Материалы для аттестации

Цыденжапова Саяна Ширапнимбуевна

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

   Я активно использую активные и интерактивные методы, как более эффективные, соответствующие возрастным способностям детей.

         Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик".

Признаки активных методов обучения

·         активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

·         длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

·         самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

·         мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

·         Дискуссионные.

·         Игровые.

·         Тренинговые.

·         Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

·         Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися или учителем.

·         Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.

·         Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.

·         Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

·         Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате. Учащиеся, также активно включаются в баскет – метод проводя экскурсии по разделу «Кулинария», «Магазин - Ткани», по изобразительному искусству «Пуьешествие в мир натюрморта» и т.д.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

·         Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

·         Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

·         Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

·         Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.

·         Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.  На уроках технологии девочки успешно составляют кластеры по итогам пройденных таких тем, как «Производство текстильных материалов», разделов «Кулинария» т.д.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.  Применяя этот метод, мы активно работаем в My Test . Используем тесты как для закрепления материала, изученного на данном уроке, так и для проверки домашнего задания на следующем уроке. Для удобства учителя каждое задание оценивается в один балл для того, чтобы каждый мог самостоятельно определить количество баллов, которое наиболее реально оценит сложность каждого задания для учащихся.

·         Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. Дискуссия с девочками проводим по составлению технологических карт практических работ.

·         Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии. Например на уроках технологии девочки очень любят играть в повара, закройщика, модельера особенно предпочитают играть в швею.

·         Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита. По завершению каждого раздела девочки создают проекты.

·         BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. 

 

·         Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

·         Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

·         Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Выбор метода зависит от многих условий:

·         цели обучения;

·         уровня подготовленности учащихся;

·         возраста учащихся;

·         времени, отведенного на изучение материала;

·         оснащенности школы;

·         теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на: способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания.

Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения. Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

Формы организации познавательной деятельности учеников:

1) Индивидуальные

2) Групповые

3) фронтальные

4) Коллективные

5) парные

6) классные и внеклассные

7) школьные и внешкольные.

В виде различных работ:

·         игровое экспериментирование

·         драматизации

·         проблемно ориентированный диалог

·         учебная дискуссия

·         формулирование вопросов для поучения информации

·         разработка алгоритмов

·         решение проблемных ситуаций

·         проектирование и моделирование

·         ситуации выбора

·         анализ жизненного опыта

·         рефлексивный анализ

·         рецензирование работ

·         составление каталогов и систематизаторов

·         обсуждение докладов

·         организация опытов

·         подготовка презентаций

·         выполнение практических работ

·         исследование

·         выполнение проектов

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.

Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

Виды средств обучения:

Простые средства:

• словесные (учебники и другие тексты);

• визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)

Сложные средства:

• механические визуальные приборы(диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

• аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

• аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

• средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Предназначение дидактических средств

1.    содействовать осознанию содержания учебных тем

2.    способствовать прочному усвоению учащимися программного материала

Средства обучения.

Языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;

произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

учебные компьютерные программы по теме урока;

Интернет;

организующе-координирующая деятельность учителя;

уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

формы организации учебной деятельности на уроке.

·         отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;

·         отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;

·         тестовый материал;

·         средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);

·         технические средства обучения;

 

На уровне предмета

·         система условных обозначений различных дисциплин:

·         искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;

·         учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.

·         учебники и учебные пособия;

·         дидактические материалы;

·         методические разработки (рекомендации) по предмету;

·         книги-первоисточники;

·         справочники, словари.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии и изобразительного искусства обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению определенных задач, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Остановимся на таких понятиях как “творчество”, “способности” и “творческие способности”.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности:продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:

·         приобщить учащихся к творческой работе;

·         привить интерес к творчеству, поиску;

·         развить навыки созидания, самореализации.

Данная цель реализуется посредством программ по технологии и изобразительного искусства,  которые предусматривают следующие разделы:

1.      Теоретические (предполагает сообщение теоретических сведений учащимся).

2.      Практические (осуществляется через выполнение учащимися творческого задания).

Используемые формы учебной деятельности учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства – совместно-индивидуальная и совместно-последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение.

Я считаю, мне повезло, что я учитель технологии и изобразительного искусства, на моих уроках дети отдыхают, на моих уроках они творят, мыслят по особенному. Потому, что тони необычны, нестандартны, именно чрез них они приспосабливаются к жизни. Девочки готовятся стать хозяйками, рукодельницами.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции моделей, её моделирования. Так, например, когда моделируют фартуки, плечевое изделие, поясной одежды, также создавая поделки, рисунки  они занимаются исследованием.

        Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.

Так, на уроках и на занятиях творческой мастерской «Умелые руки» выявляются творчески способные, одарённые учащиеся. Эти же дети, в дальнейшем, участвуют в конкурсах различного уровня, привлекаются к участию в олимпиадах. Работа по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней проводится в течение всего учебного года и требует индивидуального подхода.

Мои воспитанники участвуют в различных конкурсах, таких как «Хочу с природою дружить», «Зимняя фантазия», в конкурсах рисунков по календарно – тематическому графику  районного ЦДТ, проводим конкурсы рисунков на школьном уровне: «Золотая осень», «Милая моя…», «Зимняя сказка», «Белый месяц», «Символика России», «День Победы» и.д. 

