ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Кокина Лариса Михайловна

Укрепляющая гимнастика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Для этого существует гимнастика для глаз. Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме.

В условиях нашего общества малыши уже с раннего возраста начинают приобщаться к миру телевизоров и электронных гаджетов. Неудивительно, что глазки крохи устают быстрее, а потому зрение может начать портиться уже в этот момент.

Поскольку зрение у детей постоянно развивается, глазки требуют особой опеки. Для них были придуманы специальные тренировки. Ребенку интереснее выполнять упражнения, если они сопровождаются стишками потешками, поговорками, создавая определенный ритм. Игра увлечет любого непоседу.

Зрительная гимнастика для детей – очень полезное мероприятие, которое ничем не уступает лекарственным препаратам. Есть только одно условие – регулярность. Желательно выполнять упражнения в течение пяти минут 2 – 3 раза в день.

Причины ухудшения зрения:

Наследственность

Если у одного из родителей диагностировано заболевание глаз, имеющее генетическую природу (миопию, астигматизм)

Большие нагрузки на органы зрения

Постоянно возрастающие нагрузки, связанные со школьной и дошкольными программами.

Злоупотребление телевизором и компьютером

Частота смены кадров, неестественные цвета, слишком близкое расположение к телевизору или монитору, неправильное освещение.

Раннее чтение

Причины нарушения зрения у детей часто заключается в необоснованном стремлении родителей к раннему образованию. До 4-летнего возраста ребенку сложно фокусировать зрение на книге.

Заболевание позвоночника

Состояние позвоночника у детей является ярким примером: при постоянной сутулости развивается ухудшение кровообращение в органах, в том числе и головном мозге.

Недостаток  физической активности

Насыщение тканей глаз кислородом- важное условие для сохранения зрения. Физические нагрузки предотвращают нарушения зрения.

Недостаток необходимых витаминов

Причинами ухудшения зрения могут быть неправильное составленное меню и недостаток витаминов.

Отсутствие ранней профилактики

Даже незначительные намеки на заболевания глаз у ребенка требуют ответственного отношения родителей. (сухость в глазах, жжение – немедленно обращаться у врачу)

Зрительная гимнастика помогает:

Снять физическую и психоэмоциональную напряженность;

Тренировать вестибулярный аппарат;

Развивать зрительную координацию;

Укреплять глазные мышцы;

Развивать зоркость и внимание;

Улучшить зрение.

Домбровская О.С.

Рекомендации для воспитателей по гимнастике для глаз для детей раннего возраста.

Упражнения предназначены для того, чтобы укрепить глазные нервы.

  • Игра «темно-светло»: ребёнок крепко зажмуривает глаза на несколько секунд и снова открывает их.
  • Упражнение «Бабочка». Пусть ребёнок несколько секунд подряд быстро открывает и закрывает глазки, делая движения ресничками, будто бабочка машет крыльями.
  • Наблюдение за движущимся предметом. Отойдите от малыша на некоторое расстояние и медленно перемещайте какой-нибудь интересный предмет в разные стороны. Можно «обманывать» кроху, неожиданно передвигая предмет в противоположную сторону. Ребёнок должен уследить за каждым неожиданным движением.
  • Маленькие детки любят пускать солнечные зайчики. Возьмите зеркало, и в солнечную погоду направляйте солнечных зайчиков на стены и потолок комнаты, малыш будет с интересом наблюдать за этим.
  • Поставьте перед ребёнком два предмета: один прямо перед его глазами, другой на расстоянии двух-трех метров. Пускай малыш попеременно переводит взгляд с ближнего предмета на дальний.
  • Можно просто подурачиться и построить различные гримасы, жмурясь и часто моргая. Подайте ребёнку собственный пример, и он немедленно включится в игру.
  • Наши глаза отлично отдыхают в темноте, но, к сожалению, нам трудно избавиться от попадания света на сетчатку: даже в ночное время может мешать свет фонарей. Если плотно прикрыть глаза ладонями, то свет на них не попадает, глазные мышцы расслабляются.

Глазодвигательные тренинги- формировать рациональные способы зрительного восприятия. Перемещать взгляд на предметы, игрушки.

Упражнение «Ловим мыльные пузыри»

Задачи: развитие зрительно- моторной координации (глаза-руки)

Ход: (глаза-руки), умение  ориентироваться в пространстве.

Упражнение «Воздушный шарик»

Задачи: развитие зрительной координации

Ход: перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом можно слушать музыку или напевать песенку. Можно уменьшить или увеличить размер шара.

Игра «бегающий зайчик»

Задачи: укрепление мышечной системы глаз.

Ход: предложить ребенку , сидя на стульчике  следить взглядом за черно- белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте. При этом с ребенком разговаривайте.

Упражнение «Зоопарк»

Задачи: способствует увеличению остроты зрения.

Ход: разыщите на картинке всех собачек (кошек, зайчиков, бабочек). Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом.

Гимнастика для глаз

КОТ

Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(поморгать глазками)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)

ДОЖДИК

Дождик, дождик, пуще лей.
(смотрят вверх)
Капель, капель не жалей.
(смотрят вниз)
Только нас не замочи.
(делают круговые движения глазами)
Зря в окошко не стучи
.

