Внеурочная работа.

Усова Вера Викторовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Витимская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

Заместитель директора

По ВР МБОУ ВОСШ

_____        / Усова В. В./

 «___» _________2018г.

Утверждаю

Директор  МБОУ ВОСШ

________/В. М. Золотуева/

«___» ________2018г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Занимательная зоология»

по биологии

для учащихся 8 класса (35 часов)

автор: Усова Вера Викторовна

                                                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках школьной программы не всегда удается познакомить учащихся с особенностями биологии тех или иных организмов. Кружок  "Занимательная зоология" разработан как дополнение к курсу биологи для учащихся 8-го класса, так как много информации остается за страницами учебника.

        Программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю в течение учебного года.

 Цели курса:

  1. На основе расширенного изучения курса "Животные" раскрыть и развить творческие способности учащихся;
  2. Систематизировать их знания о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия.

Задачи:

  1. расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
  2. развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепараторами), компьютером (создание презентаций);
  3. воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.

Методы и формы:

Изучение программного материала проходит на лекционных и практических занятиях.  В ходе проведения занятий применяются различные методы обучения: словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия); наглядный (демонстрация   натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов,  фотографий, таблиц, схем в цифровом формате); частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи); практический (наблюдение за живыми объектами, доказательство на основе опыта и др.); формы обучения: коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.); групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в  парах  и т.п.); индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др); виды самостоятельной работы:  творческие задания, проекты.  Применение данных форм и методов работы позволяет всесторонне представить материал, трансформировать теоретические знания и практические умения.

Формы контроля знаний:

  • тестовый
  • опрос
  • проверка креативных заданий, очерков, рассказов
  • проверка выводов и результатов практических занятий

В конце факультативного курса по материалам, подготовленным учащимися с использованием литературных источников, специальной научно-популярной литературы и собственных наблюдений планируется подготовить проектную работу.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны знать:

  • классификацию животного мира
  • жизненные формы животных
  • организацию животных
  • значение животных и меры их защиты

уметь:

  • самостоятельно выполнять творческую работу
  • работать с различными информационными источниками
  • анализировать и делать выводы из полученной информации
  • творчески подходить к решению задачи

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Наименование

разделов, тем

Общее количество часов

Теория

Практика

часы

часы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Введение

Одноклеточные, или Простейшие

Беспозвоночные

Позвоночные

Эволюция животного мира

Природные сообщества

Обобщение

1

4

15

11

1

1

2

1

1

8

6

1

3

7

5

1

2

Итого

35

17

18

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Тема 1. Введение (1 ч.)

Краткие сведения о многообразии животного мира. Этапы развития зоологии. Сходство и различие растительной и животной клетки. Среды жизни и местообитания. Взаимоотношения животных в природе: мутуализм. Человек и животные. Классификация животных.

Тема 2. Одноклеточные, или Простейшие (4 ч.)

Особенности организации. Органеллы - структурные элементы клетки. Цитоплазма и ядро в клетке простейших. Форма клетки. Способы передвижения. Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия.

Тема 3. Многоклеточные. Тип губки (1 ч.)

Особенности организации многоклеточных животных и их отличия от простейших. Ткани и органы. Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля, И. Мечникова. Среда обитания губок. Почкование как способ размножения. Многообразие и значение губок.

Тема 4. Тип Кишечнополостные. Гидра (1 ч.)

Гидра - низшее многоклеточное животное. Полипы и медузы: форма тела и образ жизни. Реактивный способ движения медуз. Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы.

Тема 5. Тип Плоские черви. Белая планария (2 ч.)

Паразитический образ жизни плоских червей. Билатеральная симметрия. Гермафродитизм. Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.

Тема 6. Тип Круглые черви. Аскарида (1 ч.)

Круглые черви - представители всех сред обитания. Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза.

Тема 7. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь (2 ч.)

