Результаты мониторинга

Робканова Алена Михайловна

Предварительный просмотр:

Мониторинг к Программе

«Развитие познавательных способностей детей посредством

дидактической игры от 3-х лет до 7-ми лет».

 

Мониторинг познавательных способностей детей групп общеразвивающей направленности от 3-х лет до 4-х лет.

 

Были использованы следующие диагностические методики:

- «Цвет», «Построим домики для фигур», «Магазин» (автор А.Л.Венгер)–восприятие;

- «Замещение персонажей сказки» (автор А.Л.Венгер) – мышление;

- «Схематизация» (автор Т.В.Лаврентьева) – мышление;

- «Пиктограмма» (автор Е.Л.Полоцкая) – воображение.

Инструментарий:

 

Лото "Цвет" (автор А.Л. Венгер).

Проводится после нескольких занятий, на которых дети знакомились с шестью цветами спектра путем идентификации цвета объектов с образцом-эталоном и запоминали названия цветов.

Материал:

Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карточки с теми же изображениями.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

В игре участвуют шесть детей. Дети получают по одной карте лото, рассматривают изображенные на ней предметы, обращая внимание на их цвет. Далее проводится игра.

Взрослый-ведущий достает из коробки по одной карточке и не показывая детям

изображенный на ней предмет, спрашивает: "У кого красная машина?», «У кого зеленое ведро?» и т.д. Если ребенок, у которого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

Оценка

Низкий уровень - ребенок не выполняет задание или закрывает на карте лото лишь 2-3 предмета тех цветов, название которых ему знакомы.

Средний уровень - ребенок действует с помощью взрослого или по подсказкам

других детей. К концу игры у него остаются незакрытыми 1-2 предмета тех цветов, названия которых он еще нетвердо знает или путает.

Высокий уровень - ребенок действует самостоятельно, без какой-либо помощи, к концу игры закрывает все предметы на карте лото.

Примечание. Взрослый не должен требовать от детей называния цветов в

процессе игры.

 

"Построим домики для фигур" (автор А.Л. Венгер).

Направлена на выявление представлений об эталонах формы, умения воспроизводить эти фигуры. В задании дети изготавливают фигуры из палочек и ниток.

МАТЕРИАЛ

Демонстрационный: большие фигуры пяти форм, 13 палочек (можно наточенные

карандаши), тонкая проволока или толстая нитка (длиной 60 см и 50 см).

Раздаточный: фигурки-человечки меньшего размера, по 13 счетных палочек на каждого ребенка, тонкая проволока или толстая нитка (длиной 30 см и 20 см) на каждого ребенка.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

Взрослый достает из коробки и показывает детям геометрические фигуры

квадрат, треугольник, прямоугольник, дети вспоминают их названия. Затем

предлагает построить для них домики (т.к. в коробке им жить тесно), причем для каждой фигурки нужен домик такой же формы, как и она сама. В качестве образца взрослый делает домик для прямоугольника. Затем достает из коробки круг и овал, дети называют их; предлагает подумать, можно ли для них построить домики из палочек. После всех высказываний и проб детей выясняется, что домики для круга и овала строятся из ниток.

Далее каждый ребенок получает нужное количество палочек и ниток. Дети строят домики для каждой фигурки. Затем детям раздаются наборы из пяти геометрических фигур (фигурки-человечки). Фигурки-человечки ищут свои домики и поселяются в них.

ОЦЕНКА

1-й показатель - знание эталонов формы, обозначение их словом.

Низкий уровень - не знает название трех и более фигур.

Средний уровень - не твердо знает название 1-2 геометрических фигур (как правило прямоугольник и овал), называет с помощью воспитателя.

Высокий уровень - называет все пять геометрических фигур.

2-ой показатель - воспроизведение геометрических фигур.

Низкий уровень - ребенок не справляется с заданием, играет палочками выкладывает что попало, не принимает помощь взрослого.

Средний уровень - ребенок действует с помощью взрослого, который помогает увидеть разницу домиков для квадрата и прямоугольника, для круга и овала. Допускается показ взрослым способа построения домиков (на демонстрационном материале).

Высокий уровень - ребенок самостоятельно строит домики для всех пяти фигур.

Допускается напоминание взрослого, что домики для квадрата, треугольника и

прямоугольника строятся из палочек, а для круга и овала из ниток.

 

«Магазин игрушек» (автор А.Л. Венгер).

Направлена на выявление способности детей к использованию эталонов формы и цвета при соотнесении со свойствами реальных предметов.

МАТЕРИАЛ

Различные игрушки и предметы разного цвета и формы в количестве 15-18 штук (в подборе цветов обязательно должны быть оттенки основных цветов).

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Воспитатель собирает детей вокруг себя: "Сейчас у нас откроется магазин загадок. В этом магазине можно будет что-то купить только тогда, когда покупатель загадает загадку про то, что он хочет купить, а продавец отгадает, найдет то, что загадано и отдаст покупателю". Воспитатель открывает игрушки (в начале занятия игрушки закрыты платком), предлагает рассмотреть их. Затем говорит: "Сейчас я покажу, как будем играть. Оля, давай ты будешь как будто продавец". Воспитатель подходит к столу с игрушками, где стоит Оля, здоровается и говорит: "Я хочу купить у вас одну вещь, она квадратная, светло- фиолетовая». Продавец ищет такую вещь среди предметов, расставленных на столе (дети могут помогать в поиске). Если вещь (например, коробочка) найдена правильно, она отдается покупателю.

После такого показа воспитателя делит детей на покупателей и продавцов. Дети играют парами. Каждый продавец стоит у своего стола, поэтому количество столов ставится в зависимости от количества пар (три или четыре).

Каждый покупатель подходит к продавцу, зрительно выбирает какой-то предмет или игрушку и загадывает про него загадку продавцу. Например, «Мне нужно то, что овальной формы, желтое". Продавец ищет и находит игрушечное желтое яичко. Покупатель доволен, берет загаданную игрушку. После этого продавец и покупатель меняются местами.

Фиксируется умение зрительно обследовать, описывать предмет и умение узнавать предмет по описанию. Если дети загадывают предметы, не используя всех цветов и форм (например, только круглые, красные или зеленые), воспитатель предлагает зрительно выбирать предмет по образцу-карточке, на которой поставлено бесформенное цветовое пятно и указана форма (например, оранжевое пятно и овал). Ребенок выбирает предмет по данному ему образцу и загадывает про него загадку продавцу.

ОЦЕНКА

1- ый показатель - умение зрительно обследовать и описывать предмет.

Низкий уровень - ребенок не может загадать загадку про выбранный предмет, он либо сразу называет этот предмет, либо показывает рукой: «Мне вот это».

Средний уровень — ребенок делает ошибку в загадке (неверно называет форму и цвет), продавец не может найти такой предмет и требуется вмешательство воспитателя, чтобы исправить ошибку.

Высокий уровень - ребенок самостоятельно выбирает предмет и правильно загадывает про него загадку.

2– ой показатель - умение узнавать предмет по описанию, вычленяя его среди других.

Низкий уровень - берет предмет, совершенно не соответствующий описанию, чаще всего то, что ему больше нравится.

Средний уровень—ребенок делает ошибку, ориентируясь лишь на один признак, но с небольшой помощью воспитателя исправляет ее и правильно находит предмет.

Высокий уровень — ребенок быстро и безошибочно находит предмет.

 

«Замещение персонажей сказки» (автор А.Л. Венгер).

Выявляет овладение детьми действиями замещения реальных персонажей сказки

наглядными заместителями (кружками разного цвета и размера); овладение детьми действиями двигательного моделирования, т.е. использования наглядных заместителей для показа сказки, рассказанной взрослым.

МАТЕРИАЛ: Текст сказки "Волк и семеро козлят". У каждого ребенка — набор бумажных кружков – по 1 большому белому (коза), 1 большому серому (волк), 1 большому красному (кузнец) и по 7 маленьких белых (козлята) кружков. Два домика.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

Дети и воспитатель садятся вокруг стола. У каждого ребенка - набор цветных кружков. Детей просят рассмотреть свой материал и сказать, в какую сказку они сейчас будут играть. Если дети отвечают, необходимо спросить, почему они так думают. Воспитатель помогает детям ответить, что это сказка про волка и козлят. Воспитатель при помощи вопросов типа "Какого цвета коза? Большая она или маленькая?" помогает детям по возможности самостоятельно догадаться, какой персонаж сказки может быть обозначен каждым из кружков. Дети располагают на столике, на разных его концах, домики козы и волка, а около них - соответствующие кружки. Затем воспитатель рассказывает сказку, а дети показывают происходящие в ней действия при помощи передвижения кружков. Дети могут помогать в рассказывании, проговаривая отдельные реплики персонажей и песенку козы.

ОЦЕНКА

1- ый показатель - замещение.

Низкий уровень - дети допускают большое количество ошибок при распределении заместителей, помощь взрослого в виде наводящих вопросов не приводит к улучшению выполнения задания.

Средний уровень — ошибки детей немногочисленны (1-2), после наводящих вопросов взрослого дети сами исправляют ошибки.

Высокий уровень - дети самостоятельно, без ошибок распределяют все заместители.

2- ой показатель - моделирование.

Низкий уровень — дети выполняют задание "наугад", не соотнося цвет заместителей и их размер с особенностями персонажей, либо пытаются это сделать, но допускают очень много ошибок. Задание не выполняется даже при помощи воспитателя.

Средний уровень - задание выполняется, но допускаются ошибки, ребенок колеблется в выборе заместителей. Помощь взрослого приводит к правильному выполнению задания.

Высокий уровень — дети правильно, уверенно и самостоятельно показывают

заместители по ходу рассказывания сказки взрослым.

 

«Схематизация» (автор Т.В.Лаврентьева).

Используется для выявления уровня овладения действиями наглядно-образного

мышления с использованием наглядных схем (действиями схематизации) у детей 3 - 4 лет (вторая младшая группа).

Материал: две картонные полоски зеленого цвета, изображающие полянки;

изображения бабочки, птицы, кошки, собаки и соответствующие им четыре белых

квадрата разного размера.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

Взрослый и ребенок садятся рядом за столом, перед каждым полоска. Взрослый

говорит, что это полянки, по которым будут гулять животные. Затем достает изображение бабочки и самый маленький квадрат: «У тебя бабочка, а у меня бабочкой будет вот этот квадрат». Так же вводится изображение кошки и соответствующий ей квадрат. Затем взрослый, взяв в руки квадрат, обозначающий бабочку, и расположив его на своей полоске, говорит: «Смотри, куда села моя бабочка». После этого берет квадрат, обозначающий кошку, и говорит: «А кошка села рядом с ней. Посади на своей полянке бабочку и кошку так же, как они сидят у меня». После правильного выполнения этого задания взрослый меняет расположение квадратов- заместителей и просит ребенка посадить у себя на полянке животных по-другому, как у него. Аналогично вводятся изображение собаки. Взрослый предлагает ребенку поочередно воспроизвести на полоске 4 разных расположения трех объектов (бабочки, кошки и собаки) в соответствии с расположением квадратов-заместителей. Затем вводятся изображение птички и соответствующий ей квадрат-заместитель. С четырьмя объектами ребенок воспроизводит 6 различных схем их расположения. Таким образом, всего дается 12 предъявлений: 2 с двумя объектами, 4 с тремя объектами и 6 с четырьмя объектами. В каждом предъявлении объекты размещаются в порядке (изображение каждого животного обозначается буквой): 1 – б., к; 2 – к., б.; 3 – б.,к.,с..; 4 – с.,б., к.; 5 – к.,с.,б.; 6 – с.,к.,б.; 7 – п.,б.,с.; 8 – к.,б.,с., п.; 9 – б.,п.,к.,с.; 10 – п.,с.,к.,б.; 11 – с..б..п..к.; 12 – к..с..б..п.

За правильное решение каждой из первых шести задач (с 2 и 3объектами) начисляется по 1 очку; за решение каждой из задач с четырьмя объектами начисляется по 2 очка.

Максимальный суммарный балл 18 очков. Набранные «сырые» очки переводятся в стандартный балл.

На высоком уровне находятся дети, набравшие 13 и более стандартных баллов,

ориентирующиеся при выполнении задания на последовательность элементов схемы и учитывающие ее при размещении объектов.

На среднем уровне находятся дети, набравшие от 7 до 12 баллов. При выполнении

задания они учитывают схему, построенную взрослым и пытаются ее воспроизводить, но еще не могут ориентироваться на последовательность элементов, начиная воспроизведение со среднего, а затем достраивая крайние. Такой тип ориентировки не позволяет успешно справляться с заданиями с четырьмя элементами, дети не в состоянии проследить их взаимное расположение.

На низком уровне находятся дети, набравшие менее 7 стандартных баллов. При выполнении задания дети ориентируются на схему, стоящую только из двух элементов, при большем количестве схема перестает учитываться ребенком, и объекты размещаются в случайном порядке, независимо от нее.

 

«Пиктограмма» (автор Е.Л.Полоцкая).

Предназначена для выявления уровня овладения детьми символическими

средствами при решении репродуктивных задач.

Детям младшего дошкольного возраста предлагается следующая инструкция:

«Представь себе, что тебе нужно написать письмо, а писать, ты еще не умеешь. Но можно писать не буквами, а картинками — вместо слов рисовать картинки. Давай поучимся так писать. Я буду говорить слово, ты — придумывать, что можно нарисовать вместо этого слова, а я это нарисую. Для предъявления использовались следующие слова: «радость», «страх», «красота», «грусть «сила», «жадность», «хитрость», «добро». Каждый адекватный ответ ребенка оценивался в 1 балл. Максимальное количество очков —8. Количественные оценки переводятся в уровни выполнения задания:

высокий уровень — 8-5 баллов,

средний уровень — 4 балла и

низкий уровень — 0 балл или отказ.

Мониторинг познавательных способностей детей групп общеразвивающей направленности от 4-х лет до 5-ти лет.

 

Использовались следующие диагностические методики:

- «Рыбка» (автор В.В.Холмовская) – наглядно – образное мышление;

- «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко) – воображение;

- «Эталоны» (автор О.М.Дьяченко) – восприятие;

- «10 слов» (автор А,Р,Лурия) - слуховая память;

- «Зрительная память» (автор Д.Векслер) – зрительная память;

- «Найди и вычеркни» (автор Р.С.Немов) – внимание.

Инструментарий:

 

«Рыбка» (автор В.Холмовская).

Направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления

(использование схемы для построения объемных конструкций) у детей средних групп.

Материал: предлагается набор строительных элементов из которых ребенок должен построить рыбку, изображенную на цветной расчлененной схеме.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

Взрослый показывает ребенку схему и спрашивает его, что нарисовано на ней, в

случае затруднений — помогает. После того как выявилось, что на рисунке изображена рыбка, взрослый предлагает построить ребенку такую же рыбку.

При оценке учитывается как результат, так и способ выполнения.

Высокому уровню выполнения задания (3 балла) соответствует самостоятельный анализ ребенком схемы и воспроизведение ее в конструкции. Допустимы затруднения лишь в развороте некоторых деталей, с которыми ребенок справляется, прибегнув (по указанию взрослого) к анализу схемы.

Средний уровень (2 балла) характеризуется недостаточно полным и точным анализом схематического изображения. Создание ребенком конструкции сопровождается регулярным обращением его внимания на схему. Построение может происходить путем проб и ошибок. Взрослый организует анализ схемы, не производя прямо показа образца действий.

Низкому уровню (1 балл) соответствует построение конструкции путем проб и ошибок, которые исправляются ребенком не самостоятельно, а после показа взрослым образца действия (это возможно благодаря симметричности конструкции).

 

«Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко).

Направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать

оригинальные образы.

Материал: используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь

дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20 - 25 детей. Протокол обработки полученных результатов: По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали — фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество не зачеркнутых ответов — Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания — Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень — Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень — Кор выше среднего по группе на 2 и более балла. Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания. Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные, схемы. При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми. При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

 

«Эталоны» (автор О.М.Дьяченко).

Для определения степени овладения действиями соотнесения формы предметов к

заданным эталонам у детей средней группы.

Материал: три открытых коробки с изображением фигур - эталонов (на передней стенке каждой) и 15 картинок с изображением различных предметов, имеющих сходство с фигурами - эталонами (по 5 картинок на каждый эталон).

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

Перед ребенком на столе располагаются три коробки с эталонами. Из стопки картинок, расположенных в случайном порядке, взрослый берет картинку и говорит: «Я буду давать тебе картинку, ты посмотри на нее и на фигурки, которые изображены на коробках и положи картинку в ту коробку, на которой фигурка больше похожа на твою картинку. Так ты разложишь все картинки, которые я тебе буду давать». За каждую правильно положенную картинку дается один балл, за неправильно положенную - начисляется штрафной балл. Максимальное число очков — 15. Каждая неправильно положенная рассматривается как ошибка. Оценка ребенка образуется как разница между максимальным баллом и количеством штрафных очков. Результаты выполнения задания переводятся в стандартную шкалу:

высокий уровень выполнения задания — 13 и более баллов,

средний уровень — 8 – 12 баллов,

низкий уровень — менее восьми баллов.

 

«10 слов» (автор А,Р,Лурия).

Используется для изучения памяти ребёнка.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

Ребёнку зачитывается 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Оценка: Воспроизведение 8 -7 слов после первого прочтения свидетельствует о высоком уровне слуховой памяти. На среднем 6 – 4 слов, а на низком 3 и менее.

 

«Зрительная память» (автор Д.Векслер).

Исследование зрительной памяти детей дошкольного возраста. Ребёнку предлагается 4 рисунка. На каждый рисунок разрешается смотреть 10 секунд. Затем ребёнок должен воспроизвести их на чистом листе бумаги.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

A) Две перекрещенные линии и два флажка 1 балл. Правильно расположенные флажки 1балл. Правильный угол пересечения линий 1 балл. Максимальная оценка этого задания 3 балла.

Б) Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями 1 балл. Две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата 1 балл. Четыре маленьких квадрата в большом 1 балл. Четыре точки в квадратах 1 балл. Точность в пропорциях 1 балл. Максимальная оценка этого задания 5 баллов.

B) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл. Все вершины внутреннего

прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника 1 балл. Маленький прямоугольник точно размещен в большом 1 балл. Максимальная оценка 3 балла.Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю 1 балл. Центр, левая и правая стороны воспроизведены правильно 1 балл. Фигура воспроизведена правильно, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла 1 балл. Максимальная оценка 3 балла.

Максимальный результат 14 баллов.

Высокий результат – 14-10,

средний – 10 – 6,

низкий 6-1.

 

«Найди и вычеркни» (автор Р.С.Немов).

Исследует продуктивность и устойчивость внимания детей средней группы.

Материал: таблица с изображением предметов часто повторяющихся.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

Ребёнок по сигналу ищет и зачёркивает предметы, названные взрослым (2 предмета), пока не скажут «Стоп». Ребёнок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки, и ребёнок показывает на каком предмете он остановился.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ: Определяется количество предметов рассмотренные за 2,5 минуты и за 30 секунд.

S- показатель продуктивности и устойчивости внимания. S=0,5N – 2,8n

N- количество предметов, которые ребёнок просмотрел. t

n- количество ошибок.

t – время.

Высокий уровень – S >1

Средний уровень - 0,5

Низкий уровень - S <05.

 

 

Мониторинг познавательных способностей детей групп общеразвивающей направленности от 5-х лет до 6-х лет.

 

Использовались следующие методики:

- «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (автор Р,С,Немов) - восприятие

- «Свободная классификация» - мышление;

- «Самое непохожее» (автор Л,А,Венгер) – мышление;

- «Пиктограмма» (автор Е.Л.Полоцкая) – воображение;

- «Образная память» – память;

- «Найди отличия» - внимание.

Инструментарий:

 

«Какие предметы спрятаны в рисунках?» (автор Р,С,Немов).

Ребенку представляется несколько рисунков, в которых «спрятаны» предметы,

которые ему известны. Необходимо назвать все эти предметы.

Время выполнения задания ограничено 1 минутой. Последовательно представляется картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущем рисунке.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

10 баллов - названы 14 предметов, время 20 секунд;

8-9 баллов - названы все предметы за 21-30 секунд;

6-7 баллов - названы все предметы за 40 секунд;

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41-50 секунд;

2-3 балла - ребенок справился с задачей за 60 секунд;

0-1 балл - за время, большее 60 секунд, ребенок не может решить задачу.

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

10баллов - очень высокий;

8-9 баллов — высокий;

4-7баллов - средний;

2-3 балл низкий;

0-1 балл - очень низкий.

 

«Свободная классификация».

Направлена на определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения. При выполнении задания методики могут проявиться особенности организации деятельности.

Материал — набор карточек (20 — 25) с предметными изображениями. Подбирать картинки следует так, чтобы можно было выделить группы (4 по 4 5 картинок в каждой) по существенному, понятийному признаку, например одежда, овощи, птицы и т.д.

Примерный набор картинок: транспорт — самолет, грузовик, пароход, легковая машина; растения — морковь, лук, груша, дерево; одежда — платье, шуба, шапка; посуда — чайник, чашка, кастрюля; животные — бабочка, курица, обезьяна, голубь, заяц; дети — мальчик, девочка (две последние группы можно объединить в группу «живое»).

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

Взрослый просит ребенка: «Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько групп». Ребенок должен проанализировать изображенное на картинках, выделить признаки, определить основание для классификации и разложить предложенные картинки на группы.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Высокий уровень - ребенок выделяет 4 групп преимущественно по существенному, понятийному признаку, то задание выполнено на высоком уровне.

Среднему уровню - соответствует выбор по несущественным признакам. Например, «что летает» — бабочка, самолет; «девочка носит платье» — девочка, платье и др.

Низкий уровень - невыполнение задания соответствует низкому уровню развития

обобщения.

Особенности организации деятельности могут проявляться в том, как ребенок действует с карточками: хаотически или по какой-то системе.

После завершения классификации можно спросить ребенка: «Как можно назвать

каждую группу?» для того, чтобы определить степень осознанности проведенной

классификации.

 

Методика «Самое непохожее» (автор Л.А,Венгер).

Направлена на выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализа, сравнения и обобщения признаков.

Материал: 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету, величине: 4 квадрата, 4 круга. Четыре фигуры одного цвета (один круг маленький, другой —

большой; один квадрат — маленький, другой — большой), остальные фигуры другого цвета. Взрослый раскладывает фигурки в ряд в произвольной последовательности и говорит ребенку: «Посмотри, какие здесь фигурки: они все разные, нет ни одной похожей,

одинаковой.

Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга. Необходимо, чтобы были названы все различия (цвет, форма и величина; синие и красные; большие и маленькие; круги и квадраты). После этого взрослый подводит итог: «Значит, здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький синий квадраты), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?» Так же можно помочь выделить и другие признаки — цвет и форму.

Затем одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку.

Экспериментатор просит: «Найди среди остальных фигурок самую не похожую на эту.

Самая непохожая — только одна». Указанную ребенком фигурку кладут рядом с

фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые

непохожие?» Ответ ребенка фиксируют. Каждый ребенок выполняет задание с 2 — 3 фигурками.

Уровни выполнения заданий определяются количеством признаков, на которые

ориентировался ребенок при выборе самой непохожей» фигурки и которые назвал.

Высокий уровень — преобладание выбора по трем признакам и называние одного-двух;

средний уровень — преобладание выбора по двум признакам и называние одного;

низкий уровень — преобладание выбора по одному признаку без называния признака.

 

«Пиктограмма» (автор Е.Л.Полоцкая).

Предназначена для выявления уровня овладения детьми символическими

средствами при решении репродуктивных задач.

Детям предлагается следующая инструкция: «Представь себе, что тебе нужно

написать письмо, но можно писать не буквами, а картинками — вместо слов рисовать картинки. Давай поучимся так писать. Я буду говорить слово, ты — придумывать, что можно нарисовать вместо этого слова, а я это нарисую.

При проведении методики «Пиктограмма» с детьми старше пяти лет (конец средней, старшая и подготовительная группы) предлагаются десять слов: радость, страх, красота, грусть, сила, жадность, хитрость, добро, слабость и зло.

Для определения уровня овладения символическими средствами ответы детей старшего дошкольного возраста оценивались по шкале, разработанной Л.Г.Коротаевой под

руководством О.М. Дьяченко.Каждый ответ ребенка на слово-стимул оценивается по трех - балльной системе:

3 балла — ребенок называет слова, которые наделяются символическим значением (например, хитрость — лиса, грусть — грустный дождик).

2 балла — ребенок описывает какую-либо ситуацию, связанную со словом-символом (например, жадность — мальчик прячет руки за спину или грусть девочка смотрит в окно);

1 балл — ребенок либо отказывается от ответа, либо дает неадекватный ответ

(например, страх — груша) либо называет созвучное слово (например, сила — мыло), либо слово включается в определение какого-либо предмета (например, доброта — добрый мальчик ли грусть — грустное лицо).

Повторяющиеся ответы оцениваются в балл. Максимальное количество очков — 30.

Количественная оценка переводится в уровни выполнения задания:

высокий уровень — 30 - 26 баллов, средний уровень — 25 – 16 баллов и низкий уровень — 15 - 10 баллов.

 

«Образная память».

Предназначена для изучения образной памяти.

Испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов (предметы и геометрические фигуры), которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого – после того как убрали таблицу, вспомнить предметы и их расположение.

Оценка:

12-7 – высокий;

6-4 – средний;

3-1 – низкий.

 

«Найди отличия».

Позволяет определить уровень внимания.

Материал: две почти одинаковые картинки с некоторыми отличиями.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

«Посмотри внимательно на две картинки и отметь, чем они отличаются».

Всего отличительных признаков 10. Время на выполнение – 2 минуты.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

10 – 8 баллов – высокий уровень

7 - 4 – средний уровень

3 – 1 – низкий уровень.

 

 

Мониторинг познавательных способностей детей групп общеразвивающей направленности от 6-ти лет до 7-ми лет.

 

Были использованы следующие методики:

- «Эталоны» (автор О,М,Дьяченко) – восприятие;

- «Перцептивное моделирование» (автор В,В,Холмовская) – восприятие;

- «Схематизация» (автор Р,И,Бардина) – мышление;

- «Систематизация» (автор Н,Б,Венгер) – мышление;

- «Придумай рассказ» (автор Р,С,Немов) - воображение;

- «Опосредованное запоминание» (автор А,Н,Леонтьев) – память;

- «Методика использования фигурных таблиц» - внимание.

Инструментарий:

 

«Эталоны» (автор О,М,Дьяченко).

Направлена на определение степени овладения действиями отнесения свойств

предметов к заданным эталонам. Методика приспособлена для группового обследования.

Материал: тетрадь из 4 страниц (16 картинок, изображающих различные предметы). На всех страницах наборы картинок одинаковы под картинками изображена, фигура-эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках: ботинок, собака, машина, коляска; чашка, гриб, шапка, корзинка;

груша, лампочка, матрешка, гитара; пирамида, кукла, морковь, желудь.

Ребенку дают тетрадку и говоря «Рассмотри внимательно на этой странице все

картинки столбик за столбиком и фигурку под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку и поставь под такими картинками крестик. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех 4 страницах». Во время выполнения задания необходимо обратить внимание ребенка на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок («Внимательно смотри на фигурки под картинками»).

Оценка: Максимальный балл по всем четырем страницам —32 очка. Ошибкой считается неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. За каждую ошибку вычитается один бал. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок.

Низкий уровень: выполнения задания характерен для детей с синкретической

ориентировкой. На основе выделения одной детали или без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят предмет к какому-либо из эталонов. Например, изображения гитары или груши относят к эталон имеющему форму угла, на основании одной детали — выемки сбоку. Или гитару часто относят к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура без учета характерных деталей.

Средний уровень: может быть отнесена смешанная ориентировка, меняющаяся в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталон при анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) у этих детей проявляется синкретический тип ориентировки.

Высокий уровень: характеризуется адекватной ориентировкой. При анализе формы предмета дети ориентируются на соотношение общего контура и

отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1 – 2 случайные ошибки.

 

«Перцептивное моделирование» (автор В,В,Холмовская).

Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа и включает задания, предусматривающие конструирование фигуры определенной формы из заданных элементов. Материал: тетрадь с 15 сброшюрованными рисунками. В верхней части каждой страницы дается изображение фигуры-образца (круг или квадрат). В нижней — расположенные в

один ряд разнообразные части круга или квадрата, из которых дети должны выбрать только те, соединение которых приведет к получению фигуры-образца.

Первые три задания, а, б, в — вводные. На примере работы с этими рисунками детям объясняют тип задания. Фигуры-образцы водных задач разделены пунктирными линиями на части, что помогает соотнести их с изображенными ниже деталям, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На остальных страницах образцы даны в нерасчлененном виде. Дети должны их расчленить самостоятельно, в представлении на основе соотнесения с теми частями, которые изображены под ними. На нечетных страницах фигура - образец— круг, на четных — квадрат. Задания сгруппированы по сложности, которая определяется количеством деталей, составляющих фигуру - образец.

Задания 1–4 составляется из 2 частей, 5-8 из 3 частей, 9-12 из 4 частей.

Инструкция: Перед началом работы каждому ребенку предлагается тетрадь. Взрослый говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком». (Взрослый просматривает правильность отметок и в случае необходимости указывает на ошибки).

Оценка:

За каждую правильно решённую задачу даётся количество очков, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. За задачи с 1-4 по 2 очка, 5-8 по 3 очка, 9-12 по 4 очка. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество очков – 36.

Ответы: 1-2,5; 2-2,4; 3-2,4; 4-2,5; 5-1,4,5; 6-2,4,5; 7-1,2,4; 8-2,4,5; 9-1,2,4,5; 10-1,2,4,5; 11-

1,2,3,5; 12-1,2,5,6.

Уровни выполнения задания:

Низкий уровень – решения носят случайный характер, когда большинство создаваемых детьми комбинаций элементов не соответствуют форме фигуры образца. При таком типе, решения обнаруживается полная неспособность детей к выполнению моделирующих перцептивных действий.

Средний уровень - характеризуется тем, что действия перцептивного моделирования ограничены системой операций, позволяющей учитывать форму положение и пространственное отношение. Перцептивные действия, характеризуются еще не достаточной точностью и гибкостью. Дети могут допускать неточности в решении задач, приводящие к выбору элементов, дающих не идентичную, но сходную с образцом фигуру. При этом типе выполнения могут встречаться ошибки, носящие случайный характер.

Высокий уровень - овладения моделирующими перцептивными действиями. Возможны некоторые неточности решений, не зависящие от сложности задач.

 

«Схематизация» (автор Р.И.Бардина).

Направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления,

содержит задачи на использование условно-схематических изображений для

ориентировки в пространстве. Ребенку предлагают отыскать путь в разветвленной

системе дорожек, пользуясь условным обозначением этого пути (схемой или

несколькими ориентирами).

Материал: тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Первые две страницы содержат

вводные задачи (А и Б), остальные — основные, с первой по десятую. В задачах 1-2 ребенку необходимо учитывать направления поворотов, в задачах 3-4 конкретные ориентиры их последовательность, в задачах 5-6 — сочетание ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 сочетание ориентиров и направлений поворотов.

Вводные:1 – 2 задача:

Инструкция: Для первой вводной задачи дается инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти один домик и отметить его.

Чтобы найти этот домик надо смотреть на письмо. В письме нарисовано что идти надо от травки мимо елочки, потом мимо грибка, тогда найдете домик Взрослый смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

К каждой из основных задач дается краткая дополнительная инструкция.

Оценка результатов: Количество очков, полученное ребёнком, устанавливается по

шкале оценок. Подсчитывается сумма по всем задачам. Максимальный балл – 44.

Типы выполнения задания:

Первый тип — неадекватные формы ориентировки. Дети при этом понимают задачу найти домик, но их выбор случаен и часто неверен. Как правило, они учитывают лишь отдельные элементы письма и полянки. У них не сформировано соотнесение схемы с реальной ситуацией

Второй тип - характеризуется незавершенной ориентировкой на один признак.

Появляются необходимые для выполнения задания методы работы у каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут работать так на протяжении всего решения задачи и к концу теряют этот способ на последнем этапе пути, делают ошибки. Задачи 7-10 эти дети вообще не решают, так как не могут учитывать сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления имеют фрагментарный характер.

Третий тип - характеризуется ориентировкой на один признак. Дети уже могут

соотносить письмо с изображениями на полянке до конца, но одни из них могут успешно использовать только ориентиры, а другие — только изображение направлений пути поэтому они не решают задачи, требующие одновременного учета направлений пути и ориентиров.

Четвертый тип - характеризуется незавершенной ориентировкой по двум параметрам, что позволяет правильно решать только первые шесть задач. Последние четыре задачи решаются верно только вначале, с учетом одного или двух сочетаний поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают лишь на учет одного параметра.

Пятый тип — это детальное соотнесение с одновременным учетом двух параметров. Это высший тип ориентировки для данных задач.

3-4 задача: 5-6 задача:

7-8

задача:

9-10

задача:Шкала оценок по каждой задаче:

до

м

№ задачи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 1 0 0 1 1 0 0 2 4 0

2 1 0 0 1 1 0 0 2 2 0

3 1 0 0 1 1 0 0 4 0 2

4 1 0 0 1 1 0 2 2 0 0

5 2 0 0 2 4 0 0 0 0 0

6 2 0 0 2 3 0 0 0 2 0

7 4 0 0 4 2 0 2 0 0 2

8 3 0 0 3 2 0 0 2 0 4

9 0 2 4 0 0 1 2 0 4 2

10 0 2 3 0 0 1 0 2 2 2

11 0 3 2 0 0 1 0 0 0 4

12 0 4 2 0 0 1 0 0 0 2

13 0 1 1 0 0 3 4 0 0 4

14 0 1 1 0 0 4 2 2 0 6

15 0 1 1 0 0 2 2 0 0 2

16 0 1 1 0 0 2 2 0 2 2

17 2 2

18 2 4

19 0 0

20 2 0

21 6 0

22 4 0

23 2 2

24 2 0

25 0 0

26 2 4

27 0 0

28 2 0

29 0 2

30 0 0

31 4 0

32 2 0

 

«Систематизация» (автор Н,Б, Венгер).

Направлена на выявление уровня развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по величине и форме. В методике используются задачи на размещение геометрических фигур в матрице, составленной по двум признакам.

Материал: тетрадь из 9 страниц, на каждой из которых квадратная таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний ряд — убывающими по величине кругами. Левая колонка таблицы заполнена геометрическими фигурами: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник,

шестиугольник, круг (все фигуры самые крупные). Правая колонка заполнена теми же фигурам, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены.

Фигуры, размещаемые в матрице при решении 8 основных заданий. Которые ребёнок должен разместить в пустых клетках матрицы в соответствии с формой и величиной фигур.

Инструкция: Перед вводной задачей детям говорят: «Рассмотрите внимательно таблицу.

Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку (Дети рассматривают таблицу). А теперь давайте посмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, куда их нужно поставить, отмечены крестиками. Посмотрите внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».

После правильного выполнения вводного задания (если необходимо, то взрослый исправляет ошибки) дается инструкция к основным задания. «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки. Найдите их места в таблице и отметьте те клеточки, куда их надо поставить; на каждом листочке у вас будет отмечено по три клеточки». Оценка результатов: За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение всего задания - 24.

Типы выполнения задания:

Первый тип — случайное расположение фигур без учета как сериационных, так и

классификационных отношений.

Второй тип — расположение фигур в ряде случаев на основе классификационных

отношений, но без учета сериации.

При третьем типе - выполнения дети как правило, учитывают классификационные и частично сериационные отношения. Они допускают отдельные ошибки (сдвиг в ряду фигур одинаковой формы на одну - две клетки).

Четвертый тип — расположение фигур с учетом как классификационных, так и

сериационных отношений. Дети допускают отдельные сдвиги в расположении фигур на одну градацию вправо или влево, но ни одного случая обмена местами фигур разных форм.

 

«Придумай рассказ» (автор Р,С,Немов).

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком - либо или о чем-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 мнут. Это может быть какая - либо история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1) скорость придумывания рассказа

2) необычность, оригинальность сюжета;

3) разнообразие образов, используемых в рассказе;

4) проработанность и детализация этих образов;

эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в

зависимости от того, насколько в нём выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 баллами - если ребенку удалось придумать рассказ в течение не боле 30 секунд;

1 баллом - если на придумывание рассказа ушло от 3 секунд до 1 минуты;

0 баллов - если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами - если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком оригинален;

1 баллом - если ребенок привносит в виденное иди слышанное что - нибудь новое o себя;

0 баллов – если ребенок просто механически пересказывает то, что он, когда - либо видел.

Разнообразие образов оценивается:

2 баллами - если в рассказе имеется четыре и более персонажа (вещи, события);

1 баллом — если в рассказе используется 2-3 персонажа;

0 баллов — если в рассказе говорится только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:

2 баллами — если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками;

1 баллом - если, кроме названия указываются еще 1 – 2 признака;

0 баллов - если персонажи в рассказе только называются и никак дополнительно не характеризуются.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 баллами - если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

1 баллом — если у рассказчика эмоции слабо выражены, и слушатели слабо эмоционально реагируют;

0 баллов - если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ:

10-8 баллов — высокий

7-4 баллов - средний;

3-1 балла - низкий.

 

«Методика использования фигурных таблиц».

Для диагностики умственной работоспособности и внимания у детей 6-7 лет.

Инструкция: ребенку надо посмотреть внимательно на фигурки и отыскать среди них три: флажок, треугольник и кружок. В треугольнике нужно поставить черточку, в кружочке — крестик, в флажке точку.

Следует спросить ребенка, как о понял задание. Даётся сигнал к началу работы. Через 2 минуты таблицы собираются. Оценка выполнения задания: проводится по количеству просмотренных фигур и количеству допущенных ошибок. Например, ребенок просмотрел 60 знаков и сделал 7 ошибок.

В перечет на 100 знаков это составляет 11,6.



Предварительный просмотр:

Сводная таблица по группе детей.

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией, дети показали положительную динамику (Афонькина Ю. А.): 

Уровни

Высокий.

Средний.

Низкий.

Количество детей в группе

 Месяц

Октябрь

Май

Октябрь

Май

Октябрь

Май

2023-2024г

3 -4 лет  года

18

0

64

50

18

50

 11\10

Кол. детей

2

0

7

5

2

5

2021-2022 г

4-5 лет

21

27

64

55,5

14

16,6

 14\18

Кол. детей

3

5

9

10

2

3

2022-2023 г

5-7 лет

38

12

62

76

12

0

15\15

Кол. детей

5

2

8

13

2

0