Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся
Работа с одарёнными детьми:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие способностей обучающихся
учитель биологии МБОУ «Витимская СОШ»
Усова Вера Викторовны
2019 год
В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.
Одним из главных направлений моей работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.
Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией, родителями.
Учитывая возрастные особенности учеников, я строю свою работу поэтапно:
год | Этапы | Способы | Результат |
2014-2015 | Диагностический этап | педагогическая диагностика; психологическая диагностика; специальная диагностика (углубленная); диагностический мониторинг (анализ динамики развития ). | Карта одарённого ребёнка |
2015 – 2016 | Выделение группы детей со специальными способностями | Углубленная диагностика с целью определения зоны их ближайшего развития. Подбор литературы по тематике; создание банка информации по работе с одаренными детьми; подготовка бесед по проблемам одаренности; просветительская работа с родителями. составление планирования ИГЗ (индивидуально-групповые занятия) | Участие в олимпиадах, конкурсах. Создание мини-проектов. Проведение родительских собраний. «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников». «Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке». Анкетирование |
2016 – 2017 | Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися | Составление планирования ИГЗ (индивидуально-групповые занятия) Банка информации по работе с одаренными детьми; | Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах. Проектная деятельность |
2017 – 2018 | Поддержка и стимулирование одаренных детей | Поощрение их активности; развитие стремления к самообучению | Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах. Проектная деятельность Портфолио ученика |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта одарённого ребёнка
Класс___________
Ф.И.____________________________________
Возраст _____год __________месяц
№ | ||
Сведения о родителях. (Ф.И.О. отца, матери) | ||
Результаты психологической диагностики | ||
Результаты педагогической диагностики | ||
Результаты социометрического исследования | ||
Область одаренности | ||
Признаки одаренности | ||
Диагностика одаренности | ||
Выводы и рекомендации |
Анкетирование
Инструкция для родителей
- Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
- На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
- Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
- 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
- 3) петь, музицировать;
- 4) заниматься физкультурой;
- 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
- 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
- 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
- 8) играть с техническим конструктором;
- 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
- 10) самостоятельно рисовать;
- 11) играть в спортивные, подвижные игры;
- 12) руководить играми детей;
- 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
- 14) ходить в магазин за продуктами;
- 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
- 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
- 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
- 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
- 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
- 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
- 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
- 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
- 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
- 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
- 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
- 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
- 27) ухаживать за домашними растениями;
- 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
- 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
- 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
- 31) участвовать в постановке спектаклей;
- 32) заниматься спортом в секциях и кружках;
- 33) помогать другим людям;
- 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
- 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
- Дата ___________ Фамилия, имя_________________
- Обработка результатов
- Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
- научная
- творческая
- спортивная
Предварительный просмотр:
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы[1].
Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.
Вопросы анкеты:
- Тебе нравится в школе или не очень?
-не очень €; - нравится€; - не нравится€;
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома€; - бывает по-разному€; - иду с радостью€;
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
- не знаю€; - остался (осталась) бы дома€; - пошёл (пошла) бы в школу€;
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится€; - бывает по-разному€; - нравится€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел (а) бы€; - не хотел (а) бы€; - не знаю€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю€; - не хотел (а) бы€; - хотел (а) бы€;
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто€; - редко€; - не рассказываю€;
- Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю€; - хотел (а) бы€; - не хотел (а) бы€;
- У тебя в классе много друзей?
- мало€; - много€; - нет друзей€;
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся€; - не очень€; - не нравятся€.
Обработка результатов:
Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.
№ вопроса | Оценка | ||
За первый ответ | За второй ответ | За третий ответ | |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Уровни школьной мотивации:
- 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
- 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
- 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
- 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
- ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
[1] Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, однако такой способ анкетирования затруднён в первом классе, так как дети ещё плохо читают.
Предварительный просмотр:
Особенности работы с одаренными детьми в сельской школе.
Совсем недавно наша Витимская школа, расположенная на берегу славной реки Витим, отпраздновала свой вековой юбилей, а сегодня перед учителями встают новые проблемы и задачи.
Вопрос о создании системы поддержки талантливых детей для руководителей и учителей сельских школ стоит наиболее остро. Несмотря на то, что в стране осуществляется целенаправленная государственная политика в этом направлении, для сельских школ остаются актуальными нехватка квалифицированных кадров, недостаточно развито материально-техническое обеспечение. В рамках реализации программы Д. Медведева «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»» в школе необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят.
