Наставничество
«Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы
он не был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.97 КБ |
![]() | 13.76 КБ |
![]() | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год.
Новиковой Е.М
Цель: Создание социальной ситуации развития молодого педагога в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.
Задачи:
- создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе
- создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической помощи
- обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями
- способствовать развитию потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты:
- Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении
- Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков молодого педагога
- Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии
- Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания
Использование в работе инновационных педагогических технологий.
Формы и методы работы с молодым специалистом.
Консультирование
Беседы
Анкетирование
Наблюдение
Тестирование
Участие в конкурсах
Самообразование
Самообучение в информационном пространстве интерн
Семинары
Тренинги
Практикумы
Участие в конкурсах
Дискуссии
Выставки
Взаимодействие наставника и молодого специалиста
Наставник
развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе
взаимообучения.
Молодой специалист
получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профес-сиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.
Наставничество
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
Планирование на 2022-2023 уч. гг.
№ | Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
1 | Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ Оформление документации группы. Мониторинг детского развития. | Консультации и ответы на интересующие вопросы. Подбор диагностического материала. | Сентябрь |
2 | Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. Родительское собрание | Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. | Октябрь |
3 | Изучение методики проведения ООД, совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе. | Посещение молодым специалистом ООД и режимных моментов у наставника. | Ноябрь |
4 | Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом. Подготовка к новогодним мероприятиям. | Посещения ООД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми | Декабрь |
5 | Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ. | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. | Январь |
6 | Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. Проект «День защитника Отечества». | Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника. Консультация и ответы на интересующие вопросы | Февраль |
7 | Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. | Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. | Март |
8 | Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. | Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. | Апрель |
9 | Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников. Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Подведение итогов работы. | Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. | Май |
Предварительный просмотр:
Отчёт педагога-наставника о проделанной работе за 2023-2024 учебный год
Ф.И.О. молодого специалиста: Базарова М А
Ф.И.О. наставника: Новикова Е.М
Являясь наставником молодого специалиста,Базаровой М.А определила цель и основные задачи работы с молодым педагогом.
Цель: наставничества: способствовать развитию и закреплению у молодого специалиста профессиональных компетенций по должности «воспитатель». Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста,
оказание методической помощи в повышении обще дидактического и методического уровня организации учебно-воспитательной деятельности и создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современного детского сада.
Задачи наставничества:
- оказание консультативной и практико-ориентированной помощи в повышении качества организации образовательного процесса в группе; - оказание методической помощи молодому специалисту в: - - повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности; - изучении нормативно-правовой документации; - в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, педагогический мониторинг и т. д.); - применении современных форм и методов в работе с детьми группы младшего, среднего и старшего дошкольного возраста; - организации НОД
Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога.
Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Прогнозируемый результат:
1. Умение планировать учебную деятельность, как собственную, на основе творческого поиска через самообразование.
2. Становление молодого воспитателя как профессионала.
3. Повышение методической, интеллектуальной культуры.
4. Овладение системой контроля и оценки знаний.
5. Умение проектировать воспитательную систему, работать с группой на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Формы работы:
- индивидуальные консультации;
- посещение занятий;
- мастер-классы;
- составление плана самообразования.
Совместно с молодым педагогом, мы выявили основные трудности в профессиональной деятельности (ведение документации группы, особенности проведения НОД с детьми разновозрастной группы, продуктивное взаимодействие педагога с родителями воспитанников, привлечение их к сотрудничеству, выбор темы по самообразованию) и определили совместную программу работы молодого специалиста с наставником. Таким образом, основными направлениями совместной работы с молодым специалистом стало изучение нормативно – правовой базы, методически грамотное ведение документации группы в соответствии с требованиями образовательного процесса и развитие профессиональных компетенций молодого педагога. Первым шагом в работе с молодым специалистом стало знакомство с нормативно-правовой базой работников образовательной организации: проведена консультация по развитию умения пользоваться нормативно- правой базой: «Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенцией оправах ребенка», СанПин для ДОУ, ФГОС ДО и ФОП ДО, локальными актами; изучены: Основная образовательная программа, цели и задачи годового плана.
. После проведенного анализа деятельности и с учетом профессиональных интересов молодого специалиста, мною были предложены примерные темы по самообразованию, проведена консультация по вопросам планирования работы над темой самообразования на год (дана схема плана работы над темой, даны рекомендации по оформлению и выполнению плана самообразования специалистом в течение учебного года, проведена консультация по подбору методической литературы и ресурсов интернета). Обсуждались вопросы педагогического самообразования.
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА
Ф.И.О. педагога: Базарова М.А
Должность педагога: Воспитатель
Образование: ГАУ ДПО РБ Бурятский республиканский институт
Специальность по диплому: Педагогика и методика дошкольного образования
Стаж работы:
педагогический - 1 год.
Квалификационная категория –
Дополнительное образование: Сибирский государственный межрегиональный колледж строительства и предпринимательства
Ф.И.О. педагог наставник : Новикова Елена Михайловна
Должность педагога: Воспитатель
Образование: Братское педагогическое училище
Специальность по диплому: Воспитатель
Квалификация по диплому :Воспитатель
Стаж работы:
общий - 38 лет,
педагогический - 38 лет.
Квалификационная категория – Высшая
Тема самообразования: «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»
Цель: Развитие системно - логического мышления детей для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.
Задачи:
1.Педагогические:
- создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, нестандартными ответами);
- развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру;
- воспитывать творческую личность, обучать применять знания по ТРИЗ на других занятиях и в повседневном общении.
2.Для воспитанников:
- формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
3.Для родителей:
- продолжать знакомить с технологией ТРИЗ через консультативный материал, игры с элементами ТРИЗ технологии, открытый показ НОД, родительские собрания.
