Информация для обучающихся

Поздышева Юлия Владимировна

Информация для обучающихся

Демо-версии входных и контрольных работ по математике 5-8 классах:

1. Итоговая контрольная работа по математике в 5 классе

2. Входная контрольная работа по математике в 6 классе

3.Демо-версия контрольной работы по математике за 1 пол-е в 5 классе

4.Демо-версия  контрольной работы по математике за 1 пол-е в 6 классе

5. Итоговая контрольная работа по математике в 6 классе

6.Итоговая контрольная работа по алгебре в 7 классе

7. Итоговая контрольная работа по геометрии в 7 классе

8. Итоговая контрольная работа по алгебре 8 классе

9. Итоговая контрольная работа по геометрии в классе

10.Входная контрольная работа по алгебре 8 класс

ПОДГОТОВКА К ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ В 5-8 классах

Обощенные таблицы по математике:

1. Геометрия в таблицах 7-9 классы

2.Справочные таблицы алгебра 7 класс

3. Справочные таблицы математика 6 класс

Тренажер для ума (сайт Учи.ру)

Темы исследовательских работ по математике

Пример учебно-исследовательской работы по математике "Хитрые приемы устного счета"

Пример презентации учебно-исследовательской работы по математике "Хитрые приемы быстрого устного счета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1. Итоговая контрольная работа по математике в 5 классе16.43 КБ
Microsoft Office document icon 2. Входная контрольная работа по математике в 6 классе273 КБ
Файл Демо-версия контрольной работы по математике за 1 пол-е в 5 классе208.05 КБ
PDF icon Демо-версия контрольной работы по математике за 1 пол-е в 6 классе148.36 КБ
Файл 5. Итоговая контрольная работа по математике в 6 классе205.4 КБ
Файл 6. Итоговая контрольная работа по алгебре в 7 классе495.69 КБ
Файл 7. Итоговая контольная работа по геометрии в 7 классе108.39 КБ
Файл 8. Итоговая контрольная работа по алгебре в 8 классе324.38 КБ
Файл 9. Итоговая контрольная работа по геометрим в 8 классе16.27 КБ
Microsoft Office document icon Геометрия в таблицах 7-9 классы1.5 МБ
Файл Справочные таблицы Алгебра 7 класс46.4 КБ
Файл Справочные таблицы Математика 6 класс88.64 КБ
PDF icon Входная контрольная работа по алгебре 8 класс214.7 КБ
Файл Учебно-исследовательская работа по математике "Хитрые приемы устного счета"1.58 МБ
Office presentation icon Презентация учебно-исследовательской работы по математике "Хитрые приемы устного счета"1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

  1. Найдите значение выражения:  (4,1 – 0,66 : 1,2) ∙ 0,6.
  2. Миша шёл из одного села в другое 0,7 ч по полю и 0,9 ч через лес, пройдя всего 5,31 км. С какой скоростью шёл Миша через лес, если по полю он двигался со скоростью 4,5 км/ч?
  3. Решите уравнение: 9,2𝑥 – 6,8𝑥 + 0,64 = 1
  4. Ширина прямоугольного параллелепипеда равна 4 см, что составляет   его длины, а высота составляет 40 % длины. Вычислите объем параллелепипеда.
  5. Выполните действия:   20 : ( + ) – ( – ) : 5.
  6. Среднее арифметическое четырёх чисел равно 1,4, а среднее арифметическое трёх других чисел – 1,75. Найдите среднее арифметическое этих семи чисел.

Вариант 2

  1. Найдите значение выражения:  (0,49 : 1,4 – 0,325) ∙ 0,8.
  2. Катер плыл 0,4 ч по течению реки и 0,6 ч против течения, преодолев всего 16,8 км. С какой скоростью плыл катер по течению, если против течения он плыл со скоростью 16 км/ч?
  3. Решите уравнение: 7,2𝑥 – 5,4𝑥 + 0,55 = 1
  4. Ширина прямоугольного параллелепипеда равна 3,6 см, что составляет   его длины, а высота составляет 42 % длины. Вычислите объем параллелепипеда.
  5. Выполните действия:   30 : () + ( – ) : 7.
  6. Среднее арифметическое трёх чисел равно 2,5, а среднее арифметическое двух других чисел – 1,7. Найдите среднее арифметическое этих пяти чисел.

Вариант 1

  1. Найдите значение выражения:  (4,1 – 0,66 : 1,2) ∙ 0,6.
  2. Миша шёл из одного села в другое 0,7 ч по полю и 0,9 ч через лес, пройдя всего 5,31 км. С какой скоростью шёл Миша через лес, если по полю он двигался со скоростью 4,5 км/ч?
  3. Решите уравнение: 9,2𝑥 – 6,8𝑥 + 0,64 = 1
  4. Ширина прямоугольного параллелепипеда равна 4 см, что составляет   его длины, а высота составляет 40 % длины. Вычислите объем параллелепипеда.
  5. Выполните действия:   20 : ( + ) – ( – ) : 5.
  6. Среднее арифметическое четырёх чисел равно 1,4, а среднее арифметическое трёх других чисел – 1,75. Найдите среднее арифметическое этих семи чисел.

Вариант 2

  1. Найдите значение выражения:  (0,49 : 1,4 – 0,325) ∙ 0,8.
  2. Катер плыл 0,4 ч по течению реки и 0,6 ч против течения, преодолев всего 16,8 км. С какой скоростью плыл катер по течению, если против течения он плыл со скоростью 16 км/ч?
  3. Решите уравнение: 7,2𝑥 – 5,4𝑥 + 0,55 = 1
  4. Ширина прямоугольного параллелепипеда равна 3,6 см, что составляет   его длины, а высота составляет 42 % длины. Вычислите объем параллелепипеда.
  5. Выполните действия:   30 : () + ( – ) : 7.
  6. Среднее арифметическое трёх чисел равно 2,5, а среднее арифметическое двух других чисел – 1,7. Найдите среднее арифметическое этих пяти чисел.



Предварительный просмотр:

Входной срез. 6 класс.

Вариант 1.

  1. Найдите значение выражения:

а) 21 ∙ 192 + 11988 : 37

б) 27,2 – 18,91 : (2,48 + 3,72)

в)

  1. В книге 150 страниц. Ученик прочитал    всей книги. Сколько страниц прочитал  ученик?
  2. Выделить целую часть: ;  ;  ; ;
  3. Решите уравнение:

а)

б) 1,2x + 5 = 5,72

в) 5,9y + 2,3y = 27,88

  1. Два поля занимают площадь 79,9 га. Площадь первого поля в 2,4 раза больше второго. Какова площадь каждого поля.
  2. В саду 120 фруктовых деревьев. Из них 50% — яблони, 20% — груши, остальные — вишни. Сколько вишен в саду?

Входной срез. 6 класс.

Вариант 1.

  1. Найдите значение выражения:

а) 21 ∙ 192 + 11988 : 37

б) 27,2 – 18,91 : (2,48 + 3,72)

в)

  1. В книге 150 страниц. Ученик прочитал    всей книги. Сколько страниц прочитал  ученик?
  2. Выделить целую часть: ;  ;  ; ;
  3. Решите уравнение:

а)

б) 1,2x + 5 = 5,72

в) 5,9y + 2,3y = 27,88

  1. Два поля занимают площадь 79,9 га. Площадь первого поля в 2,4 раза больше второго. Какова площадь каждого поля.
  2. В саду 120 фруктовых деревьев. Из них 50% — яблони, 20% — груши, остальные — вишни. Сколько вишен в саду?

Входной срез. 6 класс.

Вариант 2.

  1. Найдите значение выражения:

а) 17 ∙ 214 + 20496 : 48

б) 54,4 – 37,82 : (4,96 + 7,44)

в)  

  1. У Димы 120 марок. Среди них   на тему «Космос». Сколько у Димы марок на тему «Космос»?
  2. Выделить целую часть: ;  ; ;;
  3. Решите уравнение:

а)

б) 1,4x – 0,54 = 0,3

в) 5,9y + 2,3y = 27,88

  1. Доску длиной 215,16 см распилили на две части. Одна часть больше другой в 2,3 раза. Какова длина каждой части?
  2. В книге 240 страниц. Первый рассказ занимает 20% книги, второй — 40%, остальное — третий рассказ. Сколько страниц занимает третий рассказ?

Входной срез. 6 класс.

Вариант 2.

  1. Найдите значение выражения:

а) 17 ∙ 214 + 20496 : 48

б) 54,4 – 37,82 : (4,96 + 7,44)

в)  

  1. У Димы 120 марок. Среди них   на тему «Космос». Сколько у Димы марок на тему «Космос»?
  2. Выделить целую часть: ;  ; ;;
  3. Решите уравнение:

а)

б) 1,4x – 0,54 = 0,3

в) 5,9y + 2,3y = 27,88

  1. Доску длиной 215,16 см распилили на две части. Одна часть больше другой в 2,3 раза. Какова длина каждой части?
  2. В книге 240 страниц. Первый рассказ занимает 20% книги, второй — 40%, остальное — третий рассказ. Сколько страниц занимает третий рассказ?



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по математике

5 класс

Пояснительная записка.

Контрольная работа по математике в 5 классе предназначена для оценки уровня общеобразовательной подготовки по математике обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования по математике (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общегообразования»), в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике.

УМК

Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Цель:

проверить уровень освоения обучающимися образовательной программы по математике для 5 класса за первое полугодие 2016 - 2017 учебного года по темам: «Разнообразный мир линий», «Как записывают и читают натуральные числа», «Числа и точки на прямой», «Вычитание натуральных чисел», «Деление натуральных чисел», «Степень числа», «Как обозначают и сравнивают углы», «Признаки делимости», «Треугольники и четырехугольники», «Задачи на части», «Деление с остатком», «Порядок действий в вычислениях».

Задачи:

- установить соответствие уровня достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями к уровню подготовки обучающихся 5 класса к требованиям ФГОС основного общего образования по математике;

- выяснить индивидуальные затруднения обучающихся по изученным темам;

- выявить типичные пробелы в знаниях обучающихся по изученным темам;

- наметить траекторию повышения качества знаний каждого обучающегося;

- проверить уровень сформированности предметных и метапредметных компетенций.

Содержание контрольно-измерительных материалов.

Тексты заданий в вариантах контрольной работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Распределение заданий варианта проверочной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

№ задания

Тема

Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС)

1

Разнообразный мир линий.

Умение распознавать на чертежах и рисунках замкнутые и незамкнутые линии.

2

Как записывают и читают натуральные числа.

Умение читать и записывать многозначные числа.

3

Числа и точки на прямой.

Умение определять координату отмеченной точки.

4

Вычитание натуральных чисел.

Умение выполнять вычитание натуральные числа.

5

Деление натуральных чисел.

Умение выполнять деление натуральные числа.

6

Степень числа.

Умение вычислять значения степеней.

7

Как обозначают и сравнивают углы.

Умение распознавать на чертежах, рисунках прямые, острые и тупые углы.

8

Признаки делимости.

Умение определять делимость числа на 2, на 10 с помощью соответствующих признаков.

9

Треугольники и четырехугольники.

Умение находить периметр треугольника, периметр квадрата.

10

Задачи на части.

Умение применять способы решения задачи на части.

11

Деление с остатком.

Умение выполнять деление с остатком в ходе решения сюжетных задач и давать содержательную трактовку полученного результата.

12

Порядок действия в вычислениях.

Умение выполнять письменно действия с многозначными числами.

13

Порядок действия в вычислениях.

Умение проводить математические рассуждения.

Структура варианта контрольной работы.

Работа содержит 13 заданий.

В заданиях № 1 – № 9 необходимо записать только ответ.

В заданиях №10 – №13 требуется записать решение и ответ.

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы по математике дается 40 минут.

Критерии оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом.

При проверке работы за каждое из заданий № 1 - № 9 выставляется 1 балл, если ответ правильный и 0 баллов, если ответ неправильный.

За выполнение заданий № 10 – №13, в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, согласно критериям, представленным ниже.

Решения и указания к оцениванию

1 вариант

№ 10. Альбом для рисования дороже карандаша в 10 раз, а вместе они стоят 275 руб. Сколько стоит карандаш?

Решение и указания к оцениванию

Баллы

Решение:

1 часть – стоимость карандаша.

10 частей – стоимость альбома.

10 + 1 = 11 (частей) – стоимость всей покупки.

275 : 11 = 25 (руб.) - стоит карандаш.

Ответ. 25 рублей.

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ

2

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ

1

Не проведены необходимые преобразования и/или рассуждения.

ИЛИ Приведены неверные рассуждения.

ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки

0

Максимальный балл

2

№ 11. В многоэтажном доме с одним подъездом на каждом этаже по 5 квартир. На каком этаже находится квартира № 48?

Решение и указания к оцениванию

Баллы

Решение:

48 : 5 = 9 (ост.3) - на 10 этаже находится квартира № 48 (к неполному частному надо прибавить 1).

Допускается другая последовательность действий, обоснованно приводящая к верному ответу.

Ответ. 10 этаж.

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ

2

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ

1

Не проведены необходимые преобразования и/или рассуждения.

ИЛИ Приведены неверные рассуждения.

ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки

0

Максимальный балл

2

№ 12. Найдите значение выражения 78 • 29 + 6 573 : 313 – 408.

Решение и указания к оцениванию

Баллы

Решение:

1) 78 • 29 = 2 262

2) 6 573 : 313 = 21

3) 2 262 + 21 = 2 283

4) 2 283 – 408 = 1 875

Проведены все необходимые вычисления, получен верный ответ .

2

Проведены все необходимые вычисления, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики вычислений, в результате чего получен неверный ответ

1

Не проведены необходимые вычисления.

ИЛИ Приведены неверные вычисления.

ИЛИ В вычислениях допущено более одной арифметической ошибки

0

Максимальный балл

2

№ 13. Билет на электричку стоит 180 руб. для взрослого и 100 руб. для школьника. На группу из 10 школьников можно приобрести групповой билет за 800 руб. Какую минимальную сумму в рублях должна заплатить при организации загородной поездки группа, состоящая из учителя, двух родителей и 15 школьников?

Решение и указания к оцениванию

Баллы

Решение:

1) 180 • 3 = 540(руб.) – заплатили за взрослых.

15 = 10 + 5

10 школьников - 800 руб.

2) 100 • 5 = 500 (руб.) – заплатили за 5 школьников.

3) 800 + 500 = 1 300 (руб.) – заплатили за 15 школьников.

4) 540 + 1 300 = 1 840 (руб.) – минимальная сумма, которую должна заплатить группа при организации загородной поездки.

Ответ. 1 840 рублей.

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ

2

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего один из ответов неверный.

1

Не проведены необходимые преобразования и/или рассуждения.

ИЛИ Приведены неверные рассуждения.

ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки

0

Максимальный балл

2

2 вариант

№ 10. Кроссовки дороже футбольного мяча в 2 раза, а вместе они стоят 1 650 руб. Сколько стоит футбольный мяч?

Решение и указания к оцениванию

Баллы

Решение:

1 часть – стоимость футбольного мяча.

2 части – стоят кроссовки.

1 + 2 = 3 (части) – стоимость всей покупки.

1 650 : 3 = 550 (руб.) - стоит футбольный мяч.

Ответ. 550 рублей.

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ

2

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ

1

Не проведены необходимые преобразования и/или рассуждения.

ИЛИ Приведены неверные рассуждения.

ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки

0

Максимальный балл

2

№ 11. В доме, в котором живет Дима, один подъезд. На каждом этаже по 8 квартир. Дима живет в квартире №86. На каком этаже живет Дима?

Решение и указания к оцениванию

Баллы

Решение:

86 : 8 = 10 (ост.6) - на 11 этаже живет Дима (к неполному частному надо прибавить 1).

Допускается другая последовательность действий, обоснованно приводящая к верному ответу.

Ответ. 11 этаж.

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ

2

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ

1

Не проведены необходимые преобразования и/или рассуждения.

ИЛИ Приведены неверные рассуждения.

ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки

0

Максимальный балл

2

№ 12. Найдите значение выражения 477 • 85 – 7 784 : 56 + 10 809

Решение и указания к оцениванию

Баллы

Решение:

1) 477 • 85 = 40 545

2) 7 784 : 56 = 139

3) 40 545 – 139 = 40 406

4) 40 406 + 10 809 = 51 215

Проведены все необходимые вычисления, получен верный ответ .

2

Проведены все необходимые вычисления, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики вычислений, в результате чего получен неверный ответ

1

Не проведены необходимые вычисления.

ИЛИ Приведены неверные вычисления.

ИЛИ В вычислениях допущено более одной арифметической ошибки

0

Максимальный балл

2

№ 13. Группа, состоящая из трёх учителей и 16 школьников, решила совершить экскурсионную поездку. Билет на экскурсионный автобус стоит 380 руб. для взрослого и 120 руб. для школьника. На группу из 10 школьников можно приобрести групповой билет за 900 руб. Какую минимальную сумму в рублях должна заплатить группа при организации экскурсионной поездки?

Решение и указания к оцениванию

Баллы

Решение:

1) 380 • 3 = 1 140 (руб.) – заплатили за трёх учителей.

16 = 10 + 6

10 школьников - 900 руб.

2) 120 • 6 = 720 (руб.) – заплатили за 6 школьников.

3) 900 + 720 = 1 620 (руб.) – заплатили за 16 школьников.

4) 1 140 + 1 620 = 2 760 (руб.) – минимальная сумма, которую должна заплатить группа при организации экскурсионной поездки.

Ответ. 2 760 рублей.

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ

2

Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего один из ответов неверный.

1

Не проведены необходимые преобразования и/или рассуждения.

ИЛИ Приведены неверные рассуждения.

ИЛИ В рассуждениях и преобразованиях допущено более одной арифметической ошибки

0

Максимальный балл

2

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 – 5

6 – 9

10 – 13

14 – 17

Максимальный балл за выполнение работы − 17.

Ключи.

1 вариант

Номер

ответа

Правильный ответ.

1

в)

2

в) 4 035

3

4)

4

б)10 839

5

б) 305

6

г) 16

7

а)

8

б) 2 430

9

в) 40 см

10

25 рублей.

11

10 этаж

12

1 875

13

1 840 рублей.

2 вариант

Номер

ответа

Правильный ответ.

1

б)

2

а) 5305

3

2)

4

в)10 467

5

б) 108

6

г) 64

7

в)

8

б) 2 430

9

в) 20 см

10

550 руб.

11

11 этаж

12

51 215

13

2 760 рублей

Контрольная работа за I полугодие

1. Укажите замкнутую линию:https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_1.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_2.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_3.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_4.png

а)     б)    в)    г)

2. Найдите число, в котором 4 тысячи, 3 десятка и 5 единиц:

а) 4305 б) 3450 в) 4035 г) 4350

3. На каком рисунке правильно изображены точки Р (9) и  А(5)?

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_5.png

4. На сколько число 4265 меньше числа 15 104?

а) на 11 161   б) на 10 839    в) на 10 849    г) на 10 939

5. Выберите верное равенство:

а) 8235 : 27 = 35;    б) 8235 : 27 = 305;    в) 8235 : 27 = 3005;    г) другой ответ.

6. Укажите верное равенство.

а) https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_6.png;   б) https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_7.png;   в) https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_8.png;   г) https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_9.png

7. Из данных углов выберите острый угол

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_10.png

8. Выберите число, которое делится на 2

а) 7385    б) 2430    в) 2881    г) 9163

9. Найдите периметр треугольника, две стороны которого равны по 15см, а третья 10см.

а) 25см;     б) 35 см;    в) 40см;    г) 4 м

10. Альбом для рисования дороже карандаша в 10 раз, а вместе они стоят 275 руб. Сколько стоит карандаш?

11. В многоэтажном доме с одним подъездом на каждом этаже по 5 квартир. На каком этаже находится квартира № 48?

12. Найдите значение выражения 78 • 29 + 6 573 : 313 – 408.

13. Билет на электричку стоит 180 руб. для взрослого и 100 руб. для школьника. На группу из 10 школьников можно приобрести групповой билет за 800 руб. Какую минимальную сумму в рублях должна заплатить при организации загородной поездки группа, состоящая из учителя, двух родителей и 15 школьников?

2 вариант

1. Укажите замкнутую линию:https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_11.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_12.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_1.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_2.png

а) б) в) г)

2. Найдите число, в котором 5 тысяч, 3 сотни и 5 единиц:

а) 5305 б) 5350 в) 5035 г) 4350

3. На каком рисунке правильно изображены точки В (8) и С (4)?

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_15.png

4. На сколько число 13 105 больше числа 2638?

а) на 1543 б) на 10 477 в) на 10 467 г) на 11 467

5. Выберите верное равенство:

а) 4860:45=18; б) 4860:45=108; в) 4860:45=1008; г) другой ответ.

6. Укажите верное равенство.

а) https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_16.png; б) https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_17.png; в) https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_18.png; г) https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_19.png.

7. Из данных углов выберите тупой угол

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/08/s_5939b4d349484/644845_10.png

8. Выберите число, которое делится на 10

а) 7385 б) 2430 в) 2881 г) 9163

9. Периметр квадрата со стороной 5 см равен

а) 25 см б) 10 см в) 20 см г) 2 м

10. Кроссовки дороже футбольного мяча в 2 раза, а вместе они стоят 1 650 руб. Сколько стоит футбольный мяч?