СНЕЖИНКИ

Мы снежинку увидали, (дети берут снежинку в руку)
Со снежинкою играли. 
(вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, 
(отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели, 
(отвести её влево, проследить взглядом)
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… 
(поднимать снежинки верх и опускать вниз)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись. 
(покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)
Глазки закрываем, 
(закрыть ладошками глаза)
Глазки отдыхают. 
(дети складывают снежинки и садятся)

Цветок

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)
И вдруг проснулся, 
(прикрыть глазки ладошками)
Больше спать не захотел, 
(поморгать глазами)
Встрепенулся, потянулся, 
(руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, выдох)
Взвился вверх и полетел. 
(потрясти кистями)

Ёлка

Ёлка плакала сначала от домашнего тепла, (потереть глаза)
Утром плакать перестала, 
(поморгать глазами)
Задышала. Ожила. 
(подышать)

Тише-тише

Как на горке снег, снег (поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев)

И под горкой- снег, снег (опустить руки, посмотреть на пальчики)

А под снегом спит медведь (присесть, сложить ладони у щеки)

Тише, тише- не шумите. (приложить указательный палец ко рту «Тсс!»)

Качели

Есть качели на лугу

Вверх- вниз, вверх- вниз. (поднимать и опускать руки, посмотреть глазками вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх- вниз, вверх- вниз. (поднимать и опускать руки, посмотреть глазками вверх, вниз)

Отдыхалочка

Мы играли, рисовали

Наши глазки так устали.

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть- чуть.

А теперь мы их откроем

И немного поморгаем.

Ночь  

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно глазки открывать.

Снова глазки закрываем

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем их опять.



Предварительный просмотр:

Картотека  подвижных игр в помещении и на улице

 

№1

МЫШЕЛОВКА (игра на прогулке)

Цель игры: Развитие внимания, быстроты, реакции.

Ход игры:

Играющие делятся на две неравные подгруппы: меньшая (примерно одна треть играющих) образует круг — «мышеловку», остальные, «мыши», находятся за кругом. Играющие – «мышеловка» — берутся за руки, поднимают руки вверх, образуя воротца. Мыши начинают вбегать в «мышеловку» и выбегать из нее. Дети, образующие «мышеловку», произносят слова:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть!

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут. Вот напасть!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

При последних словах дети опускают руки, «мышеловка» «захлопывается». Не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными и встают в круг в «мышеловку».

№2

Совушка (игра на прогулке)

Цель игры: Формирование красивой осанки., развитие внимания, быстроты.

Ход игры:

Играющие свободно располагаются на площадке. Где-то  стоит сова. Педагог говорит: "День наступает, все оживает". Все начинают свободно двигаться по площадке, выполняя различные движения ("полет бабочки, стрекозы"), прыгают, 6егают. Неожиданно воспитатель произносит: «Ночь наступает, все замирают, совы вылетают». Играющие должны немедленно остановиться, проверить осанку или принять какое либо другое положение с прямой спиной, отведенным назад плечевым поясом и сомкнутыми лопатками. Сова облетает участников, зорко осматривая всех. У кого плохая осанка, того она отравляет в "дупло". Через некоторое время педагог приостанавливает игру, и производится подсчет, сколько человек осталось, а скольких сова забрала в "дупло". После этого выбирают новую сову из числа "пленных". Игра начинается сначала. Выигрывает сова, забравшая как можно больше человек в "дупло"

№3

Игра "Щука" (игра на прогулке)

Цель игры: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки.

Ход игры:

Участвует от 2 до 10 человек. Один игрок изображает щуку. Он должен охотиться на остальных - "мальков". Щука бегает за другими рыбками. Если она ловит малька, коснувшись его рукой - он сам становится щукой. Для того чтобы спастись от такой участи у ребенка только один выход: в тот момент, когда приближается щука, спрятаться в "домике" - встать прямо, вытянувшись, ноги вместе, руки подняты вверх, ладони сложены.

№4

       Солнышко и дождик (Физкультминутка)

Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.

Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

№5

РЕЧКА  (Физкультминутка)

Цель: разминка, тренировка разных движений.

Ход игры: Дети выполняют различные движения по тексту.

К речке быстрой мы спустились.

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это – брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все как один — плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

№6                

Море волнуется (Физкультминутка)

Цель: дать знания о различных пароходах,  старинных парусниках, предметах такелажа Ход игры:

Играющие  сидят на стульях, каждому присваивается определенное название. Затем капитан начинает двигаться по внешнему кругу, называя предметы, необходимые для плавания. Все названные предметы встают. На слова «Море волнуется1» дети начинают двигаться под музыку, изображая движения волн. Команда капитана «Море утихни!» служит сигналом к тому, что нужно как можно скорее занять места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном.

№7

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ (развитие мелкой  моторики)

Цель: разминка для кистей рук, повторение разных движений.

Ход игры: Дети повторяют разные движения руками по тексту.

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики, как солнечные зайчики.

Прыг – скок, прыг – скок. Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.

Дети придумывают на каждую строчку жесты, изображающие движения зайчиков.

№8

Игра «Тактильный мешочек» (развитие мелкой  моторики)

Цель: развитие мелкой моторике, пальцев рук.

Оборудование и материалы:

Я подготовила одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.

В качестве тактильного материала использовала наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань, кожу, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырезала по два кружка каждого материала и вложила кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшила красивый мешочек из плотной ткани.

Ход игры  положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество).

Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.

Эту игру можно совместить с движением добавить перебежку от мешочка к мешочку.