Одно из самых больших зол для одаренных детей – интеллектуальная недогрузка. Безвозвратно уходит время, каждый час которого в юном возрасте важен. Страшно, если из-за недостатков учебной программы пропадет интерес к школьному обучению. Если программа не соответствует способностям, то у детей не формируются волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, не закрепляется привычка к постоянному труду – им все слишком легко дается. А школа должна быть трудной для всех, чтобы напрягались «мускулы воли».
Есть много способов увлечь детей, развивать их интеллектуальные способности, ликвидировать «недозагрузку» школьной программой.
Одним из условий работы с талантливыми детьми является организация научно – исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.
В нашей школе многие учителя занимаются с учащимися научно-исследовательской работой. На протяжении нескольких лет учащиеся нашей школы принимают активное участие в НПК разного уровня. Ребята неоднократно становились призерами и участниками республиканских и районных научно-практических конференций таких как «Национальное достояние России», «Шаг в будущее», «Будущее Баунта». В школе систематически проводятся НПК («Школьные болезни» - руководитель Усова В. В., «История школы – наша история» - руководитель Усова В. В.) которые являются стартовой площадкой для учащихся в дальнейшей работе. Усова В. В., Карпова Л. А., Синицына О. А., и другие – учителя в работе которых «красной линией» проходит научно-исследовательская деятельность учащихся.
Широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, марафонах. Сегодня многие учителя со своими воспитанниками участвуют в дистанционных мероприятия. С особым энтузиазмом в эту работу включились учителя и ученики начальной школы. Особенно хочется отметить Пичихину И. В. , Ощепкову О. В. , Яковлеву Р. В. , Очирову Ц. Д-Д. Но и учителя предметники не остались в стороне: учитель химии Золотуева В. М, учитель русского языка и литературы Федорова Н. И., учитель биологии Усова В. В.. Все учителя имеют призеров Всероссийских дистанционных мероприятий.
Талантливые дети – это когда рядом талантливые педагоги – мастера. Создание целостной системы в работе по поддержке одаренных детей невозможно без профессионального мастерства, постоянной наставнической и психологической поддержки педагогов, активно участвующих в судьбах одаренных и талантливых школьников. Поддержка педагогов окрыляет юные таланты, помогает им сделать правильный выбор учебного заведения по окончанию школы, оказать помощь в профессиональном самоопределении.
Усова Вера Викторовна.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».
Программа по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей по биологии.
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь учителю истории и обществознания обратить внимание на школьников, обладающих способностями по истории и обществознанию. Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Педагоги должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.
Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения необходимо поднять на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности. Создание данной программы было обусловлено необходимостью обеспечивающей развитие способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности.
Нацелить обучающихся на большую и интересную работу поможет систематическое проведение уроков с практической направленностью, включающих в себя задачи нравственного содержания, доклады обучающихся, практические работы, проектные работы.
Программа ориентирована на детей в возрасте - 11-15 лет.
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Биологии», создание условий для самореализации способностей обучающихся.
Задачи:
1.Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по биологии.
2.Понимание важности изучения биологии в современном мире.
3.Развитие интеллекта и творческой активности учащихся.
4.Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
5.Развитие интереса к исследовательской деятельности.
6.Участие в олимпиадных и конкурсных мероприятиях.
7.Создание портфолио.
Методические принципы:
1.Единство обучения и воспитания.
2.Создание условий для развития результативности интеллектуальной и творческой активности обучающихся.
3.Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.
4.Практическое применение знаний в ситуациях, приближенных к жизненным.
Основные направления реализации программы
• выявление одаренных обучающихся;
• создание банка данных «Одаренные дети» в классе;
• организация консультаций;
• разработка индивидуальных форм работы, распределение в кружки, секции по интересам;
• создание индивидуальной траектории развития обучающихся;
• включение учащихся в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, муниципальные, всероссийские конкурсы и олимпиады;
Сроки реализации: 2016-2020 г.
Этапы работы:
- этап – аналитический (2016-2017 уч. год) - выявление одаренных детей с целью учета их интересов и успехов в учебной и внеучебной деятельности по истории и обществознанию.
