5. Методическая копилка
Методическая копилка. Здесь вы можете найти материалы, необходимые для уроков математики в 5, 6 и 7 классах: тематическое планирование, дидактический материал, дифференцированные контрольные и самостоятельные работы, презентации.
Математика 5 класс
Контрольные и самостоятельные работы
Математика 6 класс
Контрольный и самостоятельные работы
Алгебра и Геометрия 7 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование. Математика. 5 класс
№ п/п | Название темы. Основное содержание по темам | Количество часов (план) | Количество часов (факт) | Дата проведения | |
Глава 1 Натуральные числа (20часов) | |||||
1 | Ряд натуральных чисел | 2 | |||
2 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 3 | |||
3 | Отрезок | 4 | |||
4 | Плоскость. Прямая. Луч | 3 | |||
5 | Шкала. Координатный луч | 3 | |||
6 | Сравнение натуральных чисел | 3 | |||
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||||
Контрольная работа № 1 | 1 | ||||
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (33 часа) | |||||
7 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 4 | |||
8 | Вычитание натуральных чисел | 5 | |||
9 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 | |||
Контрольная работа № 2 | 1 | ||||
10 | Уравнение | 3 | |||
11 | Угол. Обозначение углов | 2 | |||
12 | Виды углов. Измерение углов | 5 | |||
13 | Многоугольники. Равные фигуры | 2 | |||
14 | Треугольник и его виды | 3 | |||
15 | Прямоугольник. | 3 | |||
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | ||||
Контрольнаяработа № 3 | 1 | ||||
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел (38 часов) | |||||
16 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 4 | |||
17 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 3 | |||
18 | Деление | 7 | |||
19 | Деление с остатком | 3 | |||
20 | Степень числа | 2 | |||
Контрольнаяработа № 4 | 1 | ||||
21 | Площадь. Площадь прямоугольника | 4 | |||
22 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 3 | |||
23 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 4 | |||
24 | Комбинаторные задачи | 3 | |||
Повторение и систематизация учебного материала | 3 | ||||
Контрольнаяработа № 5 | 1 | ||||
Глава 4. Обыкновенные дроби (17часов) | |||||
25 | Понятие обыкновенной дроби | 5 | |||
26 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 | |||
27 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | |||
28 | Дроби и деление натуральных чисел | 1 | |||
29 | Смешанные числа | 5 | |||
Контрольнаяработа № 6 | 1 | ||||
Глава 5. Десятичные дроби (48 часов) | |||||
30 | Представление о десятичных дробях | 4 | |||
31 | Сравнение десятичных дробей | 3 | |||
32 | Округление чисел. Прикидки | 3 | |||
33 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 | |||
Контрольнаяработа № 7 | 1 | ||||
34 | Умножениедесятичных дробей | 7 | |||
35 | Делениедесятичных дробей | 9 | |||
Контрольная работа № 8 | 1 | ||||
36 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 | |||
37 | Проценты. Нахождение процентов от числа | 4 | |||
38 | Нахождение числа по его процентам | 4 | |||
Повторение и систематизация учебного материала | 2 | ||||
Контрольнаяработа № 9 | 1 | ||||
Повторение и систематизация учебного материала (14 часов) | |||||
Упражнения для повторения курса 5 класса | 13 | ||||
Контрольнаяработа № 10 | 1 |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование. Математика. 6 класс
(5 часов в неделю, всего 170 часов )
№ п/п | Название темы. Основное содержание по темам | Кол-во часов (план) | Кол-во часов (факт) | Дата проведения |
Глава 1. Делимость натуральных чисел (17 часов) | ||||
Повторение | 4 | |||
1 | Делители и кратные | 2 | ||
2 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 | ||
3 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 | ||
4 | Простые и составные числа | 2 | ||
5 | Наибольшийобщий делитель | 3 | ||
6 | Наименьшееобщее кратное | 3 | ||
Контрольнаяработа № 1 | 1 | |||
Глава 2. Обыкновенные дроби (38часов) | ||||
7 | Основное свойство дроби | 2 | ||
8 | Сокращениедробей | 3 | ||
9 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 4 | ||
1 | Сложение и вычитание дробей | 5 | ||
Контрольнаяработа № 2 | 1 | |||
Умножение дробей | 5 | |||
Нахождение дроби от числа | 3 | |||
Контрольнаяработа № 3 | 1 | |||
Взаимно обратные числа | 1 | |||
Деление дробей | 5 | |||
Нахождение числа по значению его дроби | 3 | |||
1 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 1 | ||
1 | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 | ||
1 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 | ||
Контрольнаяработа № 4 | 1 | |||
Глава 3. Отношения и пропорции (28 часов) | ||||
1 | Отношения | 2 | ||
Пропорции | 5 | |||
