"Мой педагогический опыт"
"Мой педагогический опыт"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Проблемы формирования культурной идентичности старших дошкольников посредством устного народного творчества
Период дошкольного детства является наиболее сенситивным в аспекте формирования нравственной сферы ребенка, в частности, основ патриотического сознания: у него закладывается активное или пассивное, потребительское или созидающее отношение к окружающей действительности, он усваивает ценности и идеалы, правила поведения, принятые в обществе (М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Л.П. Князева С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская, Л.В. Пименова, Э.К. Суслова и др.) [2; 3].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве [8].
Культурная идентификация личности ребенка дошкольного возраста рассматривается как процесс признания принадлежности к какой-либо культурной группе и вхождение в эту группу посредством усвоения ее норм, культурных образцов.
Различные аспекты проблемы развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста представлены в исследованиях Е.В. Бондаревской, Г.Н. Данилиной, О.В. Дыбиной, Н.Б. Крыловой, Е.А. Ямбург, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко и др. [4; 6].
Все авторы едины во мнении о том, что культура является одним из важнейших факторов становления личности, а ее овладение – существенное условие успешной социализации. Человек становится полноправным членом общества, только овладев в той или иной мере человеческой культурой: ценностями, нормами, правилами поведения и общения, эталонами, способами оценивания и самооценивания.
Культурная идентификация личности обеспечивает приобретение ею индивидуальности, неповторимости. Она актуализирует творческий потенциал личности с учетом ее потребностей и особенностей самой культуры.
Среди множества средств развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста наиболее эффективным является устное народное творчество, поскольку его произведения за счет яркости, образности, динамичности, а иногда и элементов волшебства, всегда вызывают живой отклик у детей. Использование устного народного творчества в процессе приобщения дошкольников к народной культуре рассматривалось в работах Г.И. Батуриной, Г.Н. Гришиной, О.Л. Князевой, С.А. Козловой, Л.В. Кокуевой, Е.И. Корнеевой, Л.Д. Коротковой, Т.Ф. Кузиной, В.И. Петрова и др. [3; 4; 5].
Л.В. Кокуева, рассматривая потенциал культурных традиций русского народа, предлагает использовать народную песню, сказку и былину для формирования духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности к нему [5].
В работах В.И. Петрова, Г.Н. Гришиной, Л.Д. Коротковой также рассматривается проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре [1]. Авторы обращают внимание на эффективность использования сказок.
Большое значение народному творчеству в патриотическом воспитании дошкольников придавала А.П. Усова [7]. Его преимуществом, по мнению ученого, является доступность, благодаря которой дети знакомятся с особенностями языка своего народа, его обычаями и традициями.
А.П. Усова указывает на то, что произведения народного творчества разных народов, с одной стороны, имеют сходные черты: тематику, образы, с другой стороны, они отличаются своеобразием. С целью формирования любви и уважения к народной культуре она призывала использовать в педагогическом процессе народные сказки, песни.
Из всех жанров устного народного творчества, природе детского развития в большей степени соответствует народная сказка. Она, безусловно, может быть использована в работе по развитию у дошкольников культурной идентичности, поскольку всегда содержит в себе множество культурных образцов. С помощью сказки ребенок узнает о традициях и обычаях своего народа, знакомится с житейской мудростью, особенностями быта.
Спецификой народной сказки является то, что в ней нет прямых нравоучений, которые порой отталкивают ребенка, но, тем не менее, всегда содержится нравственный урок, который ребенок усваивает незаметно для себя.
Таким образом, культурная идентичность у детей дошкольного возраста еще только начинает развиваться и требует создания определенных условий. Одним их них является использование в воспитательно-образовательном процессе произведений устного народного творчества, которые могут стать богатейшим источником нравственного развития детей.
Список литературы:
1.Гришина, Г.Н. Летние праздники, игры и забавы для детей [Текст] / Г.Н. Гришина, В.М. Петров, Л.Д. Коротко- ва. – М. : ТЦ «Сфера», 2011. – 128 с.
2.Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова ; Урал. гос. пед. ун-т . – Екатеринбург, 2006. – 184 с.
3.Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : программа / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с.
4.Козлова, С.А. Я – Человек: программа приобщения ребенка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова. – М., 2009. – 165 с.
5.Кокуева, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа [Текст] : метод. пособие / Л.В. Кокуева. – М. : АРКТИ, 2012. – 144 с.
6.Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2012. – 115 с.
7.Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А.П. Усова. – М., 1972. – 78 с.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
9.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-
10.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003
11.Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников
с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006
12.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника:
развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого,
культурного, активно- творческого.-М.: Владос, 2004
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Использование учебного пособия
«Театр на фартуке» в приобщении старших дошкольников
к русской народной культуре
Педагогический опыт по формированию культурной идентичности старших дошкольников посредством устного народного творчества, с использованием учебного пособия «Театр на фартуке» способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
Данное пособие обеспечивает трансформацию предметно-пространственной среды, обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
При этом учитывается:
- Индивидуальные особенности его эмоционально-личностного развития ребенка;
- Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
Театрализованные занятия и развлечения включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из русских народных сказок, песен, былин.
Особенности использования учебного пособия «Театр на фартуке» в формировании культурной идентичности старших дошкольников
Использование « Театра на фартуке» способствует развитию не только духовных ценностей, но и социально – коммуникативных навыков дошкольников: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети выбирают любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
При организации театрализованной деятельности учитываются следующие принципы:
- содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы;
- ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации
педагогического процесса;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
- подготовленность и заинтересованность воспитателей; подбор игр и
упражнений с учетом оптимального сочетания движения, речи, мимики, пантомимики в различных вариациях.
- импровизационность, согласно которой, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;
- интегративность, в соответствии с которой целенаправленная работа по
развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс, что предполагает организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Этапы художественной деятельности при использовании
учебного пособия «Театр на фартуке»
Первый этап.
Углубление художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации на занятиях по познавательному, речевому, изобразительному, музыкальному развитию детей в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры,
лексические упражнения, викторины и пр.). Предметно-развивающая среда стимулирует интерес к общению с книгой.
Второй этап.
Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной,
интонационной и языковой выразительности. Основным методом выступают образно-игровые этюды. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков,
состояний и настроений способствуют занятия всех типов, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д. Предметно-развивающая среда обеспечивает самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап.
Творчество ребенка в речевой, игровой и др. видах художественной
деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер» на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиш, изготовление приглашений), в совместной деятельности воспитателей и детей. В старшей группе целесообразна углубленная работа по развитию речевого творчества. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
Методы работы с детьми и родителями на основе
учебного пособия « Театр на фартуке»
Образовательны е области | Виды детской деятельности | Содержание деятельности | |
Методы и формы работы с Детьми | Методы и формы работы с родителями | ||
Познавательное развитие | Игровые обучающие ситуации | Рассказ о сезонных изменениях, традициях и обычаях празднования, о праздничном этикете. Знакомство с потешками, закличками, пословицами, русскими народными сказками. Знакомство с предметами народной одежды и предметами быта, с народным рукоделием. | Просветительские статьи о празднике, советы о темах бесед с детьми дома. Сбор экспонатов для мини - музея. |
Художественно- эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Расписывание силуэтов народных игрушек, костюмов; изготовление персонажей русских народных сказок, кукол-самокруток. | Изготовление костюмов для «Театра на фартуке», шумовых инструментов-самоделок |
Социально- коммуникативно е развитие | Музыкально- игровая и музыкально- ритмическая деятельность | Народные танцы, игры, хороводы, плясовые и обрядовые песни, народная музыка | Участие в подготовке и организации народных праздников и развлечений |
Физическое развитие | Игровая Деятельность | Народные игры, Спортивные развлечения | Участие в спортивных развлечениях |