4. ППРС: Пополнить центр «ТРИЗ-минутки» наглядным материалом: алгоритмы, плакаты, предметные картинки, карточки по темам занятий, дидактические игры, картотека дидактических игр.
Предполагаемый результат:
для детей:
активизировалась познавательная деятельность детей;
сформировались нестандартные и раскрепощенные ответы у детей;
расширился кругозор детей;
сформировалось стремление к новизне, к фантазированию;
речь детей стала более образной, выразительной;
для педагогов:
повысился уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;
удовлетворенность работой;
систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.
для родителей:
повысился интерес к совместной деятельности по развитию познавательных и речевых способностей детей;
гармонизировались детско-педагогические отношения;
более тесная взаимосвязь с ребенком.
Формы самообразовательной деятельности:
- курсы повышения квалификации
- методические практикумы
- обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;
- освоение информационных технологий образования и воспитания;
- теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно- профессионального развития педагога;
- обсуждение проблем самообразования на заседаниях методического совета, методических объединений воспитателей, в проблемных группах;
- проведение самоанализа деятельности педагога за год, рефлексия своего опыта
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по теме: «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии», посещения МО, ГМО.
Разработать перспективный план работы с детьми по теме: «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»;
Пополнить в группе центр активности (центр экспериментирования, математический, развития речи).
Подготовить доклад для педагогов на педсовет: «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии».
Подготовить консультацию для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
Вместе с родителями создать уголок «Мир головоломок».
Провести игру: «Мозговой штурм».
Направления и содержание деятельности:
Раздел 1. Повышение уровня профессиональной компетентности
№ | Содержание работы | Срок выполнения |
Изучение учебно- методической литературы: (перечислить литературу) | ||
1. | Воскобович В.В., Харько Г. Г., Балацкая Т.И. «Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7лет», «Сказочные лабиринты игры».- СПб.: Гириконт, | сентябрь |
Гин С.И. «ТРИЗ - педагогика для малышей» КТК «ГАЛАКТИКА», Москва, 2019 год. Садыкова Гульназ «ТРИЗ-педагогика. Универсальный конструктор (алгоритм) ТРИЗ - занятий» КТК «ГАЛАКТИКА», Москва, 2019 год. | октябрь | |
Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№1,2,3. 2002. №2. | ноябрь | |
Сайт для детского сада, воспитателей «Воспитатель/ в помощь воспитателю детского сада» - http://detsadd.narod.ru/ (конспекты, игры, аудиофайлы, видеофайлы, материалы из опыта работы). - Сайт для воспитателей «Дошколенок.RU» - https://dohcolonoc.ru/ (методические материалы). - Сайт для детей и взрослых «Детсад» - http://detsad-kitty.ru/ (папки-передвижки, плакаты/возможность публикации). | декабрь | |
ДыбинаО.В.и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. Всероссийское сетевое издание «Дошкольник. РФ» - http://doshkolnik.ru/ (Занятия с детьми, презентации, игры, поделки/ возможность публикации). | Январь | |
Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду» Сайт domovenok-as.ru,.Maam.ru. | В течение года | |
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет | В течение года | |
изучить опыт работы лучших педагогов ДОУ, города, региона. | В течение года | |
посещение семинаров, педсоветов, конференций на уровне ДОУ | В течение года | |
Участие в конкурсах в Интернете | В течение года | |
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете | В течение года | |
Разработать комплект НОД с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов | В течение года | |
Этап реализации | ||
1. | ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | |
| ||
ОСНОВНОЙ | ||
для педагогов:
для родителей:
| ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | ||
|
Раздел 2. Внедрение полученных знаний на практике.
Срок | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа по наставничеству Базарова М.А
|
Сентябрь | Подбор и разработка новых форм и методов с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала Игры на воображение (выявление художественных способностей) Игра: «Наскальные рисунки» Игра: «Хорошо-плохо». Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. | Совместные работы родителей и детей на тему «Использование ТРИЗ технологии дома» | Создание сопровождающей образовательной среды. |
Октябрь | Метод каталога Игра: «Продолжи сказку» Цель: развивать фантазию, воображение ребенка, его словарный запас. Игра: «Сделай наоборот» Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности. | Консультации и беседы с родителями на тему «Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» | Помочь педагогу внедрить технологию ТРИЗ в педагогический процесс. |
Ноябрь | Метод исследования Игра: «Животные». Игра: «Идеальный конструктор». Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию. | Дополнить пространственную среду логическими журналами. | Определение трудностей и проблем. Совместное формулирование возможных путей решения проблемы. |
Январь | Метод системного анализа Игра: «Найди общее». Цель: учить детей находить общее между различными явлениями или предметами; развивать память, обогащать словарный запас детей. | Мотивировать педагога на самостоятельный поиск и использование инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. | |
Март | Метод усовершенствования Игра: «Что будет, если? Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени. Игра: «Круглые очки». Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь. | Совместные работы родителей и детей на тему: «Использование ТРИЗ технологии дома» | |
Апрель | Игра: «Оператор РВС» Цель: учить детей ориентироваться в размере, во времени и стоимости, развивать фантазию, творческое воображение. | Создание головоломок, своими руками, совместно дети и родители. Приобретение журналов с лабиринтами, загадками, головоломками. | Наблюдение за педагогом в процессе ее профессиональной деятельности. |
Май | Интеллектуальная игра «Мозговой штурм» для старших дошкольников по ТРИЗ – технологии. | Подготовка к интеллектуальной игре. | Совместное обсуждение результата, определение дальнейшей работы по освоению и внедрению технологии ТРИЗ. |