Билатерально-симметричное строение кольчатых червей. Особенности строения пищеварительной, выделительной и кровеносной систем. Половое и бесполое размножение. Регенерация дождевого червя. Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.

Тема 8. Тип Моллюски (2 ч.)

Моллюски - мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники. Мантийная полость. Паразитизм, как стадия развития моллюсков. Раковины брюхоногих, двустворчатых. Образование жемчуга. Промысловые моллюски.

Тема 9. Тип Иглокожие (1 ч.)

Особенности внешнего строения - радиальная симметрия. Водно-сосудистая система. Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.

Тема 10. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак (2 ч.)

Сегменты тела членистоногих. Хитиновый покров. Особенности внутреннего строения членистоногих. Образ жизни речного рака. Зоопланктон. Многообразие ракообразных. Промысловое значение ракообразных (крабы, креветки, кальмары, раки).

Тема 11. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

Паук-крестовик (1 ч.)

Паукообразные - хищники. Внешнее строение паука-крестовика. Внекишечное переваривание. Особенности дыхательной системы (легочные мешки и трахеи). Партеногенез.

Тема 12. Тип Членистоногие. Класс Насекомые (2 ч.)

Самая многочисленная группа животных. Значение насекомых в природе. Особенности строения органов зрения (фасеточные глаза). Многообразие крыльев и ротового аппарата насекомых. Основные отряды насекомых. Значение насекомых в природе. Одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд, медоносная пчела).

Тема 13. Тип Хордовые. Низшие хордовые животные (1 ч.)

Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда. Классификация низших хордовых. Среда обитания и внешнее строение ланцетника. История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых.

Тема 14. Тип Хордовые. Классы рыб (Хрящевые и Костные) (2 ч.)

Общая характеристика. Строение чешуи речного окуня. Скелет. Функция плавательного пузыря. Особенности процесса дыхания и кровообращения у рыб. Боковая линия - гидростатический орган. Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты). Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные). Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.

Тема 15. Класс Земноводные. Прудовая лягушка (2 ч.)

Особенности внешнего строения взрослой особи и личинки лягушки - головастика. Легочное и кожное дыхание. Зависимость температуры тела от температуры окружающей среды. Охота земноводных. Способы питания пип. Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана земноводных.

Тема 16. Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица (2 ч.)

Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Роговые пластины. Черепахи фауны России. Высокоорганизованный отряд Крокодилы. Промысел и разведение черепах и крокодилов.

Тема 17. Класс Птицы. Сизый голубь (2 ч.)

Птицы - первые теплокровные позвоночные животные. Строение контурного пера. Особенности двойного дыхания. Гнездовые и выводковые птицы. Птицы лесов. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых пространств. Хищные птицы. Птицы городов. Брачное поведение птиц. Перелетные птицы. Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство.

Тема 18. Класс Млекопитающие. Собака (2 ч.)

Млекопитающие - высшие теплокровные животные. Внешнее строение и особенности организации нервной, кровеносной систем. Первозвери (утконос, ехидна). Общая характеристика основных отрядов. Сезонные явления в жизни млекопитающих: линька, рождение детенышей, кочевки, миграции, спячка, зимний сон. Значение млекопитающих в природе, и хозяйственной деятельности человека. Животноводство. Охрана млекопитающих.

Тема 19. Эволюция животного мира (1 ч.)

Палеонтологические, анатомические, эмбриологические доказательства эволюции. Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 20. Природные сообщества (1 ч.)

Взаимосвязь организмов в природных сообществах. Пищевые цепи. Влияние человека на природные сообщества. Уничтожение фауны человеком. Охрана природы.

Тема 21. Обобщение (2ч)

Итоговое обобщение материала в форме проектной работы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Темы

Дата

Количество часов

Формы и методы занятий

Формы контроля знаний

1

Введение

1

Теоретическое занятие

Опрос

2

Одноклеточные, или Простейшие

1

Творческое занятие с использованием методов образного видения,эвристических вопросов

Тестовый контроль

3-5

Одноклеточные, или Простейшие

3

Практическое занятие «Выращивание и разведение инфузорий»

Проверка результатов практического занятия

6

Многоклеточные.

