Главные вкладки
Кружок "Юный шахматист"
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 69 «Брусничка»
Городского округа «город Якутск»
Рабочая образовательная программа
кружка «Шахматы малышам»
для детей 4-6 лет
срок реализации программы 2 года
(2022г.-2024г.)
Разработала:
Винюкова Анжела Анатольевна
Пояснительная записка
Дошкольное детство - основной период психического развития ребенка и поэтому является самым главным. В это время закладываются основы всех психических качеств личности и познавательных процессов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе.
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить игру в шахматы как интеллектуальное развитие детей. Высокий статус шахмат в системе образования РФ закрепило письмо Департамента воспитания дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ №06-
1025 от 25.06.2008 «О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе Образования»
Актуальность
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы способствует зарождению логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится сдержаннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир. В.А.Сухомлинский писал: «Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели». Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Новизна
Уникальность и новизна программы «Шахматы малышам»определяется тем, что начиная с 4летнего возраста, малыши знакомятся с чудесным миром шахмат. Постигают шахматные азы, при этом, шахматы понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.
Методы и приемы варьируются, но основным остается игра, так как процесс обучения проходит в форме увлекательной игры с использованием художественного слова. Для выявления полученных знаний, разработана диагностическая карта.
Цель программы - развитие творческого мышления и умственных способностей воспитанников посредством знакомства с шахматной игрой.
Задачи:
Обучающие: Познакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход.
Познакомить с названием шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Учить ориентироваться на плоскости, работать по правилам, кратко и точно выражать мысли.
Развивающие: Способствовать развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, памяти, наблюдательности. Формировать умение работать по образцу.
Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: Вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.
Практическая ценность данной программы состоит в том, что, используя предложенный материал, педагоги дошкольных учреждений и дополнительного образования, могут легко и непринужденно научить детей младшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате освоения образовательной программы у воспитанников будут
сформированы:
1-й год обучения:
-умение ориентироваться на шахматной доске;
-умение правильно размещать шахматную доску между партнерами;
-умение правильно расставлять фигуры перед игрой;
-умение называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
-умение правильно применять шахматные термины: белое и черное поле, партнеры, начальное
положение, белые, черные, ход;
-способность различать горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
2-й год обучения:
-представление о правилах хода и взятия каждой фигуры;
-способность играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
-умение правильно применять шахматные термины: взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
-умение рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.
Педагогический контроль
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого воспитанника его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач.
Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения.
По окончании курса, в форме тестирования, выполняются тестовые упражнения по определению уровня освоенных навыков.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их
на практике.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эксцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией
Особенности обучения малышей игре в шахматы.
Как известно, основная форма занятий с дошколятами – игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес. Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная
наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Нельзя перегружать детей, в середине занятия – физкультминутка. К новому материалу можно переходить только после
того, как малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, должно включать самостоятельную работу ребенка с изученным материалом. И двигаться от простого к сложному.
Интеграция образовательных областей при обучении дошкольников игре в шахматы.
Систематическое введение шахмат в образовательный процесс способствует реализации ФГОС в образовательном учреждении и воспитании личностных качеств у дошкольников. Она предусматривает нетрадиционное средство для решения задач образовательных областей:
«Познавательной», «Социально – коммуникативной», «Речевой», «Художественно - эстетической», «Физической».
«Познавательное развитие», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
«Социально-коммуникативное развитие», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, где дети формируют умение вести диалог
с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
«Развитие речи», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.
«Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.
Принципы, направленные на овладение дошкольниками основ шахматной игры:
обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих,
воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех негативных факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры.
Методические условия реализации программы
Программа разработана для детей 4-6 лет и рассчитана на 2 года. Максимальная численность групп не более 10 детей. Длительность занятий по 15-20 минут. 1 раз в неделю. Форма занятий: индивидуально - групповая.
Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное развитие умений и навыков детей, их более глубокое освоение путем последовательного прохождения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Занятия по данной программе, при условии выполнения поставленных задач позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Основным моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.
Контроль результатов образовательного процесса.
Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя: - вопросы по теории и истории шахмат, участвуют в нем все занимающиеся.
Методическое обеспечение программы:
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала: - беседа с объяснением материала и показом позиций на доске.
Занятия проводятся комбинированным способом с использованием ИКТ, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.
Условия для реализации программы: оборудование (наборы настольных игр: шахматы, магнитная доска), демонстрационный материал и методическая литература.
