ЧИТАЕМ С ДЕТЬМИ
«Волшебный мир книг»
(проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой)
Паспорт проекта
Для детей среднего дошкольного возраста – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет он слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И именно от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем.
Данный проект посвящен привлечению интереса к чтению художественной литературы детей и их родителей, так как для современного ребенка книга потеряла свое значение, все чаще дети предпочитают книге компьютерные игры, просмотры мультфильмов и телепередач. Чтение имеет большую роль в формировании личности ребенка, оно напрямую связанно с грамотностью и образованностью, формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
Из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной в педагогической науке. Именно взрослые должны направлять детей в этой деятельности, поэтому необходима повседневная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой, причем эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в нестандартной.
Мы рассчитываем, что благодаря этому проекту дети познакомятся с художественным описанием жизни, получат научно-достоверные знания о мире, усвоят нравственные ценности и идеалы, обогатят речь.
Наименование
проекта «Волшебный мир книг»
Цель и задачи
проекта Цель: развивать устойчивый интерес к чтению
художественной литературы детей и их родителей.
• Формировать у детей эмоционально образное
восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж;
• Воспитывать бережное отношение к книге, как к результату труда многих людей;
• Воспитывать способность наслаждаться
художественным словом, иметь потребность в
знании поговорок, загадок, народных высказываний;
• Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
• Расширять представления родителей о детской литературе;
• Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;
• Способствовать выражению своего отношения к литературным произведения в художественном творчестве;
• Учить использовать вербальные и невербальные приемы при инсценировках, чтении стихотворений, развивать творческую самостоятельность.
Исполнители проекта и основных мероприятий воспитатели, дети, родители.
Проект «Волшебный мир книг» рассчитан на детей
старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Ожидаемые конечные результаты реализации
проекта • Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством русских и зарубежных писателей;
• Создание книжного уголка;
• Создание картотека с загадками и поговорками;
• Оформление альбома рисунков по прочитанным произведениям;
• Подбор мультипликационных фильмов и сказок;
• Привить отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов;
• Взаимное сотрудничество родителей и детского сада в реализации проекта;
• Более бережное отношение детей к живому миру природы.
• Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
• Развитие речи, обогащение словаря детей;
• Создание традиции семейного чтения в семьях воспитанников.
Сроки и
этапы реализации
проекта Проект долгосрочный (9 месяцев, сентябрь – май).
1 этап – подготовительный (1 месяц)
• Постановка целей и задач, проведение родительского собрания (обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,
анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной (7 месяцев)
• Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – итоговый (1месяц)
• Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Актуальность проекта
Проблема приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе, является одной из актуальных проблем дошкольного образования, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.
Обращение к проблеме приобщения детей среднего возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.
Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Знакомство детей с произведениями русских и зарубежных писателей, поэтов, а также и с народным фольклором помогает приобщить детей к миру книг, ведь воспитательная сила литературных произведений воистину невозможно переценить. Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественно литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности суждений, расширяет кругозор.
Краткое описание проекта по этапам
Подготовительный этап
Формирование проблемы, постановка цели и задач; выбор методов и приемов работы; выбор материалов и оборудования; беседы с родителями об их непосредственном участии в реализации проекта; разработка тематического планирования.
Основной этап (внедрение проекта)
Проведение непосредственно образовательной деятельности в области художественное творчество, познание; чтение художественной литературы, проведение целевых прогулок, бесед, разгадывание загадок, проведение сюжетно-ролевых игр, игр-инсценировок, выставок и т. д.
Итоговый
Анализ результатов, защита проекта на педагогическом совете.
Тематическое планирование
1 этап – подготовительный (сентябрь)
Мероприятие Цели
Анкетирование
родителей Выявить, читают ли родители детям книги и что предпочитают слушать дети.
Родительское
собрание Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Акция «Подари книгу детскому саду» Пополнить библиотеку группы книгами, формировать у родителей и детей желание принимать участие мероприятиях группы.
Создание книжного уголка Развивать интерес к чтению художественной литературы.
Оформление родительского уголка Просвещение родителей.
2 этап – основной (внедрение проекта)
№ Мероприятие Цели
Октябрь
1 Беседа «Откуда пришла книга?»
