Этапы безопасности
Этапы организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-etapy_bezopasnosti.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска "Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития
воспитанников".
«Этапы организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольника.»
Подготовила: Капустина Татьяна Валерьевна
1.слайд .
1.Введение.
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь - обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются.
Главная наша задача в организации жизнедеятельности детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья.
2 слайд
2.Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Ведь все, чему учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, и на практике.
3 слайд
3. ФГОС ДОУ предполагает, что работа в этом направлении должна выглядеть как стройная система, обеспечивающая систематичность и последовательность, и решать следующие задачи, обозначенные в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» в разделе «Формирование основ безопасности»:
И главная цель работы - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Она реализуется путем решения нескольких задач:
- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства информационно-коммуникативные технологии, с их помощью воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:
- обучающие
- развивающие
- воспитательные
4 слайд
4.Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе подразделяется на этапы:
Первый этап - это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе., есть ли у них личный опыт на который в дальнейшем может опереться воспитатель:
В ходе исследования была выдвинута цель – которая заключается в формировании основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста , путем эффективного соблюдения следующих условий:
создание предметно - развивающей среды (мини среды);
включение детей в серию игр, занятий и упражнений .(мал.подв.игр,под.игр.)
В связи с целью были определены задачи исследования:
изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
выявить содержание формирования безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста;
выявить уровень сформированности безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста;
разработать и экспериментально проверить эффективность условий основ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
В своей работе были использованы такие эффективные формы взаимодействия с детьми, как:
Занятия:
«Открытое окно, балкон как источник опасности», «Загрязнение окружающей среды»,
«Если «чужой» приходит в дом».
Эпизодические беседы:
«Как вызвать полицию»,
«Если ты один дома»,
«Растения лекарственные и ядовитые» и т.д.
Игровые тренинги:
«Предметы бывают разные – опасные и безопасные»,
«Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми»,
«Ягоды, грибы» и т.д.
В часы утреннего приёма мы проводим «минутки безопасности»; Показ коротких серий мультфильма
«Аркадий Паровозов»,
«Фиксики» и т.д.
По окончании просмотра обязательно проговариваем, проигрываем эти ситуации.
Например:
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям? и т.д), имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»,).
В ходе утренних и вечерних прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения, осуществления различных видов деятельности. При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной деятельности в разные сезоны года
Ознакомление с художественной литературой: - литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения:
-сказки:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Кот, петух и лиса»,
«Красная Шапочка»,
-рассказы:
«Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака,
Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»;
С. Михалков «Дядя Степа»;
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка».
Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;
Г. Остер «Вредные советы»; «Семеро Козлят и серый волк», «Белоснежка» др.
Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «… большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Например, Красная Шапочка пошла через лес, и не задумалась о незнакомых людях. Семеро Козлят открыли двери постороннему.
- Что могло произойти с Красной Шапочкой?
- Знали ли Козлята, что с ними случится, когда они откроют двери волку?
- Вы бы стали пускать в дом незнакомых людей?
Поэтому в своей работе, на примере литературных персонажей, анализируем их поведение и поступки, решаем, как бы сами поступили в данной ситуации. Мотивируем детей на развитие дискуссии, искусственно создаём препятствия стимулирующие развитие ситуации.
Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала.
Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы:
«Уроки тетушки Совы»,
«Уроки Аркадия Паровозова»,
«Барбоскины»
«Лунтик» и др.
Заучивание правил безопасного поведения
Театрализованные представления.
Личный пример взрослых и т.д.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно - развивающию среду в группе.
В нее входят;
Уголок безопасности, который содержит материалы:
- щит безопасности
с различными видами розеток, включателей, замков;
- Макет улицы с дорожными знаками,разметкой для транспорта и пешеходов,светофор;
- Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Водители и пешеходы»,»Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощ», «МЧС» и т.д.
- План – схема микрарайона,в котором находится детский сад,с отметкой опасных участков,мест,благоприятных для игр;
- Плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «………
Для работы с семьями детей разработаны родительские собрания, консультации, практикумы которые, будут формировать у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.
Так же в ……..
- Второй этап- это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний;
- Накопление новых знаний …..через.
Непрерывную образовательную деятельность,
- «Кошкин дом»,
- «Опасные предметы дома»,
- «Дорожные знаки», и т. д.
просмотр видеоматериалов,
- правильное обращение с огнём,
- как правильно общаться с животными,
- как следует правильно разговаривать с незнакомцами,
- как следует кататься на лодке,
- как следует гулять в лесу,
- как вести себя на льду,
- азбука пешехода.
