Участие в инновационной деятельности

Останина Марина Николаевна

Участие в инновационной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол №1

заседания муниципального методического объединения «Работа с детьми-мигрантами по их языковой и социальной адаптации» от 20 октября 2022 года

Присутствовали: педагоги образовательных организаций- 24 человека.

Повестка

1.Организация деятельности муниципального методического объединения «Работа с детьми-мигрантами по их языковой и социальной адаптации».

2.Представление опыта работы педагогов   МБОУ «СШ№7» с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации.

Выступили:

1.Застрожина В.В. , директор МБОУ «СШ№7» - об опыте работы педагогов  МБОУ «СШ№7» с детьми-мигрантами,  о цели  и задачах  деятельности  муниципального методического объединения, о плане работы на 2022-2023  учебный год.

2.Саулич Н.М., методист   Центра развития образования города Нижневартовска- о деятельности муниципальных методических объединений, о цели и задачах   методического объединения по работе с детьми-мигрантами.

3.Останина М.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№7» - об опыте работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации на уроках русского языка.

4.Анисимова А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№7»- об опыте работы  с детьми- мигрантами по их языковой  и социальной  адаптации на уроках русского языка.

5.Останин В.И.- учитель математики МБОУ «СШ№7» - об опыте работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации на уроках математики.

Постановили:

1. Информацию принять к сведению.

2.  На базе муниципального методического объединения продолжить обмен и распространение опыта практической   работы педагогов образовательных организаций с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ№7»

________________Застрожина В.В.

                                                                               Приказ № 404 от 12.09.2022                    

СОСТАВ СОВЕТА

муниципального методического объединения

 «Работа с детьми-мигрантами по их языковой и социальной адаптации»

на 2022-2023 учебный год

Куратор -  Саулич Наталья Михайловна

№ п/п

ФИО

Должность

Наименование ОО

1.

Сейфулина Ольга Викторовна

Зам. директора по УВР

МБОУ «СШ№7»

2.

Останина Марина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

3.

Латыпова Зульфия Габдуловна

Учитель физики

4.

Чихачева Лариса Васильевна

Учитель математики

5.

Нафикова Алена Маратовна

Учитель начальных классов

6.

Ганеева Елена Юрьевна

Учитель иностранного языка

7.

Ожгибесова Екатерина Юрьевна

Педагог-психолог

8.

Осипова Ксения Владимировна

Зам. директора по ВР



Предварительный просмотр:

                                                                                                    Утверждаю

                                                                                                    Директор МБОУ «СШ№7»

                                                                                                    ___________В.В. Застрожина

                                                                                                                                                                Приказ № 404 от 12.09.2022                    

                                    План работы с детьми-мигрантами,

                                    обучающимися    в МБОУ «СШ№7»  

Цель: педагогическая поддержка адаптации и социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

                            Организационные мероприятия

1

Обновление банка данных обучающихся-мигрантов

Сентябрь-ноябрь

Соц. педагог, классные руководители

2.

Проверка условий жизни ребенка, составление актов жилищно-бытовых условий

Сентябрь-ноябрь

Соц. педагог, классные руководители

3.

Организация каникулярного отдыха детей.

Каникулы

Соц. педагог, классные руководители

4.

Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами, разъяснение статей законодательства

В течение года

Соц. педагог

5.

Выявление интересов и склонностей детей, запись в объединения доп. образования.

Сентябрь-октябрь

Соц. педагог, классные руководители

                                                Диагностическая работа

1.

Диагностика уровня социальной адаптации, учебной мотивации,

Индивидуальная работа с детьми «группы риска»

Декабрь

В течение года

Соц. Педагог, психолог

                                              Консультационная работа

1.

Групповые консультации для детей и родителей

В течение года

Соц. Педагог, психолог, кл. руководители

2.

Индивидуальные консультации для детей и родителей.

В течение года

По запросу

Соц. Педагог, психолог, кл. руководители

                                          Коррекционно- развивающая работа

1.

