Участие в инновационной деятельности
Участие в инновационной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_moe_word_11.docx | 12.8 КБ |
vystuplenie_na_gmo_rabota_s_detmi-migrantami.docx | 1.03 МБ |
prezentatsiya.pdf | 698.72 КБ |
sostav_soveta_2.docx | 13.06 КБ |
plan_raboty_s_migrantami_2022-2-23.docx | 13.82 КБ |
programma_metodicheskogo_obedineniya_po_rabote_s_migrantami2022-2023.doc | 126 КБ |
prikaz_migranty.pdf | 772.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол №1
заседания муниципального методического объединения «Работа с детьми-мигрантами по их языковой и социальной адаптации» от 20 октября 2022 года
Присутствовали: педагоги образовательных организаций- 24 человека.
Повестка
1.Организация деятельности муниципального методического объединения «Работа с детьми-мигрантами по их языковой и социальной адаптации».
2.Представление опыта работы педагогов МБОУ «СШ№7» с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации.
Выступили:
1.Застрожина В.В. , директор МБОУ «СШ№7» - об опыте работы педагогов МБОУ «СШ№7» с детьми-мигрантами, о цели и задачах деятельности муниципального методического объединения, о плане работы на 2022-2023 учебный год.
2.Саулич Н.М., методист Центра развития образования города Нижневартовска- о деятельности муниципальных методических объединений, о цели и задачах методического объединения по работе с детьми-мигрантами.
3.Останина М.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№7» - об опыте работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации на уроках русского языка.
4.Анисимова А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№7»- об опыте работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации на уроках русского языка.
5.Останин В.И.- учитель математики МБОУ «СШ№7» - об опыте работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации на уроках математики.
Постановили:
1. Информацию принять к сведению.
2. На базе муниципального методического объединения продолжить обмен и распространение опыта практической работы педагогов образовательных организаций с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СШ№7»
________________Застрожина В.В.
Приказ № 404 от 12.09.2022
СОСТАВ СОВЕТА
муниципального методического объединения
«Работа с детьми-мигрантами по их языковой и социальной адаптации»
на 2022-2023 учебный год
Куратор - Саулич Наталья Михайловна
№ п/п | ФИО | Должность | Наименование ОО |
1. | Сейфулина Ольга Викторовна | Зам. директора по УВР | МБОУ «СШ№7» |
2. | Останина Марина Николаевна | Учитель русского языка и литературы | |
3. | Латыпова Зульфия Габдуловна | Учитель физики | |
4. | Чихачева Лариса Васильевна | Учитель математики | |
5. | Нафикова Алена Маратовна | Учитель начальных классов | |
6. | Ганеева Елена Юрьевна | Учитель иностранного языка | |
7. | Ожгибесова Екатерина Юрьевна | Педагог-психолог | |
8. | Осипова Ксения Владимировна | Зам. директора по ВР |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ «СШ№7»
___________В.В. Застрожина
Приказ № 404 от 12.09.2022
План работы с детьми-мигрантами,
обучающимися в МБОУ «СШ№7»
Цель: педагогическая поддержка адаптации и социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Организационные мероприятия | |||
1 | Обновление банка данных обучающихся-мигрантов | Сентябрь-ноябрь | Соц. педагог, классные руководители |
2. | Проверка условий жизни ребенка, составление актов жилищно-бытовых условий | Сентябрь-ноябрь | Соц. педагог, классные руководители |
3. | Организация каникулярного отдыха детей. | Каникулы | Соц. педагог, классные руководители |
4. | Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами, разъяснение статей законодательства | В течение года | Соц. педагог |
5. | Выявление интересов и склонностей детей, запись в объединения доп. образования. | Сентябрь-октябрь | Соц. педагог, классные руководители |
Диагностическая работа | |||
1. | Диагностика уровня социальной адаптации, учебной мотивации, Индивидуальная работа с детьми «группы риска» | Декабрь В течение года | Соц. Педагог, психолог |
Консультационная работа | |||
1. | Групповые консультации для детей и родителей | В течение года | Соц. Педагог, психолог, кл. руководители |
2. | Индивидуальные консультации для детей и родителей. | В течение года По запросу | Соц. Педагог, психолог, кл. руководители |
Коррекционно- развивающая работа | |||
1. | Реализация индивидуальных учебных планов, коррекционно-развивающих программ работы с детьми мигрантами, планов воспитательной работы | В течение года | Педагоги, соц педагог, психолог, классные руководители. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ№7»
_________________В.В. Застрожина
Приказ № 404 от 12.09.2022
Программа
методического объединения
«Работа с детьми - мигрантами по их социальной и языковой адаптации»
г. Нижневартовск
2022
Паспорт программы
Муниципальное образование | Город Нижневартовск |
Образовательная организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МБОУ СШ №7» |
Юридический и фактический адрес | 628611, г. Нижневартовск, ул. Омская, 2 «а» |
ФИО, должность руководителя | Застрожина Виктория Викторовна, директор МБОУ «СШ№7» |
Разработчики программы | Застрожина В.В. Сейфулина О.В., Останина М.Н., Потапова Л.В. |
Сайт | https://school7.gosuslugi.ru |
Основания для разработки программы |
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Устав образовательного учреждения — Указ Президента Российской Федерации от 21 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 02.07.2021 №З59-рп «О Стратегии цифровой трансформации ХМАО-Югры»; |
Цель | Создание условий, содействующих социальной адаптации детей к системе образования и в целом к жизни. |
Задачи |
|
Категории слушателей | Руководящие и педагогические работники образовательной организации, родители, представители национальных диаспор |
Сроки реализации | 2022-2025 учебный год |
Ожидаемые результаты | 1.Успешная социальная и языковая адаптация детей-мигрантов. 2.Повышение качества знаний учащихся –мигрантов по всем изучаемым предметам. 3.Уменьшение проявления отклонений в поведении и обучении. 4.Сформированность навыков эффективного бесконфликтного общения. 5.Повышение уровня удовлетворенности педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми. |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает
крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному
дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о
дезориентации детей всех возрастов. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму.