Перспективный план работы 1 год обучения
№ занятия | Тема занятия | Цель | Программное содержание |
месяц | октябрь | ||
№1 | «В стране шахматного королевства» | Знакомство детей с историей возникновения шахмат | Познакомить детей с историей возникновения шахмат, через чтение художественной литературы. |
№2 | «В стране шахматного королевства» | Развитие интереса к шахматной игре. | Чтении художественной литературы . |
№3 | «Волшебная доска»
| Знакомство с понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля» | Показать шахматную доску, обратить внимание на цвет клеток. |
№4 | «Волшебная доска»
| Продолжение знакомства с шахматной доской. | Продолжать знакомство с шахматной доской, ввести понятие «центр» шахматной доски. Учить правильно, располагать доску между партнерами. |
месяц | ноябрь | ||
№5 | «Волшебная доска» | Знакомство с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. | Продолжать знакомство с шахматной доской, ввести понятия: горизонтальная и вертикальная линии. |
№6 | «Волшебная доска» | Продолжение знакомства с шахматной доской. | Продолжать знакомство с шахматной доской. Познакомить с новым понятием: диагональ. |
№7 | «Волшебная доска» Итоговое | Закрепление полученных знаний, посредством дидактических игр-заданий | Закрепить знания о шахматной доске, владение шахматными терминами. |
№8 | «Шахматные фигуры»
| Знакомство с шахматными фигурами. | Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король |
месяц | декабрь | ||
№9 | «Шахматная Фигура - Ладья» | Знакомство с шахматной фигурой «Ладья» | Познакомить детей с шахматной фигурой «Ладья». Чтение и заучивание стихотворения раскрашивание фигуры. |
№10 | «Шахматная фигура - Ладья» | Формирование представлений о шахматной фигуре «Ладья» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ладья». Познакомить с ее местом на шахматной доске и движению по ней. |
№11 | «Шахматная фигура - Ладья» | Закрепление представлений о шахматной фигуре «Ладья» | Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «Ладья», на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске. |
№12 | «Шахматная Фигура - Слон» | Знакомство с шахматной фигурой «Слон» | Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Чтение и заучивание стихотворения раскрашивание фигуры |
месяц | январь | ||
№13 | «Шахматная фигура - Слон» | Формирование представлений о шахматной фигуре «Слон» | Познакомить детей с местом слона на доске, понятием ход слона |
№14 | «Ладья против слона» | Закрепление представлений о шахматных фигурах «Ладья» и «Слон» | Закрепить полученные детьми знания о шахматных |
№15 | Практические упражнения | Передвижение фигур «Ладья» и «Слон» в игровой практике на шахматной доске | Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске |
месяц | февраль | ||
№16 | «Шахматная Фигура - Ферзь» | Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь» | Познакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь». Чтение и заучивание стихотворения раскрашивание фигуры. |
№17 | «Шахматная фигура - Ферзь» Игровая практика | Закрепление представлений о шахматной фигуре «Ферзь» в игровой практике | Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «Ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход. |
№18 | «Шахматная фигура - Конь» | Знакомство с шахматной фигурой «Конь» | Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Чтение и заучивание стихотворения раскрашивание фигуры. |
№19 | 19 «Шахматная Фигура - Конь» | Формирование представлений о шахматной фигуре «Конь» | Познакомить детей с местом коня на доске, понятием «ход конем». |
месяц | март | ||
№20 | Практические упражнения | Закрепить полученные знания о шахматных фигурах | Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске |
№21 | «Шахматная Фигура - Пешка» | Знакомство с шахматной фигурой «Пешка» | Познакомить детей с шахматной фигурой «Пешка». Чтение и заучивание стихотворения раскрашивание фигуры. |
№22 | «Шахматная Фигура - Пешка» | Формирование представлений о шахматной фигуре «Пешка» | Познакомить детей с местом пешки на доске, понятием ход пешки |
№23 | «Шахматная Фигура - Пешка» | Закрепление представлений о шахматной фигуре «Пешка» в игровой практике | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». |
месяц | апрель | ||
№24 | «Шахматная фигура - Король» | Знакомство с шахматной фигурой «Король» | Познакомить детей с шахматной фигурой «Король». Чтение и заучивание стихотворения раскрашивание фигуры. |
№25 | «Шахматная фигура - Король» | Формирование представлений о шахматной фигуре | Познакомить детей с местом «Короля» на доске. |
№26 | «Шахматная фигура - Король» | Закрепление представлений о шахматной фигуре «король» в игровой практике | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить место в начальном положении. Познакомить с новым понятием — «контролируемое» поле |
№27 | Викторина «Шахматные загадки» | Закрепление представлений о шахматах. | Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр- заданий. |
месяц | май | ||
№28 | Шахматный досуг | Закрепление представлений о шахматах. | Активизировать мыслительную и познавательную деятельность, воспитывать интерес к игре в шахматы. |
№29 | Практические упражнения | Закрепить представлений о шахматных фигурах | Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр |
№30 | Практические упражнения | Закреплений представлений об игре в шахматы | Закрепить полученные знания с помощью подвижных игр |
Перспективный план работы 2 год обучения
