ЧИТАЕМ С ДЕТЬМИ

Кокина Лариса Михайловна

 

                                             «Волшебный мир книг»

(проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой) 

Паспорт проекта

Для детей среднего дошкольного возраста – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного словаКнига должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет он слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И именно от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем.

Данный проект посвящен привлечению интереса к чтению художественной литературы детей и их родителей, так как для современного ребенка книга потеряла свое значение, все чаще дети предпочитают книге компьютерные игры, просмотры мультфильмов и телепередач. Чтение имеет большую роль в формировании личности ребенка, оно напрямую связанно с грамотностью и образованностью, формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной в педагогической науке. Именно взрослые должны направлять детей в этой деятельности, поэтому необходима повседневная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой, причем эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в нестандартной.

Мы рассчитываем, что благодаря этому проекту дети познакомятся с художественным описанием жизни, получат научно-достоверные знания о мире, усвоят нравственные ценности и идеалы, обогатят речь.

Наименование

проекта «Волшебный мир книг»

Цель и задачи

проекта Цель: развивать устойчивый интерес к чтению

художественной литературы детей и их родителей.

• Формировать у детей эмоционально образное

восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж;

• Воспитывать бережное отношение к книге, как к результату труда многих людей;

• Воспитывать способность наслаждаться

художественным словом, иметь потребность в

знании поговорок, загадок, народных высказываний;

• Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

• Расширять представления родителей о детской литературе;

• Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;

• Способствовать выражению своего отношения к литературным произведения в художественном творчестве;

• Учить использовать вербальные и невербальные приемы при инсценировках, чтении стихотворений, развивать творческую самостоятельность.

Исполнители проекта и основных мероприятий воспитатели, дети, родители.

Проект «Волшебный мир книг» рассчитан на детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Ожидаемые конечные результаты реализации

проекта • Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством русских и зарубежных писателей;

• Создание книжного уголка;

• Создание картотека с загадками и поговорками;

• Оформление альбома рисунков по прочитанным произведениям;

• Подбор мультипликационных фильмов и сказок;

• Привить отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов;

• Взаимное сотрудничество родителей и детского сада в реализации проекта;

• Более бережное отношение детей к живому миру природы.

• Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.

• Развитие речи, обогащение словаря детей;

• Создание традиции семейного чтения в семьях воспитанников.

Сроки и

этапы реализации

проекта Проект долгосрочный (9 месяцев, сентябрь – май).

1 этап – подготовительный (1 месяц)

• Постановка целей и задач, проведение родительского собрания (обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,

анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной (7 месяцев)

• Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – итоговый (1месяц)

• Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Актуальность проекта

Проблема приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе, является одной из актуальных проблем дошкольного образования, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Обращение к проблеме приобщения детей среднего возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багажлитературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Знакомство детей с произведениями русских и зарубежных писателей, поэтов, а также и с народным фольклором помогает приобщить детей к миру книг, ведь воспитательная сила литературных произведений воистину невозможно переценить. Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественно литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности суждений, расширяет кругозор.

Краткое описание проекта по этапам

Подготовительный этап

Формирование проблемы, постановка цели и задач; выбор методов и приемов работы; выбор материалов и оборудования; беседы с родителями об их непосредственном участии в реализации проекта; разработка тематического планирования.

Основной этап (внедрение проекта)

Проведение непосредственно образовательной деятельности в области художественное творчествопознание; чтение художественной литературы, проведение целевых прогулок, бесед, разгадывание загадок, проведение сюжетно-ролевых игр, игр-инсценировок, выставок и т. д.

Итоговый

Анализ результатов, защита проекта на педагогическом совете.

Тематическое планирование

1 этап – подготовительный (сентябрь)

Мероприятие Цели

Анкетирование

родителей Выявить, читают ли родители детям книги и что предпочитают слушать дети.

Родительское

собрание Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Акция «Подари книгу детскому саду» Пополнить библиотеку группы книгами, формировать у родителей и детей желание принимать участие мероприятиях группы.

