ЕГЭ

Усова Вера Викторовна

Публикации:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика решения задач ЕГЭ  по биологии

Подготовила и провела Усова В. В.

Основные типы задач по цитологии:

  • Определение процентного содержания нуклеотидов в ДНК ;
  • Расчетные задачи, по определению количества аминокислот в белке и по количеству нуклеотидов и триплетов в ДНК или РНК;
  •  Задачи по работе с таблицей генетического кода, и на знание процессов  транскрипции и трансляции;

Задача первого типа.

   Задача: в молекуле ДНК содержится 17% аденина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится других нуклеотидов. 

    Решение:

  • Количество аденина равно количеству тимина, следовательно, тимина в этой молекуле содержится 17%.
  • На гуанин и цитозин приходится 100% — 17% — 17% = 66%.
  • Т.к. их количества равны, то Ц=Г=33%.

Задача второго типа.

    Задача: в трансляции участвовало 30 молекул тРНК.   Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Решение:

 

 1. Если в синтезе участвовало 30 т-РНК, то они перенесли 30 аминокислот.

   

2.Поскольку одна аминокислота кодируется одним триплетом, то в гене будет 30 триплетов или 90 нуклеотидов.

Задача третьего типа.

Задача: фрагмент одной из цепей ДНК : ААГГЦТАЦГТТГ.  Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка.

    Решение:

  • По правилу комплементарности определяем фрагмент и-РНК и разбиваем его на триплеты: УУЦ-ЦГА-УГЦ-ААУ.
  • По таблице генетического кода определяем последовательность аминокислот: фен-арг-цис-асн.

Типы задач по генетике.

  • Алгоритм решения задач
  • Правила при решении генетических задач
  • Оформление задач по генетике
  • Запись условия и решения задач
  • Примеры решения задач:
  • Моногибридное  скрещивание
  •  Анализирующее  скрещивание
  • Промежуточное  наследование
  • Дигибридное  скрещивание
  • Сцепленное  с полом наследование

Алгоритм решения генетических задач.

  • Внимательно прочтите условие задачи.
  • Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).
  • Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
  • Определите и запишите типы   гамет,  которые образуют скрещиваемые особи.
  • Определите и запишите генотипы и фенотипы  полученного от скрещивания потомства.
  • Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
  • Запишите ответ на вопрос задачи.

Правила при решении генетических задач.

  • Правило первое.

       Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.

  •  Правило второе.

       Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

  •  Правило третье. 

       Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.

  •  Правило четвертое. 

       Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны.

 

  • Правило пятое. 

        Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:4 , 9:6:1 , 9:7 , 12:3:1, то это свидетельствует о взаимодействии генов, а расщепление в отношениях 12:3:1, 13:3 и 15:1 – об эпистатическом взаимодействии генов.

Оформление задач по генетике.

Условные обозначения при решении генетических задач:

♀ - женский организм    

♂ - мужской организм

Х – знак скрещивания

Р – родительские формы

F1, F2 –дочерние организмы первого и второго поколений

А, В – гены, кодирующие доминантные признаки

а, b – гены, кодирующие рецессивные признаки

АА, ВВ – генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку

аa, bb – генотипы особей, моногомозиготных по рецессивному признаку

Aa, Bb – генотипы гетерозиготных особей

AaBb – генотипы дигетерозигот

A, a, B, b – гаметы.

Если речь идет о людях:          женщина;         мужчина

                     - женщина и мужчина, состоящие в браке

    Запись условия и решения задач.

Дано: 

А – ген кареглазости

а- ген голубоглазости

♀ - Аа

♂- аа

_____________________

Генотип F1-?

Решение: 

Р ♀ Аа        Х        ♂аа

    карий                голубой

Гаметы А, а             а, а

F1 Аа(карий) ,  аа(голубой)

Аа(карий) ,  аа(голубой)

Расщепление в соотношении 1:1;

Ответ: 50% - глаза голубые; 50% - глаза карие. 

Решетка пеннета.

Примеры решения задач:
1. Моногибридное скрещивание.

Задача

      Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Дано:                                              Решение:

пол    

а – гладкая окраска                     Р: ♀Аа      х       ♂Аа

А – полосатая окраска                G   А   а               А    а

Р: ♀Аа х ♂Аа                                 F1 :   АА:      Аа:    Аа:   аа    

Найти: F1  -?                                           пол ,   пол,  пол, глад

Ответ: 75% - с полосатой окраской;

             25% - с гладкой окраской.

2. Анализирующее скрещивание.