Система оценивания образовательных достижений

В соответствии с ФГОС результаты образования включают: предметные, метапредметные и личностные результаты.

Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП:

- оценивание является постоянным процессом;

- в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;

- оценивание может быть только критериальным;

- критериями оценивания являются ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

- система оценивания выстраивается, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

Практикую зачетную систему оценивания, накопительную систему оценивания (портфолио). Использую самооценку по оценочному листу, взаимооценивание результатов письменных работ, устных ответов, практических работ, творческих проектов.

Структура системы оценки: входной (стартовый) контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль. На уроках технологии мною используются различные методы и формы оценивания, такие как собеседование, задания в тестовой форме, письменные и практические самостоятельные работы.

Критериями оценки, определяющими подготовку учащегося на уроках технологии, являются:

- общая подготовка, организация рабочего места, технологичность и логика изложения материала;

- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного программой по предмету технология и изобразительное искусство;

- умения использовать теоретические знания при выполнении практических работ и заданий;

- соблюдение этапов технологии приготовления, норм времени, качества выполнения технологических операций и приёмов;

- соблюдение правил санитарии, гигиены, техники безопасности.

 

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная, портфолио, проектная работа. 

Также на уроках ученик сам оценивает результат выполнения заданий по Оценочному листу и выполняя здания в Рабочей тетради.

 

При устной проверке.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

·         полностью усвоил учебный материал;

·         умеет изложить учебный материал своими словами;

·         самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

·         правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 

Оценка «4» ставится, если учащийся:

·         в основном усвоил учебный материал;

·         допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

·         подтверждает ответ конкретными примерами;

·         правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 

Оценка «3» ставится, если учащийся:

·         не усвоил существенную часть учебного материала;

·         допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

·         затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

·         слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 

Оценка «2» ставится, если учащийся:

·         почти не усвоил учебный материал;

·         не может изложить учебный материал своими словами;

·         не может подтвердить ответ конкретными примерами;

·         не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

·         творчески планирует выполнение работы;

·         самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

·         правильно и аккуратно выполняет задания;

·         умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

·         правильно планирует выполнение работы;

·         самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

·         в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

·         умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

·         допускает ошибки при планировании выполнения работы;

·         не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

·         допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

·         затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

·         не может правильно спланировать выполнение работы;

·         не может использовать знаний программного материала;

·         допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;

·         не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

 

При выполнении творческих и проектных работ

Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

·         Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы.

·         Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы.

·         Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

·         Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы.

·         Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы.

·         Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

·         Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы.

·         Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы.

·         Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами.

·         Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы.

·         Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

·         Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

·         Печатный вариант.

·         Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта.

·         Грамотное, полное изложение всех разделов.

·         Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.).

·         Соответствие технологических разработок современным требованиям.

·         Эстетичность выполнения.

Печатный вариант.

·         Соответствие требованиям выполнения проекта.

·         Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов.

·         Качественное, неполное количество наглядных материалов.

·         Соответствие технологических разработок современным требованиям.

Печатный вариант.

·         Неполное соответствие требованиям проекта.

·         Не совсем грамотное изложение разделов.

·         Некачественные наглядные материалы.

·         еполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

Рукописный вариант.

·         Не соответствие требованиям выполнения проекта.

·         Неграмотное изложение всех разделов.

·         Отсутствие наглядных материалов.

·         Устаревшие технологии обработки.

Практическая направленность

·         Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

·         Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

·         Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.

·         Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответствие технологии выполнения

·         Работа выполнена в соответствии с технологией.

·         Правильность подбора технологических операций при проектировании

·         Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения

·         Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

·         Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Качество проектного изделия

·         Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте.

Эстетический внешний вид изделия

·         Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

·         Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

·         Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу.

·         Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия

 

При выполнении тестов, контрольных работ

Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала — Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):

где — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;

К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.

Если Ку 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе.

3 — за 70% правильно выполненных заданий (Ку 0,7),

4 — за 80—90% правильно выполненных заданий (0,8 = Ку

5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку 0,9).

 

Результат мониторинга тестирования

 

 

Портфолио является не только критерием оценивания, но и очень хорошей мотивацией во время обучения технологии. Как метод оценивания оно позволяет получить динамическую картину учебного и творческого развития обучаемых. Он показывает стадии в процессе изучения языка и роста его владельца. Школьники средней ступени демонстрируют в большей степени «продукты учебной деятельности», старшеклассники уже более осознанно и целенаправленно отбирают образцы своих работ для включения в портфолио. В нашей школе учащиеся с удовольствием собирают свои работы в папки: различные проекты, планы на будущее, на летние каникулы; сочинения, рассказы о своем любимом празднике, о виде спорта, о своей семье; стихотворения и т.д. А также свои исследовательские работы.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю, самооценке, а также взаимооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы обучающийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые стороны, а самое главное – мог определить, что ему нужно делать, как поступить, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Несомненно, ученик, который умеет планировать и оценивать свою деятельность на уроке, способен и получать самостоятельно знания.