Создание книжного уголка Развивать интерес к чтению художественной литературы.

Оформление родительского уголка Просвещение родителей.

2 этап – основной (внедрение проекта)

№ Мероприятие Цели

Октябрь

1 Беседа «Откуда пришла книга

Рассказать детям, как изготавливают книги, какой это долгий и трудоемкий труд; воспитывать бережное отношение к книгам.

2 Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по ремонту книг» Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам; учить распределять роли, вести игру последовательно; починить порванные книги.

3 Игра-драматизация «Теремок»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

4 Конкурс лучших чтецов «Золотая осень»

Учить рассказывать стихотворение выразительно, предавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

Ноябрь

1 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

2 Чтение произведений В. В. Бианки«Голубой зверек»«Снежная книга»«Курица за белкой», Готовимся к зиме», «Лесные домишки» Познакомить детей с творчеством В. В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного.

3 Аппликация по произведению В. В. Бианки Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.

4 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.

Декабрь

1 Сюжетно-ролевая

игра «Библиотека» Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре

2 Конкурс «Нарисуй любимую сказку» Привлекать родителей к сотрудничеству с детским садом; развивать интерес к русским народным сказкам.

3 Лепка из соленого текста по мотивам стихотворения «Снежный кролик» О. Высотской. Познакомить детей с новым произведением; учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве.

4 Заучивание стихотворений про Новый год.  Создать предпраздничное настроение; продолжать учить рассказывать стихотворение выразительно, передавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

Январь

1 Постановка спектакля «Заяц-хваста» Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам, учить передавать характерные особенности животных; активизировать речь.

2 Чтение рассказов Н. Носова «Телефон»«Огурцы»«Мишкина каша» Познакомить детей с творчеством Н. Носова; развивать чувство юмора; учить находить мораль в прочитанном произведении.

3 Просмотр мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова, развивать чувство юмора.

4 Чтение отрывков «Незнайка в солнечном городе», рисование по мотивам произведения. Продолжать учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве.

Февраль

«Малые фольклорные формы» Познакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками.

2 Словесная игра «Непослушный язычок» Учить выговаривать скороговорки, развивать ЗКР.

3 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?» Формировать эстетическое восприятие художественных текстов.

4 Заучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отчества. Продолжать прививать интерес к поэзии; учить читать стихи выразительно, с определенным темпом, меняя интонацию.

Март

1 Чтение стихотворений и рассказов о весне Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

2 Заучивание стихотворений, посвященных Международному женскому дню. Продолжать учить интонационно передавать настроение стихотворения, воспитывать бережное отношение к близким.

3 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки, учить оценивать поступки главных героев.

4 Коллективная работа «Волшебная книга» Закрепить прочитанные произведения; учить передавать в рисунке характер героев, отношение к ним.

Апрель

1 Чтение басен И. А. Крылова Познакомить детей с басней; учить эмоционально воспринимать содержание басни; учить понимать ее нравственный смысл.

2 Рисование по мотивам басен И. А. Крылова Продолжать учить понимать мораль басен; учить отражать в рисунке отношение к героям, впечатления от прочитанного.

3 Игра- драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.

4 Заучивание стихотворения «Где спит рыбка?» И. Токмаковой Учить передавать спокойное настроение стихотворения; развивать интерес к поэзии.

3 этап – заключительный (май)

Литературная викторина Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях.

Выставка «Наши любимые книги» Побуждать родителей участвовать в жизни детского сада; приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.

Родительское собрание Подведение итогов с родителями, оценка результатов.

Анализ результатов проекта Обработка и оформление материалов проекта, анализ результативности

Выступление на педагогическом совете Передача опыта коллегам

Список литературы

1. Савенков А. И., Проведение учебных исследований в детском саду. / Савенков А. И / Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 32 с.

2. Голицина В. С., Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. / Голицина В. С. / М.: «Издательство Скрипторий», 2012.