Реализация индивидуальных учебных планов, коррекционно-развивающих программ работы с детьми мигрантами, планов воспитательной работы

В течение года

Педагоги, соц педагог, психолог, классные руководители.

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»

                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                              Директор МБОУ «СШ№7»

                                                             _________________В.В. Застрожина

                                                             Приказ № 404 от 12.09.2022                    

                                         

Программа

методического объединения

«Работа с детьми - мигрантами по их социальной и   языковой адаптации»

                

г. Нижневартовск

2022

Паспорт программы

Муниципальное образование

Город Нижневартовск

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МБОУ СШ №7»

Юридический и фактический адрес

628611, г. Нижневартовск, ул. Омская, 2 «а»

ФИО, должность руководителя

Застрожина Виктория Викторовна, директор МБОУ «СШ№7»

Разработчики программы

Застрожина В.В. Сейфулина О.В., Останина М.Н., Потапова Л.В.

E-mail

school7_nv@mail.ru

Сайт

https://school7.gosuslugi.ru

Основания для разработки программы

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Семейного Кодекса Российской Федерации
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  5. Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  6. Федеральный закон Российской Федерации 29.12.2010 №436-ФЗ «О

защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»
  2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

Устав образовательного учреждения

— Указ Президента Российской Федерации от 21

№474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 02.07.2021 №З59-рп «О Стратегии цифровой трансформации ХМАО-Югры»;

Цель

Создание условий, содействующих социальной адаптации детей к системе образования и в целом к жизни.

Задачи

  • Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
  • оказание информационно-методической поддержки педагогическим работникам, распространение положительного педагогического опыта оказание информационно-методической поддержки педагогическим работникам, распространение положительного педагогического опыта;
  • Формирование культурной компетентности обучающихся.
  • Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур
  • Воспитание толерантного сознания у учащихся школы
  • Активное включение родителей детей-мигрантов в процесс адаптации.

Категории слушателей

Руководящие и педагогические работники образовательной организации, родители, представители национальных диаспор

Сроки реализации

2022-2025 учебный год

Ожидаемые результаты

1.Успешная социальная и языковая адаптация детей-мигрантов.

2.Повышение качества знаний учащихся –мигрантов по всем изучаемым предметам.

3.Уменьшение проявления отклонений в поведении и обучении.

4.Сформированность навыков эффективного бесконфликтного общения.

5.Повышение уровня удовлетворенности педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает

крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному

дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о

дезориентации детей всех возрастов. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму.

Очевидно, что особое внимание в проблеме миграции следует уделять

решению вопросов психолого-педагогической адаптации как взрослых, так и детей. Адаптация, трудности социального характера (плохое

материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной

среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие

способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания.

Согласно статистическим данным, с каждым годом увеличивается количество детей-мигрантов обучающихся в МБОУ «СШ №7».

Это дети из стран ближнего зарубежья (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия). Усиливающаяся миграция привела

к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих материальные, социальные и

образовательные трудности в адаптации к новым социальным условиям, иной языковой среде и культуре. Большинство детей мигрантов переживают опыт продолжительной разлуки с родственниками. Несмотря на это, количество мигрирующих людей растет год от года. Здесь особенно важна роль педагогов – стиль общения и манеры преподавания; основы, на которых строятся взаимоотношения с детьми и их родителями;

взаимодействие культурных идентичностей преподавателя и учащихся; способности создать толерантный климат в учебном заведении.

Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный

субъект, который испытывает влияние многих культур, и педагогу следует быть очень чувствительным к особенностям культурных характеристик

детей из семей мигрантов. Необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию, выявлять причины «необычного» поведения учащегося, исходя из его культурного контекста. Данная программа разработана для детей-мигрантов, обучающихся в российской общеобразовательной школе. Этническая неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток как на взаимоотношения детей и подростков между собой, так и на взаимоотношения с педагогами. Некоторые из детей при поступлении в школу имеют языковой барьер, так как в семьях разговаривают на родном (не русском) языке.

Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

В основе структуры предлагаемой нами Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей-мигрантов к новым для них социокультурным условиям.

Целевая аудитория: программа предназначена для педагогических работников образовательной организации, родителей, представителей национальных диаспор.  

Предполагаемые результаты реализации программы:

1.Успешная социальная и языковая адаптация детей-мигрантов.

2.Повышение качества знаний учащихся –мигрантов по всем изучаемым предметам.

3.Уменьшение проявления отклонений в поведении и обучении.

4.Сформированность навыков эффективного бесконфликтного общения.

5.Повышение уровня удовлетворенности педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми.

.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель методического объединения «Работа с детьми –мигрантами по их языковой и социальной адаптации:

 -создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни.

Задачи методического объединения:

-оказание информационно-методической поддержки педагогическим работникам, распространение положительного педагогического опыта;

-формирование культурной и языковой компетентности обучающихся, освоение ими учебных программ;

-воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с    представителями разных культур;

- активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации;

- участие в реализация мероприятий регионального проекта по работе с семьями мигрантов.

З. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Комплексная программа по социализации (адаптации) детей мигрантов включает в себя три этапа:

1.Подготовительный этап (формирование банка данных образовательного учреждения, определение форм и методов работы). 1 этап: подготовительный (октябрь 2021 года)

1. Планирование деятельности МО

2, Согласование плана работы с МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования».

З. Формирование и утверждение состава Совета (сентябрь)

            2.Основной этап (внедрение разработанных форм и методов работы по соответствующим направлениям). (0ктябрь- апрель)

Программа социализации детей мигрантов включает следующие направления:

  • диагностическое;
  • консультационное;
  • просветительское;
  • коррекционно-развивающее;

  - профилактическое.

  1. Заключительный этап (завершение мероприятий по реализации программы, мониторинг, анализ полученных результатов). (апрель-май)

       Каждый этап программы представляет собой завершенный цикл деятельности, сопровождающийся накопленным в банке данных

информацией, и заканчивается контролем и анализом полученных результатов.

      Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости, безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.

5.Направления деятельности методического объединения «Работа с детьми-мигрантами по их языковой и культурной адаптации»

-Учебная адаптация

-Социально-психологическая адаптация

-Культурная адаптация

Ключевыми направлениями этого процесса являются:

  1. Включение обучающихся в учебно-воспитательную деятельность класса и школы.
  2. Овладение особенностями межличностного взаимодействия со сверстниками, с педагогами.
  3. Вовлечение в местную подростковую и молодежную культуру.
  4. Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным многообразием социальной среды.

Программа предусматривает помощь в социальной адаптации детей- мигрантов, и педагогическую поддержку родителей детей- мигрантов,

организацию мероприятий, способствующих формированию позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях округа, что

позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории людей.

Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса; опирается на такие принципы, как:

  • признание и уважение общечеловеческих ценностей;
  • развитие национально-культурной идентичности;
  • обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-

образовательной среде;

  • поддержка индивидуальности детей мигрантов в у с л о в и я х ненасильственного гуманистического развития;
  • гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы. Программа является основополагающим документом,

разработанным в соответствии с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения.

                                   

 

 6.  Формы и методы работы:

  • Анкетирование, социальный опрос;
  • Индивидуальные консультации (для педагогов, обучающихся и родителей);
  • Групповые консультации (для обучающихся и родителей);
  • Групповые занятия для обучающихся;
  • Круглый стол
  • Семинары

                          7. Кадровое обеспечение реализации Программы:

  • Администрация образовательного учреждения

(осуществление подготовки, повышения квалификации специалистов для работы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению процесса правового воспитания школьников).