Предварительный просмотр:

«Игры по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни»

Игры на тему: «Волшебное зеркальце»

Игра «Моё тело»

Сказочница: Ребята, вы, конечно, поняли, о чём эта сказка. А теперь подойдите, пожалуйста, к зеркалу. Каждый из вас видит себя. Это самое дорогое, что есть на свете. Посмотрите внимательно. Из чего состоит тело человека? Повторяйте за мной и показывайте то, о чём мы будем говорить:

- головушка - соловушка (гладят голову),

- лобик-бобик (выставляют перед собой лобик, как бычки),

- носик-абрикосик (закрывают глазки и попадают пальчиком в кончик своего носа),

- щёчки-комочки (мнут пальчиками щёчки, трут их тихонько ладошками),

- губки-голубки (вытягивают губки в трубочку),

- зубочки-дубочки (стучат тихонько крепкими зубами),

- бородушка-молодушка (гладят подбородок),

- глазки-краски (раскрывают пошире глазки, смотрят, сколько красок вокруг),

- реснички-сестрички (моргают ресничками),

- ушки-непослушки (трут тихонько пальчиками свои ушки),

- шейка-индейка (вытягивают свою шейку),

- плечики-кузнечики (дёргают своими плечиками вверх-вниз),

- ручки-хватучки (хватают вокруг себя),

- пальчики-мальчики (шевелят пальчиками своих рук),

- грудочка-уточка (выпячивают вперёд свою грудку),

- пузик-арбузик (выставляют животик вперёд),

- спинка-тростинка (вытягивают спинку),

- коленки-поленки (сгибают ножки в коленках по очереди),

- ножки-сапожки (топают ножками).

Вот мы и выяснили, из чего состоит наше тело.

Игра «Тихий голос»

(в кругу)

Вита: В центр выйдет тот, у кого тихий голос.

Давайте все вместе произнесём звук «а» сначала тихо, затем всё громче и громче и, наконец, будем кричать. Потом по моему сигналу, все резко замолчим, а тот, кто стоит в центре, пусть продолжает кричать, пока у него не кончится дыхание.

Игра «Рифма»

Вита: Я называю слово и начинаю медленно считать до десяти. Пока я считаю, второй играющий должен придумать рифму к этому лову, например: мама- дама и т.д.

Если второй играющий успевает рифму, то он называет новое слово и тоже начинает считать до десяти, а первый придумывает рифму и т.д.

Если второй играющий не смог придумать слово за время счёта, то сдаётся, и первый играющий это слово называет сам и зарабатывает одно очко. Можно играть до десяти очков и более.

Игры на тему: «Целебные звуки»

Игра « Последнее слово»

Вита: Когда взрослые читают вам стихотворение или вы рассказываете что-то своим друзьям, прежде чем называть последнее слово, немного подождите, сделайте паузу. Пусть тот, кому рассказываете, сам догадывается.

Например: Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке…(мяч).

Игра «Слушаем тишину»

Дети слушают тишину, затем обсуждают, что удалось услышать.

Игра « Звучащее облако»

Дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь определить местонахождение окружающих и не знать их

Игра « Изображалки»

Сказочница: Однажды Фырка пришёл к ребятам и начал жаловаться на то, что у него всё болит. Он хромал, корчил гримасы от «зубной боли», хватался за голову, которая у него «раскалывалась», держался за живот и охал.

Ребята заволновались, начали думать, как помочь Фырке.

Но Вита, которая хорошо знала все проделки Фырки, сразу раскусила его притворство. Она сказала:

- Фырка, спасибо, что ты научил ребят новой игре. Она называется «изображалки».

Кто-нибудь из детей выходит в центр и начинает голосом изображать что-то (кого-то). Ребята попытаются угадать, кто изображается. Тот, кто отгадает сам выходит в центр и показывает. Отмечается тот, кто изображал голосом лучше всех.

Игра « Голосовые общения»

Дети пытаются общаться с закрытым ртом (голосом).

Дыхательные игры

Игра « Охота»

Выбирается несколько детей-охотников. Им завязывают глаза. В противоположном конце зала прячется корка апельсина или любое другое ароматное вещество (духи, цветы и др.). Охотники должны по запаху обнаружить предмет.

Пояснение. Вариантом игры является поза «зверёк», когда дети становятся на четвереньки, ползут в поисках добычи. Во избежание столкновений дети играют по очереди.

«Звуковые эффекты»

Ребёнок произносит звук, добиваясь при этом различных звуковых эффектов, звуковых нюансов:

-на едином выходе усиливать звуки, а затем ослаблять их;

-издавать резкие, отрывистые звуки (на выходе, затем на входе);

- изображает звуковые волны: плавный подъём звука вверх и вниз;

- делать горизонтальное движение языком при произнесении звука;

- произносить звуки сквозь неплотно сжатые губы, вытянутые вперёд («бырчание»).

«Звуковые фигуры»

Ребёнок с закрытым ртом произносит звук и при этом выполняет различные фигуры:

«столб» - ноги вместе, руки прижать к телу;

«мостик»- прыгнуть назад, пытаться руками достать пол;

« колобок»- присесть, обхватить руками колени, голову плотно прижать к коленям и к груди.

«Чарли Чаплин»

Дети передвигаются, изображая походку Чарли Чаплина, произнося при этом звук «Р».

«Старый трактор»

Дети изображают трактор, который вот-вот развалится.

«Лев»

Дети растопыривают пальцы (когти) и изображают рычание льва, готового к нападению.

«Отбойный молоток»

Дети изображают работающий отбойный молоток, который «вгрызаясь» в скалу трещит то громко, то тихо. Тело предельно напряжено.

«Пистолет»

Ребята играют в войну, стреляя из пистолетов с произнесением звука «Т».

«Кто быстрее»

Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «Да-да-да-да…».