Рассказать детям, как изготавливают книги, какой это долгий и трудоемкий труд; воспитывать бережное отношение к книгам.
2 Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по ремонту книг» Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам; учить распределять роли, вести игру последовательно; починить порванные книги.
3 Игра-драматизация «Теремок»
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных
4 Конкурс лучших чтецов «Золотая осень»
Учить рассказывать стихотворение выразительно, предавая его настроение; прививать интерес к поэзии.
Ноябрь
1 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах
2 Чтение произведений В. В. Бианки: «Голубой зверек», «Снежная книга», «Курица за белкой», Готовимся к зиме», «Лесные домишки» Познакомить детей с творчеством В. В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного.
3 Аппликация по произведению В. В. Бианки Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.
4 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.
Декабрь
1 Сюжетно-ролевая
игра «Библиотека» Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре
2 Конкурс «Нарисуй любимую сказку» Привлекать родителей к сотрудничеству с детским садом; развивать интерес к русским народным сказкам.
3 Лепка из соленого текста по мотивам стихотворения «Снежный кролик» О. Высотской. Познакомить детей с новым произведением; учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве.
4 Заучивание стихотворений про Новый год. Создать предпраздничное настроение; продолжать учить рассказывать стихотворение выразительно, передавая его настроение; прививать интерес к поэзии.
Январь
1 Постановка спектакля «Заяц-хваста» Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам, учить передавать характерные особенности животных; активизировать речь.
2 Чтение рассказов Н. Носова «Телефон», «Огурцы», «Мишкина каша» Познакомить детей с творчеством Н. Носова; развивать чувство юмора; учить находить мораль в прочитанном произведении.
3 Просмотр мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова, развивать чувство юмора.
4 Чтение отрывков «Незнайка в солнечном городе», рисование по мотивам произведения. Продолжать учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве.
Февраль
1 «Малые фольклорные формы» Познакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками.
2 Словесная игра «Непослушный язычок» Учить выговаривать скороговорки, развивать ЗКР.
3 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?» Формировать эстетическое восприятие художественных текстов.
4 Заучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отчества. Продолжать прививать интерес к поэзии; учить читать стихи выразительно, с определенным темпом, меняя интонацию.
Март
1 Чтение стихотворений и рассказов о весне Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.
2 Заучивание стихотворений, посвященных Международному женскому дню. Продолжать учить интонационно передавать настроение стихотворения, воспитывать бережное отношение к близким.
3 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки, учить оценивать поступки главных героев.
4 Коллективная работа «Волшебная книга» Закрепить прочитанные произведения; учить передавать в рисунке характер героев, отношение к ним.
Апрель
1 Чтение басен И. А. Крылова Познакомить детей с басней; учить эмоционально воспринимать содержание басни; учить понимать ее нравственный смысл.
2 Рисование по мотивам басен И. А. Крылова Продолжать учить понимать мораль басен; учить отражать в рисунке отношение к героям, впечатления от прочитанного.
3 Игра- драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.
4 Заучивание стихотворения «Где спит рыбка?» И. Токмаковой Учить передавать спокойное настроение стихотворения; развивать интерес к поэзии.
3 этап – заключительный (май)
Литературная викторина Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях.
Выставка «Наши любимые книги» Побуждать родителей участвовать в жизни детского сада; приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
Родительское собрание Подведение итогов с родителями, оценка результатов.
Анализ результатов проекта Обработка и оформление материалов проекта, анализ результативности
Выступление на педагогическом совете Передача опыта коллегам
Список литературы
1. Савенков А. И., Проведение учебных исследований в детском саду. / Савенков А. И / Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 32 с.
2. Голицина В. С., Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. / Голицина В. С. / М.: «Издательство Скрипторий», 2012.
3. Бондаренко Т. М., Организация НОД в старшей группе детского сада Бондаренко Т. М. / Воронеж, 2012. – 192 с.
4. Веракса Н. Е., Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Веракса Н,Е., Веракса А. Н. / М: Мозаика-Синтез, 2008.-11
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_igry.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека словесных игр по сказкам.
