Здоровьесбережение

Карнаухова Светлана Ивановна

Картотека подвижных игр, картотека закаливания после дневного сна, картотека пальчиковой гимнастики, гимнастики для профилактики плоскостопия, картотека физминуток, пособия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для профилактики
плоскостопия у дошкольников

«Ежик»

И.П. - сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) –

 Мячик ножками катать.

Выполнить то же другой ногой.

«Лягушата»

И.П. - сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе),

Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги),

Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

«Корова»

И.П. - сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.)

По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

«Переложи платок!»

И.П. - сед, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой),

Поднесу его к другой. (медленно перенести его к левой ноге.)

Я несу платок, не сплю,

Коврик я не зацеплю.

Выполнить то же другой ногой.

«Йог»

И.П. - сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели.

Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх)

И о чем-то все мечтали.

Повторить упражнение, сменив ноги.

«Мои ножки»

И.П. - сидя на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует.(Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (то же левой ногой.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.)

 Нарисуй кружок опять.

«Упрямцы»

И.П. - сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая.

Встретились два козленка,

Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг друга.)

 Бодались, бодались,

Сражались, сражались...

Потом они устали,

Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)

«Нарисуй ногами!»

И.П. - сидя на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая.

Нарисуем мы ногами

Как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.)

Это высший класс!

Получается у нас.

«Гармошка»

И.П. - то же, на полу перед ногами расстелена простынка.

Соберу простынку ножкой,

Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.)

Разглажу быстро стопой

И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край.)

Используемая литература: журнал «Здоровье дошкольника» №2, 2014



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №27

Консультация  для  родителей

Тема: «Артикуляционная гимнастика дома».

 Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

  Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

 Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические (презентация «Артикуляционная гимнастика дома»).

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  •  «Заборчик»,
  • «Окошечко»,
  • «Трубочка»,
  • «Чашечка»,
  • «Блинчик»,
  • «Иголочка»,
  • «Мостик»,
  • «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Лошадка»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Барабанщик»;
  • «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

И в конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

  1. Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
  2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»
  3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,
  4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,
  5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.



Предварительный просмотр:

«Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

 «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

«Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит«шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

«Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

«Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает

голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох«жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

«Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе«каррр», максимально растягивая звук [р].

«Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,

хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,

опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И. п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

«Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторитьдо 5 раз.

«Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

«Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и

сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

«Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

«Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

«Боевой клич индейцев»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише – громче.

«Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.



Предварительный просмотр:

«Полезные привычки для волшебной планеты»

Цель: Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи:

- Учить детей отличать вредные и полезные привычки.

-Формировать мотивацию к осознанному отказу от вредных привычек;

-Развивать двигательную и познавательную активность, творческое воображение через игровую деятельность;

- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход мероприятия

Ребят в спортивном зале встречает «Пришелец» (главный герой).

Ведущий: здравствуйте ребята, сегодня у нас в гостях пришелец с далёкой волшебной планеты, зовут его Чучува. Он умеет говорить по-русски, давайте послушаем зачем он пришел.

Пришелец: «У нас приключилась несчастье. Злая «Вредина» похитила все наши полезные привычки, без которых мы инопланетяне стали часто болеть, не можем заниматься здоровым образом жизни, не можем веселиться. Мы просим вашей помощи. Помогите нам победить «Вредину», освободить нас от её вредных привычек и вернуть полезные. Больше всего на свете «Вредина» любит заражать всех вредными привычками, ненавидит следить за чистотой и занятия спортом.

Вед. - Чтобы выманить «Вредину», надо начать наше мероприятие с того, с чего мы начинаем каждое утро с первой полезной для здоровья привычки. Назовите громко эту привычку?

Утренняя гимнастика «Солнышко лучистое»

Выходит «Вредина» (лохматая, неряшливая, с чипсами и колой и т. п.).

Вр. - Что за шум и гам, терпеть не могу музыку, активные движения, смех и соревнования, вы помешали мне лежать и ничего не делать.

Вед. - Верни нам и нашему гостю пришельцу полезные привычки.

Вр. - А вот и нет! Я превратила полезные привычки в свои любимые вещи! (показывает чипсы, газировку) Они помогают сделать всех здоровых и счастливых и людей и инопланетян ленивыми и больными.

Вед. - Выручайте, ребята, поможем друзьям с другой планеты избавиться от вредных привычек и превратим «Вредину» в «Здравушку».

Вр. – Ой, ой! Напугали! Что вы мне сделаете?

Вед. - Мы знаем всё о полезных привычках и расколдуем их. Соберём полезные советы и подарим пришельцу, и все жители его планеты снова станут здоровыми и счастливыми.

— Вот сколько у меня советов, надо выбрать полезные. Если считаете, что это полезно - хлопайте в ладоши и кричите «да», а если - вредно, то топайте ногами и кричите «нет»).

Словесная игра «Вредно полезно».

  • Чистить зубы зубной пастой по утрам и вечерам,
  • С улицы, придя домой, руки с мылом мыть водой.
  • Кушать сладкие конфеты, газировки много пить.
  • Утром рано просыпаться и зарядкой заниматься.
  • Растянувшись на диване, мультики смотреть весь день.
  • Кушать овощи и фрукты утром, вечером и днём.
  • Заниматься спортом надо: бегать, прыгать, приседать,
  • С утра до ночи в компьютер в игры разные играть.
  • Лень прогнать, и закалятся солнцем, воздухом, водой.
  • По утрам не умываться, и расчёской не чесаться.
  • Правила все соблюдать, режим дня не нарушать.

Вед. – Вот полезные советы они изображены на значках. Их надо быстро прикрепить к костюму «Пришельца»(2 команды по 6 человек)

Игра-эстафета «Подари значок»

Вр. - Ой мне плохо, заболела спина, живот, ноги, руки, ненавижу соревнования! Что это, мой любимый кусок грязи отвалился!

Вед. - Ура, ребята, мы на верном пути! Так держать! Давайте напугаем «Вредину» расскажем, как мы живем в детском саду. (Дети рассказывают распорядок дня)

     Вр. - Ну ничего, у меня ещё есть запасы (вынимает бутыль с надписью «Кола»).

Вед. - Что это, газировка? Эту напасть мы сможем победить спортом!

(отбирает пластиковую бутылку, отдаёт её ребятам для игры)

Эстафета «Передай за голову!»

(В две колонны по 8 человек, кто быстрее передаст назад над головой пластиковые бутылки от колы)

Вр. - Ой, мне совсем стало плохо, еле хожу, сейчас бы полежать! Газировка пропала, и второй кусок грязи отвалился!

Вед. - Молодцы ребята, вы победили ещё одну вредную привычку. Что это за вредная привычка? (Газировка. Неправильная еда). А вы знаете, какие полезные, а какие вредные продукты?

Чтоб здоровым оставаться нужно правильно питаться!

В следующем задании вам ребята нужно быть внимательными, если еда полезная отвечаем «Да» и хлопаем, если не полезная еда отвечаем «Нет» и топаем.

Игра «Да и Нет»

  • Каша – вкусная еда

          Это нам полезно? (Да)

  • Лук зеленый иногда

          Нам полезен дети? (Да)

  • В луже грязная вода

           Нам полезна иногда? (Нет)

  • Щи – отличная еда

          Это нам полезно? (Да)

  • Мухоморный суп всегда –

          Это нам полезно? (Нет)

  • Фрукты – просто красота!

          Это нам полезно? (Да)

  • Грязных ягод иногда

          Съесть полезно, детки? (Нет)

  • Овощей растет гряда.

          Овощи полезны? (Да)

  • Сок, компотик иногда

          Нам полезны, дети? (Да)

  • Съесть мешок большой конфет

          Это вредно, дети? (Да)

  • Лишь полезная еда

          На столе у нас всегда! (Да)

  • А раз полезная еда –

          Будем мы здоровы? (Да)

Вр. - Ну ничего, у меня есть грозное оружие, и я вам отомщу! (вынимает огромный грязный носовой платок и высыпает из него мусор)

Вед. - Какой ужас, это же сплошные «микробы» и «вирусы», но мы от него спасёмся, быстро соберём!

Игра-эстафета «Соберём микробы (мусор!)

Ведущий забирает у «Вредины» грязный платок, разрывает его и вынимает мыло и полотенце. Мы научим тебя соблюдать гигиену

Вр. - Всё отобрали, ну ничего, я найду себе товарищей, наверное, есть дети, которые не любят спорт и, как и я не знают, что такое гигиена и тогда (потирает ладони, от безделья и грязи, они подружатся с вредными привычками!)

Пришелец загадывает загадки

Загадки

Мудрец в нем видит мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

А обезьяну – обезьяна.

Вот подвели к нему Вредину

Она в нём увидела неряху лохматую. (Зеркало)

Целых 25 зубков,

Для Кудрей и Хохолков,

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расческа)

Вроде не нежна на вид,

Но не просит пищи,

По одежде пробежит,

Она станет чище. (Щётка для одежды)

Лёг в карман и караулю,

Рёву, Плаксу и Грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Горяча и холодна,

Я всегда тебе нужна.

Позовёшь меня – бегу,

От болезней берегу. (Вода)

Костяная спинка,

Жё сткая щетинка:

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит. (Зубная щётка)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

Вед. - Убедилась, что наши дети знают всё про чистоту и гигиену. А ещё наши ребята уже умеют стирать.

Вр. – Подумаешь! А развесить то сможете? Вон вы какие маленькие, до верёвки не дотянетесь.

Вед. - Ребята, сможем?

Игра-эстафета «Развесь платочки»

Вед. - Ребята, чтобы окончательно одолеть «Вредину» и превратить её в «Здравушку-красавушку» покажем ей как мы весело моемся и закаляемся под душем?

Игра-самомассаж «Умывание» 

Знаем, знаем – да, да, да, (дети поочередно массируют каждый палец)

Где ты прячешься вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем0нож-ку.

Нет, не понемножку – энергично растирают ладони и кисти рук

Посмелей!

Будем умываться веселей!

(появляется чистая, румяная уже не «Вредина»)

Вед. — Вот мы и собрали полезные советы, да и Вредина превратилась в Здравушку.

Пришелец - Спасибо ребята за помощь и в награду дарю вам инопланетные полезные витамины!

Здравушка - До свидания ребята! До скорой новой встречи!

Пришелец: «У нас приключилась несчастье. Злая «Вредина» похитила все наши полезные привычки, без которых мы инопланетяне стали часто болеть, не можем заниматься здоровым образом жизни, не можем веселиться. Мы просим вашей помощи. Помогите нам победить «Вредину», освободить нас от её вредных привычек и вернуть полезные. Больше всего на свете «Вредина» любит заражать всех вредными привычками, ненавидит следить за чистотой и занятия спортом.

Загадки

Мудрец в нем видит мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

А обезьяну – обезьяна.

Вот подвели к нему Вредину

Она в нём увидела неряху лохматую. (Зеркало)

Целых 25 зубков,

Для Кудрей и Хохолков,

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Расческа)

Вроде не нежна на вид,

Но не просит пищи,

По одежде пробежит,

Она станет чище. (Щётка для одежды)

Лёг в карман и караулю,

Рёву, Плаксу и Грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Горяча и холодна,

Я всегда тебе нужна.

Позовёшь меня – бегу,

От болезней берегу. (Вода)

Костяная спинка,

Жёсткая щетинка:

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит. (Зубная щётка)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

 В конце, когда вредина превратится в здравушку

Пришелец - Спасибо ребята за помощь и в награду дарю вам инопланетные полезные витамины!



Предварительный просмотр:

Развлечение по здоровьесбережению

«В здоровом теле здоровый дух»

Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

Образовательная задача: Закреплять знание детей с понятием здоровье, умение заботится о своем здоровье.

Развивающая задача: Развивать потребность быть здоровым.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к физическим упражнениям и самомассажу.

Методы и приемы:

  • Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
  • Наглядно-демонстрационный (проектор, лэпбук, мешочек с предметами личной гигиены);
  • Игровой (познавательная деятельность с оздоровительной направленностью: гимнастика, самомассаж, дидактические игры, загадки).

Словарная работа: здоровье, витамины, самомассаж.

Предварительная работа: соблюдение режимных моментов, беседа с детьми о витаминах, закрепление знаний об овощах и фруктах. Дидактические игры: «Витаминные домики»«Пирамида здоровья».

Оборудование: «Мешочек Мойдодыра» с предметами личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, зеркало, зубная паста, зубная щетка, полотенце) картинки с изображением зубов, картинки с различными продуктами, картинки о здоровом образе жизни.

Ход досуга

Организационный момент

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький пенок!
Здравствуйте, мальчики и девочки!

1 часть (вступительная)

Презентация

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о здоровье и о том, что надо делать, чтобы быть здоровым. Наверняка, кому – то из вас приходилось болеть, и вы знаете, что болеть неприятно для каждого человека. Что вы ощущали, когда вы были больны?

Предполагаемые ответы детей: — Была температура, плохое самочувствие, грустно, не было аппетита.

Воспитатель: А как чувствует себя здоровый человек?

Предполагаемые ответы детей: — Он радуется, бегает, шалит.

Воспитатель: Я согласна с вами. Правильно, здоровый человек радостный, он улыбается, а больной грустит. Давайте, мы сейчас определим ваше самочувствие, кто из вас чувствует себя хорошо, тот улыбается, ну а если кто-то грустит, у кого плохое настроение, это значит, что со здоровьем что-то не ладное. (Дети смотрят друг на друга и выявляют настроение каждого участника осмотра).

Воспитатель: Среди нас все здоровы?

Предполагаемые ответы детей: - Да!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в очень интересное путешествие на самолётике. А полетим мы с вами в страну под названием Неболейка. Отправляемся.

Гимнастика«Самолет».

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! (
«Заводят» самолет, встают.)
Мы летим над облаками. 
(Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. 
(По очереди обеими руками)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо.)
Приземляться нам пора! 
(Приседают)

2 часть (Ознакомление детей с темой досуга)

Воспитатель: Вот мы и прибыли в страну Неболейку.

(На проекторе размещены опорные картинки о здоровом образе жизни)

А как вы думаете, ребята кто живет в Неболейке.

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, здесь живут люди, которые не болеют.

- Что нужно делать, чтобы не болеть и быть здоровыми. (ответы детей)

- Что это такое, здоровье. (ответы детей)

- Как мы можем себе помочь укрепить здоровье(ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята, нужно заниматься физкультурой, делать зарядку, гулять, правильно питаться, следить за чистотой.

Воспитатель: А как вы, думаете ребята, массаж помогает быть здоровым?

Давайте мы с вами сделаем самомассаж.

Самомассаж.

Носик, носик! – (касаемся указательным пальчиком кончик носа)
Где ты, был?
Ротик, ротик! – (Проводим указательным пальцем 
(две руки) от уголка губ вверх вниз)
Где ты ротик?
Щечка, щечка! – (поглаживаем круговымидвижениями 
(две руки) по щекам)
Где ты, щечка?
Будет чистенькая дочка – 
(круговыми движениями по часовой стрелке проводим по овалу лица).

ДетиСтрана Неболейка приготовила для нас большой мешочек с предметами личной гигиены, и сейчас мы с вами поиграем. Даша засунь ручку в мешок и угадай, какой предмет ты держишь в руке?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.

Отгадывание загадок.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков, у медведей.
(Расческа)

Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)

И сияет и блестит
Никому оно не льстит
А любому правду скажет
Всё как есть ему покажет.
(Зеркало)

Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось
Нет сухого уголка.
(Полотенце)

Хвостик из кости
На спинке – щетинка
Эта вещь поможет нам
Чистить брюки и кафтан
(Щетка)

Воспитатель: Ой, а что это? Интересный рисунок на проекторе. Что на нем изображено? Зубы. Вот на этой картинке зубы белые, веселые. А здесь темные, грустные. Каково ваше мнение, что произошло с этими зубами?

(ответы детей).

Воспитатель: Белые зубы чистят, кормят полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает зубы. Как вы думаете, какая пища разрушает зубы? (ответы детей)

Конфеты, торты, шоколад, леденцы, мороженое разрушают зубы. А какая пища полезна зубам (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, овощи, фрукты, творог.

Воспитатель:

Рано утром волк зубастый
Чистит зубы мятной пастой
Гребешок, вода и мыло
Нам даны, друзья не зря
Чтобы были мы красивы
Были чистыми всегда.

Дидактическая игра «Полезно – вредно»

На проекторе размещены картинки с различными продуктами (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т.п.). Дети рассматривают картинки на проекторе и соотносят к здоровым и больным зубам продукты питания. Воспитатель объясняет, почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.

3 часть (заключительная)

Воспитатель: Ну вот нам и пора возвращаться в группу заводим самолеты.

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! (
«Заводят» самолет, встают.)
Мы летим над облаками. 
(Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. 
(По очереди обеими руками)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо.)
Приземляться нам пора! 
(Приседают)

Рефлексия

Воспитатель: - Давайте вспомним, где мы были?

Дети: - В стране «Неболейка».

Воспитатель: - А что же это за страна? Почему она так называется?

Дети: - Там ни кто не болеет и следит за своим здоровьем.

Воспитатели: И мы вам хотим пожелать, чтобы вы меньше болели, правильно питались и следили за своим здоровьем.