Экономика
Экономика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 28.33 КБ |
Контрольная работа по теме «Введение в экономику. Типы экономических систем». | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Астапковичская средняя школа»
Принято на заседании педагогического совета протокол от «30»августа 2017 г. №1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Астапковичская средняя школа» от «30» августа 2017 г. №_103/1-о |
Рабочая программа
элективного предмета
____________ «Экономика»______________
Наименование предмета
__________10-11 класс____________
Класс
______________базовый____________
Уровень программы
Составлена Федоровой Жанной
_______________Анатольевной
ФИО учителя
_____первая квалификационная
___________________категория
квалификационная категория
2017 г.
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономике в объёме одного часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени среднего (полного) общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Обязательный минимум содержания среднего общего образования
Экономика
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.
Учебно- тематическое планирование по экономике для 10 класс
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | |
1 | Главные вопросы экономики | 3 | |
2 | Типы экономических систем | 5 | |
3 | Силы, которые управляют рынком | 2 | |
4 | Как работает рынок | 2 | |
5 | Мир денег | 3 | |
6 | Законы денежного обращения | 1 | |
7 | Банковская система | 3 | |
8 | Человек на рынке труда | 8 | |
9 | Промежуточная аттестация | 1 | |
10 | Повторение изученного материала | 1 | |
11 | Всего | 35 |
Календарно – тематическое планирование по экономике10 класс
(1ч. В неделю, в год 35 часов).
№ п/п | Наименование раздела и тем | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||
1.Главные вопросы экономики (3 часа) | |||
1 | Что такое экономика. | ||
2 | Основы хозяйственной жизни человечества. | ||
3 | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества | ||
2. Типы экономических систем и различия между ними (4 часа) | |||
4 | Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. | ||
5 | Рыночная система. | ||
6 | Командная экономическая система | ||
7 | Причины возникновения смешанной экономической системы. | ||
8 | Контрольная работа № 1 | ||
3. Силы, которые управляют рынком (2часа) | |||
9 | Что такое спрос | ||
10 | От чего зависит предложение товаров | ||
4.Как работает рынок (2 часа) | |||
11 | Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие | ||
12 | Причины и следствия нарушения рыночного равновесия | ||
5. Мир денег (2 часа) | |||
13 | Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена | ||
14 | Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения | ||
15 | Контрольная работа № 2 | ||
6.Законы денежного обращения (1 часа) | |||
16 | Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции. | ||
7. Банковская система (3 часа) | |||
17 | Причины появления и виды банков | ||
18 | Принципы кредитования | ||
19 | Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны | ||
8.Человек на рынке труда (4 ч.) | |||
20 | Экономическая природа рынка труда | ||
21 | От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы | ||
22 | Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда | ||
23 | Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. Подготовка к контрольной работе | ||
24 | Контрольная работа № 3 | ||
27 | Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата | ||
28 | Договоры и контракты на рынке труда | ||
29 | Как добиться, чтобы человек работал хорошо | ||
10.Экономические проблемы безработицы (4 ч.) | |||
30 | Что такое безработица | ||
31 | Виды безработицы | ||
32 | Что такое полная занятость | ||
33 | Как можно сократить безработицу | ||
34 | Промежуточная аттестация | ||
35 | Повторение изученного материала |
Учебно - тематическое планирование по экономике для 11 класс
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | |
Повторение. | 3 | ||
Что такое фирма и как она действует на рынке | 3 | ||
Как семьи получают и тратят деньги | 3 | ||
Неравенство доходов и его последствия | 4 | ||
Экономические задачи государства | 4 | ||
Государственные финансы | 4 | ||
Экономический рост | 4 | ||
Организация международной торговли | 5 | ||
Промежуточная аттестация | 4 | ||
Всего | 34 |
Календарно –тематическое планирование для 11 класса
(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||
1 -3 | Повторение изученного в 10 классе. | ||
11.Чтот такое фирма и как она действует на рынке(6 ч.) | |||
4 | Зачем создаются фирмы Виды фирм по российскому законодательству. | ||
5 | Виды прибыли Виды затрат и их экономическое значение | ||
3 | Решение задач на нахождение затрат Влияние конкуренции на деятельность фирм | ||
12.Как семьи получают и тратят деньги(3 ч.) | |||
6 | Источники семейных доходов | ||
8 | Семейные расходы и закономерности их изменения | ||
9 | Инфляция и семейная экономика | ||
10 | Контрольная работа № 1 | ||
13.Неравенство доходов и его последствия (4 ч.) | |||
11 | Что порождает неравенство в благосостоянии | ||
12 | Кривая Лоренца | ||
13 | Регулирование неравенство доходов с помощью налогов | ||
14 | Бедность как экономическая проблема | ||
14. Экономические задачи государства(4 ч.) | |||
15 | Экономические свободы и роль государства в их защите | ||
16 | Причины вмешательства государства в экономическую жизнь | ||
17 | Возникновение внешних эффектов | ||
18 | Формы вмешательства государства в работу рыночной системы | ||
19 | Контрольная работа № 2 | ||
15.Государственные финансы (4 ч.) | |||
20 | Принципы налогообложения | ||
21 | Методы налогообложения | ||
22 | Понятие о государственном бюджете | ||
23 | Причины и следствия возникновения государственного долга | ||
16. Экономический рост (4 ч.) | |||
24 | Понятие экономического роста | ||
25 | Факторы ускорения экономического роста | ||
26 | Экономическое развитие | ||
27 | Экономическое отставание России | ||
28 | Контрольная работа № 3 | ||
17. Организация международной торговли (5 ч.) | |||
29 | Причины возникновения международной торговли | ||
30 | Регулирование внешней торговли | ||
31 | Протекционизм | ||
32 | Валютный рынок и конвертируемость валют | ||
33 | Внешняя торговля России и проблемы её развития | ||
34 | Промежуточная аттестация |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа 1 по теме
«Введение в экономику. Типы экономических систем».