Задача: У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм.

Дано:                                                                               Решение:

А – серый цвет                        

                                                                                         

а – черный цвет                                                Р: ♀А? (сер)      х       ♂аа (чер)

                                                     

F1 – сер х чер.                                                      G   А   ?                           а

 50% сер.: 50% чер.                                                           F1 :   Аа   :   аа

                                                                                                   сер.    чер.

Найти: генотипы Р - ?                              

                                                                                   

                                                                                         

                                                        Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1,                

                                                      следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа.

                                                      Ответ: генотипы родителей Р – Аа, аа.

4. Дигибридное скрещивание.

Дигибридным называют скрещивание в котором участвуют особи, отличающиеся по двум парам аллелей.

Задача.

Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются, как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками  и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?

Дано:

А – полидактилия                           Решение: Р: АаВв                          АаВв

а -  здоровые                                           G  АВ  Ав  аВ  ав                АВ  Ав  аВ  ав    

В – близорукость                             F1                      АВ                        Ав                 аВ                ав                                                                                      

в -  здоровые                                            АВ         ААВВ                   ААВв            АаВВ           АаВв

Р :    АаВв                                                   Ав          ААВв                   Аавв            АаВВ           Аавв

        АаВв                                                   аВ          АаВВ                   АаВв            ааВВ           ааВв  

Найти : F 1 без аномалий - ?                    ав           АаВв                    Аавв            ааВв           аавв  

                           

                                   Ответ: вероятность рождения детей без аномалий (аавв) составляет  1/16.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

  • Доминантные гены, локализованные в Х – хромосоме
  • Рецессивные гены, локализованные в Х – хромосоме
  • Гены, локализованные в Y – хромосоме

Рецессивные  гены, локализованные

в  х – хромосоме.

P: нарушенное потоотделение     x   нормальное потоотделение

                  Ха Ха                                           ХА Y

Мейоз

G:

Случайное

Оплодотворение

F1                                   нарушенное потоотделение               % ?

                                                     ½  Xa Y

                                    нормальное потоотделение

                                                1/2 ХА Ха

Ответ: при записи ответа задачи учитывать следующие моменты:

  1. Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах.
  2. Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного  ответа, даётся отрицательный ответ
  3. Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика решения задач ЕГЭ по биологии

Слайд 2

Методика решения задач ЕГЭ по биологии Основные типы задач по цитологии : Определение процентного содержания нуклеотидов в ДНК ; Расчетные задачи, по определению количества аминокислот в белке и по количеству нуклеотидов и триплетов в ДНК или РНК; Задачи по работе с таблицей генетического кода, и на знание процессов транскрипции и трансляции;

Слайд 3

Задача первого типа Задача : в молекуле ДНК содержится 17% аденина . Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится других нуклеотидов.

Слайд 4

Решение : Количество аденина равно количеству тимина , следовательно, тимина в этой молекуле содержится 17%. На гуанин и цитозин приходится 100% — 17% — 17% = 66%. Т.к. их количества равны, то Ц=Г=33%.

Слайд 5

Задача второго типа Задача : в трансляции участвовало 30 молекул тРНК . Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Слайд 6

Решение : 1. Если в синтезе участвовало 30 т-РНК , то они перенесли 30 аминокислот. 2.Поскольку одна аминокислота кодируется одним триплетом, то в гене будет 30 триплетов или 90 нуклеотидов.

Слайд 7

Задача третьего типа Задача : фрагмент одной из цепей ДНК : ААГГЦТАЦГТТГ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка.

Слайд 8

Решение : По правилу комплементарности определяем фрагмент и-РНК и разбиваем его на триплеты: УУЦ-ЦГА-УГЦ-ААУ. По таблице генетического кода определяем последовательность аминокислот: фен-арг-цис-асн ( фенилаланин-аргинин-цистеин-аспарагин )

Слайд 9

Типы задач по генетике Алгоритм решения задач Правила при решении генетических задач Оформление задач по генетике Запись условия и решения задач Примеры решения задач: Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание Промежуточное наследование Дигибридное скрещивание Сцепленное с полом наследование

Слайд 10

Алгоритм решения генетических задач Внимательно прочтите условие задачи. Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи). Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения. Запишите ответ на вопрос задачи.

Слайд 11

Правила при решении генетических задач Правило первое . Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны . Правило второе . Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна , а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

Слайд 12

Правило третье. Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны . Правило четвертое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны . Правило пятое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:4 , 9:6:1 , 9:7 , 12:3:1, то это свидетельствует о взаимодействии генов.