2 | Процентное отношение двух чисел | 3 | ||
Контрольнаяработа № 5 | 1 | |||
2 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 | ||
2 | Деление числа в данном отношении | 2 | ||
2 | Окружность и круг | 2 | ||
2 | Длина окружности. Площадь круга | 3 | ||
2 | Цилиндр, конус, шар | 1 | ||
2 | Диаграммы | 3 | ||
2 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 | ||
Контрольнаяработа № 6 | 1 | |||
Глава 4. Рациональные числа и действия над ними (72 часа) | ||||
2 | Положительные и отрицательные числа | 2 | ||
3 | Координатная прямая | 3 | ||
3 | Целые числа. Рациональные числа | 2 | ||
3 | Модуль числа | 3 | ||
3 | Сравнение чисел | 4 | ||
Контрольнаяработа № 7 | 1 | |||
3 | Сложение рациональных чисел | 4 | ||
3 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 | ||
3 | Вычитание рациональных чисел | 5 | ||
Контрольнаяработа № 8 | 1 | |||
3 | Умножение рациональных чисел | 4 | ||
3 | Свойства умножения рациональных чисел | 3 | ||
3 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 5 | ||
4 | Деление рациональных чисел | 4 | ||
Контрольная работа № 9 | 1 | |||
4 | Решение уравнений | 5 | ||
4 | Решение задач с помощью уравнений | 6 | ||
Контрольнаяработа № 10 | 1 | |||
4 | Перпендикулярные прямые | 3 | ||
4 | Осевая и центральная симметрии | 3 | ||
4 | Параллельные прямые | 2 | ||
4 | Координатная плоскость | 4 | ||
4 | Графики | 3 | ||
Контрольнаяработа № 11 | 1 | |||
Повторение и систематизация учебного материала (11 часов) | ||||
Упражнения для повторения | 10 | |||
Контрольнаяработа № 12 | 1 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план. Алгебра. 7класс.
Номер параграфа | Номер урока | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1-6 | Повторение и систематизация учебного материала | 6 | |||
Глава 1 Линейное уравнение с одной переменной (12 ч) | |||||
1 | 7-9 | Введение в алгебру | 3 | ||
2 | 10-12 | Линейное уравнение с одной переменной | 3 | ||
3 | 13-16 | Решение задач с помощью уравнений | 4 | ||
17 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||
18 | Контрольнаяработа № 1 | 1 | |||
Глава 2 Целые выражения (50 ч) | |||||
4 | 19-20 | Тождественноравные выражения. Тождества | 2 | ||
5 | 21-23 | Степеньс натуральнымпоказателем | 3 | ||
6 | 24-26 | Свойства степени с натуральным показателем | 3 | ||
7 | 27-28 | Одночлены | 2 | ||
8 | 29 | Многочлены | 1 | ||
9 | 30-31 | Сложение и вычитание многочленов | 2 | ||
32 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||
33 | Контрольнаяработа № 2 | 1 | |||
10 | 34-37 | Умножениеодночленана многочлен | 4 | ||
11 | 38-41 | Умножение многочлена на многочлен | 4 | ||
12 | 42-44 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 3 | ||
13 | 45-47 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 3 | ||
48 | Контрольнаяработа № 3 | 1 | |||
14 | 49-51 | Произведение разности и суммы двух выражений | 3 | ||
15 | 52-53 | Разность квадратов двух выражений | 2 | ||
16 | 54-56 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 3 | ||
17 | 57-59 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 3 | ||
60 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||
61 | Контрольнаяработа № 4 | 1 | |||
18 | 62-63 | Сумма и разность кубов двух выражений | 2 | ||
19 | 64-66 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 3 | ||
67 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||
68 | Контрольная работа №5 | 21 | |||
Глава 3. Функции. (12 ч) | |||||
20 | 69-70 | Связи между величинами. Функция | 2 | ||
21 | 71-72 | Способы задания функции | 2 | ||
22 | 73-74 | График функции | 2 | ||
23 | 75-78 | Линейная функция, её график и свойства | 4 | ||
79 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||
80 | Контрольнаяработа № 6 | 1 | |||
Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными (18 ч) | |||||
24 | 81-82 | Уравнения с двумя переменными | 2 | ||
25 | 83-85 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 3 | ||
26 | 86-88 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 3 | ||
27 | 89-90 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 2 | ||
28 | 91-93 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 3 | ||
29 | 94-96 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 3 | ||
97 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | |||
98 | Контрольнаяработа № 7 | 1 | |||
Повторение и систематизация учебного материала (4ч) | |||||
99-101 | Повторение и систематизация учебного материала за курс математики 7 класса | 3 | |||
102 | Итоговая контрольная работа № 8 | 1 |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМЕТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по геометрии 7 класс
(учебник Л.С.Атанасян "Геометрия 7-9"и др.)