Игра «Война»

Дети стреляют из «крупных орудий», произнося «К».

«Воздушный бой»

Летают бомбардировщики («в»), истребители («и»). Бомбардировщики сбрасывают бомбы «в», взрыв «ч-ч-ч…». Истребители стреляют из пулемётов «тр», идут на таран «в». Орудия с земли стреляют залпами «кх-кх».

«Поезд»

Дети становятся в ряд, изображая поезд. Поезд медленно трогается «пх-пх», всё быстрее и быстрее, затем медленно останавливается.

Можно озвучивать любые сказки, которые ребёнок любит («Три поросёнка» и т. д.)

«На лужайке»

Распределяются роли, маски. Дети превращаются в мух, комаров, лягушек, жуков, кур, коров.

Например:

а) летают мухи. Появились лягушка, прыгает за мухами, одну ловит и т. д.;

б) прыгают лягушки. Появилась змея, лягушки оцепенели в той же позе, в которой были. Если пошевелились, змея съедает.

«Вечер»

Насекомые летают по лугу, наступил вечер. Все заснули, только стрекочет кузнечик «тр…» (без голоса), кричит филин «у-у-у…», кукушка «Ку-ку-ку…».

«Разговор животных»

Дети разбирают себе роли (все голоса животных, птиц, насекомых) и пытаются разговаривать, выражая свои эмоции.

Двигательные игры

Игра «Подражание»

Огник: Давайте поиграем в игру, которая называется «Подражание». Желающий выходит вперед и изображает в движении какой-нибудь образ, а мы отгадываем, что он изобразил. Тот, кто первый отгадал, сам выходит вперед и показывает новый образ.

Примечание. В эту игру удобнее всего играть по разделам: «Животные», «Птицы», «Машины», «Люди», «Спорт».

Игра «Говорящие движения»

Дети закрывают рот, «склеивают» губы (проведя пальцем по губам) и объясняют без слов, движениями.

Цель: научить детей выражать свои чувства и мысли движениями, развивать двигательную экспрессию. Дети научатся понимать, как важна в жизни речь, как сложно общаться без слов.

Игра «Говорящие глаза»

Дети пытаются выразить свои эмоции глазами и мимикой лица.

Цель: научить детей выражать свои чувства мимикой лица.

Игры на тему: «Вода и мыло»

Игра «Микробы»

Ребята делятся на две команды, на команду «Чихающих» и команду «Заражающихся». Команды расходятся на 5-10 метров. Команда чихающих говорит «Ап-чих!» и бросает в противоположную команду теннисными шарики. Противоположная команда должна стараться увернуться. Тот, в кого попал шарик, выходит из игры и начинает «чихать».

Гидроник: Другой способ передачи инфекции называетсянепрямым способом. Микробы передаются через какой-нибудь предмет, которым вы пользуетесь, Как правило, это вещи. Например, зубная щетка, расческа, носовой платок, шапка.

Игра «Чистые руки»

Очищенный картофель дети передают друг другу. Он становится чёрным (грязь). После этого дети идут в умывальную комнату и выполняют все шаги (этапы) правильного мытья рук.

Игры на тему: «Полезная еда»

Игра «Еда для здоровяков и еда для хлюпиков»

Ростик: Я буду называть продукты, которые едят в стране здоровья, а ты проверяй, правильно ли ты выбрал:

подсолнечное масло;

кефир;

сметана;

яйца;

нежирное молоко;

сыр;

нежирные сосиски;

геркулес;

овсяное печенье;

хлеб;

морковь;

свекла;

лук;

капуста;

картофель;

зелёный горошек;

яблоки;

груши;

сушеные фрукты.

Ростик: Я назвал не всё. Потом мы поговорим и о других полезных продуктах. Их очень много.

А теперь уберём их со стола. Одевай скорее маску Фырки и подбери продукты, которые любят в стране болезней:

пепси;

фанта;

1сайра в масле;

мороженое;

чипсы;

жирные сардельки;

жирная колбаса;

сало;

торты;

шоколад;

«сникерсы».



Предварительный просмотр:

Комплекс утренней гимнастики – сентябрь - I (старшая группа)

Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе; бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную; ходьба в колонне по одному.

Упражнения без предметов

1. И. п. — о. с., руки на поясе.

1 — руки в стороны;

2 — руки вверх, подняться на носки;

3 — руки в стороны;

4 — вернуться в и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки внизу.

1 — руки в стороны;

2 — наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — и. п. (6 раз).

3. И. п. — о. с., руки на поясе.

1-2  — присесть, руки вынести вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — о. с., руки вдоль туловища.

1 — шаг вправо, руки в стороны;

2 — наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — о. с., руки вдоль туловища.

1 — правую ногу назад на носок, руки за голову;

2 — и. п. То же левой ногой (6-7 раз).

  1.  И. п. — о. с., руки на поясе.

1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны;

2 — прыжком ноги вместе.

Ходьба в колонне по одному.

Комплекс утренней гимнастики – сентябрь - II (старшая группа)

Игра «Фигуры». Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную. На сигнал воспитателя (удар в бубен) все останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель  отмечает наиболее удачные фигуры.

Упражнения без предметов

1. И. п. — о. с., руки на поясе.

1 — руки за голову, правую (левую) ногу назад на носок;

2 — вернуться в и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 — руки в стороны;

2 — наклон вперед к правой (левой) ноге;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — и. п. (4-6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки за головой.

1 — поворот вправо (влево), правую руку в сторону;

2 — и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — стойка на коленях, руки вдоль туловища.