Слайд 13

Оформление задач по генетике Условные обозначения при решении генетических задач: ♀ - женский организм ♂ - мужской организм Х – знак скрещивания Р – родительские формы F1, F 2 –дочерние организмы первого и второго поколений А, В – гены, кодирующие доминантные признаки а, b – гены, кодирующие рецессивные признаки АА, ВВ – генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку аa , bb – генотипы особей, моногомозиготных по рецессивному признаку Aa , Bb – генотипы гетерозиготных особей AaBb – генотипы дигетерозигот A, a, B, b – гаметы . Если речь идет о людях: женщина; мужчина - женщина и мужчина, состоящие в браке

Слайд 14

Запись условия и решения задач Дано : А – ген кареглазости а- ген голубоглазости ♀ - Аа ♂- аа _____________________ Генотип F1-? Решение: Р ♀ Аа Х ♂ аа карий голубой Гаметы А, а а , а F1 Аа (карий) , аа ( голубой ) Аа (карий) , аа ( голубой ) Расщепление в соотношении 1:1; Ответ: 50% - глаза голубые ; 50% - глаза карие.

Слайд 15

Решетка Пеннета а а А Аа карие Аа карие а аа голубые аа голубые аа Аа

Слайд 16

Примеры решения задач: 1. Моногибридное скрещивание Задача Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Дано: Решение: пол а – гладкая окраска Р: ♀ Аа х ♂ Аа А – полосатая окраска G А а А а Р: ♀ Аа х ♂ Аа F1 : АА: Аа : Аа : аа Найти: F1 -? п ол , пол , пол , глад Ответ: 75% - с полосатой окраской; 25% - с гладкой окраской.

Слайд 17

2. Анализирующее скрещивание Задача: У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм. Дано: Решение : А – серый цвет а – черный цвет Р: ♀А? (сер) х ♂ аа ( чер ) F1 – сер х чер . G А ? а 50% сер.: 50% чер . F1 : Аа : аа сер. чер . Найти: генотипы Р - ? Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1, следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа . Ответ: генотипы родителей Р – Аа , аа .

Слайд 18

3. Промежуточное наследование Задача. Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки. Дано: Решение: Р 1 : ♀АА(нор) х ♂ аа (лист) А – нормальная форма G А а а - листовидная F 1 : Аа – промежуточная форма чашечки. Аа – промежуточная форма Р 1 : ♀ Аа х ♂ А а Р: ♀ Аа х ♂ Аа G А а А а Найти: генотипы F 2 : АА : Аа : Аа : аа и фенотипы F 2 - ? нор. п ром . п ром . лист. по фенотипу: 1 : 2 1; по генотипу: 1АА :2Аа : 1аа Ответ: 1 АА : 2 Аа : 1 аа; 25% имеют нормальную чашечку, 50% - промежуточную и 25% - листовидную.

Слайд 19

4. Дигибридное скрещивание Дигибридным называют скрещивание в котором участвуют особи, отличающиеся по двум парам аллелей. Задача. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются, как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам? Дано: А – полидактилия Решение: Р: АаВв АаВв а - здоровые G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав В – близорукость F1 АВ Ав аВ ав в - здоровые АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв Р : АаВв Ав ААВв Аавв АаВВ Аавв АаВв аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв Найти : F 1 без аномалий - ? ав АаВв Аавв ааВв аавв Ответ: вероятность рождения детей без аномалий ( аавв ) составляет 1/16.

Слайд 20

Наследование признаков, сцепленных с полом Доминантные гены, локализованные в Х – хромосоме Рецессивные гены, локализованные в Х – хромосоме Гены, локализованные в Y – хромосоме

Слайд 21

Рецессивные гены, локализованные в х - хромосоме P: нарушенное потоотделение x нормальное потоотделение Х а Х а Х А Y Мейоз G: Случайное Оплодотворение F1 нарушенное потоотделение % ? ½ X a Y нормальное потоотделение 1/2 Х А Х а Х а Х А Y

Слайд 22

Гены, локализованные в Y - хромосоме P: Гипертрихоз - x Гипертрихоз + Х Х Х Y в Мейоз G: Случайное Оплодотворение F1 : 100% : 100% Гипертрихоз - Гипертрихоз + ХХ Х Y в Х Х Y b

Слайд 23

Ответ При записи ответа задачи учитывать следующие моменты: Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах. Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного ответа, даётся отрицательный ответ Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.

Слайд 24

Спасибо за внимание!