Индивидуальная работа с обучающимися

Останина Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут для слабоуспевающих обучающихся

9 класса по русскому языку

  1. План работы

 

 

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.   Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

  

 Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом и обязательно с самим ребенком

Сентябрь

Использование диагностических методик   

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

4.   Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках.

В течение учебного года

5.   Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года

6.    Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

В течение учебного года

7.   Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей предметников. Цель: Определение уровня взаимодействия учителя предметника с классным руководителем, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей.

В течение учебного года, по необходимости

8.Контроль за посещаемостью слабоуспевающих учащихся индивидуально-групповых, консультативных занятий.                      Цель: Изучить систему работы учителя предметника с неуспевающими на уроке.

 В соответствии с планом ВШК

 

 

9.Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей, дневников. Работа с тетрадями и дневниками данных учащихся учителей, классного руководителя

10. Наблюдение за работой учителя на дополнительных занятиях. Цель: Как привлекаются неуспевающие к внеурочной деятельности, отношение отстающих ребят к занятиям по предмету.

 В течение каждой четверти

 

В течение года. По мере необходимости

2.  Программа деятельности учителя со слабоуспевающими обучающимися и его родителями

 Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

 Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

 Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)

 Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.

Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

 Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

 Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

3. Выявление  причин неуспеваемости

     В практической работе учителей целью является установление причин неуспеваемости.  Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Это, по сути дела, акты поведения ученика, его поступки. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика.

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

  • пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
  • пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
  • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
  • ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов;
  • трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:
  • слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);
  • несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;
  • недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;
  • недостаточное развитие мотивационной сферы.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое.

4. Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
  • обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает;
  • большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом: тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг); диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся; диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.

5. Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

    Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.                                                                                                                           Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;
  • активизировать самостоятельное мышление;
  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
  • выстраивать позитивные отношения с группой;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этапы формирования положительного отношения к учению

Формируемые отношения

1-й этап

2-й этап

3-й этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

6.  Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

 

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

 

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

 

 

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.

 

 

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

  

   Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

 

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания.

 

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

 

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах

 

и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

7.Индивидуальный план работы с неуспевающими учениками

Тема занятия

Вид  работы

Дата проведения

1-3

Обобщение изученного о тексте: тема, основная мысль текста. Стили речи (урок развития речи)

Индивидуальные занятия

4-5

Типы сложных предложений и средства связи между частями его частями (комбинированный урок)

6-7

Типы речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического характера

8-9

Сложносочиненное предложение, знаки препинания в них. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения

10-12

Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова. Строение сложноподчиненных предложений

13-15

Сложноподчинительные предложения с придаточными определительными

16-19

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, обстоятельственным

20-21

Использование различных стилей речи в художественном предложении. Сжатое изложение с элементами рассуждения

22-24

Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными

25-27

Бессоюзное сложное предложение

28-29

Написание рецензии на газетную статью

30-31

Путевые заметки

32-33

Повторение и систематизация изученного в 9 классе: пунктуация в сложноподчиненном предложении  

34

Контрольная работа



Предварительный просмотр:

План работы  по русскому языку

  со слабоуспевающими учащимися на 2022-2023 учебный год

Учитель русского языка и литературы: Останина Марина Николаевна

Цель и задачи работы:
- ликвидировать пробелы у учащихся в обучении русскому языку - создать условия для успешного индивидуального развития ребенка. - формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду. - повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании. - провести контрольный срез в начале года с целью выявления уровня обученности обучающегося - использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. - регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. - комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.

План работы

 

Мероприятия

Срок

1.      Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

В течение учебного года

 3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти

В течение учебного года

 7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года

 

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩИМ НА УРОКЕ

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе

контроля знаний

учащихся

  1. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  2.  Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  3. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами, таблицами и др.
  4. Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой

В процессе контроля за усвоением

знаний учащимися

1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно  вызывающих у учащихся затруднения.

2. Тщательно анализировать у систематизировать ошибки,
   допускаемые учащимися в устных ответах, письменных  

 работах, концентрировать внимание на их устранение.

3. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

 4. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков учащихся, выявлять причины отставания.

 При изложении

нового материала

  1. Поддерживать интерес к усвоению темы.

  1. Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного
    материала.

  1. Привлечение к высказыванию предложений при
    проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

  1.  Обязательно проверять в ходе урока степень
    понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
  2. Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала.

  1. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной

работы

учащихся на

уроке.

1. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных заданий ряда простых.

2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,

    напоминание приема и способа выполнения. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

3. Инструктирование о рациональных путях выполнения  

    заданий, требованиях к их оформлению.

4. Стимулирование самостоятельных действий. Более

    тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок.

5. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным разделам материала, стремясь меньшим  числом упражнений,  но поданных в определенной системе  достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах.

6. Инструктировать о порядке выполнения работы.

7. Стимулировать постановку вопросов к учителю при

    затруднениях в самостоятельной заботе.

8. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно

    развивать их самостоятельность.

9. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном  темпе и осуществлять контроль.

При

организации

самостоятельной

работы вне

класса.

  1. Выбор для  групп учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

  1. Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  2. Обеспечить для неуспевающих в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

  1. Систематически давать домашнее задание по работе над ошибками.

  1. Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, понимать степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.

  1. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.

                                                   

План индивидуальной работы 

Ф.И.О. ___________________________________

Дата

Тема

Формы ликвидации пробелов

Результат

Информация родителям

 

1. 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

Лист регистрации бесед со слабоуспевающим учащимися и его родителями

Дата проведения

Проблема

Решение

Роспись учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих учащихся

Дата

Ф.И.О. учителя

Проблема

Принятые меры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

 

План индивидуальной работы учителя  Останиной М.Н. с детьми – инофонами на 2020-2021 учебный год

Цель плана: создание условий для обеспечения уровня владения языком детьми - инофонами, необходимого для учебной деятельности в русской школе, жизни в современном городе, активного бытового общения.

Индивидуальная работа с детьми ведется по расписанию, составленным учителем по запросу родителей. Консультация проводится 1 раз в месяц и составляет 1,5 часа.  

Тема, вид работы

Сроки

1

Индивидуальная консультация: лексический минимум по теме, устная работа, тема «Имя существительное».

сентябрь

2

Индивидуальная консультация: лексический минимум, устная работа, тема «Имя прилагательное».

октябрь

3

Индивидуальная консультация: лексический минимум, устная работа, тема «Имя числительное».

ноябрь

4

Индивидуальная консультация: лексический минимум, устная работа, тема «Имя глагол».

ноябрь

5

Индивидуальная консультация: лексический минимум, устная работа, тема «Местоимение».

декабрь

6

Индивидуальная консультация: лексический минимум, устная работа, тема «Предлоги».

январь

7

Индивидуальная консультация: лексический минимум, устная работа, тема «Союзы».

февраль

8

Индивидуальная консультация: лексический минимум, устная работа, тема «Простое предложение».

март

9

Индивидуальная консультация: лексический минимум, устная работа, тема «Текст».

апрель

10

Организация итогового тестирования.

май

Контроль уровня обученности.  Организация входного тестирования

  1. Для проведения тестирования подготовить тематические листы по темам (т.е. картинки).
  2. Подготовить к ним небольшие тексты (5 – 7 предложений) для проверки навыков чтения.
  3. Подготовить таблицу, где будут фиксироваться результаты теста

Образец таблицы:

Фамилия, имя ученика, возраст, класс, родной язык

Лексическая тема

Слушание

Говорение

Чтение

Письмо

Особые замечания

Зафиксировать адекватное восприятие вопросов и параллельно знание лексики

Диалогическое и монологическое высказывание (зафиксировать, сколько фраз сформулировано правильно, сколько неправильно)

Предъявление текста для чтения и фиксация правильности произношения, интонации, скорости чтения

Предложить написать ответы на сформулированные вопросы

Здесь необходимо отметить индивидуальные особенности ребенка (реакцию, общительность, зажатость, дефект речи)

Контроль уровня обученности. Текущее тестирование

 

Описание ошибок

%

Допущено ошибок

Информация для учителя

Фамилия, имя обучающегося

  1. Орфографические

100%

До 60% -допустимый уровень

60-80% - критический

80-100% -низкий (недопустимый)

  1. Грамматические

- предложно-падежные формы

40%

- глаголы движения

80%

- виды глаголы

69%

- согласование

84%

  1. Лексические

  1. Фонетические

33%

Итоговое тестирование Работа над содержанием целого текста. Результаты  фиксируются в таблице