"Методическая копилка" для работы с детьми. картотека народных обрядов и традиций.

Мослова Наталья

«Методическая копилка»

 для работы с детьми

Картотека народных обрядов и традиций

Цель:

  • Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его тради­циями, обрядами.
  • Воспитание детей в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
  • Развитие духовности, нравственности, патриотических чувств.

Возраст детей 5 – 6 лет.

 «Первые осенины»

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосос­тояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С осенин основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего, заготавливали лук). Обычно в Осе­нины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Из муки нового урожая пекли пирог.

Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени.

Его праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая жен­щина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу человек.

 

«Капустные вечёрки»

Осенние девичьи вечеринки, которые начинались с момента уборки капусты и заготовки ее на зиму. Девушки ходили из дома в дом с песнями, водили хороводы, поздравляли хозяев с праздником, готовили стол с закусками. Для мо­лодежи этот праздник считался своеобразным поводом высматривания невесты и жениха. Длились обычно капустные вечерки 2 недели.

Другие названия: «капустники», «капустки», «капустницы», «капу-стенские вече­ра»

На Воздвиженье «первая барыня — капуста»;

Рубка капусты сопровождалась песнями и угощением по вечерам. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест — «ка-пустниц». Водились хоро­воды и пелись песни: Капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты, как с праздником.

 

«Широкая масленица»

У каждого народа смена зимы весной сопровождается ликованием, празднества­ми. У русского народа есть собственный такой праздник - Масленица. Блины, оладушки, сырники - все это дарит нам этот праздник. Есть обряд: тот, кто первый возьмет блин из стопки - должен позвать весну. В этот день обяза­тельно палили костры, жгли чучела зимы. Есть традиция Прощёного воскресенья - когда все просили друг у друга прощения, крестники в этот день ходили в гости к крестным отцу и матери. Пекли пироги, пышки и множество других сдобных продуктов.

 

«Встреча птиц»

«Весеннее равноденствие» знаменательно праздником Сороки (православное на­звание - Сорока мучеников). Говорят, что в этот день из-за моря прилетают 40 птиц. В этот день пекли или отливали из вкусностей фигурки птиц. Эти фигурки ели и призывали птичек, радовались приходу весны.

 

«Светлая пасха»

«Пасху»  знают все! Самый большой христианский праздник, который со­провождается исполнением множества ритуалов и обрядов. Крестный ход, полу­ночница, встреча восхода солнца, раскраска крашенок. состязание в том, чья крашенка крепче. Все эти обряды и традиции - это дань вере, природе, жизни.

 

«Яблочный спас»

К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов.

19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пи­щу.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время празд­ника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или ду­ховке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

 

Народные игры для детей дошкольного возраста

Цель: Народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, бы­строты движений, меткости, приучают к сообразительности.

«У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей.

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами,

Все они сидели.

Ничего не ели.

Делали вот так...»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

«Шатёр»

Участники Игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают пла­ток с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:

Мы весёлые ребята.

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием нения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над го­ловами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».

«Огородник»

В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огород­ник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает:

На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу.

Огород горожу.

С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести ко­лышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает гот, кто больше всех наберет колышков.

«Катай каравай»

Одному из детей завязываю глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют:

Катай каравай,

Поворачивай , давай,

К лесу - куролесу,

В огород залезу,

Плетень изломаю.

Гряды ископаю.

Говори, слепой,-

Куда головой?

«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, то его место занимает дру­гой участник.

«Аисты и лягушки»

Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на про­тивоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки пры­гают к ним со словами:

На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь,

А мы весело, прыг - скок. Догони - ка нас, дружок!

Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.

«Селезень»

Играющие строятся в круг, выбирают- «селезня» и «уточку». Дети идут

но кругу, держась за руки, и поют:

Селезень утку догонял

Молодой утку загонял:

«Ходи, утица, домой.

Ходи, серая, домой!»

Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом про­тив часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки - мышки». Поймав «Уточку», Селезень приводит ее в круг.

«Гори, гори ясно» (1)

Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине - ребенок с пла­точком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачива­ются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считал­ку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три!

На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановил­ся водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стре­мится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх. Игра повторяется.

«Гори, гори ясно» (2)

Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят, колокольчики звенят!

Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединя­ются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впе­реди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого - ни- будь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединить­ся раньше, чем водящий успеет кого - либо поймать, то эта пара становится впе­реди, игра продолжается с прежним водящим.

Ворон.

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон. ( он сто­ит в кругу вместе со всеми).

Ой. ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

(дети идут к центру круга дробным шагом)

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

( гем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона») Ворон в красных сапог ах,

В позолоченных серьгах.

(ворон гогяшет, дети повторяют его движения)

Черный ворон на дубу. Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная.

Песня складная.

С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает крут, дотрагивается до чьей - нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.

«Краски»

Играющие выбирают хозяина и покупателя - черта. Все остальные - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и гак, чтобы не услышали покупа­тели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:

  • Тук. тук!
  • Кто пришел?
  • Я черт с рогами, с горячими порогами,

С неба свалился, в горшок провалился!

-Зачем пришел?

  • За краской.
  • За какой ?
  • За красной.

Если красной краски нет, хозяин говорит:

  • Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.

Если краска есть, хозяин говорит:

Скачи на одной ножке по красной дорожке

Найди красные сапожки.

Поноси, поноси

И назад принеси!

В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.

«Родничок»

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ру­чья. Все поют:

Разлился родничок. Золотой рожок. У -ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой. У-ух!

11о мхам, по болотам,

По гнилым колодам. У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Гог. кто коснется воды, из игры выбывает.

«Грачи летит»

Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет:

Грачи летят,

На всю Русь трубят:

-Гу-гу-гу-

Мы несем весну!

Он поднимает руки вверх, показывая, как летя г грачи.

Летят! Летят! - кричат дети и поднимают руки

Журавли летяг

На всю Русь кричат.

Гу-гу-гу!

Не догнать нас никому!

Летят! Летя г! - кричат дети и поднимают руки.

Порося та летят,

Полосаты визжат.

Хрю-хрю-хрю

Надоело нам в хлеву!

Летяг, ле… – ошибаются некоторые дети и поднимают руки вверх. Кто ошибается – тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных.

«Колечко»

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, скла­дывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждо­му вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте - ка, ребята, где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов о г лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко.

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тог колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко - вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придер­живая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убе­жать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится но­вым ведущим и продолжает игру.

«Ворон» (2).

Выбираются Ворон и Заяц. Остальные дети - зайчата. Они цепляются за Зайца, растягиваясь в длинную цепочку и приговаривают:

Вокруг Ворона идем.

По зри зернышка несем.

Кому два, кому одно,

А Ворону - ничего!

Ворон садится на землю и ковыряет ее палочкой. Заяц подходит к нему и спраши­вает:

-Ворон, Ворон, что ты делаешь?

-Ямку копаю - отвечает Ворон.

-На что тебе ямка?

-Денежки ищу.

-На что тебе денежки?

-Ситчику куплю.

-На что тебе ситчик?

-Мешочек шить.

-Зачем тебе мешочек?

-Камушки класть.

-На что тебе камушки?

-В твоих легок кидать!

-Что тебе мои детки сделали?

- В огород мой прибегали

Лучик да мячик потаскали!

А репочку, да мягочку -

Топотали пяточками!

Кар-р-р!- кричит ворон и бросается на зайчат, а заяц защищает. Тогда зайчонок, ко­торого вытянет ворон из цепочки и становится новым вороном.

«Капуста»

Рисуется крут - огород. На середину круга играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту .Все участники игры стоят за кругом, и один из ребят, выбранный хозяином садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу поет:

Я на камушке сижу

Мелки колышки тешу/ 2раза

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица.

Бобр и куница,

Заинька усатый

Медведь толстопятый.

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого Козлик коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты», объявляется победителем.

«Волк и овцы»

Играющие выбирают волка и пастуха, все остальные - овечки. Пастух становит­ся посреди лужка с палкой в руках. Около него пасутся овечки. Волк прячется за деревом. Пастух поет:

Пасу, пасу овечек недалеко от речки

Волк за горою, серый за крутою.

И днем и ночью рыщет, моих овечек ищет.

А я водка не боюсь, батожком оборонюсь.

Кочережкой отобьюсь.

«Пойду, буду спать!» - говори! пастух, ложится и делает вид, что овечек нет, и припевает:

Пасу, пасу до вечера,

А гнать домой нечего!

Пришел серый волк

Моих овечек столк?

А я заснул и духом не чул!

Пастух начинает искать овечек, стучит палкой о землю и приговаривает: «Тут волчий след, туг овечий след..»

Подходит к волку и спрашивает:

-Волк, ты не видел моих овечек?

-А какие они?

  • Беленькие.
  • Побежали по беленькой дорожке.

(овечки, у кого светлые волосы убегают от волка к пастуху) Затем волк говорит «Побежали по черненькой дорожке» и убегают овечки с темными волосами.

«Баба Яга»

По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берег в руки ветку - помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и драз­нят:

Бабка Ёжка - костяная ножка,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук.

Тук-тук-тук!

После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит но дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.

«Заря – Заряница»

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый иг­рающий берется за ленту. Один из играющих - водящий. Он стоит вне круга. Де­ти идут по кругу и запевают песню:

Заря - Заряница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два - не воронь

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого - нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обе­гают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, гот победит, а неудачник ста­новится водящим. Игра повторяется.

«Жаворонок»

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине.

Спрятал песенку в траве.

Дети стоят в кругу, ноют. Жаворонок - водящий ребенок с колокольчи­ком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: « Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. (Игра повторяется).