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Учитель -Федорова И.Ю.
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
план | факт | |||||
Глава I. Начальные геометрические сведения (10 часов). | ||||||
1 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | |||||
2 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | |||||
3 | Сравнение отрезков и углов | |||||
4 | Сравнение отрезков и углов | |||||
5 | Измерение отрезков. | |||||
6 | Измерение углов | |||||
7 | Перпендикулярные прямые | |||||
8 | Перпендикулярные прямые | |||||
9 | Решение задач | |||||
10 | Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» | |||||
Глава II. Треугольники (17 часов) | ||||||
11 | Анализ контрольной работы. Первый признак равенства треугольников | |||||
12 | Первый признак равенства треугольников | |||||
13 | Первый признак равенства треугольников | |||||
14 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |||||
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |||||
16 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |||||
17 | Второй признак равенства треугольника | |||||
18 | Второй признак равенства треугольника | |||||
19 | Третий признак равенства треугольников | |||||
20 | Третий признак равенства треугольников | |||||
21 | Задачи на построение | |||||
22 | Задачи на построение | |||||
23 | Задачи на построение | |||||
24 | Решение задач | |||||
25 | Решение задач | |||||
26 | Решение задач | |||||
27 | Контрольная работа №2 «Треугольники» | |||||
Глава III Параллельные прямые (13 часов) | ||||||
28 | Анализ контрольной работы. Признаки параллельности двух прямых. | |||||
29 | Признаки параллельности двух прямых. | |||||
30 | Признаки параллельности двух прямых. | |||||
31 | Признаки параллельности двух прямых. | |||||
32 | Аксиомы параллельных прямых | |||||
33 | Аксиомы параллельных прямых | |||||
34 | Аксиомы параллельных прямых | |||||
35 | Аксиомы параллельных прямых | |||||
36 | Аксиомы параллельных прямых | |||||
37 | Решение задач | |||||
38 | Решение задач | |||||
39 | Решение задач | |||||
40 | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | |||||
Глава IV Соотношение между сторонами и углами треугольника (18 часов) | ||||||
41 | Анализ контрольной работы. Сумма углов треугольника | |||||
42 | Сумма углов треугольника | |||||
43 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | |||||
44 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | |||||
45 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | |||||
46 | Контрольная работа №4 «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | |||||
47 | Прямоугольные треугольники | |||||
48 | Прямоугольные треугольники | |||||
49 | Прямоугольные треугольники | |||||
50 | Прямоугольные треугольники | |||||
51 | Построение треугольника по трем элементам | |||||
52 | Построение треугольника по трем элементам | |||||
53 | Построение треугольника по трем элементам | |||||
54 | Построение треугольника по трем элементам | |||||
55 | Решение задач | |||||
56 | Решение задач | |||||
57 | Решение задач | |||||
58 | Контрольная работа №5 «Задачи на построение» | |||||
Повторение (10 часов) | ||||||
59 | Анализ контрольной работы. Решение задач на построение | |||||
60 | Начальные геометрические сведения | |||||
61 | Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | |||||
62 | Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | |||||
63 | Параллельные прямые. | |||||
64 | Параллельные прямые. | |||||
65 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | |||||
66 | Зачет. | |||||
67 | Резерв | |||||
68 | Резерв |
Предварительный просмотр:
Конспект урока геометрии в 7 классе в рамках ФГОС ООО
Тема урока : «Сумма углов треугольника»
ФИО: Поздышева Юлия Владимировна
Место работы: МБОУ Афонинская СШ
Должность: учитель математики
Предмет: геометрия
Учебник и УМК Л. С. Атанасяна
Урок: сообщения новых знаний
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
- изучить теорему о сумме углов треугольника, сформировать умение использовать ее при решении задач.
Задачи:
- Образовательные (формирование познавательных УУД): практическим путем выяснить чему равна сумма углов треугольника, сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника, научить применять полученные знания при решении простейших задач;
- Развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать логическое мышление и навыки исследовательской работы, формировать умение анализировать, выдвигать гипотезы, переносить свои знания в новые ситуации, тренировать память и математическую речь, побуждать к любознательности;
- Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Методы обучения: беседа, практический, проблемный, самостоятельный.