Очевидно, что особое внимание в проблеме миграции следует уделять
решению вопросов психолого-педагогической адаптации как взрослых, так и детей. Адаптация, трудности социального характера (плохое
материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной
среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие
способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания.
Согласно статистическим данным, с каждым годом увеличивается количество детей-мигрантов обучающихся в МБОУ «СШ №7».
Это дети из стран ближнего зарубежья (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия). Усиливающаяся миграция привела
к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих материальные, социальные и
образовательные трудности в адаптации к новым социальным условиям, иной языковой среде и культуре. Большинство детей мигрантов переживают опыт продолжительной разлуки с родственниками. Несмотря на это, количество мигрирующих людей растет год от года. Здесь особенно важна роль педагогов – стиль общения и манеры преподавания; основы, на которых строятся взаимоотношения с детьми и их родителями;
взаимодействие культурных идентичностей преподавателя и учащихся; способности создать толерантный климат в учебном заведении.
Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный
субъект, который испытывает влияние многих культур, и педагогу следует быть очень чувствительным к особенностям культурных характеристик
детей из семей мигрантов. Необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию, выявлять причины «необычного» поведения учащегося, исходя из его культурного контекста. Данная программа разработана для детей-мигрантов, обучающихся в российской общеобразовательной школе. Этническая неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток как на взаимоотношения детей и подростков между собой, так и на взаимоотношения с педагогами. Некоторые из детей при поступлении в школу имеют языковой барьер, так как в семьях разговаривают на родном (не русском) языке.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.
В основе структуры предлагаемой нами Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей-мигрантов к новым для них социокультурным условиям.
Целевая аудитория: программа предназначена для педагогических работников образовательной организации, родителей, представителей национальных диаспор.
Предполагаемые результаты реализации программы:
1.Успешная социальная и языковая адаптация детей-мигрантов.
2.Повышение качества знаний учащихся –мигрантов по всем изучаемым предметам.
3.Уменьшение проявления отклонений в поведении и обучении.
4.Сформированность навыков эффективного бесконфликтного общения.
5.Повышение уровня удовлетворенности педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми.
.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель методического объединения «Работа с детьми –мигрантами по их языковой и социальной адаптации:
-создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни.
Задачи методического объединения:
-оказание информационно-методической поддержки педагогическим работникам, распространение положительного педагогического опыта;
-формирование культурной и языковой компетентности обучающихся, освоение ими учебных программ;
-воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур;
- активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации;
- участие в реализация мероприятий регионального проекта по работе с семьями мигрантов.
З. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Комплексная программа по социализации (адаптации) детей мигрантов включает в себя три этапа:
1.Подготовительный этап (формирование банка данных образовательного учреждения, определение форм и методов работы). 1 этап: подготовительный (октябрь 2021 года)
1. Планирование деятельности МО
2, Согласование плана работы с МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования».
З. Формирование и утверждение состава Совета (сентябрь)
2.Основной этап (внедрение разработанных форм и методов работы по соответствующим направлениям). (0ктябрь- апрель)
Программа социализации детей мигрантов включает следующие направления:
- диагностическое;
- консультационное;
- просветительское;
- коррекционно-развивающее;
- профилактическое.
- Заключительный этап (завершение мероприятий по реализации программы, мониторинг, анализ полученных результатов). (апрель-май)
Каждый этап программы представляет собой завершенный цикл деятельности, сопровождающийся накопленным в банке данных
информацией, и заканчивается контролем и анализом полученных результатов.
Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости, безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.
5.Направления деятельности методического объединения «Работа с детьми-мигрантами по их языковой и культурной адаптации»
-Учебная адаптация
-Социально-психологическая адаптация
-Культурная адаптация
Ключевыми направлениями этого процесса являются:
- Включение обучающихся в учебно-воспитательную деятельность класса и школы.
- Овладение особенностями межличностного взаимодействия со сверстниками, с педагогами.
