Система оценивания образовательных достижений.
Использование приёмов формирующего оценивания для развития УУД учащихся на уроках биологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это целенаправленный и непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. Формирующее оценивание
Прием критериального оценивания «Карта понятий» Цель мастер-класса : создать условия для мотивации учителей к использованию в своей педагогической деятельности приема критериального оценивания «карта понятий».
Прием «Карта понятий» 1. Что такое карта понятий 2. Зачем нужны карты понятий 3. Как составить 4. Заполнение карт 5. Критерии оценивания 6. Ценность приема
Карта понятий Карта понятий представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области. Карта состоит из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), они связаны линиями, фиксирующими соотношение этих понятий в направлении от общего к частному.
Зачем нужны «Карты понятий» Карта понятий позволяет определить , насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Составление карт Составление карт понятий может проходить в форме: индивидуальной, в парах, в группах по 3-4 человека. При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета. Это упражнение даёт ученикам полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями.
Заполнение карт Выборочное заполнение карты понятий Педагог делает карту и убирает часть понятий из рамок 30-40%. Извлечённые из карты понятия помещаются в пронумерованный список, приложенный к карте, для того, чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки. Оценивать выполнение этого задания можно по % правильных ответов. Карта для выборочных понятий Учитель готовит список из 10-20 понятий и просит учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.
Картирование-выращивание Рассмотрим вариант, известный как «микрокартрование». Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5-10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же количество понятий, которые они добавят самостоятельно, опираясь на знания данной темы. Направленный выбор при составлении карт Учитель предлагает ученикам список, включающий 20 понятий, из которого они должны выбрать 10 понятий и построить карту. Эта работа повторяется через какой-то период времени. Преподаватель фокусирует внимание на том, какие понятия появились на карте, а какие исчезли.
Критерии оценивания 1. Если установлены корректные взаимосвязи между двумя соседними понятиями (Одна взаимосвязь - 1балл) 2. За каждый правильно установленный иерархический уровень(5 баллов) 3. Указаны конкретные примеры (Один пример -1 балл) 4 . За каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк) (10 баллов)
«Карта понятий»
Особая ценность приема заключается в том, что ученика вынуждают думать, анализировать, систематизировать, так как составление карты понятий невозможно, если школьник просто выучил материал, он должен его понимать. Прием позволяет учителю развернуть образовательный процесс таким образом, что становится понятной степень усвоения знаний по определенной теме не только учителю, но и ученику, что особенно важно в связи с переходом школы на новые образовательные стандарты. Ценность приема «карта понятий»
Предварительный просмотр:
Критериальное оценивание на уроках биологии.
Современное образование ставит перед учителем и учащимися довольно сложные задачи: как участники образовательного процесса они должны, прежде всего, владеть приёмами программы общеучебных умений, обладать способностью продуктивно работать с информацией, творчески решать возникающие производственные и учебно-познавательные задачи. Поэтому и учителю и учащимся важно найти оптимальную технологию, которая будет способствовать решению поставленных задач. Использование технологий в педагогической деятельности позволяет снизить затраты на управлении, повысить его эффективность. Любая технология определяет последовательность отдельных шагов деятельности. Она привязана к данному конкретному виду деятельности и требует точного повторения её этапов.
В качестве технологических процедур выступают:
- целеполагание, т,е, чёткая и последовательная разработка целей обучения;
- отбор содержания, т.е. структруривание информации, подлежащей усвоению;
- выбор дидактических средств – от традиционных до современных информационных технологий обучения;
- контроль качества усвоения материала;
- диагностика, т.е. получение обратной связи с помощью определённых диагностических процедур.
Как мы видим, одним из компонентов в технологии обучения являются контроль качества знаний и диагностика. Контроль качества знаний в соответствии с учебными целями осуществляется с использованием различных методов и приёмов. Например, тестирование, мозговой штурм, письменный ответ на вопросы, творческий проект и.т.д. Инструментом для определения качества знаний является оценивание. Оценивание является одним из основных движущих факторов в образовательном процессе. В процессе оценивания участвует не только учитель, но и студенты школы. Различные формы оценивания и сотрудничество учителя и студента в этом процессе способствует формированию микроклимата, сотрудничества и взаимопомощи в школе, в классе, снижает количество конфликтных ситуаций, учит студента объективно оценивать свои знания, адекватно реагировать на замечания, ошибки, допущенные им при выполнении различных видов работ.
- Балльное оценивание проводится по государственному Национальному стандарту образования РК по пятибалльной системе. Оценивание основано на постоянных наблюдениях за достижениями студентов и оценивание их достижений на каждом этапе.
- Критериальное оценивание проводится согласно требований и дескрипторов (описания) критериального оценивания международной программы IB в группе предметов Science. Группа предметов Science включает три предмета: биология, химия, физика и имеют единые требования по критериальному оцениванию. Критерии: A, B, C, D, E, F. Каждый критерий применяется к определённому виду работ и оценивает соответствующие учебные навыки. Например, при выполнении эссе используются критерии А – один мир и В – коммуникация. При выполнении работ для определения уровня усвоения знаний по предмету, например, тест или контрольная работа, используется критерий С – научные знания и концепция. При выполнении исследовательских работ используются критерии: Д – научные исследования, Е – обработка данных, F – демонстрация эксперимента. Максимальное количество баллов по каждому критерию – 6.
Так, например, представлено описание критерия Е, с которым работает учитель при оценивании исследовательской работы.
Критерий Е: Обработка данных. Максимум 6 баллов.
Студенты должны систематизировать и обрабатывать данные.Студенты должны быть способны организовать и представить данные, посредством цифровых расчётов в виде диаграммы (таблицы, графики, чертежи) и вывести и объяснить соответствующие выводы.
Уровень достижений. | Дескриптор |
0 | Студент не достиг стандарта любым ниже перечисленным дескриптором. |
1 - 2 | Студент систематизирует и представляет данные, используя простые цифровые или диаграммные формы, и делает очевидные выводы. |
3 - 4 | Студент систематизирует и переводит данные в цифровые и диаграммные формы и представляет их в соответствующей форме передачи информации. Студент делает выводы, согласующиеся с данными. |
5 - 6 | Студент систематизирует и переводит данные в цифровые и диаграммные формы и представляет их логически и чётко, используя соответствующие формы передачи информации. Студент объясняет тенденции, структуру или взаимодействие данных, комментирует надёжность данных, делает чёткие выводы, основанные на правильной интерпретации данных, и объясняет их, используя научный подход. |
Критериальное оценивание вводится постепенно, начиная с первого уровня ( 6 класс ). Учащиеся знакомятся с дескрипторами (описанием). Например, в шестом классе учащиеся знакомятся с критериями С, E,F. В седьмом и восьмом классах ( 2 уровень) дополнительно вводится критерий В. А в девятых и десятых классах критерии А, D. Следовательно, к 10 классу (5 уровень) работы студентов оцениваются с использованием всех видов критериев.
- Вербальное оценивание. Мы – взрослые люди – любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания и по заслугам оценивают наш позитивный вклад в общее дело. Результат многочисленных научных исследований указывает на то, что для студентов различных классов ещё более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Отсюда простой вывод: поощряйте даже небольшой успех ученика при движении к цели, отмечайте добрым словом его личные достижения при изучении науки биологии, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. Постарайтесь сделать так, чтобы это всё стало стилем вашего существования в стенах школы. И тогда большинство ребят ответят вам уважением, любовью и желанием работать на уроке. Так, например, при подведении итогов или результатов проведённой какой-либо оценочной работы сначала отметьте имена студентов, чьи работы были выполнены на высоком и хорошем уровне. Имена студентов, чьи работы имеют средний и низкий уровень не рекомендуется называть, а лишь можно сказать о том, что данные работы требуют работы над ошибками или коррекции.
- Взаимооценивание используется при презентации творческих работ, например постеров, плакатов или коллажей. Студенты совместно с учителем определяют рубрики, по которым будет проводиться оценивание. Например, тема: «СПИД – чума 21 века» или «Туберкулёз – социальная проблема» Студенты готовят коллажи и презентуют их. Классом определены рубрики: научность, достоверность, оригинальность, содержание и т.д. Количество рубрик и их содержание может быть определено в соответствии с изучаемой темой. Рубрики записываются на доске. После завершения презентаций студенты оценивают друг друга. Это может быть представлено в письменной форме или устной. Данная форма оценивания позволяет сформировать умение у школьников объективно оценить и прокомментировать деятельность других, отметить при этом положительные и отрицательные стороны работы.
- Самооценивание не только позволяет студенту проводить самоконтроль, по возможности оценивать свои знания, учебные навыки, но и превращают его в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии, совершенстве. Самооценка учебной деятельности позволяет студенту чувствовать себя не только исполнителем каких – либо работ в его учебной деятельности, но и способствует формированию ответственности за полученный результат. Самооценивание на уроках биологии проводится в двух формах: критериальное, рефлексивное.
Критериальное самооценивание проводится студентами в целях оценивания своих достижений в соответствии с дескрипторами критериального оценивания международной программы IB в группе предметов Science (науки). Критериальное самооценивание может быть использовано при проведении различных видов письменных работ со студентами по предмету. Критериальное самооценивание оформляется в работе студента, где должен быть представлен комментарий учителя. Форма и оформление критериальной самооценки в работе студента может быть различной. Привожу пример оформления критериальной самооценки в тексте письменной работы студента.
Критерий С: научные знания и концепции.
Аспекты вашей работы
| Комментарии учителя | |
Критерии | Максимальное количество баллов - 6 | |
C
|
Для того, чтобы студенты могли ознакомиться с дескрипторами критериев и использовать их для самооценивания, командой учителей группы предметов Science разработано критериальное самооценивание учащихся, где в доступной форме представлена информация дескрипторов всех критериев. Представляю пример критериального самооценивания по критерию Е.
Критериальное самооценивание.
Критерий Е: обработка данных.
Уровень достижения | Дескриптор (описание) |
0 | Я не смог справиться с заданием. |
1 - 2 |
|
3 - 4 |
|
5 - 6
|
|
Рефлексивное самооценивание студентами используется :
- при выполнении работы по алгоритму;
- после завершения изучения темы (главы, раздела). Рекомендуется проводить перед проведением итоговой контрольной работы или тестировании.
- при работе в группе.
Представляю образец самооценки работы студента при изучении темы. Учебные навыки, представленные для самооценки определяются учителем в зависимости от изучаемой темы, от видов и форм деятельности, использованных при изучении темы.
Самооценивание работы по алгоритму на тему: _______________
Фамилия ________________________ Класс ____________________ Дата __________
Оцени, как ты справился с работой и объективно ответь на следующие вопросы:
Учебные навыки | Отлично | Хорошо | Среднее | Требует улучшения |
1. Моя способность найти информацию в учебнике и использовать её при выполнении заданий и ответах на вопросы. 2. Использование дополнительной литературы при изучении темы. 3. Моя сосредоточенность и прилежание при выполнении работы. 4. Моё умение работать самостоятельно. 5. Моё умение делать выводы и оСобщения.č 2. Моё ⑃мение оформить опорный конспект в тетради. 7. Моё умение работать со схемами и диаграммами. 8. Моё умение выполнять задания с применением логического мышления ( например, при решении биологических задач). 9. Уровень усвоения (понимания) изучаемой мною темы. |
Контроль качества знаний по результатам самооценивания и оценивание уровня знаний учителем можно представить в следующей последовательности действий.
- Индивидуальная работа студентов с карточкой по самооцениванию. Карточка предлагается каждому студенту, где он в течение 2 –3 минут ставит «галочки» или «+» в соответствующих графах: отлично, хорошо, среднее, требует улучшения.
- Оформление сводной таблицы. Затем учитель заносит данные самооценки студентов в сводную таблицу и анализирует её. Цветная таблица позволяет наглядно оценить уровень достижений студентов при изучении темы. Также в таблицу вносятся результаты итогового теста. При выполнении теста студенты провели самооценку, оформленную в работе. При проверке итогового контрольного теста учитель также критериально оценивает работу студента и вносит данные в таблицу.
- Анализ результатов сводной таблицы, обобщение, выводы.
Сводная таблица самооценки студентов в завершении изучении темы.
Предмет :Биология Класс 9M Учитель Михайлова М.В.
Тема: Nerve System Дата : 21.10.04
Фамилии студентов | Способность найти информацию в учебнике | Использование дополнительной лит-ры. | Сосредоточенность и прилежание | Умение работать самостоятельно | Умение оформить опорный конспект вттттттттттетртетради | Умение делать выводы и обобщения | Применение логического мышления | Умение работать со схемами и диаграммами | Уровень усвоения темы | Итог | |
Test Crittrion C | |||||||||||
Student | Teacher | ||||||||||
1. Алимбаев Айтей | 5 | 5 | |||||||||
2. Арымбаев Эльдар | 3 | 2 | |||||||||
3. Бижанов Нуржан | 5 | 4 | |||||||||
4. Газиева Джемма | - | 2 | |||||||||
5. Нурманбетова Мадина | 3 | 4 | |||||||||
6. Сагиева Азия | 3 | 4 | |||||||||
7. Савпиньски Арман | 4 | 5 | |||||||||
8. Туктарова Лена | |||||||||||
9. |
Комментарии: ______________________________________________________________________
______ отлично __________________________________________________________________
______ хорошо __________________________________________________________________
______ среднее __________________________________________________________________
______ требует улучшения _________________________________________________________
Сводная таблица позволяет сделать глубокий анализ, где учитель имеет возможность выявить умение студентов объективно оценить свои учебные навыки, а также уровень знаний по предмету при изучении определённой темы. Согласно представленной модели оценочной деятельности учитель имеет возможность спланировать коррекционные занятия со студентами.
Систематическое проведение данной формы самооценивания и её анализ позволит проследить динамику уровня знаний студентов при изучении предмета биологии за текущий учебный год, сделать соответствующие выводы. Информация может быть представлена родителям для ознакомления при индивидуальных встречах с учителем.
Далее представлен образец самооценивания работы студентов в группе, который позволяет оценить как работу группы в целом, так и участие каждого студента в ней. Учитель имеет возможность проанализировать и сделать соответствующие выводы и обобщение.
Лист самооценки работы в группе.
Тема:______________________________ Предмет:__________________________
Фамилия ___________________________ Класс: _______________ Дата: ______
- Оцени, как твоя группа справилась с работой, и поставь галочку в соответствующей колонке.
Отлично | Хорошо | Среднее | Требует улучшения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
1.Распределение обязанностей среди членов группы.
2.Сотрудничество внутри группы.
3.Устная презентация.
4.Представление научного материала.
5.Представление комплекта пособий.
- Оцени своё участи в работе группы и объективно ответь на следующие вопросы.
Отлично | Хорошо | Среднее | Требует улучшение |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
1. Понимание заданий и инструкций.
2.Моя активность в групповой работе.
3. Моё прилежание.
- Моя сосредоточенность на групповой работе.
- Моё участие в презентации.
- Я был полезен в команде.
- Я был (в какой роли):
Подведи итоги своей работы сегодня.
Над чем следует поработать?
Предварительный просмотр:
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
Учитель биологии: Усова В. В.
МБОУ «Витимская средняя
общеобразовательная школа».
Тема: Система оценивания предметных и метапредметных результатов как ресурс повышения качества образовательной деятельности.
Целеполагание.
- Ознакомьтесь с темой моего выступления (на доске)
Дерево предсказаний.
- С какой целью мы собрались?
- Что на ваш взгляд даст наша встреча?
- Что мы получим в итоге?
Цель: изучение приемов системы оценивания
Задачи:
1. Конкретизировать представления о системе оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Сформировать представление о системе оценивания.
3. Представить приемы формирующего оценивания на уроках.
Актуальность. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах ФГОС НОО и ФГОС ООО мы находим соответствующие комментарии. И это повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся.
Проблема: В настоящее время существует ряд противоречий между практикой оценивания и требованиями ФГОС, что выражается в следующем:
- процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;
-предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные;
- развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ребенка только во время урока;
- цель оценивания - развитие ребенка, но реально оценивание проводится с целью констатации факта его обученности.
Педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса. Такая система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного.
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Чтобы понять, чем мы будем сегодня заниматься на занятии, я попрошу вас разделиться на 2 группы:
1.Нарисуйте щуку на формате А-4.
2. Прикрепите свой рисунок на доску.
3. Какие из рисунков вам больше всего понравились?
4. Объясните, почему.
5. Поставьте оценки за рисунки (по пятибалльной системе).
6. Определите, какие детали важны в наших рисунках (перечисляют)
Наполненность листа | Полный лист- 3 балла | Заполнен на половину листа - 2 балла | Заполнен на треть листа- 1 балл |
Цветовая гамма | Использование более 4 цветов - 3 балла | Использование 2-3 цвета-2 балла | Использование 1 цвета- 1 балл |
Количество частей тела | Нарисовано более 5 частей тела-3 балла | Нарисовано 3-4 части тела-2 балла | Нарисовано 1-2 части тела- 1 балл |
8-9 баллов –«5»
6-7 баллов –«4»
5-6 баллов – «3»
7. А теперь оцените свои работы по пятибалльной шкале с условием того, что все перечисленные вами детали учтены.
- Довольны ли Вы полученной вами оценкой?
8. А если бы Вам заранее были известны критерии для оценивания рисунка?
Вывод: знание критериев оценивания позволяет эффективно выполнить работу
КРИТЕРИЙ - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются показателями, в которых дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели
Обратите внимание на рисунок. Можем ли мы оценить всех одинаково? Есть Два пути: оценка каждого учащегося с эталоном или критериями оценивания (внешнее оценивание) и оценка индивидуальных достижений каждого учащегося ( внутреннее или формирующее оценивание)
Оценивание: современные тенденции
От | К |
Письменные работы, закрытый экзамен | Открытый экзамен, проекты |
Оценивание преподавателем, тьютором | Оценивание при участии обучающихся |
Имплицитные (неявные) критерии оценки | Эксплицитные (явные) критерии оценки |
Конкуренция | Сотрудничество |
Оценка результата | Оценка процесса |
Цели и задачи | Учебные результаты |
Оценивание знаний | Оценивание умений, способностей, компетенций |
Тестирование памяти | Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза |
Оценивание курса | Оценивание модуля |
Итоговое, суммарное оценивание | Формирующее, развивающее оценивание |
Приоритетность оценки | Приоритетность учения |
С чего учителя могут начать свою работу?
- Определение цели и планируемых результатов обучения
- Разработка совместных учитель – учащиеся критериев
- Организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата
- Оценочная деятельность по инструментарию
- Создание обратной связи при рефлексии.
- Метапредметные результаты. Что это? Ваши варианты?
В соответствии с ФГОС общего образования определение метапредметных результатов определяется как универсальные учебные действия плюс межпредметные понятия.
Проверка метапредметных умений:
Общее понимание текста: поиск и выявление в тексте информации, формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
Глубокое понимание текста: анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
Использование информации из текста для различных целей (для выполнения конкретных заданий).
Например: Урок «Ткани растений и животных».
Метапредметные результаты: уметь выделять в тексте главное; ставить вопросы к тексту; работать с различными источниками информации; участвовать в совместной деятельности; выявлять причинно-следственные связи, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще надо усвоить; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Предметные результаты: знать основные ткани растений и животных; уметь определять ткани растений и животных
Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока. Обратная связь бывает двух видов: устная; письменная.
Какие методы и приемы учитель может выбрать? Приемы формирующего оценивания:
1. Прием «Недельные отчеты»
Это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, ДОМА, отвечая на 3 вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем,
чтобы проверить, поняли ли они материал?
Цель проведения: дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.
Учитель может: узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; понять, как учащийся осознает собственную учебную деятельность
2. Прием «Составление тестов»
Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Цель: вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
Первый урок – получение домашнего задания и комментарии к нему (3 минуты).
Второй урок – сбор домашнего задания, индивидуальные консультации по качеству вопросов (на перемене до или после урока), общее обсуждение собранных вопросов.
Третий урок – написание проверочной работы, разработанной на основе детских вопросов (10–12 минут).
На этом же уроке и/или на следующем (четвертом) подводятся итоги проверочной работы, разбор ответов к вопросам, вызвавшим затруднение, и анализ критических замечаний к неудачным вопросам (5–12 минут).
Ученик сможет: Повысить качество выполнения домашнего задания. Учитель может: Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
3. Прием «Двойная рефлексия»
Цель: определение степени выполнения поставленных на уроке задач.
Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока. Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволит Учителю определить степень выполнения поставленных задач.
4. Прием «Карта Понятий»
Цель: обобщение, систематизация понятий, знаний
Учителю позволяет определить , насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Ученику Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы детей
При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Результат |
Предлагает разделиться на группы | Делятся на группы | Групповая работа |
Раздает каждой группе задания и инструкции для составления карт понятий | Изучают инструкцию и новый материал | Изучение нового материала |
Наблюдает за выполнением задания | Составляют карту понятий | Определение связи между понятиями |
Координирует выступление | Выступление групп. | Обобщение, систематизация знаний |
Предлагает учащимся задать вопросы, дополнить, обсудить | Дополнение и обсуждение услышанного | |
Предлагает разработать критерии для оценивания | Разрабатывают критерии | Критерии оценки адекватны, понятны, известны всем |
Предлагает оценить | Оценивают | Самооценка и взаимооценка |
Разработка критериев
1. Определить с учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Записать на доске критерии, предложенные учащимися.
4. Убедиться, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
5. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии. Расположить критерии по степени важности.
6. если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).
7. В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие учащегося через овладение реальными видами деятельности. Впервые стандарт содержит личностный ориентир - портрет выпускника, где основным результатом образования является не усвоение определённого объёма знаний, а овладение школьником набором действий, позволяющих ставить и решать проблемы, важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Делая упор на развитие и саморазвитие личности, ФГОС дает возможность перейти от среднего минимального уровня образования к индивидуальному максимуму. Основными характеристиками личности в соответствии с требованиями ФГОС являются:
- способность самостоятельно выходить из проблемной ситуации;
- руководствоваться в своей жизнедеятельности общечеловеческими
ценностями, воспринимать других людей как личностей, имеющих право
на самовыражение, свободу выбора; - способность осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;
- способность к саморазвитию и самоизменению;
- готовность к осознанному выбору.
- I. Оценка планируемых результатов обучения.
- Важным условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
- В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностные, метапредметных и предметных.
- Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- 8) смысловое чтение;
- 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
II. Технологии оценивания образовательных достижений
- 1-е правило. Что оцениваем?
- Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.
- Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
- Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
- 2-е правило. Кто оценивает?
- Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
- На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. (Если ученик занизил себе оценку, то учитель не должен ставить оценку выше). После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
- Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
- 1. Какова была цель задания (задачи)?
- 2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
- 3. Правильно или с ошибкой?
- 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
- 3-е правило. Сколько ставить оценок?
- По числу решённых задач.
- За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
- 4-е правило. Где накапливать оценки и отметки?
- В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
- Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
- Необходимы три группы таблиц:
- таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
- таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
- таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Они заполняются на основе не подписанных учениками диагностических работ.
Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
- Отметки заносятся в таблицы результатов:
- Обязательно (минимум):
- – за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- – за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
- По желанию и возможностям учителя (максимум):
- – за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
- «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
- Основные разделы «Портфеля достижений»:
– показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
– показатели метапредметных результатов;
– показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
- Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель (классный руководитель) контролирует примерно один раз в год, чтобы пополнялась небольшая обязательная часть (результаты контрольных работ). В остальном задача учителя – поддерживать умения ученика (развитые в начальной школе) по пополнению портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».
- 5-е правило. Когда ставим отметки?
- Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставитсятолько по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
- 6-е правило. По каким критериям оценивать?
- По признакам трёх уровней успешности.
- Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Этого достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки – «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
- Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
– либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
– либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
-Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
- Максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся материалы, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка – «превосходно».
- Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов),10-балльная, 6-балльная и т.д.
- 7-е правило. Как определить итоговые оценки?
- Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
- III. Однако одной из основных задач, которые я ставлю собой, является подготовка человека, способного самостоятельно принимать решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.
- Этого невозможно достичь без изменения подходов к системе контроля и оценки в процессе обучения. По моему мнению в настоящее время в большинстве российских школ критерии оценивания находятся в руках педагога. Отметка выставляется чаще всего формально, без каких бы то ни было объяснений.
- Я совсем недавно вычитала фразу одного известного педагога: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения».
- В то же время результат любой деятельности, в том числе и учебной, требует осмысления, сравнения оценки исходных и конечных состояний.
- Оценка учащихся должна быть прогностической, т.е. направленной на выявление возможностей реализации предметных умений и ретроспективной - направленной на анализ предполагаемых причин неудач для внесения корректив в последующую деятельность.
- Роль учителя в контрольно-оценочной деятельности школы при таком подходе принципиально меняется: от централизованного контроля деятельности школьников к передаче контрольно-оценочных «инструментов» в руки учащихся.
Таким образом, формирование контрольно - оценочных способностей учащихся становится важным условием качественного обучения. - Контрольно-оценочные умения - это особые учебные действия, позволяющие учащемуся критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своих знаний.
- Критериями сформированности контрольно-оценочных умений являются Контрольные умения, определяющиеся:
- • способностью ученика принять учебную задачу;
- • умением составить и осуществить план выполнения задачи;
- • способностью к самостоятельному контролю и оценке результатов своей деятельности;
- • потребностью учащегося в коррекции полученных результатов;
- • адекватным отношением к успеху и неудаче;
- Оценочные умения определяются показателями:
- • потребностью в оценке своих действий;
- • адекватностью оценки в решении задачи;
- • умением применить найденный метод к решению других задач;
- • умением соотнести полученный результат с запланированным;
- • рефлексия.
- Обученность выражается степенью усвоения предметных знаний, умений и навыков.
- Еще К.Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности.
- Школа должна ставить перед собой главную задачу: развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль, который включает три этапа:
- а) возбуждение потребности в выработке навыка самоконтроля;
- б) обучение системой знаний, раскрывающих сущность самоконтроля, пути его формирования;
- в) осуществление длительной тренировочной деятельности по выработке умений самоконтроля.
- 1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
- Для этого учитель должен:
- - показать учащимся, что любое обучение - единство двух процессов: передача учебного материала и выявление степени его усвоения;
- - сообщать учащимся, когда необходим контроль и цель его проведения;
- - выставляя оценку, объяснять ее, исходя из критериев;
- - просить учащегося самостоятельно оценить себя и объяснить полученную оценку;
- - просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на критерии;
- - научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
- 2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
- Для этого следует практиковать взаимопроверку. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не только в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема.
- 3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью.
- Для этого необходимо:
- - при выполнении домашней работы приучать учащихся проверять степень усвоения материала путем составления плана и пересказа, отвечать на вопросы учебника, составлять дополнительные вопросы к тексту, сопоставлять новую информацию с ранее изученного;
- - вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий;
- - не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, а по возможности, дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;
- - не обвинять учащегося в стремлении завысить оценку, а помочь разобраться в нормах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в дальнейшем;
- -при обнаружении трудностей запоминания рекомендовать учащимся делать карточки тренировки самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на которые дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточками. После 5-6 прокручиваний, карточек почти не остается. Так можно готовиться к географическим тестам, марафонам, диктантам и т.п.;
- - приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица письменных, зачетных работ с указанием результатов.
- Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:
- а) прийти на групповое занятие-консультацию по теме (указывает учитель);
- б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;
- в) взять у учителя дополнительное задание для отработки неустойчивого навыка;
- г) использовать имеющиеся контрольные материалы для самопроверки (географические тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);
- д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя конспекты, учебник, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?»;
- е) формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность в ходе занятия. Для этого необходимо предлагать учащимся задания, в которых нужно найти допущенные ошибки; предлагать задания разной сложности.
- При формировании навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности.
- Учащихся надо обучать предварительному (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания. Он необходим ученику для того, чтобы убедиться в верном понимании цели, задачи, требований учителя.
- В процессе решения учебной задачи следует поощрять и "провоцировать" текущий (коррективный) самоконтроль учащихся. Специфическими действиями этого вида являются сравнение промежуточных результатов с заданным эталоном, фиксация расходуемого времени, выбор средств достижения цели и способов решения учебной задачи и др.
- На заключительный (констатирующий) самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определенного вида деятельностиПереход на ФГОС второго поколения в основной школе ставит новые задачи в области оценивания образовательных достижений учащихся на внутришкольном уровне. Важнейшим условием управления качеством образования в ОУ является мониторинг, включающий:
1. предметные достижения, определяемые разноуровневым содержанием образования (базовый, повышенный, высокий).
Составляющие уровня предметных достижений:
- объем знаний (совокупность предметных, культурологических, коммуникативных и общеучебных знаний, адекватных уровню основной образовательной программы ОУ);
- системность знаний (упорядоченность, взаимосвязь);
- мобильность знаний (способность их применять в реальной жизненной ситуации).
2. метапредметные достижения учащихся
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии [2].
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:
- ориентация образовательного процесса по биологии на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступаюттребования Стандарта, которые конкретизируются впланируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Заявленные в ФГОС форматы и принципы оценивания соответствуют стратегии реализации формирующего оценивания образовательных достижений учащихся по биологии. Формирующее оценивание следует рассматривать как обязательный элемент системы оценивания [4]. Если итоговое оценивание решает задачи фиксации результата и эффективного ранжирования, то формирующее является частью процесса обучения и способно повысить образовательные достижения каждого ученика.
Принципы, определяющие столь высокую роль формирующего оценивания в повышении образовательных результатов, позволяют говорить о его преимуществах по сравнению с традиционной системой оценивания:
- Центрировано на ученике - внимание фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения с учетом достигнутых результатов каждого индивидума.
- Направляется учителем - педагог решает, что оценивать и как реагировать на полученный результат.
- Формирует учебный процесс - техники формирующего оценивания позволяют управлять вниманием учеников на каждом этапе обучения биологии с учетом характеристик изучаемых курсов и уровня достигнутых результатов.
Происходит непрерывно - процесс, который запускает механизм обратной связи и поддерживает его в работающем состоянии
ВЫВОД
Разработка и внедрение новых технологических моделей оценивания - задача современного учителя. Именно учитель решает, что оценивать, каким образом реагировать на полученную информацию. Цель деятельности педагога заключается не в оценивании «ради оценки», а в интерпретации полученных данных для определения дальнейшего образовательного маршрута. Система формирующего оценивания призвана способствовать повышению качества образовательных результатов и личностному росту учащихся.