Формы обучения: индивидуальная, парная
Оборудование: один большой (для учителя) и маленькие (для учащихся) треугольники с раскрашенными углами; один большой (для учителя) и маленькие (для учащихся) треугольники – зеленые; транспортир, угольник, линейка; модели треугольников, (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, тупоугольный, прямоугольный); компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Формируемые УУД:
личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Смыслооб разование, самоопределение | *общеучебные -формулирование цели *действия постановки и решения проблемы - формулирование проблемы -самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера | *планирование - определение цели - способов взаимодействия партнеров *постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации *управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли - контроль, коррекция , оценка действий партнера, умение выражать свои мысли | *целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно *волевая саморегуляция -способность к волевому усилию преодоления препятствий -способность к мобилизации сил и энергии *оценка - осознание и выделение того, что уже известно и что еще подлежит усвоению - осознание качества и уровня усвоения *прогнозирование *контроль *коррекция *планирование - составление плана и последовательности действий |
Структура урока:
1. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Первичное усвоение нового материала.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Первичное закрепление нового материала
6. Физкультминутка
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
8. Итог урока
9. Домашнее задание
10. Рефлексия урока
КОНСПЕКТ УРОКА
Основные элементы урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне | Учитель создает положительный настрой на работу. -Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке. -Я тоже желаю сегодня хорошей работы. | Учащиеся здороваются с учителем | Личностные (мотивация к изучению предмета) |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Новые знания мы не сможем открывать без повторения, поэтому начнем урок с устной работы. Устная работа: Слайд. Определите вид каждого треугольника. - Как прямую «превратить» в развернутый угол? -Какова величина развернутого угла? -Назовите сторону треугольника АМР, противолежащую углу А; углу М; углу Р - Что такое периметр? Как найти периметр треугольника ? | Устно отвечают на вопросы, работая индивидуально или в паре | Познавательные (вспоминание информации, ранее изученной, развитие внимательности на задании «с подвохом») Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют мысли Коммуникативные: выражают свои мысли и аргументируют |
3. Первичное усвоение нового материала Цель: создать проблему нахождения суммы углов треугольника | Учитель задает задание: Складывать можно не только длины сторон треугольника, но и величины его углов. Вопрос учителя: Какие значения может принимать сумма углов А+В+ С= ? (проблема) | Определяют и формулируют тему | Личностные (мотивация к изучению темы); Регулятивные (постановка цели) |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: практическим методом доказать , что сумма углов треугольника равна 180градусам | 1. Возьмите треугольник с раскрашенными углами. Оторвите синий угол и приложите его к красному углу. Оторвите зеленый угол и приложите его к красному углу с другой стороны. Выясните предположение о сумме красного, синего и зеленого углов. 2. Возьмите зеленый треугольник. Из какой -либо вершины проведите перпендикуляр к противоположной стороне треугольника. Пригните все вершины треугольника к основанию этого перпендикуляра. | Работа в группах или в парах, где ребята решают проблему, выполняя практическую работу | Регулятивные: -целепологание учебной задачи, -планирование, -прогнозирование. 2.Позновательные:- поиск выхода из затруднительной ситуации, анализ информации, выявление закономерностей и формулирование выводов Коммуникативные: умение работать в паре и умение слушать и слышать |
Учитель предлагает высказать результаты практической работы | Делают развернутый вывод: Сумма углов треугольника равна 180 градусам. | Познавательные (высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы) | |
Если возникла тупиковая ситуация, то учитель направляет | Учащиеся вспоминают построение перпендикуляра к прямой. | Познавательные (поиск выхода из затруднительной ситуации, анализ информации, выявление закономерностей и формулирование выводов); коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов | |
5.Первичное закрепление нового материала Цель: научить решать задачи, применяя теорему о сумме углов треугольника | Слайд3: 1.Существует ли треугольник с углами: а) 30, 60, 90; б) 46, 140,4 2.Найдите величину третьего угла треугольника, если величины двух его углов равны: а) 30 и 80; б) 3 5 и 120 ; 3. В прямоугольном треугольнике ТКР Т=90 . К=53. Найдите Р. Сделайте вывод о сумме острых углов прямоугольного треугольника. | Записывают в тетрадь, решают их | Коммуникативные отработка нового материала в речи и письме Регулятивные: контроль выполненной работы |
6.Физминутка | |||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Слайд4: 1. Измерьте два угла зеленого треугольника с помощью транспортира. 2. Найдите третий угол, используя сумму углов треугольника. 3. Поменяйтесь работой с соседом, проверьте его измерения и вычисления и поставьте оценку. | Решают в парах, самоконтроль | Регулятивные: проявляет познавательную деятельность, контролируют свои действия Личностные: умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач |
8. Итог урока Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение | Прием критического развития мышления. Тест «Да» или «Нет» 1. Сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам 2. Существует ли треугольник с углами 100, 80 , и 10 градусов 3. В треугольнике может быть два тупых угла 4. Можно ли найти один из углов треугольника, если известны два других | Устно отвечают | Познавательные: оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: осознание того ,что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
9. Домашнее задание Цель: обсуждение домашнего задания | Учитель задает задание и объясняет, на что обратить внимание. Пункт 30 № 223(б), № 228(а) | Записывают задание | |
10. Рефлексия урока Цель: организовать рефлексию по поводу мотивации своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками | Учитель акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности. Закончите фразу Я сегодня на уроке: узнал…. научился…. могу… | Формулируют конечный результат своей деятельности | Личностные: умение анализировать и характеризовать состояния в связи с изучением новой темы; оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, самостоятельность, ответственность, причины неудач |
Предварительный просмотр:
Конспект урока алгебры в 7 классе в рамках ФГОС ООО
Тема урока : «Умножение многочлена на многочлен»
ФИО: Поздышева Юлия Владимировна
Место работы: МБОУ Афонинская СШ
Должность: учитель математики
Предмет: алгебра
Учебник и УМК Ю.М. Колягин
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для усвоения и осмысления алгоритма умножения многочлена на многочлен.
- Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия – умножению многочлена на многочлен.
- Образовательная цель: совершенствование умений складывать, вычитать многочлены, умножать одночлены на многочлен, расширение способов преобразований выражений при изучении темы «Многочлены» за счет включения в нее алгоритма умножения многочлена на многочлен.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД):организовать деятельность учащихся по совершенствованию умений преобразовывать многочлены, формированию умения умножать многочлен на многочлен.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):продолжить формирование умений и навыков работы с научным текстом, умения анализировать информацию, способность ее оценивать, использовать; развитие логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, развитие коммуникативных навыков работы в парах, группах.
Практическая задача: формирование навыков критического мышления как творческого, аналитического, последовательного и структурированного мышления, формирование навыков самообразования.
Форма урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ) и технологии деятельностного метода.
Используемые технологии: технология развития критического мышления, технология работы в сотрудничестве, деятельностного метода.
Используемые приемы: притча, «верные, неверные утверждения», ИНСЕРТ, логическая схема «Паучки».
Оборудование: презентация PowerPoint, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Добрый день! Приятно видеть всех вас в классе, и я очень надеюсь, что сегодня у нас состоится полезный, продуктивный урок. Начнем мы с притчи.
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его государстве пост визиря. Подвел он многочисленных желающих к огромному дверному замку. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем государстве. Кто из вас откроет его, тот займет пост визиря», - объявил султан. Никто не решался открыть замок. Лишь один человек решительно подошел к нему, стал внимательно его осматривать, ощупывать, попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо! Замок открылся! Тогда царь объявил: «Ты достоин важного поста визиря, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но еще и надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Вам, ребята, тоже не нужно бояться трудностей постижения математики, а смело осваивать ее законы.
Сегодня вы будете работать в парах, группах, индивидуально. Каждый из вас будет осуществлять самооценку своей деятельности на уроке, используя листы самооценки и критерии оценивания.(Приложение №1)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Над освоением какой темы мы с вами работаем? («Многочлены»)
- Что вы уже знаете? (понятия многочлена, одночлена, многочлена стандартного вида, подобных членов многочлена, степени многочлена...)
- Что умеете? (приводить одночлены и многочлены к стандартному виду, определять степень многочлена, складывать, вычитать многочлены, умножать одночлен на многочлен...).
- Конечно, это лишь начало, вам предстоит еще многому научиться. Но чтобы двигаться дальше посмотрим, что вы действительно знаете и умеете.
Устная работа.
- Упростите:
- -7х2+7х2+х2;
- 13 - 5а - а;
- 3х+5+8х
- Выполните умножение:
- 3ху · 5х2у;
- -2х2у3· 4ху5;
- - 0,8х2у3· (-10х3у).
- Раскройте скобки:
- 7(х – у);
- 3х (х2+ 4у3);
- 5х2 (2х – 3х2)
- Какие действия выполняли в заданиях 1, 2 и 3? (1 – приведение подобных, 2 - умножение одночлена на одночлен, 3 - умножение одночлена на многочлен).
- Где практически мы применяем эти правила? (упрощение выражений, решение уравнений, приведение многочленов к стандартному виду)
Проверим, как вы знаете основные понятия темы и алгоритмы действий.
Теоретическая разминка. (Работа в группах)
Ребята, задайте вопросы ученикам другой группы, проверяя знание понятий и способов деятельности. Вопросы не должны предполагать ответы «да», «нет», старайтесь вопросы не повторять.
Ученики одной группы задают вопросы ученикам другой, выслушивают своих товарищей, комментируют ответы, исправляют ошибки. Каждый ученик должен задать по два вопроса и ответить на два вопроса.
Примерные вопросы:
- Какое выражение называют одночленом?
- Какой одночлен называют одночленом стандартного вида?
- Как записать одночлен в стандартном виде?
- Какой многочлен называют многочленом стандартного вида?
- Как записать многочлен в стандартном виде?
- Что такое двучлен, трехчлен, бином, полином?
- Что называют коэффициентом одночлена?
- Что такое многочлен?
- Что является членами многочлена?
- Какие одночлены называются подобными членами?
- Как определить степень многочлена?
- Что мы понимаем под свободным членом многочлена?
- Как сложить или вычесть два многочлена?
- Что является результатом сложения (вычитания) многочленов?
- Сформулируйте правило умножения одночленов.
- Сформулируйте правило умножения одночлена на многочлен.
По окончании теоретической разминки происходит обсуждение работы, внесение баллов в листы самооценки (за каждый правильный ответ – 1 балл).
3. Выявление места и причины затруднения.
Ученикам предлагается упростить выражения.
Упростите выражения:
I вариант | II вариант |
1) 2 a2 (a-2b) | 1) 5х(2х2+1) |
2) 8x-6y+7x-y | 2) 5b - 2c - 6c - 3b |
3) 5x ∙ 3x3 | 3) 5 x3 ∙ 7x6 |
4) -6ax33 ∙ 9x2 | 4) -2a2b ∙ 4a3 |
5) (6x2y2-3y2-7x22) ∙5x2y2 | 5) -4ху2(2х3-5у2+3ху) |
6) (2а+3) ∙ (3а - 2) | 6) (4х+7) ∙ (2х-3) |
По окончанию выполнения ученики проверяют правильность решения заданий, проводят самооценку (за каждый правильный ответ – 1 балл).(Приложение №2)
Верные ответы | |
I вариант | II вариант |
1) 2a3 -4a2b | 1) 10х3 +5х |
2) 15x-7y | 2) 2b - 8c |
3) 15x4 | 3) 35 x9 |
4) -54ax5 | 4) -8a5b |
5) 30x4y4-15x2y4-35x4y2 | 5) -8х4у2 +20ху4- 12х22у3 |
6) 6а2+5а - 6 | 6) 8х2+2х - 21 |
- С какими трудностями вы встретились при выполнении заданий?
- Какое задание вы не смогли выполнить? (6 задание)
- Что в нем необходимо было выполнить? (умножить многочлен на многочлен)
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Можете ли вы сформулировать тему урока? («Умножение многочлена на многочлен»).
- Можете ли вы сейчас это сделать верно?
- Что для этого нам необходимо знать и уметь? (знать алгоритм умножения многочлена на многочлен и научиться его применять)
- Какие цели перед собой вы можете поставить? (ученики формулируют цели урока: научиться умножать многочлен на многочлен, преобразовывать выражения, применяя правило умножения многочлена на многочлен)
Сегодня на уроке вы сформулируете алгоритм умножения многочлена на многочлен и научитесь его применять.
Предлагаю спланировать учебную работу следующим образом:
Изучить текст §7.4 стр.186 или текст в рабочих листах с извлечением материала параграфа (в них можно свободно делать рукописные пометки), используя прием ИНСЕРТ - прием смысловой маркировки текста.
- V - уже знал(а)
- + - новое
- – - думал (а) иначе
- ? - не понял (а)
- Заполнить таблицу «Верите ли вы, что…»
- Сформулировать алгоритм умножения многочлена на многочлен.
- Поработать с обучающей карточкой.
- Выполнить предложенное задание и объяснить его выполнение одноклассникам.
- Закрепить полученный алгоритм при выполнении преобразований многочленов.
5. Реализация построенного проекта.
На столах у вас лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «Верите ли вы, что…». Ответ на вопрос может быть только «да» или «нет». Если «да», то справа от вопроса в первом столбце поставьте знак «+», если «нет», то знак «-». Если сомневаетесь - поставьте знак «?». Работая над текстом §7.4 заполните столбецА таблицы. Работайте в парах. (Приложение №3)
№ п/п | Вопросы: | А | Б |
Верите ли вы, что… | |||
1. | Умножая многочлен на многочлен, применяем правило умножения одночлена на многочлен |
| + |
2. | Умножив многочлен на многочлен, мы получили одночлен |
| - |
3. | Умножив двучлен на двучлен, получим многочлен из 4 одночленов |
| + |
4. | Умножив двучлен на трехчлен, получим многочлен из 5 одночленов |
| - |
5. | Чтобы умножить многочлен на многочлен, надо каждый член одного многочлена сложить с каждым членом другого многочлена |
| - |
6. | Ещё учёные Древней Греции, используя правила вычисления площадей получали многочлены |
| + |
7. | Алгебра, оперировавшая не числами, а отрезками, площадями, объёмами названа геометрической алгеброй |
| + |
8. | Многочлены играют важную роль в алгебраической геометрии, применяются для кодирования информации |
| + |
Работа над текстом §7.4 стр.186, текстом в рабочих листах. (Приложение №4)
Рабочий лист.
Умножение многочлена на многочлен
Рассмотрим, как можно умножить многочлен на многочлен на примере произведения (а + b)(с + d).
Обозначим двучлен а + b какой-либо одной буквой, например буквой х, и раскроем скобки в произведении х(с + d) по правилу умножения одночлена на многочлен. Затем букву х заменим двучленома + b и опять раскроем скобки.
Получим (а + b)(с + d) = х(с + d) = хс + х d = (а + b)с + (а + b) d = ас + bс + аd + bd.
Таким образом,
Каждый член второго многочлена умножили на каждый член первого многочлена.
А можно так:
Каждый член первого многочлена умножили на каждый член второго многочлена.
Умножив многочлен на многочлен, мы получили многочлен.
Произведение двух многочленов всегда можно представить в виде многочлена.
Чтобы умножить многочлен на многочлен, надо каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого и полученные произведения сложить.
С помощью рисунка 7.3 полученное равенство для положительных а, b, с и d можно показать геометрически: площадь прямоугольника со сторонамиа + b и с + d равна сумме площадей четырёх прямоугольников, стороны которых равны а и с, b и с, а и d, b и d.
Интересно, что именно так, используя правила вычисления площадей, получали подобные равенства учёные Древней Греции. Величины они изображали отрезками, произведение аbназывали прямоугольником, выражение — квадратом. Такая алгебра, оперировавшая не числами, а отрезками, площадями, объёмами, т.е. выраженная геометрическим языком, много веков спустя была названа геометрической алгеброй.
Одну из главных ролей многочлены играют в алгебраической геометрии, изучающей множества, определенные как решения систем многочленов, т.к. они обладают свойствами, необходимыми при преобразовании коэффициентов умножения многочленов.
Многочлены содержат в себе символьные исчисления, которые с 20 века стали использовать как способ передачи данных. Была предложена идея кодирования сообщения, которую успешно используют и в настоящее время.
Обсуждение текста параграфа §7.1. учебника.
- Что вы уже знали, что для вас – новое, а что вы не поняли?
- Как умножить многочлен на многочлен?
- Как вы думаете, разные результаты получатся, если один ученик каждый член второго многочлена умножил на каждый член первого многочлена, а второй ученик каждый член первого многочлена умножил на каждый член второго многочлена?
- Что делать, если при умножении получатся подобные одночлены?
Давайте попробуем сформулировать алгоритм умножения многочлен на многочлен
Алгоритм умножения многочлена на многочлен.
1. Каждый член первого многочлена умножаем на каждый член второго многочлена.
2. Полученные произведения складываем.
3. Приводим подобные слагаемые.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Обучающиеся приступают к умножению многочленов в группах с проговариванием алгоритма решения вслух, а затем один ученик из группы показывает решение у доски по алгоритму. (Приложение №5)
Обучающая карточка №1
Тема: «Умножение многочлена на многочлен»
Алгоритм действий:
1. Каждый член первого многочлена умножаем на каждый член второго многочлена
2. Полученные произведения складываем
3. Приводим подобные слагаемые
Пример. Умножьте многочлены:
Задание. Умножьте многочлены: (х + 3)(х + 1)
Обучающая карточка №2
Тема: «Умножение многочлена на многочлен»
Алгоритм действий:
1. Каждый член первого многочлена умножаем на каждый член второго многочлена
2. Полученные произведения складываем
3. Приводим подобные слагаемые
Пример. Умножьте многочлены:
Задание. Умножьте многочлены: (b + 5)( b - 2)
Обучающая карточка №3
Тема: «Умножение многочлена на многочлен»
Алгоритм действий:
1. Каждый член первого многочлена умножаем на каждый член второго многочлена
2. Полученные произведения складываем
3. Приводим подобные слагаемые
Пример. Умножьте многочлены:
Задание. Умножьте многочлены: (3х + 2)(х + 3)
Обучающая карточка №4
Тема: «Умножение многочлена на многочлен»
Алгоритм действий:
1. Каждый член первого многочлена умножаем на каждый член второго многочлена
2. Полученные произведения складываем
3. Приводим подобные слагаемые
Пример. Умножьте многочлены:
Задание. Умножьте многочлены: (y - 4)(3у -4)
Ответы:
1) х2 + 4х + 3
2) b2 + 3b – 10
3) 3х2 + 11х + 6
4) 3у2 –16у + 16
Обсуждение решений.
- Какие затруднения при умножении многочленов испытали?
- На каких этапах выполнения заданий можно допустить ошибки?
7. Включение в систему знаний и повторение.
Решение №707 (1 столбик), №708 (1 столбик)
Ответы:
№707 (1 столбик) | №708 (1 столбик) |
(2m+1)(2m+5) = 4m2+12m+5 | (2x-y)(x+y) = 2x2 + xy – y2 |
(3x+2)(x+3) = 3x2+11x+6 | (a+b)(2a+3b) = 2a2+5ab+3b2 |
(5m-1)(m+1) = 5m2 + 4m - 1 | (3c+a)(2c-a) = 6c2 - ac - a2 |
(4n+7)(2n-3) = 8n2 + 2n - 21 | (6z-y)(2z-y) = 12z2 - 8zy+y2 |
- Какие затруднения при умножении многочленов испытали?
- На каких этапах выполнения заданий можно допустить ошибки?
- Что нужно сделать, чтобы уверенно выполнять умножение многочленов?
Возвратимся к заданию 6 в самостоятельной работе, которую мы выполняли в начале урока и попробуем решить задания.
- (2а + 3) ∙ (3а - 2) = 6а2 – 4а +9а – 6 = 6а2 + 5а - 6
- (4х + 7) ∙ (2х - 3) = 8х2 – 12х+ 14х – 21 = 8х2 + 2х – 21
8. Домашнее задание: § 7.4., №707 (2 столбик), №708 (2 столбик)
9. Рефлексия.
Подведем итоги.
- Какую задачу пришлось решать сегодня на уроке?
- Как умножить многочлен на многочлен?
- Какие правила, способы действий нужно знать, чтобы правильно выполнять умножение многочлена на многочлен?
Нам предстоит еще на двух уроках совершенствовать умения умножать многочлены, и вы, ребята, разовьете свои умения преобразовывать многочлены. Для обобщения изученного, в течение 2 минут составьте логическую схему «Паучки» по теме «Многочлен».
Пример логической схемы
Самооценка
Лист самооценки _________________________
Фамилия, имя
№ п/п | Вид работы | Количество баллов | Критерии самооценки «3» - 11- 16 баллов |
1. | Теоретическая разминка (за каждый верный ответ по 1 б.) |
| |
2. | Самостоятельная работа «Упростите выражения» (до 5 б.) |
| |
3. | Заполнение таблицы «Верите ли вы, что…» (до 8 б.) |
| |
Итого баллов: | |||
4. | Работа с обучающей карточкой (2 б.), на месте – 1б. за каждый пример |
| |
5. | Решение упражнений |
| |
Отметка: | |||
6. | Синквейн или логическая схема «Паучки» (до 3 баллов) |
|
Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Эмоциональная рефлексия.
Перед вами лежат ключи определенного цвета. Поднимите ключ:
- зеленый, если вам все понятно по теме урока, вы были успешны;
- желтый, если у вас возникли трудности, но вы их преодолевали;
- красный, если вы многое не поняли и у вас остались вопросы.
Давайте вспомним нашу притчу. За что человеку дали место визиря при дворе? (за смелость). Желаю и вам не бояться трудностей, надеяться на собственные силы и постигать математику с интересом и упорством.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Афонинская средняя школа имени Героя Советского Союза
Талалушкина Н.С.»
Технологическая карта урока
по математике
5 класса
«Порядок действий в вычислениях»
подготовила
учитель математики:
Поздышева Юлия Владимировна
Д. Афонино
Технологическая карта урокаФИО: Поздышева Юлия Владимировна
Должность: учитель математики
Предмет: Математика
Класс: 5
Тема урока: Порядок действий в вычислениях
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный
Форма урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Планируемые результаты обучения:
личностные: формирование способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, учебно-познавательного интереса к составлению алгоритма порядка выполнения действий и способам решения новой частной задачи; формирование умения рефлексивной самооценки, формирование математической компетентности.
предметные: определение порядка действий в числовом выражении с использованием алгоритма, овладение навыками выполнения вычислений по действиям;
формировать умение составлять программу выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, умения применять знания при решении примеров и задач, совершенствование вычислительных навыков.
метапредметные: формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение работать в группе, в паре.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ):
Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. Математика: Учебник для 5 класса. – М.:«Просвещение», 2014;
Е.А Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.С Минаева, С.Б. Суворова. Математика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: «Просвещение», 2016;
В сопровождении заданий и презентации на интерактивной доске «Порядок действий в вычислениях».