3. Бондаренко Т. М., Организация НОД в старшей группе детского сада Бондаренко Т. М. / Воронеж, 2012. – 192 с.

4. Веракса Н. Е., Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Веракса Н,Е., Веракса А. Н. / М: Мозаика-Синтез, 2008.-11

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека словесных игр по сказкам.

«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей - … (Бессмертный) Змей- …(Горыныч) Конёк - …(Горбунок) Крошечка - … (Хаврошечка) Василиса - … (Прекрасная, Премудрая) Баба - … (Яга) Мальчик - … (с-пальчик) Марья - …(искусница) Курочка - … (Ряба) Иван - … (дурак) Воробей - … (крылатый) Мышонок - … (мохнатый) Блин - … (масленый) Сивка - … (бурка

«Я назову, а вы продолжите».

Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (Серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

Старшая и подготовительная группа

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

«Чья песенка».

Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок.

Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:

Я, Колобок, Колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Сказка «Колобок», песенка Колобка)

Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, Коща, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечка во сыру землю.

(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)

Вы, детушки, вы, батюшки

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла,

Полны копытся водицы!

Сказка «Волк и козлята», песенка волка)

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Её подружки в лес заманили,

Заманили – покинули.

(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки) .

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши) .

Как выскочу, как выпрыгну –

Полетят клочки по закоулочкам.

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы) .

Петушок, Петушок

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы) .

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы!

Котик-братик,

Выручи меня!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка) .

Эта ложка простая – Петина,

Эта ложка простая – Котова,

А это ложка не простая, - точёная,

Ручка золочёная, -

Эту ложку я себе возьму.

(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)

Ку – кА – ре – ку!

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи!

Поди лиса, вон!

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка) .

Стрень, брень, гусельки,

Золотые стунушки,

Дома ли лиса?

Выходи лиса!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота) .

Сяду на пенёк

Съем пирожок.

(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя

Игра «Из какой сказки?»

Взрослый предлагает по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)

Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)

Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)

Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.

“Узнай героя”

Цель: находить по словам-определениям героя; самостоятельно придумывать и подбирать

слова-определения к характеристике героев.

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

«Кто,что?»

Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто, что?

Муха-Цокотуха – самовар

Айболит – градусник

Федора – посуда

Крокодил – солнце и т. д.

«Радио» (старший дошкольный возраст)

Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Ход: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру,

называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио?

Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы

с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание!

Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая,

она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней

была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

Игра: «Назови героев сказки».

Цель:Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а

потом называть остальных героев сказки).

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точѐная, ручка

золочѐная, - моя. Никому еѐ не отдам!»

(Кот, петух, Жихарка; Сказка «Жихарка»)

«Приходи, куманѐк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»

(Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль»)

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брѐвна носить да столбы тесать, а ты будешь

щепу драть».

(Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»)

Игра «Потерянные вещи».

Цель: стимулировать развитие внимания, наблюдательности.

1.Шапочка красного цвета (Красная шапочка).

2.Туфелька (Золушка).

3.Золотое яичко (Курочка ряба).

4.Золотой ключик (Буратино).

5.Зеркало (злая царица-мачеха).

6.Горшочек мёда (Винни-Пух).

7.Медицинский чемоданчик (Айболит).

8.Гармошка (Крокодил Гена)

Игра «Знакомые образы»

Цель: стимулировать развитие внимания, мышления.

1. А дорога далека,

А корзина не легка,

Сесть бы на пенёк,съесть бы пирожок (Маша и медведь.)

2. По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра! (По щучьему велению.)

3. Нет ни речки, ни пруда —

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!.. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

4. Не лежалось на окошке —

Покатился по дорожке…(Колобок.)

5. Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!.. (Волк и семеро козлят.)

6. Скачет лошадь непростая —

Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок —

Удивительный конёк

По прозванью… (Конёк-Горбунок.)

7. На крыше дома он живёт

Человечек-вертолёт… (Карлсон.)

8. Прогулялась я по полю

И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый маленький комар… (Муха-цокотуха.)