Тип Губки

1

Лекция с элементами беседы

7-8

Тип Кишечнополостные Гидра

1

Творческое, коллективное занятие с использованием предложенных слайдов

Презентации учащихся; проверка рассказа «Медузы»

9-10

Тип Плоские черви.

Белая планария

2

Лекция с элементами рассказа и использованием методов сравнения и ошибок

Проверка таблицы в тетради

11

Тип Круглые черви. Аскарида

         1

Лекция с элементами беседы

12-13

Тип Кольчатые черви. Дождевой червь

2

Практическое занятие «Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей»

Проверка результатов практического занятия

14-15

Тип Моллюски

2

Коллективное творческое занятие

Проверка написания очерка «Образование жемчуга»

16

Тип Иглокожие

1

Теоретическое, частично поисковое занятие

Презентации учащихся

17-18

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные. Речной рак

2

Практическое занятие «Разнообразие членичтоногих»

Творческое индивидуальное

занятие с постановкой проблемы

Проверка написания рассказа «Значение ракообразных для человека»

19-20

Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик

1

Лекция с элементами беседы

Тестовый

контроль

21-22

Тип Членистоногие.

Класс Насекомые

2

Творческое задание с использованием

методов образного видения, эвристических вопросов, фактов, прогнозирования, ошибок

Взаимопроверка тетрадей, составление таблицы «Насекомые-вредители»

23

Тип Хордовые.

Низшие хордовые животные

1

Лекция с элементами беседы

Опрос

24-25

Тип Хордовые. Классы рыб (Хрящевые и Костные)

2

Творческое коллективное занятие

Проверка написания очерка «Мои аквариумные рыбки»

26-27

Класс Земноводные. Прудовая лягушка

2

Практическое занятие «Адаптации к среде обитания у земноводных»

Проверка таблицы и  выводов в тетради

27-28        

Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица

2

Практическое занятие «Адаптации к среде обитания у пресмыкающихся»

Взаимопроверка выводов  в тетради

29-30

Класс Птицы.

Сизый голубь

2

Творческое  занятие с использованием методов символического видения,ошибок, эврисического исследования

Проверка креативного задания

30-31

Класс Млекопитающие. Собака

2

Экскурсия в ветеринарную клинику

Проверка записей в тетради, презентаций учащихся с фото станции юннатов

32-33

Природные сообщества

        1

 «Жизнь животных», с демонстрацией презентаций  

Проверка составления пищевых цепей, презентаций учащихся

34-35

Обобщение материала по курсу. Подготовка проектной работы «Занимательная зоология»

2

Итого

35 часов

Список литературы для учителя:

  1. Акимушкин И. И. Мир животных. М.: Просвещение, 2004.
  2. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.
  3. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 кл: . Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Догель В. А. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 2007.
  5. Константинов В. М. и др. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2007.
  6. Степанчук Н. А. Практикум по экологии животных. Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. М.: Просвещение,2009.

Список литературы для учащихся:

  1. Герасимов В. М. Беспозвоночные, изучение их в школе. М.: Просвещение, 2008
  2. Лункевич В. С. Занимательная биология. М.: Наука, 2009.
  3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии М.: Просвещение, 2011
  4. Молис С.А Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов. М.: Просвещение, 2011
  5. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта +, 2009.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования г. Нягань

«Общеобразовательная средняя школа № 3»

Рассмотрено

на заседании методического совета МБОУ ОСШ № 3

Протокол № 1

от«__» _______2014г.

Согласовано

Заместитель директора

поУВР МБОУ ОСШ №3

_____        /______________/

ФИО

«___» _________2014г.

