Самообразование

Винюкова Анжела Анатольевна

План самообразования. Отчет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-2025gdocx.docx25.88 КБ
Файл otchet_samoobrazov_23-24g.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 69 «Брусничка»

Городского округа «город Якутск»

План по самообразованию

 на 2023г – 2025г

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Воспитатель: Винюкова А.А.

Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».  С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;

Срок реализации: 2 года

Предполагаемый результат:

Расширены представления детей  о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;

Сформированы  элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;

Развито ответственное отношение порученному делу;

Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;

Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

Перспективный план работы на 2023г-2024г.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Составление плана работы с детьми, подбор и изучение литературы

Сентябрь-май

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Анализ и изучение литературы

Работа с детьми

Сентябрь

Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». Занятие: рисование на тему «Сбор урожая»

Выставка рисунков «Сбор урожая».

Октябрь

Дежурство по столовой (расставление салфетниц, ложек, вилок, стаканов и тарелок). Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания. Дидактические игры «У нас порядок», «Оденем Катю на прогулку». Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья». Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья».

Выставка работ-аппликаций на тему «Сезонная одежда». Поддерживание чистоты в группе.

Ноябрь

Дежурство по столовой. Занятия по ручному труду: изготовление поделок на тему «Животные жарких стран».  Беседы о ценности хозяйственно-бытового труда. Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к занятиям.

Выставка поделок «Животные жарких стран

Декабрь

Дежурство по столовой. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Г. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой». Знакомство с профессией врача и ветеринара. Дидактическая игра «Кукла заболела». Изготовление елочных игрушек.

Серия занятий по ручному труду на тему: «Игрушки на елку».

Январь

Дежурство по столовой. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Занятие : рисование работников различных профессий.

Выставка рисунков «Кто любит труд, того люди чтут».

Февраль

Ручной труд: изготовление поделок. Дежурство по столовой. Дидактические игры: «Кто где работает?», «Разведка полезных дел». Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций. 

Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки

Март

Наблюдение ухода за растениями в помещении и на улице. Посадка семян на рассаду. Игра поручение: «Собери семена в коробочку». Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Покажи Маше, как ухаживать за цветами».

Трудовой десант «Мы-огородники».

Апрель

Дежурство по столовой. Заучивание стихотворений о профессиях. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток». 

Конкурс стихотворений «Все профессии важны».

Май

Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Выбираем работу». Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. 

Составление сборника детских рассказов «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Работа с семьей

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.

Анкетирование родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье».

Октябрь

Консультирование родителей.

Консультация для родителей «Формирование трудовых навыков детей».

Декабрь

Консультирование родителей.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду».

Январь

Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей.

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка в семье».

Май

Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий.

Выставка «Мы любим трудиться!»

Самореализация

Ноябрь-март

Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы), консультация для педагогов.

Посещение кластеров, открытых встреч педагогов, семинаров, тренингов.

Отчет по теме самообразования.

В теч. года

Май

Перспективный план работы на 2024г-2025г.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Сентябрь

Совместная деятельность по оформлению уголков в группе

Оформление уголков дежурства по столовой и занятиям

Октябрь

Беседы, дидактические игры по закреплению знаний о труде взрослых. Пословицы и поговорки о труде.

Выставка фотографий «Кто любит труд, того люди чтут»

Ноябрь

Знакомство с профессией дизайнера

Организация сюжетно-ролевой игры

Декабрь

Изготовление поделок из лоскутов ткани

Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани.

Январь

Знакомство с профессией журналиста

Организация сюжетно-ролевой игры

Февраль

Поможем друг другу

Составление рассказам о помощи близким

Март

Посадка семян на рассаду.

Трудовой десант «Мы – огородники».

Апрель

Уход за комнатными растениями

Озеленение группы

Май

Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.)

Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Работа с семьей

Сентябрь

-

-

Октябрь

Консультирование родителей

«Какой труд доступен детям»

Ноябрь

Привлечение родителей к организации образовательной деятельности

Помощь в подготовке атрибутов для игры в дизайнера

Декабрь

Консультирование родителей

«Воспитание трудолюбия»

Январь

Привлечение родителей к организации образовательной деятельности

Помощь в подготовке атрибутов к игре «Я журналист»

Февраль

Папка -передвижка

«Воспитание уважения к труду взрослых»

Март

Консультирование родителей

«Как воспитать у детей желание помогать»

Апрель

Совместный труд детей и взрослых

Выставка фотографий

Май

Привлечение родителей к уборке территории детского сада.

Субботник «В майский день трудиться нам не лень».

Самореализация

Сентябрь - Ноябрь

 1.Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет / Е.А. Алябьева. – М.: Сфера, 2016. – 573 c.

2.Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – Москва: Высшая школа, 2009. – 719 c.

3.Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях / Т.А. Шорыгина. –

М.: Сфера, 2014. – 191 c.

Изучение литературы

Январь-Апрель

 Распространение опыта в интернет-пространстве, в журнале РФ и газете «Маганский вестник»

Подготовка материала

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования 

Подготовка материала



Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за 2023г – 2024г

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

        Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее и точнее, он лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание. Труд способствует развитию мышления - ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Опыт показывает, что труд формирует такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, а это эффективное средство подготовки ребёнка к обучению в школе.

        Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

        Цель и задачи самообразования.

        Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

        Задачи:

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;

        Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:

        • навыки культуры быта (самообслуживание) – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места , санитарно-гигиенические процедуры и т.д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе использовала разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение худ. литературы; показ; напоминание, объяснение; дид. игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др. Помогают в формировании умений и навыков по самообслуживанию различные алгоритмы выполнения действий.

        • хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Со второй половины прошлого года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении года с ребятами организуется сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега.

Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой. По пятницам вместе с ребятами моём игрушки, обтираем строительный материал.

        • труд в природе – уход за растениями в уголке природы. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.

Ежедневно с наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке.

        • ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее). На прогулке ребята учатся катать снежные комы, которые используем в совместном строительстве снежных фигур.

        •ознакомление с трудом взрослых

Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, СРИ, д/и, экскурсии, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

        Результаты, которые мы достигли к концу учебного года:

  • Расширены представления детей  о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
  • Сформированы  элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
  • Развито ответственное отношение порученному делу;
  • Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
  • Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

В течении года  организованы выставки:

 рисунков «Сбор урожая», «Кто любит труд, того люди чтут»;

  работ-аппликаций на тему «Сезонная одежда»;

поделок «Животные жарких стран»

        Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи.

Формы работы с родителями:

Анкетирование, консультации, папки-передвижки, выставки детских

И совместных поделок, фотовыставки

        В начале учебного было проведено анкетирование родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье».

Консультации на темы: «Формирование трудовых навыков детей», «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду». Оформлена папка-передвижка «Трудовое воспитание ребенка  в семье».

Фотовыставка «»

Считаю, что в процессе работы у детей происходит:

  • накопление практического опыта;
  • формирование навыков и умений;
  • формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия , получение результата) ;
  • формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий);

        Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущать радость от результата труда, проявлять внимание к партнерам по труду.

Самореализация:

  • Консультация для педагогов ДОУ на педагогических часах
  • Участие во Всероссийском профессиональном педагогическом  конкурсе для воспитателей «Дидактические пособия руками воспитателя» - «Пословицы и поговорки о труде» - диплом 1 место
  • Публикации:

- «Пословицы и поговорки о труде». Информационно-образовательный портал «Педагогическая академия современного образования»

- «Трудовое воспитание дошкольников» Сетевой образовательный всероссийский СМИ «Высшая школа делового администрирования»