1-2 — сесть справа (слева) на бедро, руки вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (4-6 раз).

  1.  И. п. — сидя на полу, руки в упоре сзади.

1 — поднять вперед-вверх прямые ноги — угол;

2 — вернуться в и. п.(5-6 раз).

6. И. п. — о. с., руки на поясе.

Прыжки на двух ногах — левая вперед, правая назад, прыжком сменить положение ног. 8 прыжков, затем пауза и снова прыжки (2-3 раза).

Игра «У кого мяч?». Играющие образуют круг, выбирается водящий, он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6-8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!» — и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он  берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, становится водящим. Игра повторяется.

Комплекс утренней гимнастики – октябрь - I (старшая группа)

Игровое задание «Быстро возьми!». Дети образуют круг и по I сигналу воспитателя идут, бег вокруг предметов (кубики), которых  должно быть на один или два меньше, на сигнал «Быстро возьми!» каждый играющий должен взять кубик и поднять его над головой. Тот, кто не успел взять предмет, считается  проигравшим. Повторить 2 раза.

Упражнения с гимнастической палкой

1. И. п. — о. с., палка внизу.

1 — палку вперед, правую (левую) ногу назад на носок;

2 — вернуться в и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — о. с., палка на груди.

1 — присесть, палку вынести вперед;

2 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги врозь, палка внизу.

1-2 — поворот туловища вправо (влево), руки прямые, колени не сгибать;

3-4 — вернуться в и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — сидя ноги врозь, палка на коленях.

1 — палку вверх;

2 — наклон вперед, коснуться носка правой (левой) ноги;

3 — выпрямиться, палку вверх;

4 — вернуться в и. п. (по 3 раза).

  1.  И. п. — лежа на животе, палка в согнутых руках перед собой.

1 — прогнуться, поднять палку вперед;

2 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — о. с., палка внизу.

1 — прыжком ноги врозь, палку вверх;

2 — вернуться в и. п.. 8-10 раза.

Ходьба в колонне по одному с палкой в руках.

Комплекс утренней гимнастики – октябрь - II (старшая группа)

Ходьба и бег в колонне по одному друг за другом; ходьба и бег врассыпную.

Упражнения с гимнастической палкой

1. И. п. — о. с., палка внизу.

1 — палку вверх;

2 — опустить за голову, на плечи;

3 — палку поднять вверх;

4  —  и. п. (6-8 раз).

2. И. п. — стойка ноги врозь, палка внизу.

1 — палку вверх;

2 — наклон вперед, руки вперед;

3 — выпрямиться, палку вверх;  

4 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — о. с., палка внизу.

1-2 — присесть, палку вынести вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (6-7 раз).

4. И. п. — стойка ноги врозь, палка на лопатках.

1 — поворот туловища вправо (влево);

2 — вернуться в и. п. (6-8 раз).

5. И. п. — о. с., палка на груди хватом шире плеч, руки согнуты.

1 — прыжком ноги врозь, палку вверх;

2 — и. п.. Выполняется на счет 1-8, повторить 2-3 раза.

6. И. п. — о. с., палка внизу.

1 — правую (левую) ногу в сторону на носок, палку вперед;

2 — вернуться в и. п. (6-7 раз).

Игровое упражнение «Фигуры».

Комплекс утренней гимнастики – ноябрь - I (старшая группа)

Ходьба и бег между предметами змейкой.


Упражнения с мячом большого диаметра

1. И. п. — о. с., мяч в обеих руках внизу.

1 — поднять мяч вверх;

2 — шаг вправо (влево);

3 — приставить ногу;

4 — вернуться в и. п. (6-7 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках перед собой.

1-2 — присесть, мяч вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу.

1 — мяч вверх, руки прямые;

2 — поворот вправо (влево);

3 — выпрямиться, мяч вверх;

4 — вернуться в и. п. (4-5 раз).

  1.  И. п. — сидя, ноги вместе, мяч на стопах, руки в упоре сзади.

1-2 — поднять ноги вверх, скатить мяч на живот, поймать его;

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — о. с., мяч внизу.

1-2 — поднимаясь на носки, поднять мяч вверх;

3-4 — вернуться в и. п. (6-8 раз).

Игровое упражнение «Не попадись». Играющие располагаются вокруг шнура (черты), положенного в форме круга. В центре находится водящий. Дети прыгают на двух ногах в круг и из круга по мере приближения ловишки. Тот, кого водящий успел запятнать (дотронуться), получает штрафное очко, но из игры не выбывает. Через 30-40 с игра останавливается, подсчитывают количество проигравших, и игра повторяется с другим водящим, но только не из числа ранее пойманных.

Ходьба в колонне по одному за самым ловким ловишкой.

Комплекс утренней гимнастики – ноябрь - II (старшая группа)

Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Аист!» остановиться, поднять согнутую в колене ногу, руки в стороны, продолжение ходьбы. На другой сигнал «Лягушки!» остановиться, присесть, положить руки на колени. Бег врассыпную.

Упражнения с мячом большого диаметра

1. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч внизу.

1-2 — поднимаясь на носки, поднять мяч вверх;

3-4 — вернуться в и. п. (6-7 раз).

  1.  И. п.— стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой.

Поворот вправо (влево), ударить мячом о пол, пой мать двумя руками (по 3-4 раза в каждую сторону). Темп произвольный.

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках у груди.

1 — присесть, уронить мяч, поймать его;

2 — вернуться в и. п. (6-8 раз).

  1.  И. п. — сидя ноги врозь, мяч внизу.

