Самообразование
План самообразования. Отчет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023-2025gdocx.docx | 25.88 КБ |
otchet_samoobrazov_23-24g.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 69 «Брусничка»
Городского округа «город Якутск»
План по самообразованию
на 2023г – 2025г
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Воспитатель: Винюкова А.А.
Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;
Срок реализации: 2 года
Предполагаемый результат:
Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
Развито ответственное отношение порученному делу;
Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Перспективный план работы на 2023г-2024г.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Составление плана работы с детьми, подбор и изучение литературы | Сентябрь-май | 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010. 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014. 5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980 | Анализ и изучение литературы |
Работа с детьми | Сентябрь | Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». Занятие: рисование на тему «Сбор урожая» | Выставка рисунков «Сбор урожая». |
Октябрь | Дежурство по столовой (расставление салфетниц, ложек, вилок, стаканов и тарелок). Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания. Дидактические игры «У нас порядок», «Оденем Катю на прогулку». Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья». Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья». | Выставка работ-аппликаций на тему «Сезонная одежда». Поддерживание чистоты в группе. | |
Ноябрь | Дежурство по столовой. Занятия по ручному труду: изготовление поделок на тему «Животные жарких стран». Беседы о ценности хозяйственно-бытового труда. Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к занятиям. | Выставка поделок «Животные жарких стран | |
Декабрь | Дежурство по столовой. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Г. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой». Знакомство с профессией врача и ветеринара. Дидактическая игра «Кукла заболела». Изготовление елочных игрушек. | Серия занятий по ручному труду на тему: «Игрушки на елку». | |
Январь | Дежурство по столовой. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Занятие : рисование работников различных профессий. | Выставка рисунков «Кто любит труд, того люди чтут». | |
Февраль | Ручной труд: изготовление поделок. Дежурство по столовой. Дидактические игры: «Кто где работает?», «Разведка полезных дел». Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций. | Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки | |
Март | Наблюдение ухода за растениями в помещении и на улице. Посадка семян на рассаду. Игра поручение: «Собери семена в коробочку». Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Покажи Маше, как ухаживать за цветами». | Трудовой десант «Мы-огородники». | |
Апрель | Дежурство по столовой. Заучивание стихотворений о профессиях. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток». | Конкурс стихотворений «Все профессии важны». | |
Май | Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Выбираем работу». Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. | Составление сборника детских рассказов «Кем я хочу стать, когда вырасту». | |
Работа с семьей | Сентябрь | Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. | Анкетирование родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье». |
Октябрь | Консультирование родителей. | Консультация для родителей «Формирование трудовых навыков детей». | |
Декабрь | Консультирование родителей. | Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду». | |
Январь | Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка в семье». | |
Май | Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. | Выставка «Мы любим трудиться!» | |
Самореализация | Ноябрь-март | Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы), консультация для педагогов. Посещение кластеров, открытых встреч педагогов, семинаров, тренингов. Отчет по теме самообразования. | |
В теч. года | |||
Май |
Перспективный план работы на 2024г-2025г.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Работа с детьми | Сентябрь | Совместная деятельность по оформлению уголков в группе | Оформление уголков дежурства по столовой и занятиям |
Октябрь | Беседы, дидактические игры по закреплению знаний о труде взрослых. Пословицы и поговорки о труде. | Выставка фотографий «Кто любит труд, того люди чтут» | |
Ноябрь | Знакомство с профессией дизайнера | Организация сюжетно-ролевой игры | |
Декабрь | Изготовление поделок из лоскутов ткани | Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани. | |
Январь | Знакомство с профессией журналиста | Организация сюжетно-ролевой игры | |
Февраль | Поможем друг другу | Составление рассказам о помощи близким | |
Март | Посадка семян на рассаду. | Трудовой десант «Мы – огородники». | |
Апрель | Уход за комнатными растениями | Озеленение группы | |
Май | Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.) | Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту». | |
Работа с семьей | Сентябрь | - | - |
Октябрь | Консультирование родителей | «Какой труд доступен детям» | |
Ноябрь | Привлечение родителей к организации образовательной деятельности | Помощь в подготовке атрибутов для игры в дизайнера | |
Декабрь | Консультирование родителей | «Воспитание трудолюбия» | |
Январь | Привлечение родителей к организации образовательной деятельности | Помощь в подготовке атрибутов к игре «Я журналист» | |
Февраль | Папка -передвижка | «Воспитание уважения к труду взрослых» | |
Март | Консультирование родителей | «Как воспитать у детей желание помогать» | |
Апрель | Совместный труд детей и взрослых | Выставка фотографий | |
Май | Привлечение родителей к уборке территории детского сада. | Субботник «В майский день трудиться нам не лень». | |
Самореализация | Сентябрь - Ноябрь | 1.Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет / Е.А. Алябьева. – М.: Сфера, 2016. – 573 c. 2.Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – Москва: Высшая школа, 2009. – 719 c. 3.Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях / Т.А. Шорыгина. – М.: Сфера, 2014. – 191 c. | Изучение литературы |
Январь-Апрель | Распространение опыта в интернет-пространстве, в журнале РФ и газете «Маганский вестник» | Подготовка материала | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования | Подготовка материала |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию за 2023г – 2024г
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее и точнее, он лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание. Труд способствует развитию мышления - ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Опыт показывает, что труд формирует такие качества как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, а это эффективное средство подготовки ребёнка к обучению в школе.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Цель и задачи самообразования.
Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;
Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:
• навыки культуры быта (самообслуживание) – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места , санитарно-гигиенические процедуры и т.д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе использовала разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение худ. литературы; показ; напоминание, объяснение; дид. игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др. Помогают в формировании умений и навыков по самообслуживанию различные алгоритмы выполнения действий.
• хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Со второй половины прошлого года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении года с ребятами организуется сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега.
Ежедневно наводим порядок в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой. По пятницам вместе с ребятами моём игрушки, обтираем строительный материал.
• труд в природе – уход за растениями в уголке природы. Дети принимают участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирают по мере необходимости листочки.
Ежедневно с наступления холодов мы подкармливаем птиц на участке.
• ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее). На прогулке ребята учатся катать снежные комы, которые используем в совместном строительстве снежных фигур.
•ознакомление с трудом взрослых
Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, СРИ, д/и, экскурсии, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Результаты, которые мы достигли к концу учебного года:
- Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
- Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
- Развито ответственное отношение порученному делу;
- Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
- Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
В течении года организованы выставки:
рисунков «Сбор урожая», «Кто любит труд, того люди чтут»;
работ-аппликаций на тему «Сезонная одежда»;
поделок «Животные жарких стран»
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи.
Формы работы с родителями:
Анкетирование, консультации, папки-передвижки, выставки детских
И совместных поделок, фотовыставки
В начале учебного было проведено анкетирование родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье».
Консультации на темы: «Формирование трудовых навыков детей», «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду». Оформлена папка-передвижка «Трудовое воспитание ребенка в семье».
Фотовыставка «»
Считаю, что в процессе работы у детей происходит:
- накопление практического опыта;
- формирование навыков и умений;
- формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия , получение результата) ;
- формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий);
Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущать радость от результата труда, проявлять внимание к партнерам по труду.
Самореализация:
- Консультация для педагогов ДОУ на педагогических часах
- Участие во Всероссийском профессиональном педагогическом конкурсе для воспитателей «Дидактические пособия руками воспитателя» - «Пословицы и поговорки о труде» - диплом 1 место
- Публикации:
- «Пословицы и поговорки о труде». Информационно-образовательный портал «Педагогическая академия современного образования»
- «Трудовое воспитание дошкольников» Сетевой образовательный всероссийский СМИ «Высшая школа делового администрирования»