Трансляция педагогического опыта

Останина Марина Николаевна

Трансляцию педагогического опыта осуществляю через выступления на педсоветах, конференциях

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы со слабоуспевающими детьми на уроках русского языка Останина Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №7»

Слайд 2

Причины неуспеваемости: дети с несформированным отношением к обучению; дети, с трудом усваивающие учебный материал; дети, у которых не сформированы навыки учебной деятельности; дети, у которых отсутствуют познавательные интересы; дети, не умеющие трудиться.

Слайд 3

Последовательность работы со слабоуспевающими детьми: формирование понятий, развитие умений и навыков, контроль с фиксированием достижений, коррекция.

Слайд 4

Карта памяти (Тони Бьюзен – автор методики запоминания)

Слайд 5

Карта памяти (Тони Бьюзен – автор методики запоминания)

Слайд 6

Передайте сжато основное содержание текста. Объём изложения не менее 15 слов. Полностью переписанный текст не оценивается. Недостаточно, чтобы художник-пейзажист верно изобразил на холсте деревья, берег реки, леса, поля, гористую даль, морской простор. Важно, чтобы он сумел раскрыть в картине свое отношение к изображенной природе, показал, какое впечатление он производит на человека. Мы говорим: «веселый дождик», «унылое небо», «пробудившийся от зимнего сна лес», «грозно нахмурившееся море». Когда пейзажист пишет дождик веселым, небо унылым, лес проснувшимся, а море хмурым, он передает зрителю настроение, которое вызвала в его душе та или иная картина природы, и это является признаком мастерства художника.

Слайд 7

Художник-пейзажист верно изобразил природу Сумел раскрыть отношение к природе Пейзажист передает настроение Признак мастерства художника

Слайд 8

Сжатое изложение Мастерство художника-пейзажиста проявляется в умении не только верно изображать природу, но и передавать зрителю то настроение, которое она вызывает в его душе. (22 слова)

Слайд 11

Диагностическая карта

Слайд 12

Динамика репетиционных экзаменов 9а 9в

Слайд 13

Результаты ОГЭ по русскому языку 9а 9в

Слайд 14

«Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как происходит его становление». Л.С.Выготский



Предварительный просмотр:

Формы и методы работы со слабоуспевающими детьми на уроках русского языка.

Останина М.Н., учитель

русского языка и литературы

МБОУ «СШ №7»

г. Нижневартовск

   Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка». В формате сегодняшней встречи хочу остановиться лишь на использовании элементов критического мышления», так как это приносит результат в моей работе.

   В педагогической деятельности меня всегда волновали и волнуют вопросы, связанные с обучением слабоуспевающих учащихся. Накоплению представляемого сегодня опыта работы предшествовало определенное условие - это работа с детьми-мигрантами.

   Проанализировав причины неуспеваемости, таких детей можно разделить на следующие категории:

1) дети с несформированным отношением к обучению;

2) дети, с трудом усваивающие учебный материал;

3) дети, у которых не сформированы навыки учебной деятельности;

4) дети, у которых отсутствуют познавательные интересы;

5) дети, не умеющие трудиться.

Главная цель моей работы - формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка у всех учеников.

В связи с этим основной моей задачей является научить применять школьников полученные знания на практике.

В качестве примера хочу представить работу со слабоуспевающими учащимися 9-ых классов, где доля мигрантов составляет 37%. Почему 9 классы? Во-первых, это еще свежо в памяти, а во-вторых, это итог моей работы с 5 по 9 класс.

   Работа выстраивается в следующей последовательности:

формирование понятий;

развитие умений и навыков;

обязательно контроль с фиксированием достижений;

и завершает коррекция (как необходимый элемент в системе)

 Все мы прекрасно понимаем, что особых программ с детьми-мигрантами нет. Учитель остается один на один с такими детьми. Поэтому я хочу представить свой опыт работы в данном направлении, а именно, использование кластеров или всем известные опорные конспекты.

Все они выглядят по –разному. И в процессе подготовки детей к экзамену я случайно наткнулась на «карты памяти» Тони Бьюзена, британского психолога, автора методики запоминания. Такие карты являются очень компактными, продуктивными и даже для трудно запоминающихся тем. Приведу 2 примера. Тема «Вводные слова». Мы знаем, что их очень много – запомнить их довольно-таки трудно, поэтому в совместной работе, используя, где возможно, иллюстрации, выделяем группы вводных слов и приводим примеры. В итоге у нас получается карта, которую можно использовать для малозатратного по времени многократного повторения, что имеет большое значение, именно для слабоуспевающих детей. Они раскрепощаются и принимают активное участие в работе: это некий помощник – посмотрел -вспомнил.

