Эссе "Я - учитель" на конкурс "Учитель года 2020"
Предварительный просмотр:
Коноплева Наталия Александровна, учитель начальных классов.
МАОУ СОШ № 46, г. Томска.
Эссе «Я – учитель» на конкурс «Учитель года-2020».
Учителя открывают дверь,
но вы должны пройти через неё сами.
(пословица)
Листая альбом с фотографиями своих учеников, вижу лучезарные улыбки ребят. Одну за другой переворачиваю страницы, и невольно задерживаю взгляд на фотографии Димки Л..
Мальчишка озорник и весельчак с взъерошенной шевелюрой, очень похожий на героя сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
В голове всплывает воспоминание... Было это несколько лет назад. Лето позади… Томительные минуты ожидания встречи с моими сорванцами. Смешанные чувства волнения радости овладели мной, и я замираю на какое – то мгновение. Постепенно класс начинает наполняться. Родители, дети; все обнимаются после длительного расставания. Слышны поздравления с предстоящим учебным годом. Разносится звонкий смех, нарастает любимый шум, вечное движение. Вот оно…
Интуитивно наблюдая за входной дверью, замечаю Димку Л., тот с реактивной скоростью заскочил в класс и мгновенно заключил меня в свои крепкие детские объятия. Такого начала я, честно говоря, не ожидала. Нагнувшись, спросила: «Димка, что случилось?» Он, слегка всхлипывая, едва слышно, ответил: « Я соскучился по школе…» В классе пронесся лёгкий смешок детей и родителей. А у меня появилось чувство гордости за то, что Я – учитель – олицетворение школы для Димки Л..В голове пронеслась мысль: «Что же сподвигло мальчика – непоседу выпалить эти слова!?» Какие невидимые точки соприкосновения мне удалось нащупать в его детской душе? Какие «ключики» открыли дверцу в его мальчишеское сердце?
Перебираю основные моменты своей работы, ищу «ключики», которые помогли мне услышать эти слова.
Первый «ключик» - воспитательная система. Главная цель – развитие гармоничной личности. Со своими ребятами активно участвую в школьной организации «Друг» ,помогая через задания программы, понять детям ценности дружеских отношений, взаимопомощи, уважения друг к другу. Создаю в классе эмоциональную атмосферу через организацию хорошего микроклимата, что помогает ребятам без боязни строить первые ступеньки для взрослой жизни. Постоянно подчёркиваю, что всё, что даёт жизнь с её «белыми» и «чёрными» полосками, есть путь к разноцветному неизведанному миру.
На классных часах использую всевозможные воспитательные приёмы, обожаю приём «проб и ошибок». Считаю что, лишь пропустив через себя не только позитивные, но и негативные ситуации, можно получить положительный воспитательный результат. Придерживаюсь слов Ричарда VIII: «Не стыдись своих неудач, учись на ошибках и начинай всё заново».
Второй «ключик» успеха - соблюдение правила «учитель - Друг», тот самый друг, о котором можно сказать «И в огонь и в воду». Взрослый человек может быть ребёнку и соратником , и помощником, и наставником. Если ребёнок чувствует рядом с собой сильное плечо, на которое он может опереться, оказавшись в сложной ситуации, то ему легче становиться цельной личностью.
При поступлении в первый класс, будущий, ученик находится на высоком уровне мотивации, так как с нетерпением ждет перехода в неизведанный взрослый мир. Учитель необходимо поддержать это детское стремление и превратить его ожидания в захватывающий путь к знаниям, совершенствованию, саморазвитию.
Третий мой «ключик» - это уроки. Часто дети говорят, что на уроке «скучно и неинтересно», поэтому всегда стремлюсь не просто выдавать учебный материал, а нахожу всевозможные способы для активизации и мотивации к познавательному процессу, меняя методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности. Понимая важность современного урока в условиях ФГОС, обучаю своих учеников самостоятельно добывать знания, формирую у детей навыки понимания учебных мотивов, добиваюсь самостоятельных решений, отстаивания своей точки зрения, оценивания не только своих достижений поступков, но и своих товарищей. Только в этом случае личность будет развиваться целостно и гармонично, и у ребёнка сформируются понятия жизненных ценностей. Мне в работе для достижения этих результатов помогают игровые технологии, методы и приемы, которые стимулируют ребят к активному принятию материала. В младшем школьном возрасте игра является ведущей деятельностью, поэтому обучаю, - играя. С помощью игровых технологий урок проходит на одном дыхании. У ребят появляется желание учиться и достигать общих поставленных целей.
Анализируя свою педагогическую деятельность, понимаю, что при совокупности этих трёх «ключиков», моя работа учителя принесёт свои плоды. Дети сами будут добывать знания на протяжении всей жизни, будут мобильными и коммуникабельными, способными к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях.
Возвращаюсь к своему Димке Л., который произнес: «Я соскучился по школе», хочется добавить, что человек должен отдаваться своей профессии сполна, что я и делаю. И пока в моей душе горит «огонёк», буду отдавать ребятам всё своё тепло как человек и учитель, как воспитатель и друг, подбирая «ключики» к детским душам.