"Волшебница -Весна"
Тема: «Волшебница – Весна»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности.
Место проведения : групповое помещение
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о весне, её характерных признаках.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Обучающие :
Активизировать познавательную активность;
Формировать интерес к родной природе;
Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений, о погодных условиях в весеннее время;
Развивающие:
Развивать умение строить причинно-следственные связи;
Развивать связную речь, обогащать словарь;
Развивать память, мышление;
Интеграция образовательных областей:
1.Познавательное развитие
2.Речевое развитие.
Оборудование: Конверт с письмом, круг желтого цвета из 6 частей ,карта, маркер, птица(муляж), мяч, фото птиц, игрушки животных, картинки с первоцветами, мелодия щебетания птиц,»Весна, весна красная» запись,. Индивидуальные тарелки с водой для опыта с цветами, блокноты для детей.
Ход занятия
- Часть. Мотивационная.
Приветствие детей:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Сергеевна (звучит пение птиц). Что вы слышите? Давайте поищем откуда они доносятся звуки.(Дети идут на звук находят птицу и конверт. На конверте написано «Детям подготовительной группы»).
- Давайте узнаем от кого это письмо.Присаживайтесь. (Читаю письмо).
«Жили мы с сёстрами всегда дружно, каждая правила миром в свой черёд : три месяца – одна, три месяца – вторая, три месяца – третья и три месяца – четвёртая. Но однажды старшая моя сестра решила, что она самая главная и не захотела уступать мне место. Загрустили под снежным одеялом растения. Не поют птицы. Люди устали от холода и ждут скорейшего моего появления.
Одной мне не справиться, помогите,друзья».
Воспитатель :Как вы думаете, от кого письмо? О каких 4 сёстрах говорится? Если одна из них сковывает льдом реки, засыпает снегом поля и города?(ответы детей) Правильно , Зима. А после зимы кто пробуждает природу??(ответы детей). Кто просит у вас помощи?(ответы детейВесна).
Воспитатель:Как вы думаете, чем мы можем ей помочь?(ответы детей) В конверте ещё что то лежит, посмотрите. (Дети из конверта достают желтый круг, разрезанный на части).
- Что это, как вы думаете? Какой формы? А если их сложить вместе, что получиться? Давайте на мольберте попробуем соединить части(дети выкладывают из частей круг).
- Какая фигура получилась?(круг). На что похож наш круг?(на солнце) Чем солнце согревает землю?(лучами).
Воспитатель : здесь в письме ещё что-то написано. Отправляйтесь в путь дорогу, а найти лучи поможет вам карта. Но чтобы карту найти, нужно спеть песню «Весна, весна красная», я вам помогу!
Подвижное упражнение « Весна, весна красная!»
( координация речи с движением, развитие общих речевых навыков)
Весна, весна красная! (идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью (идут в противоположную сторону)
С великой милостью:
Со льном высоким (останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
С корнем глубоким (опускают руки, приседают)
С дождями, с ливнями (бегут по кругу, взявшись за руки)
С хлебами обильными
(русская песенка)
1,2,3, в страну сказок перенеси!(закрыли глаза, достать карту)
Дети находят карту, раскрывают, раскладывают на ковре. Видят 4 станции отмеченные цифрами 1,2,3,4 и условные знаки.
Воспитатель: как вы думаете, что означают эти знаки? (подвести детей к тому, что надо ответить на вопрос и получим лучик).после того как найдём луч на карте отметить маркером( дети отмечают!)(лучи спрятаны по группе, где отметка вопроса)
1 задание:«Назови признаки весны»(Дети передают мяч по кругу и называют признаки весны).например первые 5 детей признаки ранней весны, а другие признаки поздней весны)
-Днём стало пригревать солнце; Стало теплее, день стал длиннее; Снег потемнел и стал таять; Появляются первые проталины; Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны; Начинают бежать ручьи; Возвращаются перелётные птицы;
Появляются почки на деревьях.
Когда ответили, двое детей приклеивают луч к солнцу.
Глядим, на карту ищем цифру 2 на карте и в группе, подходим. В «гнезде» лежат фото птиц. На обратной стороне загадка. На дне лучик.
2задание: «Весенние птицы».
Воспитатель читает загадку про птиц и на правильный ответ даёт фото птицы. Дополняю про грача. Грачей путают с вороной, но вороны крупнее. От постоянного ковыряния в земле у грача образовался «белый клюв». Грачи не поют песен, скорее разговаривают «кра и кар». Они первые возвращаются, из теплых стран и важно выхаживают по вспаханным полям, собирая личинок и червяков.
3 задание:«Животные и их детёныши»
Весной у животных рождаются детёныши. Только случилось так, что наши животные растеряли своих деток.
Как называются детеныши животных( у лисы лисенок, у зайца зайчонок, у белки бельчонок, у ежихи ежонок).
У белки бельчата появляются крошечными 5см и слепые. Мать вскармливает их молоком. Ежата появляются весной, беззубые, слепые, глухие. Вскармливают молоком.
Ищем цифру 4 на карте и в группе.
4 задание: «Первоцветы»
-Ребята, скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? (Первоцветы).
Правильно. Первоцветы - это многолетние растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются. Отгадайте загадки о весенних цветах. Рассказать детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.
Вот весенние цветы или первоцветы.
Их запомнить должен ты как весны примету.
1.Самый первый,
самый тонкий
есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется….(Подснежник)
2. Золотые лепестки.
Хрупкий стебелёк.
Распустился у реки
Солнечный цветок. (Мать-и-мачеха)
Издавна мать- и- мачеха считалась волшебным цветком, которое оберегает здоровье. И по нему определяли погоду. Нижняя сторона листьев пушистая и мягкая «мать». А верхняя гладкая и холодная «мачеха»
3. Прячет цветок сладкий медок.
И в названии мед таится.
Узнаёте?..... (Медуница)
Ребята мы с вами прошли все задания, но на карте осталось «Волшебное озеро». Посмотрите (поднимаем картинку, а там цветочное озеро.
В любой сказке должно быть волшебство и в нашей оно будет обязательно! Вы сами станете волшебниками и поможете бутонам распуститься.
На столах стоят пластиковые тарелки с водой. В лукошке лежат бутоны. Предлагаю детям выбрать любые цветы, прохожу с лукошком.
Даю инструкцию. Дети нужно опустить бутоны в тарелку с водой и наблюдать, что происходит.
Дети опускают бутоны в воду. Цветы распускаются.
Нам пора возвращаться в детский сад.
1,2,3 в детский сад попади!
Рефлексия
Ребята подходят к солнцу с лучами. Расскажите, а кому мы сегодня помогали?(Весне, вступить в свои права). Что мы для этого сделали?(рассказали весенние приметы…) Подвести детей к выводу, что вода и тепло солнечных лучей очень важны, для растений и животных. Весной тает снег и напитывает землю, а солнце согревает, поэтому появляются растения и цветы, животные выходят из зимних нор, прилетают перелётные птицы. Какие первоцветы вы запомнили?.А кому бы вы хотели показать опыт с цветами? Мне было интересно с вами, вы много знаете. Буду рада, если вы нарисуете растения и животных , которых мы повстречали в нашей сказке. Для этого вам пригодятся эти блокноты.