- этап - диагностический (2017-2018 уч. год) - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
Формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
- этап –(2018-2020 уч. год) формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Педагогические методики:
- метод проектов Л. С. Выготский,
- метод индивидуального подхода Е. И. Пассов, Г. А. Китайгородская,
- личностно-ориентированное и развивающее обучение И. С. Якиманская.
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
1.наблюдение на уроках и во внеурочной деятельности,
2.анализ, беседы, деловые и ролевые игра,
3.анкетирование, тестирование, опрос,
4.совместная деятельность, в том числе проектная и исследовательская.
Диагностический инструментарий:
- Уровень владения Интернет-ресурсами.
- Умение систематизации и классификации полученной информации.
- Умение работать с портфолио.
4.Участие в олимпиадах, конкурсах и проектах.
Диагностические этапы:
- Педагогическая диагностика.
- Психологическая диагностика.
- Специальная углубленная диагностика.
- Диагностический мониторинг (анализ динамики развития).
Диагностики:
- Методика Торренса (модифицирована Е. Туник) Тест для изучения творческих способностей учащихся.
- Тест «Определение общих способностей» выявления умственных способностей обучающихся (Г. Айзенка), креативности (тест Д.Б. Богоявленской).
- Методика по изучению социализированности личности учащихся (М.И. Рожков).
- Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В.Овчарова).
- Мониторинг «Навыки сотрудничества» (Н.Ю.Яшин).
- Анкета «Познавательная направленность».
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
1.Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию.
2. Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции.
3.Формирование высокой речевой культуры.
4.Утверждение здорового образа жизни школьника.
5.Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Ожидаемые результаты
1. Развитие интереса к исследовательской деятельности, общего кругозора, интеллекта, творческой активности учащихся.
2.Повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
3. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
4.Повышение показателей успешности детей на школьных, муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Приложением
к программе является план работы по выявлению и развитию у обучающихся МБОУ «Витимская СОШ» интеллектуальных и творческих способностей по биологии.
2019-2020 учебный год
№п/п
Содержание работы
Сроки
1.
Составление банка данных обучающихся, имеющих высокий интеллектуальный и познавательный интерес.
Сентябрь
2.
Тестирование по предмету с целью выявления уровня развития познавательной деятельности, логического мышления, уровня обученности по биологии.
Сентябрь
3.
Выработка рекомендаций по подготовке к олимпиадам по биологии.
Сентябрь
4.
Консультации учащихся по подготовке к олимпиадам
Октябрь
5.
Индивидуальная, дифференцированная нагрузка
учащихся в зависимости от подготовленности и уровня развития познавательных интересов.
В течение
учебного года
6.
Проведение индивидуальной работы с одарёнными детьми в
В течение
урочное и внеурочное время
учебного года
7.
Организация участия учащихся в школьной олимпиаде по биологии.
Октябрь, декабрь
8.
Осуществление анализа олимпиадных работ школьного этапа по биологии
Ноябрь
9.
Организация участия в муниципальном этапе по биологии
Ноябрь, декабрь
10.
Организация и проведение внеклассных мероприятий,
направленных на развитие творческих способностей обучающихся.
В течение
учебного года
11.
Проведение предметных недель с активным участием одарённых детей
Декабрь, апрель
12.
Подготовка школьников к защите проектов
Февраль-март
13.
Создание банка олимпиадных заданий исследовательских
В течение
работ обучающихся
учебного года
14.
Организация и проведение консультаций с одарёнными детьми
В течение учебного года
15.
Изучение опыта работы учителей школы с одарёнными детьми
В течение учебного года
16.
Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов,
В течение
предусмотренных программой
учебного года
17.
Анализ работы с одарёнными детьми. Планы на будущее.
Май
Предварительный просмотр:
работы с одаренными
детьми «ЭРУДИТ».
Программа разработана учителем биологии и экологии
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
Усова В. В.
с. Романовка
Цели: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи:
1.Стимулирование учеников к участию в разнообразных способах учебной деятельности;
2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми в школе. Продолжение работы с детьми, склонными к научно- исследовательской и творческой работе.
3.Удовлетворение потребности в новой информаци (широкоинформацион
но– коммуникативная адаптация);
Сроки реализации программы:
с сентября 2019г по сентябрь 2020 г.; занятия- 1 раз в неделю.
Возраст учащихся: с 8 по 11 классы.
Пояснительная записка: Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей государства и общества в целом становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Для многих ребят конкурсы стали стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути. Можно сказать, что конкурсные состязания утвердили профессиональный выбор его участников и победителей. Мною накоплен определенный опыт по развитию творческих способностей детей, и в школе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся. В последнее время акценты с технических областей знаний смещается на научные исследования в области живой природы, и это не удивительно, так как появляются новые болезни, существует огромное количество проблем в области экологии. Биологические знания приобретают все большего значения и в развитии народного хозяйства. Поэтому человечество должно понимать, что наступил век биологии. У нас много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия педагогов для их привлечения на сторону биологической науки. К сожалению, существует множество проблем на пути решения этого вопроса:
- Биологические специальности, по мнению многих родителей, не престижны в настоящее время;
- Проблемы с трудоустройством выпускников ВУЗов (работа в основном в школах);
В каждой школе есть много детей, которых интересуют биологические дисциплины, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению.
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяют три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, , творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
- выполнение практических работ,
- дифференцированное обучение,
- создание проблемных ситуаций,
- использование различных видов игр,
- самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,
- учебные и тематические конференции, диспуты, дискуссии, круглые столы.
- участие в олимпиадах;
- защита проектов;
- элективные курсы;
Ресурсное обеспечение программы:
- библиотечный фонд – наличие литературы
- ИКТ
Критерий эффективности:
1 Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
2 Отсутствие неуспевающих по предмету;
3 Увеличение количества обучающихся выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его;
4 Учащиеся принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня:
5 Результаты реализации программы
План работы с одарёнными детьми:
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности. | сентябрь |
2 | Выявление одаренных детей. Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся | октябрь |
3 | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | в течение года |
4 | Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах | ежегодно |
5 | Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся | Регулярно |
6 | Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках | Еженедельно |
7 | Разработка планов индивидуальной работы с детьми;
| Еженедельно |
8 | Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе. | май |
9 | Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности. | ежегодно |
В комплект для диагностики рекомендую методики, ставшие уже традиционными:
• для определения уровня интеллектуального развития: тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др.; (Приложение №1)
• для оценки креативности: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Торренса Э. П. в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.); «Необычное использование» (тест Гилфорда Дж. в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.). (Приложение №2,3)
Результаты реализации программы.
Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность, умение выступать на большой аудитории.
Программа была утверждена на ШМО естественно – математического цикла Положительные результаты апробации программы прослеживаются на протяжении нескольких лет.
Используемая литература
- Савенков А.И. Коллективное творчество школьников. – Ярославль,2014.
- Воронин В.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. – Москва, 2014.
- Симоненко В.Д. Технология – 11 класс. Москва Издательский центр «Вента – Граф» 2014.
Приложение №1
- Тест Векслера/Детский вариант/
- Субтест 1. Осведомлённость
Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям №№ 1,2,3. Если все три задания - №№ 4,5,6 выполнены, то дать аванс за №№ 1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5 неудачах подряд.
Оценки: 1-0.
№ | Задания и контрольные ответы | Оценка |
1. | Сколько у тебя ушей? | |
1: Два. Пара. | ||
2. | Как называется этот палец? | |
1: Указательный. | ||
3. | Сколько ног у собаки? | |
1: Четыре. | ||
4. | От какого животного мы получаем молоко? | |
1: От коровы (или козы или верблюда). | ||
5. | Что нужно сделать, чтобы вода закипела? | |
1: Поставить на огонь (или газ, или плиту). Нагреть. | ||
6. | В каком магазине продают сахар? | |
1: В продовольственном (или другом где могут продавать сахар). | ||
7. | Сколько копеек в пятаке? | |
1: Пять. | ||
8. | Сколько дней в неделе? | |
1: Семь. | ||
9. | Кто основал город, который называется Санкт-Петербург? | |
1: Петр Первый. | ||
0: Строители. | ||
?: Ленин. (верно, город раньше назывался по имени Ленина, а кто его основал?) | ||
10. | Что такое пара? | |
1: Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе. | ||
0: Пара ног (или предметов). | ||
?: это количество. Парочками ходят в детском саду. (Верно. Так значит, что такое пара?) | ||
11. | Назови мне четыре времени года? | |
1: Зима, лето, осень, весна ( в любом порядке). | ||
12. | Какого цвета рубины? | |
1: Красного (Любого от светло-розового до темно-красного). | ||
0: Рубинового. | ||
13. | Где садится солнце? | |
1: На западе. (При указании рукой на запад или при ответе «за горизонтом»: «Верно, но какое это направление?). | ||
0: За тучу (или горы, или др.) | ||
14. | Для чего нужен желудок? | |
1: Он переваривает пищу. Обрабатывает пищу своим соком. Перерабатывает пищу. | ||
15. | Почему нефть или масло плавают на воде? | |
1: Потому что плотность воды больше (или нефти меньше). Легче. | ||
?: Легкая. (Да, но монета тоже легкая, а не плавает). | ||
16. | Кто написал «Евгений Онегин»? | |
1: Пушкин или Чайковский. | ||
17. | Что празднуют 9 мая? | |
1: Годовщина победы в Великой Отечественной войне. День Победы над фашистами. | ||
18. | Что такое SOS? | |
1: Сигнал бедствия. Призыв (или сигнал) о бедствии. Сигнал, когда корабль тонет. «Спасите наши души». | ||
19. | Каков примерно рост среднего человека? | |
1: 150-180 см. | ||
20. | Где расположена Италия? | |
1: На юге Европы. На Аппенинском полуострове. В Средиземном море. | ||
0: В Европе. На юго-западе Европы. На Балканском полуострове. Около Франции. На острове. | ||
21. | Сколько килограммов в центнере? | |
1: 100 кг. | ||
22. | Как называется столица Греции? | |
1: Афины. | ||
23. | Из чего получают скипидар? | |
1: Из хвойных деревьев (или дерева, или сосны, или ели, или смолы). | ||
0: Из спирта, бензина или нефти. | ||
24. | Сколько километров от Москвы до Владивостока? | |
1: 8-11 тыс. км. | ||
25. | Когда бывает 29 февраля? | |
1: через каждые 4 года. В високосном году. | ||
0: Зимой. В феврале. | ||
?: В этом (или таком-то году). Если год високосный спросить: «А когда еще будет?» | ||
26. | Кто открыл Южный полюс? | |
1: Амундсен. | ||
27. | Что такое барометр? | |
1: Прибор для измерения атмосферного давления. Прибор, предсказывающий погоду. | ||
0: Измеряет температуру. | ||
?: Для измерения погоды. | ||
28. | Что такое иероглиф? | |
1: Письменные знаки некоторых странах (Египте, Китае, Японии и др.) или у древних. Вид или знак письменности. Буквы в Китае (или др.). | ||
0: Клинопись. Что-то нарисовано. Знак. Буквы. | ||
29. | Кто такой Александр Македонский? | |
1: Великий полководец древности. Древнегреческий полководец. Завоеватель, жил до нашей эры. Покоритель Персии (или Египта). Глава греко-македоно-персидской державы. | ||
0: Великий русский полководец. | ||
?: Великий полководец. Военачальник. Предводитель македонцев. Полководец Македонии. | ||
30. | Что такое конфискация? | |
1: Принудительное (или безвозмездное) изъятие имущества в собственность государства по приговору суда (или в административном порядке, или по закону). Отбор имущества по закону. | ||
?: Отнятие (или изъятие) имущества. Насильственное (или принудительное) изъятие имущества. |
Результаты по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательной направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями.
Обратить внимание на следующие феномены:
- временное "забывание" - когда испытуемый сразу не дает ответа, и после решения последующих нескольких заданий, неожиданно возвращается к нерешенному вопросу и дает на него ответ. Может встречаться при ригидности мышления;
- точность воспроизведения - испытуемый дает или старается дать как можно более точную информацию на поставленный вопрос, порой (при демонстративности) без просьбы экспериментатора, показывая свои обширные знания;
- цифры населения - встречается у лиц, следящих внимательно за состоянием внутри страны;
- географические названия - по аналогии с феноменом у Роршаха - интерес к географии, который встречается у акцентуированных личностей (имеется в виду не специалисты-географы);
- интерес к социологии и философии видно по ответам на последние два вопроса.
Субтест 2. Понятливость
Особенность инструкции для 2 субтеста: перед заданием № 6 испытуемому необходимо сказать: «До сих пор ты отвечал все правильно, очень хорошо. Теперь я тебя попрошу, говори мне как можно больше. Говори до тех пор, пока сам все не скажешь, или я тебя не остановлю».
Начинать надо с задания № 1. Прекращать при трех неудачах подряд. Оценки 2-1-0.
Общие критерии оценок для заданий 1-5:
- 2 балла, если испытуемый проявляет собственную активность, т.е. сам принимает решение или пытается сам исправить предложенную ситуацию;
- 1 балл, если испытуемый предлагает исправить положение кому-нибудь другому или обращается за помощью к кому-либо.
На задания 1-5 обязательно нужно добиться позитивного ответа, ответа «не знаю» не должно быть.
Общие критерии для оценок для заданий 6-14:
- 2 балла – если указывается не меньше двух причин,
- 1 балл – если указывается 1 причина.
№ | Задания и контрольные ответы | Оценка |
1 | Что ты будешь делать, если порежешь себе палец? | |
2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом. | ||
1: Скажу маме. Пойду к врачу. | ||
0: Плакать. Пойду домой. Ничего. | ||
2 | Что ты будешь делать, если потеряешь мячик, который тебе дали поиграть? (куклу, книгу – в зависимости от возраста, пола). | |
2: Куплю новый. Отдам свой (или такой же, или другой). Заплачу. | ||
1: Извинюсь. Скажу маме. | ||
0: Плакать. Скажу ему, что потерял. | ||
?: Искать пока не найду. (?: А если не найдешь?»). | ||
3 | Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не оказалось? | |
2: Пойду в другой магазин. Куплю булку. | ||
1: Спрошу у мамы, что делать. | ||
0: Пойду домой. Отдам деньги. | ||
4 | Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться? (для девочек – «девчонка»). | |
2: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что так нельзя. Переведу на шутку. | ||
1: Попрошу кого-нибудь остановить его. Скажу маме. Поставлю в угол. | ||
0: Повалю и буду держать. Оттолкну. Дам сдачи. | ||
?: Ничего. Отойду. | ||
5 | Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам? | |
2: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком). | ||
1: Скажу стрелочнику (или кому-нибудь). | ||
0: Отойду. Убегу. Посмотрю. | ||
?: Закричу. | ||
6 | Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева? | |
Прочнее (или крепче). Не гниет (или долговечнее, или меньше подвержен коррозии). Кирпич не горит. Из кирпичей можно строить многоэтажные дома. | ||
0: Удобнее (или легче) строить. Лучше изоляция. Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево молния ударит, а в камень нет. | ||
?: Выгоднее. Безопаснее. Практичнее. | ||
7 | Почему преступников сажают в тюрьму? | |
Для изоляции от общества (или могут совершить другое преступление). Для исправления (или перевоспитания). Для наказания. | ||
0: чтобы не сбежали. Для других урок. Чтобы отбыли срок наказания. Законы нельзя нарушать. | ||
?: Они преступники (или совершили преступление). (?: «Верно. Так почему их сажают в тюрьму?»). | ||
8 | Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей? | |
Женщины слабые (или мужчины сильнее женщин). Женщины более необходимы для ухода за детьми. Дети дольше будут жить. | ||
0: Они не умеют плавать. Так принято. Чтобы не было паники. | ||
?: Женщины – слабый пол. | ||
9 | Почему выгоднее хранить деньги в сберкассе, а не дома? | |
Уберечься от соблазна истратить. Безопаснее (или дома могут украсть или сгореть при пожаре). Идут проценты. Выгодно государству, оно использует эти деньги. | ||
0: Дома можно потерять. | ||
?: Выгодно. Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление. Польза государству. | ||
10 | Чем выгодны пункты проката? | |
Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон). Не каждую вещь человек в состоянии купить. | ||
11 | Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены? | |
Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или сильнейших). Отсеять не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить) талантливых (или способных). Проверить способность учиться в институте (или отсеять «тупых»). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало). | ||
0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания. | ||
?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен). Иметь представление о поступающих (или знаниях, или способностях). Нельзя принимать всех подряд. («Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?). | ||
12 | Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево? | |
Она легче. Легко делать (или обрабатывать). Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле. Экономия древесины. Легко штамповать. | ||
0: Прочнее. Красиво (или эстетично). | ||
?: Удобно. Выгодно. Практично. | ||
13 | Почему мы выбираем депутатов парламента? | |
Отбор достойных (или лучших). Не все могут управлять. Потому что каждый из нас имеет право голоса (или выбора). В этом – проявление демократии (или народной власти). У нас власть осуществляется через представителей народа (или депутаты – представители народа). Власть основана на выборности. | ||
0: | ||
?: У нас демократия (или народная власть). Депутаты отражают (отстаивают или защищают) интересы народа. | ||
14 | Почему нужно выполнять обещания? | |
Подведешь другого. Тебе не будут верить (или будут считать лгуном). Для пользы дела. | ||
0: Так принято. Это нехорошо. Это не честно. | ||
?: Это дело чести. Вопрос морали. |
Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.
Отдельные феномены:
- следует отмечать характер решительности или нерешительности при ответах испытуемого;
- феномен "фасада" при акцентуации характера, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.
Приложение№2
- Тест на изучение креативности (способности к творчеству). Тест Торренса.
- Инструкция. Дорисуйте фигуры до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.
Фигура 1
0 баллов .Абстрактный узор. Лицо, голова человека. Очки. Птица (летящая), чайка. 1 балл . Брови, глаза человека. Волна, море. Животное (морда). Кот, кошка. Облако, туча. Сверхъестественные существа. Сердце («любовь»). Собака. Сова. Цветок. Человек, мужчина. Яблоко.
Фигура 2
0 баллов Абстрактный узор. Дерево и его детали. Рогатка. Цветок. 1 балл . Буква: Ж, У и др. Дом, строение. Знак, символ, указатель. Птица, следы, ноги. Цифра. Человек.
Фигура 3
0 баллов. Абстрактный узор. Звуковые и радиоволны. Лицо человека. Парусный корабль, лодка. Фрукты, ягоды. 1 балл. Ветер, облака, дождь. Воздушные шарики. Дерево и его детали. Дорога, мост. Животное или его морда. Карусели, качели. Колеса. Лук и стрелы. Луна. Рыба, рыбы. Санки. Цветы.
Фигура 4
0 баллов. Абстрактный узор. Волна, море. Вопросительный знак. Змея. Лицо человека. Хвост животного, хобот слона. 1 балл. Кот, кошка. Кресло, стул. Ложка, половник. Мышь. Насекомое, гусеница, червь. Очки. Птица: гусь, лебедь. Ракушка. Сверхъественные существа. Трубка для курения. Цветок.
Фигура 5
0 баллов Абстрактный узор. Блюдо, ваза, чаша. Корабль, лодка. Лицо человека. Зонт. 1 балл. Водоем, озеро. Гриб. Губы, подбородок. Корзина, таз. Лимон, яблоко. Лук (и стрелы). Овраг, яма. Рыба. Яйцо.
Фигура 6
0 баллов. Абстрактный узор. Лестница, ступени. Лицо человека. 1 балл. Гора, скала. Ваза. Дерево, ель. Кофта, пиджак, платье. Молния, гроза. Человек: мужчина, женщина. Цветок.
Фигура 7
0 баллов. Абстрактный узор. Автомашина. Ключ. Серп. 1 балл. Гриб. Ковш, черпак. Линза, лупа. Лицо человека. Ложка, половник. Молоток. Очки. Самокат. Символ: серп и молот. Теннисная ракетка.
Фигура 8
0 баллов. Абстрактный узор. Девочка, женщина. Человек: голова или тело. 1 балл. Буква: У и др. Ваза. Дерево. Книга. Майка, платье. Ракета. Сверхъестественные существа. Цветок. Щит.
Фигура 9
0 баллов. Абстрактный узор. Горы, холмы. Животное, его уши. Буква М. 1 балл. Верблюд. Волк. Кот, кошка. Лиса. Лицо человека. Собака. Человек: фигура.
Фигура 10
0 баллов Абстрактный узор. Гусь, утка. Дерево, ель, сучья. Лицо человека. Лиса. 1 балл. Буратино. Девочка. Птица. Сверхъестественные существа. Цифры. Человек, фигура.
Придумайте и предложите письменно решение необычных ситуаций.
- Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?
- Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?
- На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримете?
Сравните оригинальность и объём всех ответов в классе.
Приложение №3
Методика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствитeльность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Перфекционизм
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Познавательное пространство человечества постоянно расширяется. Рано думать, что все на свете уже открыто. Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его своевременного выявления и развития.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),
творческой попытаюсь отразить в таблице. Речь пойдет о двух основных моментах:
выявление и развитие.
