Технология
Рабочая программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Астапковичская средняя школа»
Принято на заседании педагогического совета протокол от «30»августа 2017 г. №1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Астапковичская средняя школа» от «30» августа 2017 г. №_103/1-о |
Рабочая программа по
_____________технологии_______________
Наименование предмета
_______10 класс __________
Класс
__________базовый______________
Уровень программы
Программу составила
учитель биологии
1 квалификационной категории
Федорова Ж.А.
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Технологии» для учеников 10-11 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2015-2016 уч.году, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302).
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебный год – 34 недели.
Учебник: Симоненко В.Д.. Технология. Базовый уровень. 10-11 классы. для общеобразовательных учреждений/ В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
В соответствии с требованиями стандарта образования программа ориентирует учителя на воспитание у школьников гражданской позиции, развитие духовно-нравственного начала, национального самосознания, патриотизма. В программе отражены тенденции времени: освещаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются такие социально значимые качества личности, как предприимчивость, деловитость и ответственность, важность познавательной деятельности как необходимого элемента будущего профессионального труда.
Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.
Метод творческого проекта, принятый за основу обучения, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда — изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.
Цель:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;
Задачи:
- продолжение формирования культуры труда школьника;
- развитие системы технологических знаний и трудовых умений;
- воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;
- уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
По окончании 10-11 класса обучающиеся должны:
Знать/понимать:
Основные технологические уклады; виды технологий и их особенности; влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; перспективные направления развития современных технологий; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы.
Уметь:
оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; проводить самопрезентации.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:
проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки
Содержание программы
10 класс
1. Технология проектирования изделий. 23 часа
Особенности современного проектирования. Законы художественного конструирования. Экспертиза и оценка изделия. Алгоритм проектирования. Банк идей. Формирование банка идей и предложений. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические методы решения задач. Как устроить процесс решения творческих задач. Мозговая атака. Метод обратной мозговой атаки. Метод контрольных вопросов. Синектика. Морфологический анализ. Функционально- стоимостный анализ. Эвристические методы, основанные на ассоциации. Метод фокальных объектов. Дизайн отвечает потребностям. Защита интеллектуальной собственности. Мечта и реальность.
Практическая работа : «Показатели креативности»
Практическая работа: «Построение нового изделия»
2. Технологии в современном мире. 11ч
Технология и техносфера. Связь технологий с наукой, техникой и производством. Технология электроэнергетики. Энергетика и энергоресурсы. Технологии производства сельскохозяйственной продукции. Земледелие, растениеводство и животноводство. Технологии агропромышленного производства.
Практическая работа: «Технологические уклады»
Практическая работа: «Использование альтернативных источников энергии»
11 класс
Производство, труд и технологии. (8 часов)
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда (1 час).
Основные теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессии. Разделение труда. Форы разделения труда. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.
Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда. Анализ форм разделения труда в организации.
Структура и составляющие современно производства (3 час)
Основные теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства. Технологический процесс продукты производственной деятельности. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.
Практические работы. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона и типа предприятия. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.
Нормирование и оплата труда (2 часа).
Основные теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда. Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы. Формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.
Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий.
Культура труда и профессиональная этика (2 час).
Основные теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение использовать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности. Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учене о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.
Практические работы. Расчет эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение и карьера. (17 часов)
Этапы профессионального становления и карьеры ( 2 часа)
Основные теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство). Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.
Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
Рынок труда и профессий (1 час).
Основные теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.
Практические работы. Изучение регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, зароботной платы, мотивации, удовлетворенности трудом работников различных профессий.
Профессиональная деятельность в различных сферах экономики (4 часа)
Основные теоретические сведения. Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства, агропромышленного производства, в лёгкой и пищевой промышленности, в общественном питании и в сфере перспективных технологий.
Практическая работа. Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности.
Центры профконсультационной помощи (1час).
Основные теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.
Виды и формы получения профессионального образования (1 час).
Основные теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства (1 час).
Основные теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.
Творческая проектная деятельность (3 часа).