11. В доме, в котором живет Дима, один подъезд. На каждом этаже по 8 квартир. Дима живет в квартире №86. На каком этаже живет Дима?

12. Найдите значение : 477 • 85 – 7 784 : 56 + 10 809

13. Группа, состоящая из трёх учителей и 25 школьников, решила совершить экскурсионную поездку. Билет на экскурсионный автобус стоит 380 руб. для взрослого и 120 руб. для школьника. На группу из 10 школьников можно приобрести групповой билет за 900 руб. Какую минимальную сумму в рублях должна заплатить группа при организации экскурсионной поездки?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\AppData\Local\Packages\microsoft.microsoftedge_8wekyb3d8bbwe\AC\#!001\MicrosoftEdge\Cache\7GCJ87RB\k5-v1-466x840[1].jpg



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Тема. Обобщение и систематизация знаний

учащихся за курс 8 класса.

  1. Найдите  углы параллелограмма, если один из них на 26°  больше другого.
  2. Продолжения боковых сторон АВ и СD трапеции АВСD  пересекаются  в точке М.  Меньшее основание  ВС   равно 5 см, ВМ = 6 см, АВ = 12 см. Найдите большее основание трапеции.
  3. Высота АМ треугольника АВС  делит его сторону ВС   на отрезки ВМ и МС. Найдите сторону АС, если АВ= 10√2 см, МС = 24 см, В=45°.
  4. Основания равнобокой трапеции  равны  12 см и 20 см, а диагональ является биссектрисой её тупого угла. Найдите площадь трапеции.
  5. Перпендикуляр, опущенный  из точки окружности на её диаметр, делит его на два отрезка, один из которых на 27 см больше другого. Найдите радиус окружности, если длина данного перпендикуляра равна 18 см.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                           Алгебраические выражения.         7кл.А.01          

Числовое выражение – запись, состоящая из чисел, соединённых, знаками действий.

1,2 · ( - 3) - 9 ÷ 0,5   - числовое выражение.

Алгебраическое выражение – выражение, состоящее из чисел и букв, соединённых знаками действий.

 2 ( m + n ) ; 3a + 2ab – 1 -  aлгебраическое выражение.

Числовое значение алгебраического выражения – число, полученное в результате вычислений после замены в этом выражении букв числами.

  • Найти значение выражения

3a + 2ab -1  

Если a=2 , b= 3,      тогда          3 · 2 + 2 · 2 · 3 – 1 =17

Если a=-1 , b= 5,     тогда          3 ·(-1) + 2· (-1)· 5 – 1 = -14.

Алгебраическая сумма – запись, состоящая из нескольких алгебраических выражений, соединённых знаками « + » и « - ».

Правила раскрытия скобок

  • Если к алгебраическому выражению прибавляется алгебраическая сумма, заключённая в скобки, то скобки можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого этой алгебраической суммы.

14 + ( 7 - 23 + 21 ) = 14 + 7 – 23 + 21

a +( b – c – d ) = a + b – c – d

  • Если из алгебраического выражения вычитается алгебраическая сумма, заключённая в скобки, то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого этой алгебраической суммы на противоположный.

14 – (7 - 23 + 21 ) = 14 – 7 + 23 – 21

a - ( b – c – d ) = a -  b + c +d

   Уравнение с одним неизвестным              7 кл.А.02

Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением.

Выражение, стоящее слева от знака равенства, называется левой частью уравнения, а выражение, стоящее справа  от знака равенства, называется правой  частью уравнения.

Каждое слагаемое левой или правой части уравнения называется членом уравнения.

Корнем уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство.

Уравнение может иметь бесконечно много корней.

Уравнение может и  не иметь корней.

9 х -23 = 5х- 11

9х-5х=23-11

   4х=12│÷4

                            х=3             Ответ.х=3

  • Любой член уравнения можно перенести из одно части в другую, изменив его знак на противоположный.
  • Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно ито же число, не равное нулю.

Алгоритм решения уравнения:

  • Переносят члены, содержащие неизвестное, в левую часть, а члены, не содержащие неизвестного, в правую часть.
  • Приводят подобные слагаемые.
  • Делят обе части уравнения на коэффициент при неизвестном, если он не равен нулю.

Алгоритм решения задач с помощью  уравнения:

  • Составить уравнение по условию задачи.
  • Решить полученное уравнение.

                             Свойства степеней                     7 кл. А.03

Степенью числа  а с натуральным показателем n , большим 1, называется произведение  n  множителей, каждый из которых равен а :

=а·а·а·а·…·а                  

  n   раз

        а – основание степени, n-показатель степени

  1. При умножении  степеней с одинаковыми  основаниями  основание остаётся прежним, а показатели складываются.

  1. При делении степеней с одинаковыми  основаниями  основание остаётся прежним, а показатели вычитаются.

  1. При возведении степени в степень основание остаётся прежним, а показатели степеней перемножаются.

)m=

  1. При возведении в степень произведения в эту степень возводится каждый множитель.

  1. При возведении в степень дроби в эту степень возводится числитель и знаменатель.

,   где b

                Одночлены и многочлены              7 кл. А.04

Произведение числовых и буквенных множителей называют одночленом.

abc, (-4)a3ab, 2,5xу – одночлены.

Одночлены, которые содержат только один числовой множитель, стоящий на первом месте, и степени с различными буквенными основаниями, называют одночленами стандартного вида.

3,5 abc,  -5ху3 - одночленами стандартного вида.

Многочленом называется алгебраическая сумма нескольких одночленов.

Приведением подобных слагаемых называют упрощение многочлена, при котором алгебраическая сумма подобных одночленов заменяется одним одночленом.

Результаты действий с одночленами и многочленами

Действие

Результат

Одночлен

Одночлен

Многочлен

Одночлен

·

Одночлен

Одночлен

Одночлен

Многочлен

Многочлен

Одночлен

·

Многочлен

Многочлен

Многочлен

Многочлен

Многочлен

Многочлен

·

Многочлен

Многочлен

        Разложение многочленов на множители     7 кл. А.05

Если все члены многочлена содержат  общий множитель, то этот множитель можно вынести за скобки.

Чтобы разложить многочлен на множители вынесением общего множителя за скобки, нужно:

  • Найти общий множитель.
  • Вынести его за скобки.

Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно:

  • Объединить члены многочлена в такие группы, которые имеют общий множитель в виде многочлена.
  • Вынести этот общий множитель за скобки

Формулы сокращённого умножения

  • Формула разность квадратов

( a – b )(a + b ) = a2 – b2

  • Формула квадрата суммы

(a + b )2 = a2 + 2ab + b2

  • Формула квадрата разности

(a - b )2 = a2 - 2ab + b2

  • Формула куба суммы

( a + b)3=a3 + 3 a2 b + 3 a b2 + b3 

  • Формула куба разности

( a - b)3=a3 -  3 a2 b + 3 a b2 -  b3 

  • Формула суммы кубов

a3 + b3 = ( a + b )(a2 – ab + b2 )

  • Формула разности кубов

a3 - b3 = ( a - b )(a2 + ab + b2 )

                             Алгебраические дроби                 7 кл.А.06  

Выражение         называют алгебраической дробью.      

Чтобы сократить алгебраическую дробь, нужно числитель и знаменатель разделить на их общий множитель.

Для приведения алгебраических  дробей к общему знаменателю нужно:

  • Найти общий знаменатель данных дробей.
  • Для каждой дроби найти дополнительный множитель .
  • Умножить числитель каждой дроби на её дополнительный множитель.
  • Записать каждую дробь с найденным числителем и общим знаменателем.

Для сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями нужно:

  • Найти общий знаменатель дробей.
  • Привести дроби к общему знаменателю.
  • Сложить или вычесть полученные дроби.
  • Упростить результат, если возможно.

Умножение и деление алгебраических дробей выполняется по тем же правилам, что и умножение, и деление обыкновенных дробей:

                 

       Линейная функция и её график             7 кл.А.07

                 у

        ось  ОХ – ось  абсцисс        Прямоуголь-

           0            х            ось ОУ – ось ординат        ная система

  1. О – начало координат             координат

                               О1 –единичный отрезок

Линейной функцией  называется функция вида у = kx + b, где  k и b – заданные числа.

Графиком линейной функции  у = kx + b является прямая.

Для построения графика функции  у = kx + b достаточно построить две точки этого графика.

у = 2 х + 3                                                 у = 2 х

х

-1

2

    у

1

5

х

-1

2

у

-2

4

        


                                 у                          

                                                   у = 2 х + 3                                                

                                          у = 2 х

  1. х

График функции  у = kx + b получается сдвигом графика функции у = kx на b единиц вдоль оси ординат.

Графиками функций у = kx и у = kx + b являются параллельные прямые.

                               Системы двух уравнений           7кл.А.08

с двумя неизвестными

х  +  у  = 10      

х – у = 4     - система двух уравнений с двумя неизвестными

Решением системы двух уравнений с двумя неизвестными называют такую пару чисел х и у , которые при подстановке в эту систему обращают каждое её уравнение в верное равенство.

Решить систему уравнений  - это значит найти все её решения или установить , что их нет.

Чтобы решить систему  двух уравнений с двумя неизвестными способом  подстановки, нужно:

  • из одного уравнения системы ( всё равно из какой)  выразить одно неизвестное через другое, например у через х.
  • полученное выражение подставить в другое уравнение системы, получится одно уравнение с одним неизвестным  х.
  • решить это уравнение, найти значение х.
  • подставив найденное значение  х  в выражение для  у, найти значение  у.

Чтобы решить систему  двух уравнений с двумя неизвестными способом  алгебраического сложения, нужно:

  • уравнять модули коэффициентов при одном из неизвестных.
  • Складывая и вычитая полученные уравнения, найти одно неизвестное.
  • Подставляя найденное значение в одно из уравнений исходной системы, найти второе неизвестное.

Чтобы решить систему  двух уравнений с двумя неизвестными  графическим способом, нужно:

  • Построить графики каждого из уравнений системы.
  • Найти координаты точки пересечения построенных прямых (если они пересекаются)

На плоскости возможны три случая взаимного расположения двух прямых- графиков уравнений системы.

  • Прямые пересекаются ,т .е. имеют одну общую точку. Система  уравнений имеет единственное решение.
  • Прямые параллельны, т.е.не имеют общих точек. Система  уравнений не имеет решений.
  • Прямые совпадают. Система  уравнений имеет бесконечно много  решений.

Алгебра

         7 класс

  1. Алгебраические  выражения.
  2. Уравнения с одним неизвестным.
  3. Свойства степеней.
  4. Одночлены и многочлены.
  5. Разложение многочленов на   множители.
  6. Алгебраические дроби.
  7. Линейная функция и её график.
  8.      Системы двух уравнений с  двумя неизвестными.



Предварительный просмотр:

 

                      Делители и кратные                            6кл.М.01

Делителем натурального числа  а называется натуральное число, на которое  а делится без остатка.

Кратным натурального числа а называют натуральное число , которое делится без остатка на  а.

Любое натуральное число имеет бесконечно много кратных.

Признаки делимости

Если запись натурального числа оканчивается цифрой  0, то это число делится без остатка на  10.

Если запись натурального числа оканчивается цифрой  0 или 5, то это число делится без остатка на  5.

Если запись натурального числа оканчивается   чётной цифрой, то   это число делится без остатка на  2.

Если сумма цифр числа делится на  9, то и число делится на 9.

Если сумма цифр числа делится на  3, то и число делится на 3

                              НОД и НОК                                         6кл.М.02

Натуральное число называют простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само это число.

Натуральное число называют составным, если оно имеет более двух делителей.

Наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа a и b , называют наибольшим общим делителем этих чисел. НОД(24;36)=12

Натуральные числа называют взаимно простыми, если наибольший общий делитель равен 1.

Чтобы найти НОД нескольких натуральных чисел , надо:

  • Разложить их на простые множители;
  • Из множителей , входящих в разложение одного из этих чисел, вычеркнуть те, которые не входят в разложение других чисел;
  • Найти произведение оставшихся множителей

Наименьшим общим кратным натуральных чисел  a   и  b называют наименьшее натуральное число, которое кратно и a, и  b.

Чтобы найти наименьшее общее кратное нескольких  натуральных чисел  , надо:

  • Разложить их на простые множители;
  • Выписать множители, входящие в разложение остальных чисел
  • Добавить к ним недостающие множители из разложений остальных чисел
  • Найти произведение получившихся множителей

НОД(24;36)= 2·2·3=12                                   НОК(24;36)=2·2·2·3·3=72                            

24  2        36  2                                        24  2                 36  2

12  2             18   2                                       12  2             18   2        

  6  2               9   3                                        6  2               9   3

  3   3              3   3                                        3   3              3   3                                        

  1                  1                                             1                     1    

                 Сложение и вычитание дробей              6кл.М.03  

                      с разными знаменателями      

           

Чтобы сравнить(сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями, надо:

  • Привести  данные дроби к наименьшему общему знаменателю;
  • Сравнить (сложить, вычесть) полученные дроби

+                               -  

Чтобы сложить смешанные числа , надо:

  • Привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю;
  • Отдельно выполнить сложение целых частей и отдельно – дробных частей. Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, выделить целую часть из этой дроби и прибавить её к полученной целой части

Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, надо:

  • Привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю; если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, превратить её в неправильную дробь, уменьшив на единицу целую часть;
  • Отдельно выполнить вычитание целых частей и отдельно дробных частей

                         Умножение и деление                 6 кл.М.04

обыкновенных дробей

Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.

                                          =

Чтобы  умножить дробь на дробь, надо:

  • Найти произведение числителей и знаменателей этих дробей;
  • Первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.

Для того чтобы выполнить умножение смешанных чисел, надо их записать в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей.

Чтобы найти дробь от числа , нужно умножить число на эту дробь.

Чтобы умножить смешанное число на натуральное число, можно:

  • Умножить целую часть на натуральное число
  • Умножить дробную часть на это натуральное число
  • Сложить полученные результаты

Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.

Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.

Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на эту дробь.

Частное двух чисел или выражений, в котором знак деления обозначен чертой, называют дробным выражением.

                             Отношения и пропорции            6 кл.М.05

Частное двух чисел называют отношением этих чисел.

Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

Равенство двух отношений называют пропорцией.

         a÷b=c÷d

а и d    - крайние члены пропорции,    c и b- средние члены пропорции

В  верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.

            a·d=b·c

Если  произведение крайних членов пропорции равно произведению среднтх членов, то пропорция верна.

Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, надо произведение средних членов разделить на известный крайний член пропорции.

                                                 a=

Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, надо произведение крайних членов пропорции разделить на известный средний член пропорции

                           d=

Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.

Две величины называют обратно  пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз.

                                          Масштаб                    6 кл.М.06

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.

                   М=

Длина окружности. Площадь круга.

        C=2πr                S =      

                                      C – длина окружности,  r – радиус окружности

        S – площадь круга

Шар

                        

                                                             r- радиус шара

                    d – диаметр шара

   Положительные и отрицательные числа       6 кл.М.07

Числа со знаком + называют положительными.

Числа со знаком  - называют отрицательными.

Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами.

Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами.

Модуль числа

Модулем числа  а называют расстояние ( в единичных отрезках) от начала координат до точки А (а).

        5        4

                 -5                       0                   4                     х

                  а, если  а  ≥ 0

    │а│=    

                    -а, если  а < 0          

                                 

        │0│=0        

   │4│=4                                            

   │-5│=5  

                                      Сложение и вычитание             6 кл.М.08

положительных и отрицательных чисел

Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:

  • Сложить их модули;
  • Поставить перед полученным числом знак  - .

-8,7+ (-3,5)= - ( 8,7 + 3,5 ) = - 12,2

-2

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:

  • Из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
  • Поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.

6,1 + ( -4,2 ) = + (6,1 – 4,2 ) = 1,9

- 8

Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому:  a-b=a+(-b)

18 – 14 =- 18 + ( - 14) = - ( 18 + 14 )= - 32

Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты  его правого конца вычесть координату его левого конца.

                         Умножение и деление                      6 кл.М.09

положительных и отрицательных чисел

Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак  - .

( - 1,2 ) · 0,3 = - ( 1,2 · 0,3 ) = - 0,36

1,2 · ( - 0,3 ) = - ( 1,2 · 0,3 ) = - 0,36

Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули.

( - 3,2 ) · ( - 9 ) = │ - 3,2 │· │ - 9 │= 3,2 · 9 = 28,8

Или ( - 3,2 ) · ( - 9 ) = 3,2 · 9 = 28,8

Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо разделить модуль делимого на модуль делителя.

( - 12 ) ÷ ( - 4 ) =│-12│ ÷ │ -4│ = 3

Или ( - 12 ) ÷ ( - 4 ) =12 ÷ 4 = 3

При делении чисел с разными знаками, надо:

  • Разделить модуль делимого на модуль делителя;
  • Поставить перед полученным числом знак - .

3,6  ÷ ( - 3 ) = - ( 3,6 ÷ 3 ) = - 1,2

( -

Делить на нуль нельзя!

                            Рациональные числа                6кл.М.10

Число, которое можно записать в виде отношения   , где  a- целое число, а  n – натуральное число, называют рациональным числом.

Любое целое число а является рациональным числом, т.к. его можно записать в виде   .

-3 =       0=

Сумма, разность и произведение рациональных чисел тоже рациональное число.

Если делитель отличен от нуля, то частное двух рациональных чисел тоже рациональное число.

Свойства действий с рациональными числами

  • Переместительное свойство сложения

a + b = b + a

  • Сочетательное свойство сложения

a + ( b + c ) = ( a + b ) + c

  • Прибавление нуля не изменяет числа

 а + 0 = а

  • Сумма противоположных чисел равна нулю

а + ( - а ) = 0

  • Переместительное свойство умножения

ab = ba

  • Сочетательное свойство умножения

a  ( b  c ) = ( a b ) c

  • Распределительное свойство умножения относительно сложения

( a + b ) c = ac + bc

  • a · 1=a,                        a · 1,  если а≠0,                а · 0 = 0  

                              Раскрытие скобок                   6 кл.М.11

Если перед скобками стоит знак  + , то можно опустить скобки и этот знак +, сохранив знаки слагаемых, стоящих в скобках. Если первое слагаемое в скобках записано без знака, то его надо записать со знаком  + .

a + ( b + c ) = a + b + c               a + ( - b + c ) = a – b + c

Чтобы записать сумму, противоположную сумме нескольких слагаемых, надо изменить знаки данных слагаемых.

- ( a + b ) = - a – b

Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак  -  , надо заменить этот знак на  +  , поменяв знаки всех слагаемых в скобках на противоположные. А потом раскрыть скобки.

Коэффициент

Если выражение является произведением числа и одной или нескольких букв, то это число называют числовым коэффициентом ( или просто коэффициентом)

0,3а · ( - 0,7 b) = - 0,21 ab

Подобные слагаемые

Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть, называют подобными слагаемыми.

Чтобы сложить (или говорят: привести) подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть.

- 9х + 7х - 5х + 2х = ( -9 +7 -5 +2)х= - 5х

Решение уравнения

Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом знак.

                         Перпендикулярные прямые        6 кл.М.12

Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называются перпендикулярными.

А        С

        АВ         СД

        О

        В

Д

Отрезки или лучи , лежащие на перпендикулярных прямых, называют перпендикулярными отрезками или лучами.

Параллельные прямые

Две не пересекающиеся прямые на плоскости называют параллельными.

        В

А                                    АВ │  СД          

С        Д

Если две прямые в плоскости перпендикулярны третьей прямой, то они параллельны.

        c                a        c,  b          c         a││b

а

b

через каждую точку плоскости, не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной прямой.

Математика

6 класс

  1. Делители и кратные . Признаки делимости 
  2. НОД и НОК  
  3. Сложение и вычитание дробей    с разными знаменателями      
  4. Умножение и деление    обыкновенных дробей
  5. Отношения и пропорции      
  6. Длина окружности. Площадь круга.
  7. Положительные и отрицательные числа. Модуль числа      

  1. Сложение и вычитание   положительных и отрицательных чисел
  2. Умножение и деление     положительных и отрицательных чисел
  3. Рациональные числа                    
  4. Раскрытие скобок.         Подобные слагаемые
  5. Перпендикулярные прямые.        Параллельные прямые


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательская работа « Хитрые приёмы быстрого устного счёта» Дмитриенок Д. Афонинская СШ

Слайд 2

Гипотеза : Если я изучу приёмы быстрого устного счёта и научусь их применять на практике, то я смогу экономить время на выполнение задач и примеров, как на уроке, так и в жизни. А время – это деньги! Цель: изучить приемы быстрого устного счёта и научиться применять их на практике (в жизни). Задачи исследовательской работы: Изучить историю быстрого устного счёта. Выяснить, знают ли мои одноклассники приёмы быстрого устного счёта и пользуются ли ими. Исследовать литературу, в которой встречаются приёмы быстрого устного счета, и изучить их. Составить памятку и тренажёр «Практическое применение хитрых приёмов быстрого устного счёта в жизни» Проблемы: Можно ли научиться считать в уме? Если да, то с помощью, каких приёмов? Могу ли я научиться считать в уме быстро и легко?

Слайд 3

Новая проблема: применим ли приём умножения двузначных натуральных чисел на 11,111, 1.111 и т.д. для многозначных чисел? И соответственно ещё одна гипотеза: если данный приём умножения двузначных натуральных чисел на 11,111, 1.111 и т.д. применим для многозначных чисел, то можно вывести формулы, обобщающие данный приём. Соответственно новая цель: исследовать приём умножения многозначных чисел на 11,111,1.111 и 11.111 и т.д. и обобщить данный приём с помощью формул.

Слайд 5

« Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского».Николай Петрович Богданов-Бельский

Слайд 6

Анкетирование 5 б класса «Приемы устного счета» 1.Умеешь ли ты быстро и правильно считать в уме? (да, нет, сомневаюсь) 2. Используешь ли ты калькулятор? (да, нет, сомневаюсь) 3. Знаешь ли ты приёмы быстрого счёта? (да, нет, сомневаюсь) 4. Хотел(а) бы ты узнать больше приёмов быстрого счёта? (да, нет, сомневаюсь) 5. Как ты думаешь, пригодятся ли тебе приёмы быстрого счёта в жизни, если да, то где? (да, нет, сомневаюсь)

Слайд 7

1. Универсальный приём сложения и вычитания Поразрядное сложение и вычитание натуральных чисел. Например, 235+453=(200+400)+(30+50)+(5+3)=600+80+8=688. 686-453=(600-400)+(80-50)+(6-3)=200+30+3=233 Или, в зависимости от ситуации, сложение или вычитание путем округления чисел . Например, 239+49 = (240 + 50) – 1 - 1 =288 239 – 78 = (240 – 80) = 160 – 1 – 2 = 157

Слайд 8

Таблица умножения на пальцах Для начала положим свои руки на стол и мысленно пронумеруем пальчики слева направо от 1 до 10. Чтобы выполнить действие умножения, допустим 9 х 3 = ? , загибаем третий слева пальчик. Всё! Ответ готов: оставшиеся не загнутыми пальчики слева образуют количество десятков в ответе, а не загнутые справа — количество единиц. Считаем, и говорим ответ: 27!

Слайд 9

Процент за обслуживание (или подсчет чаевых). Обычно в кафе, ресторанах и заведениях общего питания помимо стоимости самих блюд, принято брать с клиентов процент за обслуживание (или оставлять чаевые). В основном это 5, 10 или 15%, в разных кафе по-разному. Во второй главе я рассматривал такой прием, как умножение натурального числа на 0,05; 0,1; 0,15. Это и есть чаевые. Например, 5% от 500 руб., (500:10):2= 25 руб., т.е. сумму заказа делим на 10 и берем половину получившегося результата. или 10% от 500 руб.,500:10 = 50 руб. , т.е. сумму заказа делим на 10 или 15% от 500 руб., (500:10)+25=75 руб. , т.е. сумму заказа делим на 10 и добавляем к получившемуся результату еще половинку от него.

Слайд 10

Умножение натурального двузначного числа на 11,111,1.111 и т.д. Заключается он в том, чтобы на первом месте записать единицу десяток начального числа , на втором месте, месте десяток данном случае, записать сумму единиц десяток и единиц исходного числа и на последнем, месте, месте единиц записать количество единиц исходного числа. Например, 27* 11 = 2( 2+7) 7 = 297 35* 11 = 3(3+5)5 = 385 Если сумма больше 10, то количество сотен увеличится на 1. Например, 48 * 11 = 4(4+8)8 = 528

Слайд 11

ЗАДАЧА: Гусеница может съесть 35 листьев за сутки. Сколько листьев могут съесть 11 гусениц за это же время?

Слайд 12

И тогда, мне стало интересно, а выполняется ли этот прием при умножении на трехзначное натуральное число? Для этого я взял произвольное трехзначное число и попробовал применить прием быстрого умножения №8 на свой пример: 342* 11 = 3(3+4)(4+2)2 = 3762 получил результат и проверил его столбиком. Сошлось! Я решил, проверить еще на одном примере 578 *11 = 5 (5+7)(7+8)8 = 5(12)(15)8 = 6358, проверил, сошлось! А что же делать при умножении трехзначного числа на 111? Я взял абсолютно произвольное трехзначное число из головы 342*111 и решил его столбиком, получил ответ 342*111 = 37962. И снова увидел зависимость 342*111 = 3(3+4)(3+4+2)(4+2)2. 342*1.111 = 342*11.111 =.........

Слайд 13

Выводы При умножении многозначного натурального числа на 11 установлена следующая математическая связь: * n * n -1 * n -2 …..* 1 ×11= * n (* n +* n -1 )(* n -1 +* n -2 )……* 1 , где * - это различные цифры от 0 до 9,которые могут повторяться, а n – наивысший разряд, 1 – естественно, это разряд единиц. Причем, я заметил, очень интересную вещь, 11 состоит из двух цифр, оно двузначное и в каждой скобке используются поочередно два слагаемых. А количество сумм зависит от разряда числа, оно всегда будет на единицу меньше. Если сумма цифр в конкретной скобке исходного натурального числа больше десяти, то ближайший вышестоящий разряд увеличивается на единицу. Например, 12312*11 = 1(1+2)(2+3)(3+1)(1+2)2 = 135.432.

Слайд 14

Выводы При умножении многозначного натурального числа на 111 установлена следующая математическая связь: * n * n -1 * n -2 * n -3 ***…* 3 * 2 * 1 ×111=* n (* n +* n -1 )(* n +* n -1 +* n -2 )(* n -1 +* n -2 +* n 3 )…(* 3 +* 2 +* 1 ) (* 2 +* 1 )* 1 , где * - это различные цифры от 0 до 9,которые могут повторяться, а n – наивысший разряд, n -1 – предыдущий, после наивысшего т.д.. 1 – естественно, это разряд единиц; 2 – разряд десяток, 3- разряд сотен и т.д. (Исключение: умножение на двузначное число). 111 – трехзначное число, поэтому в скобках, кроме первой и последней, используется уже поочередно три слагаемых. Собственно, почему здесь и исключение двузначное число, потому что оно состоит только из двух цифр и трех слагаемых здесь быть не может, и в этом случае мы остановимся только на двух слагаемых в скобках. А количество сумм зависит от разряда числа, оно всегда будет равно разряду числа. Если сумма цифр в конкретной скобке исходного натурального числа больше десяти, то ближайший вышестоящий разряд увеличивается на единицу. Например, 12312*111 = 1(1+2)(1+2+3)(2+3+1)(3+1+2)(1+2)2 = 1.366.632

Слайд 15

Выводы При умножении многозначного натурального числа на 1.111 установлена следующая математическая связь: * n * n -1 * n -2 * n -3 * n -4 **…* 4 * 3 * 2 * 1 ×1.111=* n (* n +* n -1 )(* n +* n -1 +* n -2 )(* n +* n -1 +* n -2 +* n -3 )(* n -1 +* n -2 +* n -3 +* n -4 )…..(* 4 +* 3 +* 2 +* 1 ) (* 3 +* 2 +* 1 ) (* 2 +* 1 )* 1 , где * - это различные цифрыот 0 до 9,которые могут повторяться, а n – наивысший разряд, n -1 – предыдущий, после наивысшего т.д.. 1 – естественно, это разряд единиц; 2 – разряд десяток, 3- разряд сотен и т.д. (Исключение: умножение на двузначное число, трехзначное число). 1.111 – четырехзначное число, поэтому в скобках, кроме первой, второй, последней и предпоследней скобки, используется уже поочередно четыре слагаемых. Собственно, почему здесь и исключение двузначное трехзначное число, потому что оно состоит только из двух и трех цифр и четырех слагаемых здесь быть не может, и в этом случае мы остановимся только на двух и трех слагаемых в скобках, в зависимости от множителя, трехзначное или двузначное оно. А количество сумм зависит от разряда числа, оно всегда будет на одну больше, чем разряд исходного числа. Если сумма цифр в конкретной скобке исходного натурального числа больше десяти, то ближайший вышестоящий разряд увеличивается на единицу. Например, 12312*1.111=1(1+2)(1+2+3)(1+2+3+1)(2+3+1+2)(3+1+2)(1+2)2= 13678632

Слайд 16

Выводы При умножении многозначного натурального числа на 11.111 установлена следующая математическая связь: * n * n -1 * n -2 * n -3 * n -4 * n -5 *…* 5 * 4 * 3 * 2 * 1 ×11.111=* n (* n +* n -1 )(* n +* n -1 +* n -2 )(* n +* n -1 +* n -2 +* n -3 )(* n +* n -1 +* n -2 +* n -3 +* n -4 )(* n -1 +* n -2 +* n -3 +* n -4 +* n -5 )…..(* 5 +* 4 +* 3 +* 2 +* 1 )(* 4 +* 3 +* 2 +* 1 )(* 3 +* 2 +* 1 ) (* 2 +* 1 )* 1 , где * - это различные цифры от 0 до 9,которые могут повторяться, а n – наивысший разряд, n -1 – предыдущий, после наивысшего т.д.. 1 – естественно, это разряд единиц; 2 – разряд десяток, 3- разряд сотен и т.д. (Исключение: умножение на двузначное, трехзначное, четырехзначное число). 11.111 – пятизначное число, поэтому в скобках, кроме первой, второй, третьей, последней и предпоследней и предпредпоследней скобки, используется уже поочередно пять слагаемых. Собственно, почему здесь и исключение двузначное, трехзначное, четырехзначное число, потому что оно состоит только из двух, трех, четыре цифр и пять слагаемых здесь быть не может, и в этом случае мы остановимся только на двух, трех и четырех слагаемых в скобках, в зависимости от множителя, трехзначное, двузначное или четырехзначное оно. А количество сумм зависит от разряда числа, оно всегда будет на две больше, чем разряд исходного числа. Если сумма цифр в конкретной скобке исходного натурального числа больше десяти, то ближайший вышестоящий разряд увеличивается на единицу. Например, 12312*11.111 = 1(1+2)(1+2+3)(1+2+3+1)(1+2+3+1+2)(2+3+1+2)(3+1+2)(1+2)2 = 136798632

Слайд 17

Выводы При умножении многозначного натурального числа на 11,111,1.111, 11.111 и т.д. установлена следующая математическая связь: * n * n -1 * n -2 * n -3 * n -4 * n -5 *…* 5 * 4 * 3 * 2 * 1 × 1…1 (кол-во m ) = * n (* n +* n -1 )(* n +* n -1 +* n -2 )(* n +* n -1 +* n -2 +* n -3 )(* n +* n -1 +* n -2 +* n -3 +* n -4 )(* n -1 +* n -2 +* n -3 +* n -4 +* n -5 )…..(* 5 +* 4 +* 3 +* 2 +* 1 )(* 4 +* 3 +* 2 +* 1 )(* 3 +* 2 +* 1 ) (* 2 +* 1 )* 1 , где * - это различные цифры от 0 до 9,которые могут повторяться, а n – наивысший разряд 1-ого множителя, n -1 – предыдущий, после наивысшего т.д.. 1 – естественно, это разряд единиц; 2 – разряд десяток, 3- разряд сотен и т.д.; а m – это кол-во единиц во втором множителе. Если сумма цифр в конкретной скобке исходного натурального числа больше десяти, то ближайший вышестоящий разряд увеличивается на единицу. Примечание: 1.Если n < m , то сумма с наибольшим количеством слагаемых будет повторяться на ( m - n ) раз (в середине числа-результата). 2.Если n > m , то в середине числа-результата будут перебираться все суммы из m слагаемых 1-ого исходного множителя. 3.Если n = m , то это идеальное состояние, когда суммы поочередно увеличиваются на одно слагаемое до тех пор, пока не будет суммы m слагаемых из цифр 1-ого множителя и далее в обратную сторону на убывание с конца. Например : 1. 12*111 = 1(1+2)(1+2)2 = 1332 2. 123*11 = 1(1+2)(2+3)3 = 1353 3. 123*111 = 1(1+2)(1+2+3)(2+3)3=13653

Слайд 18

Выводы Попробую обобщить все мои выводы в одну схему: 123123*11 = 1(1+2)(2+3)(3+1)(1+2)(2+3)3 123123*111= 1(1+2 )(1+2+3)(2+3+1)(3+1+2)(1+2+3) (2+3)3 123123*1.111= 1(1+2)(1+2+3) (1+2+3+1)(2+3+1+2)(3+1+2+3) (1+2+3)(2+3)3 123123*11.111= 1(1+2)(1+2+3)(1+2+3+1) (1+2+3+1+2)(2+3+1+2+3) (3+1+2+3)(1+2+3)(2+3)3 и т.д. При умножении одного и того же многозначного натурального числа на 11, 111, 1.111, 1.111 и т.д. поочередно, получаем, что каждое последующее произведение отличается от предыдущего на множители, в «середине» результата, содержащие суммы, которые больше предыдущего на 1 слагаемое. 123123*11 = 1.354.353 123123*111 = 13 .666.6 53 123123*1.111 = 136 .789. 653 123123*11.111= 1.368 .01 9.653 Даже если посмотреть на получившиеся результаты, то эта связь тоже очень хорошо просматривается.

Слайд 19

Интересный факт: Если мы с вами внимательно посмотрим на умножение столбиком натуральных многозначных чисел на 11,111,1.111 и 11.111, то увидим откуда появился данный устный приём умножения многозначных чисел на 11,111,1.111 и 11.111.

Слайд 20

Заключение Для того, чтобы в совершенстве овладеть приёмами быстрого устного счёта, необходимо долгое время упражняться на бумаге с карандашом или ручкой в руке, и только после этого, как я считаю, можно в полном объеме овладеть тем или иным приемом быстрого устного счёта и пользоваться им в уме! Моя работа поистине оказалась исследовательской, поскольку я самостоятельно исследовал приём умножения многозначных чисел на 11, 111, 1.111, 11.111 и т.д., вывел формулы и установил зависимости, сам того, не ожидая! Этот приём я тоже включил в памятку, как один из самых интересных и увлекательных. Для меня это стало большим открытием. Я получил огромное самоудовлетворение и удовольствие от проделанной исследовательской работы. Считаю, что все цели данной учебно-исследовательской работы достигнуты! Вы спросите, почему я назвал свои приёмы хитрыми? Как и в любой смекалке, хитрость заключается в самом простом и незаметном. В том, что за занавеской привычного и обыденного, мы не замечаем самого простого и в то же время гениального!

Слайд 21

Спасибо за внимание!