1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое
наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся
2- развитие способностей: проведение факультативных курсов «Мир анатомии»,
«Занимательная биология с элементами практики», «Занимательные игры » и др .
Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня,
участие в научно-практических конференциях. Проведение мероприятий в школе с приглашением учащихся других школ. Включение в учебный процесс решения
задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала,
углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы,
формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов
решения различных задач повышенной сложности.
Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности | Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности |
Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности (работ учащихся); - диагностика познавательных интересов Богданова Т.Т («Диагностика познавательной сферы ребенка»); - использую методику Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации школьников - учета желаний родителей; - наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности; - Использую методику «Репка», которая позволяет определить изменения, происходящие в личности учащегося | Работа по развитию способностей выстраивается с помощью: - применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных способностей детей и созданием условий в активную познавательную деятельность учащихся ; - включаются в образовательный процесс выше перечисленные образовательные технологии; - проведение родительских собраний «Одаренный ребенок»; - формируются навыки исследовательской, проектной деятельности (участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня и др) |
Для определения к научной деятельности применяю методики, созданные А.И Савенковым: - «Оценка общей одаренности»; Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня Дифференцированная домашняя работа. Мною разработаны и проводятся - «Карта одаренности»; - анкетирование «Интерес к предмету «Биология»; - выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности учащегося; | Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня. Дифференцированная домашняя работа.Мною разработаны и проводятся факультативные курсы «Юный натуралист», «Занимательная биология с элементами практики», «» и др Проведение интеллектуальных игр. |
Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой); - интегрированные диагностические работы; - анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года Педагогическое наблюдение (используются методики мозгового штурма, игровые методики,КТД) | Участие в олимпиадах и конкурсах. Поведение предметных недель |
Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач. Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д) | Участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе |
Диагностика воспитанности
Диагностику воспитанности провожу по методике Н.П. Капустина. Она позволяет
определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Качества личности | Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. Любознательность: - мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
2. Прилежание: - я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
3. Отношение к природе: - я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | |||
4. Я и школа: - я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми 5. Прекрасное в моей жизни: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегдаПо каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – частоВ результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным
определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся
Методика «РЕПКА»
Цель:определить изменения, происшедшие в личности учащихся 11 класса за три
последних года обучения.
Учащимся предлагаются следующие вопросы:
Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше.
Поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак
«—»):
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) сила воли;
г) выдержка, терпение, упорство;
д) ум, сообразительность;
с) память;
ж) объем знаний;
з) внимание и наблюдательность;
и) критичность и доказательность мышления;
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) ;
л) умение планировать работу;
м) умение организовать свой труд (организованность);
н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п) чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и
принимать помощь от других;
с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
Обработка полученных данных.Полученные результаты систематизирую с помощью
следующей таблицы (фрагмент таблицы)
Фамилия, имя учащегося | Физическая сила и выносливость | Умственная работоспособность | Сила воли | Выдержка, терпение |
Ученик 1 | + | + | + | + |
Ученик 2 | - | - | + | - |
Ученик 3 | - | + | - | - |
Диагностика учебной мотивации школьников
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика
разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы
учащихся М.В.Матюхиной.Проводится три серии испытаний.
Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из
суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют
очень большое значение для учения.
0 2 4 6 8
10
12
14
Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,
по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны
особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал :
1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
3.Хочу окончить школу и учиться дальше.
4.Хочу быть культурным и развитым человеком.
5.Хочу получать хорошие отметки.
6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.
7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
9.Хочу быть лучшим учеником в классе.
10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
12.Не хочу получать плохие отметки.
13.Люблю узнавать новое.
14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
15.Люблю думать, рассуждать на уроке.
16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
19.Люблю решать задачи разными способами.
20.Люблю все новое и необычное.
21.Хочу учиться только на «4» и «5».
22.Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключи к тесту. Мотивы:
-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
-благополучия: 5 - 6;
-аффилиации: 7 -8;
-престижа: 9 - 10;
-избегания неудачи: 11 - 12;
-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
-коммуникативные: 17 - 18;
-творческой самореализации: 19 - 20;
-достижения успеха: 21 - 22.
Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи
совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые
ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.