РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Воробьёва Юлия Васильевна

На этой страчке зайта я представила адресную работу с различными категориями обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР, входит: 1) диагностика уровня развития ребенка 2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка 3) отслеживание динамики развития ребенка 4) взаимодействие со специалистами и родителями 5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка 6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.

Слайд 3

Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую

Слайд 4

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Слайд 5

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Слайд 6

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами

Слайд 7

О сновные направления коррекционной работы 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики

Слайд 8

Основные направления коррекционной работы 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

Слайд 9

Основные направления коррекционной работы 3. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей

Слайд 10

Основные направления коррекционной работы 4. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

Слайд 11

Основные направления коррекционной работы 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.)

Слайд 12

Основные направления коррекционной работы 6. Развитие речи, овладение техникой речи

Слайд 13

Основные направления коррекционной работы 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

Слайд 14

Основные направления коррекционной работы 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Слайд 15

Основные направления коррекционной работы: Совершенствование движений и сенсо - моторного развития 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности 3. Развитие основных мыслительных операций 4 Развитие различных видов мышления 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 6. Развитие речи, овладение техникой речи 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Слайд 16

Пример постановки коррекционно- развивающей цели: 1) развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении; 2) корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.

Слайд 17

В поурочном планировании педагога важно отдельно отразить план деятельности на уроке (занятии) для каждого интегрированного ребенка. Рекомендуется составление общего плана для класса с включением в него блоков-заданий для детей с ЗПР, находящихся в классе с детьми «нормы».

Слайд 18

С оздание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношения взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосфера предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе - слагаемые психогигиенического воздействия на ученика

Слайд 19

Грамотная организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного учреждения

Слайд 20

НАПРАВЛЕНИЯ реализации системы КРО в дифференцированных условиях общеобразовательных учреждений

Слайд 21

1. Обеспечение взаимодействия дошкольных и школьных образовательных учреждений и специального типов и параллельных консультативно-диагностических служб на основе комплексного подхода к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста 2. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении

Слайд 22

3. Обеспечение непрерывности реабилитационного процесса в среднем звене (на 2-й ступени обучения) на основе разработки разноуровневого содержания обучения детей с трудностями в обучении 4. Внедрение модели социальной профилактики в условиях школы 5. Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессионально-трудовой подготовки 6. Подготовка (вузовская) специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов) для коррекционно-развивающей работы с детьми

Слайд 23

Показатели качества подготовки выпускника с ОВЗ (7-8 вида ) * социально адаптированный к жизни в обществе; * успешно реализующий себя в различных сферах жизнедеятельности ; * умеющий мобильно перестраиваться под влиянием изменяющихся условий; * обладающий максимальной самостоятельностью

Слайд 24

Модель выпускника с ОВЗ школы (7-8 вида ) * с формирована общественная культура личности; * р азвиты социально-значимые качества ; *в оспитаны компенсаторные умения и навыки , обеспечивающие социальную адаптацию в обществе; *уважающий права и свободу граждан; *ответственно относящийся к себе и своему здоровью; *способный получить дальнейшее профессиональное образование

Слайд 25

У ДАЧИ ВАМ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ работа с одарёнными детьми. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. К.Роджерс

Слайд 2

Каких детей принято считать одарёнными ? детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности; детей, хорошо обучающихся в школе.

Слайд 3

Виды одарённости: - одарённость с интеллектом выше среднего; одарённость в познавательной деятельности; одарённость в художественно-эстетической деятельности; одарённость в коммуникативной деятельности; одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Слайд 4

Задачи при работе с одарёнными детьми: своевременное выявление одарённых детей; дифференциация на уроке на основе индивидуальных особенностей детей; отбор средств обучения; организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности; развитие у детей высокого уровня представлений о картине мире, основанных на общечеловеческих ценностях.

Слайд 5

Условия для развития познавательной деятельности учащихся: - своевременное выявление интеллектуальных способностей; качество содержания программного материала; уровень профессиональной компетентности; дифференцированная работа на уроке; разнообразие и адресность творческих заданий.

Слайд 6

МЕТОДЫ РАБОТЫ: исследовательский; частично – поисковый; проблемный; проективный.

Слайд 7

Формы работы: -классно-урочная, разноуровневые задания, творческие задания; -консультирование по возникшей проблеме; -дискуссия; -игры; -предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны; -конкурсы, викторины; -словесные игры; -проекты по различной тематике; -ролевые игры; -индивидуальные творческие задания.

Слайд 8

Учитель должен быть: - непременно талантливым, способным к экстремальной и творческой деятельности; -профессионально грамотным; -интеллигентным, нравственным и эрудированным; -владеть современными педагогическими технологиями; -психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; -иметь позитивную Я - концепцию, быть целеустремлённым, настойчивым, эмоционально стабильным.

Слайд 9

При работе с одарёнными детьми необходимо уметь: - обогащать учебные программы, обновлять, расширять; -стимулировать познавательные способности учащихся; -работать дифференцированно; -принимать взвешенные психолого-педагогические решения; -анализировать свою деятельность и всего класса; - отбирать и готовить материал для творческих работ.

Слайд 10

Нет волшебства, нет чуда никакого, Искусство начинается с простого- К душе ребёнка ключик подобрать, Чтоб смог он целый мир нарисовать… увидеть синеву в глазах небес, Платком акриловым укутать зимний лес, Смотреть на радугу наследницу дождя Ив этой радуге увидеть вдруг… себя !

Слайд 11

Уважаемые коллеги! Благодарю за внимание! Желаю творческих успехов!



Предварительный просмотр:

ГБОУ Зилаирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Программа

 социально-педагогического сопровождения

детей «группы риска»из неблагополучных семей

Программа рассчитана на 3 года 2015-2018 годы.

                                                                                                   Программу разработала

учитель русского языка и чтения

                                                                                                                   Воробьёва Ю.В.

Зилаир- 2018

Актуальность и концептуальные идеи программы

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий  школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога,  работников ПДН, учреждений дополнительного образования.

По состоянию 01.01.2016  в МБОУ СОШ №1 г.Шагонар: всего - 1103 учащихся,  из них 19 из неблагополучных семей, 96 из малообеспеченных и 22 учащихся из крайне-бедных семей. Среди 8-9 классов 1семья из категории  неблагополучная семья.

По состоянию 01.01.2017  в МБОУ СОШ №1 г. Шагонар: всего - 1084 учащихся,  из них 10 детей из неблагополучных семей, 93 из малообеспеченных и 8 учащихся из крайне-бедных семей. Среди 8-9 классов 2  семьи из категории  неблагополучная семья.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе обучающимися является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Проблемы:

  1. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
  2. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
  3. Хаотичность в воспитании.
  4. Незащищенность прав и интересов ребёнка.

 Цель программы оказание комплексной помощиобучающимся из неблагополучных семей: в формировании личностных нравственных качеств у учащихся, а также навыков организации здорового образа жизни, социальная защита и соблюдение прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, профилактика девиантного поведения и правонарушений среди детей «группы риска» из неблагополучных семей.

 Задачи программы

  1. Осуществление диагностической работы с целью выявления неблагополучных семей, изучение асоциальных явлений в подростковой среде.
  2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
  3. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  4. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
  5. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
  6. Обеспечение мотивации обучающихся на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы;
  1. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
  2. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
  3.  Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
  4.  Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
  5.  Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Отличительные особенности программы

  1. Тесное взаимодействие с обучающимися.
  2. Сотворчество педагогов и детей.
  3. Развитие детской инициативы.
  4. Способность педагогов к неформальному общению.
  5. Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
  6. Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
  7. Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и сотрудников представительских органов.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с подростками из неблагополучных семей 14-15 лет.

 Сроки реализации: программа рассчитана на 3 года, в течение 2015-2018 года.

 Ожидаемые результаты и способы их оценки:

  1. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
  2. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
  3. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
  4. Снижение количества детей асоциального поведения.
  5.  Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
  6. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
  7. Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  8. Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
  9. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

В настоящее время программа находится в стадии реализации. Для апробации программы выбрали детей поставленных на учёт на СП, и относящихся к «группе риска». Был разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течение января - февраля проводилась диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования выявлены отклонения в поведении, установлении типа семейного воспитания и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская  работа, как с педагогами, так и с детьми параллельно. При этом проводилось обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних. Ведется комплексная коррекционная работа: беседы (бесед с участием представителей межведомственных структур), диспут (с участием детей (группы риска»), деловая игра, спортивные игры с участием учащихся и педагогов, а также тренинги. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.          