Планирование профессиональной карьеры (2 часа).
Основные теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ | Наименование раздела и тем | Сроки прохождения | Скорректированные строки |
| |||
1 | Особенности современного проектирования | 04.09.17 | |
2 | Законы художественного конструирования | 11.09.17 | |
3 | Экспертиза и оценка изделия | 18.09.17 | |
4 | Алгоритм проектирования | 25.09.17 | |
5 | Банк идей | 02.10.17 | |
6 | Формирование банка идей и предложений | 09.10.17 | |
7 | Методы решения творческих задач | 16.10.17 | |
8 | Логические и эвристические методы решения задач | 23.10.17 | |
9 | Практическая работа : «Показатели креативности» | 30.10.17 | |
10 | Как устроить процесс решения творческих задач | 13.11.17 | |
11 | Мозговая атака | 20.11.17 | |
12 | Метод обратной мозговой атаки | 27.11.17 | |
13 | Метод контрольных вопросов | 04.12.17 | |
14 | Синектика | 11.12.17 | |
15 | Морфологический анализ | 18.12.17 | |
16 | Функционально- стоимостный анализ | 25.12.17 | |
17 | Эвристические методы, основанные на ассоциации | 15.01.18 | |
18 | Метод фокальных объектов | 22.01.18 | |
19 | Дизайн отвечает потребностям | 29.01.18 | |
20 | Защита интеллектуальной собственности | 05.02.18 | |
21 | Практическая работа: «Построение нового изделия» | 12.02.18 | |
22 | Мечта и реальность | 19.02.18 | |
23 | Материализация проекта | 26.02.18 | |
| |||
24 | Технология и техносфера | 05.03.18 | |
25 | Практическая работа: «Технологические уклады» | 12.03.18 | |
26 | Связь технологий с наукой, техникой и производством | 19.03.18 | |
27 | Технология электроэнергетики | 02.04.18 | |
28 | Энергетика и энергоресурсы | 09.04.18 | |
29 | Практическая работа: «Использование альтернативных источников энергии» | 16.04.18 | |
30 | Технологии индустриального производства | 23.04.18 | |
31 | Выпуск продукции с применением машин, станков и механизмов | 30.04.18 | |
32 | Технологии производства сельскохозяйственной продукции | 07.05.18 | |
33 | Земледелие, растениеводство и животноводство | 14.05.18 | |
34 | Технологии агропромышленного производства | 21.05.18 | |
35 | Промежуточная аттестация | 28.05.18 | |
Итого за год – 35 часов |
11 класс
Природоохранные технологии. | |||
1 | Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду. | ||
2 | Глобальные проблемы человечества. | ||
3 | Энергетика и экология. | ||
4 | Загрязнение атмосферы. | ||
5 | Загрязнение гидросферы. | ||
6 | Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. | ||
7 | Природоохранные технологии. | ||
8 | Экологическое сознание и экологическая мораль. | ||
Перспективные направления развития современных технологий | |||
9 | Основные виды промышленной обработки материалов | ||
10 | Применение лучевых технологий: | ||
11 | Нанотехнологии. Основные понятия. | ||
12 | Информационные технологии, | ||
13 | Новые принципы организации современного производства | ||
14 | Автоматизация технологических процессов. | ||
Профессиональное самоопределение и карьера. | |||
15 | Понятие профессиональной деятельности. Структура и составляющие современного производства. | ||
16 | Производство как преобразовательная деятельность. | ||
17 | Материальная и нематериальная сферы производства. | ||
18 | Система нормирования труда. | ||
19 | Система оплаты труда. | ||
20 21 | Культура труда и профессиональная этика. Понятие культура труда. Понятие «мораль» и «нравственность». | ||
22 23 | Этапы профессионального становления. Понятия карьеры, должностного роста, призвания. | ||
24 | Рынок труда и профессий. | ||
25 26 27 28 | Профессиональная деятельность в сферах экономики. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства. Профессиональная деятельность в сфере агропромышленного производства. Профессиональная деятельность на предприятиях непроизводственной сферы. | ||
29 | Центры профконсультационной помощи. | ||
30 | Виды и формы получения профессионального образования. | ||
31 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. | ||
Творческая проектная деятельность. | |||
32 | Планирование профессиональной карьеры | ||
33 | Презентация результатов проектной деятельности. | ||
34 | Обобщение изученного материала |
Перечень учебно-методических средств обучения
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2014.-240 с.
- Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2015.-268 с.
- Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2015.-112 с.
- Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2014 - 88 с.
- Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.
Предварительный просмотр:
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине «Технология»
Спецификация контрольной работы
по технологии для 11 класса
1. Назначение контрольной работы
Контрольная работа предназначена для определения степени подготовки обучающихся 11 классов по предмету «технология» в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
2. Документы, определяющие содержание контрольной работы
Содержание и структура работы для промежуточной аттестации по технологии разработаны на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089).
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии 10-11 класс (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2017;
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
3. Порядок и время выполнения работы
На выполнение контрольной работы отводится 25мин.
Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
4. Структура и содержание контрольной работы.
Каждый вариант контрольной работы состоит из 17 заданий с кратким ответом:
- задания с выбором одного верного ответа,
- задания с выбором нескольких верных ответов,
- задания на установление соответствия.
Работа позволяет оценить достижение наиболее важных планируемых результатов.
В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Таблица 1
Распределение заданий по планируемым результатам
№ | Планируемый результат обучения | Число заданий |
1 | Знать составляющие современного производства товаров или услуг | 4 |
2 | Знать основные этапы проектной деятельности, уметь планировать проектную деятельность | 6 |
3 | Знать источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства, уметь уточнять и корректировать профессиональные намерения | 7 |
Итого | 17 |
Работа конструируется таким образом, чтобы обеспечить проверку основных содержательных тем курса технологии 11 класса.
В таблице 2 приведено распределение заданий по частям работы и содержательным темам курса технологии 11 класса с учётом типов заданий.
Таблица 2
Распределение заданий по темам курса и типам заданий
Темы, разделы курса | Количество заданий |
Производство, труд и технологии | 4 |
Творческая, проектная деятельность. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг | 6 |
Профессиональное самоопределение и карьера | 7 |
Итого | 17 |
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
- Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.
- Задание с выбором нескольких ответов считается выполненным, если количество записанных ответов совпадает с количеством верных ответов.
- Задание на установление соответствия считается выполненным, если все пары элементов определены правильно
- Все задания оцениваются в 2 балла.
- Максимальное количество баллов за выполнение всей работы – 34 балла.
- Тестовый балл, полученный обучающимся по результатам выполнения работы, переводится в школьную отметку.
Рекомендуемая шкала перевода количества баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Количество баллов | 31-34 | 27-30 | 23-26 | 22 и менее |
Итоговая тестовая работа по технологии для учащихся 11 классов
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Астапковичская средняя школа»
Принято на заседании педагогического совета протокол от «31»августа 2018 г. №1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Астапковичская средняя школа» от «31» августа 2018 г. №_128/1-о |
Рабочая программа по
_____________технологии_______________
Наименование предмета
_______11 класс __________
Класс
__________базовый______________
Уровень программы
Программу составила
учитель биологии
1 квалификационной категории
Федорова Ж.А.
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Технологии» для учеников 11 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2015-2016 уч.году, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302).
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Учебный год – 34 недели.
Учебник: Симоненко В.Д.. Технология. Базовый уровень. 10-11 классы. для общеобразовательных учреждений/ В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
В соответствии с требованиями стандарта образования программа ориентирует учителя на воспитание у школьников гражданской позиции, развитие духовно-нравственного начала, национального самосознания, патриотизма. В программе отражены тенденции времени: освещаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются такие социально значимые качества личности, как предприимчивость, деловитость и ответственность, важность познавательной деятельности как необходимого элемента будущего профессионального труда.
Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.
Цель:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;
- Планируемые образовательные результаты
- овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
- овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умение ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению.
Содержание программы
11 класс
Производство, труд и технологии.
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.