1 — поднять мяч вверх;

2 — наклониться вперед, коснуться мячом пола;

3 — выпрямиться, поднять мяч вверх;

4 — вернуться в и. п.(5-6 раз).

  1.  И. п. — лежа на спине, мяч за головой, руки прямые.

1 — поднять правую (левую) ногу вперед-вверх, коснуться мячом;

2 — и. п. (5-6 раз).

Игровое упражнение «Передай мяч!». Дети распределяются на несколько групп (по 5-6 человек). У одного из игроков мяч большого диаметра, и он перебрасывает его игрокам поочередно (построение — в круг, полукруг, шеренгу).

Комплекс утренней гимнастики – декабрь - I (старшая группа)

Ходьба в колонне по одному, по кругу с поворотом по команде воспитателя; ходьба и бег врассыпную.

Упражнения с гантелями

1. И. п. — о. с., гантели внизу.

1 — гантели в стороны;
2 — гантели вверх;

3 — гантели в стороны;

4 — вернуться в и. п. (6-7 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги врозь, гантели внизу.

1 — гантели в стороны;
2 — наклон вперед, положить кегли;

3 — выпрямиться, руки на пояс;

4 — наклониться, взять гантели, вернуться в и. п. (4-6 раз).

  1.  И. п. — стоя в упоре на коленях, гантели у плеч.

1 — поворот вправо, положить гантелю у пятки правой ноги;

2 — поворот влево, положить гантелю у пятки левой ноги;

3 — поворот вправо, взять гантелю;

4 — поворот влево, взять гантелю (4-6 раз).

  1.  И. п. — сидя ноги врозь, гантели у груди.

1-2 — наклон вперед, коснуться гантелями пола между носков ног;

3-4 — вернуться в и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — о. с., гантели внизу.

1 — присесть, гантели вынести вперед;

2 — и. п. (6-7 раз).

  1.  И. п. — о. с., гантели на полу.

Прыжки на правой и левой ноге вокруг гантелей в обе стороны . Повторить 2-3 раза.

Ходьба в колонне по одному.

Комплекс утренней гимнастики – декабрь - II (старшая группа)

Игровое упражнение «Быстро в колонну».


Упражнения с кеглями

1. И. п. — о. с., гантели внизу.

1 — гантели в стороны;

2 — гантели вверх;

3 — гантели в стороны;

4 — вернуться в и. п. (6-7 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги врозь, гантели у груди,

1 — кегли в стороны;
2 — наклон вперед, коснуться гантелями пола;

3 — выпрямиться, гантели в стороны;

4 — и. п. (5-7 раз).

  1.  И. п. — стойка на коленях, гантели у плеч.

1-2 — поворот вправо, коснуться пола у пятки правой ноги;

3-4 — выпрямиться, вернуться в и. п.. То же влево (6 раз).

  1.  И. п. — о. с., гантели внизу.

1-2 — присесть, гантели вынести вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (5-7 раз).

  1.  И. п. — о. с., руки на поясе, гантели на полу.

Прыжки на двух ногах, на правой и левой поочередно вокруг гантелей в обе
стороны.

Ходьба в колонне по одному.

Комплекс утренней гимнастики – январь - I (старшая группа)

Ходьба в колонне по одному, ходьба с высоким подниманием колен — лошадки, обычная ходьба, легкий бег — руки в стороны, как птицы.

Упражнения с косичкой

1. И. п. — о. с., косичка, внизу.

1-2 — поднимаясь на носки, косичку вверх;

3-4 — вернуться в и. п. (6-8 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги врозь, косичка внизу.

1 — шаг вправо, косичку вверх;

2 — наклон вправо;

3 — выпрямиться, косичку вверх;
4 — и. п. (6-8 раз).

  1.  И. п. — о. с., скакалка внизу.

1-2 — присесть, косичку вперед;

3-4 — и. п. (5-7 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, косичка на плечах.

1 — поворот туловища вправо (влево);

2 — вернуться в и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — ноги слегка расставлены, косичка на полу, горизонтально.

Прыжки вперед-назад, через косичку.

Игра «Великаны и гномы».

Комплекс утренней гимнастики – январь - II (старшая группа)

Ходьба в колонне по одному, на носках, обычная ходьба; бег с остановкой по сигналу воспитателя. Ходьба и бег чередуются.

Упражнения с косичкой

1.         И. п.— о. с., косичка внизу.

1-2 — выпад вправо, косичку вверх;

3-4 — и. п. То же влево (6-7 раз).

  1.  И. п. — о. с., косичка внизу.

1-2 — присесть, косичку вынести вперед;

3-4 — и. п. (5-7 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги врозь, косичка на груди.

1 — косичку вверх;

2— наклониться вперед, коснуться пола между носками ног.
3 — выпрямиться, косичку вверх;

4 — и. п. (5-7 раз).

  1.  И. п. — лежа на животе, косичка в согнутых руках перед собой.

1 — прогнуться, косичку вперед;

2 — и. п..

  1.  И. п. — о. с., косичка внизу.

1 — прыжком ноги врозь, косичку вверх;

2 — прыжком ноги вместе. Выполняется на счет 1-8 (2-3 раза).

Игра «Угадай по голосу».

Комплекс утренней гимнастики – февраль - I (старшая группа)

Ходьба в колонне по одному; бег между предметами (кубики, кегли или набивные мячи).

Упражнения с малым мячом

1. И. п. — о. с., мяч в правой руке.

1 — руки в стороны;

2 — руки вверх, переложить мяч в левую руку;

3 — руки в стороны;

4 — руки вниз (6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке.