Карты памяти можно составлять на самые разнообразные темы. Например, «Виды обстоятельств». Такая работа приносит положительные результаты, о них скажу чуть позже.

   При подготовке к экзамену очень сложной и кропотливой работой является написание сжатого изложения. Слабым ученикам очень трудно сократить текст, поэтому я начинаю работу с небольшого текста, постепенно увеличивая количество слов. Например, задание: передайте сжато основное содержание текста. Объём изложения не менее 15 слов.
Полностью переписанный текст не оценивается.
  Здесь для воспроизведения содержания сжатого изложения я снова использую опорную схему в виде кластера. Выделяем главное, обобщаем, исключаем. И у нас получается вот такой кластер. И на основе этого воспроизводим содержание сжатого изложения.

(Слайд)

    При обучении написанию сочинения-рассуждения эффективным является работа в парах или в группах. Приведу пример групповой работы. Делю класс таким образом, чтобы сильные учащиеся оказались в одной группе со слабыми детьми. Используя поисковый метод, дети на лепестках записывают определение понятия. Например, сочинение 15.3: как вы понимаете значение слова «доброта»? При затруднении учащиеся используют толковые словари или интернет-ресурсы.  В завершении работы появляется кластер в виде ромашки.

   На следующем этапе работы происходит развитие умений и навыков. Теперь нам нужно найти примеры доброты в тексте. Здесь следует отметить, что тексты встречаются разные, порой сложные для понимания. Для этого я, используя метапредметные связи, предлагаю ученикам задание: выписать примеры доброты из предложенных отрывков художественного произведения  (выбираю отрывки попроще), например, «Сын полка» В.Катаева. В результате у нас появляется вторая ромашка с примерами из художественного произведения. В процессе работы сформировались две ромашки, две опорные точки, которыми ребёнок может пользоваться при написании сочинения.

  Работа по формированию и развитию умений и навыков сопровождается обязательным контролем: текущим, тематическим, итоговым с фиксированием достижений каждого ученика.

(Слайд) Диагностическая карта, где «+» означает успешное выполнение задания.

   На этапе коррекции, проанализировав образовательный маршрут ученика, готовлю индивидуальные задания для дальнейшей работы.

   Построенная таким образом система работы приносит положительные результаты, в том числе у детей-мигрантов.  В диаграмме представлены результаты репетиционных экзаменов, где, сравнивая с входным контролем, прослеживается уменьшение неудовлетворительных оценок.

   Самое главное достижение в моей работе – это результаты ОГЭ по русскому языку, с которым ребята успешно справились. А успехи моих учеников – это мои успехи.

   В заключение мне бы хотелось процитировать слова Льва Семеновича Выготского: «Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как происходит его становление.»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Протокол №1

заседания муниципального методического объединения «Работа с детьми-мигрантами по их языковой и социальной адаптации» от 20 октября 2022 года

Присутствовали: педагоги образовательных организаций- 24 человека.

Повестка

1.Организация деятельности муниципального методического объединения «Работа с детьми-мигрантами по их языковой и социальной адаптации».

2.Представление опыта работы педагогов   МБОУ «СШ№7» с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации.

Выступили:

1.Застрожина В.В. , директор МБОУ «СШ№7» - об опыте работы педагогов  МБОУ «СШ№7» с детьми-мигрантами,  о цели  и задачах  деятельности  муниципального методического объединения, о плане работы на 2022-2023  учебный год.

2.Саулич Н.М., методист   Центра развития образования города Нижневартовска- о деятельности муниципальных методических объединений, о цели и задачах   методического объединения по работе с детьми-мигрантами.

3.Останина М.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№7» - об опыте работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации на уроках русского языка.

4.Анисимова А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№7»- об опыте работы  с детьми- мигрантами по их языковой  и социальной  адаптации на уроках русского языка.

5.Останин В.И.- учитель математики МБОУ «СШ№7» - об опыте работы с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации на уроках математики.

Постановили:

1. Информацию принять к сведению.

2.  На базе муниципального методического объединения продолжить обмен и распространение опыта практической   работы педагогов образовательных организаций с детьми- мигрантами по их языковой и социальной адаптации.