Утверждаю

Директор  МБОУ ОСШ № 3

________/Н.Г.Лоленко/

Приказ №______

от«___» ________2014г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Занимательная зоология»

по биологии

для учащихся 7-х классов (35 часов)

Скрипкиной Светланы Валентиновны

                                                                                   

г. Нягань

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………...3

Учебно-тематический план факультативного курса………………………5

Содержание  факультативного курса……………………………………….6

Календарно-тематический план факультативного курса………………….10

Литература…………………………………………………………………....14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках школьной программы не всегда удается познакомить учащихся с особенностями биологии тех или иных организмов. Факультативный курс "Занимательная зоология" разработан как дополнение к курсу биологи для учащихся 7-го класса, так как много информации остается за страницами учебника.

        Программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю в течение учебного года.

 Цели курса:

  1. На основе расширенного изучения курса "Животные" раскрыть и развить творческие способности учащихся;
  2. Систематизировать их знания о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия.

Задачи:

  1. расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
  2. развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепараторами), компьютером (создание презентаций);
  3. воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.

Методы и формы:

Изучение программного материала проходит на лекционных и практических занятиях.  В ходе проведения занятий применяются различные методы обучения: словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия); наглядный (демонстрация   натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов,  анимаций,   фотографий, таблиц, схем в цифровом формате); частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи); практический (наблюдение за живыми объектами, доказательство на основе опыта и др.); формы обучения: коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.); групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в  парах  и т.п.); индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др); виды самостоятельной работы:  творческие задания, проекты.  Применение данных форм и методов работы позволяет всесторонне представить материал, трансформировать теоретические знания и практические умения.

Формы контроля знаний:

  • тестовый
  • опрос
  • проверка креативных заданий, очерков, рассказов
  • проверка выводов и результатов практических занятий

В конце факультативного курса по материалам, подготовленным учащимися с использованием литературных источников, специальной научно-популярной литературы и собственных наблюдений планируется подготовить проектную работу.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны знать:

  • классификацию животного мира
  • жизненные формы животных
  • организацию животных
  • значение животных и меры их защиты

уметь:

  • самостоятельно выполнять творческую работу
  • работать с различными информационными источниками
  • анализировать и делать выводы из полученной информации
  • творчески подходить к решению задачи

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Наименование

разделов, тем

Общее количество часов

Теория

Практика

часы

часы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Введение

Одноклеточные, или Простейшие

Беспозвоночные

Позвоночные

Эволюция животного мира

Природные сообщества

Обобщение

1

4

15

11

1

1

2

1

1

8

6

1

3

7

5

1

2

Итого

35

17

18

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Тема 1. Введение (1 ч.)

Краткие сведения о многообразии животного мира. Этапы развития зоологии. Сходство и различие растительной и животной клетки. Среды жизни и местообитания. Взаимоотношения животных в природе: мутуализм. Человек и животные. Классификация животных.

Тема 2. Одноклеточные, или Простейшие (4 ч.)

Особенности организации. Органеллы - структурные элементы клетки. Цитоплазма и ядро в клетке простейших. Форма клетки. Способы передвижения. Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия.

Тема 3. Многоклеточные. Тип губки (1 ч.)

Особенности организации многоклеточных животных и их отличия от простейших. Ткани и органы. Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля, И. Мечникова. Среда обитания губок. Почкование как способ размножения. Многообразие и значение губок.

Тема 4. Тип Кишечнополостные. Гидра (1 ч.)

Гидра - низшее многоклеточное животное. Полипы и медузы: форма тела и образ жизни. Реактивный способ движения медуз. Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы.

Тема 5. Тип Плоские черви. Белая планария (2 ч.)

Паразитический образ жизни плоских червей. Билатеральная симметрия. Гермафродитизм. Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.

Тема 6. Тип Круглые черви. Аскарида (1 ч.)

Круглые черви - представители всех сред обитания. Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза.

Тема 7. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь (2 ч.)