Методическое обеспечение программы

Этапы реализации программы:

Первый этап - организационный (анализ и подборка методов работы, непосредственное планирование, согласование планов);

        Второй этап -  диагностический (выявление детей из неблагополучнных семей).

Диагностика

  1. Информация об учащихся и их семьях (сбор сведений, изучение социальных паспортов классов, изучение личных дел и характеристик учащихся; беседы с классными руководителями);
  2. Выявление асоциальных семей учащихся: беседы с классными руководителями, изучение социально-бытовых условий семьи, составление акта жилищно-бытовых условий детей «группы риска» из неблагополучных семей;
  3. Психологическая диагностика детей «группы риска» из неблагополучных семей (автоматизированная 1С-диагностика, опросник Басса-Дарки, ПДО, ДДЧ);
  4. Изучение семей состоящих на внутришкольном учете;

        Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за реализацией программы).

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

  1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
  2. Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
  3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения;
  4. Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми);

Стратегия и механизм достижения поставленных целей:

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

- работа с учащимися;

- работа с семьей;

- работа с педагогами;

- организация досуга детей

  1. Работа с семьей.

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

  • привлечение родителей  для совместной организации досуговой деятельности детей;
  • выявление особенностей взаимоотношения между обучающимися и родителями;
  • разработка основных правил семейного воспитания в семье;
  • способствовать созданию комфортных условий в семье  для развития личности ребенка.

Формы работы:

  • просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);
  • психокоррекционная работа:  консультация (оказание помощи  в конфликтных ситуациях);
  • психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями  и детьми.

Принцип реализации работы:

  • анкетирование;
  • опрос  детей;
  • совместные праздники;
  • творческие выставки;

Основные направления работы:

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и города;

- формирование  ценностей предусматривает проведение творческих  выставок, выполнение  творческих заданий;

 - организация работы родительского лектория на темы: «Влияние семьи на развитие и становление личности ребенка», «Роль отца в воспитании ребенка» «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»

  1. Работа с педагогами

Цели и задачи:

  • расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
  •  дать базовые психологические понятия о психологии развития личности детей;
  • расширить знания о роли педагогов  в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
  1. Работа с учащимися

Цели и задачи:

  • формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
  • профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
  • профилактика правонарушений;
  • психокоррекция;
  • профориентация;
  • пропаганда здорового образа жизни.
  • адаптация подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работу;
  • создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
  • сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
  • укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Методы:

  • переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
  • метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

  1. Направления организации досуга:
  • изучение интересов и потребностей детей данной категории;
  • расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
  •  методическое сопровождение мероприятий досуга;
  • организация социально-значимой деятельности детей.Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)

Профилактика правонарушений

  1. Беседы по факту;
  2. Операция "Внимание, дети";;
  3. Лекции специалистов, классные часы по профилактике правонарушений, выступления с информацией о состоянии преступности
  4. Конференция "Знаешь ли ты закон?";
  5. Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений";
  6. Кинофильмы "Вредные привычки";
  7. Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы;
  8. Профилактика употребления ПАВ;
  9. Организация летнего отдыха;
  10. Трудовая занятость в каникулы.

Контроль

  1. Индивидуальные карточки учета;
  2. Рейдовые мероприятия в вечернее время;
  3. Подготовка материалов на неблагополучных семей  в КДНиЗПУлуг-Хемского района, ПДН;
  4. Совместная работа с инспектором по охране прав детства;
  5. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий;
  6. Проверка занятости после уроков;
  7. Совещания при директоре и административные совещания;
  8. Методические семинары

Психологическое сопровождение:

  1. Организация специально - коррекционных занятий с педагогом-психологом школы;
  2. Организация индивидуальных консультаций с педагогом-психологом;
  3. Диагностические методики:
  • Методика "САН", 1С-диагностика с помощью методик «Опросник Басса-Дарки», ПДО;
  • Цветовой тест М. Люшера;
  • Карта наблюдений.

Организация педагогической помощи

  1. Создание благоприятных условий для развития личности детей «группы риска» из неблагополучных семей;
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках подростков из неблагополучных семей. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи подросткам из неблагополучных семей в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
  5. Оказание педагогической помощи учителям школьника из неблагополучных семей.. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

  1. Проведение систематического диспансерного осмотра врачами  школьников из неблагополучных семей с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера;
  2. Оказание медикаментозной помощи;
  3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение;
  4. Половое просвещение подростков из неблагополучных семей.. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

  1. Изучение психологического своеобразия подростков«группы риска» из неблагополучных семей, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, заболевания родителей и т.д.
  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
  4. Индивидуальные беседы с детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
  5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания

Организация свободного времени учащихся

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема подростков из неблагополучных семей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у подростков из неблагополучных семей вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение подростков из неблагополучных семей рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.

  1. Изучение интересов и способностей детей.
  2. Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
  3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
  4. Изучение участия детей асоциального поведения  в неформальных объединениях (группе, на прогулке). По необходимости помочь в переориентации интересов.
  5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
  6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с  детьми асоциального поведения.

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Ответственные

2015-2016

2016-2017

2017-2018

1

Диагностические мероприятия:

- анкетирование, тестирование, опрос;

- изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций;

сбор банка данных;

Соц. педагог психолог

Сентябрь, октябрь

Сентябрь, октябрь

Сентябрь,

октябрь

2

Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска»

Психолог

В течение года

В течение года

В течение

 года

3

Тренинги по приобретения навыков общения.

Соц. педагог

В течение года

В течение года

В течение

 года

4

Изучение и обобщение опыта на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»  

Зам. Директора по ВР.

Соц. педагог

В течение года

В течение года

В течение

года

5

Контроль за дозировкой домашнего задания

Зам. Директора по УВР

В течение года

В течение года

В течение

 года

6

Оформление сменных уголков здоровья

Зам. директора по ВР

Соц. педагог

1 раз в четверть

1 раз в четверть

1 раз в

четверть

8

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения

Психолог.

Соц. педагог

В течение года

В течение года

В течение

 года

9

Классные часы: «Насилие и закон»,  «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?»

Соц. педагог,

Классные руководители

В течение года

В течение года

В течение

 года

10

Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования

соц. педагог

1 раз в полгода

 1 раз в полгода

1 раз

в полгода

11

- проверка сменной обуви;

- контроль за курящими учащимися на территории школы;

- проведение профилактических бесед с детьми «группы риска».

Темы:

  1. Сегодня курить не модно.
  2. Береги здоровье смолоду.
  3. Не кури.
  4. Табак и верзилу сведёт в могилу.
  5. Вредные привычки.
  6. Наше здоровье в наших руках.
  7. Компьютер- враг или друг.
  8. История Жаклин
  9. Пивной алкоголизм

Соц педагог

В течение года

В течение года

В течение

 года

12

Игры:

  1. Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
  2. Деловая игра:  «Как устроиться на работу»
  3. Правовая игра «Мой взгляд»
  4. Игра «Школа безопасности

Зам. директора по ВР,

 Социальный педагог

Декабрь,

Февраль,

апрель

По воспитательному плану школы

По воспит

Ательному

 плану школы

13

Занятия с дефектологом

Логопед-дефектолог

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз

 в неделю

14

Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг»,

« Ты и твои права»

Инспектор ПДН

Инспектор ОДН

Соц. педагог

Ноябрь,

март

Март

Март

15

Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей «группы риска»

Классные руководители,

психолог,

соц.педагог

Один раз в четверть

Один раз в четверть

Один раз

в четверть

16

Проведение «Недель здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска»

Зам. Директора по ВР

 Учителя физ. культуры

Январь

Январь

Январь

17

Акция: «Нет вредным привычкам!»

Зам. директора по ВР

Соц. педагог, классные руководители

Ноябрь январь

Ноябрь

Январь

Ноябрь, январь

18

Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»,  «Как найти свое место в жизни?»