  • Педагоги-психологи:

конкретная помощь учащимся в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит

социализация ребенка. Организация системы занятий с участниками образовательного процесса:

  1. по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива;
  2. по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);
  3. по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов);
  4. проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе.
  • Логопед:

проведение логопедических занятий по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи у детей с

билингвизмом в начальной школе. Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного и пассивного). Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских слов для данного возраста. Развитие высших психических функций и мелкой моторики.

Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи.

  • Социальный педагог:

профилактическая работа с семьями детей, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, вовлечение в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.

                      8. Социальное партнерство школы в рамках реализации Программы

  1. Администрация г. Нижневартовска. Участие в заседаниях КДН и ЗП (по согласованию) в течение года (по плану КДН и ЗП).
  2. Консультирование обучающихся и их родителей в течение года соц. педагог. Проведение совместных профилактических мероприятий в течение года.
  3. Сотрудничество с национальными диаспорами.

4.Сотрудничество с учреждения доп. образования.

9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Успешная социальная и языковая адаптация детей-мигрантов.

2.Повышение качества знаний учащихся –мигрантов по всем изучаемым предметам.

3.Уменьшение проявления отклонений в поведении и обучении.

4.Сформированность навыков эффективного бесконфликтного общения, в том числе на межнациональной почве.

5.Повышение уровня удовлетворенности педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми

10. ПЛАН РАБОТЫ

Тема

Сроки проведения

Категория участников

Организационная форма

Ответственный

Ожидаемый результат

1.

Организация

деятельности методического объединения «Работа с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации»

22.09.2022

Совет МО с приглашением педагогов школы

Инструктивно-

методическое совещание

Руководитель МО, куратор

Форсайт-центра от МАУ города Нижневартовска «Центр развития

образования»

Состав Совета МО, план работы на 2022-2023 учебный год, программа работы МО

2.

Практика работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации. Анализ уровня адаптации вновь прибывших учащихся к условиям обучения в школе.

17.11.2022

Совет МО с приглашением педагогов школы

Семинар-практикум

Совет МО

Положительная динамика качества работы  педколлектива по созданию условий для успешной адаптации  детей- мигрантов, выявление проблем, определение путей решения

3.

Практика работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации. Анализ уровня адаптации вновь прибывших учащихся к условиям обучения в школе. Анализ деятельности за полугодие.

08.122022

Совет МО с приглашением педагогов школы

Семинар-практикум

Совет МО

Положительная динамика качества работы  педколлектива по созданию условий для успешной адаптации  детей- мигрантов

4.

Развитие сетевого взаимодействия, сотрудничества с организациями и учреждениями дополнительного образования

16.02 2023

Совет МО, представители ЦДТ, национальных диаспор

Круглый стол

Совет  МО, представители диаспор

Положительная динамика качества работы  педколлектива по созданию условий для успешной адаптации  детей- мигрантов

5.

Обобщение и представление положительного опыта работы педагогов по успешной языковой и социальной адаптации детей- мигрантов. Результаты мониторинга.

Проблемное планирование на следующий учебный год.

16.04.2023

Администрация школы, Совет МО, куратор МО,

Педагоги школы, представители диаспор

Семинар

Совет МО

Создан методический банк для учителей –предметников и классных руководителей, родителей учащихся

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ

Живя в условиях крупномасштабной миграции населения, образовательная организация вынуждена принимать срочные меры и создавать условия для успешной социализации и языковой адаптации семей мигрантов, дети которых не знаю или очень плохо владеют русским языком. Образовательные организации внедряют в практику педагогической деятельности активные формы и методы работы, позволяющие дифференцированно, личностно- ориентированно проводить образовательную деятельность с детьми данной категории.

Результатом проводимой работы становятся следующие показатели:

1.Успешная социальная и языковая адаптация детей-мигрантов.

2.Повышение качества знаний учащихся –мигрантов по всем изучаемым предметам.

3.Уменьшение проявления отклонений в поведении и обучении.

4.Сформированность навыков эффективного бесконфликтного общения.

5.Повышение уровня удовлетворенности педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми


Предварительный просмотр: