Конспекты НОД по художественно-эстетическому воспитанию детей
Конспекты НОД по художественно-эстетическому воспитанию детей в старшей группе (помощь воспитателю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrir._zanyatie_po_izodeyatelnosti.docx | 19.73 КБ |
konspekt_nod_po_izo_integrirovannoe.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия НОД
по художественно-эстетическому развитию
в старшей группе.
Тема: «Золотая осень. Печать листиками».
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие (рисование)
Цель: Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять представления детей о характерных признаках осени.
- Познакомить детей с нетрадиционным видом изобразительной техники «печать листиками».
- Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью), крону – отпечатком листа.
Развивающие:
- Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество.
- Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Материал: музыкальное сопровождение П. Чайковского «Времена года», репродукция - картина И. И. Левитана «Золотая осень», корзина с листиками. Мольберт, листья разных видов деревьев (3-4 вида); альбомные листы для детей, формат (А- 4), акварельные краски, кисти, клеёнка, салфетки, вода.
Методические приёмы: - показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, загадка, техника рисования «печать листиками», наблюдение за работой детей, слушание музыки П. Чайковского, рассматривание картин, иллюстраций, анализ работ детьми и воспитателем.
Предварительная работа:
Наблюдения за осенней природой во время прогулок, сбор листьев, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением осенних деревьев, осенней природы, повторение, заучивание стихотворений об осени.
Ход занятия:
I. Вступительная часть.
Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все радостные и красивые. Покажем всем, какие вы радостные?
Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.
Воспитатель: Ребята, понравилась Вам музыка, которая сейчас звучит?
Это фрагмент музыки П. Чайковского «Времена года».
-Какое время года прозвучало в музыке?
-Какая осень здесь поздняя или ранняя?
-Какая музыка?
-Какой цвет у осени?
Воспитатель:
- Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится:
Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, скажите вы?
Дети:
Воспитатель:
-Правильно. А что изменяется в лесу с приходом осени? По каким признакам мы узнаём осень?
Дети:
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята. Осень - очень красивое время года. Многие художники любят рисовать природу осенью.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень» (любую).
Дети описывают увиденную картину, отвечают на вопросы воспитателя:
- какое время года изображено на картине?
- как мы поняли, что это осень?
- какими красками написана картина?
- какое настроение у картины?
- чем она понравилась?
Физкультминутка
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
II. Основная часть
Воспитатель:
Среди кленов и осин
Корзина стоит одна
Разукрашена листьями
И рябины кистями,
Не велика она и не мала…
Кто же нам её прислал?
Отгадать вас просит-
Кто же это? (осень)
Воспитатель:
-Что же в сундучке лежит? (ответы детей)
Воспитатель: В нашей осенней коллекции много разных листьев. Давайте рассмотрим их.
Воспитатель берёт в руки листочек.
Воспитатель. Ребята, от какого дерева этот листик?
Ответы детей.
Воспитатель.. Молодцы, все листики узнали. Все листики разные. Они отличаются друг от друга формой, окраской, размером. Летом все листики, какого цвета?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, летом все листики зелёные. Но пришла волшебница осень и разукрасила их в разные цвета. Какие?
Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем – то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.
-Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он напоминает ствол.
Воспитатель: Осенью листики становятся жёлтыми, красными, оранжевыми и даже коричневыми. А что же произойдёт с ними зимой?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, ребята, зимой все листики замёрзнут и исчезнут, а нам с Вами останется только вспоминать какие они были. Но у меня есть идея. А давайте сделаем необычное фото листочков на память. Согласны?
Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и нарисовать свою картину. Рисовать осенние деревья мы будем необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.
Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмем к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.
Когда отпечатаем листики, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.
Во время объяснения воспитатель наглядно демонстрирует детям, как выполнять задание.
Воспитатель. Давайте перед работой разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра «Листики»
(массируем каждый пальчик)
1,2,3,4,5 - будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листики дуба, листья осины,
Листики тополя мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(показываем из ладошек букет: запястья соединили, пальцы растопырены в разные стороны).
Воспитатель. Приступайте к работе и сделайте свои фото – отпечатки листочков. Будьте аккуратны и внимательны.
Дети выполняют творческое задание.
Воспитатель. Какие Вы молодцы, какие яркие фото – отпечатки у Вас получились! Теперь зимой, когда нам станет грустно, мы всегда можем посмотреть на наши яркие и цветные воспоминания об осени. Ребята, Вы, наверное, устали?
Ответы детей.
Дети печатают и рисуют деревья, затем воспитатель спрашивает:
- Что еще можно дорисовать на вашем рисунке, чтобы он был завершен? (дети дорисовывают)
III. Заключительная часть. Анализ работ.
Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья!
- Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья. Какое время года изобразили в своих рисунках?
- Какие краски использовали?
- Какими способами рисовали?
- У кого лучше получилось передать образ осеннего дерева?
Выставка работ воспитанников.
Всем спасибо, занятие закончено.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
«Сказочные домики»
Цель: Расширить представления детей о различных способах изображения цветовых пятен: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, со способом изображения узора на фольге и оставлять отпечатки на шаблоне.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знание детьми русских народных сказок "Теремок", «Рукавичка», «Три поросенка».
- Побуждать их к пересказу отдельных моментов сказки.
- Упражнять детей в технике рисования на фольге.
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах нетрадиционного рисования.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,
- Закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Получить первоначальные представления о свойстве фольги.
- Закрепить навыки счета в пределах 10.
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Развивать мелкую моторику пальцев
- Развивать потребность вступать в речевые контакты с взрослыми, отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
- Воспитывать потребность доводить начатое дело до конца, получая продуктивный результат.
- Воспитывать привычку работать аккуратно, неторопливо, пользоваться влажной салфеткой для рук.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов.
Материалы для занятия:
Демонстрационный материал: конверт, воздушный шарик, клубок, иллюстрации с изображением сказочных героев, цифры до 10, пазлы напольные, веера с цифрами, ноутбук, электронный носитель с записью «письма», солома, прутья, камень, музыка с записью «вьюги» и спокойной музыки (для фона).
Раздаточный материал: Шаблоны домов, гуашь, кисти, фольга, баночка с водой, салфетка, палитра.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1.Подготовительная часть.
Организационный момент.
Вводная беседа.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу прилетел воздушный шарик, а к ниточке был привязан конверт. Давайте посмотрим, что в нем. В конверте лежит флешка. Прослушаем ее? (ответит детей)
«Жили-были в большом сказочном лесу разные сказочные герои. Однажды прилетела Снежная Королева и заморозила все сказочные дома. Она забрала их все в свое Ледяное Королевство. Теперь они стоят у нее в замке ледяные и не красивые, а все сказочные герои остались без своих теплых домиков, в такую суровую зиму. Как нам быть, мы не знаем. Может быть, вы поможете найти наши дома и разморозить их? Мы будем благодарны за помощь. Сказочные герои.»
-Ребята, мы можем помочь сказочным героям? (Ответы детей).
- Тогда все вместе отправляемся в далекую страну Снежной Королевы. Но как же мы туда попадем? (Ответы детей)
- А я предлагаю вспомнить волшебное заклинание:
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
В сказку вместе забредем. (Дети проходят в сказку)
( под шум вьюги говорим заклинание, оказываемся в Ледяном Королевстве)
Детей встречает клубочек и говорит:
Заяц: Здравствуйте, путники. Куда путь держите?
Дети: Здравствуйте. Мы ищем Снежную Королеву. Она заморозила сказочные домик и забрала их с собой. Ты не знаешь дорогу в Ледяное Королевство?
Заяц : Дорогу знаю и смогу вам помочь. Но впереди вас ждут препятствие, преодолеете их, вы найдете Ледяное Королевство. Вот возьмите этот клубочек и идите точно по нему, он вам поможет.
Дети: Спасибо. ( Под звуки метели, дети идут скручивая клубочек. )
Первое препятствие: (на стене висят загадки, с другой стороны отгадки. Воспитатель по очереди загадывает загадки):
1.Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышь)
2. Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная скажу,
Дом на речке и в пруду.
(Лягушка)
3. Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
(Заяц)
4. Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)
5. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
6.Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа - пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(Свинья)
7. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
7. Из какой сказки эти герои?
(Рукавичка).
Воспитатель: Правильно. Отгадали все загадки. Получите первый домик- Рукавичка. Пойдемте дальше.( воспитатель дает шаблон Рукавички)
( Под звуки метели, дети идут дальше, скручивая клубочек. )
Воспитатель: А вот и второе испытание: Перед вами лежат пазлы. Вам необходимо его собрать. Если вы правильно его соберете, то узнаете какой следующий домик здесь спрятался? (дети собирают пазлы: «Избушка Бабы Яги»)
- Дети, что же у вас получилась?
Дети: Избушка на курьих ножках.
Воспитатель: Правильно. Держите второй домик. И пошлите дальше.
( Под звуки метели, дети идут дальше, скручивая клубочек. )
Воспитатель: Третье испытание. (На доске расположены персонажи сказки «Теремок».)
-Посмотрите, пожалуйста и скажите: Какие сказочные персонажи на картинках?
Дети: Комар, мышка, лягушка, заяц, волк, лиса и медведь.
Воспитатель: Правильно. Подумайте, из какой они сказки?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Расположите их в порядке заселения в Теремок? (комар, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.) Сколько всего сказочных персонажей? (7). Найдите эту цифру и покажите всем. Какой по счету заяц? (четвертый). Покажи эту цифру. Какой по счету волк? (шестой). Покажи эту цифру. Какой герой самый маленький? (комар). Какой самый большой? (медведь) Молодцы. И с этим заданием вы справились. Держите третий домик и идем дальше.
( Под звуки метели, дети идут дальше, скручивая клубочек. )
Воспитатель: Перед вами четвертое испытание. На столе три предмета. Что это?
Дети: Солома, прутья и камень.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен каждый предмет? (ответы детей). Что из них можно сделать? (ответы детей). А если мы на них подуем, что произойдет с соломой, прутьями и камнем? (солома и прутья улетят, а камень останется на месте). Как вы думаете, почему? (ответы детей). Скажите, из какой сказки эти материалы? (Три поросенка). А сколько домов в этой сказки? (3) Правильно. Держите домики поросят. А мы продолжаем путешествие.
(Под звуки вьюги, скручиваем клубочек дальше. Пришли к замку Снежной Королевы.)
Снеж. Королева: Здравствуйте, ребятишки. Зачем пожаловали ко мне?
Дети: Здравствуйте, Снежная Королева. К нам обратились сказочные герои, попросили найти и расколдовать их домики. Домики мы нашли, но они все ледяные. Помоги нам их расколдовать?
Снеж.Королева: Расколдовать я сама не могу. Это могут сделать только те ребята, у которых добрые сердца, фантазия и богатое воображение. Среди вас есть такие ребята?
Дети: Да!
Снеж.Королева: Хорошо. Раз среди вас столько отзывчивых ребят. Я разрешу вам попробовать их расколдовать. Перед вами стоят столы, на них, все то, что нужно вам для рисования. Но у меня одно условие: Рисовать вы должны не на самом домике-шаблоне, которые вы нашли, а на фольге.
На фольге вы рисуете узор красками гуашь, после чего вы должны взять свой домик и аккуратно приложить шаблон на узор и прогладить рукой, тем самым узор должен отпечататься на домике. Все понятно?
Дети: Да.
Снеж.Королева: Тогда смелее приступайте к работе.
Воспитатель: Прежде чем приступить к рисованию, давайте разомнем пальчики и сделаем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом
(Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
(Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Садимся за столы. (дети садятся за столы)
А теперь глазки закрываем
Свой домик представляем!
Какого цвета будет у вас узор? Где вы разместите узоры? Представили?
Глазки открываем! А теперь за дело, беремся смело!
(звучит спокойная мелодия )
(дети садятся за столы и под музыку начинают рисовать. В ходе рисования воспитатель помогает детям)
Воспитатель: Посмотри, Снежная Королева, какие красивые получились домики.
Снеж. Королева: Молодцы, хорошо постарались. Домики и вправду очень красивые.
Воспитатель: Ой , а нам пора возвращаться в садик. А наши домики еще не просохли. Что же делать?
Снеж. Королева: А вы оставьте их пока у меня. Я вам обещаю: Как только они просохнут, я верну их обратно к их владельцам.
Дети: Спасибо и до свидания.
Снеж. Королева: До свидания.
Воспитатель: Чтобы нам вернуться обратно, нужно вспомнить заклинание.
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети возвращаются в садик)
Рефлексия.
Воспитатель: Вот ребята мы с саду. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да, очень!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежит конверт.
Давайте прочитаем.
Дети: Да.
Воспитатель читает Текст письма:
«Здравствуйте, ребята!
Снежная Королева ,вернула нам наши домики.
Большое спасибо вам, за ваши старания.
Мы приготовили небольшой подарочек для вас.
Надеемся, вам понравится.
Сказочные герои.»
Воспитатель: Кого вы в путешествии повстречали?
Дети: сказочных персонажей
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Дети: Играть с животными, рисовать, считать и т.д…..
Воспитатель: Чем бы вы хотели позаниматься после занятия?
Дети: Поиграть в сказку, с игрушками, порисовать.
Воспитатель и дети: До свидания.
Литература:
- Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г., «Пальчиковые игры и упражнения» для детей 2-7 лет; Волгоград-2013.
- Лыкова И.А., «Дидактические игры и занятия» 1-7 лет; М-2010.
- Минскин Е.М. «От игры к знаниям», Пособие для учителя- 2 изд.,дораб.-М; Просвещение, 1987.-192с.; ил.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ сост., авт.вступ. ст., коммент. И слов Ю.Г. Круглов- М; Просвещение, 1990.-335с: ил.- (Б-ка словесника).