1-2 — поворот вправо (влево), ударить мячом о пол;

3-4 — вернуться в и. п.(6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч в правой руке.

1 — присесть, ударить мячом о пол, поймать его;

2 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — стойка на коленях, сидя на пятках, мяч в правой руке.

1-4 — с поворотом вправо (влево) прокатить мяч вокруг туловища (6 раз).

Игровое упражнение «Пингвины». Дети стоят по кругу, зажимают мяч между колен и по сигналу воспитателя прыгают на двух ногах, продвигаясь по кругу, как пингвины.

Ходьба в колонне по одному.

Комплекс утренней гимнастики – февраль - II (старшая группа)

Ходьба в колонне по одному, упражнения для рук по сигналу воспитателя — руки в стороны, за голову, на пояс; бег врассыпную.

Упражнения с малым мячом

1. И. п. — о. с., мяч в правой руке внизу.

1 — руки в стороны;

2 — руки вверх, переложить мяч в другую руку;

3 — руки в стороны;

4 — и. п. (6-7 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги врозь, мяч в правой руке.

1 — наклон к правой ноге;

2-3 — покатить мяч от правой ноги к левой и обратно;
4 — и. п. То же к левой ноге (4-5 раз).

  1.  И. п. — стойка на коленях, мяч в обеих руках.

1-2 — садясь на пятки и поворачивая туловище вправо, коснуться мячом пола;

3-4 — вернуться в и. п. Тоже влево (4—6раз).

  1.  И. п. — сидя на полу, мяч зажат между стопами ног, руки в  упоре сзади.

1-2 — поднять прямые ноги, стараясь не уронить мяч;
3-4 — вернуться в и. п. (5-7 раз).

  1.  И. п. — лежа на спине, мяч в прямых руках за головой.

1-2 — поднять вперед прямые руки и правую ногу, коснуться ее мячом;
3-4 — вернуться в и. п. То же левой ногой (6-7 раз).

  1.  И. п. — ноги слегка расставлены, мяч в правой руке.

Ударять мячом о пол правой рукой, а ловить его двумя руками.

Игра «Удочка».

Комплекс утренней гимнастики – март - I (старшая группа)

Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками — змейкой, ходьба и бег врассыпную.

Упражнения с кубиками

1. И. п. — о. с., кубики в обеих руках внизу.

1 — кубики в стороны;

2 — кубики вверх, ударить ими один о другой;

3 — кубики в стороны;

4 — и. п. (5-7 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, кубики внизу.

1 — поворот вправо (влево), руки в стороны;

2 — вернуться в исходное положение (6 раз).

  1.  И. п. — стойка на коленях, кубики у плеч.

1-2 — наклониться вперед, положить кубики на пол (подальше);

3-4 — наклониться, взять кубики, вернуться в и. п. (5-7 раз).

  1.  И. п. — о. с., кубики у плеч.

1 — присесть, кубики вынести вперед;

2 — и. п. (5-7 раз).

  1.  И. п. — лежа на спине, кубики в обеих прямых руках за головой.

1-2 — поднять прямые ноги вверх, коснуться кубиками колен;

3-4 — вернуться в и. п. (5-7 раз).

  1.  И. п. — о. с., руки вдоль туловища перед кубиками, лежащими на полу.

Прыжки на правой и левой ноге вокруг кубиков в обе стороны в чередовании с небольшой паузой (2-3 раза).

Ходьба в колонне по одному с кубиками в руках.

Комплекс утренней гимнастики – март - II (старшая группа)

Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя — руки в стороны, за голову, на пояс; бег между предметами (кубики, кегли) змейкой.

Упражнения с кубиком

1. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке.

1-2 — поднять руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку;

3-4 — и. п.(6-7 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги врозь, кубик в правой руке.

1 — руки в стороны;

2 — наклон вперед, положить кубик у носка левой ноги;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — наклониться, взять кубик в левую руку. То же левой рукой (4-6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке.

1 — присесть, кубик вперед, переложить в левую руку;

2 — встать, кубик в левой руке (6-7 раз).

  1.  И. п. — стойка в упоре на коленях, кубик в правой руке.

1— поворот вправо, положить кубик у носков ног;

2 — выпрямиться, руки на пояс;

3 — поворот вправо, взять кубик;

4 — вернуться в и. п., переложить кубик в левую руку. То же влево (по 3 раза).

  1.  И. п. — о. с., руки произвольно, кубик на полу.

Прыжки на правой и левой ноге вокруг кубика в чередовании с небольшой паузой. Выполняется на счет 1-8, повторить 2-3 раза.

Игровое упражнение «Великаны и гномы».

Комплекс утренней гимнастики – апрель - I (старшая группа)

Ходьба и бег в колонне по одному, перешагивая через шнуры (5-6 шт.), положенные на расстоянии 40 см один от другого.

Упражнения с обручем

1. И. п. —  о. с., обруч вниз.

1 — поднять обруч вперед;

2 — поднять обруч вверх;

3 — обруч вперед;

4 — вернуться в и. п. (4-5 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч на груди, хват рук с боков.

1 — поворот туловища вправо (влево), обруч вправо, руки прямые;

2 — вернуться в и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — о. с., хват рук с боков, обруч на груди.

1 — присесть, обруч вынести вперед;

2 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу.

1 — поднять обруч вверх;

2 — наклон вперед к правой (левой) ноге;

3 — выпрямиться, обруч вверх;

4 — и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — о. с. около обруча, руки произвольно.

