Этапы безопасности

 Капустина Татьяна Валерьевна

Этапы организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-etapy_bezopasnosti.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                    г. Новосибирска   "Детский сад № 346   общеразвивающего   вида    с           приоритетным    осуществлением     интеллектуального    развития

                                 воспитанников".

«Этапы организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольника.»

         

                                                       

                                                     Подготовила: Капустина Татьяна Валерьевна

1.слайд .

1.Введение.

  Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь - обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. 

 Главная наша  задача в организации жизнедеятельности детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья.   

 

2 слайд

2.Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.   Ведь все, чему учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, и на практике.

 

 

3 слайд

3. ФГОС ДОУ предполагает,   что работа в этом направлении должна выглядеть как стройная система, обеспечивающая  систематичность и последовательность, и  решать следующие задачи, обозначенные в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» в разделе «Формирование основ безопасности»:

 И главная цель работы - формирование у детей  основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Она реализуется путем решения нескольких задач:

  • Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
  • Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
  •  Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

 

 

 

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства   информационно-коммуникативные технологии, с их помощью воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:

обучающие 

развивающие  

воспитательные    

4 слайд

4.Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе подразделяется на этапы:

 Первый этап -  это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе.,  есть ли у них личный опыт на который в дальнейшем может опереться воспитатель: 

В ходе исследования была выдвинута  цель –   которая заключается в  формировании основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста , путем эффективного   соблюдения следующих условий:

создание предметно - развивающей среды (мини среды);

включение детей в серию игр, занятий и упражнений .(мал.подв.игр,под.игр.)

В связи с целью   были определены задачи исследования:

изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;

выявить содержание формирования безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста;

выявить уровень сформированности безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста;

разработать и экспериментально проверить эффективность условий основ формирования безопасного поведения   у детей дошкольного возраста.

 

 

        В своей работе были  использованы  такие  эффективные формы  взаимодействия с детьми, как:

Занятия:

 «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Загрязнение  окружающей среды»,

 «Если «чужой» приходит в дом».

Эпизодические беседы:

«Как вызвать полицию»,

«Если ты один дома»,

«Растения лекарственные и ядовитые» и т.д.

Игровые тренинги:

«Предметы бывают разные – опасные и безопасные»,

«Опасные ситуации  при контакте с незнакомыми людьми»,

«Ягоды, грибы» и т.д.

 

В часы утреннего приёма мы проводим  «минутки безопасности»; Показ коротких серий  мультфильма

«Аркадий  Паровозов»,

«Фиксики» и т.д.

По окончании просмотра обязательно проговариваем, проигрываем эти ситуации.

Например:

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения (Как вести себя если ты остался один дома? Можно ли открывать дверь незнакомым людям? и т.д), имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности («Опасные предметы»,).

В ходе утренних и вечерних прогулок организуются наблюдения, позволяющие выявить потенциальные опасности на участке детского сада, познакомить детей с моделями безопасного поведения, осуществления различных видов деятельности. При проведении подвижных игр делается акцент на аспектах безопасности осуществления двигательной  деятельности в разные сезоны года

Ознакомление с художественной литературой: - литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

-сказки: 

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Кот, петух и лиса»

«Красная Шапочка»,

-рассказы: 

«Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака,

 Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»;

С. Михалков «Дядя Степа»;  

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»«Электрическая лампочка».  

Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;

Г. Остер «Вредные советы»; «Семеро Козлят и серый волк»,     «Белоснежка» др.

Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «… большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». Например,  Красная Шапочка пошла через лес, и не задумалась о незнакомых людях. Семеро Козлят открыли двери постороннему.

 - Что могло произойти с Красной Шапочкой?

- Знали ли Козлята, что с ними случится, когда они откроют двери волку?

- Вы бы стали пускать в дом незнакомых людей?

Поэтому в своей работе, на примере литературных персонажей, анализируем их поведение и поступки, решаем, как бы сами поступили в данной ситуации. Мотивируем детей на развитие дискуссии, искусственно создаём препятствия  стимулирующие развитие ситуации.

Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала.

Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы

«Уроки тетушки Совы»,

«Уроки Аркадия Паровозова»,

 «Барбоскины»

«Лунтик»  и др.

 Заучивание правил безопасного поведения

Театрализованные представления.

Личный пример взрослых и т.д.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно - развивающию среду в группе.

В нее входят;

Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности  

с различными видами розеток, включателей, замков;

- Макет улицы с дорожными знаками,разметкой для транспорта и пешеходов,светофор;

- Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Водители и пешеходы»,»Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощ», «МЧС» и т.д.

- План – схема микрарайона,в котором находится детский сад,с отметкой опасных участков,мест,благоприятных для игр;

- Плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «………

 Для  работы с семьями детей разработаны родительские собрания, консультации, практикумы которые, будут формировать  у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.

Так же в ……..

 

                                                                                       

 

                                                                                

  • Второй этап- это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний;
  •  Накопление новых знаний …..через.

