Участие в значимых для ОУ инициативах

Робканова Алена Михайловна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»

«УТВЕРЖДАЮ»

директора

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

___________     Сорокина

приказ №  109 от 11.09.2019 г.

Протокол  заседания педагогического

совета № 1 от 09.09.2019 г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Шахматы»

Направленность: общеинтеллектуальное

Возраст: 5 лет

Срок реализации 1 год (32 рабочие недели\64 часа)

Воспитатели: Натальина М.Н.

Робканова А.М.

Ларьяк, 2019

 1.Паспорт дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы»

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Ларьякская средняя школа»

Название дополнительной общеобразовательной программы

«Шахматы для дошкольников»

Ф.И.О. педагога реализующего дополнительную образовательную (общеразвивающую) программу

 Натальина Марианна Николаевна

Робканова Алена Михайловна

Год разработки

2019 г.

Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа

 

Информация о наличии рецензии

Цель

Формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры; создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи

1. Развитие и тренировка психических процессов:

 -  Обучение  навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;  развитие логического мышления, ориентировки на плоскости, внимания, памяти;

  - Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений.

2. Развитие познавательных интересов

  - изучение основ шахматной игры,

  - расширение кругозора;

3. Развитие творческих способностей:

 - развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.

4. Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:

- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;

-  уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий.  

- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

5. Подготовка ребёнка  к школе.     Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки  и  быстрее делают домашнее задание.

Информация об уровне дополнительной общеобразовательной программы

Ожидаемые результаты освоения программы

Дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода  каждой фигуры.

Дети должны уметь: 

ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы

1 год

С 01.10.2019г  по 31.05.2020г

Количество часов в неделю/год, необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной программы

2 часа в неделю/  64 часа

Возраст обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе

Дети старшего дошкольного возраста 5 лет

Формы занятий

групповая (10 человек)

2. Целевой раздел

2.1 Пояснительная записка.

      Программа дополнительного образования «Шахматы для дошкольников» реализует общеинтеллектуальное направление  игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования, разработана на основе учебных пособий «Шахматы, первый год»  И.Г. Сухин; «Учебник юного шахматиста» А.Трофимова; «Как научить шахматам» дошкольный шахматный учебник А.Костенюк, Н.Костенюк.

       Программа реализуется на базе МБОУ «Ларьякская СШ», в которой утверждены основные принципы, цели и задачи.

       При разработки рабочей программы были учтены следующие нормативно – правовые акты:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» составлена с учетом:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;

Концепции развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.

Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/Москва: 2015. (ГАОУВО «Московский институт открытого образования», подготовлены в рамках государственной работы Департамента образования г. Москвы).

Федеральный уровень

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13» утвержденные постановлением главного государственного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Конституция Российской Федерации

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья). (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования 17.06. 2003).

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»

Муниципальный уровень

Программа развития образования в ХМАО.

Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 05.02.2014 №112 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Дополнительная  образовательная  программа  «В  стране  занимательной

математики»:  

  предполагает  решение  проблем  дополнительного  образования  

познавательной  направленности  на  основе  овладения  детьми  дошкольного 

возраста  элементарными  представлениями  о  математической  деятельности  в

условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

 содержание программы представлено различными формами организации  

математической  деятельности  через  занимательные  развивающие  игры,

упражнения,  задания,  задачи-шутки,  загадки  математического  содержания,

которые  помогают  совершенствовать  навыки  счета,  закрепляют  понимание

отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес

к  математическим  знаниям,  развивают  внимание,  память,  логические  формы

мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, 

дающему  пищу  воображению,  затрагивающую  не  только  чисто

интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Дополнительная  образовательная  программа  «В  стране  занимательной

математики»:

Дополнительная  образовательная  программа  «В  стране  занимательной

математики»:

Пояснительная записка о реализации учебно-тематического плана на 2019-2020 учебные годы

Учебно-тематический план (далее УТП) составлен в соответствии с    
       программой «Шахматы для дошкольников», разработанной педагогом дополнительного образования Натальиной Марианной Николаевной, Робкановой Аленой Михайловной в 2019 году

УТП разработан на основе требований и норм СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление от 15 мая 2013 года № 26), порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 г. № 1008.

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Информационная справка об особенностях реализации УТП

в 2019/2020 уч. гг.

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1год

  Год обучения (первый)

Первый

 Возраст воспитанников

5 лет

 Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

10 человек

  Количество часов в неделю

2 академических часа

Общее количество часов в год

 64 часа

2.2Актуальность.

      Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая  функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей.

       Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра  в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

       Данная образовательная программа рассчитана на детей 5 лет. Учебные группы комплектуются по 10 человек в группе. Режим проведения учебных занятий 2 раза в неделю  - 20 минут. Таким образом, образовательная программа обучения шахматам детей дошкольного возраста рассчитана на 64 часа  в год.

       Цель программы: Формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры; создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи

 1. Развитие и тренировка психических процессов:

 -  Обучение  навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;  развитие логического мышления, ориентировки на плоскости, внимания, памяти;

  - Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений.

2. Развитие познавательных интересов

  - изучение основ шахматной игры,

  - расширение кругозора;

3. Развитие творческих способностей:

 - развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.

4. Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:

- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;

-  уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий.  

- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. 

5. Подготовка ребёнка  к школе.   Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки  и  быстрее делают домашнее задание.

2.3 Условия реализации программы

       Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» разработана для детей  дошкольного возраста в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

     Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в неделю.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

        Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов. Для закрепления знаний  используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старших и подготовительных групп.  

2.4 Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации программы

         Для эффективной реализации Программы, занятия проводятся в кабинете дополнительного образования, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26 и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

        Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования для развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

      Развивающая предметно-пространственная среда групп ДОУ организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной, 
  • трансформируемой,
  • полифункциональной, 
  •  вариативной, 
  •  доступной, 
  •  безопасной. 

       Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.Оснащение развивающей предметно-пространственной среды отвечает требованиям, обозначенным в ФГОС ДО. 

Технические средства для подготовки и проведения занятий.

  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • шахматные часы;
  • обучающие видеоуроки по шахматам;
  • симуляторы игр;
  • уголок «Шахматы»;
  • родительский уголок «Шахматы».

3.Содержание программы

3.1.Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2019 - 2020 учебном году

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1 год

Год обучения (первый, второй и т.д.)

1 год обучения 2019- 2020г.г.

 

Возраст воспитанников

5 лет

Количество часов в неделю

2 час в неделю .

Общее количество часов в год

1 год обучения 2019-2020 –  64 часа.

3.2.Ожидаемые результаты освоения программы

 на 2019-2020 учебный период

Дети должны:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  • различать и называть шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
  • иметь представление об элементарных правилах игры;
  • играть малым числом фигур;
  • иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
  • владеть основными шахматными терминами;
  • правильно применять элементарные правила игры;
  • иметь представление о некоторых тактических приемах.

3.3.Система работы с родителями и педагогами дошкольного учреждения.

Задачи в работе с родителями:

  • Включение родителей в образовательный процесс;
  • Духовное сближение детей и родителей;
  • Формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес детей к занятиям шахматами.
  • Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях: обучающем и информативном.

Формы работы с родителями:

  • Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения);
  • Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);
  • Организация тренингов  по шахматам для родителей;
  • Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).
  • Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;
  • Оформление информационных стендов для родителей.

       Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, взаимного сотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществить обучение шахматам ребенка в домашних условиях.

Формы работы с родителями по программе осуществляются по следующим направлениям:

Обучение организации самостоятельной умственной деятельности

родители могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразной умственной деятельности детей. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений

Консультации для родителей

проводятся индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей. Коллективные консультации - в этом случае важно найти интересную форму общения, которое обязательно должно быть доверительным

Родительские собрания

посвящены темам, наиболее актуальным в данный момент для учебно-воспитательного процесса Возможна, и такая форма работы как семинар практикум для родителей.

Домашние задания

являются важной формой взаимодействия. На занятиях дети получают посильное для них задание, к выполнению которого обязательно должны подключиться родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду

Взаимодействие с семьями воспитанников 
     Цель: создание единого образовательного пространства для успешной реализации задач адаптивной программы.
     Формы взаимодействия с родителями: 
В зависимости от решаемых задач могут быть использованы различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:  

  Информационные (например, устные журналы; консультации;  рекламные буклеты, листовки; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого- педагогическая пропаганда и др.)
    Организационные (родительские собрания, анкетирование и др.).
    Просветительские (родительские гостиные; мастер – классы; консультирование; тематические встречи; круглые столы и др.).
    Организационно - деятельностные (совместные детско-родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии и др.).
Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок и др.)
Поддержка родителей в саморазвитии и педагогическом образовании.

Формы работы с педагогами

Совместные мероприятия

Распространение опыта

Мастер - классы

Консультации

Информационно просветительская деятельность

Памятки  

Информационные листки

Организационно развлекательные мероприятия

Совместные досуги и развлечения.

Предполагаемые результаты по повышению уровня развития педагогической компетентности родителей и педагогов ДОУ

Родители

     Являются активными участниками педагогического процесса в совместной деятельности с воспитателями и педагогом дополнительного образования.

     Занимают активную позицию на родительских собраниях, совместных праздниках, проводимых в дошкольном учреждении.

    Посещают открытые просмотры занятий и занятия в студии «Шахматы».

    Информированы о задачах интеллектуальных особенностях развития детей.

    Становятся не только зрителями, но и полноценными участниками совместно с детьми.

    Интересуются видами и формами работы с детьми.

Воспитатели

Закрепляет с детьми знания и умения, полученные на занятиях и занятиях в студии «Шахматы».

Проявляет творческий подход к решению поставленных задач.

Ведет активную работу с родителями, помогая педагогу дополнительного образования в решении поставленных задач данной программы.

Создает условия для организации совместной деятельности детей и родителей.

Принимает активное участие в создании предметно-развивающей среды, способствующей формированию основных форм и приёмов логического мышления.

4. Планирование системы занятий в соответствии с задачами обучения

Учебный план

Направленность

образовательной

деятельности по

ДОП

Продолжительность

занятий по ДОП

дошкольный возраст 5  лет

неделя/ кол-во занятий

год

Общее количество часов

Физкультурно-спортивная

    20 мин

   2 занятия

    64 занятия

    64 часа

        

Календарный учебный график (5 - лет)

Содержание

 Возрастная группа - дошкольный возраст 5  лет

Календарная продолжительность учебного периода, в том числе:

01 октября 2019г - 31 мая 2020г.

32 недель

1 полугодие

17 недель

2 полугодие

19 недель

Объем недельной образовательной нагрузки, в часах, в том числе:

40 минут на одного ребенка

Календарный учебный график  

Реализация дополнительных общеразвивающих программ

Общее количество недель в году

I полугодие

II полугодие

Период

Количество недель

Период

Количество

недель

32 недели

01.10.2019-31.12.2019

17 недель  

09.01.2020-25.05.2020

19 недель

Сроки организации промежуточного контроля реализации

дополнительных общеразвивающих программ

I полугодие

II полугодие

20.12.2019-28.01.2019

17.04.2020-28.04.2020

Режим работы

Период обучения

Минимальный возраст для зачисления

Максимальное число воспитанников в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

октябрь – май

5 лет

10

2

 

Расписание занятий по дополнительной общеразвивающей программе

 «Шахматы для дошкольников»

на 2019-2020 учебный период

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

16.00-16.20

16.00-16.20

5.Организационная сторона образовательного процесса

Для занятий в кружке «Шахматы для дошкольников» характерны: постоянный состав занимающихся, определенная длительность, регламентация заданий.

Структура построения занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:

1.  Вводной 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего материала;

2.  Основной во 2-ой части – подача нового материала;

3.  Заключительная в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).

Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3—5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15—18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3—4 мин. в начале и 4—8 мин. в конце занятия.

Содержание занятий

- деятельностный метод;

- исследовательский метод;

- игровые упражнения

 -дидактические игры;

 -создание и решение проблемных ситуаций;

-самопроверка.

Формы организации студии «Шахматы»

 - рассказы и беседы;

 - совместная деятельность детей и взрослых;

 - дидактические игры;

Методы обучения

 - наглядные, словесные, практические, игровые.

Приемы работы с детьми

- рассказ; беседа;

- описание; указание и объяснение;

- вопросы детям; ответы детей, образец;

-показ реальных предметов, картин;

- модели, схемы, мнемотаблицы;

- дидактические игры и упражнения;

- логические задачи;

- игры-эксперименты;

 - сказка;

- уточнение;

- стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);

- игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).

Педагогическая диагностика

 - наблюдение

 - беседа

 - выступление детей на итоговом занятии

Формы подведения итогов

открытое занятие

5.1 Учебно-тематический план первого года обучения

Месяц

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Сентябрь

8

Занятий

1

Вводное занятие. История-сказка возникновения шахмат.

4

3

7

2

«В стране шахматного королевства»

3

Волшебная доска

4

Волшебная доска (продолжение темы)

5

Волшебная доска (продолжение темы)

6

Волшебная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.

7

Волшебная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали (продолжение темы)

8

«Волшебная доска» (продолжение темы) Диагональ.

Октябрь

8

занятий

1

«Волшебная доска» (продолжение темы» «Шахматный алфавит»

4

3

7

2

Шахматная нотация

3

Шахматная нотация (продолжение темы)

4

Обобщающее занятие на тему «Волшебная доска»

5

«Шахматные фигуры»

6

«Шахматные фигуры» (продолжение темы)

7

«Начальное положение»

8

«Начальное положение» (продолжение темы)

Ноябрь

8

занятий

1

«Начальная расстановка фигур»

3

4

7

2

«Шахматная фигура  Ладья»

3

«Шахматная фигура Ладья» (продолжение темы)

4

«Шахматная фигура «Слон»

5

«Шахматная фигура Слон» (продолжение темы)

6

«Ладья против слона» (игровая практика)

7

«Ладья против слона» (игровая практика) продолжение

8

«Шахматная фигура Ферзь»

Декабрь

8

занятий

1

«Шахматная фигура Ферзь» (продолжение темы)

3

4

7

2

«Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)

3

«Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика) продолжение темы

4

«Шахматная фигура Конь»

5

«Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)

6

«Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

7

«Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

8

«Шахматная фигура Пешка»

Январь

8

занятий

1

«Шахматная фигура Пешка» (продолжение темы)

4

3

7

2

«Пешка» в игре

3

«Сила шахматных фигур»

4

«Сила шахматных фигур» (продолжение темы)

5

«Шахматная фигура Король»

6

«Шахматная фигура Король» (продолжение темы)

7

Король против других фигур

8

«Шахматная фигура Король» (игровая практика)

Февраль

8

занятий

1

«Шах»

5

2

7

2

«Шах и мат»

3

«Мат в один ход»

4

«Ничья и пат»

5

«Ничья и пат» (продолжение темы)

6

«Рокировка»

7

«Шахматная партия»

8

«Шахматная партия» (продолжение темы)

Март

8

занятий

1

«Шахматная партия» (продолжение темы)

2

5

7

2

«Шахматные часы»

3

«Шахматный Турнир»

4

«Шахматный Турнир» (продолжение)

5

«Великие гроссмейстеры»

6

Интеллектуальный турнир

7

Решение шахматных задач и этюдов.

8

Это интересно

Апрель

8

занятий

1

Повторение программного материала

3

4

7

2

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами

3

Первые ходы.

4

Игра в парах.

5

Викторина «Шахматы»

6

Обобщающее занятие «В гостях у шахматного короля»

7

Игровая практика

8

И король жаждет боя

Май

7

занятий

1

Играем и выигрываем.

2

6

8

2

Играем и выигрываем. Работа в парах.

3

Шахматный турнир на личное первенство

4

Шахматный турнир на личное первенство (финал)

5

До свидания шахматная страна.

6

Шахматный праздник

7

Педагогический мониторинг

8

Педагогический мониторинг

ИТОГО

28

28

64

5.2. Календарно-тематическое планирование по общеразвивающей программе «Шахматы» для группы первого года обучения

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Совместная деятельность

Региональный компонент

Сентябрь

1

неделя

Вводное занятие. История-сказка возникновения шахмат.

Знакомство с историей возникновения шахмат. Воспитывать у детей интерес к шахматам, целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.

«В стране шахматного королевства»

Познакомить детей с понятием «Шахматная игра»,  способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

2

неделя

Волшебная доска

Познакомить детей с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр шахматной доски»

Волшебная доска (продолжение темы)

Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

3

неделя

Волшебная доска (продолжение темы)

Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии.

Волшебная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.

Познакомить детей с «дорожками» шахматной доски, по которым передвигаются шахматные фигуры.

Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

4

неделя

Волшебная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали (продолжение темы)

Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием: «диагональ». Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

«Волшебная доска» (продолжение темы) Диагональ.

Повторить понятие «диагональ». Игры - задания на закрепление этого понятия. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Октябрь

1

Неделя

«Волшебная доска» (продолжение темы» «Шахматный алфавит»

Познакомить детей с новым понятием -  «шахматный» алфавит, упражняться в нахождении «адреса» шахматного поля. Игра «Шахматное лото», Игра «Почта».

Шахматная нотация

Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций

Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

Ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить детей с обозначением полей на шахматной доске.

2

Неделя

Шахматная нотация (продолжение темы)

Закрепить полученные знания – шахматный алфавит, шахматная нотация. Выполнение индивидуальных заданий, творческих заданий.

Обобщающее занятие на тему «Волшебная доска»

Повторить и закрепить знания о шахматной доске – горизонтали, вертикали, белые и черные поля, чередование полей, шахматный алфавит, шахматная нотация.

Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

3

Неделя

«Шахматные фигуры»

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

«Шахматные фигуры» (продолжение темы)

Закрепить знания о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

4

Неделя

«Начальное положение»

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение  или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

«Начальное положение» (продолжение темы)

Продолжить знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ноябрь

1

неделя

«Начальная расстановка фигур»

Повторить и закрепить полученные знания о начальной расстановке фигур с помощью игровых заданий и творческого задания.

«Шахматная фигура  Ладья»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья». Место ладьи в начальном положении.

2

неделя

«Шахматная фигура Ладья» (продолжение темы)

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход ладьи. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

«Шахматная фигура Слон»

Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении.

3

неделя

«Шахматная фигура Слон» (продолжение темы)

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

«Ладья против слона» (игровая практика)

Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

4

Неделя

«Ладья против слона» (игровая практика) продолжение

Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя очевидный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

«Шахматная фигура Ферзь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.

Декабрь

1

 неделя

«Шахматная фигура Ферзь» (продолжение темы)

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

«Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)

Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

2

неделя

«Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика) продолжение темы

Продолжить закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; Работа парами за шахматной доской. Выполнение игр-заданий, решение простейших шахматных задач.

«Шахматная фигура Конь»

Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий, творческих заданий.

3

неделя

«Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

«Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

4

неделя

«Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; Выполнение игр-заданий, решение простейших шахматных задач.

«Шахматная фигура Пешка»

Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Закрепление изученного материала – выполнение игр-заданий, творческое задание.

Январь

1

неделя

«Шахматная фигура Пешка» (продолжение темы)

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием – «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

«Пешка» в игре

Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

2

Неделя

«Сила шахматных фигур»

Формирование у детей понимания игровой стоимости шахматных фигур. Закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур.

«Сила шахматных фигур» (продолжение темы)

Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр, заданий, выполнение творческих заданий. Формировать навык самоконтроля.

3

неделя

«Шахматная фигура Король»

Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий, творческое задание.

«Шахматная фигура Король» (продолжение темы)

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие – «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

4

неделя

Король против других фигур

Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах.

«Шахматная фигура Король» (игровая практика)

Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «король» в игровой практике на шахматной доске; Выполнение игр-заданий, решение простейших шахматных задач.

Февраль

1

Неделя

«Шах»

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

«Шах и мат»

Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

2

неделя

«Мат в один ход»

Вспомнить значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием – «мат в один ход».  Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

«Ничья и пат»

Познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

3

неделя

«Ничья и пат» (продолжение темы)

Вспомнить значение понятия «ничья», в каких случаях в шахматной партии может быть ничья, повторить данные ситуации на примере шахматных позиций. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных , где пата нет. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

«Рокировка»

Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

4

неделя

«Шахматная партия»

Познакомить детей с новыми понятиями – «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

«Шахматная партия» (продолжение темы)

Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

Март

1

неделя

«Шахматная партия» (продолжение темы)

Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат»

«Шахматные часы»

Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

2

неделя

«Шахматный Турнир»

Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий.

«Шахматный Турнир» (продолжение)

Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий.

3

неделя

«Великие гроссмейстеры»

Продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к игре в шахматы; Закреплять умение решать шахматные задачи, этюды.

Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении.        

Интеллектуальный турнир

Закрепление знаний и умений полученных ранее; Формирование понятия «Связка».

Выполнение игровых заданий.

4

неделя

Решение шахматных задач и этюдов.

Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении.

Это интересно

Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний, развивать познавательный интерес познакомить с интересными фактами из истории шахмат. Выполнение дидактических игр-заданий.

Апрель

1

неделя

Повторение программного материала

Закрепление пройденного материала, развитие логического мышления, умения отстаивать свое мнение. Решение шахматных задач, формирование навыка самоконтроля.

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами

Оценивать свои достижения и достижения других детей. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре.

2

неделя

Первые ходы.

Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле.

Игры в парах.

Игра в парах.

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы.

Практические упражнения

3

неделя

Викторина «Шахматы»

Закреплять знания игры в шахматы.

Соревнование.

Обобщающее занятие «В гостях у шахматного короля»

Закрепить знание детей названий шахматных фигур, о их передвижении на шахматной доске, знание шахматной доски. Упражнять в умении отгадывать загадки. Развивать усидчивость, терпение, умение принимать решение. Воспитывать интерес к игре в шахматы.

4

неделя

Игровая практика

Закрепить полученные знания, решая шахматные задачи, дидактические игры-задания. Игровая практика. Разыгрывание шахматных партий между детьми.

И король жаждет боя

Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Закрепления умения записывать шахматную нотацию

Май

1

неделя

Играем и выигрываем.

продолжать учить играть всеми фигурами из начального положения учить сравнивать фигуры, показывать их различие и сходства; развивать произвольное внимание, логическое мышление, тонкую моторику

Играем и выигрываем. Работа в парах.

учить детей следовать определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя очевидный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

2

неделя

Шахматный турнир на личное первенство

Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру

Шахматный турнир на личное первенство (финал)

развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в шахматы, проявляя настойчивость, целеустремленность.

3

неделя

До свидания шахматная страна.

Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка.

Игра в парах.

Шахматный праздник

Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы;

4

неделя

Педагогический мониторинг

Уточнение уровня освоения программного материала.

Педагогический мониторинг

Уточнение уровня освоения программного материала.

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Рост личного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
  4. Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

К концу первого года обучения ребенок должны знать:

- историю возникновения шахматной игры;

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

 - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

 - правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

 - решать элементарные шахматные задачи.

- правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры

- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;

 - ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода.

 

 

Список литературы

  1. Весела  И. «Шахматный букварь»; М.: Просвещение, 1983.
  2. Гришин  В. Г. «Шахматная азбука». М.: Детская литература, 1980.
  3. Зак  В. Г. «Я играю в шахматы». Л.: Детская литература, 1985.
  4. Карпов А. Е. «Учитесь шахматам». М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004.
  5. Карпов  А. Е. «Школьный шахматный учебник». М.: Русский шахматный дом, 2005.
  6. Костров  В. В. «Шахматный учебник для детей и родителей». СПб.: Литера, 2005.
  7. Мазаник С.В. «Шахматы для всей семьи». СПб.: Питер, 2009.
  8. Петрушина Н. М. «Шахматный учебник для детей». Ростов н/Д Феникс, 2006.
  9. Сухин И. Г. «Волшебный шахматный мешочек». Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  10. Сухин И. Г. «Приключения в Шахматной стране». М.: Педагогика, 1991.
  11. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  12. Сухин И. Г. «Шахматы для самых маленьких». М.: Астрель; АСТ, 2000.
  13. Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Обнинск  Духовное возрождение, 1998.
  14. Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  15. Хенкин В.Л. «Шахматы для начинающих». М.: Астрель: АСТ, 2008.
  16. http://www.chess-master.net/articles/3.html.
  17. http://www.shahmatik.ru/.
  18. http://webchess.ru/ebook/.

Приложение 1

Советы юным шахматистам

Дорогие ребята! Мы с вами начинаем путешествие в шахматное королевство. Это королевство не найти ни на одной географической карте. Оно расположено на шахматной доске. Его обитатели подчиняются строгим законам и соблюдают древние обычаи. Стать настоящим шахматистом сможет лишь тот, кто хорошо изучил эти законы и обычаи, уважает и соблюдает их.

Путешествуя по этой славной стране, вы овладеете тайнами самой интересной игры, которую изобрело человечество. Вы подружитесь с обитателями шахматного королевства и приобретете друзей на всю жизнь.

Кто будет всегда внимательно слушать, тот может вскоре сказать «Я умею играть в шахматы!». А это значит, что в семью шахматистов пришло новое пополнение. А еще это значит, что у каждого из вас появилось много новых друзей на земле. Там, где вы побываете, обязательно найдете их, и с помощью шахмат познакомитесь поближе. Потому, что повсюду есть люди,

которые умеют и любят играть в шахматы. Потому что девиз всех шахматистов: «Мы – одна семья».

У шахмат есть своя богиня

КАИССА – так зовут ее.

Пускай надолго это имя

Войдет в сознание твое.

А мы приветствуем с ней вместе

И огонек в твоих глазах,

И в этом славном королевстве

Твой первый шаг, твой первый!

           На первых порах вы, конечно же, будете чаще проигрывать, чем выигрывать. Но не надо отчаиваться, со всеми бывает такое. Потом вы обязательно научитесь хорошо играть, и кто-то из вас обязательно станет чемпионом. Сначала чемпионом детского сада, потом чемпионом всей страны. А потом и чемпионом всего мира. Желаем вам удачи!

Приложение 2

Дидактические игры и задания

1. Шахматная доска.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

«Горизонталь»

Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)

«Вертикаль»

То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ»

То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. Шахматные фигуры.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

«Волшебный мешочек»

В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай, ка»

Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура»

Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее, вместо названия этой фигуры надо сказать «секрет».

«Угадай»

Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?»

Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга, чем отличаются (цветом, формой).

«Большая и маленькая»

На столе 6 разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону.

Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой из фигур в начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

«Мешочек»

Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют

начальную позицию.

«Да и нет»

Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч»

Педагог произносит какую-либо фразу о начальном положении: «Ладья стоит в углу» и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», беспольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

«Игра на уничтожение»

Важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин»

Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт»

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых»

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых»

Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь»

За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля»

Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля»

Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры»

Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар»

Белой фигурой надо напасть одновременно на 2 черные фигуры.

«Взятие»

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита»

Одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру»

Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности»

Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает побивший все фигуры противника.

Примечание

Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6-7 лет видеть те или реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом

все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

  1. Цель шахматной партии.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

«Шах или не шах»

Проводится ряд положений, в которых ученики должны определить, стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах»

Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов»

Каждой из 5 белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха»

Белый король должен защищаться от шаха.

«Мат или не мат»

Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить, дан ли мат черному королю.

«Рокировка»

Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

«Первый шах»

Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

  1. Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию

«Два хода»

Чтобы ребенок  научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

  1. Ценность шахматных фигур.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

«Кто сильнее?»

Педагог показывает 2 фигуры с спрашивает, какая фигура сильнее, на сколько очков.

«Обе армии равны»

Педагог ставит на столе от 1 до 4 фигур и просит расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыши материала»

Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита»

В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

  1. Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

«Шах или мат»

Шах или мат черному королю?

«Мат или пат»

Определить мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход»

Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию»

 Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей и горизонталей.

«В угол»

Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

«Ограниченный король»

Надо сделать ход, после которого у черного короля остается наименьшее количество полей для отхода.

  1.  Достижение мата. Защита от мата.

Учебное положение на мат в один ход в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

«Объяви мат в два хода»

В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Защитись от мата»

Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

  1. Тактические приемы.

Достижение материального перевеса с помощью тактических приемов: двойной удар, открытое нападение. Двойной шах, открытый шах, вилка, связка. Типы матовых комбинаций. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

«Объяви мат в один ход»

Требуется объявить мат в один ход.

«Сделай ничью»

Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш материала»

Провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.



Предварительный просмотр:

План работы с социальными партнерами

в группе детей от 5 до 7 лет  

                                           на 2021-2022 учебный год

Воспитатель: Робканова А.М.

    Задачами МБОУ «Ларьякская СШ» являются - повышение качества образования, развитие детской одаренности. Взаимодействие с  социальными партнерами учреждения способствует, прежде всего, проявлению у дошкольников художественных способностей, познавательного интереса, обогащению личности дошкольников, их успешной  социализации и обеспечивает  повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

Социальные партнеры

Мероприятие

Дата проведения

1

МКУ «КДЦ»

 Участие в конкурсах:

- «Лучшая новогодняя игрушка»

-«В защиту хвойных деревьев»

 - «Русь мастеровая»

 - «Юный любитель природы»

Ноябрь

 Декабрь

 Март-апрель

2

 МКУ «КДЦ»

-Участие в конкурсе чтецов «Слава Армии родной»

-Участие в конкурсе «Техника, одержавшая победу»

Февраль

Май

3

МКУ «КДЦ»

-Участие в конкурсе рисунков и стихов «Мой папа самый лучший»

Февраль

4

Природный парк «Сибирские увалы»

-Участие в природоохранной акции «Марш парков»

Ноябрь

Май

5

ОГИБ ДД УМВД России по г. Нижневартовску

Организация мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: беседы, обучающие ситуации, игры в городке безопасности, участие в акциях

В течении года

6

Пожарная часть с.Ларьяк

Организация мероприятий по профилактике пожарной безопасности: беседы, обучающие ситуации, участие в акциях, конкурсах рисунков. Поделок

В течении года

7

 Сельская библиотека

-Экскурсия

-Участие в конкурсах

Ноябрь

По плану библиотеки

8

МБОУ»Ларьякская СШ»

-Показ открытых мероприятий для учителей начальных классов, экскурсия в школу

Апрель