№ занятия | Тема занятия | Цель | Программное содержание |
месяц | октябрь | ||
№1 | «В стране шахматного королевства» . | Повторение пройденного материала. | Напомнить детям историю возникновения шахмат, через чтение художественной литературы |
№2 | «В стране шахматного королевства» | Развитие интереса к шахматной игре | Беседы с детьми об игре в шахматы. |
№3 | «Волшебная доска»
| Продолжение знакомства с шахматной доской. | Показать шахматную доску, обратить внимание на цвет клеток. Рисование |
№4 | «Волшебная доска»
| Продолжение знакомства с шахматной доской. | Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее». «Вижу цель». |
месяц | ноябрь | ||
№5 | «Волшебная доска»
| Закрепление понятий: горизонтальная и вертикальная линии. | Продолжать знакомство с шахматной доской, ввести понятия: горизонтальная и вертикальная линии, сравнить прямые и косые линии. |
№6 | «Волшебная доска»
| Продолжение знакомства с шахматной доской. | Продолжать работу с шахматной доской. Познакомить с обозначением горизонтальных линий. |
№7 | «Волшебная доска»
| Продолжение знакомства с шахматной доской. | Продолжать работу с шахматной доской. Познакомить с обозначением вертикальных линий. |
№8 | «Волшебная доска» Итоговое | Закрепление полученных знаний, посредством дидактических игр-заданий | Закрепить знания о шахматной доске, владение шахматными терминами. Игры: «Разложи на доске», «Составь фигуры», «Пройди и назови поле». |
месяц | декабрь | ||
№9 | Шахматная нотация | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с e1 – на е2». Обозначение шахматных фигур и терминов. |
№10 | Шахматная нотация | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). |
№11 | Ценность шахматных фигур | Формирование представлений о ценности фигур и сравнительной силе фигур. | Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. |
№12 | Ценность шахматных фигур | Формирование представлений о ценности фигур и сравнительной силе фигур. | Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика. Достижение материального перевеса. |
месяц | январь | ||
№13 | Ценность шахматных фигур | Формирование представлений о ценности фигур и сравнительной силе фигур. | Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. |
№14 | Ценность шахматных фигур | Формирование представлений о ценности фигур и сравнительной силе фигур. | Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. |
№15 | Ценность шахматных фигур | Формирование представлений о ценности фигур и сравнительной силе фигур. | Дидактическое задание «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика. Защита. Дидактическое задание |
месяц | февраль | ||
№16 | Ценность шахматных фигур | Закрепление представлений о ценности фигур | Дидактическое задание «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, |
№17 | Игровая практика. Защита. | Закрепление представлений о ценности фигур | Учиться в игре использовать способы защиты. Дидактические задания |
№18 | Пешечная эстафета | Закрепление представлений о шахматной фигуре «Пешка» в игровой практике | Закреплять полученные знания детей о «Пешке». Учить расставлять пешки на скорость |
№19 | Пешечная эстафета | Закрепление представлений о шахматной фигуре «Пешка» в игровой практике | Объяснить, как пешка бьет пешку противника (наискосок влево или вправо по диагонали). Игра «Кто больше побьет пешек противника» |
месяц | март | ||
№20 | Техника «Матования» одинокого короля | Знакомство с понятием «Матование короля» | Предложить ситуацию, которая может привести к мату. Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
№21 | Техника «Матования» одинокого короля | Знакомство с понятием «Матование короля» | Предложить ситуацию, которая может привести к мату .Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика |
№22 | Техника «Матования» одинокого короля | Знакомство с понятием «Матование короля» | Предложить ситуацию, которая может привести к мату. Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика |
№23 | Техника «Матования» одинокого короля
| Знакомство с понятием «Матование короля» | Предложить ситуацию, которая может привести к мату. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика |
месяц | апрель | ||
№24 | Достижение мата без жертвы материала. | Знакомство со способами достижения мата. | Предложить учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. |
№25 | Достижение мата без жертвы материала. | Знакомство со способами достижения мата. | Предложить учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. |
№26 | Шахматные комбинации | Познакомить детей с шахматными комбинациями | Предложить учебные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика. |
№27 | Шахматные комбинации | Знакомство с комбинациями, ведущими к достижению материального перевеса | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание |
месяц | май | ||
№28 | Шахматные комбинации | Знакомство с комбинациями, ведущими к достижению ничьей | Игровая практика Комбинации для достижения ничьей Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание «Сделай ничью». |
№29 | Шахматные комбинации | Продолжать знакомство с разными видами шахматных комбинаций | Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
№30 | Шахматный досуг «В стране | Закрепление представлений о шахматах. | Активизировать мыслительную и познавательную деятельность |
В первый год обучения – 30 занятий, второй год обучения – 30 занятий. итого за два года 60 занятий.