Прыжки на двух ногах вокруг обруча в обе стороны в чередовании с небольшой паузой. Повторить 2-3 раза.

Игра «Автомобили».

Комплекс утренней гимнастики – апрель - II (старшая группа)

Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.


Упражнения с обручем

1. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, обруч в правой руке.

1 — махом обруч вперед;

2 — махом обруч назад;

3 — обруч вперед;

4 — переложить обруч в левую руку. То же левой рукой (5-6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу.

1 — поднять обруч вверх;

2 — наклониться вправо (влево), руки прямые;

3 — прямо, обруч вверх;

4 — вернуться в и. п. (6 раз).

3. И. п. — о. с., обруч на груди, руки согнуты.

1-2 — присесть, обруч вынести вперед;

3-4 — и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — сидя ноги врозь, обруч в согнутых руках на груди.

1-2 — наклониться вперед, коснуться ободом носка правой ноги;

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — о. с., руки произвольно, обруч на полу.

Прыжки на двух ногах вокруг обруча на счет 1-7, на счет — 8, прыгнуть в обруч. Повторить 2-3 раза.

Игра «Великаны и гномы». Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Великаны!» ходьба на носках, руки вверх, затем обычная ходьба, а на сигнал «Гномы!» ходьба в полуприседе.

Комплекс утренней гимнастики – май - I (старшая группа)

Ходьба в колонне по одному с высоким подниманием колен, как петушки, переход на обычную ходьбу; бег в умеренном темпе, ходьба.

Упражнения без предметов

1. И. п. — о. с., руки на поясе.

1 — шаг вперед, руки за голову;

2 — и. п. То же влево (6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе.

1 — наклон вправо (влево);

2 — и. п.(6 раз).

  1.  И. п. — о. с., руки на поясе.

1-2 — присесть, руки вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — стойка на коленях, руки на поясе.

1-2 — поворот туловища вправо (влево), коснуться правой рукой пятки левой ноги;

3-4 — вернуться в и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — о. с., руки на поясе.

На счет 1-4 — прыжки на правой ноге;

на счет 5-8 — прыжки на левой ноге. После небольшой паузы повторить прыжки.

Ходьба в колонне по одному.

Комплекс утренней гимнастики – май - II (старшая группа)

Игровое упражнение «По мостику» Из шнуров или реек выкладывается дорожка, длиной в 3 м, шириной в 25 см. На дорожке ставятся 2-3 кубика. Предлагается пройти по мостику, перешагнуть препятствие и не упасть в речку. Бег врассыпную.

Упражнения без предметов

1. И. п. — о. с., руки вдоль туловища.

1 — руки в стороны;

2 — сгибая руки к плечам, подняться на носки;

3 — опуститься на всю ступню, руки в стороны;

4 — вернуться в и. п.(5-6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 — поворот туловища вправо (влево), правую руку в сторону;

2 — вернуться в и. п. (6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки вверху.

1-2 — глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед;

3-4 — вернуться в и. п. (5-6 раз).

  1.  И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 — руки в стороны;

2 — наклон вправо (влево), правую руку вниз, левую вверх;

3 — выпрямиться, руки в стороны;

4 — и. п. (4-6 раз).

  1.  И. п. — о. с., руки внизу.

1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны;

2 — прыжком ноги вместе, руки вниз. Выполняется на счет 1-8, повторить 2 раза.

  1.  И. п. — о. с., руки вниз.

1-2 — руки через стороны вверх;

3-4 — вернуться в и. п. (5-7 раз).

 Ходьба в колонне по одному.



Предварительный просмотр:

Музыкотерапия для детей в течение дня.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности.

  1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
  2. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

3. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

4. Сен-Санс «Карнавал животных»       (симфонический оркестр)

5.И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".

6.И.С.Бах. "Шутка".

7.И.Брамс. "Вальс".

8.А.Вивальди "Времена года"

9.Й.Гайдн. "Серенада"

10..Д.Кабалевский "Клоуны"

11.Д.Кабалевский "Петя и волк"

12.В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"

  1. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"

14. Чайковский «Детский альбом»

Детские песни:

  1. "Антошка" Шаинский
  2. «Голубой вагон» Шаинский
  3. «Белые кораблики» Шаинский
  4. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  5. "Будьте добры" А.Санин
  6. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  7. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  8. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  9. "Если добрый ты" Б.Савельев
  10. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
  11. "Настоящий друг" Б.Савельев

10."Песенка о волшебниках" Г.Гладков

11. Песни из мультфильмов.

Музыка перед дневным сном.

1. «Времена года» П. И. Чайковского.

2. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

3. Бах – Гуно «Аве Мария».

Музыка для пробуждения после дневного сна.

  1. Л.Боккерини "Менуэт"
  2. Э.Григ "Утро"
  3. А.Дворжак "Славянский танец"
  4. А.Дворжак «Юмореска»
  5. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  6. В.Моцарт "Сонаты"
  7. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
  8. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
  9. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для вечернего времени и релаксации.

1. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

2. Бах «Органные произведения».

3. Вивальди «Времена года».

4. «Голоса природы».

5.Т.Альбиони "Адажио"

6.И.С.Бах "Ария из сюиты №3"

7.Л.Бетховен "Лунная соната"

8.К.Глюк "Мелодия"

9.Э.Григ "Песня Сольвейг"

  1.  К.Дебюсси "Лунный свет"
  2. . Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

Колыбельные

11. Н.Римский-Корсаков "Море"

12.Г.Свиридов "Романс"

  1.  К.Сен-Санс "Лебедь"