Выявление и развитие способностей воспитанников
В группе Детского сада может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития — 2–5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, педагогов — поддержать эти стремления ребенка Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odaryonnost.docx | 85.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №57 открытого акционерного общества
"Российские железные дороги"
Программа
по выявлению и развитию
предпосылок одаренности
у детей старшего дошкольного возраста
Составитель: воспитатель Карась Валентина Михайловна
Куратор: педагог – психолог Климкина Анастасия Анатольевна
2018
Содержание
- Пояснительная записка
- Обоснование актуальности программы
- Цели и задачи программы
- Основные этапы реализации
- Планируемые результаты
- Содержание работы
- Характеристика одаренности детей
- Направления работы
- Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
- План работы
- Методическое обеспечение
- Диагностический инструментарий
- Список литературы для воспитателя
Список использованной литературы
Приложения
1. Пояснительная записка
1.1. Обоснование актуальности программы
Ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка сделали актуальным организацию работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети".
Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Теоретическими положениями программы являются идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, П. Торренс). А также в основу программы взяты идеи о значимости и само ценности дошкольного периода детства (Л.С.Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер). Согласно концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина, одаренность – это «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия). Она является основой познавательной мотивации ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические положения и методическую литературу по проблематике;
- систематизировать диагностический материал по выявлению детей с предпосылками одаренности;
- составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
- разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников;
- скоординировать совместную деятельность воспитателя и родителей по организации проектно-исследовательской деятельности по образовательным областям;
- распространять опыт работы с одаренными детьми через участие в семинарах, конкурсах.
Вся воспитательно-образовательная деятельность строится с учетом следующих принципов: принцип учета возрастных возможностей; принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Программа работы с одаренными детьми «Путь к успеху» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
- Устав Детского сада № 57 ОАО «РЖД»
- Образовательная программа Детского сада № 57 ОАО «РЖД»
- Перспективный план работы Детского сада № 57 ОАО «РЖД» по выявлению и развитию одарённости у воспитанников
1.3. Основные направления реализации программы:
- Выявление одаренных детей.
- Создание банка данных «Одаренные дети».
- Разработка индивидуальных форм работы.
- Использование в учебном процессе современных интерактивных технологий.
- Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
- Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
Основные этапы реализации
1 этап – диагностико - организационный (2018 г.)
Цель: анализ условий для формирования системы работы с одаренными воспитанниками.
Задачи:
1) изучить нормативно-методическую и теоретическую базу;
2) проанализировать материально-технические, педагогические условия для организации работы с одаренными детьми;
3) разработать программу работы с одаренными детьми.
2 этап - реализационный (2018-2020 г.)
Цель: апробация системы работы с одаренными воспитанниками.
Задачи:
- провести диагностику склонностей воспитанников и сформировать банк данных по видам одаренности;
- разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми, материалы для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), сценарии праздников;
- формировать методическую копилку по работе с одаренными детьми;
- повышать профессиональную квалификацию в области работы с одаренными детьми;
- привлекать к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, детской школы искусств, работников культурно-досугового центра.
- создать индивидуальные карты развития личности ребенка в ДОУ.
3 этап - аналитический (2019-2020 г.)
Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Задачи:
- проанализировать итоги реализации программы;
- скорректировать затруднения в реализации программы;
- обобщить и презентовать результаты работы с одаренными детьми как целостную систему по реализации программы.
1.4. Планируемые результаты
- Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
- Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
- Выявление и развитие способностей детей к определенным видам деятельности для дальнейшей организации работы с одаренными детьми;
- Активизация участия родителей и окружающего социума в воспитании детей;
- Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.
2. Содержание работы
2.1. Характеристика одаренности детей
Отличительные особенности одаренных детей
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной)?
В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной?
Категории одаренных детей
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Виды одаренности предполагают одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:
- В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
- В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
- В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
- В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
- И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
2.2. Направления и формы работы
Направления деятельности с одаренными детьми
- познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)
- художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)
- экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)
- спортивное (соревнования, турниры, встречи)
Формы работы с одаренными воспитанниками.
- творческие мастерские;
- групповые занятия;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательские проекты.
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
- пристальное внимание к особенностям развития ребенка;
- создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;
- содействие развитию личности ребенка и его таланта;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей
2.3. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
- Диагностика склонностей воспитанников. методика А.И Савенкова «Интеллектуальный портрет».
Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами.
- Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников.
- Формирование методической копилки по работе с одаренными детьми.
- Повышение квалификации в области работы с одаренными детьми.
- Привлечение к сотрудничеству в рамках социальных партнеров. Использование условий социума для развития воспитанников с опережением в развитии.
- Создание индивидуальной карты развития личности ребенка.
- Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).
- Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, публикация материалов на сайте ДОУ и в печатных изданиях.
- Создание проектов по сопровождению специальной одаренности детей.
- Обобщение результатов реализации программы.
- Коррекция и уточнение программы, дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.
- Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях
2.4. План работы
№ п/п | Задачи | Мероприятия | Этап реализации и примерные сроки | Результат работы |
1 | Изучить теоретические положения и методическую литературу по проблематике | Самообразование, семинары, курсы повышения квалификации по проектно-исследовательской деятельности | Организационный Сентябрь-октябрь 2018 г. | Картотека методической литературы и статей по работе с одаренными детьми, по организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников |
3 | Разработать программу работы с одаренными детьми | Составление программы | Декабрь 2018 г. | Программа работы с одаренными детьми |
4 | Систематизировать диагностический материал по выявлению детей с предпосылками одаренности | Изучение диагностических методик, сбор информации по диагностике | Январь 2019 г. | Банк данных диагностического инструментария |
5 | Ознакомить педагогический коллектив ДОУ и родителей с программой работы с одаренными детьми | Выступление на заседании методического объединения и на родительском собрании «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», | 2019 г. | Выступление |
6 | Провести диагностику склонностей воспитанников и сформировать банк данных по видам одаренности | Диагностика склонностей | Диагностический 2018г. | Банк данных по видам одаренности |
7 | Создать индивидуальные карты развития личности ребенка в ДОУ | Оформление карт развития | Реализационный Апрель 2018 г. | Карта развития ребенка и индивидуальный образовательный маршрут |
8 | Формировать методическую копилку по работе с одаренными детьми | Разработки проектов и продуктов проектной деятельности | 2018 г. | Реализованные проекты |
9 | Повышать профессиональную квалификацию в области работы с одаренными детьми | Курсы ПК дистанционное обучение | Октябрь 2018 г. | Удостоверения, сертификаты |
10 | Разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми, материалы для проведения различных мероприятий | Викторины, конкурсы, праздники, экскурсии, НОД, мастер-классы. | В течение 2018-2020 уч. г. | Сборник методических рекомендаций |
11 | Привлекать к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, детской школы искусств, работников районного культурно-досугового центра, преподавателей ДЮСШ | Совместные праздники ко Дню матери, Дню защитников Отечества, 8 Марта, Дню Победы. Открытые занятия | В течение 2018-2020 уч. | Разработки совместных мероприятий |
12 | Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении «Наши таланты» | Муниципальные, региональные, федеральные и международные конкурсы | В течение 2018-2020 уч. | Положения конкурсов, грамоты, дипломы, сертификаты |
13 | Обобщение результатов реализации программы | Создание авторской программы, проектов по сопровождению специальной одаренности детей Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»). Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, публикация материалов на сайте ДОУ и в печатных изданиях. | Аналитический 2019-2020 уч. г. | Портфолио проектов детей, методическое портфолио, публикации на сайтах и в печатных изданиях, методический семинар, выпуск информационного бюллетеня, круглый стол по итогам реализации программы. |
3. Методическое обеспечение
3.1. Диагностический инструментарий
Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно производиться психологом детского сада. Но нецелесообразно диагностировать каждого ребенка по всем методикам. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, специалистом и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы.
В нижеприведенной таблице показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада для дальнейшего развития какого-либо вида одаренности ребенка.