Содержание взаимодействия с семьями воспитанников
Вся работа по реализации Программы строится при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников начальных представлений о шахматах.
Перспективный план работы с родителями
месяц | Содержание работы |
Октябрь | Анкетирование «С какого возраста учить ребенка играть в шахматы?» Большакова А.А. Выявление компетентности и отношения родителей к игре. Знакомство с программой «Шахматная школа» (ее цель ,задачи, предполагаемые результаты, механизм реализации, содержание) |
Ноябрь | Наглядность Оформление тематической папки «Что такое шахматы» Консультирование по актуальным вопросам |
Декабрь | Знакомство со спецификой проведения занятий. |
Январь | Памятка «В чем заключается польза шахмат?» Выявление компетентности и отношения родителей к игре. |
Февраль | Индивидуальные беседы Памятка «Что дает игра в шахматы ребенку?» Индивидуальное просвещение родителей по актуальным вопросам при обучении игре в шахматы. |
Март | Изучение и анализ позиции семьи в отношении увлечения детей. |
Апрель | Выставка рисунков «В стране шахматных фигур» |
Май | Анализ формирования представлений о шахматных фигурах и игре в шахматы |
Список литературы
1. 25 уроков шахмат / С.Б. Позин. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом»,2011.
2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.
4. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
5. Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам- серия школьный шахматный
учебник. 2008.
6. КузнецоваА. «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI»
2006
7. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
8. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
10. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: АСТ: Кладезь, 2015.
11. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
13. Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006
14. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
15. Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр) / С.В. Мазаник. – СПб.: Питер, 2010.
16. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.
17. Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов: пер. с англ. /Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс. – М.: Астрель; АСТ, 2010.
Отчет работы шахматного кружка
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие
С октября 2023г. по май 2024г в детском саду был организован кружок шахмат «Шахматы малышам». Кружок посещали 8 детей из старшей группы.
Цель работы кружка: развитие творческого мышления и умственных способностей воспитанников посредством знакомства с шахматной игрой.
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход.
Закрепить название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Учить ориентироваться на плоскости, работать по правилам, кратко и точно выражать мысли.
Развивающие: способствовать развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, памяти, наблюдательности. Формировать умение работать по образцу.
Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.
Занятия проводились 1 раз в неделю по 25-30 минут. В течении 8 месяцев было организовано 23 занятия. Так как посещение детей было не активно, приходилось некоторые темы повторять по несколько раз. Поэтому с запланированным объемом программы дети не справились.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
Работа с родителями:
Консультации:
«Польза игры в шахматы для детей»
«Как произошли шахматы?»
Таблица участия
Год | Уровень | Конкурс | Результат |
2024 | Республиканский дистанционный заочный конкурс методических материалов | Лучшая методическая авторская разработка. Рабочая программа кружка «Юный шахматист» | Диплом 1 степени |
2023 | Всероссийский и международный дистанционный центр творчества «Детский конкурс» Международный и всероссийский конкурс для детей и педагогов «Время знаний» Всероссийский и международный дистанционный центр творчества «Детский конкурс» Международный и всероссийский конкурс для детей и педагогов «Время знаний» | 6 Всероссийский творческий конкурс «шахматное королевство» Всероссийская викторина «Время знаний» За качественную подготовку участника в 6 Всероссийском творческом конкурсе «Шахматное королевство» Руководителю участника во Всероссийской викторине «Время знаний» | Иванов Арылхан лауреат 1 степени Демченко Ярослава диплом за 1 место Диплом Диплом |
2021 | Всероссийский педагогический конкурс Всероссийский журнал «Современный урок» Республиканская научно-практическая онлайн-конференция Управление образования Окружной администрации города Якутска МБУ «Центральная библиотечная система» ГО «город Якутск | «Творческий воспитатель - 2021» Статья «Программа кружка Юный шахматист» «Реализация проекта «Шахматы - детям»: опыт, проблемы, перспективы» Смотр-конкурс на лучшее дидактическое средство в технологии «Лэпбук» Публикация «Как воспитать в ребенке дошкольного возраста интерес к игре в шахматы | Диплом Диплом Сертификат Сертификат Свидетельство |
2020 | Управление образования Окружной администрации города Якутска Управление образования Окружной администрации города Якутска МБДОУ Д/с № 61 «Тропинка» | Викторина среди родителей и педагогов Городской конкурс по шахматам среди детей дошкольного возраста Семинар «применение современных образовательных технологий в кружковой работе педагога ДОУ» | Грамота за 1 место Демченко Никита Сертификат Сертификат |