Создание безопасных условий при организации образовательного процесса
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребѐнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_bezopasnosti.docx | 46.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 открытого акционерного общества "Российские железные дороги»
Программа « Моя безопасность» по реализации парциальной программы
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой.
в старшей группе на 2018-2019 уч. год
Составители:
Воспитатели: Карась В.М., Горбачева Л.А.
Пояснительная записка.
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.
Безопасность жизнедеятельности выступает одним из важных условии полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребенка.
Программа, в силу её особого значения для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения следующих принципов:
- Принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
- Принцип системности: работа должна проводиться в системе, целый учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
- Принцип сезонности.
- Принцип учёта условий городской и сельской местности: у каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомлённость в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы ДОУ.
- Принцип возрастной адресованности.
- Принцип интеграции: содержание программы реализуется как в процессе регламентированной деятельности (по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию), а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.
- Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Особенности реализации программы.
Реализуемая цель: сформировать у ребёнка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
В соответствии с ФГОС ДОУ и в программе «От рождения до школы» под ред. Н Е. Вераксы, М А. Васильевой, Т.С. Комаровой стандарт по формированию основ безопасности представлен как:
Безопасное поведение в природе. Формировать основы экологической культуры.
Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности. Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Условия создания и реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо наличие: начальной базы материального обеспечения (аудио-, видеоматериалы, сценарные разработки, видео презентации); помещений, предназначенных для проведения спортивных мероприятий, художественно- творческих работ (музыкальный зал, кабинет психолога),уголки в группах по ОБЖ (дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке) наглядной информации для родителей.
Содержание программы.
Программа включает шесть направлений.
Программа включает в себя следующие разделы:
- «Ребёнок и другие люди «
- «Ребёнок и природа»
- «Ребёнок дома»
- «Здоровье ребёнка»
- «Эмоциональное благополучие ребёнка»
- «Ребёнок на улице».
Содержание пяти из них (пожарная безопасность, безопасность на воде, безопасность на улице, безопасность дома, безопасность в лесу) представлено в пяти блоках. Шестое направление (коммуникативная безопасность) проходит через все блоки.
Каждый из блоков включает следующие формы работы совместной деятельности педагога с детьми:
занятие-игра (1раз в месяц по 25-30 мин.) как элемент, формирующий необходимый арсенал знаний у ребенка, основанный на проблемно-диалогическом обучении как наиболее эффективной образовательной технологии;
ежедневные игры различных видов (5-10 минут): подвижные, дидактические игры в самостоятельной детской деятельности, способствующие закреплению и развитию сформированного навыка; разрешение проблемных ситуаций в совместной деятельности педагога с детьми, что позволяет ребенку погрузиться в ситуацию, увидеть правильные способы действий и попробовать совершить их самому;
развлечения и спортивные мероприятия, закрепляющие и обобщающие изученный материал по темам; целевые прогулки, экскурсии, диагностирующие способы поведения детей в реальной ситуации, а также мотивирующие детей на изучение материала.
Методы и приемы:
- проблемное и игровое обучение;
- метод убеждения,
- игровые и развивающие методы,
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости,
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Направления программы. Формирование у детей культуры безопасного поведения предполагается по шести направлениям: на улице, в воде, при пожаре, дома, в природе, при взаимодействии между собой.
Первые пять направлений оформлены в пять блоков. Взаимодействие между детьми происходит на улице и дома, при пожаре и на воде. Поэтому шестое направление реализуется в течение всего года, без выделения его в отдельный блок.
Прогнозируемый результат.
У детей сформированы:
Навык самосохранения.
Владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий.
Умение оказывать помощь другим в преодолении чрезвычайной ситуации, информирование других о вероятности тех или иных последствий.
Оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии.
Направления работы педагогов с родителями. Предусмотрена систематическая работа с родителями по всем основным аспектам жизнедеятельности детей, будь то безопасность на улице, дома или в лесу, культура поведения
в общественных местах и общения с животными, способы оказания первой помощи в
различных бытовых ситуациях. Ведь в конечном итоге главным образом пример родителей
является основой формирования личности ребенка.
Направления работы педагогов с родителями:
✓ организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
✓ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
✓организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
✓ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е. результаты проведенной работы).
Методика проведения диагностики:
1 Тема: «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;
обсуждение конкретных ситуаций;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
2 Тема: «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам;
наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды).
3 Тема: «Ребёнок один дома».
Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?», «Скорая помощь», «Помогите милиция!».
4 Тема: «Здоровье ребёнка».
Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),
«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валиология или здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши» (закаливание, ЗОЖ);
Занятия, беседы, наблюдения.
5 Тема: «Эмоции».
Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;
дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции», тесты.
6 Тема: «Ребёнок на улицах города».
Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и
пассажиры»;
дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки», «Найди ошибку».
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).
Высокий уровень с 16 – 18 баллов
Средний уровень с 13 – 15 баллов
Низкий уровень с 12 баллов
Количественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.
Идеальный балл = количество детей умноженное на 3
Качественный уровень в % высчитывается по формуле: Сумма всех 3 в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.
Календарно-тематический план работы в старшей группе
Раздел программы | Тема | Программные задачи | Форма проведения | Дата проведения |
Ребёнок и другие люди | «Безопасное общение» | - научить детей узнавать ситуации, которые могут быть опасны; -воспитывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. | индивидуальные беседы | сентябрь 2018 г. |
«Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» | -учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице. | беседа | март 2019 г. | |
«Где мы живем?», «Мой адрес» | - закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. | индивидуальные беседы | октябрь 2018 г. | |
«Как избежать неприятностей?» | - знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, во дворе, на улице, в лесу и в дороге и учить избегать этих ситуаций. | рассматривание картин и их обсуждение | октябрь 2018 г. | |
«Зимние забавы и безопасность» | - формировать умение видеть потенциальную опасность, учить избегать опасные ситуации. | составление рассказов по сюжетным картинам | декабрь 2018 г. | |
«Службы «01», «02», «03» всегда на страже» | - познакомить со службами спасения «01», »02», «03»; -учить детей рассказывать по предложным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; -воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности. | игра - беседа | март 2019 г. | |
Ребёнок и природа | «Природа и человек» | -воспитывать бережное отношение к природе; -подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; -закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. | организованная образовательная деятельность | сентябрь 2018 г. |
«Берегись мороза» | -учить детей соблюдать правила безопасности на морозе. | беседа | февраль 2018 г. | |
«Экологические знаки» | -расширять представления об окружающем природном мире; -развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правили норм поведения; | организованная образовательная деятельность | январь 2019 г. | |
«Тонкий лед» | -рассказать детям о правилах поведения в природе. | наблюдение на прогулке | ноябрь 2018 г. | |
«Опасные растения» | - познакомить детей с растениями, которые при определенных условиях могут представлять опасность; - учить различать их и правильно называть, соблюдать правила личной безопасности. | рассматривание альбома | май 2019 г. | |
«Съедобные и не съедобные грибы» | - закреплять знания детей о съедобных несъедобных грибах. | игра-беседа | май 2019 г. | |
«Война грибов и ягод» | - расширять знания детей о съедобных грибах. | чтение сказки В. Даля | апрель 2019 г. | |
«Осторожно, гроза!» | - знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы. | беседа | май 2019 г. | |
«Умеешь ли ты обращаться с животными» | -дать знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными и при общении с ними; -учить детей понимать состояние и поведение животных. | беседа | апрель 2019 г. | |
«Не прыгай в воду в незнакомых местах» | -знакомить детей с правилами поведения на воде. | беседа | май 2019 г. | |
«Познакомимся с нашими соседями» | - формировать представления о разных насекомых, о правилах поведения с ними | игра-беседа | май 2019 г. | |
Ребёнок дома | «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» | -расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; -познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. | рассматривание сюжетных картин | март 2019 г. |
«Пожарная безопасность» | - закрепить знания детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при его возникновении. | групповая беседа | октябрь 2018 г. | |
«О бытовых приборах» «Безопасность собственной жизнедеятельности» | - обучать детей правилам безопасного пользования бытовыми приборами; - формировать у детей представление о том, что полезные и необходимые бытовые приборы, при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. | беседа беседа | октябрь 2018 г. ноябрь 2018 г. | |
«Пожарные» | - уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. | сюжетно-ролевая игра | декабрь 2018 г. | |
«Огонь друг и враг» «При пожаре не зевай, огонь водою заливай» | -развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку. - познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые; -закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды. | подвижная игра подвижная игра | апрель 2019 г. май 2019 г. | |
Здоровье ребёнка | «Человек и его тело. Зачем нужно тело» | - расширять представления детей об особенностях функционирования человеческого тела. | чтение энциклопедии дошкольника | октябрь 2018 г. |
«Здоровье и болезнь» | - учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | групповая беседа | ноябрь 2019 г. | |
«О гриппе» | - учить заботится о своём здоровье; - познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; - учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса. | беседа | февраль 2019 г. | |
«Вместе с папой мы дружны, вместе с папой мы сильны» | - воспитывать привычку к здоровому образу жизни. | спортивное развлечение | февраль 2019 г. | |
«Что произойдет, если не соблюдать правила гигиены?» «Почему нельзя вытираться чужим полотенцем?» | -развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. | игровая ситуация | ноябрь 2018 г. январь 2019 г. | |
«Витамины укрепляют организм» | -познакомить с понятием «витамины»; -закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах в которых содержаться витамины; -воспитывать у детей культуру питания, чувство меры. | беседа | апрель 2019 г. | |
«Путешествие в страну Здоровья» | -воспитывать привычку к здоровому образу жизни. | спортивный досуг | март 2019 г. | |
«Полезные продукты» | -помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной; -уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. | беседа и рассматривание картин | январь 2019 г. | |
Эмоциональное благополучие ребёнка | «Конфликты между детьми» | - учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами. | беседа | ноябрь 2018 г. |
«Поделюсь с другом игрушками» | - воспитывать уважительное отношение со сверстниками, учить делиться игрушками. | индивидуальная беседа | сентябрь 2018 г. | |
«Правила поведения для воспитанных детей» | - помочь ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению. | Чтение книги Г. Шалаевой, О.М. Журавлевой | сентябрь, октябрь 2018 г. | |
Ребёнок на улице | «Счастливого пути!» Л. Симонова | - обучать детей правилам дорожного движения. | чтение художественной литературы | ноябрь 2018 г. |
«Путешествие в прошлое светофора» | -познакомить детей с историей светофора, с правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках; -воспитывать чувство с процессом преобразования этого устройства человеком, развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. | организованная образовательная деятельность | апрель 2018 г. | |
«Светофор», «Азбука пешехода» | - выявлять и расширять представление детей о назначении улицы; - закреплять знания о правилах дорожного движения. | дидактическая игра | ежемесячно | |
«Дорожные знаки», «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога!», «Пешеходы и транспорт» | - познакомить детей с дорожными знаками, о назначении каждого знака. | дидактическая игра | ежемесячно | |
«Безопасность на дороге», «Безопасность на зимней дороге» | - формировать потребность в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения правил дорожного движения; - воспитывать чувство ответственности за свои поступки. | беседа, рассматривание картин | октябрь 2018 г. январь 2019 г. | |
«Знаешь ли ты правила дорожного движения» | - закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; -знания о дорожных знаках; - воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах. | спортивный досуг | июнь 2019 г. | |
«Что такое перекресток?» | -рассмотреть иллюстрацию с изображением оживлённого перекрёстка; -побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному. | беседа, чтение художественной литературы | март 2019 г. | |
«Я знаю правила дорожного движения!» | - обобщать и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения; -углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора; - учить применять правила в различных жизненных ситуациях. | выставка совместных работ родителей с детьми | май 2019 г. |
Список используемой литературы:
Методические пособия
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144 с.
- Безопасность на улицах и дорогах: для детей старшего дошкольного возраста: Альбом/Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина.-М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.-32с.
- Беседы о здоровье: Методическое пособие. Шорыгина Т.А.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-64с.
- Беседы о правилах пожарной безопасности. Шорыгина Т.А.-М.:ТЦ Сфера, 2008.-64с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь. Старшая группа/авт.-сост. Н.Н. Чернова. - Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль. Старшая группа/авт.-сост. Н.Н. Чернова. - Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май. Старшая группа/авт.-сост. Н.Н. Чернова . -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.
- Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. Саулина Т.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
- ОБЖ. Старшая группа. Разработки занятий в 2-х частях. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». -80 с.
- Основы безопасности для детей 5-8 лет. Шорыгина Т.А. - М.: ТЦ Сфера, 2007-80с.