- Вовлечение в местную подростковую и молодежную культуру.
- Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным многообразием социальной среды.
Программа предусматривает помощь в социальной адаптации детей- мигрантов, и педагогическую поддержку родителей детей- мигрантов,
организацию мероприятий, способствующих формированию позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях округа, что
позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории людей.
Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса; опирается на такие принципы, как:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-
образовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей мигрантов в у с л о в и я х ненасильственного гуманистического развития;
- гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы. Программа является основополагающим документом,
разработанным в соответствии с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения.
6. Формы и методы работы:
- Анкетирование, социальный опрос;
- Индивидуальные консультации (для педагогов, обучающихся и родителей);
- Групповые консультации (для обучающихся и родителей);
- Групповые занятия для обучающихся;
- Круглый стол
- Семинары
7. Кадровое обеспечение реализации Программы:
- Администрация образовательного учреждения
(осуществление подготовки, повышения квалификации специалистов для работы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению процесса правового воспитания школьников).
- Педагоги-психологи:
конкретная помощь учащимся в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит
социализация ребенка. Организация системы занятий с участниками образовательного процесса:
- по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива;
- по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);
- по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов);
- проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе.
- Логопед:
проведение логопедических занятий по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи у детей с
билингвизмом в начальной школе. Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного и пассивного). Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских слов для данного возраста. Развитие высших психических функций и мелкой моторики.
Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи.
- Социальный педагог:
профилактическая работа с семьями детей, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, вовлечение в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.
8. Социальное партнерство школы в рамках реализации Программы
- Администрация г. Нижневартовска. Участие в заседаниях КДН и ЗП (по согласованию) в течение года (по плану КДН и ЗП).
- Консультирование обучающихся и их родителей в течение года соц. педагог. Проведение совместных профилактических мероприятий в течение года.
- Сотрудничество с национальными диаспорами.
4.Сотрудничество с учреждения доп. образования.
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Успешная социальная и языковая адаптация детей-мигрантов.
2.Повышение качества знаний учащихся –мигрантов по всем изучаемым предметам.
3.Уменьшение проявления отклонений в поведении и обучении.
4.Сформированность навыков эффективного бесконфликтного общения, в том числе на межнациональной почве.
5.Повышение уровня удовлетворенности педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми
10. ПЛАН РАБОТЫ
№ | Тема | Сроки проведения | Категория участников | Организационная форма | Ответственный | Ожидаемый результат |
1. | Организация деятельности методического объединения «Работа с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации» | 22.09.2022 | Совет МО с приглашением педагогов школы | Инструктивно- методическое совещание | Руководитель МО, куратор Форсайт-центра от МАУ города Нижневартовска «Центр развития образования» | Состав Совета МО, план работы на 2022-2023 учебный год, программа работы МО |
2. | Практика работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации. Анализ уровня адаптации вновь прибывших учащихся к условиям обучения в школе. | 17.11.2022 | Совет МО с приглашением педагогов школы | Семинар-практикум | Совет МО | Положительная динамика качества работы педколлектива по созданию условий для успешной адаптации детей- мигрантов, выявление проблем, определение путей решения |
3. | Практика работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации. Анализ уровня адаптации вновь прибывших учащихся к условиям обучения в школе. Анализ деятельности за полугодие. | 08.122022 | Совет МО с приглашением педагогов школы | Семинар-практикум | Совет МО | Положительная динамика качества работы педколлектива по созданию условий для успешной адаптации детей- мигрантов |
4. | Развитие сетевого взаимодействия, сотрудничества с организациями и учреждениями дополнительного образования | 16.02 2023 | Совет МО, представители ЦДТ, национальных диаспор | Круглый стол | Совет МО, представители диаспор | Положительная динамика качества работы педколлектива по созданию условий для успешной адаптации детей- мигрантов |
5. | Обобщение и представление положительного опыта работы педагогов по успешной языковой и социальной адаптации детей- мигрантов. Результаты мониторинга. Проблемное планирование на следующий учебный год. | 16.04.2023 | Администрация школы, Совет МО, куратор МО, Педагоги школы, представители диаспор | Семинар | Совет МО | Создан методический банк для учителей –предметников и классных руководителей, родителей учащихся |
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ Живя в условиях крупномасштабной миграции населения, образовательная организация вынуждена принимать срочные меры и создавать условия для успешной социализации и языковой адаптации семей мигрантов, дети которых не знаю или очень плохо владеют русским языком. Образовательные организации внедряют в практику педагогической деятельности активные формы и методы работы, позволяющие дифференцированно, личностно- ориентированно проводить образовательную деятельность с детьми данной категории. Результатом проводимой работы становятся следующие показатели: 1.Успешная социальная и языковая адаптация детей-мигрантов. 2.Повышение качества знаний учащихся –мигрантов по всем изучаемым предметам. 3.Уменьшение проявления отклонений в поведении и обучении. 4.Сформированность навыков эффективного бесконфликтного общения. 5.Повышение уровня удовлетворенности педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми |