Ресурсная комната

Мартыненко Олеся Петровна
Ресурсная комната – это специально организованное и оборудованное помещение для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми, испытывающими трудности в освоении программы.
Ресурсная комната предназначена для работы специалистов службы сопровождения (педагог – психолог, учитель – логопед) с воспитанниками с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resursnaya_komnata.pptx1.68 МБ
Файл resursnaya_komnata.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ: Развитие речи; Обучение грамоте. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Слайд 2

Пространство ресурсной комнаты позволяет использовать в коррекционной работе различные приемы для включения всех анализаторных систем. Например , прохождение дорожки из массажных ковриков перед занятием является массажем стоп и определенным ритуалом, настроем на деятельность.

Слайд 3

Пространство ресурсной комнаты позволяет проигрывать нужную проблемную ситуацию. Например, мы пришли на занятие, а на ковре разложены напольные пазлы . Собрав их, мы узнали о чём будет идти речь – о диких животных. Дальше мы отправились в путешествие по лесу, где познакомились с семьями диких животных, услышали, как они разговаривают, где живут и чем питаются.

Слайд 4

На занятиях по обучению грамоте дети сначала находят либо предметы, в которых есть изучаемые звуки, можно передвигаться по всей комнате, либо нужные буквы. Далее мы все вместе садимся на ковёр и закрепляем изученные звуки, с опорой на предметы и картинки.

Слайд 5

Одним из приёмов является выкладывание букв из счётных палочек. Мы это делаем как на ковре, так и за столами. Столы располагаются полукругом, так чтобы дети были видны друг другу. За столами отрабатываем графо-моторные навыки, подготавливаем руку к письму.

Слайд 6

Для индивидуальных занятий есть непосредственно логопедический уголок с зеркалом.

Слайд 7

В начале занятия идет работа по постановке правильного речевого дыхания. Первоначально, чтобы научить ребёнка правильному диафрагмальному дыханию, упражнения выполняются в положении лёжа на спине. На подгрупповых занятиях так же происходит отрабатывание упражнений.

Слайд 8

Далее обязательна артикуляционная гимнастика. Если звук уже поставлен, то с помощью шариков из сухого бассейна происходит автоматизация правильного произношения этого звука. Бросая шарики в бассейн ребёнок на выдохе произносит нужный звук. Используются «снежки» и бумажные комочки. Перед тем как бросить, бумагу ребёнок сминает сам.

Слайд 9

Для автоматизации звуков используются песочные планшеты. Ребёнок рисует дорожку, произнося нужный звук. Песочные планшеты используются и для объяснения образа буквы, чтобы ребенок усвоил движение руки.

Слайд 10

В коррекционную работу результативно включать акватерапию . В ресурсной комнате успешно используются её элементы.

Слайд 11

Дети с ОВЗ достаточно быстро утомляются, поэтому в ресурсной комнате есть уголок уединения, который даёт возможность побыть одному во время подгруппового занятия, при этом видя и слыша происходящее.

Слайд 12

На логопедических занятиях в ресурсной комнате решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи: -преодоление нарушения дыхания, - нормализация мышечного тонуса, -развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса , - развитие общей моторики, координации речи с движением, - коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей, - развитие связной речи . А полифункциональное оборудование ресурсной комнаты даёт возможность смены видов детской деятельности и впечатлений, повышает эффективность коррекционно-развивающих мероприятий и способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций.



Предварительный просмотр:

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы с детьми дошкольного возраста является создание адекватной возможностям ребенка предметно-пространственной развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей, имеющих трудности в освоении программы, особенно актуальным является создание комфортной коррекционно – развивающей образовательной среды, построенной с учетом их особых образовательных потребностей.

В 2020 году в ДОУ появилась возможность создать для работы с детьми с ОВЗ и детьми, испытывающими трудности в освоении программы, специально организованное образовательное пространство. Таким пространством стала ресурсная комната.

Ресурсная комната – это специально организованное и оборудованное помещение для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми, испытывающими трудности в освоении программы.

Данное пространство находится на втором этаже учреждения в свободной групповой ячейке. Общая площадь помещения – 51 квадратный метр.

Ресурсная комната предназначена для работы специалистов службы сопровождения (педагог – психолог, учитель – логопед) с воспитанниками с ОВЗ.

До оборудования ресурсной комнаты работа специалистов с детьми велась в рабочих кабинетах, площадь которых составляла менее 10 квадратных метров, а кабинет педагога – психолога был совмещен с методическим кабинетом. Это представляло неудобство с точки зрения организации предметно – пространственной развивающей среды, организации количественного охвата  детей (занятия в микро-группах от 2 до 5 человек).

Сегодняшние условия ресурсной комнаты позволяют разместить все необходимое развивающее оборудование в одном просторном помещении, позволяют организовывать не только индивидуальную и подгрупповую работу, но и групповую коррекционно – развивающую работу с детьми,  организовывать совместную интегрированную коррекционно – развивающую работу педагога – психолога и учителя – логопеда с группой воспитанников. Созданные образовательные условия позволяют более качественно организовывать образовательную деятельность с воспитанниками с ОВЗ и детьми, имеющими трудности в освоении программы.

Это образовательное пространство позволяет ребенку реализовывать свои индивидуальные интересы и потребности. Оборудованные и укомплектованные игровым оборудованием развивающие центры активности позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, испытывающим трудности в освоении программы, реализовывать и восстанавливать ресурс, необходимый для дальнейшей коллективной образовательной деятельности совместно с другими детьми. Таким образом, ресурсная комната не только адаптирует и развивает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и социализирует его, готовит к конструктивному взаимодействию с другими детьми в определенной образовательной ситуации.

В ресурсной комнате учителем-логопедом проводятся подгрупповые занятия по развитию речи и обучению грамоте с детьми с ОВЗ и с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, сопровождаемые психолого-педагогическим консилиум. В ней же проводятся и индивидуальные занятия. Пространство ресурсной комнаты позволяет использовать в коррекционной работе различные приемы для включения всех анализаторных систем. Например, прохождение дорожки из массажных ковриков перед занятием является массажем стоп и определенным ритуалом, настроем на деятельность.

Пространство ресурсной комнаты позволяет проигрывать нужную проблемную ситуацию. Например, мы пришли на занятие, а на ковре разбросаны напольные пазлы. Собрав их, мы узнали о чём будет идти речь – о диких животных. Дальше мы отправились в путешествие по лесу, где познакомились с семьями диких животных, услышали, как они разговаривают, где живут и чем питаются.

На занятиях по обучению грамоте дети сначала находят либо предметы, в которых есть изучаемые звуки, можно передвигаться по всей комнате, либо нужные буквы (Игры «Волшебный мешочек», «Буквы на ковре»). Далее мы все вместе садимся на ковёр и закрепляем изученные звуки, с опорой на предметы и картинки. Одним из приёмов является выкладывание букв из счётных палочек. Мы это делаем как на ковре, так и за столами. Столы располагаются полукругом, так чтобы дети были видны друг другу. За столами отрабатываем графо-моторные навыки, подготавливаем руку к письму.

Для индивидуальных занятий есть непосредственно логопедический уголок с зеркалом. В начале занятия идет работа по постановке правильного речевого дыхания. Первоначально, чтобы научить ребёнка правильному диафрагмальному дыханию, упражнения выполняются в положении лёжа на спине. На подгрупповых занятиях так же происходит отрабатывание упражнений.

Далее обязательна артикуляционная гимнастика. Если звук уже поставлен, то с помощью шариков из сухого бассейна происходит автоматизация правильного произношения этого звука. Бросая шарики в бассейн, ребёнок на выдохе произносит нужный звук. Используются «снежки» и бумажные комочки. Перед тем как бросить, бумагу ребёнок сминает сам.

Для автоматизации звуков используются песочные планшеты. Ребёнок рисует дорожку, произнося нужный звук. Песочные планшеты используются и для объяснения образа буквы, чтобы ребенок усвоил движение руки.

В коррекционную работу результативно включать акватерапию. В ресурсной комнате успешно используются её элементы.

Дети с ОВЗ достаточно быстро утомляются, поэтому в ресурсной комнате есть уголок уединения, который даёт возможность побыть одному во время подгруппового занятия, при этом видя и слыша происходящее.

Таким образом, на логопедических занятиях в ресурсной комнате решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи: преодоление нарушения дыхания, нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, развитие общей моторики, координации речи с движением, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей, развитие связной речи. А полифункциональное оборудование ресурсной комнаты даёт возможность смены видов детской деятельности и впечатлений, повышает эффективность коррекционно-развивающих мероприятий и способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций.