали над методическим оформлением и разработкой дидактических материалов, помогали и поддерживали друг друга, много общались и советовались. Внеклассное мероприятие было представлено в апреле 2021 года на РМО учителей, работающих с детьми с ОВЗ, получил высокую оценку коллег, рекомендован к реализации в образовательных организациях Жигаловского района. Коллегам представлен полный комплект методических материалов, готовых к использованию в работе.
Приложение 1.
https://disk.yandex.ru/i/SLADQwkQj4UsXA
Приложение 2.
Приложение 3
Приложение 4
Это эндемик Байкала. Нежно-розовое почти прозрачное тело её не имеет чешуи. Отсутствуют и брюшные плавники и плавательный пузырь. В воде её поддерживает большое количество жира, составляющего почти третью часть её тела. | |
Это животное очень древнего происхождения. Нигде, кроме Байкала, оно не встречается, а вопрос, откуда оно сюда попало, до сих пор остаётся спорным. Вес его 50-100 кг. Окраска спины буровато-серая с легким оливково-сизоватым оттенком. Брюхо более светлое, чуть желтоватое. Беспомощен на суше и ловок, стремителен, пластичен в воде. | |
Ольхон | Он здесь самый большой. Безлесен. Объясняется это постоянными сильными ветрами, мешающим деревьям заселить его. На нём есть рыболовецкий посёлок, жители которого каждое лето принимают большое количество туристов. |
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.