Эссе "Я - Учитель"
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель»
Наверное, сначала было желание стать полезной, делать то, что не только нравится мне, но и при этом принести пользу людям, стране, обществу. Да-да, не удивляйтесь, я искренне так считала, причем был выбор не между будущей профессией, это не обсуждалось, а между предметами.
Мне очень нравилась математика с её четкостью, стройностью и абсолютной логикой. Я была без ума от слова, возможности красиво построить текст так, чтобы он не только был понятен абсолютно всем, но и ещё лился, как ручеёк. Мне нравилась история потому, что позволяла заглянуть в тайны прошлого, узнать события, о которых ты даже не догадывался раньше. А получилось так, что я стала заниматься особенной наукой, в которой есть всё: и цифры, и красивый текст, и безумно интересные факты. Постепенно высокопарность отпала, а вера и преданность профессии остались.
Чтобы стать военным или работать в силовых структурах, человек должен удовлетворять определенным требованиям, пройти множество тестов. Почему будущие учителя не проходят тест на профпригодность? Я имею ввиду не медицинские показатели, а любовь к детям, стрессоустойчивость, желание получать новые знания и готовность передавать их другим, умение договариваться и быть ответственным. К сожалению, в нашу профессию иногда идут по остаточному принципу: если баллов ЕГЭ хватило только на педагогический ВУЗ, поэтому и мельчает наша профессия. Старые кадры уходят в силу возраста и сложности работы, а из молодых остаются в школах единицы.
В настоящее время вообще очень сложная ситуация с профессионалами, которые просто хорошо делают своё дело. Оглянитесь вокруг: часто ли Вы встречали техничку, которая чисто моет пол и вытирает пыль сама, без напоминаний, продавца-консультанта, который может внятно и доходчиво объяснить, чем товар А отличается от товара Б, чиновника, который не только примет у Вас документы, но и доходчиво и без раздражения объяснит, что делать дальше, это же для него данная процедура знакома, а Вы это делаете первый раз? Даже обращаясь в фирму или частнику для ремонта стиральной машины или поклейки обоев, нет уверенности по поводу качества выполненной работы. Учителя - точная копия современного общества. Почему к одним хотят попасть в класс, а других воспринимают как вынужденную необходимость? Я понимаю, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно, да и решить проблему профессионализма невозможно по щелчку пальцев, но мне кажется, что это зона ответственности не только вышестоящих органов, но и каждого на своём рабочем месте. Я глубоко убеждена, что человек сам принимает решение, как ему работать. Да, контроль может подкорректировать ситуацию, но не полностью её изменить, нужны другие, более глобальные меры и решения.
А ещё, на мой взгляд, учитель обязательно должен быть честным. Во-первых, перед собой: как бы окружающие не говорили «Ах, какой хороший и замечательный урок!», только ты знаешь, где не доработал, что не доделал и, самое главное, как исправить это в следующий раз. Во-вторых, честным со своими учениками и их родителями, не «замазывать» глаза хорошими оценками, если ситуация далеко не так уж и хороша, не просто ставить плохие отметки и вызывать родителей, а вместе искать пути выхода из такой ситуации. В-третьих, честным со своими коллегами и администрацией: если уж и допустил какую-то оплошность, признай её, всем вместе легче её нейтрализовать.
Я понимаю, что получилось как-то уж сильно идеально, а где же «овраги»? Да здесь они, никуда не делись: нерадивые ученики, скандальные родители, жесткая администрация и прочее, прочее. Очень хочется, чтобы каждый на своем месте просто честно делал свою работу. На мой взгляд, лучше школе и учителям оставить только функцию обучения, а все остальные нынешние обязанности перераспределить между социальными службами, учреждениями дополнительного образования, творческими клубами по интересам. А вот основную роль в воспитании все-таки оставить за теми, кому предназначено это природой, за родителями, которые, принимая решение о рождении ребёнка, берут на себя и ответственность за него.
«В тех сообществах, где отцы строят лодки, на которых их сыновьям предстоит рыбачить или сражаться, качество низким не бывает».
Дж. Девиль
И.А. Романова
2019 год