«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)
Кощей - … (Бессмертный) Змей- …(Горыныч) Конёк - …(Горбунок) Крошечка - … (Хаврошечка) Василиса - … (Прекрасная, Премудрая) Баба - … (Яга) Мальчик - … (с-пальчик) Марья - …(искусница) Курочка - … (Ряба) Иван - … (дурак) Воробей - … (крылатый) Мышонок - … (мохнатый) Блин - … (масленый) Сивка - … (бурка
«Я назову, а вы продолжите».
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры:
Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Младший и средний возраст
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Красная (шапочка)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
Старшая и подготовительная группа
Крошечка – … (Хаврошечка)
Царь … (Салтан)
Царевна - … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Финист - … (Ясный сокол)
Никита … (Кожемяка)
Серебряное … (копытце)
Цветик - … (семицветик)
Илья … (Муромец)
Добрыня … (Никитич)
Соловей - … (разбойник)
Василиса … (Прекрасная)
Царевич … (Елисей)
Мальчик … (с пальчик)
Конёк – (Горбунок)
Гадкий … (утёнок)
«Чья песенка».
Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок.
Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:
Я, Колобок, Колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
(Сказка «Колобок», песенка Колобка)
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, Коща, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечка во сыру землю.
(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)
Вы, детушки, вы, батюшки
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла,
Полны копытся водицы!
Сказка «Волк и козлята», песенка волка)
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули.
(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки) .
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши) .
Как выскочу, как выпрыгну –
Полетят клочки по закоулочкам.
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы) .
Петушок, Петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы) .
Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы!
Котик-братик,
Выручи меня!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка) .
Эта ложка простая – Петина,
Эта ложка простая – Котова,
А это ложка не простая, - точёная,
Ручка золочёная, -
Эту ложку я себе возьму.
(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)
Ку – кА – ре – ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи!
Поди лиса, вон!
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка) .
Стрень, брень, гусельки,
Золотые стунушки,
Дома ли лиса?
Выходи лиса!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота) .
Сяду на пенёк
Съем пирожок.
(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя
Игра «Из какой сказки?»
Взрослый предлагает по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)
Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)
Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)
Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.
“Узнай героя”
Цель: находить по словам-определениям героя; самостоятельно придумывать и подбирать
слова-определения к характеристике героев.
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.
«Кто,что?»
Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто, что?
Муха-Цокотуха – самовар
Айболит – градусник
Федора – посуда
Крокодил – солнце и т. д.
«Радио» (старший дошкольный возраст)
Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Ход: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру,
называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио?
Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы
с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание!
Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая,
она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней
была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Игра: «Назови героев сказки».
Цель:Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а
потом называть остальных героев сказки).
«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точѐная, ручка
золочѐная, - моя. Никому еѐ не отдам!»
(Кот, петух, Жихарка; Сказка «Жихарка»)
«Приходи, куманѐк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
(Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль»)
«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брѐвна носить да столбы тесать, а ты будешь
щепу драть».
(Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»)
Игра «Потерянные вещи».
Цель: стимулировать развитие внимания, наблюдательности.
1.Шапочка красного цвета (Красная шапочка).
2.Туфелька (Золушка).
3.Золотое яичко (Курочка ряба).
4.Золотой ключик (Буратино).
5.Зеркало (злая царица-мачеха).
6.Горшочек мёда (Винни-Пух).
7.Медицинский чемоданчик (Айболит).
8.Гармошка (Крокодил Гена)
Игра «Знакомые образы»
Цель: стимулировать развитие внимания, мышления.
1. А дорога далека,
А корзина не легка,
Сесть бы на пенёк,съесть бы пирожок (Маша и медведь.)
2. По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра! (По щучьему велению.)
3. Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!.. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)
4. Не лежалось на окошке —
Покатился по дорожке…(Колобок.)
5. Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то!.. (Волк и семеро козлят.)
6. Скачет лошадь непростая —
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок —
Удивительный конёк
По прозванью… (Конёк-Горбунок.)
7. На крыше дома он живёт
Человечек-вертолёт… (Карлсон.)
8. Прогулялась я по полю
И купила самовар,
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар… (Муха-цокотуха.)