1 младшая группа (от 2-до 3-х лет) | |||
Виды одаренности | Составляющие | Методики диагностики | |
Воспитатель | |||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| |
Способности к обучению | |||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | ||
Вокальная одаренность | |||
Литературная одаренность | |||
Артистическая одаренность | |||
Конструкторская одаренность | |||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | ||
Хореографическая одаренность | |||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | ||
Лидерская одаренность
| |||
2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет) | Воспитатель | Психолог | |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| Экспресс-методика для 2-й младшей группы |
Способности к обучению | |||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучение продуктов детского творчества | |
Вокальная одаренность | Наблюдение
| ||
Литературная одаренность | |||
Артистическая одаренность | |||
Конструкторская одаренность | Наблюдение, Изучение продуктов детского творчества | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | |
Хореографическая одаренность | - | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности | |
Лидерская одаренность | |||
Средняя группа (0т 4-х до 5-ти лет) | |||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| Наблюдение, Экспресс-методика для средней группы Цветовой тест Люшера-Эткинга |
Способности к обучению | |||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Что за игрушка» | |
Вокальная одаренность | Наблюдение Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?»
| ||
Литературная одаренность | |||
Артистическая одаренность | |||
Конструкторская одаренность | Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | |
Хореографическая одаренность | - | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности | |
Лидерская одаренность | |||
Старшая группа (0т 5-ти до 6-ти лет) | |||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| Наблюдение, Экспресс-методика для старшей группы Цветовой тест Люшера-Эткинга |
Способности к обучению | |||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» | |
Вокальная одаренность | Наблюдение | ||
Литературная одаренность | Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», | ||
Артистическая одаренность | - | ||
Конструкторская одаренность | Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | |
Хореографическая одаренность | - | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» | |
Лидерская одаренность | |||
Подготовительная к школе группа (0т 6-ти до 7-ти лет) | |||
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики |
| Наблюдение, Экспресс-методика для подготовительной группы Тест Пьерона_Тулуза Цветовой тест Люшера-Эткинга Методика Юркевича «Древо желаний» |
Способности к обучению | |||
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Изучения продуктов детского творчества, «Краткий тест креативности» Торранса Тест креативности Вильямса Рисунок человека Рисунки на заданную тему | |
Вокальная одаренность | Наблюдение | ||
Литературная одаренность | Тест «Составь рас-сказ по сюжетной картинке» | ||
Артистическая одаренность | - | ||
Конструкторская одаренность | Тест Равена, Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | ||
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | - | |
Хореографическая одаренность | - | ||
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Тест-игра «Довольна ли мама?» Тест-игра «Ситуации» Тест Темпла, Дарки, Томаса Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей |
По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу представлен в Приложении 2.
3.2. Список литературы для воспитателя
- Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
- Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
- Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
- Вода и жизнь: экологические проекты/ Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петриченко Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. – Ярославль: 2005. – 70с.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград: Перемена, 2001
- Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие/ В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
- Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар» 1996 г.
- Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124 -131
- Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 2009 стр. 9-11
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
- Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
- Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
- Редикульцева А.В. Одаренные дети - кто они? / А. В. Редикульцева // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74-83. - Библиогр.: с. 83.
- Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38. - Библиогр.: с. 38.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с. 14. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов/И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
- Ф.Ола, Ж.-П. Дюпре, А.-М. Жибер, П.Леба, Дж.Лебьом «Занимательные эксперименты и опыты»
- Фисенко М.А. Природа вокруг нас. Младшая и средняя группы/ Природа вокруг нас. Волгоград. 2008 г.
- Фисенко М.А. Старшая и подготовительная к школе группы. Волгоград. 2008 г.
- Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.
Список использованной литературы
- Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
- Методические рекомендации Н.Е. Вераксы, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет
- Евтушенко И. Н. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.
- Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.46-51.
- Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.45-52.
- Пасечник, Л. Дети с особыми познавательными потребностями // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.4-10.
- Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. Часть 2 Книга1 – М.: Московский центр качества образования, 2015 – 319 с.
- Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одарённости // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.23-27
Приложение 1. Виды одаренности
Виды одаренности и их проявление
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Приложение 2. Набор методик для выявления одаренности ребенка
Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
Изучаемый показатель | Методики |
Интеллектуальная одаренность | Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. Тест Д. Векслера. |
Когнитивные психические процессы | Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия). Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти. Оценка устойчивости внимания. Оценка переключения внимания. Оценка вербально – логического мышления. Оценка образного мышления. Тест «Куб Линка». Механической понятливости тест (Беннета). Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф). Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система» |
Математическая одаренность: | Тест на математические способности Г. Айзенк. |
Лингвистическая одаренность: | Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). |
Творческий потенциал | Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). Методика «Предложения». Методика «Классификация». Методика «Две линии». Методика Вартега «Круги». Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер) |
Мотивация | Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман) Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова ) |
Личность | Тест 16-PF (Р.Кеттела). Тест «Шкала социально-психологической адаптированности» (Т.В.Снегиревой). Характерологический тест Айзенка. Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). |
Социальная одаренность | Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК). Методика «Q-сортировка». Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. Методика «Незаконченные предложения». |
Комплексные методики для педагогов и родителей | Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой); Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков); Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) |
Приложение 3. Анкета для родителей
Анкета для родителей
Уважаемые родители! С помощью данного анкетирования Вы поможете дать нам важную информацию о способностях Вашего ребенка, что позволит более качественно осуществлять индивидуальный подход к Вашему ребенку.
Считаете ли Вы своего ребенка одаренным? ______________________________________
Если да, то в чем Вы видите проявления этой одаренности? _________________________
_____________________________________________________________________________
Задает ли Ваш ребенок вопросы? Много ли их? К каким явлениям, областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей)? _____________________________________________________________________________
Рассказывает ли ребенок дома о том, что происходит в детском саду? О чем рассказывает чаще всего (игры, отдельные виды занятий, взаимоотношения с другими детьми, похвалы, замечания воспитателей и др.)? __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Охотно ли ребенок участвует в домашних занятиях? В каких? ________________________
_____________________________________________________________________________
Любит ли Ваш ребенок фантазировать, на какие темы его фантазии? __________________
_____________________________________________________________________________
Отличает ли ребенок вымысел от действительности? В чем это проявляется? ___________
_____________________________________________________________________________
Состав семьи с указанием образования и профессии каждого из взрослых, возраста каждого ребенка.
Состав семьи, возраст | Образование | Профессия |
Если в семье есть школьники, укажите их успеваемость по разным учебным предметам, сферу их особых интересов. _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку; кто, чем и как занимается с ним. ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Каким Вы хотели бы видеть будущее Вашего ребенка? _____________________________
_____________________________________________________________________________
Есть ли у Вас пожелания и предположения относительно его будущей профессиональной
направленности? ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо за участие!
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей
(А.А. Лосева)
Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усреднённые результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам.
Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре – если это детский сад, если школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
- Высокая познавательная активность, мобильность.
- Быстрота и точность выполнения умственных операций.
- Устойчивость внимания.
- Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
- Богатство активного словаря.
- Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
- Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
- Развитость творческого мышления и воображения.
- Владение основными компонентами умения учиться.
- Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
- Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений
- Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
- Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
- Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
- Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
- Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два.
- Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
- Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
- Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
- Пытается выяснить причины и смысл событий.
- Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
- Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом.
III. Творчество
- Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
- Изобретательность в использовании материалов и идей.
- Склонность к завершенности и точности в занятиях.
- Задает много вопросов по интересующему его предмету.
- Любит рисовать.
- Проявляет тонкое чувство юмора.
- Не боится быть таким, как все.
- Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
- Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
- Любит писать рассказы или статьи.
- Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
- Легко входит в роль другого персонажа, человека.
- Интересуется актерской игрой.
- Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
- Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
- Передает чувства через мимику, жесты, движения.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
- Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
- Хорошо поет.
- В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
- В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
- Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
- Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
- Интересуется механизмами и машинами.
- В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
- Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
- Любит рисовать чертежи механизмов.
- Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
- Тонкость и точность моторики.
- Развитая двигательно-моторная координация.
- Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
- В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).
IX. Сфера художественных достижений
- Проявляет большой интерес к визуальной информации.
- Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
- Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
- Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.).
- Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
- Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
- Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
- Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
- Легко приспосабливается к новой ситуации.
- Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
- Высокая общительность с окружающими.
- Стремится к доминированию среди сверстников.
- Сверстники обращаются за советом.
Методика «Карта одарённости»
Общая характеристика
Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».
Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.
Инструкция
Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
++ если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;
+ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0 оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
– более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.
Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
- Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
- В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
- Интересуется механизмами и машинами.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
- Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
- Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Интересуется актёрской игрой.
- Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
- Хорошо поёт.
- Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
- Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
- Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
- Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
- Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
- В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
- Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
- Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
- Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
- Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
- Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
- Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
- Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
- Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
- Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
- Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
- Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
- Умеет делать выводы и обобщения.
- Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
- В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
- Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
- С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
- Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
- Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
- В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
- Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
- Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
- Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
- Любит игры-драматизации.
- Быстро и легко осваивает компьютер.
- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
- Физически выносливее сверстников.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:
- интеллектуальная;
- творческая;
- академическая (научная);
- художественно-изобразительная;
- музыкальная;
- литературная;
- артистическая;
- техническая;
- лидерская;
- спортивная.