 Непрерывную образовательную деятельность,

  • «Кошкин дом»,
  • «Опасные предметы дома»,
  • «Дорожные знаки», и т. д.

просмотр видеоматериалов,

  • правильное обращение с огнём,
  • как правильно общаться с животными,
  • как следует правильно разговаривать с незнакомцами,
  • как следует кататься на лодке,
  • как следует гулять в лесу,
  • как вести себя на льду,
  • азбука пешехода.

мультимедийных презентаций,

  • Дорожные знаки
  • Светофор
  • Правила безопасности дошкольника
  • Полезные продукты
  • Прогулка в лес
  • Электроприборы

игровые проблемные ситуации

  • огонь – друг или враг
  • дорожные знаки
  • где живут витамины и. т. д.

игровое моделирование,

  • «Безопасная дорога»,
  • «Мой – друг Светофор», и. т. д.

игры-беседы,

  • Безопасность в доме
  • Осторожно микробы
  • Безопасное поведение в природе
  • Дорожные знаки и др.

игры-инсценировки,

  • Поехали!
  • Юные пожарные
  • Правила дорожного движения и др.

прогулки, экскурсии,

  • прогулка на пищеблок,
  • прогулка в мед. кабинет
  • по территории детского сада,
  • за территорию детского сада.

дидактические игры,

  • "Источники опасности",
  • "Знаешь ли ты?",
  • "О чём говорит светофор",
  • "Четвёртый лишний ",
  • "На прогулке",
  • "Телефон", итд.

Итоговое мероприятие в рамках комплексно – тематического планирования

  • Дорожная безопасность,
  • правила дорожного движения,
  • витамины – опасно, или не опасно.

Третий этап- закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе;

-Прививать знания основ безопасности;

-формировать чувство осторожности при работе с острыми предметами;

-объяснять  важность хорошего освещения для сохранения зрения;

-приучать к соблюдению осторожности при встречи с незнакомыми животными;

-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, аэрозольными баллончиками, игр с огнем;

-обогащать представления  о ПДД.

Четвертый этап-  Заключается в формирование у детей чувства ответственности и готовности отвечать за свои поступки.

 

 

Процесс формирования ответственности у старших дошкольников представляет собой взаимосвязанную, последовательную реализацию;

дети выполняют прямые указания взрослого выполнить работу. С целью развития представлений об ответственности, формировании мотивации, оценки самого себя и своих действий проводятся комплексные занятия,такие как ;

«Ответственность — значит быть в ответе»,

«Что такое дружба?»,

«Поступки хорошие и плохие».

 Занятия по ознакомлению с художественной литературой формируют у детей различные нравственные качества, в том числе ответственность:

 это рассказы А. Гайдара «Чук и Гек»;

 Н. Носова «Карасик»;

В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»;

 Л. Толстого «Косточка»;

В. Осеевой «Просто старушка»;

Л. Пантелеева «Честное слово».

После чтения и обсуждения прочитанного можно предложить детям разыграть некоторые ситуации, например, по рассказам;

Л. Толстого «Косточка»,

А. Барто «Помощница»,

В. Осеевой «Просто старушка».

Не менее эффективны для формирования ответственности беседы:

«Всегда ли вы выполняете свои обязанности?»,

«Ваши добрые поступки»,

«Вежливый человек — это…».

С помощью беседы можно определить отношение ребенка к обсуждаемым вопросам, его личный опыт.

Игры с правилами ;

«Ласковые дети»,

«Назови себя»,

«Угадай, кто я?»,

«Подари цветок»,

«Разговор по телефону.

Все эти игры предоставляют возможность развивать у детей способность познавать себя и других, учат умению общаться. 

 

 

 

Пятый этап- развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при  обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

ФОРМИРОВАНИЕ - в педагогическом смысле: процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности - мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т.д.  

Таким образом, Бон Дема Лонга, который рассматривает безопасность "… как целенаправленное, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников с целью достижения высокого уровня безопасности личности, нужного и полезного обществу".

Логика нашего исследования предполагает рассмотреть содержание формирования основ безопасного поведения в быту, социуме и природе у детей дошкольного возраста 

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность. Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций

Поэтому в режимных маментах мы используем подвижные и малоподвижные игры такие как;

Игра  «Воробушки кот».

Игра «Светофор и скорость».

Игра «К своим флажкам». И т.д.

5.Создание предметно –развивающей среды в группе по области «безопасность»

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

· игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

· двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

· эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

· возможность самовыражения детей.

То есть:

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТ

ДОСТУПНОСТЬ и БЕЗОПАСНОСТЬ

ВЫВОДЫ:

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Ожидаемый результат.

У детей будут сформированы навыки:

  • экологической культуры;
  • разумного поведения.

У детей будут сформированы умения:

адекватно вести себя

  • в опасных ситуациях дома и на улице;
  • в общественном транспорте;
  • при общении с незнакомыми людьми;
  • при взаимодействии с пожароопасными и другими предметами;
  • с животными и ядовитыми растениями.