Основные теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессии. Разделение труда. Форы разделения труда. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.
Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда. Анализ форм разделения труда в организации.
Структура и составляющие современно производства
Основные теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства. Технологический процесс продукты производственной деятельности. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.
Практические работы. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона и типа предприятия. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.
Нормирование и оплата труд
Основные теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда. Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы. Формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.
Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий.
Культура труда и профессиональная этика
Основные теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение использовать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности. Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учене о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.
Практические работы. Расчет эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение и карьера.
Этапы профессионального становления и карьеры
Основные теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство). Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.
Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
Рынок труда и профессий
Основные теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.
Практические работы. Изучение регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, зароботной платы, мотивации, удовлетворенности трудом работников различных профессий.
Профессиональная деятельность в различных сферах экономики
Основные теоретические сведения. Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства, агропромышленного производства, в лёгкой и пищевой промышленности, в общественном питании и в сфере перспективных технологий.
Практическая работа. Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности.
Центры профконсультационной помощи
Основные теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.
Виды и формы получения профессионального образования (1 час).
Основные теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства (1 час).
Основные теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.
Творческая проектная деятельность (3 часа).
Планирование профессиональной карьеры (2 часа).
Основные теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Производство, труд и технологии. | 12 |
2 | Профессиональное самоопределение и карьера. | 19 |
3 | Творческая проектная деятельность. | 2 |
ИТОГО | 33 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
Природоохранные технологии. | План | Факт | |
1 | Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду. | 05.09. | |
2 | Глобальные проблемы человечества. | 12.09. | |
3 | Энергетика и экология. | 19.09. | |
4 | Загрязнение атмосферы. | 26.09. | |
5 | Загрязнение гидросферы. | 03.10 | |
6 | Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. | 10.10 | |
7 | Природоохранные технологии. | 17.10 | |
8 | Экологическое сознание и экологическая мораль. | 24.10 | |
Перспективные направления развития современных технологий | |||
9 | Основные виды промышленной обработки материалов | 31.10 | |
10 | Применение лучевых технологий: | 14.11 | |
11 | Нанотехнологии. Основные понятия. | 21.11 | |
12 | Информационные технологии, | 28.11 | |
13 | Новые принципы организации современного производства | 05.12 | |
14 | Автоматизация технологических процессов. | 12.12 | |
Профессиональное самоопределение и карьера. | |||
15 | Понятие профессиональной деятельности. Структура и составляющие современного производства. | 19.12 | |
16 | Производство как преобразовательная деятельность. | 26.12 | |
17 | Материальная и нематериальная сферы производства. | 16.01 | |
18 | Система нормирования труда. | 23.01 | |
19 | Система оплаты труда. | 30.01 | |
20 21 | Культура труда и профессиональная этика. Понятие культура труда. Понятие «мораль» и «нравственность». | 06.02 13.02 | |
22 23 | Этапы профессионального становления. Понятия карьеры, должностного роста, призвания. | 20.02 27.02 | |
24 | Рынок труда и профессий. | 06.03 | |
25 26 27 28 | Профессиональная деятельность в сферах экономики. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства. Профессиональная деятельность в сфере агропромышленного производства. Профессиональная деятельность на предприятиях непроизводственной сферы. | 13.03 20.03 03.04 10.04 | |
29 | Центры профконсультационной помощи. | 17.04 | |
30 | Виды и формы получения профессионального образования. | 24.04 | |
31 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. | 08.05 | |
Творческая проектная деятельность. | |||
32 | Планирование профессиональной карьеры | 15.05 | |
33 | Презентация результатов проектной деятельности. Промежуточная аттестация | 22.05 |
Перечень учебно-методических средств обучения
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2014.-240 с.
- Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2015.-268 с.
- Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2015.-112 с.
- Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2014 - 88 с.
- Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.
Предварительный просмотр:
Программа
учителя технологии по выявлению способностей обучающихся
на уроках практического обучения
«Ландшафный дизайн школьной клумбы»
Пояснительная записка
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений для роста и развития. Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции развитие интеллекта и творчества обучающихся всех возрастов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь выявить обучающихся, обладающих способностями в определенных областях искусства. Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.
Цель: выявить творческие способности у каждого обучающегося, найти возможности для их реализации, способствовать самостоятельной творческой деятельности, развить навык самоорганизации творческой деятельности.
Задачи:
- формирование мотивации к различным видам творческой деятельности;
- развитие самостоятельности;
- развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей.
Методические принципы:
- интеграция основных умений и навыков в различных видах творческой деятельности;
- применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях;
- соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.
Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие творческой активности и памяти, умение работать с информацией, участие в творческих мероприятиях различных уровней и направлений.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос, совместная деятельность. метод сравнения, метод придумывания (метод эскиза), метод взаимо обучения, метод самоорганизации обучения, метод анализа, методы проектов.
Диагностические методики:
- диагностика уровня увлеченности к различным видам творчества ;
- диагностика скорости усвоения навыков, необходимых для определенных видов творчества;
- диагностика уровня самоанализа своей творческой деятельности обучающимся;
- диагностика уровня умения самоорганизации и проектирования своей творческой деятельности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода);
- диагностика умение работать с информацией.
-развитие элементов критического мышления.
Выявляемые способности:
- способность к творческой деятельности в рамках профессиональной подготовки (дизайнерской деятельность);
- способность к творческой деятельности в приближенных видах профессиональной деятельности;
- коммуникативные способности.
«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»
(Бернард Шоу).
В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности обучающихся. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично, в ней должен прослеживаться характер её рукотворца. В ходе работы развивается воображение, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально - эстетические качества.
По моему мнению, важным средством развития творческих способностей обучающихся является приобщение их к свободной импровизации. Для того чтобы практические занятия были творческими, следует создать атмосферу раскованности обучающихся. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Но только создание этих условий не будет способствовать благоприятному творческому росту, так как для его развития необходима некоторая база знаний: анализировать, умение комбинировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять аналогичные в других объектах или предметах и т. д. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать, сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают: только тогда они с удовольствием пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную практическую задачу.
На данный момент все более актуальной становится значимость таких процессов как, воспитание, развитие и социализация личности. Введение ФГОС коренным образом изменяет учебную и внеучебную жизнь обучающегося. Это использование новых форм организации обучения, новых педагогических технологий и методик, открытой информационной среды. ФГОС ориентирует учителя на развитие личностных характеристик выпускника. Данная программа дает возможность прогнозировать конечный результат педагогической деятельности и призвана реализовать на ряду с практическими целями, познавательные, развивающие и воспитательные одновременно. Программа призвана помочь обучающимся самоопределиться в учебных действиях на основе развития своей активности. Выход данной активности - достижение определенного уровня практической результативности.
Разработаны специальные комплексные программы для обучения одаренных подростков, в которых развитие всех граней творчества обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием подростков, их индивидуальными потребностями. Но и в обычных условиях обучения учитель может создать условия, стимулирующие развитие творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей и творческой личности в целом. Безусловно, это потребует дополнительных ежедневных усилий, но и принесет истинную радость сотворчества учителя и обучающегося.
На моих уроках у обучающихся есть большие возможности проявить творчество. Кроме того, они проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.
Данная программа призвана развить следующие способности: творческие - стремление к красоте, восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях. Срок реализации программы – 1 год.
Реализуемая цель: реализация творческой, самостоятельной и познавательной активности обучающихся.
Цель программы – создание системы деятельности на уроках технологии по развитию творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- Развитие творческой активности обучающихся.
- Формирование самостоятельности и сотрудничества.
- Развитие устойчивого интереса к изучению предмета.
- Повышение рейтинга и самооценки среди сверстников.
- Определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
- Создать условия для развития креативности.
- Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся.
- Формировать потребность в демонстрации своих знаний, умений и навыков полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
Методические принципы:
- Создание условий для развития результативности творческой активности обучающихся.
- Практическое применение знаний в проблемных ситуациях, приближенных к жизни.
- Соответствие учебного материала возрасту и наклонностям обучающихся.
Педагогические методики:
Методика Дж.Брунера, методика В.И.Андреева, методика развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности по Г.С. Альтшуллеру.
Методы и способы творческой активности обучающихся: тестирование, наблюдение, беседы, консультации, диагностика, анализ, метод сравнения, метод придумывания (метод эскиза), метод взаимо обучения, метод самоорганизации обучения, метод рецензии или анализа, методы проектов.
Показатели результативности:
самостоятельность творческого поиска, создание мини-проектов, познавательная активность, способность принимать творческие управленческие решения, способность к саморазвитию, познавательная активность.
Методы работы:
1. Исследовательский
2. Частично-поисковый
3. Проблемный
4. Метод проекта
Формы работы:
1. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания.
2. Консультирование по возникшей проблеме.
3. Дискуссия.
4. Игры.
Диагностический инструментарий:
- Уровень владения Интернет-ресурсами
- Умение систематизации и классификации полученной информации
- Умение работать с Портфолио
- Участие в разноуровневых в проектах.
Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;
-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;
-быстрота реакции и легкость ассоциирования;
-нестандартность мышления;
-творческие способности;
-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.
Диагностики:
- Методика по изучению социолизированности личности обучающихся (М.И.Рожков)
- Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова)
- Анкета «Познавательная направленность»
- Диагностика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин)
- Адаптированный вариант проективной методики «Решение ситуаций» (Рене Жиль)
Ожидаемые результаты реализации программы
- обеспечение системности деятельности преподавателя по работе со способными обучающимися;
-создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала обучающихся;
-повышение качества образования и воспитания обучающихся;
-удовлетворенность обучающихся своей деятельностью;
-повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
-повышение эффективности самостоятельной работы,
- создание проектов по теме «Ландшафный дизайн школьной клумбы».
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: учитель может вносить изменения, менять диагностирование, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по развитию результативности творческой активности обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
План работы
по развитию творческих способностей обучающихся
№п.п. | Направления работы | Месяц |
Раздел 1 Организация учебной деятельности по развитию творческих способностей обучающихся | ||
1.1 | Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию обучающихся | |
1.2 | Решение профессиональных задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. | |
Использование Интернет-технологий в учебном процессе | постоянно | |
Создание мини-проектов: электронные презентации об истории развития ландшафтного дизайна, видах клумб, исследовании почв, о селекции декоративных растений, происхождении декоративных растений и т.д.. | ||
Активное внедрение в практиктическое обучения нестандартных производственных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, по литературным сюжетам, в заданными ошибками и др. | ||
Разработка творческого исследовательского проекта «Ландшафный дизайн школьной клумбы» | Январь-апрель | |
Реализация проекта «Ландшафный дизайн школьной клумбы» | Март-сентябрь | |
Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом) | ||
Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде, защите ВКР) | ||
Защита проекта на мероприятии «День открытых дверей «Ярмарка профессий» |
3.3. | Формирование банка учебно-разви-вающих компьютерных программ | постоянно | Администрация |
Критерии эффективности программы:
• развивает интерес к предмету;
• развивает самостоятельность обучающихся;
• дает возможность самореализоваться;
• способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;
• развивает креативное мышление;
• формирует практические навыки;
• развивает навыки исследовательской деятельности.
Библиографический список
- Альтов Г. Творчество как точная наука: теория решения изобретат. задач / Генрих Альтшуллер. - Петрозаводск, 2014. - 203 с.
- Анисимов, Н. М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности: (учеб. пособие) / Н.М. Анисимов. - М.: Прометей, 2010. - 142 с.
- Вагнер И.В., Власова Ю.Ю. Эфективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014.- № 7-2 (26). -С. 53.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2011. -80 с.
- Новый Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Текст] : № 273-ФЗ : принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. : вступил в силу с 1 сентября 2013 г. - Москва : Проспект, 2014. - 158 с.
- Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 364 с.
Интернет- ресурсы:
1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". http://www.dar.aaanet.ru/
2. "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti