Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
План - программа
по сохранению и укреплению здоровья детей
в старшей группе
на 2018 - 2019 уч. год
Составитель:
воспитатель первой квалификационной категории
Карась Валентина Михайловна
Цель план - программы:
Формирование основ здорового образа жизни.
Задачи план - программы
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
4. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость) и умение рационально использовать их в различных условиях.
5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых в непосредственно образовательной деятельности и мотивациях физических упражнений.
6. Создать оптимальный режим дня, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.
7. Обеспечить диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных подходов.
Критерии оценки работы по программе:
- Снижение (или увеличение) уровня заболеваемости;
- Увеличение (или уменьшение) количества детодней;
- Наличие (отсутствие) в группах центров двигательной активности, оборудования с учетом всех санитарных норм и требований;
- Сформированность (не сформированность) у детей культурно-гигиенических навыков;
- Наличие (отсутствие) системы физкультурно-оздоровительной работы;
Для решения поставленных задач была разработана система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая включает в себя:
- Работу по организации двигательного режима в ДОУ
- Оздоровительную работу с детьми
- Коррекционную работу
- Работу по созданию условий для формирования навыков здорового образа жизни
Проблема укрепления и сохранения здоровья детей возникает у родителей с момента рождения ребенка. Приходя в детский сад, часть детей уже имеет ряд хронических заболеваний, а к школе абсолютно здоровыми можно считать около 10% детей. Поэтому, проведение оздоровительной работы должно проходить в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи.
Данное сотрудничество условно можно разделить на несколько этапов:
- ознакомительный - проводится изучение состояния здоровья ребенка;
- этап разработки принципов оздоровления детей, выбор методики просвещения родителей;
- этап совместной деятельности родителей и сотрудников детского сада;
- итоговый - подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика.
Показатели результативности:
Дошкольники:
- улучшение соматических показателей здоровья дошкольников;
- представление о состоянии организма, о способах сохранения и поддержания здоровья;
- уровень знаний по формированию здорового образа жизни;
- снижение уровня заболеваемости детей;
- увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
- сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
Родители:
- повышение активности родителей воспитанников, проявляющиеся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- развитие предметно-пространственной среды;
- осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;
Педагоги:
- повысилось качество воспитательно - образовательного процесса; вырос профессиональный уровень.
- достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
- создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
- психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группе; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
Диагностический комплекс:
Беседа
Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:
- Как ты думаешь, что такое здоровье?
- От чего человек может заболеть?
- Где человек может заболеть - на улице или дома?
- От какой пищи человек будет здоров?
- Зачем детям нужно спать днем?
- Как люди лечат болезни?
- Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?
Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Диагностическое задание «Полезная покупка»
Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.
В качестве «товаров» могут быть использованы: чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие, на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.
Проблемная ситуация «Место для отдыха»
Задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.
Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:
- улица большого города, по которой едет транспорт;
- лесная поляна с ромашками;
- комната с сидящим перед телевизором мальчиком;
- предметы одежды, бытовой техники и косметики.
Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».
Тест: «Полезная для здоровья покупка»
Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.
Педагог говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Игровая ситуация «Больница»
Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.
Ребенку предлагают поиграть в «Больницу», выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.
Игровая ситуация «Телевизор дома»
Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.
Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.
Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении
Наблюдения направлены:
а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности;
б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.
Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
Воспитание культурно – гигиенических навыков
Режимные процессы | Содержание навыков | Методические приемы | |
Первый квартал | |||
Питание | Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, придерживать сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. | Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов». | |
Одевание - раздевание | Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно раскладывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться различными видами застежек. | Беседа: «Каждой вещи – свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалкова «Я сам». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду» | |
Умывание | Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком. | Чтение: И. Ищук «Мои ладошки» Дидактическое упражнение «Расскажи малышам , как надо умываться» | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом. | Дидактическое упражнение: «Как надо заправлять кровать». | |
Второй квартал | |||
Питание | Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. | Беседа «Культура поведения во время еды» | |
Одевание - раздевание | Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды. | Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды» | |
Умывание | Совершенствовать умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув его на ладошках. | Игра – драматизация по произведению А. Барто «Девочка – чумазая» | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду. Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, заправлять кровать. | Беседа «Как заботиться о своей одежде» Чтение: Д. Крупская «Чистота» | |
Третий квартал | |||
Питание | Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно. | Беседа «Культура еды – серьезное дело» | |
Одевание - раздевание | Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь. | Чтение: М. Зощенко «Глупая история» | |
Умывание | Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. | Чтение Е. Винокурова «Купание детей» | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, Принимать участие в смене постельного белья: заправлять кровать. | Беседа «Чистота – залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». | |
Четвертый квартал | |||
Одевание - раздевание | Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговку, расправит воротник и т.п. | Чтение: Я. Акима «Неумейка», С. Михалкова «Все сам» | |
Умывание | Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела. | Чтение Т. Кожомбердиева «Все равно» | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья. | Продуктивная деятельность: починка кукольного белья | |
Питание | Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол | Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе» |
Подвижные игры
Основные движения в игре | Название игр |
Игры с бегом | «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Бездомный заяц» |
Игры с прыжками | «Классы», «Кто лучше прыгнет», «Удочка» |
Игры с метанием и ловлей | «Охотники и зайцы», «Попади в обруч», «Школа мяча» |
Игры с подлезанием и лазанием | «»Медведи и пчёлы», «Пожарные на ученье» |
Игры - эстафеты | «Дорожка препятствий», «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задень кеглю» |
Перспективное планирование занятий по здоровьесбережению
СЕНТЯБРЬ | |||
Тема | «Спорт – залог здоровья» | ||
Цели | Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Показать важность и пользу занятий спортом для здоровья. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, занятиям физической культурой. | ||
Оборудование | Иллюстрации, отражающие различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта, на которых отсутствуют необходимые предметы; демонстрационные карточки с изображением этих предметов. | ||
Методические приемы |
| ||
Литература | «Как воспитать здорового человека» В.Г. Алямовской | ||
Рекомендации родителям | Папка-передвижка, посвященная физическому развитию детей в детском саду. | ||
ОКТЯБРЬ | |||
Тема | «Солнце, воздух и вода» | ||
Цели | Обучить детей правилам приема воздушных, солнечных и водных ванн, сформировать представление о закаливании детей к холоду и теплу, познакомить с правилами и способами закаливания, обучить элементам пальцевого точечного массажа. | ||
Методические приемы | беседа «Учим свое тело», психогимнастика, дыхательные упражнения | ||
Рекомендации родителям | Оформить папку - передвижку « Точечный массаж» | ||
НОЯБРЬ | |||
Тема: | «Здоровые зубы» | ||
Цели | Дать некоторые представления о строении и значении зубов; формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма. | ||
Методические приемы |
| ||
Литература | Интернет-ресурсы Ефименко Н.Н. - Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста Кудрявцева В.Т. – Развивающая педагогика оздоровления | ||
Рекомендации родителям | Папка-раскладушка: «Правильно ли вы чистите зубы?»; памятка «Признаки склонности к кариесу»; «Как сохранить здоровые зубы без лекарств» | ||
ДЕКАБРЬ | |||
Тема: | «Как устроен Я» | ||
Цели | Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях; формировать положительную оценку и образ себя. | ||
Оборудование | Силуэт человека; изображения девочки и мальчика (на каждого ребенка); фотографии детей разного возраста и членов их семей; фломастеры, цветные карандаши. | ||
Методические приемы | 1.Просмотр альбома с фотографиями. 2. Беседа. 3.Физкультминутка. Ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают на себе. 4.Дидактическое упражнение «Создай свой портрет» | ||
Литература | Интернет-ресурсы Ефименко Н.Н. - Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста О.А. Щербакова – Игровые технологии в ДОУ | ||
Рекомендации родителям | Беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела. | ||
ЯНВАРЬ | |||
Тема: | «Витамины, полезные продукты и здоровый организм» | ||
Цели | Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить их значение для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. | ||
Оборудование | Карточки с буквами: А, В, С, Д; Цветные иллюстрации или картинки с изображением продуктов питания; Силуэтное изображение тела человека со схемой воздействия витаминов на различные части организма. | ||
Методические приемы |
| ||
Литература | А.А. Вахрушев «Здравствуй, мир!» конспект занятия | ||
Рекомендации родителям | Консультация «Полезная пища»; «Оптимальное меню растущего организма» | ||
ФЕВРАЛЬ | |||
Тема: | «Что такое личная гигиена» | ||
Цели | Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Закрепить представление о правилах личной гигиены. | ||
Оборудование | Иллюстративный материал, отражающий необходимость выполнения гигиенических процедур. | ||
Методические приемы |
| ||
Литература | Интернет-ресурсы О.Н. Арсеневская – Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду | ||
Рекомендации родителям | Систематически контролировать. Вести разъяснительные беседы о правилах личной гигиены. | ||
МАРТ | |||
Тема: | «Что надо знать о насморке, профилактика» | ||
Цели | Сформировать представления о насморке; разобрать причины заболевания; обучить предупреждению заболевания; обучить отвлекающим процедурам и гигиеническим мероприятиям. | ||
Оборудование | Предметы для сюжетно-ролевой игры, кукла. | ||
Методические приемы | Беседа: «Я простуды не боюсь»; занятие – практикум «Вылечим насморк у куклы»; дидактическая игра: «Чего боится насморк?» | ||
Литература | Интернет-ресурсы Бондаренко Т.М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми | ||
Рекомендации родителям | Вести разъяснительные беседы о профилактике, выполнять практические рекомендации с детьми в домашних условиях. | ||
АПРЕЛЬ | |||
Тема: | «Режим дня» | ||
Цели | Рассказать о режиме дня и пользе его соблюдения. | ||
Оборудование | Схема режима дня дошкольника; иллюстративный материал, отражающий правильный и неправильный режим дня. | ||
Методические приемы |
| ||
Литература | Бондаренко Т.М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми Кудрявцева В.Т. – Развивающая педагогика оздоровления | ||
Рекомендации родителям | Соблюдать формулу здоровья: сон-движение-отдых - питание. |
МАЙ | |
Тема: | «Прогулка для здоровья» |
Цели | Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима. |
Оборудование | Одежда для разных сезонов времени года. |
Методические приемы | Беседа Дидактическая игра: «Давайте оденемся на прогулку…» |
Литература | Новикова И.М. «Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников» |
Рекомендации родителям | Предложить картотеку подвижных игр для детей. Рекомендации по организации отдыха детей на природе. |
Список литературы:
1. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий». М.: Мозаика-Синтез, 2009
2. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 3-7 лет» М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: Линка-пресс, 1993
4. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на улице» - М.: Просвещение, 1983
5. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. - М.: Школьная пресса, 2008
6. Анисимова М. В. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2014.
7. Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй».- Санкт-Петербург, 2003
8. Печора К. Л. «Расти здоровым малыш».- М.: ББК, 1983
9. Никишина И. В. Мастер – класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М.: «Планета», 2013;
10. Павлова М А. , Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система в ДОУ»
11.Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез. 2010
12. Бондаренко Т.М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми
13. Ефименко Н.Н. - Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
14. О.А. Щербакова – Игровые технологии в ДОУ.