Декабрь,

февраль

Январь,

Март,

май

Ноябрь,

Декабрь,

Апрель,

Май

19

Проведение классных часов и бесед по вопросам сохранения здоровья

Классные руководители с приглашением фельдшера школы, социального педагога

1 раз в четверть

1 раз в полугодие

1 раз

 в четверть

20

Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.

Нарколог ММЦ «Улуг-Хемский»

1 раз в полугодие

1 раз в полугодие

21

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,

-кружках и секциях,

-турпоходах

Зам. директора по ВР,

Учителя физической культуры,

Социальный педагог

В течение года

В течение года

В течение

 года

22

Просветительская работа с учителями по теме: «Социально-педагогическая технология работы с неблагополучной семьей».

Соц. педагог,

психолог

В течение года

В течение года

В течение

 года

23

 Лектории: «Уют и комфорт в нашем  доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»

Соц. педагог,

психолог

В течение года

В течение года

В течение

 года

24

Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции», «Масленица»

Классные руководители,

 Соц. педагог

Февраль,

декабрь

Декабрь, февраль

Декабрь,

февраль

25

Профориентационная работа с учётом интересов учащихся «группы риска»

Соц. педагог. Психолог

Третья четверть

Третья четверть

Третья

четверть

26

Лечебно-профилактические мероприятия по профилактике репродуктивного здоровья девочек

Фельдшер школы

Один раз  в четверть

Один раз  в четверть

Один раз

 в четверть

27

Организация санаторно-курортного лечения и летнего отдыха детей «группы риска»

Соц. педагог.

УО

Один раз в учебный год

Один раз в учебный год

Один раз

 в учебный

 год

Список литературы:

  1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
  2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2000
  3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
  5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
  6. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 – 48
  7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
  8. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика  №5,2009
  9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
  10. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,2013


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2019 годы

Цель программы

Создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей.

Задачи программы

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  5-11 классов.

Основные направления программы

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4) клубная деятельность

Принятие программы

        25 августа 2016г.

Ожидаемые результаты программы

        

  • положительное изменение  качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.

Сроки и этапы реализации программы

  1. Организационный этап (сентябрь 2016г.)
  2. Практический этап (сентябрь 2016 -март  2019 г.)
  3. Обобщающий этап (2016 – май 2019г)

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают  мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях гимназического образования. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях  показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

Целью программы является:создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей.

Задачи:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  5-11 классов.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает  комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4) клубная деятельность

Этапы реализации:        

I. Организационный этап (сентябрь 2016г.)

Данный этап  включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через   самообразование.

II. Практический этап (сентябрь 2016 -март  2019 г.)

Данный этап предполагает: реализацию  индивидуальной программы педагога по работе с одаренными детьми; прохождение курсов повышения квалификации  педагога по вопросам подготовки обучающихся к олимпиадам,  участие педагога в работе  экспериментальной площадки по теме «Разработка модели   воспитательно-образовательного процесса в гимназии, направленного на выявление и развитие одарённых детей», расширение  форм работы с одарёнными детьми.

III. Обобщающий этап (2016 – май 2019г)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы  педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.

Результатом  реализации программы должно стать:

  • положительное изменение  качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.

Исходные теоретические положения

В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта авторским коллективом проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.

В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).

Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.

И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креативность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богоявленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.

По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности – творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных решений и прогнозированию.

Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в социальной среде, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать.

В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе разрешения проблемных ситуаций, причем у ребенка развивается особый стиль умственной деятельности, исследовательская активность и самостоятельность.

По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и достигать высокого уровня развития разными путями за счет компенсаторных механизмов в рамках индивидуального стиля деятельности.

Дж. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности: высокоразвитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотивации и настойчивости в решении поставленных задач.

А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся свойство человека в контексте системы «человек-среда», в становлении которого играет значительную роль ранний детский опыт.

Особенности одаренных детей и проблемы их обучения и воспитания вытекают из дисбаланса их развития. Интеллектуальные и творческие способности таких детей часто опережают по темпам роста нравственное, физическое и эмоциональное развитие. Поэтому многие требования к детям со стороны взрослых, опирающихся на их выдающиеся способности, завышены, что приводит к необходимости коррекционной работы.

Обобщая приведенные выше положения можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности.

Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться; такие личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т. д.

Направление 1  - «Научно-методическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:

  1. Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

2016 год

Руководитель МО

Банк электронных материалов

Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе

2016-2019

Все преподаватели

Банк заданий

Разработка индивидуальных программ сопровождения победителей и призеров предметных олимпиад

Апрель-май 2017 года

Руководитель МО

Индивидуальные программы

Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми

2016-2019г.

Руководитель МО

мониторинг

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам

2016-2019 г.

Руководитель МО

Сборник методических материалов, рекомендаций

Участие педагоговв работе экспериментальной площадки по теме «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса в школе, направленного на выявление и развитие одаренных детей»

2016-2019 г.

Руководитель МО

Программа работы с одаренными детьми

Проведение заседаний  методического объединения по работе с одаренными детьми

ежегодно

Руководитель МО

Решение МО

Изучение, анализ школьных программ по работе с одаренными детьми

ежегодно

Все преподаватели

Отчет

Направление 2- «Организационно-методическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:

1.Разработать систему  мероприятий, направленных на  развитие одарённости.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Участие обучающихся в предметных олимпиад

Октябрь

Руководитель МО

Приказы о проведении олимпиад, о направлении учащихся на городские, региональные олимпиады

Организация участия обучающихся в:

  • Эвристических олимпиадах,
  • Дистанционных всероссийских олимпиадах,
  • Всероссийских молодежных чемпионатах,
  • Интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок»)

2016-2019 гг.

Руководитель МО, педагоги

Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории

2016-2019 г.

Все преподаватели

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

2016-2019 г.

Все преподаватели

Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»

Задачи: 1.Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Анализ результатов работы с одаренными детьми на предметных МО.

2016-2019гг

Руководитель МО

Аналитические материалы

 Направление 4 -  «Стимулирование одаренных детей школы к участию в предметных олимпиадах»

Задачи:

1. Совершенствовать систему поощрения  одарённых детей.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Создание портфолио одаренных детей

2016-2019г.

Классные руководители, учителя-предметники

Портфолио

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Декабрь, май

Классные руководители

При реализации  направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.

Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.
  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:
  • Предмет;
  • Дата и время консультаций;
  • Главные рассматриваемые вопросы;
  • Время работы с темой по программе;
  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.:Азбука, 2004
  2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Сборники «Русский медвежонок».
  4. Умникам и умницам. –ТОИПКРО, 2005
  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
  6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь  существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

В 8-9 классах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литературного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа  педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой.  Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение  исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята,приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:

Название

 раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.
  2. Подготовка доклада.
  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.
  4. Реферат.
  5. Оформление стенда.

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

Проверка работ.

Исследовательские     умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение,   выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.
  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.
  3. Исследовательские    умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Выполнение упражнений, заданий.

Решение исследовательских задач.

Написание рецензии

Проверка упражнений, заданий.

Проверка решений задач.

Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.
  2. Работа со справочной литературой.
  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.
  4. Интернет как источник информации.
  5. Этапы работы с литературными источниками.

Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.

Этапы  выполнения       научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
  2. Определение   объекта   и   предмета исследования. Выдвижение гипотезы
  3. Изучение научной литературы по теме исследования.
  4. Выполнение    практической    части исследовательской работы.
  5. Анализ результатов. Выводы.

Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.
  2. Оформление титульного листа и «Содержания»
  3. Разделы «Введение» и «Заключение».
  4. Оформление списка литературы.
  5. Оформление ссылок.
  6. Оформление  приложения.

Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения

Проверка выполнения работы

Научный доклад – итог исследовательской  работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.

Защита реферата на НПК

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.

Рефлексия

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • игра-конкурс «Русский медвежонок»;
  • филологический чемпионат;
  • конкурс Чтецов;
  • интернет-конкурс «Карусель»;
  • интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.

4. Клубная деятельность.

На развитие одаренности направлена и деятельность литературного клуба «Свеча». На заседаниях рассматриваются вопросы литературоведения, проходят поэтические вечера, литературные гостиные, выпускается альманах произведений гимназистов. Деятельность клуба направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена.

На занятиях  литературного клуба предполагается работа по нескольким направлениям:

1) совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения,

2) развитие навыков   художественного перевода,  

3) совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений,

4) развитие умения художественного оформления своих творческих работ.

Нужно отметить, что в клубе будут заниматься учащиеся 5-11 классов, которые обладают уже определенными  творческими способностями. Наша задача состоит в том, чтобы расширить диапазоны их возможностей. Особенностью клуба является свободный состав его членов (то есть в течение учебного года может изменяться), а также различный возрастной состав (11-17 лет), что определяет тематику заседаний.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

НА 2016-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Вид деятельности

Участники

сентябрь

Открытие литературного клуба

Учащиеся 5-11 классов

октябрь

Школьные  олимпиады по русскому языку и литературе

Учащиеся 5-11 кл.

Интеллектуальный марафон знаний

Учащиеся 6-7 кл.

ноябрь

Игра-конкурс «Русский медвежонок»

Учащиеся 5-11 кл.

декабрь

Молодежный филологический чемпионат

Учащиеся 5-9 кл.

январь

Дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку

5-11 кл.

февраль

Научно-практическая конференция

10-11 кл.

Дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку

5-11 кл.

март

Филологический чемпионат

Учащиеся 5-8 кл.

апрель

Дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку

5-11 кл.

май

Конкурс «Подвижники земли русской»

Все желающие

Конкурс  литературного клуба

Члены литературного клуба



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку  и развитию речи составлена  в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе нормативно – правовых документов:

1. Учебного плана образовательного учреждения;

2.Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы / под редакцией В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2006. - 193с.

3. Букварь.1 класс: для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина.-12-е изд.-М.: Просвещение,2013.-143с.:ил.

Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Цель программы: развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Задачи рабочей программы:

  • выработать осмысленное отношение к употреблению в речи слов и предложений;
  • развивать мыслительные умения: анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное;
  • познакомить учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слова, синонимами;
  • выработать навыки грамотного письма;

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
              Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
              Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

        Русский язык в 1 классе специальной (коррекционной)  школы VIII вида подразумевает  по собой обучение грамоте, включает в себя два периода: добукварный и букварный. Послебукварный период приходится на второй год обучения.

      Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

      Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

Добукварный период. Составляет приблизительно месяц.

      1.Он представляет собой формирование простейших каллиграфических навыков: написание кружков, палочек, треугольников и т.д..

      2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

      3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

      Букварный период.

      Это последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными буквами, написание этих букв.

        На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Учащиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
         Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
       Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д.

        Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

               Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных

Обучение грамоте обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

        

                                                          Учебно - тематический план

№п/п

Наименование раздела. Темы

Кол –во часов

I.

Добукварный период

23

II.

Букварный период

79

Итого

102

Содержание тем учебного курса

Добукварный период –23 часа

      1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

      2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

      3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

      4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

      Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

      5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

      Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

      Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).

      Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

      6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

      Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

      Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

      Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

      7. Специальная подготовка к обучению письму.

      Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

      Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

      Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

      Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Букварный период-79 часов.

      Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

      1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

      Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

      Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

      Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

      2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

      Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

      Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

      Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

      Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

      Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

      Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

      3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

      Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

      Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

      Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

      Чтение предложений из двух-трех слов.

      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

      Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

      Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

      Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

      4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

      Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

      Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

      Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

      Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

      Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

       Устная речь

      Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).

      Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

      Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).

      Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.

     

                        Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:

      различать звуки на слух и в произношении;

      анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

      плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

      отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

      слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

      отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

      писать строчные и прописные буквы;

      списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

      Учащиеся должны знать:

      наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

       Критерии оценивания письменных работ

      Отметка «5» - нет ошибок

      Отметка «4» - допущено 1—3 ошибки

      Отметка «3» - допущено 4—5 ошибок

      Отметка «2» - допущены 6—8 ошибок

                                                               Список литературы

 

   1. Аксенова А.К. Обучение грамоте: методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса спец. (коррекц.) образоват. учрежденийVIII вида / А.К. Аксенова. – М.: Просвещение, 2009. – 56с.

2. Букварь.1 класс: для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина.-12-е изд.-М.: Просвещение,2013.-143с.:ил.

3.  Программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы / под редакцией В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2006. - 193с.