Биология
Планы, разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лабораторная работа. "Определение состава семян" | 12.7 КБ |
Рабочая программа по экологии 8 калсс | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Определение состава семян.
Цель. Доказать наличие органических и неорганических веществ в семенах растений.
Оборудование. Стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, мука, семена подсолнечника.
1. Демонстрация опытов (учитель). Оборудование: спиртовка, держатель, пробирка, семена подсолнечника, химическая ложечка.
Опыт 1. Нагревание семян в сухой пробирке. Перед опытом детям показывают абсолютно сухую пробирку и сухие семена. Их насыпают в пробирку и слегка нагревают. На стенках пробирки появляются капельки воды. В ходе обсуждения дети видят, что вода выделилась из, казалось бы, сухих семян. Вывод – в состав семян входит вода.
Опыт 2. Сжигание семян. На химическую ложечку, помещенную в пламя спиртовки, кладут несколько сухих семян. Дети видят, что семена горят, образуя пламя. Учитель поясняет, что вещества, горящие в огне, являются органическими. Горение – свидетельство наличия органических веществ в семенах. После полного сгорания на дне ложечки остается зола. Учитель сообщает, что зола – это скопление неорганических веществ. В состав золы входят минеральные соли.
Ход лабораторной работы (Инструктивная карточка для учащихся).
1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.
2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.
3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.
4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода. Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
5. Положите на фильтровальную бумагу или бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их. Что появится на бумаге.
6. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
7. Оформите выводы в тетради.
Вещества семян
Неорганические органические
вода минеральные
соли белки жиры углеводы
Вопросы для закрепления
1. Почему горят дрова, уголь, торф, а соль не горит?
2. Почему после горения всегда остается зола?
3. Почему существует подсолнечное масло, а пшеничного масла нет?
4. Продукты растительного и животного происхождения отличаются разным содержанием белков, жирок и углеводов. Чем это можно объяснить?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Астапковичская средняя школа»
«ПРИНЯТА» на заседании педагогического совета протокол от «31» августа 2019 г. №1 | «УТВЕРЖДЕНА» Приказом директора от «02» сентября 2019 г. №_129-о |
Рабочая программа занятий по выбору
_____________Экология человека_______________
Наименование предмета
_______8 класс __________
Класс
__________общеобразовательный______________
Уровень программы
Программу составила
учитель биологии
1 квалификационной категории
Федорова Ж.А.
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по (предмету) разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2 Приказ Минобразования РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (увеличение предельно допустимой нагрузки).
3. Приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 № 1644).
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. № 81 (О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
6. Примерная программа по экологии (авторы: М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина издательство Вентана-Граф).
7. Основная образовательная программа МБОУ «Астапковичская средняя школа».
9. Учебный план МБОУ «Астапковичская средняя школа».
На изучение экологии человека в 8 классе отведено 34 часа (1 час в неделю)
В программе отводится 5 часов на лабораторные работы.
Цели:
- рассмотреть влияние условий окружающей среды на человека,
- роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Задачи:
- углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
- ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;
- формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями общей экологии;
- овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты освоения программы:
личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
метапредметные:
Метапредметные результаты курса «Экология человека» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять основные органы человека;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
- уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.
Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- выбор условий проведения наблюдения или опыта;
- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- использование дополнительных источников информациипри решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Ученик научится:
объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
- приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
- давать оценку диетам;
- перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- выполнения основных видов физических упражнений;
- применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
- предупреждения переутомления;
- оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
- уходе за больными.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; природной и социальной среды на здоровье человека;
- объяснять последствия вредных привычек;
- давать характеристику факторам здоровья и факторам риска болезни;
-давать характеристику факторам, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;
- объяснять воздействии экологических факторов на организм человека;
Содержание учебного предмета «Экология человека. Культура здоровья»
8 класс
Введение
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
I. Окружающая среда и здоровье человека
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Здоровье. Здоровый образ жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни. Из истории развития взаимоотношений человека с природой. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.
Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.
Лабораторная работа. Оценка состояния физического здоровья.
Проектная деятельность.
Народная мудрость гласит….(пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье).
II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов
1. Вредные привычки
Вредные привычки-болезненные, пагубные пристрастия.
2. Опорно-двигательная система (
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.
Проектная деятельность.
Формирование навыков активного образа жизни.
2. Кровь и кровообращение
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Лабораторные работы.
Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы.
Проектная деятельность.
Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).
3. Дыхательная система
Правильное дыхание. Горная болезнь.
Лабораторная работа.
Влияние холода на частоту дыхательных движений.
4. Пищеварительная система
Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты- важный экологический фактор. Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Рациональное питание и культура здоровья. Режим питания. Диета.
Проектная деятельность.
Рациональное питание.
5. Кожа
Воздействие солнечных лучей на кожу . Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Средства и способы закаливания.
Проектная деятельность. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
7. Анализаторы
Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия.
Лабораторная работа.
Воздействие шума на остроту слуха.
Проектная деятельность.
Бережное отношение к здоровью.
III. Репродуктивное здоровье
Особенности развития юноши и девушки под действием бисоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья. Гендерные роли.
Ответственное поведение как социальный фактор.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Окружающая среда и здоровье человека | 7 |
3 | Влияние факторов среды на функционирование систем органов | 20 |
4 | Промежуточная аттестация | 1 |
5 | Репродуктивное здоровье | 5 |
6 | Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения | Аргументация | |
план | факт | |||
1 | Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса. | |||
2 | Здоровье и образ жизни | |||
3 | История развития представлений о здоровом образе жизни | |||
4 | Из истории развития взаимоотношений человека с природой | |||
5 | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях | |||
6 | Влияние климатических факторов на здоровье | |||
7 | Экстремальные факторы окружающей среды | |||
8 | Контрольная работа №1 «Окружающая среда и здоровье человека» | |||
9 | Вредные привычки. | |||
10 | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека | |||
11 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | |||
12 | Иммунитет и здоровье. | |||
13 | Условия полноценного развития системы кровообращения. | |||
14 | Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. | |||
15 | Правильное дыхание. | |||
16 | Пища. | |||
17 | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. | |||
18 | Рациональное питание и культура здоровья | |||
19 | Воздействие солнечных лучей на кожу | |||
20 | Участие кожи в терморегуляции. | |||
21 | Средства и способы закаливания. | |||
22 | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы | |||
23 | Условия нормального функционирования зрительного анализатора. | |||
24 | Внешнее воздействие на орган слуха и равновесия. | |||
25 | Стресс как негативный биосоциальный фактор. | |||
26 | Типы высшей нервной деятельности. | |||
27 | Биоритмы и причины их нарушения. Гигиенический режим сна . | |||
28 | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. | |||
29 | Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. | |||
30 | Проблемы взросления и культура здоровья. | |||
31 | Промежуточная аттестация | |||
32 | Гендерные роли | |||
33 | Ответственное поведение как социальный фактор | |||
34 | Подведение итогов |