Биология


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

Определение состава семян.

Цель. Доказать наличие органических и неорганических веществ в семенах растений.

Оборудование. Стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, мука, семена подсолнечника.

1. Демонстрация опытов (учитель). Оборудование: спиртовка, держатель, пробирка, семена подсолнечника, химическая ложечка.

Опыт 1. Нагревание семян в сухой пробирке. Перед опытом детям показывают абсолютно сухую пробирку и сухие семена. Их насыпают в пробирку и слегка нагревают. На стенках пробирки появляются капельки воды. В ходе обсуждения дети видят, что вода выделилась из, казалось бы, сухих семян. Вывод – в состав семян входит вода.

Опыт 2. Сжигание семян. На химическую ложечкупомещенную в пламя спиртовки, кладут несколько сухих семян. Дети видят, что семена горят, образуя пламя. Учитель поясняет, что вещества, горящие в огне, являются органическими. Горение – свидетельство наличия органических веществ в семенах. После полного сгорания на дне ложечки остается зола. Учитель сообщает, что зола – это скопление неорганических веществ. В состав золы входят минеральные соли.

Ход лабораторной работы (Инструктивная карточка для учащихся).

1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.

2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.

3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.

4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода. Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

5. Положите на фильтровальную бумагу или бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их. Что появится на бумаге.

6. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.

7. Оформите выводы в тетради.

Вещества семян

Неорганические органические

вода минеральные

соли белки жиры углеводы

Вопросы для закрепления

1. Почему горят дрова, уголь, торф, а соль не горит?

2. Почему после горения всегда остается зола?

3. Почему существует подсолнечное масло, а пшеничного масла нет?

4. Продукты растительного и животного происхождения отличаются разным содержанием белков, жирок и углеводов. Чем это можно объяснить?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астапковичская средняя школа»

«ПРИНЯТА»

 на заседании  педагогического совета

протокол

от «31» августа 2019 г. №1

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказом директора

от «02» сентября  2019 г. №_129-о

Рабочая программа  занятий по выбору

_____________Экология человека_______________

Наименование предмета

_______8 класс __________

Класс

__________общеобразовательный______________

Уровень программы

Программу  составила

учитель биологии

 1 квалификационной категории

Федорова Ж.А.

2019 г.

Пояснительная записка

     Рабочая программа по (предмету) разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2 Приказ Минобразования РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (увеличение предельно допустимой нагрузки).

3. Приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 № 1644).

4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189);

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. № 81 (О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

6. Примерная программа по экологии (авторы: М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Г.А.Воронина издательство Вентана-Граф).

7. Основная образовательная программа МБОУ «Астапковичская средняя школа».

9. Учебный план МБОУ «Астапковичская средняя школа».

На изучение экологии человека в 8 классе отведено 34 часа (1 час  в неделю)

В программе отводится 5 часов на лабораторные работы.

Цели:

- рассмотреть влияние условий окружающей среды на человека,

- роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Задачи:

- углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;  

- ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;

- формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;

- создание    у    учащихся    понятийного    аппарата    и    знакомство    с    основными закономерностями общей экологии;

- овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Планируемые результаты освоения программы:

личностные:

 - овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

метапредметные:

 Метапредметные результаты курса «Экология человека» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

 - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

 - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

 - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД: 

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

 - умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

 - определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД: 

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

Коммуникативные УУД:

 - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Предметные:

- называть методы изучения применяемые в экологии;

– определять основные органы человека;

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

- уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- выбор условий проведения наблюдения или опыта;

- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- использование дополнительных источников информациипри решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Ученик научится:

объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

- приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

- давать оценку диетам;

- перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

-  выполнения основных видов физических упражнений;

-  применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

- предупреждения переутомления;

- оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

- уходе за больными.

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;  природной и социальной среды на здоровье человека;

- объяснять последствия вредных привычек;

- давать характеристику факторам здоровья и факторам риска болезни;

-давать характеристику факторам, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;

- объяснять воздействии экологических факторов на организм человека;

Содержание учебного  предмета «Экология человека. Культура здоровья»  

8 класс

Введение

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

I. Окружающая среда и здоровье человека  

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Здоровье. Здоровый образ жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни. Из истории развития взаимоотношений человека с природой. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.

Лабораторная работа. Оценка состояния  физического здоровья.

Проектная деятельность.

Народная мудрость гласит….(пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье).

II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов  

1. Вредные привычки

 Вредные привычки-болезненные, пагубные пристрастия.

2. Опорно-двигательная система (

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Проектная деятельность.

Формирование навыков активного образа жизни.

2. Кровь и кровообращение

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Лабораторные работы.

Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы.

Проектная деятельность.

Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).

3. Дыхательная система

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторная работа.

Влияние холода на частоту дыхательных движений.

4. Пищеварительная система

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты- важный экологический фактор. Чужеродные  примеси пищи.  Профилактика вызываемых ими заболеваний. Рациональное питание и культура здоровья. Режим питания. Диета.

Проектная деятельность.

Рациональное питание.

5. Кожа  

Воздействие солнечных лучей на кожу . Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Средства и способы закаливания.

Проектная деятельность. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.

6. Нервная система. Высшая нервная деятельность  

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

7. Анализаторы

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия  на органы слуха и равновесия.

Лабораторная работа.

Воздействие шума на остроту слуха.

Проектная деятельность.

Бережное отношение к здоровью.

III. Репродуктивное здоровье

 Особенности развития юноши и девушки под действием бисоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья. Гендерные роли.

Ответственное поведение как  социальный фактор.

 

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Окружающая среда и здоровье человека  

7

3

Влияние факторов среды на функционирование систем органов  

20

4

Промежуточная аттестация

1

5

Репродуктивное здоровье

5

6

Итого

34

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Дата проведения

Аргументация

план

факт

1

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

2

Здоровье и образ жизни

3

История развития представлений о здоровом образе жизни

4

Из истории развития взаимоотношений человека с природой

5

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях

6

Влияние климатических факторов на здоровье

7

Экстремальные факторы окружающей среды

8

  Контрольная работа №1 «Окружающая среда и здоровье человека»

9

Вредные привычки.

10

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека

11

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

12

Иммунитет и здоровье.

13

Условия полноценного развития системы кровообращения.

14

Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.

15

Правильное дыхание.

16

Пища.

17

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний.

18

Рациональное питание и культура здоровья

19

Воздействие солнечных лучей на кожу

20

Участие кожи в терморегуляции.

21

Средства и способы закаливания.

22

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы

23

Условия нормального функционирования зрительного анализатора.

24

Внешнее воздействие на орган слуха и равновесия.

25

Стресс как негативный биосоциальный фактор.

26

Типы высшей нервной деятельности.

27

Биоритмы и причины их нарушения. Гигиенический режим сна .

28

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

29

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

30

Проблемы взросления и культура здоровья.

31

Промежуточная аттестация

32

Гендерные роли

33

Ответственное поведение как социальный фактор

34

Подведение итогов