мультимедийных презентаций,
- Дорожные знаки
- Светофор
- Правила безопасности дошкольника
- Полезные продукты
- Прогулка в лес
- Электроприборы
игровые проблемные ситуации
- огонь – друг или враг
- дорожные знаки
- где живут витамины и. т. д.
игровое моделирование,
- «Безопасная дорога»,
- «Мой – друг Светофор», и. т. д.
игры-беседы,
- Безопасность в доме
- Осторожно микробы
- Безопасное поведение в природе
- Дорожные знаки и др.
игры-инсценировки,
- Поехали!
- Юные пожарные
- Правила дорожного движения и др.
прогулки, экскурсии,
- прогулка на пищеблок,
- прогулка в мед. кабинет
- по территории детского сада,
- за территорию детского сада.
дидактические игры,
- "Источники опасности",
- "Знаешь ли ты?",
- "О чём говорит светофор",
- "Четвёртый лишний ",
- "На прогулке",
- "Телефон", итд.
Итоговое мероприятие в рамках комплексно – тематического планирования
- Дорожная безопасность,
- правила дорожного движения,
- витамины – опасно, или не опасно.
Третий этап- закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе;
-Прививать знания основ безопасности;
-формировать чувство осторожности при работе с острыми предметами;
-объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;
-приучать к соблюдению осторожности при встречи с незнакомыми животными;
-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, аэрозольными баллончиками, игр с огнем;
-обогащать представления о ПДД.
Четвертый этап- Заключается в формирование у детей чувства ответственности и готовности отвечать за свои поступки.
Процесс формирования ответственности у старших дошкольников представляет собой взаимосвязанную, последовательную реализацию;
дети выполняют прямые указания взрослого выполнить работу. С целью развития представлений об ответственности, формировании мотивации, оценки самого себя и своих действий проводятся комплексные занятия,такие как ;
«Ответственность — значит быть в ответе»,
«Что такое дружба?»,
«Поступки хорошие и плохие».
Занятия по ознакомлению с художественной литературой формируют у детей различные нравственные качества, в том числе ответственность:
это рассказы А. Гайдара «Чук и Гек»;
Н. Носова «Карасик»;
В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»;
Л. Толстого «Косточка»;
В. Осеевой «Просто старушка»;
Л. Пантелеева «Честное слово».
После чтения и обсуждения прочитанного можно предложить детям разыграть некоторые ситуации, например, по рассказам;
Л. Толстого «Косточка»,
А. Барто «Помощница»,
В. Осеевой «Просто старушка».
Не менее эффективны для формирования ответственности беседы:
«Всегда ли вы выполняете свои обязанности?»,
«Ваши добрые поступки»,
«Вежливый человек — это…».
С помощью беседы можно определить отношение ребенка к обсуждаемым вопросам, его личный опыт.
Игры с правилами ;
«Ласковые дети»,
«Назови себя»,
«Угадай, кто я?»,
«Подари цветок»,
«Разговор по телефону.
Все эти игры предоставляют возможность развивать у детей способность познавать себя и других, учат умению общаться.
Пятый этап- развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
ФОРМИРОВАНИЕ - в педагогическом смысле: процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности - мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т.д.
Таким образом, Бон Дема Лонга, который рассматривает безопасность "… как целенаправленное, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников с целью достижения высокого уровня безопасности личности, нужного и полезного обществу".
Логика нашего исследования предполагает рассмотреть содержание формирования основ безопасного поведения в быту, социуме и природе у детей дошкольного возраста
Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность. Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций
Поэтому в режимных маментах мы используем подвижные и малоподвижные игры такие как;
Игра «Воробушки кот».
Игра «Светофор и скорость».
Игра «К своим флажкам». И т.д.
5.Создание предметно –развивающей среды в группе по области «безопасность»
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
· игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
· двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
· эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
· возможность самовыражения детей.
То есть:
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТ
ДОСТУПНОСТЬ и БЕЗОПАСНОСТЬ
ВЫВОДЫ:
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Ожидаемый результат.
У детей будут сформированы навыки:
- экологической культуры;
- разумного поведения.
У детей будут сформированы умения:
адекватно вести себя
- в опасных ситуациях дома и на улице;
- в общественном транспорте;
- при общении с незнакомыми людьми;
- при взаимодействии с пожароопасными и другими предметами;
- с животными и ядовитыми растениями.