Билатерально-симметричное строение кольчатых червей. Особенности строения пищеварительной, выделительной и кровеносной систем. Половое и бесполое размножение. Регенерация дождевого червя. Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.

Тема 8. Тип Моллюски (2 ч.)

Моллюски - мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники. Мантийная полость. Паразитизм, как стадия развития моллюсков. Раковины брюхоногих, двустворчатых. Образование жемчуга. Промысловые моллюски.

Тема 9. Тип Иглокожие (1 ч.)

Особенности внешнего строения - радиальная симметрия. Водно-сосудистая система. Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.

Тема 10. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак (2 ч.)

Сегменты тела членистоногих. Хитиновый покров. Особенности внутреннего строения членистоногих. Образ жизни речного рака. Зоопланктон. Многообразие ракообразных. Промысловое значение ракообразных (крабы, креветки, кальмары, раки).

Тема 11. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

Паук-крестовик (1 ч.)

Паукообразные - хищники. Внешнее строение паука-крестовика. Внекишечное переваривание. Особенности дыхательной системы (легочные мешки и трахеи). Партеногенез.

Тема 12. Тип Членистоногие. Класс Насекомые (2 ч.)

Самая многочисленная группа животных. Значение насекомых в природе. Особенности строения органов зрения (фасеточные глаза). Многообразие крыльев и ротового аппарата насекомых. Основные отряды насекомых. Значение насекомых в природе. Одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд, медоносная пчела).

Тема 13. Тип Хордовые. Низшие хордовые животные (1 ч.)

Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда. Классификация низших хордовых. Среда обитания и внешнее строение ланцетника. История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых.

Тема 14. Тип Хордовые. Классы рыб (Хрящевые и Костные) (2 ч.)

Общая характеристика. Строение чешуи речного окуня. Скелет. Функция плавательного пузыря. Особенности процесса дыхания и кровообращения у рыб. Боковая линия - гидростатический орган. Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты). Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные). Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.

Тема 15. Класс Земноводные. Прудовая лягушка (2 ч.)

Особенности внешнего строения взрослой особи и личинки лягушки - головастика. Легочное и кожное дыхание. Зависимость температуры тела от температуры окружающей среды. Охота земноводных. Способы питания пип. Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана земноводных.

Тема 16. Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица (2 ч.)

Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Роговые пластины. Черепахи фауны России. Высокоорганизованный отряд Крокодилы. Промысел и разведение черепах и крокодилов.

Тема 17. Класс Птицы. Сизый голубь (2 ч.)

Птицы - первые теплокровные позвоночные животные. Строение контурного пера. Особенности двойного дыхания. Гнездовые и выводковые птицы. Птицы лесов. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых пространств. Хищные птицы. Птицы городов. Брачное поведение птиц. Перелетные птицы. Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство.

Тема 18. Класс Млекопитающие. Собака (2 ч.)

Млекопитающие - высшие теплокровные животные. Внешнее строение и особенности организации нервной, кровеносной систем. Первозвери (утконос, ехидна). Общая характеристика основных отрядов. Сезонные явления в жизни млекопитающих: линька, рождение детенышей, кочевки, миграции, спячка, зимний сон. Значение млекопитающих в природе, и хозяйственной деятельности человека. Животноводство. Охрана млекопитающих.

Тема 19. Эволюция животного мира (1 ч.)

Палеонтологические, анатомические, эмбриологические доказательства эволюции. Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 20. Природные сообщества (1 ч.)

Взаимосвязь организмов в природных сообществах. Пищевые цепи. Влияние человека на природные сообщества. Уничтожение фауны человеком. Охрана природы.

Тема 21. Обобщение (2ч)

Итоговое обобщение материала в форме проектной работы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Темы

Дата

Количество часов

Формы и методы занятий

Формы контроля знаний

1

Введение

1

Теоретическое занятие

Опрос

2

Одноклеточные, или Простейшие

1

Творческое занятие с использованием методов образного видения,эвристических вопросов

Тестовый контроль

3-5

Одноклеточные, или Простейшие

3

Практическое занятие «Выращивание и разведение инфузорий»

Проверка результатов практического занятия

6

Многоклеточные.

Тип Губки

1

Лекция с элементами беседы

7-8

Тип Кишечнополостные Гидра

1

Творческое, коллективное занятие с использованием предложенных слайдов

Презентации учащихся; проверка рассказа «Медузы»

9-10

Тип Плоские черви.

Белая планария

2

Лекция с элементами рассказа и использованием методов сравнения и ошибок

Проверка таблицы в тетради

11

Тип Круглые черви. Аскарида

         1

Лекция с элементами беседы

12-13

Тип Кольчатые черви. Дождевой червь

2

Практическое занятие «Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей»

Проверка результатов практического занятия

14-15

Тип Моллюски

2

Коллективное творческое занятие

Проверка написания очерка «Образование жемчуга»

16

Тип Иглокожие

1

Теоретическое, частично поисковое занятие

Презентации учащихся

17-18

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные. Речной рак

2

Практическое занятие «Разнообразие членичтоногих»

Творческое индивидуальное

занятие с постановкой проблемы

Проверка написания рассказа «Значение ракообразных для человека»

19-20

Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик

1

Лекция с элементами беседы

Тестовый

контроль

21-22

Тип Членистоногие.

Класс Насекомые

2

Творческое задание с использованием

методов образного видения, эвристических вопросов, фактов, прогнозирования, ошибок

Взаимопроверка тетрадей, составление таблицы «Насекомые-вредители»

23

Тип Хордовые.

Низшие хордовые животные

1

Лекция с элементами беседы

Опрос

24-25

Тип Хордовые. Классы рыб (Хрящевые и Костные)

2

Творческое коллективное занятие

Проверка написания очерка «Мои аквариумные рыбки»

26-27

Класс Земноводные. Прудовая лягушка

2

Практическое занятие «Адаптации к среде обитания у земноводных»

Проверка таблицы и  выводов в тетради

27-28        

Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица

2

Практическое занятие «Адаптации к среде обитания у пресмыкающихся»

Взаимопроверка выводов  в тетради

29-30

Класс Птицы.

Сизый голубь

2

Творческое  занятие с использованием методов символического видения,ошибок, эврисического исследования

Проверка креативного задания

30-31

Класс Млекопитающие. Собака

2

Экскурсия в ветеринарную клинику

Проверка записей в тетради, презентаций учащихся с фото станции юннатов

32-33

Природные сообщества

        1

 «Жизнь животных», с демонстрацией презентаций  

Проверка составления пищевых цепей, презентаций учащихся

34-35

Обобщение материала по курсу. Подготовка проектной работы «Занимательная зоология»

2

Итого

35 часов

Список литературы для учителя:

  1. Акимушкин И. И. Мир животных. М.: Просвещение, 1994.
  2. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.
  3. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 кл: . Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Догель В. А. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1984.
  5. Константинов В. М. и др. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2000.
  6. Степанчук Н. А. Практикум по экологии животных. Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. М.: Просвещение,1999.

Список литературы для учащихся:

  1. Герасимов В. М. Беспозвоночные, изучение их в школе. М.: Просвещение, 1978
  2. Лункевич В. С. Занимательная биология. М.: Наука, 1962.
  3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии М.: Просвещение, 1981
  4. Молис С.А Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов. М.: Просвещение, 1971
  5. Сабунаев В. Занимательная ихтиология. Л.: Детская литература, 1967.
  6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта +, 1999.

Дополнительные информационные ресурсы:

  1. http://www.ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html
  2. http://www.km-school.ru/r1/general/a1.asp
  3. http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13803
  4. http://www.college.ru/biologi/ - электронный учебник по биологии
  5. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html - ресурсы по биологии
  6. http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - база данных по биологии
  7. http://mega.km.ru/animals/ - всё о домашних животных.