I. ТЕСТЫ.
1. Специализация:
а) повышает производительность труда;
б) снижает производительность труда;
в) не оказывает никакого влияния на производительность труда;
г) препятствует развитию обмена.
2. Что из данного перечня является физическим капиталом?
а) деньги; б) производственное оборудование;
'в) акции; г) потребительские товары длительного пользования.
3. В каком из перечисленных ниже вариантов представлены примеры всех трех видов факторов производства: земли, труда и капитала?
а) деньги, слесарь, пашня; б) учитель, нефть, комбайн;
в) токарь, станок, акции; г) облигации, природный газ, менеджер.
4. Ограниченность — это проблема, которая:
а) существует только в бедных странах; б) есть только у бедных людей;
в) есть у всех людей и обществ; г) никогда не возникает у богатых людей.
5. Главная проблема экономики состоит в том, что:
а) человеческие желания ограниченны;
б) ресурсы безграничны;
в) люди должны всегда делать выбор при использовании ограниченных ресурсов;
г) только в слаборазвитых странах существуют проблемы дефицита.
6. Упущенная выгода, то самое ценное, чем пришлось пожертвовать при выборе данного блага, называется:
а) предельной выгодой; б) альтернативной стоимостью;
в) ограниченностью; г) ничего из вышеперечисленного не подходит.
7. Альтернативная стоимость товара измеряется:
а) затратами ресурсов на производство данного товара;
б) индексом потребительских цен;
в) количеством денег, затраченных на производство данного товара;
г) количеством другого товара, от которого пришлось отказаться ради производства данного товара.
8. Мэрией Москвы принято решение о строительстве нового стадиона. Цена выбора этого решения определяется:
а) ценой экономических ресурсов, используемых в строительстве;
б) суммой денег, отпущенных на строительство;
в) потерей для города постройки бассейна, от которого пришлось отказаться в пользу стадиона;
г) затратами труда, капитала и природных ресурсов.
9. У Пети Зайцева, который имеет возможность получить работу с оплатой 10 000 руб./ч или работу с оплатой 20 000 руб./ч, альтернативная стоимость одного часа досуга равна:
а) 10 000 руб./ч; б) 15 000 руб./ч;
в) 20 000 руб./ч; г) 0 руб./ч.
10. Кривая производственных возможностей общества имеет следующий вид
Одежда
А
------------
Продукты питания
Точка А, находящаяся внутри границы производственных возможностей, показывает, что:
а) общество полностью использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы;
б) общество не полностью использует свои экономические ресурсы;
в) общество вообще не использует экономические ресурсы;
г) общество использует ресурсы эффективно.
11. Если кривая производственных возможностей общества переместится из положения 1 в положение 2, то это будет означать, что:
а) в обществе улучшилась технология производства автомобилей;
б) в обществе улучшилась технология производства спагетти;
в) в обществе улучшилась технология производства как спагетти, так и автомобилей;
г) общество перешло от состояния неполной занятости к состоянию полной занятости.
автомобили
2
1
спагетти
12.Чем характеризуется рыночная экономика?
а) господством частной собственности;
б) разрешением вопросов «что?», «как?» и «для кого?» с помощью механизма цен;
в) отсутствием вмешательства государства в экономику;
г) все перечисленное выше верно.
13. В государстве Голодандия экономические блага производятся с незапамятных времен старым дедовским способом; профессия определяется при рождении. В этом государстве:
а) традиционная экономика; б) рыночная экономика;
в) командная экономика; г) смешанная экономика.
14. Главные вопросы экономики «что производить?», «как производить?», и «каким образом распределять?»:
а) полностью решены правительством Великобритании;
б) не существуют при командной экономике;
в) не существуют при смешанной экономике;
г) существуют во всех странах.
15. На производительность труда непосредственно влияет:
а) здоровье и уровень образования рабочей силы;
б) качество машин и оборудования;
в) эффективная деятельность менеджеров
г) всё выше перечисленное верно.
Задача
Производственные возможности общества определяются следующими данными. Постройте кривую производственных возможностей и определите альтернативную стоимость производства продукта А при переходе от варианта С к варианту D.
Варианты | Ресурс,ед. | Продукт А, шт. | Ресурс, ед. | Продукт Б, шт. |
A | 0 | 0 | 4 | 300 |
B | 1 | 100 | 3 | 275 |
C | 2 | 200 | 2 | 210 |
D | 3 | 300 | 1 | 120 |
E | 4 | 400 | 0 | 0 |